Уран (мифология)
Уран | |
---|---|
Обитель | Небо |
Генеалогия | |
Родители | Гея ( Гесиод ) |
Братья и сестры | Понт и Орея ( Гесиод ) |
Супруга | Гайя |
Дети | Титаны ( , Циклопы , Гекатонхейры , Эринии Фурии), Гиганты , Мелии и Афродита. [ 1 ] |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Дорогой |
Месопотамский эквивалент | штукаджиг [ 2 ] |
Греческие божества ряд |
---|
Первобытные божества |
В мифологии греческой Уран ( / ˈ j ʊər ə n ə / s YOOR -ə -nəs , также / j ʊ ˈ r eɪ n ə s / yoo- RAY -nəs ), [ 3 ] иногда пишется Уран ( древнегреческий : Οὐρανός , букв. « небо », [uːranós] ), является олицетворением неба и одним из греческих первобытных божеств . Согласно Гесиоду , Уран был сыном и мужем Геи (Земли), от которой он породил первое поколение Титанов . Однако ни один культ, обращенный непосредственно к Урану, не сохранился до классических времен . [ 4 ] и Уран не появляется среди обычных тем греческой расписной керамики . Однако стихии Земли, Неба и Стикса могут быть объединены в торжественном призыве в гомеровском эпосе . [ 5 ] Уран связан с римским богом Целом . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Большинство лингвистов связывают этимологию имени Οὐρανος с прагреческой формой *Worsanós ( Τορσανος ), [ 10 ] увеличено от * ṷorsó- (также встречается в греческом οὐρέω ( ouréō ) «мочиться», санскритском varṣá «дождь», хеттском ṷarša- «туман, мгла»). [ 11 ] Основной индоевропейский корень — *ṷérs- «дождь, увлажнять» (также встречается в греческом eérsē «роса», санскрите várṣati «дождь» или авестийском aiβi.varəšta «шел дождь»), что делает Уран «дождем». -производитель", [ 11 ] или «повелитель дождя». [ 12 ]
Менее вероятная этимология - производное значение 'тот, кто стоит высоко' от ПИЕ * ṷérso- (ср. санскритское varṣman 'высота, вершина', литовское viršùs 'верхнее, самое высокое сиденье', русское verh 'высота, вершина'). Определенное значение для сравнительного изучения индоевропейской мифологии имеет определение Жоржа Дюмезиля (1934). [ 13 ] Урана с ведийским божеством Варуной ( Митанни Аруна ), богом неба и вод, но этимологическое уравнение сейчас считается несостоятельным. [ 14 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Гесиода В «Теогонии» , которая стала общепринятой греками в качестве «стандартного» изложения, [ 15 ] от Геи (Земли), первой сущности, появившейся после Хаоса (Пустоты), произошли Уран, Орея (Горы) и Понт (Море). [ 16 ]
Затем, согласно «Теогонии» , Уран соединился с Геей, и она родила двенадцать титанов : Океана , Кея , Крия , Гипериона , Иапета , Тейю , Рею , Фемиду , Мнемозину , Фебу , Тефию и Кроноса ; Циклопы ; Бронты, Стеропы и Аргеи : и гекатонхейры («Сторукие»): Котт, Бриарей и Гиг. [ 17 ]
Потомки Геи (Земли) и Урана (Неба), по Гесиоду [ 18 ] |
---|
Далее, согласно «Теогонии» , когда Кронос кастрировал Уран, из крови Урана, брызнувшей на землю, произошли Эринии (Фурии), Гиганты и Мелии . Также, согласно « Теогонии» , Кронос бросил в море отрезанные гениталии, вокруг которых «растеклась белая пена» и «выросла» в богиню Афродиту , [ 19 ] хотя по Гомеру Афродита была дочерью Зевса и Дионы . [ 20 ]
Потомки Геи и крови Урана, а также гениталии Урана, по Гесиоду. [ 21 ] |
---|
Другие аккаунты
[ редактировать ]Другие источники приводят другие генеалогии. В утраченной эпической поэме « Титаномахия» Уран, очевидно, был сыном Эфира . [ 22 ] в то время как, по мнению других, Уран был сыном некоего «Акмона». [ 23 ] Согласно орфическим текстам, Уран (наряду с Геей) был потомком Никсы (Ночи) и Фанеса . [ 24 ]
