Клеомен I
Клеомен I | |
---|---|
Король Спарты | |
Царствование | в. 524 г. до н.э. – ок. 490 г. до н.э. [1] |
Предшественник | Анаксандрид II |
Преемник | Леонид I |
Умер | в. 490 г. до н.э. |
Проблема | Горго |
Династия | Агиад |
Отец | Анаксандрид II |
Клеомен I ( / k l iː ˈ ɒ m ɪ n iː z / ; греческий Κλεομένης ; умер ок. 490 г. до н.э.) был Агиадским с ок царем Спарты . 524 до ок. 490 г. до н.э. один из самых важных спартанских царей, сыграл важную роль в организации греческого сопротивления Персидской империи Дария Клеомен , , а также в формировании геополитического баланса классической Греции .
Рассказ Геродота
[ редактировать ]Большая часть жизни Клеомена известна из «Истории» — Геродота афинского историка второй половины V века. [2] Он — один из самых важных персонажей книг 5 и 6, охватывающих десятилетия, предшествовавшие Персидским войнам . [3] Однако отчет Геродота содержит много ошибок, особенно в хронологии нескольких крупных событий, а также очень предвзято настроен против Клеомена. [4] Похоже, что Геродот получил информацию о Клеомене от своих противников: потомков его сводных братьев Леонида и Клеомброта , а также потомков Демарата , другого спартанского царя, свергнутого Клеоменом в 491 году. [5] [6] Геродот, например, утверждает, что правление Клеомена было недолгим; однако он правил около 30 лет. [7] [8] Демарат, наоборот, получает положительное описание в « Историях» , хотя он предал персов во время первого вторжения в Грецию . [8] Пол Картледж пишет, что Клеомен пострадал от Damnatio Memoriae стороны спартанцев, в частности, за то, что он испортил оракул Дельфийский со в 491 году. [9]
Семейное происхождение и присоединение
[ редактировать ]Клеомен был сыном Анаксандрида II , принадлежавшего к династии Агиад , одной из двух царских семей Спарты (второй — Эврипонтиды). Поскольку у его отца не было сына от первой жены (которая была также его племянницей), эфоры вынудили его жениться на другой женщине, не разводясь с первой женой, — беспрецедентный случай двоеженства в Спарте. [10] Его новая супруга, вероятно, происходила из семьи эфора Хилона , важного реформатора, занимавшего этот пост в середине VI века. [7] [11] [12] От этого второго брака родился Клеомен, но затем его отец вернулся к первой жене и родил от нее еще трех сыновей: Дориея , будущего царя Леонида , и Клеомброта — двое последних, возможно, были близнецами. Имя Дориус (« Дорианец ») явно относится к дорийской этнической принадлежности Спарты и может быть отказом от политики эфора Хилона по установлению дружеских отношений с этнически разными ахайцами на севере Пелопоннеса . [13] [14]
Семья второй жены Анаксандрида сразу же оспорила законность Дориея еще до его рождения, поскольку эфоры присутствовали при его рождении, чтобы удостоверить подлинность беременности. [15] [16] Это показывает, что среди спартанских королевских кругов существовало сильное семейное соперничество; кроме того, в то же время двоюродная сестра второй жены Анаксандрида была еще и невестой будущего царя Эврипонтида Леотихида . [17] [18] В свою очередь, когда его отец умер, Дорией оспорил правопреемство Клеомена из-за его превосходящей «мужественной добродетели». [16] Возможно, это заявление связано с великолепными выступлениями во время агоге — строгой военной подготовки в Спарте, — которую Дориею пришлось пережить, в то время как Клеомен избегал ее как наследник (единственное возможное исключение). [19] Дорией мог также оспорить легитимность Клеомена на том основании, что он был сыном первой жены царя, которая к тому же имела царское происхождение. Поскольку Клеомен был старшим сыном, его притязания, тем не менее, были признаны более сильными, и он стал царем. [20] Это побудило Дориеуса отправиться в колониальные предприятия в Ливии и Сицилии , где он умер около 510 года. [21]
Дата воцарения Клеомена долгое время обсуждалась среди современных ученых. [22] [23] [24] пока историк Дэвид Харви не обнаружил, что греческий историк Диодор Сицилийский перепутал продолжительность правления Клеомена II (370–309) с продолжительностью правления его более раннего тезки. Оставляя в стороне ошибку Диодора, Харви заявляет, что, поскольку Клеомен взошел на престол «на несколько лет раньше, чем инцидент в Платайе», он датирует начало своего правления 524–523 годами. [25] [26]
Царствование
[ редактировать ]В первые годы своего правления Клеомен вел осмотрительную дипломатию, отказываясь от иностранных экспедиций, когда их просили, возможно, из-за угрозы восстания илотов , которое могло бы вызвать поражение в войне за границей. [27]
Встреча в Платайе (519 г. до н.э.)
