Прокрис

В мифологии греческой Прокрис / ˈ p r oʊ k r ɪ s / ( др.-греч . Πρόκρις , Быт .: Πρόκριδος) — афинская принцесса, третья дочь Эрехтея , царя Афин, и его жены Пракситеи . Гомер упоминает ее в «Одиссее» как одну из многих мертвых духов, которых Одиссей видел в Подземном мире . [1] Софокл написал трагедию под названием «Прокрис» , которая была утеряна, как и версия, содержащаяся в греческом цикле , но по крайней мере шесть различных версий ее истории все еще существуют.
Семья
[ редактировать ]Сестрами Прокриды были Креуса , Орифия , Хтония , Протогенея , Пандора. [2] и Меропа [3] братьями ее были Кекропс , Пандор , Метион , [4] и, возможно, Орней , [5] Теспий , [6] Давайте праздновать [7] и Сикион . [8] Она вышла замуж за Цефала сына царя Деионея Фокиды . ,
Мифология
[ редактировать ]Ферекид
[ редактировать ]Самая ранняя версия истории Прокриды исходит от Ферекида Афинского . Цефал оставался вдали от дома восемь лет, потому что хотел испытать Прокриду. Когда он возвращается, он соблазняет ее, переодетый. Несмотря на примирение, Прокрис подозревает, что у ее мужа есть любовница, потому что он часто уезжает на охоту. Слуга рассказывает ей, что Цефал звал Нефелу (облако), чтобы она пришла к нему. Прокрис следует за ним в следующий раз, когда он пойдет на охоту, и выпрыгивает из чащи, когда слышит, как он снова зовет Нефелу. Он испуган и, думая, что она дикое животное, стреляет в нее из стрелы и убивает. [9]
Овидий
[ редактировать ]
Ранняя версия
[ редактировать ]Овидий несколько иначе рассказывает конец истории в третьей из своих книг « Искусство любви». [10] [11] В этой ранее опубликованной работе богини не упоминаются, что является предостережением против доверчивости . После охоты Цефал призывает ветерок ( Зефир [10] или Аура [11] ), чтобы охладить его, пока он лежит в тени.
Подслушав комментарий Прокриды, назойливый человек сообщает об услышанном Прокриде, который побледнел от ужаса, что ее муж любит другую, и в ярости поспешил в долину, а затем молча прокрался в лес, где охотился Цефал. Когда она увидела, как он плюхнулся на траву, чтобы остыть, и позвал Зефира, чтобы тот пришел ему на помощь, Прокрис поняла, что то, что она приняла за имя возлюбленного, было просто именем воздуха и ничем более. Радостно она поднялась, чтобы броситься в его объятия, но, услышав шелест листвы, Цефал выпустил стрелу в то, что, как он думал, было диким зверем в кустах. Умирая, женщина сокрушается, что ветерок, именем которого она была обманута, теперь унесет ее дух, и плачет ее муж, держа ее на руках. [ нужна ссылка ]
Поздняя версия
[ редактировать ]В более позднем рассказе Овидия богиня зари Эос ( Аврора у римлян) хватает Цефала, когда он охотится, но Цефал начинает тосковать по Прокриду. Раздраженная Эос возвращает Цефала жене, но предлагает показать Цефалу, как легко Прокриду соблазнит другой незнакомец. Поэтому он идет домой переодетым. Он заставляет Прокрису «колебаться», обещая ей деньги, прежде чем заявить, что она неверна. Прокрис убегает, чтобы продолжить преследование Дианы, но позже его уговаривают вернуться к мужу, принеся ему в качестве подарков волшебное копье и охотничью собаку. Овидий подчеркивает, что Цефал (рассказчик событий) не осмеливается сказать, как он приобрел собаку и копье у Прокриды, намекая, что сам Цефал был соблазнен и обманут таким же образом, как и Прокрис, как в версиях Антонина Либералиса. и связан с Гигином. [12] В центре сцены трансформации — собака, которая всегда ловит свою жертву, и неуловимая лиса; Юпитер превращает их в камень.