Говорят, что поэтесса Сафо (ок. 630 – ок. 570 до н. э.) сделала Уран отцом Эроса либо от Геи, согласно одному источнику, либо от Афродиты , согласно другому. [ 25 ]
Мифограф Аполлодор приводит генеалогию, несколько отличную от генеалогии Гесиода. Не упоминая каких-либо предков, он начинает свой рассказ с того, что просто говорит, что Уран «был первым, кто правил всем миром». [ 26 ] По мнению Аполлодора, Титаны (а не первенцы Урана, как у Гесиода) родились после трёх Сторуких и трёх Циклопов , [ 27 ] и было тринадцать первоначальных Титанов, добавляющих Титанид Дион к списку Гесиода. [ 28 ]
Отрывки в разделе «Илиады », названном « Обман Зевса», предполагают возможность того, что Гомер знал традицию, в которой Океан и Тефия (а не Уран и Гея, как у Гесиода) были родителями Титанов. [ 29 ] Платон в своем «Тимее » приводит генеалогию (вероятно, орфическую), которая, возможно, отражает попытку примирить это очевидное расхождение между Гомером и Гесиодом, где Уран и Гея являются родителями Океана и Тефии, а Океан и Тефия — родителями Кроноса и Гесиода. Рея и другие Титаны. [ 30 ]
В римской мифологии аналогом Урана был Целус (Небо). Цицерон говорит, что Целус был потомком Эфира и Дэя (Дня), [ 31 ] и что Цел и Диес были родителями Меркурия ( Гермеса ). [ 32 ] Гигин говорит, что, помимо Цела, Эфир и Диес также были родителями Терры (Земли) и Маре (Море). [ 33 ]
Мифология
[ редактировать ]Кастрация и свержение
[ редактировать ]Как рассказывает Гесиод, Гея «сначала родила звездное небо [Уран], равное ей, чтобы покрыть его со всех сторон и стать вечным прибежищем для благословенных богов». [ 34 ] Затем от Геи Уран произвел на свет восемнадцать детей: двенадцать Титанов, трех Циклопов и трех Гекатонхейров (Сторуких), [ 35 ] но ненавидя их, [ 36 ] он спрятал их где-то внутри Гайи. [ 37 ] Разгневанная и огорченная, Гея вылепила серп из адаманта и призвала своих детей наказать своего отца. Только ее сын Кронос, младший Титан, был готов сделать это. [ 38 ] Поэтому Гея спрятала Кроноса в «засаде», подарив ему адамантиновый серп, а когда Уран пришел лечь с Геей, Кронос протянул руку и кастрировал своего отца, бросив отрубленные яички в море. [ 39 ] Кастрация Урана позволила Титанам править, а Кроносу взять на себя верховное командование космосом. [ 40 ]
За этот «страшный поступок» Уран назвал своих сыновей «Титанами (Ситеками) в укор» и сказал, что «мщение за это придет потом». [ 41 ] По мнению Гесиода, из крови, пролившейся с Урана на Землю, произошли Великаны , Эринии ( фурии-мстители) и Мелии ясеня ( нимфы ). Из половых органов в море вышла Афродита . [ 42 ] По некоторым данным, мифические феаки , которых посетил Одиссей в «Одиссее» , также произошли из крови кастрации Урана. [ 43 ]
Различные места были связаны с серпом Кроноса и кастрацией Урана. [ 44 ] Два из них находились на острове Сицилия . По словам александрийского поэта Каллимаха (ок. 270 г. до н. э.), серп Кроноса был похоронен в Занкле на Сицилии, утверждая, что там он был «спрятан в впадине под землей». [ 45 ] Другое сицилийское поселение — Дрепанум (современный Трапани ), название которого происходит от греческого слова «серп». Другой александрийский поэт, Ликофрон (ок. 270 г. до н. э.), упоминает «обход прыжка серпа Кроноса», что является очевидной ссылкой на «прыжок» серпа, брошенного в море в Дрепануме. [ 46 ]
