Исаак Сириец
Исаак Сириец | |
---|---|
![]() Икона святителя Исаака Сирина. | |
Епископ , иеромонах | |
Рожденный | в. 613 [ 1 ] Бет Катрайе , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
Умер | в. 700 (возраст около 87 лет) Ниневия , Омейядский халифат |
Почитается в | Церковь Востока , Католическая церковь , [ 4 ] Восточная Православная Церковь , Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Монастырь Раббан Хормизд |
Праздник | 28 января |
Атрибуты | Тюрбан , накидка , свитки , пишущие принадлежности. |
Исаак Сириец ( сирийский : Исаак Сириец ; арабский : إسحاق النينوي Исхак ан-Найнуви ; греческий : Ἰσαὰκ Σῦρος ; ок. 613 – ок. 700), также помнят как Святой Исаак Сирин , [ 5 ] [ 6 ] Исаак Ниневийский , отец Исаака , Исаак Сир и Исаак Катарский , [ 7 ] VII века был сирийским христианским епископом и богословом , наиболее известным своими письменными работами о христианском аскетизме . Он считается святым в Церкви Востока и католической церкви . [ 4 ] Восточно-православные и восточно-православные традиции. [ 8 ] [ 9 ] его День памяти приходится вместе с богословом и гимнографом IV века преподобным Ефремом Сирином на 28 января.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в районе Бет-Катрайе в Восточной Аравии , смешанном сирийско-арабском регионе, охватывающем юго-восток Месопотамии и северо-восточную часть Аравийского полуострова . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Когда католикос Гиваргис I (661–680) посетил Бет-Катрей в 676 году для участия в синоде, он рукоположил Исаака в епископа Ниневии, расположенной далеко на севере Ассирии . [ 10 ]
Административные обязанности не соответствовали его уединенным и аскетическим наклонностям: всего через пять месяцев он попросил отречься от престола и отправился на юг, в пустыню горы Матут , убежище для отшельников . Там он жил в одиночестве в течение многих лет, питаясь только тремя хлебами в неделю с сырыми овощами, и эта деталь никогда не переставала удивлять его агиографов . В конце концов слепота и старость вынудили его удалиться в ассирийский монастырь Раббан Шабур в Месопотамии , где он умер и был похоронен. На момент смерти он был почти слеп, и некоторые объясняют этот факт его преданностью учебе.
Наследие
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Исаак запомнился своими духовными проповедями о внутренней жизни, имеющими человеческую широту и богословскую глубину, превосходящую христианство Церкви Востока . [ 4 ] Церковь, к которой он принадлежал. Они сохранились в сирийских рукописях, а также в более поздних греческих, арабских и грузинских переводах. [ 11 ] С греческого они были переведены на славянский язык. [ 12 ]
Исаак придерживается традиции восточных святых-мистиков и уделяет значительное внимание работе Святого Духа .
Его меланхоличный стиль, а также его близость к больным и умирающим оказали значительное влияние на восточное православие . [ 4 ] Его сочинения постоянно изучались монастырскими кругами за пределами его церкви в VIII и IX веках. Более того, убежденность Исаака в том, что представление о том, что Бог бесконечно наказывает людей посредством тайны геенны (огненного озера или ада), несовместимо с его всеобъемлющей любовью, вероятно, можно рассматривать как центральный тематический конфликт в его втором трактате мистических учений. . [ 13 ]
Сочинения Исаака, находившиеся под сильным влиянием произведений Евагрия Понтийского и других ранних христианских писателей, [ 14 ] представляют собой редкий пример большого корпуса аскетических текстов, написанных опытным отшельником и, таким образом, являющимся важным писателем, когда дело доходит до понимания раннехристианского аскетизма. [ 15 ]
Влияния
[ редактировать ]Наибольшее влияние на Исаака Сирина оказали Евагрий Понтийский , Псевдо-Дионисий , Иоанн Одинокий , Ефрем Сирин , Нарсай и Феодор Мопсуестийский . В свою очередь, Исаак оказал влияние на более поздних сирийских писателей, таких как Иоанн Даляфа и Иосиф Хаззайя . [ 16 ]
Сочинения
[ редактировать ]В настоящее время известные сборники сочинений Исаака Сирина подразделяются на первую часть, вторую часть, третью часть и, в последнее время, пятую часть. Многие тексты были переведены на итальянский язык Сабино Кьяла , а на английский — Себастьяном П. Броком , Мэри Т. Хансбери , Спасо-Преображенским монастырем и другими. Вплоть до 1983 года широко известна и распространялась только первая часть. Все остальные части были неизвестны ученым за пределами арамейскоязычного мира, пока недавно они не были вновь обнаружены сирийцами в различных архивах.
