Jump to content

Хроника Арбелы

Месопотамия. Карта с указанием местонахождения Адиабены, вверху справа, 2F.

« Хроники Арбелы» утверждают, что описывают раннюю историю христианства в Арбеле (современный Эрбиль на севере Ирака ), тогдашней столице Адиабене , с начала второго века до середины шестого века. Судя по всему, оно датируется шестым веком. [1] [2] хотя его возраст и историчность оспариваются. [3] Сегодня большинство специалистов считают произведение современной подделкой. [4]

Повествование

[ редактировать ]

«Хроники Арбелы» повествуют историю несторианского христианства в Адиабене , «северной месопотамской провинции, расположенной между двумя реками Заб » на территории современного Ирака. Арбела была «важным перекрестком на основных караванных путях с востока на запад и с севера на юг и была населенным местом с далекой древности». [5]

Краткое религиозное введение описывает эту работу как историю в форме письма некоему Пинесу, в котором описывается история всех епископов Адиабены и ее мучеников. [6] Согласно « Хроникам» , первым епископом Адиабены был Пекида, рукоположенный около начала второго века нашей эры апостолом Аддаем . [7] Вторым епископом был Шемшон, который проповедовал участникам праздника Шахрабгамуд , включавшего в себя человеческие жертвоприношения, и обратил многих в христианство. [8] Следующим был Исхак, которому помогал Ракбакт, губернатор Адиабены, который выступал против «язычников» и способствовал распространению христианства в сельской местности. [9]

Четвертым епископом, служившим в середине второго века, был Авраам I, который спас христиан во время войны, в которой они подверглись нападению зороастрийцев . Совершая чудеса, он усмирил нападавших-зороастрийцев. [10] Его преемник, епископ Но, продолжал страдать от преследований со стороны зороастрийцев, но также сумел распространить христианство в соседних регионах, отчасти благодаря чуду, в котором он воскресил к жизни мертвого мальчика, и благодаря другому чуду, в котором он привело к исчезновению дерева. [11]

После четырехлетней вакансии епископства из-за преследований, [12] был назначен епископ по имени Габель, который занимался дипломатией и улучшал отношения между христианами и зороастрийцами. [13] В его дни парфянский царь Вологас IV сражался и разгромил как римскую, так и персидскую армии, и автор « Хроник» приписал свою победу Богу. [14]

Примерно в начале третьего века его сменил Эбед Мешиха, руководивший мирно тридцать пять лет. [15] Следующий епископ, Хайран (епископ 217–250), курировал Арбелу во время распада Парфянской империи, когда Арбела была включена в состав Сасанидской империи . [16] В отличие от римлян или сасанидов, последовавших за Персией, персы относились к христианству несколько более терпимо и соответственно распространялись. [16]

История периода

[ редактировать ]
Парфянская империя 1 год нашей эры
Сасанидская империя 620 г. н.э. с изображением Адиабены к востоку от Антиохии.

Летопись, написанная предположительно в VI веке на классическом сирийском языке, имеет форму liber pontificalis. «Мешиха-Зеха опиралась прежде всего на... Хабеля Учителя, чьи отчеты показывают, что христианство распространилось к востоку от Тигра, в Адиабене, до 100 г. ... Летопись заканчивается во время правления патриарха Мар Аны из Селевкии-Ктесифона ( 540–552).» [1] Историческая достоверность летописи оспаривается. [17] : 270 

«К моменту сатрапией вторжения Траяна в Адиабену в 115 или 116 году нашей эры управляла еврейская династия более 75 лет. Согласно «Хроникам Арбелы», христианство прочно укоренилось в Адиабене во времена Траяна. Это традиция была отвергнута несколькими историками, в первую очередь Ф.К. Беркиттом ». [18] Беркитт говорит, что сирийскоязычная версия христианства существовала в Адиабене, а епископы в Арбеле были до распада Парфянской империи, но после обращения Абгара в Эдессе около 200 г. [18] : 356  Тертуллиан и другие подтверждают, что христиане жили в Персии до Сасанидов [в 224 году], но не указывают, как долго они могли там находиться. [19] : 92  [20] : 16, 17  [21] : 15 

