Dark Emu
![]() | |
Автор | Брюс Паско |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Научная литература История |
Дата публикации | 2014 |
Место публикации | Австралия |
ISBN | 1921248017 |
Темный эму: черные семена: сельское хозяйство или случайность? — научно-популярная книга Брюса Паско, вышедшая в 2014 году . В нем пересматриваются колониальные отчеты об аборигенах Австралии и приводятся свидетельства доколониального сельского хозяйства , инженерного дела и строительства зданий аборигенами и жителями островов Торресова пролива . Второе издание, опубликованное под названием « Темный эму: аборигены Австралии и зарождение сельского хозяйства» , было опубликовано в середине 2018 года, а версия книги для более молодых читателей под названием « Молодой темный эму: правдивая история » была опубликована в 2019 году.
И первое, и детское издания вошли в шорт-лист крупных наград, а первое получило две награды на Литературной премии премьер-министра Нового Южного Уэльса . Книга также оказалась очень популярной среди австралийской публики: к середине 2021 года было продано 250 000 экземпляров. Говорят, что его сильные стороны заключаются в стиле повествования , что делает его более доступным для широкого читателя, чем более научные исследования истории аборигенов в прошлом.
Точность « темного эму» обсуждалась в австралийских СМИ и политической сфере, а ряд ученых раскритиковали тезис Паско о том, что коренное австралийское общество в значительной степени основывалось на оседлом сельском хозяйстве, а не на охоте и собирательстве . Однако его приветствовали как вклад в дальнейшие исследования истории коренных народов.
Издания
Первое издание под названием « Темный эму: черные семена: сельское хозяйство или несчастный случай?» , было опубликовано издательством Magabala Books в 2014 году. Название относится к так называемому эму в небесном созвездии в астрономии аборигенов , известному как Гугурмин, или «темный эму» у народа вираджури . [ 1 ] [ 2 ]
Второе издание под названием « Темный эму: аборигены Австралии и рождение сельского хозяйства» было опубликовано в июне 2018 года. [ 3 ] а версия книги для юных читателей под названием Young Dark Emu: A Trueer History была опубликована в 2019 году. [ 4 ] Версия 2019 года вошла в шорт-лист Премии Аделаидского фестиваля в области литературы 2020 года в разделе «Премия детской литературы». [ 5 ]
Содержание
В книге «Тёмный эму» Паско опирается на сочинения первых британских поселенцев и на научные исследования последних десятилетий, чтобы доказать, что традиционное общество аборигенов характеризовалось сельским хозяйством, аквакультурой, сложной инженерией, деревнями с постоянными постройками и другими особенностями, которые несовместимы с мнением, что аборигены Австралии были только охотниками-собирателями. [ 6 ] [ 7 ] Он заявляет: «Убеждение в том, что аборигены были «простыми» охотниками-собирателями, использовалось как политический инструмент для оправдания лишения собственности». [ 8 ]
Паско цитирует Чарльза Стерта , Томаса Митчелла и других исследователей и поселенцев, которые описывают стоги сена, стога, посевы и деревни аборигенов, а также аборигенов, практикующих отбор семян, подготовку почвы, сбор урожая и хранение излишков урожая. [ 8 ] Он также описывает встречу Стерта в 1845 году с сотнями аборигенов, которые жили в деревне недалеко от Купер-Крик , и предложили ему воду, жареную утку, пирог и хижину, в которой он мог переночевать. [ 9 ] [ 10 ] Паско заключает, что «большинство австралийских аборигенов находились ... на ранних стадиях сельскохозяйственного общества и, можно утверждать, опережали многие другие части мира». [ 11 ] [ 7 ]
