Христианство в доисламской Аравии
Христианство было одной из выдающихся монотеистических религий доисламской Аравии . Христианизация возникла как крупное явление на Аравийском полуострове в период поздней античности , особенно с севера в связи с миссионерской деятельностью сирийских христиан и с юга в связи с утверждением христианства с аксумским завоеванием Южной Аравии . [1] [2] Были построены места христианских организаций, такие как церкви, мученики и монастыри, которые сформировали точки соприкосновения с византийским христианством, а также позволили местным христианским лидерам проявлять свое благодеяние, общаться с местным населением и встречаться с различными чиновниками. [3] В настоящее время считается, что христианство достигло значительного присутствия в Аравии не позднее пятого века, что его наибольшее присутствие наблюдалось в Южной Аравии (Йемене), включая город Наджран, и что восточно-арабская христианская община (вдоль побережье Персидского залива) общался с христианством региона Леванта через сирийский язык. [4]
Распространение христианства в Аравии (которая тогда включала Аравийский полуостров и южный Левант) исторически рассматривалось через призму христианских литературных текстов и византийской историографии, которые обычно описывают обращение арабов (часто называемых « сарацинами ») в христианство в контекст взаимодействия с монахами и другими святыми людьми, сопровождаемый отречением от многобожия и идолов. Многие из этих событий описываются как продолжение строительства церкви. Такие описания встречаются в повествованиях епископа Ахудеммы , игумена Евфимия Великого , подвижника Симеона Столпника , а также храма преподобного Сергия в Русафе, которому покровительствовал Аль-Мундхир III , вождь христианского арабского племени Гассанидов . [3] Эти тексты, которые частично или полностью носили литературный характер, в подавляющем большинстве имеют сирийское и иракское происхождение. [5]
Доисламские арабские христиане также описаны в Коране , и в последние годы археология начала играть значительную роль в понимании доисламского арабского христианства. [6] В последние годы были обнаружены христианские палеоарабские надписи, такие как надпись Язида на северо-востоке Иордании и палеоарабские надписи Хима, найденные в 90 км к северу от Наджрана .
Левант и Северная Аравия
[ редактировать ]Доказательство
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]В « Житии святого Илариона» 16.1–12, составленном богословом Иеронимом в конце четвертого века, есть описание того, как святой Иларион взаимодействовал и помогал обращать арабов в христианство в Элузе , расположенном к юго-западу от Мертвого моря . Там он встретил арабов, поклонявшихся культу богини Венеры . Говорили, что он освободил многих их членов от одержимости демонами, после чего они стали стекаться к нему, прося благословения. Они прекратили идолопоклонство, и перед отъездом он помог составить план строительства церкви. [7]
Согласно « Житию Евфимия», написанному Кириллом Скифопольским , к игумену Израиля Евфимию Великому обратился Аспебет, араб, принадлежавший к персидской армии, с просьбой вылечить недуг своего сына. Вылечившись, он принял христианство и вместе со своим кланом перешел на сторону римлян. [8]
Говорят, что другой деятель, Ахудемме, «посещал все лагеря арабов, наставляя и обучая их во многих проповедях… учредив в каждом племени священника и дьякона… и основав церкви и назвав их в честь вождей племен. " [9]
Послание архимандритов, датируемое 569/570 годом, составленное на греческом языке, но сохранившееся на сирийском языке, демонстрирует наличие и распределение епископских кафедр среди 137 подписавших его архимандритов из провинции Римская Аравия . [10]
Источники материала
[ редактировать ]Идентифицируемые христианские палеоарабские надписи из этого региона включают надпись Джебель-Усайс , надпись Харран , надпись Забад шестого века и надпись Умм аль-Джималь . Последний был обнаружен расположенным на опоре столбов базальтовой плиты в северной части «Двойной церкви» (названной так археологами) на городище Умм-эль-Джималь. [11]
В 2021 году была сделана первая находка христианской надписи сафаитским письмом , датируемой, вероятно, четвертым веком. Эта надпись призывает Иисуса помочь дяде по материнской линии автора надписи. используется грамматическая форма Иса для имени Иисус В нем также впервые , напоминающая ее форму в переводах Корана . [12]
Франко-саудовская археологическая миссия обнаружила монастырь на северо-западе Аравии, на месте Килвы в регионе Табук Саудовской Аравии. Он посвящен почитанию святой Феклы , ученицы апостола Павла . Основание этого монастыря, вероятно, относится к периоду накануне ислама, а его присутствие в засушливой пустынной среде является свидетельством уже произошедшего к тому времени обращения кочевых арабских племен. [13] [4]
Племенное преобразование
[ редактировать ]Несколько племен обратились в христианство между четвертым и шестым веками. Обращение часто было требованием для королей или лидеров этих племен, чтобы они стали клиентами Римской империи.