Первая часть
[ редактировать ]Первая часть является наиболее широко известной частью. Арент Ян Венсинк (1923) перевел текст на английский язык и опубликовал его под названием «Мистические трактаты» . [ 17 ] Критическое издание с английским переводом « Подвижнические проповеди Исаака Сирина » было издано Спасо-Преображенским монастырем в 1983 году. [ 18 ] а переработанное второе издание было опубликовано в 2011 году (третий тираж – в 2020 году). [ 19 ] По словам Брока (2006), в Части 1 82 проповеди, хотя количество и порядок проповедей могут сильно различаться в зависимости от рукописи или издания. [ 20 ]
Вторая часть
[ редактировать ]Вторая часть содержит 41 главу, из которых глава 3 является самой длинной. Глава 3, также известная как Kephalaia Gnostica (или «Главы/разделы духовных знаний»), содержит 400 разделов, сгруппированных в 4 столетия (группы по 100 разделов). [ 21 ] Недавно части Kephalaia Gnostica (т. е. глава 3 второй части ) были идентифицированы в согдийских фрагментах из Турфана . [ 22 ] [ 23 ]
Вторая часть была обнаружена в апреле 1983 года в Бодлианской библиотеке Себастьяном Броком , который обнаружил, что MS syr. е. 7, первоначально подаренный ассирийским священником Яру Майклом Нисаном (1853–1937) Бодлианской библиотеке 29 июня 1898 года, на самом деле содержал сочинения Исаака Сирина, которые до сих пор были неизвестны западным ученым, хотя их регулярно читали сирийские читатели. . [ 24 ] Бодлианский MS сыр. е. 7 представляет собой пергаментную рукопись, написанную мелким восточносирийским шрифтом эстрангела , длиной 195–200 мм, шириной 145–150 мм и состоящую из 190 листов. На странице около 26 строк, из них около 23 строк в начале. Он был скопирован в X или XI веке в монастыре Мар Абдишо в Коме писцом Маркосом для Раббана Ишо из деревни Бет БДИ. [ 25 ]
После 1983 года неполные рукописи Части 2 были обнаружены в Кембриджском университете MS Or. 1144, входящий в состав Национальной библиотеки Франции , MS сир. 298 (ок. 11-13 века). [ 26 ] Главы 1–3 переведены на английский язык Броком (2022 г.). [ 21 ] (с главами 1–2, ранее опубликованными в Brock (1997), а также [ 27 ] ), а английский перевод глав 4–41 вместе с оригинальным сирийским текстом можно найти у Брока (1995). [ 24 ] Полный французский перевод был опубликован Андре Луфом (2003). [ 28 ] а частичный греческий перевод был опубликован Каввадасом (2006). [ 29 ] Отрывки из части 2 были переведены на итальянский язык Беттиоло (1985). [ 30 ] и на каталанский язык Нина (2005). [ 31 ]
Список рукописей, содержащих вторую часть : [ 24 ]
- Оксфорд, Бодлианская библиотека, MS syre. e.7 (10/11 века) (полная рукопись)
- Тегеран, Коллекция Мар Иссаи, MS 4 (копия из MS, сир. e.7) (1895 г.)