Паско приводит свидетельства существования плотин, плотин, шлюзов и ловушек аборигенов и утверждает, что доколониальные аборигены занимались аквакультурой. [ 12 ] [ 13 ] Он цитирует работу археолога Хизер Билт и палинолога Питера Кершоу и приходит к выводу, что места на озере Конда на западе Виктории представляют собой тщательно сконструированные ловушки для угрей и рыбы, связанные с постоянными каменными постройками, построенными народом Гундитджмара около 8000 лет назад. [ 14 ] [ 13 ]
Паско цитирует рассказы девятнадцатого века об аборигенах, живших в деревнях и городах с прочными хижинами, самая большая из которых могла вместить 30-40 человек. Стерт сообщил о городе с населением 1000 человек на реке Дарлинг. Паско утверждает, что такие города, как коллекция каменных построек на озере Конда, являются свидетельством оседлой или полуоседлой культуры аборигенов. Он заключает: «Постоянное жилье было особенностью экономики аборигенов до контакта и ознаменовало движение к зависимости от сельского хозяйства». [ 15 ] [ 7 ]
Паско признает, что он в долгу перед работой Руперта Герритсена , который в 2008 году опубликовал книгу «Австралия и истоки сельского хозяйства» , в которой утверждалось, что некоторые аборигены были фермерами в такой же степени, как и охотниками-собирателями. Паско также опирается на работу историка Билла Гэммеджа , автора книги «Самое большое поместье на Земле: как аборигены создали Австралию» (2012), в которой рассматривается, как аборигены использовали огонь , плотины и урожай , чтобы устойчиво поддерживать себя в окружающей среде. [ 16 ] [ 7 ]
В последних двух главах Dark Emu , озаглавленных «Австралийская сельскохозяйственная революция» и «Принятие истории и создание будущего», Паско выступает за изменения в нынешних австралийских методах ведения сельского хозяйства и образе жизни. [ 17 ] Паско говорит, что Австралия могла бы поучиться у культуры коренных народов и ухода за землей, заменив пшеницу местными травами и употребляя в пищу кенгуру , а не крупный рогатый скот . [ 18 ] [ 7 ]
Прием
Продажи и отзывы
Книга получила признание критиков, выиграв две литературные премии премьер-министра Нового Южного Уэльса («Книга года» и «Приз писателей коренных народов»). [ 9 ] и вошел в шорт-лист двух других премий (Премия за историческую книгу Литературной премии Квинсленда и Премия премьер-министра штата Виктория за писательство коренных народов), [ 2 ] а также массовое признание. [ 19 ] [ 20 ] [ 18 ] Он был рассмотрен тремя австралийскими ассоциациями учителей: [ 21 ] заслужил положительные отзывы в других СМИ, [ 22 ] [ 23 ] и, получив наибольшее количество номинаций со стороны общественности, была выбрана первой книгой, обсуждавшейся на первом заседании Парламентского книжного клуба. [ 24 ] [ 25 ] Новое издание вышло в 2018 году. [ 26 ] К середине 2021 года было продано 250 000 экземпляров книги. [ 27 ] Есть аудиокнига и электронная версия. [ 28 ]
Хвалить
Историк Билл Гэммидж , чья работа 2012 года «Самое большое поместье на Земле: как аборигены создали Австралию» повлияла на «Тёмного эму» , высоко оценил дар Паско создавать повествование, которое бросает вызов предубеждениям многих читателей. Он восхищался книгой за ее влияние, но добавил, что Паско иногда романтизирует общество коренных народов до контакта, и его утверждения о том, что каменного века коренные жители изобрели демократию и выпечку, могут «зайти в этих вещах слишком далеко». [ 18 ]
Линетт Рассел из Центра изучения коренных народов Университета Монаша и соавтор книги « Первые натуралисты Австралии: вклад коренных народов в раннюю зоологию » [ 29 ] восхищался достижениями Dark Emu в популяризации идей, бросающих вызов культурным предубеждениям европейских австралийцев. [ 18 ] Она сказала, что ему удалось более широко распространить «информацию о местных практиках землепользования, которая известна археологам уже давно». [ 30 ]