сообщает , что около 400 г. Зокомос, лидер Салихидов ( доминирующих арабских федератов Византийской империи Историк Созомен в пятом веке) , принял христианство. [14] [15] Гассаниды , основавшие королевство в Леванте и северной Аравии, обратились в христианство во время правления их лидера Аль-Хариса ибн Джабалы (годы правления 528–569). Иоанн Эфесский описывает аль-Хариса как сыгравшего роль в назначении двух епископов по имени Иаков Барадей и Теодор, причем последний описывается как епископ «Хирта де Тайайе» (лагеря сарацинов). Более того, было сказано, что аль-Харис осуществлял власть в «южных и [восточных] странах, во всей пустыне, а также в Аравии и Палестине» (упоминание об Аравии, вероятно, является ссылкой на Аравию Петреа ). [16] Гасаниды стали одними из ведущих покровителей миафизитов и стали спонсорами культа мученика Святого Сергия , который сильно нравился арабам. [17] В свою очередь, лидеры миафизитов проявили значительный интерес к отправке миссий на Аравийский полуостров. [18] Эпиграфические данные также свидетельствуют о том, что они спонсировали храм Святого Сергия и базилику в Ар-Русафе, вероятно, во время правления Аль-Мундхира , а также комплекс из трех церквей в Нитле, недалеко от Мадабы . Оба сирийских христианства [19] и Гасаниды связаны с тремя палеоарабскими надписями, известными из Сирии, включая надпись Джебель-Усайс , надпись Харран и надпись Забад ; в частности, надпись Забад находится на мартирии в церкви Св. Сергия . [20] В Мартирии было найдено несколько других надписей, спонсоры которых имеют арабские имена, в том числе две, датированные пятым веком, с городища Ханасир на севере Сирии. [21]
Племя Лахмидов приняло ислам под властью последнего короля династии Насридов Ан-Нумана III . [22] [23] Кроме того, есть свидетельства, подтверждающие обращение племен таглиб и танухид . [24]
Контакт с неарабским христианством
[ редактировать ]Множество христианских городов к северу от Аравийского полуострова служили точками контакта между носителями арабского и других языков. Например, Аль-Хира , столица арабского племени Лахмидов, расположенного в южной Месопотамии, выступала местом встречи арабов, сирийцев и персов. [22] [25] Кроме того, он контролировал трансарабскую торговлю, пересекающую Месопотамию с южной Аравией. [26]
Другой город, Петра , был местом арамейско-арабского двуязычия. Более того, две из трех арабских надписей из доисламской Сирии также содержат греческий текст. [27]
Южная Аравия (Йемен)
[ редактировать ]Ранние миссионерские усилия
[ редактировать ]Согласно греческому историку Филосторгию (ум. 439) в его «Церковной истории» 3.4, Констанций II , преемник Константина Великого , послал арианского епископа, известного как Теофил Индийский (также известный как «Теофил Йеменский») к Тарану Юханиму , затем царь Южно-Аравийского Химьяритского царства с целью обратить народ в христианство. Согласно отчету, Феофилу удалось основать три церкви, одна из них в столице Зафаре . [28] С пятого и шестого веков миафизитская церковь проявляла значительный интерес к расширению миссионерской деятельности в Химьяритском царстве. [18]
Наджран
[ редактировать ]До Дху Нуваса
[ редактировать ]Было создано несколько легенд, объясняющих, как христианство было введено в Наджран. По мнению Ибн Исхака , оно было введено чудотворением христианского монаха по имени Евфимий. Ат-Табари также утверждает, что ответственность за это несет Евфимий, хотя он представляет другую историю относительно того, как Евфимий внедрял религию. Согласно несторианским источникам, христианство было введено купцом по имени Ханнан или Ханьян, который начал с обращения своей семьи, а затем и остальных народов. [29]
Значительная христианская община была основана в городе Наджран между четвертым и шестым веками. К северу от Наджрана была найдена греческая надпись, вероятно христианская, которая гласит: «Господи, защити меня». [30] Совсем недавно в 2010-х годах возле Наджрана было обнаружено большое количество надписей, которые были опубликованы в 2014 году, известные как палеоарабские надписи Хима , многие из которых содержат христианскую иконографию, в том числе большие и богато украшенные кресты, что положило начало заметной христианской общине в регионе, которая произвел их. Например, Хима-аль-Мусаммат ПалАр 5 содержит крест и описывает фигуру по имени «Абд аль-Масих» («слуга Христа»). [31] [32] Христианская община Наджрана также была связана с сирийским христианством, и некоторые священнослужители, находившиеся в Наджране, прошли обучение в сирийских монастырях. [19]
Резня христианской общины
