Химьяритское царство
Химьяр | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
110 г. до н.э. – 525 г. н.э. | |||||||||||
Капитал | Зафар Сана (начало IV века) [1] | ||||||||||
Общие языки | Ḥimyarite | ||||||||||
Религия |
| ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• 275–300 гг. н.э. | Шаммар Яхриш | ||||||||||
• 390–420 гг. н.э. | Абу Кариб Асад | ||||||||||
• 510–525 гг. н. э. | Юсуф Аш'ар Зу Нувас | ||||||||||
Историческая эпоха | Античность | ||||||||||
• Учредил | 110 г. до н. э. | ||||||||||
• Упразднено | 525 г. н. э. | ||||||||||
Валюта | Драхма [2] [3] | ||||||||||
|
История Йемена |
---|
Йеменский портал |
Химьяритское царство [б] было государством в южном высокогорье Йемена , а также названием региона, на который оно претендовало. До 110 г. до н. э. оно было включено в состав Катабанского королевства , а затем было признано независимым королевством. Согласно классическим источникам, их столицей был древний город Зафар , расположенный относительно недалеко от современного города Сана . [1] Власть Химьяритов в конечном итоге перешла в Сану, когда население увеличилось в пятом веке. После основания своего королевства им правили короли из племени дху-Райдан. Королевство называлось Райдан. [4]
Королевство завоевало соседнюю Сабу в ок. 25 г. до н. э. (впервые), Катабан в ок. 200 г. н.э., и Хадрамаут ок. 300 г. н.э. Его политическая судьба по отношению к Сабе часто менялась, пока он окончательно не завоевал Сабейское царство около 280 года. [5] В результате последовательных вторжений и арабизации королевство рухнуло в начале шестого века, когда Аксумское королевство завоевало его в 530 году нашей эры. [6] [7]
Химьяриты первоначально поклонялись большей части южноаравийского пантеона , включая Вадд , Аттара , Амма и Алмаку . По крайней мере, со времени правления Малкикариба Юхамина (ок. 375–400 гг. Н. Э.) Иудаизм был принят в качестве фактической государственной религии. Религия, возможно, была принята в некоторой степени еще двумя столетиями ранее, но после этой даты надписи на политеистических божествах прекратились. Первоначально его поддержали высшие классы, а со временем, возможно, и большая часть населения в целом. [4] Коренные христианские цари правили Химьяром с 500 г. н. э. до 521–522 гг. Н. Э. Само христианство стало основной религией после аксумского завоевания в 530 г. н. э. [8] [9] [10]
Потомки химьяритов, а именно аристократические семьи Зуль-Кала и Зу Асба, играли заметную роль в ранней исламской Сирии . Они возглавляли южноаравийские контингенты мусульманской армии во время завоевания Хомса в 638 году и внесли свой вклад в превращение Хомса в центр поселений, культуры и политической власти Южной Аравии. Их вожди поддержали Муавию ибн Аби Суфьяна против халифа Али в Первой мусульманской гражданской войне (656–661). Их влияние ослабло после поражения в битве при Мардж-Рахите против конфедерации Кудаа и Омейядов халифа Марвана I в 684 году и практически уменьшилось после смерти их лидера в битве при Хазире в 686 году. Тем не менее, члены Зу' Л-Кала и Зу Асба играли важную роль в разное время на протяжении оставшегося периода правления Омейядов (661–750 гг.) в качестве губернаторов, полководцев, ученых и пиетистов.
История
Химьяритское царство представляло собой конфедерацию племен, от этого периода сохранилось несколько надписей и монументальных зданий, что свидетельствует о богатом, развитом, относительно грамотном обществе, в котором было богатое разнообразие местных богов и религий. Торговля была уже хорошо налажена к III веку нашей эры: Йемен снабжал Римскую империю ладаном и миррой . Кроме того, писатель конца I века нашей эры Плиний Старший упомянул, что королевство было одной из «самых богатых стран в мире». Это был центр международной торговли, связывающий Средиземноморье, Ближний Восток и Индию. [11]
Торговля, связывающая Восточную Африку со Средиземноморьем, в основном состояла из экспорта слоновой кости из Африки для продажи в Римской империи . Корабли из Химьяра регулярно курсировали по побережью Восточной Африки, и государство также оказывало большое культурное, религиозное и политическое влияние на торговые города Восточной Африки, в то время как города Восточной Африки оставались независимыми. В « Перипле Эритрейского моря» описывается торговая империя Химьяра и ее правитель « Харибаэль » (вероятно, Карабил Ватар Юханем II), который, как говорят, был в дружеских отношениях с Римом:
23. А еще через девять дней будет Сафар, столица, в которой живет Харибаэль, законный царь двух колен, гомеритов и живущих рядом с ними, называемых савайцами; посредством постоянных посольств и даров он является другом Императоры».