- Париж MS сир. 298 (11/12 века)
- Гарвардский университет, Библиотека Хоутона , MS syr. 57 (13/14 века)
- Багдад, Халдейский монастырь, МС сир. 680 (олим Алкош 237) (для гл. 7, 9, 15.1-6, 11, 18.18-22, 32, 34-36) (1288/9)
- Мингана сыр. 601 (скопировано из Багдадского MS сир. 680) (1932)
- Мингана шьёт. 86 (к гл. 24.11-13, 20.25, 25) ( ок. 1300)
- Британская библиотека , доп. 14632 (к гл. 16-17) (10 век)
- Британская библиотека, доп. 14633 (для гл. 16-17) ( ок. 11 век)
- Тегеран, Коллекция Мар Исаи, MS 5 (к гл. 25) (1900 г.)
- Пола Беджана Издание гл. 54-55 части I (= гл. 16-17 части II) (на основе мс 1235)
- Издание Пола Беджана утерянной рукописи Урмии (гл. 5.5, 22–26, 29–30 и гл. 11); Предполагается, что оригинал рукописи был утерян во время Первой мировой войны, хотя транскрипция Беджана была опубликована.
Третья часть
[ редактировать ]Третья часть была переведена на английский Мэри Т. Хансбери (2016 г.), [ 32 ] на французский Андре Луф (2009), [ 33 ] и на итальянский язык Сабино Кьяла (2004, 2011). [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Он основан на Issayi MS 5, проходившем в Тегеране, Иран. Рукопись представляет собой копию 1903 года оригинальной рукописи XIV века, которая сейчас утеряна. Оно было обнаружено монсеньором Юханнаном Самааном Иссаи, халдейским архиепископом Тегерана, в антикварном еврейском книжном магазине и хранилось в его частной библиотеке. После его смерти в 1999 году бельгийский ученый Мишель ван Эсбрук нашел рукопись в библиотеке Иссаи в Тегеране и объявил о ее открытии международным ученым. [ 37 ] Иссаи MS 5 состоит из 133 листов, из которых 111 листов содержат 17 проповедей, которые можно отнести к Исааку. Есть 14 проповедей, не встречающихся в других текстах, которые пронумерованы как 1–13 и 16 в Части 3. Остальные три текста в Иссаи Рукописи 5 также можно найти в дошедших до нас рукописях Части 1 и Части 2. [ 32 ]
Пятая часть
[ редактировать ]Отрывки пятой части [ 38 ] были обнаружены в MS Rahmani 80 (в Шарфете), MS Dawra, сэр. 694 и MS Давра, сэр. 938 (оба проходят в Багдаде) и Ватикан, сэр. 592. Hansbury (2016) содержит английские переводы двух бесед из пятой части. [ 32 ] Другие беседы из Части 5 можно найти у Хансбери (2015). [ 39 ]
Мнения по универсальному примирению
[ редактировать ]Некоторые ученые [ 40 ] отметили, что перевод Брока второй части сочинений Исаака (обнаруженный в 1983 году), по-видимому, подтверждает утверждения более ранних историков-универсалистов, таких как Джон Уэсли Хэнсон (1899), о том, что Исаак был сторонником всеобщего примирения . [ 41 ] В главе 39 второй части Исаак пишет: «Сострадательному Творцу не свойственно создавать разумные существа, чтобы безжалостно предать их бесконечным страданиям в наказание за вещи, о которых Он знал еще до того, как они были созданы, осознавать какими они станут, когда Он их сотворит, и кого, тем не менее, Он сотворил». [ 42 ] Подобным же образом в третьей части, главе 5, Исаак объясняет: «В этом тайна: все творение посредством Одного было приближено к Богу в тайне; тогда оно передается всем; таким образом все соединено с Ним. ...Это действие было совершено для всего творения; действительно, наступит время, когда ни одна часть не отстанет от целого». [ 43 ] Однако доказательства этого могут быть истолкованы как ложные, учитывая противоречивые положения его «Наставлений по духовному воспитанию», где он утверждает: «Не говорите, что Бог может даровать нам очищение души через благодать, даже без соблюдения нами заповедей. Господь судит, и Церковь не приказывает нам просить о таком». [ 44 ] Этот отрывок, кажется, указывает на аналогичный взгляд на спасение, которого придерживается сегодня Православная церковь: это тайна, на которую люди не могут знать окончательного ответа.