[ редактировать ]Около 500 г. Аксумское королевство вторглось на Аравийский полуостров, свергнув химьяритского царя и поставив на его место бескомпромиссного еврейского короля Зу Нуваса . Зу Нувас попытался бороться с христианизирующим влиянием Королевства Аксум военным путем и уничтожил христианскую общину Наджрана . [33] [34] [35] [36] [37] что частично задокументировано надписью, сделанной Сурхлом Икблом (командующим армией Юсуфа), Джа 1028 , в которой описывается поджог церкви и резня абиссинцев (эфиопских христиан), утверждая тысячи смертей и пленных. Эти события также обсуждаются в нескольких современных христианских источниках: в трудах Прокопия , Космы Индикоплевста , Иоанна Малалы и Иакова Серугского . Иаков отправил христианам Наджрана во время гонений письмо утешения под названием « Письмо к химьяритам» . [38] Иоанн Эфесский рассказал о письме другого современника, Мара Симеона, адресованному аббату фон Габуле, о событиях. Кроме того, анонимный автор опубликовал « Книгу Химьяритов» хронику шестого века — сирийскую о преследованиях и мученической смерти христиан Наджрана. Это событие стало причиной значительного контрнаступления Эфиопского царства, приведшего к завоеванию Химьяра в 525 году, а также к концу еврейского руководства южной Аравии и началу христианского правления. [39] Сумьяфа Ашва пришел к власти, но вскоре был свергнут своим соперником Абрахой , положив начало периоду эфиопского христианского правления над южной Аравией в 530 году. [40]
Христианство сохранилось в Наджране до исламского периода. Говорят, что Мухаммед отправил делегацию к христианской общине Наджрана, и существует басня, утверждающая, что христиане Наджрана были изгнаны халифом Умаром . По словам путешественника Ибн аль-Муджавира (ум. 1292), христианство сохранялось в Наджране до 13 века. [41]
Христианское правление
[ редактировать ]В период христианства в Эфиопии христианство, похоже, стало официальной религией. [42] Начали строиться многие церкви. [43] Например, надпись RIÉ 191, обнаруженная в Аксуме , описывает строительство церкви у побережья Йемена. Надпись на плотине Мариб 548 года упоминает священника, монастырь и настоятеля этого монастыря. [44] Как и в химьяритский период, христианские надписи продолжают ссылаться на монотеистическое божество с использованием имени Рахманан , но теперь эти надписи сопровождаются крестами и упоминаниями Христа как Мессии и Святого Духа. Например, одна (поврежденная) надпись, как например в Ist 7608 бис. Другая обширная надпись, CIH 541, документально подтверждает, что Абраха спонсировал строительство церкви в Марибе , а также призывала/упоминала Мессию, Дух и празднования, устраиваемые священником в другой церкви. Абраха отпраздновал строительство плотины, проведя мессу в городской церкви и пригласив послов из Рима и Персии. Более поздняя исламская историография также приписывает Абрахе строительство церкви в Сане . Робин утверждал, что надписи Абрахи содержат относительно низкую христологию, возможно, предназначенную для успокоения еврейского населения, а их формулы напоминают описания Иисуса в Коране . [45] ( Надпись Джебель-Дабуб — еще одно южноаравийское христианское граффито, датируемое шестым веком и содержащее доисламский вариант басмалы . [46] В то время как предшественник Абрахи более явно обозначал Иисуса как Сына Рахманана и как «Победителя» (что соответствует аксумскому описанию Калеба из Аксума ) и использовал тринитарные формулы, Абраха начал описывать Иисуса только как «Мессию» Бога (но не Сын) и, более тесно присоединившись к сирийскому христианству , заменил аксумское христианство сирийскими заимствованиями. [47] Однако некоторые отвергли этот тезис на основании небольшого количества надписей, на которых он основан, и маловероятности того, что какая-либо христианская секта VI или VII веков, особенно та, которая использовала библейскую литературу, отвергла бы сыновство Иисуса. [48] Использование фразы «Рахманан и его сын Христос-победитель» в надписях этого времени связано с использованием сирийского заимствованного слова Масих. [4] В более широком смысле, отделение Химьяра Абрахи от Акумситского царства соответствовало его большей приверженности христианству, пропагандируемому в Антиохии и Сирии. Надписи из этого региона исчезают после 560 г. [47] Влияние Абрахи в конечном итоге распространилось на завоеванные им регионы, включая регионы Восточной Аравии, Центральной Аравии, Медину в Хиджазе и неопознанное место под названием Гзм. [49]
Восточная Аравия и побережье Мексиканского залива