— Перипл Эритрейского моря , параграф 23. [12]
Ранний период
В этот период Королевство Химьяр завоевало королевства Саба и Катабан и сделало своей столицей Райдан/Зафар вместо Мариба ; поэтому их называли Зу Райдан ( ذو ريدان ). В начале 2 века нашей эры Саба и Катабан отделились от Королевства Химьяр; тем не менее, через несколько десятилетий Катабан был завоеван Хадрамаутом (в свою очередь завоеван Шимьяром в 4 веке), тогда как Саба была окончательно завоевана Химьяром в конце 3 века. [13]
Руины Тафара разбросаны на площади более 120 гектаров на горе Мудаввар в 10 км к северо-северо-западу от города Ярим. [14] Выделены периоды раннего, ампирного и позднего/пост-арта. [15] Примерно в то же время на севере химьярский генерал по имени Нух Ифрикис возглавил экспедицию в Барбарию и взял под свой контроль восточные порты на территории современного Джибути. [16] Другие химьяритские генералы дошли до вторжения в Рапту на территории современного Мозамбика. [17]
К IV веку богатый химьяритский экспорт благовоний, который когда-то снабжал языческий Рим религиозными приношениями, теперь начал угасать с христианизацией Рима , что способствовало коллапсу местной экономики. [11]
Еврейская монархия
Конверсия
К 300 году Химьяритское царство победило другие политические единицы (включая королевства Саба , Катабан и Хадрават ) и стало правящей силой южной Аравии, впервые объединив регион. В середине-конце четвертого века Химьяр или, по крайней мере, его правящий класс принял иудаизм, отойдя от политеистической практики. [18] Эти события описаны в « Книге химьяритов» V века Церковной истории» Аномея и « Филосторгия . В таких источниках мотивом обращения является желание части химьяритских правителей дистанцироваться от Византийской империи , которая пыталась обратить их в христианство. Это также произошло через несколько десятилетий после того, как Аксумское королевство приняло христианство в 328 году. Никаких изменений в письменности, календаре или языке народа не произошло (в отличие от Аксума после его обращения). [8] Обращение от политеизма и институционализация иудаизма в качестве официальной религии в этих источниках приписывают Малкикарибу Юхамину (ок. 375–400). Согласно традиционным исламским источникам, обращение произошло при его сыне Абу Карибе (ок. 400–445). [19] Именно в середине четвертого века надписи внезапно переходят от политеистических призывов к упоминанию верховного бога Рахманана , «Господина Неба» или «Господина Неба и Земли». [20] [9] Сабаикская надпись, относящаяся к этому времени, под названием Джа 856 (или Фа 60) описывает замену политеистического храма, посвященного богу аль-Мака, микрабом ( который может быть эквивалентом синагоги или оригинальной формой организации, местной для Химьяритский иудаизм [21] ). Факты свидетельствуют о резком разрыве с многобожием, совпавшем с внезапным появлением еврейских и арамейских слов (« алам /мир, барака /благословение, хайманот /гарантия, kanīsat /зал собраний) и личных имен (Yṣḥq/Исаак, Йхвд/Иуда) ), Yws'f/Джозеф). [19] Тем не менее, природа иудаизма, исповедуемого правителями, не ясна. [22] и еврейская природа правления короля не часто выражалась явно. [23]
Обращение короля Абу Кариба в иудаизм
Согласно арабским легендам и фольклору, король Абу Кариб первым обращенным евреем был (годы правления 390–420). Считается, что его обращение последовало за военной экспедицией в северную Аравию с целью устранить влияние Византии, которая стремилась расширить свое влияние на полуострове. [24] Он достиг и захватил Ясриб (Медину) и назначил там своего сына правителем. Позже он узнает, что его сын был убит, и поэтому вернулся, чтобы осадить город, во время которого еврейское население воевало против него. Абу Кариб заболел во время осады, но два еврейских учёных по имени Кааб и Асад смогли вылечить его. Они также убедили его снять осаду и заключить мир; впоследствии он и его армия обратились. Вернувшись домой, он привел с собой ученых в столицу, где ему удалось убедить население также обратиться в другую веру. [25] Сообщалось, что после его возможной смерти язычник Зу-Шанатир , поскольку все его дети, которых он оставил править, были еще несовершеннолетними. трон захватил [24]
Однако исторически сам иудаизм был введен во время правления Малкикариба Юхамина , отца Абу Кариба. [26]
Возвышение Зу Нуваса и гонения на христиан в химьяритских владениях
В 470 году химьяритский царь Шархабиль Якуф [27] приказал казнить христианского священника по имени Азкир за возведение часовни с крестом в городе Наджране . [28]
К 500 году, во время правления еврейского монарха Мартадилана Юнима (ок. 400–502), королевство Химьяр осуществляло контроль над большей частью Аравийского полуострова. [29] Примерно в это же время Аксумское королевство вторглось на полуостров, свергнув химьяритского царя и поставив на его место местного христианского царя Мадикариба Яфура . [30] [31] [32] Химьяритский принц и бескомпромиссный последователь иудаизма Зу Нувас (который пытался свергнуть династию несколькими годами ранее) пришел к власти после того, как Мадикариб Яфур умер в результате государственного переворота, приняв власть после убийства аксумского гарнизона в Зафар. Он приступил к бою с эфиопской гвардией и их христианскими союзниками в прибрежной низменности Тихама, обращенной к Абиссинии. Заняв порт Мухаван , где он сжег местную церковь, он двинулся на юг до крепости Маддабан с видом на Баб-эль-Мандеб , где, как он ожидал, Калеб Элла Асбеха высадит свой флот. [20] В конечном итоге в ходе кампании погибло от 11 500 до 14 000 человек и было взято такое же количество пленных. [29] Мухаван стал его базой, в то время как он отправил одного из своих генералов, еврейского принца по имени Шарахил Якбул дху Язан, против Наджрана , преимущественно христианского оазиса, с большим количеством евреев, которые поддержали войсками его предыдущее восстание. но отказался признать его власть после расправы над аксумским гарнизоном. Генерал перекрыл караванный путь, соединявший Наджран с Восточной Аравией. [20]