Тони Хьюз-Д'Эт, исследователь истории культуры из Университета Западной Австралии , сказал, что Dark Emu «представляет собой наиболее согласованную попытку [пока] ответить на вопрос о качестве страны… в доколониальный период». эпоха», и что сильные стороны книги заключаются в «ее способности соединять археологию, антропологию, архивную историю, устные традиции коренных народов и другие более эзотерические, но весьма показательные дисциплины, такие как этноботаника. и палеоэкология». [ 20 ]
Писатель и историк Джеймс Бойс после некоторого обсуждения сильных и слабых сторон книги говорит, что, хотя это и «ошибочная попытка», книга обращена к «сообществу людей, которые... стремятся учиться у коренных народов и взаимодействовать с ними». народы и их наследие»; Паско — искусный рассказчик, а книга «Темный Эму» — значительное культурное достижение, поскольку она привлекла читателей, в то время как многие другие примеры научной информации этого не сделали. Хотя не существует единого повествования, рассказывающего всю историю, Dark Emu может стать первым шагом для многих читателей, которые ранее не занимались историей лишения прав коренных народов Австралии. [ 27 ]
Друг Паско, писатель Грегори Дэй , считает, что книга Паско нравится широкому кругу читателей, потому что «он знает, каково это быть белым парнем - в некотором смысле Брюс переводит ее для этих белых парней». [ 18 ]
Дебаты и критика
Книга Паско широко обсуждалась в австралийских СМИ и политической сфере. [ 31 ]
Некоторые ученые раскритиковали утверждение Паско о том, что с 1880 года ученые скрывают отчеты о сложных методах управления жильем, продовольствием и окружающей средой в традиционных обществах аборигенов. Питер Хискок , заведующий кафедрой археологии Сиднейского университета , археолог Гарри Лурандос , задокументировавший строительство ловушек для угрей в Виктории в 1970-х годах, и Иэн МакНивен из Центра изучения коренных народов Университета Монаша — все согласны с тем, что существует большое количество опубликованных работ по тема. Однако Лоурандос и МакНивен довольны успехом книги, дошедшей до широкой публики. [ 18 ]
Некоторые ученые специально обратились к дебатам вокруг тезиса Темного эму о том, что коренное австралийское общество в основном было построено на оседлом сельском хозяйстве, а не на охоте и собирательстве. Антрополог Ян Кин выступает против тезиса Паско о том, что коренные австралийцы занимались сельским хозяйством. Он пришел к выводу, что «аборигены действительно были охотниками, собирателями и рыболовами во время британской колонизации Австралии », хотя и признал, что «граница между собирательством и сельским хозяйством является размытой». [ 32 ]
Историки Линетт Рассел и Билли Гриффитс писали, что Паско собрал огромное количество этнографических свидетельств, показывающих, что аборигены «не были несчастными странниками по земле, а просто охотниками-собирателями»; однако они бросают вызов неявной европоцентристской идее о том, что сельское хозяйство является результатом «прогресса» в континууме от охотников-собирателей, или что такая эволюционная иерархия существует. Они утверждают, что в западной терминологии нет нюансов, и «сообщества переключались между этими категориями и перемещались туда и обратно в соответствии со своими потребностями». [ 33 ] Джеймс Бойс разделяет эту точку зрения: «Прогресс, присущий переходу от собирательства к земледелию, подвергался сомнению историками, антропологами и археологами на протяжении более 50 лет... жизнь". [ 27 ]