Однако с серпом были связаны и другие места. Географ Павсаний сообщает, что серп, как говорят, был брошен в море с мыса близ Болины , недалеко от Аргиры на берегу Ахеи , и говорит, что «по этой причине они называют мыс Дрепанум ». [ 47 ] Историк Тимей обнаружил серп на Коркире , которую островитяне называли Феакией, островным домом феаков, которые (как отмечалось выше), как говорили, родились из крови кастрации Урана. [ 48 ]
После его кастрации Уран отходит на второй план. Кроме него и Гайи (теперь помирившихся?) [ 49 ] предупреждая своего сына Крона, что ему суждено быть свергнутым одним из своих детей, советуя своей дочери Рее , жене Кроноса, отправиться к Ликту на Крите , чтобы родить Зевса, чтобы Зевс был спасен от Кроноса, и советуя Зевсу проглотив свою первую жену Метиду , чтобы Зевс в свою очередь не был свергнут своим сыном, Уран в греческой мифологии больше не играет никакой роли. [ 50 ] Однако он изображен на фризе Гигантомахии на Пергамском алтаре , бородатый и крылатый, сражающийся с гигантами мечом, недалеко от своей дочери Фемиды, которая замечена нападающей на другого гиганта. [ 51 ]
Небо ( Уран )
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2016 г. ) |
После его кастрации Небо больше не покрывало Землю по ночам, а оставалось на своем месте, и, по словам Карла Кереньи , «первоначальное зарождение подошло к концу». [ 52 ] Уран почти не считался антропоморфным, за исключением гениталий в мифе о кастрации. Он был просто небом, которое древние представляли как всеобъемлющий купол или бронзовую крышу, удерживаемую (или повернутую вокруг оси) Титаном Атласом . В шаблонных выражениях гомеровских поэм Уран иногда является альтернативой Олимпу как коллективному дому богов; очевидным событием был бы момент в «Илиаде» 1.495, когда Фетида поднимается из моря, чтобы умолять Зевса: «и рано утром она поднялась, чтобы приветствовать Урана-и-Олимпа, и нашла сына Кроноса...».
Уильям Сейл отмечает, что «... « Олимп » почти всегда используется [как дом олимпийских богов ], но уран часто относится к естественному небу над нами без какого-либо предположения, что боги коллективно живут там». [ 53 ] Сейл пришел к выводу, что более ранним местом пребывания богов была настоящая гора Олимп , с которой эпическая традиция ко времени Гомера перенесла их на небо, Уран . К шестому веку, когда «небесную Афродиту» ( Афродиту Уранию ) стали отличать от «обычной Афродиты народа», уран означает чисто саму небесную сферу.
Сравнительная мифология
[ редактировать ]Хурритская мифология
[ редактировать ]Греческий миф о творении похож на хурритский миф о творении. В хурритской религии Ану — бог неба. Его сын Кумарбис откусил ему гениталии и выплюнул трёх божеств, одно из которых, Тешуб , позже свергнул Кумарбиса. [ 54 ]
Варуна
[ редактировать ]Возможно, что Уран изначально был индоевропейским богом, которого можно было отождествить с ведическим Варуной , верховным хранителем порядка, который позже стал богом океанов и рек, как предполагает Жорж Дюмезиль . [ 13 ] следуя подсказкам Эмиля Дюркгейма , «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). [ 55 ] Другая теория Дюмезиля заключается в том, что иранский верховный бог Ахура Мазда является развитием индоиранского * vouruna-*mitra. [ 56 ] Следовательно, это божество обладает также качествами Митры , бога падающего дождя. [ 57 ]
Уран связан с ночным небом, а Варуна — бог неба и небесного океана, связанного с Млечным Путем.