Конец еврейского правления над Химьяром
Зу Нувас попытался бороться с христианизирующим влиянием Королевства Аксум военным путем и уничтожил христианскую общину Наджрана . [33] [34] [35] [36] что частично задокументировано надписью, сделанной Сараилом Якбул-Язаном, Джа 1028 г. , в которой описывается сожжение церкви и резня абиссинцев (эфиопских христиан), что приводит к тысячам смертей и пленных. Эти события также обсуждаются в нескольких современных христианских источниках: в трудах Прокопия , Космы Индикоплевста , Иоанна Малалы и Иакова Серугского . Вскоре после этого Иоанн Эфесский (ум. 588) передал письмо другого современника, Мара Симеона, адресованное аббату фон Габуле о событиях. Кроме того, анонимный автор опубликовал « Книгу Химьяритов» хронику шестого века — сирийскую о преследованиях и мученической смерти христиан Наджрана. Это событие стало причиной серьезной контратаки Эфиопского королевства, приведшей к завоеванию Химьяра в 525–530 годах и окончательному поражению и свержению Зу Нуваса. Это означало конец еврейского руководства южной Аравии. [37] и Калеб назначил христианина-химьярита Сумьяфу Ашву своим наместником и вассальным правителем Химьяра. [38]
Аксумско-Сасанидские войны и Сасанидское завоевание Йемена
Аксумский генерал Абраха в конце концов сверг Сумьяфу Ашву и пришел к власти, став новым правителем Химьяра. [38] После смерти Абрахи его сын Масрук ибн Абраха продолжил аксумское наместничество в Йемене, возобновив выплату дани аксумцам. Однако его брат по материнской линии Маади Якриб восстал.
Получив отказ от Юстиниана , Маади Якриб обратился за помощью к Хосрову I , персидскому императору Сасанидов, что спровоцировало аксумско-персидские войны. Хосров I послал небольшой флот и армию под командованием персидского военачальника Вахреза, чтобы свергнуть короля Йемена. Война завершилась осадой Саны, столицы аксумского Йемена. После захвата Саны сасанидскими войсками Вахрез поместил Маади Якриба на трон Химьяра в качестве вассала Сасанидской Персидской империи . [39]
В 575 или 578 году война возобновилась снова, после того как Маади Якриб был убит слугами аксумитов. Вахрез возглавил еще одну армию численностью 8000 человек, положив конец господству Аксума в Йемене. Впоследствии Йемен был аннексирован Сасанидской империей как провинция , а Вахрез был назначен ее непосредственным губернатором сасанидским императором Хосровом I. [39] Большой Йемен оставался под твердым контролем Сасанидов до прихода к власти исламского пророка Мухаммеда в начале 7 века.
Религия
Политеистический период
До четвертого века существуют свидетельства того, что солнечная богиня Шамс пользовалась особым уважением в Химьяре, будучи национальной богиней и, возможно, божеством-предком. [40] [41] [42] [43]
Еврейский период
В четвертом веке и позже, после того как Химьяритское царство (или, по крайней мере, его правящий класс) обратилось в иудаизм или монотеизм с еврейским уклоном, упоминания о языческих богах исчезли из царских надписей и текстов на общественных зданиях и были заменены ссылками на одного-единственного бога. божество в официальных текстах. Надписи на савейском языке, а иногда и на иврите, называли это божество Рахмананом ( «Милостивым »), «Господином небес и земли», «Богом Израиля» и «Господином евреев». Молитвы, призывающие благословение Рахмана к «народу Израиля» в монументальных надписях, часто заканчивались еврейскими словами «шалом» и «аминь» . [44]
Имеется сканирующий материал о религиозной принадлежности местных жителей. Все надписи монотеистичны, однако религиозная принадлежность их авторов не всегда выражена явно. Однако есть свидетельства того, что среди местных жителей исповедуют иудаизм. Название «Израиль» появляется в четырех надписях и заменяет более ранний термин шааб/сообщество: [45] в одной надписи пятого века упоминается «Бог Израиля». [46] В трех надписях упоминается «Бог евреев». МАФРАЙ-Хаси 1 описывает строительство кладбища специально для еврейской общины. [47] Существует надпись на иврите, известная как DJE 23, из деревни Байт-Хадир , в 15 км к востоку от Саны . В нем перечислены мишмарот («охранники»), перечисляющие двадцать четыре семьи священников (и место их проживания в Галилее ), назначенных для защиты Храма Соломона после возвращения евреев после вавилонского изгнания . Он также написан библейским шрифтом, а не арамейским. [48] Упоминания о синагогах, указывающие на формальную организацию евреев в Южной Аравии, присутствуют в сабайской надписи четвертого века и греческой надписи конца шестого века из порта Каних, в которой фраза eis Theos используется для обозначения Бога и упоминается hagios topos. , фраза, обычно обозначающая синагогу . [49] [50] Известны и дополнительные доказательства. [51]
Кристиан Жюльен Робин утверждает, что эпиграфические данные свидетельствуют против рассмотрения иудаизма Химьяра как раввинского. Это основано на отсутствии веры в загробную жизнь (разделяемую саддукеями ), преобладающем использовании местного языка (сабайского) в отличие от иврита и священническом акценте DJE 23. Химьяритский иудаизм, возможно, был более «священническим». чем «раввинистический». [52] Однако Ивона Гайда интерпретирует DJE 23 как свидетельство присутствия раввинистического иудаизма и далее указывает на доказательства того, что заимствованные слова, присутствующие в Хаси 1, указывают на то, что его автор был хорошо знаком с еврейским законом . [53]
К сожалению, еврейские литературные тексты за пределами Йемена не обсуждают тамошнюю еврейскую общину. [54] Однако эпиграфы из Палестины и Иордании действительно отражают общение и знания йеменской еврейской общины:
- Известна надпись из Палестины сабайским письмом (южноаравийское письмо).