Беркитту противоречит другая информация. Евсевий в HE 1.13.1-22 и HE 2.1.6-7 , написанных до 324 года нашей эры, записывает из сирийского источника , что Фома послал Фаддея (по-сирийски «Аддай») «одного из семидесяти учеников» проповедовать в Эдессе. [22] : 213  Другие отвергают это утверждение и утверждают, что Татиан был основателем церкви в Персии. «Сэмюэл Хью Моффет под заголовком «Татиан Ассирийский» пишет, что первое поддающееся проверке историческое свидетельство христианства представлено жизнью и деятельностью Татиана (ок. 110–180 гг. Н.э.) после середины второго века». [23] : 97  «Какие бы выводы мы ни сделали из этих и других традиций», существуют не только «твердые доказательства существования христиан в этом районе к 170 году нашей эры», [19] : 109  существует также «обширное свидетельство движения христианства на восток в первые века от баз в Арбеле в Адиабене и Эдессе в Осроене». [21] : 15 

«Хроника предполагает, что христианство достигло сатрапии [Адиабены] к 100 году нашей эры, и Эдуард Сахау считает эту традицию обоснованной». [18] : 354  Согласно рассказу Луки в Деяниях 2:9, первыми в Пятидесятницу откликнулись «парфяне, и мидяне, и эламитяне, и жители Месопотамии». [19] : 109  Традиция также гласит, что многие «бежали на восток после разрушения Иерусалима в 70 году нашей эры». [21] : 15  «Одним из первых христианских центров, говорящих на арамейском языке, возможно, была Адиабена... где местный правящий дом обратился в иудаизм примерно в 40 году нашей эры. Этот еврейский город-государство имел регулярные контакты с Палестиной, и кажется возможным, что по этому маршруту Христианство достигло Адиабены уже в первом веке». [24] : 251  [20] : 16  Поскольку Адиабена стала возможным убежищем от преследований в других местах, число христиан заметно выросло, «так что к 235 году нашей эры у них было более 20 епископов и около 18 епархий». [19] : 109 

После обращения царя Эдессы Абгара VIII (годы правления 179–212) арамейский язык (позже названный классическим сирийским) распространился и стал лингва-франка для широкого круга носителей арамейского языка. [24] : 251  «Возрождение зороастризма при правителях Сасанидов [в третьем веке] повлекло за собой возрождение [исторического] языка пехлеви персов». В то время как устоявшийся статус церкви способствовал дальнейшему использованию сирийского языка вместо пехлеви». [25] : 112, 113  [26] : 174  «Сегодняшние сирийские церкви ведут свое происхождение от христианских общин, возникших в Сирии и Месопотамии во втором и третьем веках, особенно от тех, которые в этот период использовали в качестве основного языка некоторую разновидность арамейского, а не греческого». [24] : 251 

С 53 г. до н. э. примерно до 215 г. н. э. «две сверхдержавы» Рим и Персия неоднократно «вовлекали друг друга в порочный круг вторжений и контратак». [27] : 1107  «На протяжении третьего столетия пограничная зона между римлянами и Сасанидами оставалась регионом конфликта. Города перемещались между двумя державами, затрагивая церкви внутри них». [25] : 113  «Сирийские [христианские] церкви охватывали Позднюю Восточно-Римскую и Раннюю Византийскую империи, а также Парфянскую и Сасанидскую империи (в Персии). Таким образом, сирийская христианская традиция оказалась в двух противоположных мирах, [западном и восточном], оба из которых ему нужно было приспосабливаться, и и то и другое время от времени и жестоко преследовало его». [28] : 78 

