Диотима Мантинейская
Диотима Мантинейская | |
---|---|
Диотима Мантиники | |
Персональный | |
Умер | в. 5 век до н.э. |
Религия | Древнегреческая религия |
Область | Мантинея, Аркадия, Северный Пелопоннес. |
Известная идея (ы) | Платоническая любовь |
Диотима Мантинейская ( / ˌ d aɪ ə ˈ t iː m ə / ; греч . Διοτίμα ; латынь : Diotīma ) — имя или псевдоним древнегреческого персонажа в диалоге « Платона Симпозиум» , возможно, реальной исторической фигуры, указанной как имеющая жила около 440 г. до н.э. Ее идеи и доктрина Эроса , изложенные персонажем Сократа в диалоге, являются источником концепции, сегодня известной как Платоническая любовь .
Роль в симпозиуме
[ редактировать ]В Платона «Пире» члены партии обсуждают значение любви. Сократ рассказывает, что в юности его обучала «философии любви» Диотима, пророчица, успешно отложившая Афинскую чуму . В отчете, который Сократ рассказывает на симпозиуме, Диотима говорит, что Сократ спутал идею любви с идеей возлюбленного. Любовь, говорит она, не является ни полностью красивой, ни хорошей, как утверждали предыдущие ораторы в диалоге. Диотима дает Сократу генеалогию Любви ( Эроса ), утверждая, что он — сын «ресурсов ( пороса) и бедности ( пениа) ». По ее мнению, любовь побуждает человека искать красоту, первую земную красоту или красивые тела. Затем, по мере того, как любящий растет в мудрости, красота, которую он ищет, становится духовной, или прекрасными душами. Для Диотимы самое правильное применение любви к другим людям — это направить свой ум на любовь к мудрости, или к философии. [1]
Судя по дескриптору Диотимы «Пир», «Мантинике» (Мантинейский), похоже, создано для того, чтобы привлечь внимание к слову « богомол », которое предполагает связь с пророчеством. Далее она описывается как иностранка (ξένη) (201e) и мудрая (σοφὴ) не только в предмете любви, но и во многих других вещах (ἄλλα πολλά). Большинство ученых часто связывают ее со жречеством, поскольку : 1 - она советует афинянам жертвоприношения (thusiai), которые задержали начало чумы (201d), и 2 - ее речь об эроте использует язык жертвоприношения (thusia), пророчества (mantike), очищения (katharsis), мистического культовые практики, такие как инициация (телетай) и завершающиеся откровениями/видениями (202e). В одной рукописи ее описание было неправильно записано мантике («мантическая женщина» или провидица), а не Мантинике , что может быть еще одной причиной принятия Диотимы как «жрицы». [2] [3] Ее взгляды на любовь и красоту, кажется, сосредотачивают урок Сократа на ценности демонического (того, что находится между смертным и бессмертным) и «рождения прекрасного».
Историчность
[ редактировать ]Свидетельства об историчности Диотимы скудны; Платона «Пир» — единственное независимое упоминание о ее существовании, и все более поздние упоминания о ней взяты из Платона. [4] Основываясь на этом отсутствии доказательств, ученые от эпохи Возрождения до современности спорят, была ли она реальной исторической личностью или драматическим изобретением Платона.
Как вымышленный персонаж
[ редактировать ]Марсилио Фичино в 15 веке был первым, кто предположил, что она может быть вымышленной. [5] Считая Диотиму выдумкой, Марта Нуссбаум отмечает, что имя Диотимы, что означает «почитай бога», находится в прямом контрасте с Тимандрой («почитай человека»), которая, по словам Плутарха, была супругой Алкивиада. [6] [7]
Как Аспазия
[ редактировать ]Некоторые ученые XIX и начала XX веков считали, что Платон основал Диотиму на Аспазии , спутнице Перикла , которая произвела на него впечатление своим умом и красноречием. Это отождествление было недавно возрождено Арманом Д'Ангуром . [8]
Как независимая фигура
[ редактировать ]Мэри Эллен Уэйт [9] утверждал, что Диотима могла быть независимой исторической женщиной, известной своими интеллектуальными достижениями, [10] отмечая, что в «Пире » Диотима излагает идеи, отличные от идей Сократа и Платона, хотя и с явной связью с обоими. [11] [12] [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Платон, Симпозиум , 210a–212b.