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Христианство распространилось вдоль восточного побережья Аравийского полуострова к концу четвертого века и демонстрирует свидетельства существенной организации к пятому веку, когда оно впервые появляется в записях синодов, проводимых международными христианскими общинами, начиная с 410 года. В дальнейшем епископы и монастыри в Персидском заливе продолжают упоминаться в хрониках, синодических актах, житиях и письмах - все в сирийских записях, что указывает на присутствие многих христианских общин в этом районе. В то время как текстовые записи продолжают упоминать христианские общины до седьмого века, доказательства существования христианского населения, обнаруженные археологами, дополнительно свидетельствуют об их присутствии с седьмого по девятый века, включая церкви и монастыри. [50]
Катар
[ редактировать ]В « Хрониках Арбелы» , датируемых шестым веком, утверждается, что епископство уже существовало в Бет Катрайе (термин сирийского происхождения, обозначающий «территорию Катара») около 225 года. Однако это маловероятно, и документ считается современными специалистами подделкой. [51]
Первое конкретное свидетельство высокоорганизованного христианского присутствия в регионе современного Катара содержится в описании синодов, проходивших в Селевкии-Ктесифоне восьмого века между 410 и 776 годами, как это задокументировано в Synodicon Orientale . Было заявлено, что подписавший катарский епископ этого синода заменил предыдущего епископа, отодвинув дату организованного христианства в этом регионе на конец четвертого века. Синодик показывает, что в регионе, связанном с Персией, существовало четыре епархии. Самой ранней и крупнейшей из этих епархий была Машмахиг, упомянутая на синоде 410 года, возглавляемая епископом Илией (Илия). Последним известным «епископом и митрополитом земли Катар» был Фома, который подписал свое имя на синоде в 676 году. Вторая по величине епархия, Дарайн, располагалась на острове Тодуро (современный остров Тарут ) и была основана во времена 410 синода. Его возглавил епископ Павел. Третья епархия, Хаджар, была основана во время Синода 576 года при епископе Исааке. Синод 676 года разделил ее на две епархии: Хаджарскую и Хаттинскую. Во время этого события Хатта стала четвертой и последней епархией, основанной в Катаре. Позже, Исаак Сириец (613–700), также известный как Исаак Катарский, вырос в Катаре, прежде чем был рукоположен и стал монахом в Ираке. Другие выдающиеся катарские христиане, родившиеся в доисламский период, включают Габриэля Катара , Авраама бар Липе и Ахова Катара . [52] [53] [54]
В других литературных источниках упоминаются дополнительные монастыри. Например, согласно « Житию Ионы» , между 343–346 годами на Черном острове был построен монастырь. [5]
За последние десятилетия в Катаре и других странах Персидского залива было обнаружено несколько христианских памятников, датированных периодом с шестого по девятый век. К сожалению, отсутствие надписей, сопровождающих эти открытия, затруднило датировку их останков. [52] [55]
Восточная Саудовская Аравия
[ редактировать ]Обнаруженная в 1986 году церковь Джубайль — это церковь, найденная недалеко от Джубайля на северо-востоке Аравии и на побережье Персидского залива в Саудовской Аравии . [56] Открытия христианских памятников также были сделаны в Джубайле, Тадже и, наконец, в Килве, причем последний является единственным христианским памятником, обнаруженным в восточной Аравии, который не находится ни на острове, ни непосредственно на побережье. [57] Хотя некоторые датируют его четвертым веком, в последнее время его датируют серединой VII века. [58]
Другие страны Персидского залива
[ редактировать ]Несколько дополнительных археологических находок было сделано в других странах Персидского залива. [59] [57] [60] В середине седьмого века Патриарх Церкви Востока Ишояхб направил катарцам письмо, в котором описал присутствие нескольких верующих общин, включая Талун, который сейчас является островом Бахрейна . В Омане на Синоде 424 года под руководством епископа Иоанна была учреждена епархия по имени Бет-Мазунае. Он был упомянут еще раз на синодах 544, 576 и 767 годов. [52]
, был обнаружен монастырь Сир-Бани-Яс На острове , в Объединенных Арабских Эмиратах . Он содержит декоративные мотивы, напоминающие известные из Аль-Хиры в Ираке. [61] [62] Еще более впечатляющим является монастырь, обнаруженный в Аль-Кусуре на острове Файлака в Кувейте . Монастырь также был обнаружен на острове Харг в Иране , расположенном в 40 км от берега Бахрейна. [52] [63]
Датировка этих археологических памятников является спорной. Новая датировка предполагает их строительство в исламскую эпоху. [55] хотя эта точка зрения в настоящее время не имеет единодушной поддержки. [57]
Западная Аравия