У фермеров или охотников-собирателей? Дебаты темного эму (2021), [ 34 ] антрополог Питер Саттон и археолог Керин Уолш предполагают, что темный эму обесценивает доколониальное общество аборигенов, отдавая предпочтение сельскому хозяйству над социально-экономической системой охотников-собирателей. [ 35 ] [ 36 ] Они также критикуют эту работу за то, что она плохо исследована, не полностью снабжена источниками и избирательна в выборе и акцентировании фактов. [ 37 ] [ 38 ] По мнению Джеймса Бойса, их наиболее яркая критика включает в себя то, что Паско использует журналы белых исследователей, игнорируя знания источников аборигенов, а также то, что он обобщает местные примеры и неверно утверждает, что такие технологии использовались по всему континенту. Однако он также критически относится к некоторым аспектам работы Саттона и Уолша. [ 27 ]
Защитница прав человека аборигенов Ханна МакГлэйд , нунгарка и член Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов , пишет в The Australian, что Dark Emu «вводит в заблуждение и оскорбляет аборигенов и культуру» и что это «не очень правдиво и точно». ". [ 35 ] [ 39 ] Историк Варримей Виктория Грив-Уильямс, [ 40 ] также в The Australian называет Dark Emu скандалом и мистификацией и выражает глубокую обеспокоенность сообщества аборигенов по поводу истории, которую рассказывает Паско, говоря, что ее семья не была фермерами, но гордилась тем, что она охотники-собиратели. [ 41 ]
После того, как Полины Хэнсон от «Единой нации» член парламента Марк Лэтэм в июне 2021 года предложил в парламенте Нового Южного Уэльса запретить использование книги учителями в школах Нового Южного Уэльса (где она не является частью учебной программы, но доступна в качестве исторического источника для критического обсуждения). ), его предложение не имело особой поддержки. Министр по делам коренных австралийцев и сверяются со ссылками г-на Паско, чтобы подтвердить или опровергнуть его утверждения , Кен Вятт позже отметил, что он приветствует «больше людей, которые тратят время на чтение Dark Emu как мы делаем это с различными академическими исследованиями или исследованиями... Что здесь важно? заключается в том, что мы открыты для того, чтобы выслушивать точки зрения других людей, размышлять и искренне участвовать в конструктивной совместной работе для примирения наших взаимопониманий». [ 39 ]
11 сентября 2021 года Паско опубликовал в Sydney Morning Herald размышление, в котором написал: [ 42 ]
критиковали Мою книгу «Темный эму» , но когда я прочитал книгу « Фермеры или охотники-собиратели? «Дебаты темного эму» Питера Саттона и Керин Уолш], в которой утверждается, что они отвергают ее, я был поражен тем, как часто авторы соглашались со мной. Большим камнем преткновения, похоже, является то, что мы называем доколониальной экономикой и культурой аборигенов. Меня не особо волнует, как это называется, лишь бы австралийцам было позволено знать, что аборигены иногда жили в домах и деревнях, часто использовали технологии для сбора урожая, а иногда носили плащи и сшитую одежду.
Я хочу, чтобы все австралийцы знали, что в их стране есть автоматическая рыболовная машина, что аборигены часто строят дома, в которых могут разместиться 50 человек, что для ловли рыбы построены мили акведуков и каналов. Я не могу поверить, что кто-то не хотел бы, чтобы их соотечественники и мужчины имели эти знания о своей стране и не принимали во внимание то, что это говорит о нашей истории. Независимо от того, насчитывается ли ее история 65 000 или 120 000 лет или больше, мы знаем, что это старейшая человеческая цивилизация на Земле.
Речь идет не о том, какая культура лучше или хуже любой другой, а об истинной истории страны и о том, как культура коренных народов управляла своей экономикой и обществом. И как этот суверенитет был отнят. Меня до сих пор удивляет, что эфир тает, когда кто-то предполагает, что вторжение в Австралию было всего лишь вторжением.