- Греческая надпись из деревни Бейт-Шеарим упоминает о захоронении «химьярита».
- Еврейская эпитафия пятого века из Зоары , Иордания, описывает человека по имени Ивш бр Уфи, который «умер в Сафаре, земле химьяритов».
Эти пути связи, возможно, также передавали раввинские и другие еврейские учения. [55]
христианский период
В период христианства в Эфиопии христианство, похоже, стало официальной религией. [56] Начали строиться многие церкви. [57] Например, надпись RIÉ 191, обнаруженная в Аксуме , описывает строительство церкви у побережья Йемена. Надпись на плотине Мариб 548 года упоминает священника, монастырь и настоятеля этого монастыря. [10] Как и в химьяритский период, христианские надписи продолжают ссылаться на монотеистическое божество с использованием имени Рахманан , но теперь эти надписи сопровождаются крестами и ссылками на Христа как Мессию и Святого Духа. Например, одна (поврежденная) надпись, как например в Ist 7608 бис. Другая обширная надпись, CIH 541, документально подтверждает, что Абраха спонсировал строительство церкви в Марибе , а также призывала/упоминала Мессию, Дух и празднования, устраиваемые священником в другой церкви. Абраха отпраздновал строительство плотины, проведя мессу в городской церкви и пригласив послов из Рима и Персии. Более поздняя исламская историография также приписывает Абрахе строительство церкви в Сане . Надписи Абрахи содержат относительно низкую христологию, возможно, призванную успокоить еврейское население, а их формулы напоминают описания Иисуса в Коране . [58] ( Надпись Джебель-Дабуб — еще одно южноаравийское христианское граффито, датируемое шестым веком и содержащее доисламский вариант басмалы . [59] В то время как предшественник Абрахи более явно обозначал Иисуса как Сына Рахманана и как «Победителя» (что соответствует аксумскому описанию Калеба из Аксума ) и использовал тринитарные формулы, Абраха начал описывать Иисуса только как «Мессию» Бога (но не Сын) и, более тесно присоединившись к сирийскому христианству , заменил аксумское христианство сирийскими заимствованиями. [56] Использование фразы «Рахманан и его сын Христос-победитель» в надписях этого времени связано с использованием сирийского заимствованного слова Масих. [60] В более широком смысле, отделение Химьяра Абрахи от Акумситского царства соответствовало его большей приверженности христианству, пропагандируемому в Антиохии и Сирии. Надписи из этого региона исчезают после 560 г. [56] Влияние Абрахи в конечном итоге распространилось на завоеванные им регионы, включая регионы Восточной Аравии, Центральной Аравии, Медину в Хиджазе и неопознанное место под названием Гзм. [61]
Военный
Поскольку византийцы обычно были вооружены бронированными лошадьми, индийскими окончатыми боевыми топорами, круглыми щитами, копьями и чешуйчатыми или кольчужными доспехами, Пол Юл утверждал, что химьяритские солдаты были вооружены аналогичным образом, хотя и не так последовательно. [62]
Язык
Вопрос о том, говорили ли на хайхадском химьяритском языке на юго-западе Аравийского полуострова до X века, является предметом споров. [63] Немногочисленные «химьяритские» тексты кажутся рифмованными.
Список правителей
Химьяритские династии после прихода ислама
После распространения ислама в Йемене дворянские семьи Химьярита смогли восстановить контроль над частями Йемена.
- Династия Юфиридов господствовала на большей части Йемена (847–997 гг.)
- Династия Махдидов над Южной Тихамой (1159–1174 гг.)