Жорж Дюмезиль осторожно обосновал идентичность Урана и ведической Варуны на самом раннем индоевропейском культурном уровне. [ 13 ] Идентификация Дюмезилем мифических элементов, общих для этих двух фигур, опирающаяся в значительной степени на лингвистическую интерпретацию, но не постулирующая общего происхождения, была подхвачена Робертом Грейвсом и другими. Отождествление имени Уран с индуистским Варуной, частично основанное на предполагаемом протоиндоевропейском языковом корне *-ŭer со смыслом «связывания» - древний царь-бог Варуна связывает злого, древний царь-бог Уран связывает Циклопа. , который его мучил. Наиболее вероятная этимология происходит от протогреческого *(W)orsanόj (worsanos) от протоиндоевропейского языкового корня *ers «смачивать, капать» (имеется в виду дождь).
Культурный контекст кремня
[ редактировать ]Деталь того, что серп был кремневым, а не бронзовым или даже железным, была сохранена греческими мифографами (хотя римские ими пренебрегали). Обработанные кремни в качестве режущих кромок вставляли в деревянные или костяные серпы в эпоху позднего неолита, до наступления бронзового века . Такие серпы, возможно, сохранились в последнее время в ритуальных контекстах, где металл был табу, но деталь, которую сохранили классические греки, предполагает древность мифа .
Планета Уран
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Древние греки и римляне знали только пять «блуждающих звезд» ( древнегреческий : πλανῆται [planɛːtai̯] ): Меркурий , Венера , Марс , Юпитер и Сатурн . После открытия шестой планеты в 1781 году с помощью телескопа существовали долгосрочные разногласия относительно ее названия. Его первооткрыватель Уильям Гершель назвал его Георгиум Сидус (Грузинская звезда) в честь своего монарха Георга III . Это имя предпочитали английские астрономы, но другие, например, французы, предпочитали «Гершель». Наконец, название Уран было принято в середине 19 века, как предложил астроном Иоганн Боде как логическое дополнение к существующим названиям планет, поскольку Марс ( Арес по-гречески), Венера ( Афродита по-гречески) и Меркурий ( Гермес по-гречески) были детьми Юпитера: Юпитер ( Зевс по-гречески), сын Сатурна, и Сатурн ( Крон по-гречески), сын Урана. Аномальным является то, что, хотя остальные берут римские имена, Уран — это имя, происходящее от греческого, в отличие от римского Целуса . [ 58 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно Гесиоду , Теогония 183–200 , Афродита родилась из отрубленных гениталий Урана, но по мнению Гомера , Афродита была дочерью Зевса ( Илиада 3.374 , 20.105 ; Одиссея 8.308 , 320 ) и Дионы ( Илиада 5.370–71 ), см. Ганц, стр. 99–100.
- ^ Хард, с. 34 .
- ^ «Уран» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
- ^ «Мы не считали их достойными поклонения», — Карл Кереньи , выступая от имени древних греков сказал о титанах (Керени, стр. 20); «За единственным исключением, пожалуй, Кроноса, а также за исключением Гелиоса ».
- ^ Как у Гомера , Илиада 15.36 и далее. , Одиссея 5.184 и далее .
- ^ Грималь, св "Целус" с. 38.
- ^ Варрон, De lingua Latina 5.58.
- ^ Мэрион Лоуренс, «Саркофаг Веллетри», Американский журнал археологии 69.3 (1965), стр. 220.
- ^ Флорон , Epitome 1.40 (3.5.30): « Евреи пытались защитить Иерусалим ; но он [Помпей Великий] вошел и в этот город и увидел обнаженную великую Святую Святых нечестивого народа, Небеса под золотой лозой» ( Иерусалим, чтобы защитить евреев; действительно, он также вошел и увидел великую тайну нечестивого народа под золотой виноградной лозой Небес). Финбарр Барри Флад, Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов (Brill, 2001), стр. 81 и 83 (примечание 118). Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), стр. 252, запись о небесах , цитируемая Ювеналом, Петронием и Флором как ejemplos de Caelus o Caelum «со ссылкой на Иегову , а также на некоторые символы Иеговы».
- ^ Запад 2007, с. 137 . Первоначально реконструировано в: Иоганн Баптист Хофманн, Этимологический словарь греческого языка (Мюнхен: Р. Ольденбург, 1950).