Однако даже в первой части (известные «Аскетические проповеди» Исаака), возможно, есть немало намеков на универсализм. Например, посмотрите следующие цитаты и отрывки: «Бог никого не оставит». [ 45 ] «Было время, когда греха не было, и будет время, когда его не будет». [ 46 ] «Как горсть песка, брошенная в океан, так грехи всякой плоти по сравнению с разумом Божьим; как обильно текущий источник не заграждается горстью земли, так не преодолевается сострадание Творца по злобе творений... Если Он здесь сострадателен, мы верим, что в Нем не произойдет никаких изменений; вариации, как у смертных... Что такое ад по сравнению с благодатью воскресения? Придите и удивимся благодати нашего Создателя». [ 47 ] Многие другие соответствующие отрывки из всего собрания сочинений Исаака можно процитировать, чтобы продемонстрировать его веру в возможное всеобщее спасение. [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]- Аскетические проповеди Исаака Сирина.
- Антоний Великий
- Апокатастасис
- арабские христиане
- Аскетизм
- Христианский универсализм
- Отцы Церкви
- Церковь Востока
- Дадишо Катрая
- Восточно-сирийский обряд
- Ефрем Сирин
- Иоанн Лествичник
- Монастырское молчание
- Добротолюбие
- Сирийское христианство
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьюле, Роберт. Бесформенный свет: введение в изучение восточно-сирийского христианского мистицизма . Chevetogne: Éditions de Chevetogne, 1987. (на французском языке)
- Кьяла, Сабино. От отшельнического аскетизма к бесконечному милосердию: исследование Исаака Ниневийского и его состояния . Флоренция: Ольшки, 2002. (на итальянском языке) [Полная библиография сочинений Исаака на стр. 325–64.]
- Хэгмэн, Патрик. Подвиг Исаака Ниневийского . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010.
- Кавадас, Нестор. Исаак Ниневийский и его Кефалайя Гностика: Пневматология и ее контекст . Дополнения к Vigiliae Christianae 128. Лейден: Brill, 2015. (на немецком языке).
- Мароки, Самир. Три этапа духовной жизни у сирийских отцов: Иоанна Одинокого, Исаака Ниневийского и Иосифа Гарема . Париж: Éditions L’Harmattan, 2014. (на французском языке).
- Скалли, Джейсон. Аскетическая эсхатология Исаака Ниневийского . Оксфорд. Издательство Оксфордского университета, 2017.
- Веса, Валентин. Занятие экуменическим богословием с духовной точки зрения: случай святого Исаака Ниневийского и святой Терезы де Лизье . Саабрюкен: Brill Academic Publishing, 2016.
- Веса, Валентин. Знание и опыт писаний св. Исаака Ниневийского . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press, 2018.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Маркозе, Биджи (2004). Молитвы и посты согласно Бар Эбройо (1225/6-1286 гг. н.э.): Исследование молитв и постов восточных церквей . ЛИТ Верлаг. п. 32. ISBN 9783825867959 .
- ^ Перейти обратно: а б Куриан, Джордж (2010). Энциклопедия христианской литературы, том 2 . Пугало Пресс. п. 385. ИСБН 978-0810869875 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонстон, Уильям М. (2000). Энциклопедия монашества: АЛ . Тейлор и Фрэнсис. п. 665. ИСБН 1579580904 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джозеф Таллох, изд. (28 января 2024 г.). «Праздник Исаака Сирина с Себастьяном Броком» . vaticannews.va .
- ^ Великий синаксарист: (на греческом языке) Святой Исаак, сирийский епископ Ниневии . 28 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Святитель Исаак Сирин, епископ Ниневийский . ОСА – Жития святых.
- ^ Фромхерц, Аллен (2012). Катар: современная история . ИБ Таурис. п. 43. ИСБН 978-1-58901-910-2 .