- Manakhis over Taiz (ninth century)
Многие химьяриты участвовали в мусульманском завоевании Сирии в 630-х годах и вместе с другими южноаравийскими племенами поселились в городе Хомс после его захвата в 637 году. [64] Город стал центром этих племен в исламской Сирии , служившей центром Халифата во время Омейядов (661–750). правления [65] Двумя основными химьяритскими семьями, обосновавшимися в Хомсе, были Зу Асба и Зуль-Кала. [66] Последний был самой влиятельной семьей в Южной Аравии до появления там ислама. [67]
Среди лидеров мусульманских войск-завоевателей был химьяритский принц Самайфа ибн Накур из Зуль-Калы. [67] Вождь Асбы Курайб ибн Абраха Абу Ришдин возглавил Химьяр Хомса, но позже он переехал в Египет с большей частью Зу Асба. Члены этой семьи, Абраха ибн Саббах и его сын Абу Шамир, участвовали в мусульманском завоевании Египта в 640–641 годах. [66] Самайфа был еще одной доминирующей фигурой в городе и в ранних мусульманских источниках упоминался как «царь Химьяра». [67] Во время губернаторства Сирии Муавии ибн Аби Суфьяна (640–661) химьяриты поддержали его против халифа Али ( годы правления 656–661 ) во время Первой мусульманской гражданской войны . [64] В битве при Сиффине с Али в 657 году Самайфа возглавил контингент Хомса в армии Муавии и был убит. Ему наследовал его сын Шурахбил в качестве влиятельного лица племени Хомс. [68]
По словам историка Вернера Каскеля , химьяры и другие южноаравийские племена Хомса, включая хамдана , образовали конфедерацию, названную в честь их предполагаемого предка Кахтана , в противовес конфедерации Кудаа , входящие в ее состав племена долгое время проживали в Сирии до того, как приход ислама. К огорчению южноаравийцев в Хомсе и племен Кайс на севере Сирии, Кудаа во главе с племенем Бану Кальб занимало верховное положение среди племенных групп при дворах первых омейядских халифов Муавии ибн Аби. Суфьян ( годы правления 661–680 ) и Язид I ( годы правления 680–683 ). [69] Благодаря сильному присутствию химьяритской элиты и южноаравийских племен в Хомсе, их ученые там разработали и пропагандировали идеологию кахтанитского превосходства, которая стремилась конкурировать с элитными группами ислама, включая курайшитов , члены которых занимали пост халифа. С этой целью они составляли и передавали повествования о доисламских южноаравийских королевствах, включая военные рассказы о обширных завоеваниях и героических подвигах этих королей, а также рассказы об их богатстве. [70]
После смерти Язида I и его сына и преемника Муавии II в 683 и 684 годах соответственно Кахтан и Кайс поддержали конкурирующий халифат Абдаллаха ибн аз-Зубайра , который базировался в Мекке , в то время как Кудаа поддержал кандидатуру Омейяда Марвана I. [71] Курайб ибн Абраха также поддержал Ибн аз-Зубайра в Египте. [66] Кахтан присоединился к представителю Ибн аз-Зубайра в Сирии Даххаку ибн Кайсу аль-Фихри в битве при Мардж-Рахите против Марвана и Кудаа в 684 году. Последний решительно выиграл эту битву. командира Дахака в Хомсе Ну'мана ибн Башира аль-Ансари После этого Зуль-Кала выследил и убил . Член семьи, служивший главой шурты (отборных войск) Язида I, Халид ибн Мадан ибн Аби Кариб , обезглавил Нумана и отправил его голову Марвану I. [64] Вскоре после Мардж Рахита Кахтан и Кудаа примирились при неясных обстоятельствах и сформировали суперплеменную группу Яман в союзе против Кайсов. [72] [с] Возникшее в результате соперничество Кайса и Ямана за политическую власть и привилегии продолжалось до конца правления Омейядов.
В 686 году Шурахбиль ибн Зил-Кала, лидер Химьяра в Сирии, был убит, командуя своими войсками в армии Омейядов в битве при Хазире . [73] В результате, по словам историка Вильферда Маделунга , Химьяр в Хомсе «опустился до военной незначительности» . [74] Халид ибн Мадан сохранил свое престижное положение в династии Омейядов и сирийском мусульманском обществе в целом, перейдя на новую роль выдающегося мусульманского ученого. [64] Двоюродный брат Курайба Айюб ибн Шурахбиль ибн Саббах служил губернатором Египта при халифе Умаре II ( годы правления 717–720 ), [66] при халифе в то время как член Зуль-Калы Имран ибн ан-Нуман был губернатором Синда . [75]
Во время Третьей мусульманской гражданской войны оставшиеся в Южной Аравии соплеменники Зу Асба числятся среди сторонников хариджитского лидера Абу Хамзы. [76] Возможный член семьи в Сирии, Надр ибн Ярим, возглавил летнюю военную экспедицию против византийцев под командованием аббасидского халифа ас-Саффаха ( годы правления 750–754 ). [75]
Родовые подразделения Химьяра
- Химьяр: Самыми известными септами были Заид Аль-Джамхур, Бану Кудаа и Сакасик.
- Кэлен : Самыми известными из септов были Хамдан , Азд , Анмар , Тайй (сегодня их потомки известны как Шаммар ), Мидххидж , Кинда , Лахм , Джухам.
Септы Кэлен эмигрировали из Йемена, чтобы поселиться в разных частях Аравийского полуострова до Великого потопа (Саил аль-Арим из плотины Мариб ) из-за отсутствия торговли под давлением Рима и владения как на морских, так и наземных торговых путях. после римской оккупации Египта и Сирии.
Естественно, конкуренция между Кэлен и Химьяром привела к эвакуации первых и поселению вторых в Йемене.
Эмигрирующих септов Кэлен можно разделить на четыре группы:
- Азд : Который под предводительством Имрана бин Амра Музайкбы странствовал по Йемену, посылал пионеров и, наконец, направился на север. Подробности их эмиграции можно резюмировать следующим образом:
- Талаба бин Амр покинул свое племя Аль-Азд и перебрался в Хиджаз и жил между Талабией и Зи-Каром. Когда он набрался сил, он направился в Медину , где и остался. Из его потомков — Аус и Хазрадж, сыновья Хариты бин Талаба.