[ редактировать ]Западная Аравия не фигурирует в епископских списках или церковных агиографиях. [64] и до недавнего времени утверждалось, что конкретных доказательств присутствия христиан в этом регионе, в том числе вблизи Мекки и Медины, мало. [65] [66] [67] Хотя христианские надписи в регионе, непосредственно прилегающем к Мекке или Медине, пока не известны, это, вероятно, связано с тем, что в этих районах не проводилось систематических эпиграфических исследований или археологических раскопок доисламских памятников. [68]
В 2017 году была опубликована христианская надпись из северо-западной Аравии в провинции Аль-Джавф , известная как надпись Думат аль-Джандал (DaJ144PAr1). [69] Надпись содержит крест, а также использует божественный эпитет ʾl-ʾlh ( аль-илах ), несокращенную форму слова «аллах» , возникшую среди арабских христиан. Христиане, возможно, использовали эту несжатую форму как изоморфизм или кальку для греческого выражения ho theos , именно так еврейское слово ʾĕlōhîm переводится в Септуагинте . [70] Эта несжатая форма продолжала использоваться христианами до десятого века, даже когда форма llh в Коране появилась с двумя последовательными ламами без хамзы. [71] Одним из примеров этого в исламскую эпоху является надпись Язида . [72] Также вероятно, что другая доисламская надпись из Думат аль-Джандаля, DaJ000NabAr1, была написана христианином. [73]
В 2018 году было опубликовано одиннадцать надписей, написанных на греческом языке, происходящих из регионов Арнийят и Умм Джадхайид, к северо-западу от Хегры (Мадаин Салих) в Саудовской Аравии . Они датируются вторым и четвертым веками, и некоторые из них явно христианские. Например, UJadhGr 10 содержит вписанный крест. ArGr1 гласит: «Помни Петроса!», что относится к типичному христианскому имени. [74] [75]
знаком Судя по всему , Коран с рядом христианских верований, существующих в Западной Аравии, и предполагает некую форму институционализированного христианства в этом регионе. [76] Коран знаком с христианскими религиозными институтами, а также с такими авторитетами, как священники и надзиратели христианской общины. [77]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хойланд, Роберт (2018). Рио Санчес, Франсиско дель; Ассоциация по изучению Ближнего Востока и Африки (ред.). Еврейское христианство и истоки ислама (конференция) . Бреполи. стр. 37–40. OCLC 1029235683 .
- ^ Кук, Майкл (2024). История мусульманского мира: от его истоков до зари современности . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 41–42. ISBN 978-0-691-23657-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Фишер, Грег; Вуд, Филип; Беван, Джордж; Грейтрекс, Джеффри; Хамарне, Басма; Шадлер, Питер; Уорд, Уолтер (01 июля 2015 г.), «Арабы и христианство» , «Арабы и империи до ислама» , Oxford University Press, стр. 284–286, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0007 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Арбах, Мунир (2022). «Христианство в Аравии до ислама». Бюллетень восточных христиан : 17–26.
- ^ Перейти обратно: а б Мурад, Сулейман А. (09 декабря 2014 г.), «Христианство в Аравии: обзор (4–9 века н.э.)», Сирийские писатели Катара в седьмом веке , Gorgias Press, стр. 37–40, doi : 10.31826/9781463236649-004 , ISBN 978-1-4632-3664-9
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад. «Иисус в Аравии: проследить распространение христианства в пустыне» . Библиотека БАС . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Фишер, Грег; Вуд, Филип; Беван, Джордж; Грейтрекс, Джеффри; Хамарне, Басма; Шадлер, Питер; Уорд, Уолтер (01 июля 2015 г.), «Арабы и христианство» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 287–289, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0007 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Тромбли, Фрэнк Р. (1994). Эллинская религия и христианизация ок. 370-529, Том II . Брилл. стр. 166–170. дои : 10.1163/9789004276789 . ISBN 978-90-04-27678-9 .
- ^ Хойланд, Роберт (2018). Рио Санчес, Франсиско дель; Ассоциация по изучению Ближнего Востока и Африки (ред.). Еврейское христианство и истоки ислама (конференция) . Бреполи. п. 38. OCLC 1029235683 .
- ^ Миллар 2009 .
- ^ Фиема, Збигнев .Т; аль-Джаллад, Ахмад; Макдональд, Майкл, Калифорния; Неме, Лайла (2015). «Провинция Аравия: Набатея, появление арабского языка как письменного и греко-арабика». Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 416–417. ISBN 978-0-19-965452-9 .
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад; Аль-Манасер, Али (2021). «Доисламское Божественное имя Исы и происхождение коранического Иисуса» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 6 (1): 107–136. дои : 10.5913/jiqsa.6.2021.a004 . ISSN 2474-8420 .
- ^ Фарес, Саба (2011). «Христианское монашество накануне ислама: Килва (Саудовская Аравия) — новые свидетельства» . Арабская археология и эпиграфика . 22 (2): 243–252. дои : 10.1111/j.1600-0471.2011.00335.x . ISSN 0905-7196 .