- ^ Ригель, Николас (2016). Космополис: культурные мобильности у истоков античной мысли . Эриксимах и Диотима в «Пире Платона: Imprensa da Universidade de Coimbra». ISBN 978-989-26-1287-4 .
- ^ Гроте, Джордж (1888). Платон и другие сподвижники Сократа . Глава XXVI. Архивировано из оригинала 18 марта 2024 г. Проверено 1 декабря 2019 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гвозди, Дебра (15 ноября 2002 г.). Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков . Издательство Хакетт. стр. 137–138. ISBN 978-1-60384-027-9 . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Уэйт, Мэри Эллен (1987). «Диотима Мантинейская» . В Уэйт, Мэри Эллен (ред.). История женщин-философов: Том I: Древние женщины-философы, 600 г. до н.э. – 500 г. н.э. Дордрехт: Мартинус Нийхофф. стр. 83–116. ISBN 9789024733484 . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ Речь Алкивиада. Философия и литература, том 3, номер 2, осень 1979 г., стр. 131–172.
- ^ См. также Иригарай, Л. (1994). «Любовь-колдун: чтение симпозиума Платона, речи Диотимы», в феминистских интерпретациях Платона, (ред.) Н. Туана . Penn State Press, Юниверсити-Парк. и Гальперин, Д. (1990). Сто лет гомосексуализма: и другие очерки греческой любви . Лондон, Рутледж. за аргументы в пользу того, что Платон использует вымысел Диотимы, чтобы присвоить женскую форму философского исследования.
- ^ Д'Ангур, Арман (2019). Влюбленный Сократ: Становление философа . Блумсбери. п. 5.
- ^ Уэйт, Мэри Эллен (1987). «Диотима Мантинейская» . В Уэйт, Мэри Эллен (ред.). История женщин-философов: Том I: Древние женщины-философы, 600 г. до н.э. – 500 г. н.э. Дордрехт: Мартинус Нийхофф. стр. 83–116. ISBN 9789024733484 . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ Шире, Кэтлин. «Женщины-философы в древнегреческом мире: облачение в мантию». Гипатия том 1 № 1 Весна 1986 г.
- ^ Солсбери, Джойс (2001). Энциклопедия женщин древнего мира . АВС-КЛИО. ISBN 978-1576070925 . OCLC 758191338 .
- ^ Урбан Уокер, Маргарет (лето 2005 г.). «Призрак Диотимы: неопределенное место феминистской философии в профессиональной философии». Гипатия . 20 (3): 153–164. дои : 10.2979/hyp.2005.20.3.153 . JSTOR 3811120 .
- ^ Более подробную информацию о независимом существовании Диотимы см. Най, Андреа (1 ноября 2010 г.). «Иригарай и Диотима на симпозиуме Платона» . Феминистские интерпретации Платона . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-04024-0 . и Най, Андреа (27 декабря 2015 г.). Сократ и Диотима: сексуальность, религия и природа божественности . Спрингер. ISBN 978-1-137-51404-2 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2023 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эванс, Н. (2006). Диотима и Деметра как мистагоги в «Пире» Платона. В: Гипатия, вып. 21, нет. 2. 1-27.
- Навиа, Луис Э., Сократ, человек и его философия , стр. 30, 171. Университетское издательство Америки, 1985. ISBN 0-8191-4854-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История женщин-философов и ученых (веб-сайт) - ресурс для научных работ о Диотиме.
- Diotíma - ресурс информации о женщинах, поле, сексуальности, расе, этнической принадлежности, классе, статусе, мужественности, порабощении, инвалидности и пересечениях между ними в древнем средиземноморском мире.
- Греческие женщины V века до н.э.
- Греческие философы V века до н.э.
- Древние мантинейцы
- Древнегреческие специалисты по этике
- Древнегреческие провидцы
- Древнегреческие жрицы
- Древнегреческие женщины-философы
- Древнегреческие писательницы
- Женщины-писательницы V века до нашей эры
- Греческие писатели V века до нашей эры.
- Философы-метики в классических Афинах
- Философы любви
- Люди, существование которых оспаривается
- Духовенство V века до нашей эры