- Харита бин Амр, известный как Хуза, бродил со своим народом по Хиджазу, пока они не пришли в Мар Аз-Захран. Они завоевали Харам и поселились в Мекке , изгнав ее народ, племя Джурхум .
- Имран бин Амр и его люди отправились в Оман, где они основали племя Азд, дети которого населяли Тихаму и были известны как Азд-оф-Шануа.
- Джафна бин Амр и его семья направились в Сирию, где он поселился и основал царство Гасана , названное так в честь источника воды, в Хиджазе, где они остановились по пути в Сирию.
- Лахм и Джухам : из них был Наср бин Рабиа, отец Манадиры, королей аль-Хира .
- Бану Тайй : которые также эмигрировали на север, чтобы поселиться у так называемых гор Аджа и Салма, которые впоследствии были названы горами Тай. Позже это племя стало племенем Шаммара .
- Kinda : Которые жили в Бахрейне, но были изгнаны в Хадрамаут и Неджд, где установили могущественное правительство, но ненадолго, поскольку все племя вскоре исчезло.
Другое племя Химьяра, известное как Бану Кудаа , также покинуло Йемен и поселилось в Самаве на границе с Ираком.
Однако по оценкам, большая часть христианской королевской семьи Химьяра мигрировала в Иорданию, Аль-Карак, где первоначально они были известны как Бану Химьяр (Сыновья Химьяра). Многие позже переехали в центральную Иорданию и поселились в Мадабе под фамилией Аль-Хамарне (население 12 000 человек, оценка на 2010 г.). [ нужна ссылка ]
См. также
- Древняя история Йемена
- Правители Савы и Химьяра
- Туба Абу Кариба Асад
- Йеменские евреи
- Зафар, Йемен
- Эфиопско-персидские войны
- Список еврейских государств и династий
- Зуль-Кала Самайфа
Примечания
- ^ Хотя, возможно, он был принят раньше.
- ^ ( арабский : مملكة حِمْيَر , латинизированный : Мамлакат Химьяр , иврит : ממלכת חִמְיָר ) или Химьяр ( арабский : حِمْيَر , Химьяр ; Кайхадский : 𐩢𐩣𐩺𐩧𐩣 , Ḥmyrm ), исторически именуемый как Гомеритское царство греками и римлянами (его подданные назывались Гомериты )
- ↑ При заключении пакта Калб и Кудаа изменили свое генеалогическое происхождение на Химьяра от североаравийского племени Маадд . [72]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б «Британская энциклопедия, Химьяр » . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «ГРЕЦИЯ. ПАЛЕСТИНА. ХИМЬЯРИТЫ. Таран Яуб, ок. 200 г. н. э.… | Drouot.com» . drouot.com .
- ^ «Греческие монеты; Аравия Феликса Химьярита, I век нашей эры, NGC VF, магазин № 191510» . Магазин монет целостности .
- ^ Jump up to: а б Жереми Шьеткатте. Химьяр. Роджер С. Бэгналл; Кай Бродерсен; Крейдж Б. Чемпион; Эндрю Эрскин; Сабина Р. Хюбнер. Энциклопедия древней истории, John Wiley & Sons, 2017, 9781444338386.ff10.1002/9781444338386.wbeah30219ff. ffhalshs-01585072ff
- ^ См., например, Бафаких 1990.
- ^ Плейфэр, полковник (1867). «О химьяритских надписях, недавно привезенных в Англию из Южной Аравии». Труды Лондонского этнологического общества . 5 : 174–177. дои : 10.2307/3014224 . JSTOR 3014224 .
- ^ Миллер 2024 , с. 56–58.
- ^ Jump up to: а б Кристиан Жюльен Робин, «Аравия и Эфиопия», в книге Скотта Джонсона (ред.) Оксфордский справочник по поздней античности , Oxford University Press, 2012, стр. 247–333, стр. 279.
- ^ Jump up to: а б Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–298. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Jump up to: а б Робин, Кристиан Жюльен (2015). «Химьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности: эпиграфические свидетельства». Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 164–167. ISBN 978-0-19-965452-9 .
- ^ Jump up to: а б МакГрегор, Нил (6 октября 2011 г.). История мира в 100 объектах . Пингвин Великобритания. стр. 287–291. ISBN 978-0-14-196683-0 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 года . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ "Источник" . Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 30 июня 2007 г.
- ^ Коротаев А. Доисламский Йемен . Висбаден: Harrassowitz Verlag, 1996. Архивировано 16 июля 2017 года в Wayback Machine .
- ^ Пол Алан Юл , Позднеантичная Аравия Тафар, столица Химьяра, Реабилитация «декадентского» общества, Раскопки Гейдельбергского университета Рупрехта-Карла 1998–2010 гг. в высокогорьях Йемена , Трактаты Deutsche Orient-Gesellschaft, vol. 29, Висбаден 2013, ISSN 0417-2442 , ISBN 978-3-447-06935-9
- ^ Пол Юл , Химьяр – Die Spätantike im Jemen/Поздний античный Йемен , Айхвальд 2007, страницы 123–160 ISBN 978-3-929290-35-6 ; Р. Ступперич и Пол Алан Юл , Бронзовые скульптурные группы химьяритского периода из Йеменского нагорья, в: А. Седов (редактор), Арабские и исламские исследования. Сборник статей в честь Михаила Борисовича Пиотровского по случаю его 70-летия, Москва, 2014, 338–67. ISBN 978-5-903417-63-6
- ^ Аль Вакиди . п. 843.