- ^ Фишер, Грег; Вуд, Филип; Беван, Джордж; Грейтрекс, Джеффри; Хамарне, Басма; Шадлер, Питер; Уорд, Уолтер (01 июля 2015 г.), «Арабы и христианство» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 289–290, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0007 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Фишер, Грег; Вуд, Филип; Беван, Джордж; Грейтрекс, Джеффри; Хамарне, Басма; Шадлер, Питер; Уорд, Уолтер (01 июля 2015 г.), «Арабы и христианство» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 278, номер домена : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0007 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Вуд, Филип (2023). «Христианство на Аравийском полуострове и возможные контексты Корана». В Дае, Гийом (ред.). Ранний ислам: сектантская среда поздней античности? . Издания Брюссельского университета. п. 231. ИСБН 978-2-8004-1814-8 .
- ^ Фишер, Грег; Вуд, Филип; Беван, Джордж; Грейтрекс, Джеффри; Хамарне, Басма; Шадлер, Питер; Уорд, Уолтер (01 июля 2015 г.), «Арабы и христианство» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 281–282, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0007 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Форнесс, Филип Майкл (2018). Проповедь христологии на римском Ближнем Востоке: исследование Иакова Серугского . Оксфордские раннехристианские исследования. Оксфорд, Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. стр. 120–126. ISBN 978-0-19-882645-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Хойланд, Роберт (2022). «Араби и аджами в Коране: язык откровения в Хиджазе Мухаммеда». В Доннере, Фред МакГроу; Хассельбах, Ребекка (ред.). Письма и Священные Писания: письменность и религия в Аравии около 500–700 гг . н.э. Позднеантичный и средневековый исламский Ближний Восток. Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. стр. 109–110. ISBN 978-1-61491-073-2 .
- ^ Грассо, Валентина А. (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 151–152. ISBN 978-1-009-25296-6 .
- ^ Фишер, Грег; Вуд, Филип; Беван, Джордж; Грейтрекс, Джеффри; Хамарне, Басма; Шадлер, Питер; Уорд, Уолтер (01 июля 2015 г.), «Арабы и христианство» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 311–312, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0007 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, Филип (2023). «Христианство на Аравийском полуострове и возможные контексты Корана». В Дае, Гийом (ред.). Ранний ислам: сектантская среда поздней античности? . Издания Брюссельского университета. стр. 232–233. ISBN 978-2-8004-1814-8 .
- ^ Торал-Нихофф, Изабель (2014). Аль-Хира: арабский культурный мегаполис в позднеантичном контексте . Исламская история и цивилизация. Лейден, Бостон: Брилл. стр. 194–211. ISBN 978-90-04-26024-5 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 102–103, 107. ISBN. 978-90-04-68712-7 .
- ^ Торал-Нихоф, Изабель (2010). «Ибад аль-Хиры: арабская христианская община в позднеантичном Ираке». В Нойвирте, Анжелика; Синай, Николай; Маркс, Майкл (ред.). Коран в контексте: исторические и литературные исследования коранической среды . Брилл. стр. 323–348.
- ^ Брикель-Шатонне, Франсуаза; Деби, Мюриэль (2023). Сирийский мир: в поисках забытого христианства . Перевод Хейнса, Джеффри. Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 115–117. ISBN 978-0-300-25353-5 .
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад (2020). «Лингвистический ландшафт доисламской Аравии: контекст Корана». Ин Шах, Мустафа; Халим, МАС Абдель (ред.). Оксфордский справочник по изучению Корана . Оксфордские справочники. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 120–121. ISBN 978-0-19-969864-6 .
- ^ Фишер, Грег (2020). Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп. п. 90. ИСБН 978-0-415-72880-5 .
- ^ Мурад, Сулейман А. (09 декабря 2014 г.), «Христианство в Аравии: обзор (4–9 века н. э.)», Сирийские писатели Катара в седьмом веке , Gorgias Press, стр. 48–49, doi : 10.31826/9781463236649-004 , ISBN 978-1-4632-3664-9
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 249–250.
- ^ Робин, Кристиан; аль-Габбан, Али Ибрагим; аль-Саид, Саид Файиз (2014). «Древние надписи из региона Наджран (юг Саудовской Аравии): новые вехи истории арабской письменности, языка и календаря». Доклады Академии надписей и изящной словесности . стр. 1033–1128.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 97–98. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Брок, Себастьян П.; Харви, Сьюзен Эшбрук, ред. (1987). Святые женщины Сирийского Востока . Трансформация классического наследия. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 100–121. ISBN 978-0-520-05705-0 .
- ^ Шатонне, Франсуаза Брикель; Робин, Кристиан Жюльен (2000). «Награнские христианские гонения и химьяритская хронология». АРАМ : 15–83.
- ^ Гайда, Ивона (2009). Царство Химьяр в монотеистическую эпоху. История древней Южной Аравии с конца IV века до появления ислама . Академия надписей и изящной словесности. стр. 82–109.
