Зафар, Йемен
Дофар | |
![]() | |
Расположение | Ибб , Йемен |
---|---|
Координаты | 14 ° 12'41 "N 44 ° 24'31" E / 14,21139 ° N 44,40861 ° E |
Тип | урегулирование |
Длина | 1200 м |
Ширина | 1000 м |
Область | 110 га |
Высота | 2800 м |
История | |
Строитель | Химьярит |
Материал | камень |
Основан | 2-й? век до нашей эры |
Заброшенный | 6 век н.э. |
Периоды | Химьярит |
Культуры | Южная Аравия |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1998–2009 |
Археологи | Пол Юл |
Состояние | сильно разграблен |
Право собственности | общественный |
Управление | ГОАМ |
Публичный доступ | в настоящее время недоступен |
Сафар ( араб . ظفار ), также романизированный Дафар или Дофар , представляет собой древнее химьяритское поселение, расположенное в Йемене , примерно в 130 км к юго-юго-востоку от сегодняшней столицы Саны , и ок. 10 километров (6,2 миль) к юго-востоку от Ярима . Учитывая упоминание в нескольких древних текстах, нет никаких сомнений в произношении этого имени. [ 1 ] Вопреки мнению местных патриотов в Омане , это место в Йемене намного старше своего одноименного места . [ 2 ] Он расположен в высокогорье Йемена на высоте около 2800 метров над уровнем моря. Зафар был столицей Химьяритов ( 110 г. до н.э. – 525 г. н.э.), которые на пике своего развития правили большей частью Аравийского полуострова . [ 3 ] В течение 250 лет объединенная территория племенной конфедерации и союзников простиралась за пределы Эр-Рияда на севере и Евфрата на северо-востоке.
История
[ редактировать ]С археологической точки зрения начало поселения малоизвестно. Основными источниками являются древнеюжноаравийские надписи Муснад, датированные еще I веком до нашей эры. Он упоминается Плинием в его «Естественной истории» , в анонимном «Перипле Эритрейского моря» (оба I век н.э.), а также в « Географии» Клавдия Птолемея (оригинал II века н.э.). В какой-то момент, предположительно во времена средневековья, координаты карты Птолемея были неправильно скопированы или исправлены, так что на последующих картах метрополия «Сефар» помещалась в Омане , а не в Йемене. Зафар в Йемене засвидетельствован более чем на 1000 лет раньше, чем одноименное место в Омане. (Смит 2001: 380). Письменные источники о Зафаре многочисленны, но разнородны по информационной ценности. Важнейшим источником является эпиграфический древнеюжноаравийский . Христианские тексты проливают свет на войну Химьяра с аксумитами (523–525 гг.). В Вите Грегентиоса упоминается епископ, который якобы имел свою кафедру в Зафаре. Использование языка, возможно, указывает на композицию XII века н.э. [ 4 ] По словам арабского географа и историка Аль-Хамдани (ок. 893–945), Зафар также был известен под именем Хакл Яхиб («поле Яхиба»). [ 5 ]

Отдельные находки относятся к раннему химьяритскому периоду (110 г. до н.э. – 270 г. н.э.). Редкие более ранние находки, вероятно, были привезены на это место откуда-то еще. Однако большинство руин и находок, по-видимому, относятся к периоду империи (270–525 гг.). несколько послевоенных надписей геэз На этом месте сохранилось . Лишь немногие находки можно с уверенностью датировать поздним/постимперским периодом. После этого мало что указывает на оккупацию до недавнего времени. Раскопанные находки важны, поскольку тексты проливают мало света на материальную культуру и искусство того времени. Более того, в последнее время критике подверглась хронология основной серии монет. [ 6 ]
Уже будучи большим городом, Сана и ее крепость Гумдан заменили Зафар в качестве столицы, вероятно, между 537 и 548 годами. Текстовая основа для этой темы скудна. В это время археологические записи в Зафаре и его окрестностях обрываются. Ни одна текстовая традиция не артикулирует его разрушение. Только аксумская церковь была зарегистрирована как разрушенная в 523 году. Эта церковь, вероятно, построенная миссионером Феофилом Индейцем , была разрушена Зу Навасом после обращения химьяритов в иудаизм. Позже он был восстановлен после успешного вторжения Аксума в Химьяр в 524 году.

Есть свидетельства того, что Зафар и поселения в йеменском нагорье в целом резко пришли в упадок в V и VI веках. [ 7 ] В идеале жизнеспособность города резко снижается сразу после того, как на месте, которое экскаватор называет «каменной строительной площадкой», был установлен рельеф коронованного человека. Датировать этот рельеф и надпись на нем сложно, возможно, они относятся к середине V века. Обнаружение в Зафаре ребристых амфор, изготовленных в Акабе/Айле, очевидно, для перевозки вина, показывает, что район к северу от Акабы был плодотворным сельскохозяйственным районом. С другой стороны, Д. Флейтманн изучал образования из пещеры Аль-Хута в центральном Омане и собрал информацию о мегазасухах, особенно около 530 г. Они могли поразить весь полуостров.