Стимулирование дальнейших исследований
Археологи Майкл Вестэуэй и Джошуа Горриндж рассматривают Темного Эму в связи с археологическими исследованиями в Стране Ла-Манша в центральной Австралии, в ходе которых было обнаружено более 140 карьеров из песчаника , в том числе крупнейший в Австралии карьер по измельчению семян, а также остатки ямных жилых хижин. как гунья и свидетельство торговли с другими общинами вплоть до Маунт-Айзы , и задается вопросом: «Могла ли эта торговая система сыграть роль в развитии более интенсивного карьерная деятельность и более оседлые системы расселения?». Современные археологические исследования показывают, что у первых австралийцев не было простой дихотомии между земледелием и охотничьим собирательством. Они говорят, что «исследования Герритсена и популяризированный отчет Паско вдохновили и стимулировали новый взгляд на системы производства продуктов питания аборигенов и на то, как мы могли бы исследовать археологические данные деревенских поселений аборигенов... Дарк Эму предлагает другой взгляд на прошлое аборигенов . , написанное аборигеном за пределами академии, которое заставляет нас по-другому думать о том, как мы можем определить аборигенов... теперь археологи должны проверить Гипотеза Паско». [ 43 ] [ 44 ] Этот район находится на торговых путях, используемых коренными народами. [ 45 ] Корпорация аборигенов Митака, представляющая коренных владельцев титулов , опубликовала структуру поддержки культурно-чувствительных и этических исследований в этом районе. [ 46 ] [ 47 ]
Награды и похвалы
- 2014: В шорт-листе - Премия за историческую книгу литературной премии Квинсленда [ 2 ]
- 2014: В шорт-листе - Литературная премия премьер-министра Виктории за писательство коренных народов [ 48 ]
- 2016: Победитель – две литературные премии премьер-министра Нового Южного Уэльса : Книга года и Премия писателей коренных народов. [ 9 ]
- 2019: Избран публикой в качестве первого парламентского книжного клуба. [ 25 ]
- 2020: «Молодой темный эму: более правдивая история» вошел в шорт-лист премии Аделаидского фестиваля в области литературы 2020 года в категории «Премия детской литературы». [ 5 ]
Адаптации
- Постановка Bangarra Dance Theater Dark Emu впервые была показана в 2018 году в Сиднейском оперном театре . [ 49 ]
- Young Dark Emu: A Trueer History , опубликованная в 2019 году. [ 4 ] предназначен для использования в школе. [ 9 ]
- Blackfella Films адаптировала Dark Emu как документальный фильм. [ 50 ] с участием Стэна Гранта , Марсии Лэнгтон , Билла Гэммэджа , Нарельды Джейкобс и других. [ 51 ] Художественный документальный фильм « The Dark Emu Story» был выпущен в 2023 году и показан на CinefestOZ и Сиднейском кинофестивале . [ 52 ] перед показом на телевидении ABC в июле 2023 года. [ 51 ] и на ABC iview . [ 53 ] Документальный фильм получил премию «Журналистика: документальный фильм» на 68-й церемонии вручения наград Walkley Awards в ноябре 2023 года. [ 54 ] [ 55 ]
См. также
Ссылки
- ^ Кендалл, Росс (16 октября 2020 г.). «65 000 лет наблюдения за звездами коренных австралийцев» . Эхо . Проверено 16 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Паско, Брюс (2014). Темный Эму . Книги Магабалы. ISBN 978-1-922142-43-6 .
- ^ Паско, Брюс (1 июня 2018 г.). Темный эму: аборигены Австралии и зарождение сельского хозяйства . Книги Магабалы. ISBN 9781921248016 .
- ^ Jump up to: а б Паско, Брюс (2019). Молодой темный эму: более правдивая история . Книги Магабалы. ISBN 9781925360844 . Проверено 20 декабря 2019 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б «Премии Аделаидского фестиваля в области литературы» . Государственная библиотека Южной Австралии . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Паско, Брюс (2018). Темный эму, аборигены Австралии и зарождение сельского хозяйства (2-е изд.). Брум: Книги Магабалы. стр. 1–2, 54, 68, 97, 232 и пассим. ISBN 9781921248016 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Читая Брюса Паско | Тома Гриффитса» . Внутренняя история . 26 ноября 2019 года . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Майкл (2014). «Обзор Dark Emu, Black Seeds: сельское хозяйство или несчастный случай ». История аборигенов . 38 : 195–198. ISSN 0314-8769 . JSTOR 43687015 .
- ^ Jump up to: а б с д Аллам, Лорена (23 мая 2019 г.). «Безграничный потенциал Темного Эму: «Наши дети выросли в тумане истории этой страны» » . Хранитель . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Паско (2018), стр. 98-101.
- ^ Пако (2018). п. 58
- ^ Пако (2018). стр. 45-50.