- ^ Бауэрсок, GW (2012). Столкновение империй в поздней античности . Лекции Менахема Стерна в Иерусалиме. Уолтем, Массачусетс: Издательство Университета Брандейса. стр. 20–23. ISBN 978-1-61168-320-2 .
- ^ Фишер, Грег; Вуд, Филип; Беван, Джордж; Грейтрекс, Джеффри; Хамарне, Басма; Шадлер, Питер; Уорд, Уолтер (01 июля 2015 г.), «Арабы и христианство» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 363–367, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0007 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Олиндер, Г. (1937). Письм Иакова Саруганского столько же, сколько осталось . стр. 87–102.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 73–76. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Бауэрсок, GW (2012). Столкновение империй в поздней античности . Лекции Менахема Стерна в Иерусалиме. Уолтем, Массачусетс: Издательство Университета Брандейса. п. 24. ISBN 978-1-61168-320-2 .
- ^ Мурад, Сулейман А. (09 декабря 2014 г.), «Христианство в Аравии: обзор (4–9 века н.э.)», Сирийские писатели Катара в седьмом веке , Gorgias Press, стр. 50–53, doi : 10.31826/9781463236649-004 , ISBN 978-1-4632-3664-9
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (01 июля 2015 г.), «Шимьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 153–154, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003 .0004 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (01 июля 2015 г.), «Шимьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 149, номер домена : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003.0004 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
- ^ Робин, Кристиан Жюльен (2015). «Химьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности: эпиграфические свидетельства». Фишер, Грег (ред.). Арабы и империи до ислама . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 164–167. ISBN 978-0-19-965452-9 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 98–102. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад (2022). «Доисламская басмала: размышления о ее первом эпиграфическом свидетельстве и ее первоначальном значении». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 52 : 1–28.
- ^ Перейти обратно: а б Робин, Кристиан Жюльен (01 июля 2015 г.), «Шимьяр, Аксум и Аравийская пустыня в поздней античности» , Арабы и империи до ислама , Oxford University Press, стр. 153–154, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199654529.003 .0004 , ISBN 978-0-19-965452-9 , получено 20 февраля 2024 г.
- ^ Сапожник 2018 .
- ^ Грассо, Валентина А. (2023). Доисламская Аравия: общества, политика, культы и идентичности в период поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 978-1-009-25296-6 .
- ^ Боннерик, Жюли (23 декабря 2015 г.). «Христианство в Арабо-Персидском заливе: древняя, но все еще малоизвестная история» . Карнет де ла МАФКФ .
- ^ Поттс, Дэниел Т. (2004). Персидский залив в древности. 2: От Александра Великого до прихода ислама (перепечатано под ред.). Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 241. ИСБН 978-0-19-814391-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лэмпорт, Марк А., изд. (2018). Энциклопедия христианства на глобальном Юге: Том 2 . Лэнхэм Боулдер, Нью-Йорк, Лондон: Роуман и Литтлфилд. стр. 665–667. ISBN 978-1-4422-7157-9 .
- ^ Коза, Марио, изд. (2014). Сирийские писатели Катара в седьмом веке . Горгий Восточно-христианские исследования. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-0524-9 .
- ^ Коза, Марио; Абу-Хусейн, Абдулрахим ; Аль-Мурихи, Саиф Шахин; Тани, Хайя Аль, ред. (2015-11-04), Антология сирийских писателей Катара в седьмом веке , Gorgias Press, doi : 10.31826/9781463236717 , ISBN 978-1-4632-3671-7
- ^ Перейти обратно: а б Картер, РА (2008). «Христианство в Персидском заливе в первые века ислама» . Арабская археология и эпиграфика . 19 (1): 71–108. дои : 10.1111/j.1600-0471.2008.00293.x . ISSN 0905-7196 .
- ^ Лангфельдт, Джон А. (1994). «Недавно обнаруженные раннехристианские памятники в Северо-Восточной Аравии» . Арабская археология и эпиграфика . 5 : 32–60. дои : 10.1111/j.1600-0471.1994.tb00054.x .
- ^ Перейти обратно: а б с Брикель-Шатонне, Франсуаза; Деби, Мюриэль (2023). Сирийский мир: в поисках забытого христианства . Перевод Хейнса, Джеффри. Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 115–122. ISBN 978-0-300-25353-5 .
- ^ Картер, РА (2008). «Христианство в Персидском заливе в первые века ислама» . Арабская археология и эпиграфика . 19 (1): 71–108. дои : 10.1111/j.1600-0471.2008.00293.x . ISSN 0905-7196 .