Прямоугольная закартографированная площадь составляет 120 га. Но поселение имеет неравномерную плотность и меньше этого размера. Зафар — второй по величине нанесенный на карту археологический объект в Аравии после Мариба. Древнее поселение происходит внутри и за пределами защиты древнего города. Их длина оценивается в 4000 метров. Главную крепость сегодня до сих пор называют «Хусн Райдан». В тексте средневекового йеменского автора аль-Хамдани упоминаются названия городских ворот, большинство из которых названы в честь города, на который они выходят. Основные архитектурные руины в Зафаре включают гробницы, а на юго-западном склоне Хусн Райдана - квадратный каменный двор размером 30 х 30 м, который сохранился и первоначально, вероятно, был храмом, судя по скоплению костей крупного рогатого скота, содержащихся в нем. Он расположен непосредственно к северу от подземных палат и гробниц. Сразу на севере находится ряд камер хранения. Хусн Райдан и аль-Гуср (стандартный арабский: аль-Каср) в 300 м к северу когда-то были одним укреплением внутри городских стен. Южный Райдан также был укреплен, и разрушенные укрепления лучше всего сохранились здесь. В текстах Муснада упоминаются пять королевских дворцов в Зафаре: Харгаб, Калланум, Кавкабан, Шахатан и Райдан, государственный дворец. Упоминаются и более мелкие, такие как Якруб. Соседние поселения химьяритского периода включают Маснаат Мария (древний Самиан) и поселение Габал аль-Авд , в 25 км к юго-востоку.
В городе проживали политеистические, еврейские и христианские общины. Евреи доминировали в политике до 525 года. Кольцевой камень Йишак бар Ханина (общие еврейские имена, написанные на арамейском языке ; это точное имя засвидетельствовано в Талмуде того же времени ) является самым ранним возможным свидетельством присутствия евреев в Южной Аравии. На удивление мало свидетельств о реальном характере и обычаях этих религий, находящихся далеко от их центров. Артефакты также не подтверждают картину реальных практик иудаизма и христианства, какими мы их знаем сегодня. Подавляющее большинство скульптур предполагает, что среди населения доминировала политеистическая вера. С точки зрения религий можно предположить смесь христиан, иудеев и политеистов в поздние доисламские времена. Раскопанное изображение коронованной фигуры высотой 1,70 м представляет собой христианского царя, носящего корону, похожую на аксумскую, – единственное сохранившееся изображение этой ранней религии. На вершине Зафара процветала скульптурная индустрия, о чем свидетельствует большое количество фрагментов рельефа. Но, к примеру, гейдельбергские археологи не смогли точно идентифицировать на этом месте церкви или часовни, которые, несомненно, существовали. [ 8 ]

С III по середину VI веков Зафар был шумным международным центром с процветающей местной и международной торговлей. По оценкам Юла, население IV века составляло около 25 000 человек, отчасти исходя из площади поверхности и плотности населения. [ 9 ] Свидетельствами торговли являются амфоры позднеримского периода, подобные изображенной ниже. Многие из них были изготовлены в Акабе , Иордания, как мы знаем из раскопок там. Акаба была центром погрузки, переупаковки и реэкспорта товаров. Около 500 таких черепков и сосудов было обнаружено в Зафаре, по количеству они могут соперничать с показателями в Адулисе и Акабе. [ 10 ] Хотя вино часто упоминается как импортируемый товар, также импортировались домашний скот, текстиль, мясо, рыба и рыбный соус.
Современная среда значительно уступает той, которая обеспечивала ресурсную базу ранней племенной конфедерации Химьяритов. Несмотря на то, что осадков выпадает около 500 мм в год, воды мало, почвы возвышенностей подвергаются хронической эрозии; древесный покров был уничтожен, возможно, в период империи. Из-за истощения природных ресурсов, междоусобиц, эпидемий и мегазасух население Химьяритского периода сократилось, особенно в VI веке. Сегодня в бывшей столице проживают около 450 фермеров.
В результате раскопок в Сафаре было обнаружено 19 культивируемых видов, в том числе восемь зерновых, четыре масличных и волокнистых растения, три бобовых, три плода и одна пряность. Хордея – важнейший злак. [ 12 ] В Каменном здании также было обнаружено большинство из 6000 раскопанных костей животных. Каменное здание, судя по всему, служило бойней. [ 13 ]
Рельефная статуя начала VI века была идентифицирована как царь византийского типа. [ 14 ] возможно, изображение короля Сумуяфа Ашва .
В 1970 году итальянский востоковед Джованни Гарбини обнаружил сабейскую надпись на колонне в Байт-эль-Ашвале недалеко от Зафара [Дофара], на которой выгравировано более позднее письмо ассирийским (ивритом) письмом, которое гласит: «Письмо Иуды, благословенной памяти, Аминь шалом аминь». [ 15 ] Считается, что сценарий датируется IV веком нашей эры. Надпись свидетельствует о многоэтническом составе народов Южной Аравии того времени.