В 224–226 годах нашей эры парфянские правители Персидской империи, включавшей Адиабене и Арбелу, пали перед коалиционными силами южных мидян и персов при сотрудничестве Адиабены. Это было начало империи Сасанидов. [27] : 1106–1112  Новый правитель принял титул «шаха шахов» и энергично начал защищать государственную религию — зороастризм. Следующее поколение увидело «имперское возрождение зороастрийской веры среди Сасанидов, что в конечном итоге привело к жестоким преследованиям христиан в Персидской империи». [25] : 113  «Невозможно оценить численность [христиан в Персидской империи к тому времени], но мы знаем, что они составляли значительное меньшинство населения и в целом были хорошо образованы и славились своими навыками в медицине и науках». [20] : 18 

В 258 году нашей эры Шапур Первый двинулся на запад, осадил Эдессу, захватил императора Валериана и огромное количество пленных было доставлено в Персию. Многие из них были христианами. «Первая фигура христианской церкви, которая ясно проявляется, — это Папа, который стал епископом Селевкии-Ктесифона около 300 года нашей эры. [20] : 18  В «Хрониках» упоминается Папа, и, начиная с Папы, есть хорошие подтверждения историчности текста. В Страстную пятницу, 17 апреля 341 года, Шапур-второй приказал казнить 100 христиан, начав преследование, продолжавшееся почти сорок лет без перерыва, называя их «предателями, разделявшими чувства Цезаря». [20] : 19  «Сообщается, что в период с 344 по 367 годы нашей эры в Сузиане и Адиабене преследование было очень жестоким, при этом около 16 000 имен были внесены в список мучеников, что указывает на еще большее количество жертв». [19] : 112  К концу четвертого века христианство признается законным меньшинством указом о терпимости Йездгарда I. Некоторые преследования возобновляются при Бахраме V, и в «422 году нашей эры между Персией и Римской империей подписывается новый договор, который гарантировал свободу вероисповедания. христианам в Персии». [19] : 113 

История статьи

[ редактировать ]

До 1840 года интерес к истории христианства в Ираке был незначительным, когда его стимулировали новости о массовых убийствах в горной местности над Арбелой. «Копии сирийских рукописей, найденные в церквях и монастырях северного Ирака и юго-восточной Анатолии, постепенно просочились в Европу, где дополнили коллекции, приобретенные в Египте и Сирии. Публикации, основанные на этих восточно-сирийских рукописях между примерно 1880 и 1910 годами... сохранились десятки ранее неизвестных сирийских текстов». [29] : 5 

«Хроника Арбелы» была впервые опубликована в 1907 году богословом Альфонсом Мингана . [18] Предположительно, оно было написано в шестом веке. [29] : 287  » «Хроника «дает более подробную информацию о ранней истории церкви Востока, чем любой другой литературный источник». Его использовало «целое поколение ученых» до 1925 года, когда некоторые исследователи сирийской литературы впервые начали поднимать вопросы об его исторической достоверности. Историк литературы Пол Питерс поставил под сомнение подлинность и надежность текста и призвал к его повторному исследованию в 1936 году. [29] : 287–289  [2] выступил с «резкой критикой» В 1967 году историк Церкви Жан-Морис Фье и поставил под сомнение надежность «Хроник» как исторического источника. В 1995 году историк Эрих Кеттенхофен выступил в защиту возможности того, что «Хроники» являются средневековым сборником. В 2006 году историк Джоэл Уокер заявил о подделке Альфонса Минганы. [29] : 289 