- ^ Старейшины, Джозеф (2001). «Затерянные церкви Персидского залива: недавние открытия на островах Сир-Бани-Яс и Марава, эмират Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты» . Материалы семинара по арабистике . 31 : 47–57. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41223670 .
- ^ Мурад, Сулейман А. (09 декабря 2014 г.), «Христианство в Аравии: обзор (4–9 века н.э.)», Сирийские писатели Катара в седьмом веке , Gorgias Press, стр. 55–56, doi : 10.31826/9781463236649-004 , ISBN 978-1-4632-3664-9
- ^ Кинг, GRD (1997). «Несторианское монашеское поселение на острове Сир Бани Яс, Абу-Даби: предварительный отчет» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 60 (2): 221–235. ISSN 0041-977X . JSTOR 620383 .
- ^ Хеллиер, Питер (2001). «Несторианское христианство в доисламских ОАЭ и Южной Аравии». Журнал социальных вопросов . 18 : 79–99.
- ^ Стив, Мари-Жозеф (2003). Остров Харг. Страница из истории Персидского залива и восточного монашества . Невшатель.
- ^ Вуд, Филип (2023). «Христианство на Аравийском полуострове и возможные контексты Корана». В Дае, Гийом (ред.). Ранний ислам: сектантская среда поздней античности? . Издания Брюссельского университета. п. 236. ИСБН 978-2-8004-1814-8 .
- ^ Мунт, Гарри (2015). « Нет двух религий»: немусульмане в раннем исламском Хиджазе» . Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 78 (2): 249–254. дои : 10.1017/S0041977X14001049 . ISSN 0041-977X .
- ^ Шумейкер, Стивен Дж. (2022). Создание Корана: историко-критическое исследование . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 245–254. ISBN 978-0-520-38903-8 .
- ^ Хоутинг, Г. Р. (1999). Идея идолопоклонства и возникновение ислама: от полемики к истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–16. ISBN 978-0-521-65165-3 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 117–118. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Неме, Лейла (2017). «Новые датированные надписи (набатейские и доисламские арабские) с места недалеко от Аль-Джауфа, древней Думы, Саудовская Аравия» . Арабские эпиграфические заметки . 3 : 121–164.
- ^ Синай, Николай (2019). Дарующий дождь, Костелом, Сводящий счеты: Аллах в докоранической поэзии . Американская восточная пресса. п. 7.
- ^ Аль-Джаллад, Ахмад (02 декабря 2021 г.), « Пусть Бог помнит о короле Язиде»: дальнейшие размышления о надписи Язида и развитии арабской письменности» , Поздние античные ответы на арабские завоевания , Брилл, стр. . 195–211, номер домена : 10.1163/9789004500648_009 , ISBN. 978-90-04-50064-8 , получено 21 февраля 2024 г.
- ^ Линдстедт, Илкка (30 ноября 2020 г.). «Обзор Николая СИНАИ, Дарителя дождя, Костелома, Сводящего счеты: Аллах в докоранической поэзии» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 5 (с1): 58–73. дои : 10.1515/jiqsa-2020-06s106 . ISSN 2474-8420 .
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 109–111. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Вильнёв, Франсис (2018). «Греческие надписи в Аль-Арнийяте и Умм Джадхайид» В Неемии, Лейла (ред.). Дарб аль-Бакра. Караванный путь в северо-западной Аравии, открытый Али И. аль-Габбаном. Каталог надписей . Эр-Рияд: Саудовская комиссия по туризму и национальному наследию. стр. 100-1 285–292.
- ^ Линдстедт, Илкка (2023). Мухаммед и его последователи в контексте: религиозная карта позднеантичной Аравии . Исламская история и цивилизация. Лейден Бостон: Брилл. стр. 108–109. ISBN 978-90-04-68712-7 .
- ^ Тесей, Томмасо (2021). «Коран(ы) в контексте(ах)». Журнал Asiatique : 189.
- ^ Целлентин, Хольгер (2016). «Ахбар и Рухбан: религиозные лидеры в Коране в диалоге с христианской и раввинистической литературой». В Нойвирте, Анжелика; Селлс, Майкл (ред.). Коранические исследования сегодня . Рутледж изучает Коран. Лондон, Нью-Йорк (Нью-Йорк): группа Рутледжа, Тейлора и Фрэнсиса. стр. 258–289. ISBN 978-1-138-18195-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Миллар, Фергюс (2009). «Христианское монашество в Римской Аравии при рождении Магомета» . Семитика и классика . 2 : 97–115. дои : 10.1484/J.SEC.1.100512 .
- Шумейкер, Стивен (2018). «Еврейское христианство, нетринитаризм и начало ислама». В Мимуни, Саймон (ред.). Иудаизм древний и истоки христианства . Бреполи. стр. 105–116.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Христианство в Персидском заливе (база данных Древней Аравии)
- Наджран (база данных Древней Аравии)