Картирование и раскопки на территории Гейдельбергского университета продолжались с 1998 по 2010 год. В 2002 году музей был восстановлен. [ 16 ] В 2010 году на территории Каменной постройки была проведена кровля и проведены консервационные мероприятия. Хотя сайт больше не доступен, существует Виртуальный музей Зафара. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Химьяритское царство
- Masnaat Mariya
- Туба Абу Кариба Асад
- Правители Савы и Химьяра
- Древняя история Йемена
- Йеменские евреи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вальтер В. Мюллер , Энциклопедия ислама, 11 страниц. 185-186 (2001) 379-380 св Зафар
- ^ Г. Рекс Смит , Сафар, Энциклопедия ислама 11 fasc. 185-186 (2001) 380-381 св Зафар
- ^ Пол Юл , Химьяр-Шпатантике и Йемен/Поздний античный Йемен (Айхвальд, 2007) ISBN 978-3-929290-35-6
- ^ Альбрехт Бергер (редактор), Жизнь и творчество святого Грегентиоса, архиепископа Тафарского… Тысячелетние исследования культуры и истории первого тысячелетия нашей эры, том. 76 (2006)
- ^ Аль-Хамдани, аль-Хасан ибн Ахмад, Древности Южной Аравии - Восьмая книга Аль-Иклиля , Oxford University Press, 1938, стр. 20
- ^ Армин Кирфель / Винфрид Кокельманн / Пол Юл , Неразрушающий химический анализ старых южноаравийских монет, 4 век до н.э. - 3 век, Археометрия, том. 53, 2011, 930–949. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1475-4754.2011.00588.x/abstract
- ^ см . Жереми Шьеткатте , От Адена до городов Зафара доисламской южной Аравии, Археология Востока и Средиземноморья № 6, Париж, 2011 г.
- ^ Пол Юл (редактор), Тафар, столица Химьяра, Реабилитация «декадентского» общества, Раскопки Гейдельбергского университета Рупрехта-Карла 1998–2010 гг. В горной местности Йемена, Трактаты German Orient-Gesellschaft, vol. 29, Висбаден 2013, 32, ISSN 0417-2442 , ISBN 978-3-447-06935-9
- ^ Пол Юл (ред.), Сафар, столица Химьяра...
- ^ М. Райт – Р. Хоффбауэр – Х. Эйлер – П. Юл – К. Дамгаард , Археометрическое исследование керамического комплекса позднеримского периода Акабы и его распространение в I тысячелетии нашей эры, Zeitschrift für Orient-Archäologie, 6, 2013, 320–350, ISBN 978-3-11-019704-4 .
- ^ Пол Юл, Позднеантичный христианский король из Химьяра, Южная Аравия, Старая Южная Аравия, Античность, том. 87, выпуск 338, декабрь 2013, 1124–35.
- ^ Манфред Рёш и Эльске Фишер , Обугленные остатки растений, в Йоле, Позднеантичная Аравия, Зафар, 2013, 187-94.
- ^ Маргарет и Ханс-Петер Урпманн, Останки животных в Йоле, Позднеантичная Аравия Зафар 2013 , 194-219
- ^ Пол Юл , Позднеантичный христианский король из Химьяра, Южная Аравия, Старая Южная Аравия, Античность, том. 87, выпуск 338, декабрь 2013, 1124–35.
- ^ Шеломо Дов Гойтейн , Йеменцы - история, общинная организация, духовная жизнь (отдельные исследования), редактор: Менахем Бен-Сассон, Иерусалим, 1983, стр. 334–339. ISBN 965-235-011-7
- ^ Пол Юл и др., Зафар, столица Химьяра, провинция Ибб, Йемен. Первый предварительный отчет: 1998 и 2000 гг., Второй предварительный отчет: 2002 г., Третий предварительный отчет: 2003 г., Четвертый предварительный отчет: 2004 г., Archäologische Berichte aus dem Yemen 11 ( Майнц 2007 [2008]) 479–547, пожалуйста. 1–47 + компакт-диск, ISSN 0722-9844 , ISBN 978-3-8053-3777-9 цифровая версия: * [1]
- ^ «Обзор» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. Проверено 2 ноября 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Пол Юл , Химьяр – Die Spätantike im Jemen/Поздний античный Йемен , Айхвальд, 2007, ISBN 978-3-929290-35-6 .
- Пол Юл , Позднеантичный Аравийский Сафар, столица Химьяра, Реабилитация «декадентского» общества, Раскопки Гейдельбергского университета Рупрехта-Карла 1998–2010 гг. В горной местности Йемена, Трактаты German Orient-Gesellschaft, vol. 29, Висбаден, 2013 г., ISSN 0417-2442 , ISBN 978-3-447-06935-9 .
- Пол Юл , Позднеантичный христианский король из Химьяра, Южная Аравия, Старая Южная Аравия , Античность, том. 87, выпуск 338, декабрь 2013 г., 1124–35, ISSN 0003-598X .
- Вальтер Мюллер , Сафар , Энциклопедия ислама, том. XI, Лейден, 2001, 379–80.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Экспедиции в Зафар университета Гейдельбергского
- ссылка на HeidICON Зафар
- [2]
- [3] Архивировано 21 февраля 2016 г. на Wayback Machine.
- [4]