В 1959 году социолог Пауль Кале написал книгу, подтверждающую подлинность Хроники , утверждая, что христианство достигло Адиабены раньше, чем считалось ранее, из-за обращения еврейской правящей семьи. Он заключает: «Сходство с Эдессеном Абгаром (ок. 200 г. н.э.) является результатом того, что эта легенда возникла в Арбеле и была адаптирована для Эдессы лишь позднее». [17] : 270  Среди других ученых, поддержавших (по крайней мере частичную) подлинность и историческую достоверность «Хроник », можно назвать Карла Эдуарда Сахау , востоковеда (1915 г.), Адольфа фон Гарнака , теолога и историка (1924 г.), и Себастьяна Пауля Брока , исследователя сирийских языков (1967 г.). и 1992), который также говорит, что рассказ о раннем распространении христианства в парфянский период не может иметь никакой исторической основы. Историк Питер Каверау писал в 1985 и 1991 годах, что подлинность подтверждается «двуязычной надписью в Бишапуре и упоминанием в тексте солнечного затмения, произошедшего 10 июля 218 года». [30] Профессор иранистики Мари Луиза Шомон (1988), среди многих других, поддерживает этот текст как имеющий историческую достоверность. [31] : 282 

Авторство

[ редактировать ]

«Хроника Арбелы » была «впервые опубликована Альфонсом Минганой в 1907 году». Он приписал его «малоизвестному церковному историку шестого века» Мшиха-Зка «(сложное восточно-сирийское имя, означающее «Христос победил»)». [29] : 287  Историк Джоэл Уокер утверждал, что автором текста был сам Мингана, основываясь на своих знаниях о Мар Кадаге. [29] : 289  Кеттенхофен говорит, что автором, скорее всего, был средневековый писатель, работавший на основе совокупности повествовательных традиций, которые внесли свой вклад в развитие всех трех героев как в тексте Арбеллы, так и в тексте Карды. Кристель и Флоренс Жюльен, «признавая манипулирование текстом Минганой, энергично защищают « Хроники» как законный восточно-сирийский источник», отражающий «раннюю документальную основу» и сирийского автора. [29] : 288 

Тематические связи

[ редактировать ]

«Хроника » включает истории двух ключевых персонажей: «Гуфрашнаспа, мохапата третьего века из Адиабены» в Великом Иране во время правления сасанидского императора Бахрама II (ок. 274–291 гг. н.э.), и Ракбакта, правителя с неустановленным именем. руководящее положение в Адиабене. Их совместная карьера напоминает историческую фигуру Мар Кардага, сасанидского марзбана (охранника) Верхней Месопотамии , который стал христианским мучеником ок. 360 г. во время масштабного преследования христиан Шапуром II. [32] [33] : 72  «История Мар Кардага» и «Хроники Арбелы» имеют тематические связи через этих персонажей. [32]

Некоторые сходства между Арбелой и Кардахом заключаются в следующем: Ракбакт имел государственную должность, например, наместника, возможно, губернатора, как и Мар Карда. Они оба приняли христианство, возглавили армию пехотинцев для защиты земли и служили своему королю, одержав множество военных побед. «Он (Ракбакт) был смертельно ранен копьем в бок и «исдал дух свой, как Иуда Маккавей». [32] : 289  «Отголоски еще ближе в случае с Гуфраснаспом, которого Хроники изображают благочестивым магом , который восстает против персидского царя царей и защищает свою крепость в Адиабене героической стрельбой из лука. Хотя ни Ракбакт, ни Гуфрашнасп не представляют точной модели для Кардага. , их совместная карьера содержит многие из центральных черт легенды о Кардаге». [32] : 289 