- ^ «Святитель Исаак Сирин: Подвижническая проповедь №1» . Коптская православная церковь Св. Марка - Натик, Массачусетс . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Дэвид Фишер. Исаак Ниневийский и сирийская мысль .
- ^ Коза, Марио; Абу-Хусейн, Абдулрахман; Аль-Мурихи, Саиф Шахин; Аль-Тани, Бук (2014). Сирийские писатели Катара в седьмом веке (печатная ред.). ООО «Горгиас Пресс». п. 263. ИСБН 978-1463203559 .
- ^ Брок, Себастьян (2001). «Сирийский на греческий в Мар-Сабе: Перевод святого Исаака Сирина» В Патриче, Джозеф (ред.). Сабаитское наследие в Православной Церкви с V века до наших дней Левен: Питерс. стр. 100-1 201–208. ISBN 9042909765 .
- ^ «Толкование на Песнь Песней; Письмо о душе; Письмо об аскезе и монашеской жизни» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Брок, С., пер. (1997). Мудрость святителя Исаака Сирина . стр. 5-9. Фейракрес Оксфорд, Англия: SLG Press, Монастырь Воплощения. ISSN 0307-1405 .
- ^ Биттон-Ашкелони, Броурия (2011). «Предел разума (NOΥΣ): Чистая молитва по Евагрию Понтийскому и Исааку Ниневийскому». Zeitschrift für Antikes Christentum / Журнал древнего христианства . 15 (2). дои : 10.1515/zac.2011.15 . ISSN 1612-961X .
- ^ Хэгман, Патрик (2010). Подвиг Исаака Ниневийского . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Скалли, Джейсон (2017). Аскетическая эсхатология Исаака Ниневийского . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-880358-4 .
- ^ Венсинк, AJ (ноябрь 2011 г.). Мистические трактаты Исаака Ниневийского . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-61719-502-0 .
- ^ Подвижнические проповеди святителя Исаака Сирина. Спасо-Преображенский монастырь. 1984. ISBN 9780913026557 .
- ^ Спасо-Преображенский монастырь (2020 г.). Подвижнические проповеди святителя Исаака Сирина (переработанное 2-е изд.). Бруклин, Массачусетс: Публикации Спасо-Преображенского монастыря. ISBN 9780943405162 .
- ^ Брок, Себастьян П. (2006). Мудрость преподобного Исаака Ниневийского . Пискатауэй: Gorgias Press. п. viii. ISBN 1-59333-335-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Рубрики о духовном познании: часть вторая, главы 1–3 . Перевод Брока, Себастьяна. Издательство Свято-Владимирской семинарии. 2022. ISBN 978-0-88141-702-9 .
- ^ Пиртеа, Адриан (2019). «Исаак Ниневийский, гностические главы», Николас Симс-Вильямс, От литургии к фармакологии: христианские согдийские тексты из Турфанского собрания . Berliner Turfantexte 45. Turnhout: Brepols, стр. 117–44. (К4.39 середина и начало 46; части гл. 1.84-85, К1.16, 19)
- ^ Симс-Уильямс, Николас (2017). Аскетический сборник: христианская согдийская рукопись E28 . Тюрнхаут: Бреполс, стр. 19–43.
- ^ Перейти обратно: а б с Брок, Себастьян (переводчик). 1995. Исаак Ниневийский (Исаак Сириин): Часть вторая, главы 4–41 . ISBN 9789068317091 .
- ^ «Бодлианская библиотека MS. Сирийский е. 7» . Цифровой Бодлиан . Проверено 18 августа 2024 г.
- ^ Кессель, Григорий (2013). Новые рукописные свидетельства «второй части» Исаака Ниневийского. Студия Патристика LXIV, 245–257. Левен: Питерс.
- ^ Брок, Себастьян П. (1997). «Святой Исаак Сирин, два неопубликованных текста». Соборность/Восточное христианское обозрение 19 (1997): 7-33.
- ^ Луф, Андре. (2003). Духовные дела, II. 41 Недавно обнаруженные речи . Восточная духовность 81. Бегроль-ан-Мож: аббатство Бельфонтен.