- ^ Jump up to: а б Хьюз-Д'Эт, Тони (15 июня 2018 г.). «Пятничное эссе: Темный эму и слепота австралийского сельского хозяйства» . Разговор . Проверено 17 ноября 2019 г.
Карты [Паско] на столе, но это не означает, что он не является строгим и требовательным судьей исторических данных.
- ^ Паско (2018). стр. 83-85
- ^ Паско (2018). п. 97 и глава 3 пассим
- ^ Паско (2018), стр. 231-33.
- ^ Бойс, Джеймс (1 июля 2021 г.). «Трансформация национального воображения: дебаты о «темном эму»» . Ежемесячный . Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гийят, Ришар (25 мая 2019 г.). «Перевернув историю с ног на голову» . Австралиец . Австралийский журнал выходного дня . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Маккуайр, Эми (25 мая 2016 г.). «Признание суверенитета: последняя книга Брюса Паско: темная лошадка, которая возглавит битву за незавершенные дела» . Новая Матильда . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хьюз-Д'Эт, Тони (15 июня 2018 г.). «Пятничное эссе: Темный эму и слепота австралийского сельского хозяйства» . Разговор . Проверено 17 ноября 2019 г.
Карты [Паско] на столе, но это не означает, что он не является строгим и требовательным судьей исторических данных.
- ^ Агора , ноябрь 2014 г. , История аборигенов , декабрь 2014 г. , Преподавание истории , декабрь 2016 г. , Географическое образование (онлайн), 2017 г.
- ^ Шелви, Крис (7 сентября 2016 г.). «Рецензия на книгу – Темный эму: Черные семена » . Южный Сидней Геральд . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ «Темный эму, Брюс Пасоко» . Гудриддс . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Моррис, Линда (17 сентября 2019 г.). Брюса Паско « Тёмный эму — выбор опросов общественного мнения» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Новости искусства — федеральным политикам поручено прочитать « Тёмного эму » Брюса Паско » . Радио Национальное : Книжная выставка . 23 сентября 2019 г. Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ «Темный эму: аборигены Австралии и зарождение сельского хозяйства, новое издание» . Новые южные книги . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бойс, Джеймс (1 июля 2021 г.). «Трансформация национального воображения: дебаты о «темном эму»» . Ежемесячный . Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ «[Результат поиска по запросу «черные семена темного эму, сельское хозяйство или несчастный случай»]» . Мировой кот . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Олсен, Пенни ; Рассел, Линетт (май 2019 г.). Первые натуралисты Австралии: вклад коренных народов в раннюю зоологию . Национальная библиотека Австралии . ISBN 9780642279378 .
- ^ «Лекция и презентация книги: первые натуралисты Австралии» . Шепчущие десны . 13 июня 2019 года . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Маркс, Рассел (5 февраля 2020 г.). «Принимая сторону Темного Эму : Как исторические войны избегают дискуссий и разума» . Ежемесячный . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Кин, Ян (2021). «Фуражиры или фермеры: темный эму и споры по поводу сельского хозяйства аборигенов» . Антропологический форум . 31 : 106–128. дои : 10.1080/00664677.2020.1861538 . S2CID 232765674 . [ нужна страница ]
- ^ Гриффитс, Билли ; Рассел, Линетт (2018). Макфарлейн, Ингерет (ред.). «Что нам сказали: ответы на 65 000 лет истории аборигенов» (PDF) . История аборигенов . 42 . ANU Press : 41. doi : 10.22459/AH.42.2018.02 .
- ^ Саттон, Питер ; Уолш, Керин (2021). Фермеры или охотники-собиратели? Дебаты о темных эму . Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета. ISBN 9780522877854 .