- ^ Перипл Эритрейского моря: путешествия и торговля в Индийском океане». Нью-Йорк: Лонгманс, Грин. 1912. С. 33–35 .
- ^ Робин, Кристиан Дж. (2012). «Аравия и Эфиопия». Оксфордский справочник поздней античности . Оксфордские справочники. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 247–332. ISBN 978-0-19-533693-1 .
- ^ Jump up to: а б Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 26–29. ISBN 978-94-6298-806-4 .
- ^ Jump up to: а б с Норберт Небес, «Мученики Наджрана и конец Химьяра: о политической истории Южной Аравии в начале шестого века», Анжелика Нойвирт, Николай Синай, Майкл Маркс (ред.), Коран в контексте: исторический и «Литературные исследования коранической среды», архивировано 9 марта 2023 г. в Wayback Machine BRILL 2010, стр. 27–60, стр. 43.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 297–303. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Хьюз, Аарон (2020). «Южноаравийский «иудаизм», химьяритский рахманизм и истоки ислама». В Сеговии, Карлос Андрес (ред.). Переосмысление зарождающегося ислама: тексты, социальные условия и идеологические траектории . Социальные миры поздней античности и раннего средневековья. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 30–34. ISBN 978-94-6298-806-4 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 317–318. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Jump up to: а б «Еврейское королевство Химьяр (Йемен): его взлет и падение», Джейкоб Адлер, Midstream , май/июнь 2000 г., том XXXXVI, № 4.
- ^ П. Юл, Химьяр Поздняя античность в Йемене, Поздний античный Йемен, Айхвальд, 2007, с. 98-99
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2015). «До Химьяра: эпиграфические свидетельства королевств Южной Аравии». Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама. Издательство Оксфордского университета. стр. 90–126.
- ^ Винклер, Хьюго (1893). Древние ближневосточные исследования (на немецком языке). Эдвард Пфайффер.
- ^ «Исторические хронологии | Хронологии | Биография Наджрана » . shuhada-najran.com . 10 октября 2023 г. Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кристиан Жюльен Робин, «Аравия и Эфиопия», в книге Скотта Джонсона (ред.) Оксфордский справочник по поздней античности, Oxford University Press, 2012, стр. 247–333, стр. 282.
- ^ Зейн, Ибрагим Мохамед; Эль-Вакиль, Ахмед (30 декабря 2022 г.). Заветы Пророка Мухаммада: от общей исторической памяти к мирному сосуществованию . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-82096-6 .
- ^ Аль-Асали, Халид Салих (июль 1968 г.). Южная Аравия в V и VI веках нашей эры в контексте отношений с Центральной Аравией (Диссертация). Университет Сент-Эндрюс. hdl : 10023/15321 .
- ^ Рукуни, Ругаре (2020). «Религиозное управление государством: константинианство в фигуре Нагаши Калеба» . HTS Теологические исследования . 76 (4): 1–12. дои : 10.4102/hts.v76i4.5885 . ISSN 0259-9422 .
- ^ Брок, Себастьян П.; Харви, Сьюзан Эшбрук, ред. (1987). Святые женщины Сирийского Востока . Трансформация классического наследия. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 100–121. ISBN 978-0-520-05705-0 .
- ^ Шатонне, Франсуаза Брикель; Робин, Кристиан Жюльен (2000). «Награнские христианские гонения и химьяритская хронология». АРАМ : 15–83.
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 82–109.
- ^ Банту, Винс Л. (10 марта 2020 г.). Множество всех народов: привлечение глобальной идентичности древнего христианства . Межвузовская пресса. п. 141. ИСБН 978-0-8308-2810-4 . Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 73–76. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Jump up to: а б Бери, Дж. Б. (1923). История Поздней Римской империи . Том. II. Macmillan & Co., стр. 325–326.
- ^ Jump up to: а б «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Дж. Ф. Бретон (перевод Альберта Лафаржа), Аравия Феликс со времен царицы Савской, восьмой век до нашей эры - первый век нашей эры, 1998, University of Notre Dame Press: Notre Dame (IN), стр. 119–120.
- ^ Джулиан Болдик (1998). Черный Бог. Издательство Сиракузского университета. п. 20. ISBN 978-0-8156-0522-5 .
- ^ Мерриам-Вебстер, Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера, 1999 - 1181 страница
- ^ Дж. Рикманс, «Южная Аравия, религия», в Д.Н. Фридмане (главный редактор), The Anchor Bible Dictionary, 1992, Volume 6, op. цит., с. 172
- ^ Дэвид, Ариэль (15 марта 2016 г.). «До ислама: когда Саудовская Аравия была еврейским королевством» . Гаарец . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 303–304. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен; Рийзигер, Сара (22 октября 2018 г.). « Владелец неба, Бог Израиля» в новой еврейской химьяритской надписи, датируемой пятым веком нашей эры» . Дер Ислам (на немецком языке). 95 (2): 271–290. дои : 10.1515/ислам-2018-0050 . ISSN 1613-0928 .