- ^ Каввадас, Нестор (пер.). (2005-6). Исаак ту Сыру: Аскетика . Томос Б1: 1-3; Б2: 3-11; Б3: 12-41. Тера: Фесбитес.
- ^ Беттиоло, Паоло (пер.). Исаак Ниневийский. Духовные беседы и другие буклеты . Маньяно: Кикаджон, 1985; 2-е издание, 1990 г. [главы 1–5, 32, 35 и 39]
- ^ Нин, Манель (2005). Исаак Ниневийский, «Века познания» . Барселона: Проа. [Главы 1–5]
- ^ Перейти обратно: а б с Хансбери, Мэри Т. (2016). Духовные дела Исаака Сирина . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-0593-5 .
- ^ Луф, Андре (2009). Духовные труды, III: Из недавно обнаруженной рукописи . Восточная духовность 88. Бегроль-ан-Мож: аббатство Бельфонтен.
- ^ Кьяла, Сабино (пер.) (2004). Исаак Ниневийский: Аскетические беседы: Третий сборник . Маньяно: Сообщество Бозе.
- ^ Кьяла, Сабино (редактор) (2011a). Исаак Ниневийский: Terza Collezione . Свод восточно-христианских сочинений 637; Сирийские писатели 246. Левен: Петерс.
- ^ Кьяла, Сабино (пер.) (2011b). Исаак Ниневийский: Terza Collezione . Свод восточно-христианских сочинений 638; Сирийские писатели 247. Левен: Петерс.
- ^ Мэйс, Эндрю Д. (20 июля 2021 г.). Погружение за жемчугом . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-87907-563-7 .
- ^ Кьяла, Сабино (2013). «Две вновь открытые беседы из пятой части Исаака Ниневийского?» Orientalia Christiana Periodica 79, 61–112.
- ^ Хансбери, Мэри Т. (2015). «Исаак Сирин: Часть пятая». Стр. 441–70 в: Антология сирийских писателей Катара в седьмом веке . Под редакцией Марио Козы, Абдулрахима Абу-Хусейна, Саифа Шахина Аль-Мурихи и др. Восточно-христианские исследования Горгия 39. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
- ^ Вацлав Гриневич (2007), Илария Рамелли (2013) и др.
- ^ Вацлав Гриневич Вызов нашей надежды: христианская вера в диалоге 2007 Мистик VII века Исаак Сирин, известный также как Исаак Ниневийский, в истории Церкви является одним из самых смелых сторонников эсхатологической надежды на всеобщее спасение.
- ↑ Часть вторая , 39.6 (Тр. Брок, стр. 165)
- ^ Исаак, Третья часть , 5. Перевод с сирийского языка Мэри Т. Хансбери, Духовные труды Исаака Сирина , 84.
- ^ Сирийский, святой Исаак. Направления духовного обучения . стр. Текст №136. Б#9.
- ^ Первая часть , Гл. 5.
- ^ Первая часть , Гл. 26.
- ^ Первая часть , Гл. 50.
- ^ Например, см. Часть первая 19, 27, 43, 65, 74; Часть вторая 3.1.62, 3.2.30, 3.3.70-73, 3.3.81-82, 3.3.94, 5.29-32, 38-40; Часть третья 5.9-14, 6.59-63, 11.24-30.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Работы Исаака Сирина в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- святителя Исаака Ниневии Православная икона и синаксарий
- Сборник ресурсов по Исаакию
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Интернет-издание «Аскетических проповедей»
- Страница Святого Исаака Ниневийского в Facebook с новыми переводами с сирийского и арабского языков.
- Статья в Британской энциклопедии об Исааке Ниневийском.
- Сирийские христианские святые
- Сирийские епископы VII века
- Христианские мистики VII века
- Христианские святые VII века
- Епископы Церкви Востока VII века
- Христианское универсалистское духовенство
- Христианские богословы-универсалисты
- Месопотамские святые
- Святоотеческие мистики
- Сирийские писатели
- Сирийские христианские мистики
- Ниневия