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Пейдж (23 июня 2021 г.). Брюса Паско «Более темные проблемы в игре над Dark Emu » . Австралиец . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Маршалл, Конрад (12 июня 2021 г.). « Черные повязки или белые заборы»: дискуссия о разделении на темных эму » . Хороших выходных . Мельбурн . Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ Ринтул, Стюарт (12 июня 2021 г.). «Разоблачение Dark Emu : издательский феномен ошибся?» . Хороших выходных . Мельбурн . Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ Чунг, Фрэнк (12 июня 2021 г.). «Разоблачен бестселлер по истории аборигенов Брюса Паско Темный Эму « » » . News.com.au. Сидней . Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Чунг, Фрэнк (24 июня 2021 г.). «Новый Южный Уэльс разрешит «развенчанному» Темному эму оставаться в школах» . НовостиComAu . Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ "Доктор Виктория Грив-Уильямс" Университет RMIT
- ^ Виктория Грив-Уильямс (2 июля 2021 г.). « Мистификация темных эму : в ходе разборки выяснилось, что император без одежды» . Австралиец . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Паско, Брюс (11 сентября 2021 г.). «Призыв к разговору, а не кричащая спичка об истории аборигенов» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Вестэуэй, Майкл; Горриндж, Джошуа (18 июня 2021 г.). «Пятничное эссе: как наше новое археологическое исследование исследует идею Темного эму о «сельском хозяйстве» и деревнях аборигенов» . Разговор . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Вестэуэй, Майкл С.; Уильямс, Дуглас; и др. (16 июня 2021 г.). «Скрытые на виду: археологический ландшафт страны Митака, юго-запад Квинсленда» . Античность . первый просмотр (382): 1043–1060. дои : 10.15184/aqy.2021.31 . hdl : 10072/405660 . ISSN 0003-598X .
- ^ Малвейни, ди-джей (1976), Цепь связей: вещественные доказательства , получено 18 июня 2021 г.
- ^ Корпорация аборигенов Митака (2017). «Рамочная программа исследований корпорации аборигенов Нгали Ванти Митака» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 марта 2021 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Культурное картирование Митаки» . ArcGIS StoryMaps . 4 августа 2020 г. Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Лукашенко выигрывает литературную премию Вика Према 2014 года за писательство коренных народов» . Книги+Издательство . 4 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 4 сентября 2021 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ «Тёмный» . Бангарра Получено 26 октября.
- ^ «Тёмный эму» будет адаптирован как телевизионный документальный фильм . ArtsHub Австралия: ScreenHub . 21 октября 2019 года . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Мощный документальный фильм «История темного эму» выйдет на канале ABC в июле этого года» . ФильмИнк . 3 июля 2023 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «История темного эму (2023)» . Экран Австралия . 16 марта 2018 года . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «История темного эму: ABC iview» . ABC iview . 19 февраля 2024 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ « История темного эму» получила премию Фонда Уокли за документальный фильм в области журналистики» . Книги Магабалы . 23 ноября 2023 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Горман, Джеймс (23 ноября 2023 г.). «Объявлены победители 68-й премии Walkley Awards» . Фонд Уолкли . Проверено 8 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
- Герритсен, Руперт (2010). «Свидетельства о сельском хозяйстве коренных народов Австралии» . Австралазийская наука .
- Грэм, Бен (11 июля 2018 г.). «Историк коренных народов Брюс Паско говорит, что мы неправильно поняли нашу историю» . news.com.au.
- Хилл, Лиза (13 июля 2014 г.). « Тёмный эму » Брюса Паско . Судья-резидент .
- Мортон, Рик (30 ноября – 6 декабря 2019 г.). «Болт, Паско и культурные войны» . Субботняя газета . № 281.
- Ниссен, Джудит (13 июля 2014 г.). «Обзор: Темный эму Брюса Паско» . Спотыкаясь сквозь прошлое .
- Стивенс, Тони (1 октября 2011 г.). «Первые земледельцы» . Сидней Морнинг Геральд .
[Рецензия на книгу Самое большое поместье на Земле: как аборигены создали Австралию» Билла Гэммэджа «
- Уилсон, Кэмерон (15 мая 2014 г.). «Переосмысление сельскохозяйственного прошлого коренных народов Австралии» . Радио Национальное . Телеграф Буша. Австралийская радиовещательная корпорация.