Сказка возобновляется с тем же финалом, что и в случае с Ферекидом, поскольку Прокрис узнает, что ее муж взывает к «Ауре», латинскому слову, обозначающему ветер, которое звучит похоже на римский эквивалент Эос «Аврора». Цефал убивает ее случайно, когда она шевелится в кустах неподалеку, расстроенная его мольбой «возлюбленной Ауре» «подойти к нему на колени и облегчить его жар». Прокрис умирает у него на руках, умоляя его не позволять Ауре занять место его жены. Он объясняет ей, что это был «всего лишь ветерок», и она, кажется, легко умирает. [13]
Аполлодор, Гигин и Антонин
[ редактировать ]Библиотека . дает совершенно иную характеристику Прокриду В нем говорится, что Прокрида была подкуплена золотой короной, чтобы переспать с Птелеоном , но была обнаружена в его постели своим мужем. Она описывается как бежавшая к царю Миносу , который был проклят своей женой Пасифаей извергать скорпионов, змей и многоножек, которые убивали его любовниц изнутри. Говорят, что Прокрис помог вылечить царя от генитальной болезни с помощью цирковой травы . Ей подарили собаку, от которой не могла уйти никакая добыча, и безошибочное копье. В Библиотеке утверждается, что она отдала собаку и копье Цефалу, и они помирились. [ нужна ссылка ]
Гигин (который утверждает, что собака и копье — дары богини Артемиды ) и Антонин Либералис , [14] однако напишите, что она переоделась мальчиком и совратила мужа своего, так что и он оказался виноват, и они примирились. По мнению последнего, необъяснимая болезнь Миноса не только убила его любовниц, но и помешала ему и Пасифае иметь детей (сама Пасифая в остальном не пострадала, будучи бессмертной дочерью Гелиоса ). Прокрис тогда ввел женщине козий мочевой пузырь, велел Миносу извергнуть туда, а после этого отправил его к жене; Таким образом, пара смогла зачать ребенка, и Минос подарил ей свое копье и собаку в знак благодарности. [ нужна ссылка ]
В отличие от других версий, Гигин опускает похищение Цефала Эос; вместо этого он отвергает ее, когда она делает ему предложение, и она отвечает, что не хочет, чтобы он нарушал свои супружеские клятвы, если только это не сделает Прокрис. Затем она маскирует его под незнакомца, который успешно соблазняет Прокриса. Когда они вместе лежат в постели, Эос снимает с него чары, а Прокрис, поняв, что Эос обманула ее, со стыдом убегает. После их воссоединения Прокрис тайно следует за Цефалом из страха перед Эос. [15]
Собака и лиса
[ редактировать ]Имя собаки Лаэлапс . История об охоте на тевмесскую лисицу , которую так и не удалось поймать, и о том, что Зевс обратился в камень вместе с собакой Прокриды, когда собака охотилась на него, и о смерти Прокриды рассказаны в одном из утерянных ранних греческих эпосов Цикл , скорее всего, Эпигоны . [ нужна ссылка ]
Средневековая традиция
[ редактировать ]История Прокрисы включена в De Mulieribus Claris , сборник биографий исторических и мифологических женщин флорентийского автора Джованни Боккаччо , составленный в 1361–1362 годах. Он примечателен тем, что это первый сборник, посвященный исключительно биографиям женщин в западной литературе. [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гомер , Одиссея 11.321
- ^ Судан с.в. Девы, Девы (Παρθένοι)
- ^ Плутарх , Тесей 19.5
- ^ Аполлодор , 3.15.1
- ^ Павсаний , 2.25.6; Плутарх, Тезей 32.1; Стефан Византийский , св. Орней
- ^ Диодор Сицилийский , Историческая библиотека 4.29.2
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4.76.1
- ^ Павсаний, 2.6.5 , цитирует Гесиода ( Ehoiai fr. 224) для Эрехтея
- ^ Афинский FGrHist 3F 34 [= Схолия в Гомера Одиссее Ферекид 1.320 .]
- ^ Jump up to: а б Овидий. Перевод Дж. Льюис Мэй. Искусство любви , Sacred-texts.com
- ^ Jump up to: а б Овидий. Перевод АС Кляйн . Искусство любви , Музей Гутенберга, Майнц
- ^ Мак, Сара (1968). Овидий . Издательство Йельского университета . п. 132 . ISBN 0-300-04295-7 .
- ^ Овидий, Метаморфозы 7.690-862.
- ^ Антонин Либералис (1992) [перевод; оригинальная работа между 100 и 300]. Селория, Фрэнсис (ред.). Метаморфозы Антонина Либералиса: перевод с комментариями . Психология Пресс. стр. 101–102. ISBN 9780415068963 . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Гигин , Басни 189
- ^ Боккаччо, Джованни (2003). Знаменитые женщины . Я Библиотека Ренессанса Татти. Том. 1. Перевод Вирджинии Браун. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. xi. ISBN 0-674-01130-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Антонин Либералис , Метаморфозы Антонина Либералиса в переводе Фрэнсиса Селории (Routledge 1992). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. ISBN 0-674-99135-4. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека в переводе Чарльза Генри Олдфатера . Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1989. Vol. 3. Книги 4.59–8. Интернет-версия на веб-сайте Билла Тэйера.
- Диодор Сицилийский, Историческая библиотека. Том 1-2 Иммануэль Беккер Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в доме Б.Г.Тойбнери. Лейпциг 1888-1890. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Луций Местриус Плутарх , « Жизнь с английским переводом Бернадота Перрена». Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета. Лондон. William Heinemann Ltd., 1914 г. 1. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. ISBN 0-674-99328-4 . Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Овидий Назон , Искусство любви (Ars Amatoria) в переводе А. С. Клайна. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Стефан Византийский , Stephani Byzantii Ethnicorum quae supersunt, под редакцией Августа Мейнике (1790-1870), опубликовано в 1849 году. Несколько записей из этого важного древнего справочника топонимов были переведены Брейди Кислингом. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Suida , Энциклопедия Suda в переводе Росса Скейфа, Дэвида Уайтхеда, Уильяма Хаттона, Кэтрин Рот, Дженнифер Бенедикт, Грегори Хейса, Малкольма Хита, Шона М. Редмонда, Николаса Финчера, Патрика Рурка, Элизабет Вандивер, Рафаэля Финкеля, Фредерика Уильямса, Карла Видстранда, Роберта Дайер, Джозеф Л. Райф, Оливер Филлипс и многие другие. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.