- ^ Перейти обратно: а б Роберт С.П. Бикс , Этимологический словарь греческого языка , т. 2 (Лейден: Брилл, 2009), 1128–1129.
- ^ Запад 2007, с. 137 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жорж Дюмезиль, Уран-Варуна - Очерк сравнительной индоевропейской мифологии (Париж: GP Maisonneuve, 1934).
- ^ Манфред Майрхофер , Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen , vol. 2, св «Варуна» (Гейдельберг: Карл Винтер, 1996), 515–6. Эдгар К. Поломе , «Бог-переплетчик», в Энциклопедии индоевропейской культуры (Лондон – Чикаго: Фицрой Дирборн, 1997), 65.
- ^ Хард, с. 21 ; Фаулер 2013, с. 5 .
- ^ Фаулер 2013, с. 5 ; Жесткий, с. 24 ; Ганц, с. 10; Гесиод , Теогония 126–132 .
- ^ Гесиод, Теогония 132–153 . Сравните с Аполлодором , 1.1.1–3 , где сначала упоминаются Гекатонхейры, которых он называет Бриареем, «Гиесом» и Коттом, затем Циклопами и Титанами.
- ^ Гесиод , Теогония 132–153 ; Колдуэлл, с. 5, таблица 3.
- ^ Гесиод, Теогония 173–206 .
- ^ Гомер , Илиада 3.374 , 5.370–71 , 20.105 , Одиссея 8.308 , 320 ; см. Ганц, стр. 99–100.
- ^ Гесиод , Теогония 183–200 ; Колдуэлл, с. 6 таблица 4.
- ^ Gantz, p. 12; Grimal, s.v. Uranus; Eumelus fr. 1 (West 2003, pp. 222–225 ).
- ^ Нью-Поли Брилла , Сент-Акмон ; Евмел фр. 1 (Запад, 2003 г., стр. 222–225 ); Каллимах фр. 498 ; Алкман фр. 61 Кэмпбелл [= Евстафий по «Илиаде» 18.476].
- ^ Вест 1983, стр. 70, 85; Ганц, с. 742; Мейснер, стр. 37, 70, 197; Грималь, св Уран.
- ^ Ганц, с. 3; Сафо фр. 198 Кэмпбелл [= 198 LP] [= 132 Бергк].
- ^ Аполлодор , 1.1.1
- ^ Аполлодор, 1.1.1 – 1.1.2
- ^ Аполлодор, 1.1.3
- ^ Фаулер 2013, стр. 8 , 11 ; Хард, стр. 36–37 , с. 40 ; Вест 1997, с. 147; Ганц, с. 11; Буркерт 1995, стр. 91–92 ; Вест 1983, стр. 119–120; Гомер , Илиада 14.201 , 302 [=201], 245 .
- ^ Ганц, стр. 11–12, 743; Вест 1983, стр. 117–118; Фаулер 2013, с. 11 ; Платон , Тимей 40d–e .
- ^ Цицерон , О природе 3.44 богов
- ^ Цицерон , О природе 3.56 богов
- ^ Гигин , Басни Теогония 1–2 (Смит и Тшаскома, стр. 95).
- ^ Хард, с. 24 ; Ганц, с. 10; Гесиод Теогония 126–128 .
- ^ Гесиод , Теогония 132–153 .
- ^ Гесиод , Теогония 154–155 . Точно, кого из этих восемнадцати детей Гесиод имел в виду, что Уран ненавидел, не совсем ясно: всех восемнадцать, а может быть, только Циклопов и Сторуких. Жесткий, п. 67 ; Вест 1988, с. 7 и Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160, всего восемнадцать; в то время как Ганц, с. 10, написано «вероятно, все восемнадцать»; и Мост, с. 15 н. 8 , говорится, что «по-видимому, имеются в виду только… Циклопы и Сторукие», а не двенадцать Титанов. См. также West 1966, с. 206 по строкам 139–53, с. 213 строка 154 γὰρ . Почему Уран ненавидел своих детей, также неясно. Ганц, с. 10 говорит: «Причиной ненависти [Урана] может быть ужасная внешность [его детей], хотя Гесиод не совсем говорит об этом»; в то время как Хард, с. 67 говорит: «Хотя Гесиод не совсем уверен в причине своей ненависти, кажется, что он невзлюбил их, потому что они были ужасны на вид». Однако Уэст 1966, с. 213, строка 155, говорит, что Уран ненавидел своих детей из-за их «угрожающего характера».