  1. ^ Таннус, Джек (13 сентября 2016 г.), «Хроники Арбелы» , Энциклопедия средневековых хроник , Брилл , получено 21 февраля 2024 г.
  2. ^ Петтигрю, Дэвид К.; Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас Уильям (2019). Оксфордский справочник по раннехристианской археологии . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. п. 432. ИСБН  978-0-19-936904-1 .
  3. ^ Михал Марчак (17 июля 2017 г.). Софена, Гордиена и Адиабена: три Регны Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом . БРИЛЛ. п. 282. ИСБН  978-90-04-35072-4 .
  4. ^ Поттс, Дэниел Т. (2004). Персидский залив в древности. 2: От Александра Великого до прихода ислама (перепечатано под ред.). Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 241. ИСБН  978-0-19-814391-8 .
  5. ^ Хансман, Дж.Ф. «Арбела» . Энциклопедия Ираника Получено 24 января.
  6. ^ Начальный раздел « Хроник Арбелы», переведенный в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  7. ^ Глава 1 «Хроник Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  8. Глава 2 « Хроник Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  9. Глава 3 « Хроник Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  10. ^ Глава 4 «Хроник Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  11. Глава 5 « Хроник Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  12. Главы 4 и 5, «Хроники Арбелы», переведенные в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  13. ^ Глава 5, «Хроники Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  14. Глава 6, «Хроники Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  15. Глава 7, «Хроники Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  16. ^ Перейти обратно: а б Глава 8, «Хроники Арбелы», переведенная в 1985 году Тимоти Кроллем, как том 468 серии Corpus Scriptorum Christanorum Orientalium , совместного продукта Католического университета Америки и Лувенского католического университета в Бельгии.
  17. ^ Перейти обратно: а б Фергюсон, Эверетт (1999). Доктринальное разнообразие: разновидности раннего христианства . Том. 4. Нью-Йорк: Издательство Гарленд. ISBN  0-8153-3071-5 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Нойснер, Джейкоб (1968). История евреев в Вавилонии: от Шапура I до Шапура II . Лейден, Нидерланды: EJBrill.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гиллман, Ян; Климкейт, Ханс-Иоахим (1999). Христиане в Азии до 1500 года . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-7007-1022-1 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Уотерфилд, Робин (2011). Христиане в Персии (RLE Иран C): ассирийцы, армяне, католики и протестанты . Том. 24. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-61048-3 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Англия, Джон К. (2002). Скрытая история христианства в Азии: церкви Востока до 1500 года . Дели: ИСПК. ISBN  81-7214-242-0 .
  22. ^ Аттридж, Гарольд В.; Хата, Гохей, ред. (1992). Евсевий, христианство и иудаизм . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN  0-8143-2361-8 .
  23. ^ Яна, Георгий В. (2008). Древние и современные ассирийцы: научный анализ . Компания Xlibris. ISBN  978-1-4363-1028-4 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Парри, Кен, изд. (2010). Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-0-631-23423-4 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Ирвин, Дейл Т.; Санквист, Скотт, ред. (2001). История мирового христианского движения: Том 1: Древнее христианство до 1453 года . Том. 1. Эдинбург: Т&Т Кларк. ISBN  0-567-08866-9 .
  26. ^ Робинсон, Томас (2017). Кто были первыми христианами?: Демонтаж городского тезиса . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-190-62054-7 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Пханг, Сара; Спенс, Иэн; Келли, Дуглас; Лонди, Питер, ред. (2016). Конфликт в Древней Греции и Риме: Полная политическая, социальная и военная энциклопедия . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, LLC. ISBN  978-1-4408-4978-7 .
  28. ^ Тейлор, Уильям (2013). Рассказы об идентичности: Сирийская православная церковь и англиканская церковь: 1895-1914 гг . Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN  978-1-4438-4526-7 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уокер, Джоэл Томас (2006). «Приложение: Кардагская легенда и Хроника Арбелы». Легенда о Мар-Карде: повествование и христианский героизм в позднеантичном Ираке . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-24578-4 .
  30. ^ Каверау, Питер. «Хроника Арбелы » Энциклопедия Ираника Получено 24 января.
  31. ^ Марчак, Майкл (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три правления Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом Нидерланды: Издательство Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-35070-0 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Джоэл Уокер (24 апреля 2006 г.). Легенда о Мар-Карде: повествование и христианский героизм в позднеантичном Ираке . Издательство Калифорнийского университета. п. 289. ИСБН  978-0-520-24578-5 .
  33. ^ Брок, Себастьян П. (2006). Огонь с небес: исследования по сирийскому богословию и литургии . Хэмпшир, Англия: Эшгейт. ISBN  0-7546-5908-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06049ee9f1b2442819e2984a5e9c2860__1712702880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/60/06049ee9f1b2442819e2984a5e9c2860.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chronicle of Arbela - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)