- ^ «МАФРАЙ-Хаши 1» . DASI: Цифровой архив для изучения доисламских арабских надписей . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 245–246.
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 40, 46.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. п. 69. ИСБН 978-90-04-68712-7 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 67–73. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2021). «Иудаизм в доисламской Аравии». В Акерман-Либерман, Филип Исаак (ред.). Кембриджская история иудаизма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 309–315. ISBN 978-0-521-51717-1 .
- ^ Гайда, Ивона (2017). «Заметки о монотеизме в древней Южной Аравии». В Бахосе, Кэрол; Кук, Майкл (ред.). Ислам и его прошлое: Джахилия, поздняя античность и Коран . Оксфордские исследования авраамических религий. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 252–253. ISBN 978-0-19-874849-6 .
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. п. 243.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 68–69. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Jump up to: а б с Робин, Кристиан Жюльен (1 июля 2015 г.), «Химьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 153–154, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0004 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (1 июля 2015 г.), «Химьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 149, номер домена : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0004 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 98–102. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад (2022). «Доисламская басмала: размышления о ее первом эпиграфическом свидетельстве и ее первоначальном значении». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 52 : 1–28.
- ^ Арбах, Мунир (2022). «Христианство в Аравии до ислама». Бюллетень восточных христиан : 17–26.
- ^ Грассо, Валентина А. (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 978-1-009-25296-6 .
- ^ Пол Юл (2007). Himyar Spätantike Im Jemen (твердый переплет) (Раскопки (Археология) - Йемен (Республика), Химджар - Geschichte 30–570, Йемен (Республика) - Древности, Раскопки (Археология)) (на английском и немецком языках). Линден Софт. п. 165. ИСБН 9783929290356 . Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ За: К. Робин, Химьярит, в Энцикле. Араб. Язык и лингвистика , 2010, 256–261, ISBN 978-90-04-14973-1 ; Против: П. Штайн, «Химьяритский» язык в доисламском Йемене: критическая переоценка, Semitica et classica 1, 2008, 203–212, ISSN 2295-8991
- ^ Jump up to: а б с д Аль-Кади 2009 , с. 13.
- ^ Кроун 1994 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Кроун 2003 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1986 , с. 141.
- ^ Маделунг 1986 , с. 142.
- ^ Кроун 1994 , стр. 44–45.
- ^ Маделунг 1986 , стр. 142–143.
- ^ Кроун 1994 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б Кроун 1994 , с. 46.
- ^ Маделунг 1986 , с. 146.
- ^ Маделунг 1986 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Кроун 2003 , с. 95.
- ^ Кроун 2003 , стр. 94–95.
Библиография
- Адлер, Джозеф (май – июнь 2000 г.). «Еврейское королевство Химьяр (Йемен): его взлет и падение». Мидстрим . 46 (4).
- Аль-Кади, Вадад (2009). «Документальный отчет о реестрах стипендий Омейядов (Диван аль-Ата) в Тарихе Абу Зуры» . Тетради по арабистике . 4 : 7–44. JSTOR 25803083 .
- Бафаких, М. ‛А. (1990). Объединение древнего Йемена. Борьба между Сабой, Химьяром и Хадрамаутом с I по III век христианской эры . Париж: Библиотека Райдана.
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен в период Омейядов политическими партиями?». Дер Ислам . 71 (1). Берлин: Вальтер де Грюйтер и компания: 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . ISSN 0021-1818 . S2CID 154370527 .
- Кроун, Патрисия (2003) [1980]. Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- де Мегре, Алессандро (2002). Аравия Феликс . Перевод Ребекки Томпсон. Лондон: Стейси Интернэшнл. ISBN 978-1-900988-07-0 .
- Коротаев, Андре (1995). ДРЕВНИЙ ЙЕМЕН (Издательство Оксфордского университета, 1995) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-922237-7 . .
- Коротаев, Андрей (1996). Доисламский Йемен . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-03679-5 .
- Маделунг, Вилферд (осень 1986 г.). «Апокалиптические пророчества в Химсе в эпоху Омейядов». Журнал семитских исследований . 31 (2).
- Миллер, Натаниэль (2024). Возникновение арабской поэзии: от региональной идентичности к исламской канонизации . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-1-5128-2531-2 .
- Ступперич, Р.; Юл, Пол (2014). «Бронзовые скульптурные группы химьяритского периода из Йеменского нагорья». В А. Седове (ред.). Аравийство и исламоведение. Сборник статей в честь Михаила Борисовича Пиотровского к его 70-летию . Москва: Государственный музей Востока. стр. 338–67. ISBN 978-5-903417-63-6 .
- Юл, Пол (2007). Химьяр Позднеантичный Йемен/Die Spätantike and Jemen . Айхвальд. ISBN 978-3-929290-35-6 .
- Юл, Пол (2005). «Зафар - вновь открытая столица древней Химьяритской империи». Джемен-Репортаж . 36 : 22–29.
- Юл, Пол (2013). Позднеантичная Аравия Сафар, столица Химьяра, Реабилитация «декадентского» общества, Раскопки Университета Рупрехта-Карла в Гейдельберге, 1998–2010 гг., В горной местности Йемена . Том 29. Висбаден: Трактаты Немецкого восточного общества. ISBN 978-3-447-06935-9 .