- ^ Гесиод , Теогония 156–158 . Тайником внутри Гайи, по-видимому, является ее утроба, см. West 1966, с. 214 в строке 158; Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160; Ганц, с. 10. Это место, по-видимому, тоже самое, что и Тартар , см. West 1966, с. 338, строка 618, и Колдуэлл, стр. 338, строка 618. 37 в строках 154–160.
- ^ Гесиод , Теогония 159–172 .
- ^ Гесиод , Теогония 173–182 ; согласно Ганцу, с. 10, Кронос ждал в засаде и протянул руку, чтобы кастрировать Уран, «изнутри тела [Гайи], мы поймем, если он тоже пленник».
- ^ Хард, с. 67 ; Вест 1966, с. 19.
- ^ Гесиод , Теогония 207–210 .
- ^ Гесиод , Теогония 183–199 .
- ^ Лейн Фокс, с. 274 с н. 37; Акусилас фр. 4 Фаулер [= FGrHist 2 F4]; Алкей фр. 441 Кэмпбелл ; Аполлоний Родосский , Аргонавтика 4.981–992 .
- ^ Grimal, s.v. Uranus.
- ^ Лейн Фокс, с. 270; Каллимах , Аэтия ( О происхождении ) 2, фр. 43.68–72 . Обсуждение серпа Занкла см. в Lane Fox, стр. 270–273.
- ^ Лейн Фокс, стр. 270–271; Ликофрон , Александра 869 .
- ^ Лейн Фокс, с. 273; Павсаний , 7.23.4 .
- ^ Лейн Фокс, с. 274 с н. 36, цитирует схолиаста об Аполлонии Родосском « Аргонавтика » , 4.984 и сл. Сравните с Аполлонием Родосским , Argonautica 4.981–992 .
- ^ Ганц, с. 41.
- ^ Грималь, св. Уран; Гесиод , Теогония 463–464 , 886–900 . Обсуждение пророчеств Урана см. West 1966, p. 295, строка 463.
- ^ LIMC Уран ; Женщина, с. 21
- ^ Кереньи, с. 22.
- ^ Продажа, с. 3.
- ^ Гутербок, Ганс Густав. «Хеттская религия» в забытых религиях, включая некоторые примитивные религии» под ред. Vergilius Firm. NY Philadelphia Library 1950: 88f, 103f; См. Hard, стр. 34 ; Ганц, стр. 743.
- ^ Связь с Дюркгеймом была отмечена Арнольдо Момильяно , «Жорж Дюмезиль и трехфункциональный подход к римской цивилизации», История и теория , 1984; Связь между Ураном и Варуной была предложена еще в 1824 году Альбрехтом Вебером , «Современные исследования древней Индии: лекция, прочитанная в Берлине 4 марта 1824 года , 1857».
- ^ Жорж Дюмезиль, Митра Варуна: Очерк двух индоевропейских представлений о суверенитете (Париж: Галлимар, 1948). Английский перевод: Митра-Варуна: очерк двух индоевропейских представлений о суверенитете , пер. Дерек Колтман (Нью-Йорк: Zone Books, 1988).
- ↑ По мнению Дюмезиля, Варуна — бог «водных масс», а падающий дождь скорее связан с Митрой.
- ^ Джинджерич, Оуэн (октябрь 1958 г.). «Именование Урана и Нептуна» . Астрономическое общество Тихого океана . 8 Листовка №. 352 (352): 9–15. Бибкод : 1958ASPL....8....9G - через систему астрофизических данных НАСА.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родий , Аргонавтика , отредактированный и переведенный Уильямом Х. Рейсом, Классическая библиотека Леба № 1, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99630-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Буркерт, Уолтер , Ориентализирующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики , перевод Уолтера Буркерта, Маргарет Э. Пиндер, издательство Гарвардского университета , 1995. ISBN 0-674-64364-X .
- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Каллимах , Мусей , Аэтия, Ямби, Гекала и другие фрагменты, Герой и Леандр , отредактированные и переведенные К. А. Трипанисом, Т. Гельцером, Седриком Х. Уитменом, Классическая библиотека Леба № 1. 421, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1973. ISBN 978-0-674-99463-8 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика, Том I: Сафо и Алкей , Классическая библиотека Леба № 142, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1990. ISBN 0-674-99157-5 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика, Том II: Анакреон, Анакреонтея, Хоровая лирика от Олимпа до Алкмана , отредактированная и переведенная Дэвидом А. Кэмпбеллом, Классическая библиотека Леба № 143, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1988. Онлайн версия в издательстве Гарвардского университета .
- Цицерон, Марк Туллий , De Natura Deorum у Цицерона: О природе богов. Академики , перевод Х. Рэкхема, Классическая библиотека Леба №. 268, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , впервые опубликовано в 1933 году, исправлено в 1951 году. ISBN 978-0-674-99296-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грейвс, Роберт , исправленное издание, 1960. Греческие мифы .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 9780631201021 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Хонан, Мэри МакМэхон, Путеводитель по Пергамскому музею , Де Грюйтер, 1904 год. ISBN 9783112399330 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Хорнблауэр, Саймон , Ликофрон, Александра: греческий текст, перевод, комментарий и введение. Издательство Оксфордского университета. Грейт-Кларендон-стрит, Оксфорд, OX2 6DP, Великобритания. 2015. ISBN 978-0-19-957670-8 , 978-0-19-881064-3
- Кереньи, Карл , Боги греков , Темза и Гудзон, Лондон, 1951.
- Керн, Отто . Orphicorum Fragmenta , Берлин, 1922. Интернет-архив .
- Ликофрон , Александра (или Кассандра ) в «Каллимахе и Ликофроне» с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Лейн Фокс, Робин , Путешествующие герои: в эпическую эпоху Гомера , Vintage Books, 2010. ISBN 9780679763864 .
- Мейснер, Дуэйн А., Орфическая традиция и рождение богов , Oxford University Press , 2018. ISBN 978-0-19-066352-0 . Гугл Книги .
- Мост, Г.В. , Гесиод, Теогония, Труды и дни, Свидетельства, отредактировано и переведено Гленном В. Мостом, Классическая библиотека Леба № 57, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Платон , Тимей у Платона в двенадцати томах , Vol. 9 в переводе WRM Lamb. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1925. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Сейл, Уильям Мерритт (1984). «Гомеровский Олимп и его формулы». Американский журнал филологии . 105 (1): 1–28. дои : 10.2307/294622 . JSTOR 294622 .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). "Уран"
- Стефан Византийский , Stephani Byzantii Ethnicorum quae supersunt, под редакцией Августа Мейнике (1790–1870), опубликовано в 1849 году. Несколько записей из этого важного древнего справочника топонимов были переведены Брейди Кислингом. Онлайн-версия на сайте Topos Text Project .
- Уэст, ML (1966), Гесиод: Теогония , Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814169-6 .
- Уэст, ML (1983), Орфические стихи , Clarendon Press Oxford, 1983. ISBN 978-0-19-814854-8 .
- Уэст, ML (1988), Гесиод: Теогония , труды и дни , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-953831-7 .
- Уэст, М.Л. (1997), Восточная грань Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах , Oxford University Press. ISBN 0198150423 .
- Уэст, ML (2003), Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры , отредактированный и переведенный Мартином Л. Уэстом, Классическая библиотека Леба № 497, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2003. ISBN 978-0-674-99605-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Уэст, ML (2007), Индоевропейская поэзия и миф , OUP Oxford, 2007. ISBN 978-0-19-928075-9 . Гугл Книги .