[ редактировать ]Первым известным поступком Клеомена как царя является его сделка с городом Платея , расположенным между Фивами и Афинами . В 519 году Геродот утверждает, что Клеомен оказался в окрестностях Платеи, когда платейцы просили союза со Спартой, но он отклонил его. Вместо этого он посоветовал им объединиться с Афинами, потому что хотел разжечь пограничный конфликт между Фивами и Афинами, двумя из самых могущественных полисов центральной Греции. [28] [29] [30] Платейцы, вероятно, хотели избежать своего насильственного включения в Беотийский союз , который в это время создавался Фивами. [31] [7] Их просьба о союзе со Спартой, возможно, указывает на то, что они хотели стать членами Пелопоннесского союза , который также создавался в это время. [32] [33] GEM де Сте. Круа и Поль Картледж называют этот шаг «мастерским дипломатическим ходом». [34] [35] но другие современные ученые не верят, что Клеомен намеревался создать раскол между Фивами и Афинами. [36]
Геродот не объясняет, почему Клеомен находился в это время возле Платей. Для объяснения этого был выдвинут ряд теорий. Возможно, он шел на Фивы, чтобы поддержать вторжение своего союзника, Латтамия из Фессалии , но, поскольку фиванцы победили фессалийцев в битве при Церессе до его прибытия, он воспользовался возможностью, чтобы попытаться подорвать их, не задействуя свои силы. [37] Другая возможность состоит в том, что он пытался убедить либо Мегару , либо Фивы присоединиться к Пелопоннесскому союзу, или он выступал в качестве арбитра между Мегарой и Афинами по поводу острова Саламин . [38] [39] [40]
Дата этого события оспаривается некоторыми современными учеными, которые часто предполагают 509 год, а не 519 год, поскольку он лучше соответствует последнему участию Клеомена в афинской политике, но мнение большинства остается в пользу 519 года. [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47]
Иностранные посольства (ок. 517–513 до н. э.)
[ редактировать ]В 516 году Клеомен принял посольство от Меандрия Самосского с просьбой помочь изгнать тирана Силосона , марионетку Персидской империи , которая в то время подчиняла себе города-государства восточной части Эгейского моря . [48] [8] Однако при поддержке эфоров Клеомен отказался, и они изгнали Меандрия с Пелопоннеса. Возможно, Клеомен не хотел вовлекать Пелопоннесский союз в дальние войны, особенно против Персидской империи. [49] Намерения Меандрия, возможно, также сыграли свою роль, поскольку он, вероятно, жаждал тирании Самоса. [50]
Примерно в 513 году Дарий Великий вторгся в Скифию , что побудило последнюю направить посольство в Спарту с просьбой о союзе против персов. Геродот говорит, что скифы предлагали идти от реки Фасис до Мидии , в то время как спартанцы двинулись бы на восток от Эфеса . [51] Однако эта история вызывает подозрения, поскольку позже скифские послы снова появились, чтобы объяснить смерть Клеомена, а предлагаемый союз выглядит как панэллинская фантазия Геродота. [52] [53] Была предложена альтернативная дата - после 494 г. до н.э., поскольку упоминание Эфеса Геродотом подразумевает, что город не находился под персидским контролем, что произошло только после Ионического восстания 499–494 гг. [54]
Вмешательство в афинскую политику (511–501 до н.э.)
[ редактировать ]Война Спарты против Гиппия (ок. 511–510 до н. э.)
[ редактировать ]В 500-х годах Клеомен четыре раза вмешивался в афинскую политику, что в конечном итоге привело к созданию демократии в Афинах. [8] Могущественная, но изгнанная Алкмеонидов афинская семья подкупила Оракула Аполлона в Дельфах, чтобы сказать спартанцам, что у них не будет доступа к Оракулу, если они не свергнут тиранию династии Писистратидов , которая удерживала власть в Афинах с 561 года. [55] [56] Первая спартанская экспедиция, возглавляемая Анхимолом , состоялась в 511 году, но была разбита тираном Гиппием , сыном Писистрата , благодаря помощи, которую он получил от своих фессалийских союзников, приславших отряд в 1000 кавалеристов. [57] [58] [59]
В 510 году Спарта послала более крупные силы под командованием Клеомена, которые отправились в Аттику по суше. Спартанцы разгромили фессалийских наемников Гиппия, затем осадили Гиппия в Акрополе , где он вместе со своими сторонниками искал убежища. Тиран сдался после того, как спартанцы случайно захватили его сыновей; затем он отправился в изгнание в Персидскую империю. [58] [60] Война против Гиппия соответствовала политике свержения тиранов, которой следовала Спарта в конце VI века. Более того, тираны Афин были известны своими персидскими симпатиями (так называемыми медизмом ), с которыми Клеомен в это время начал энергично бороться по всей Греции. [58] [61] Гиппий также был другом Аргоса , еще одного врага Спарты. [62] Смущенные тем, что падение тирании произошло из-за вмешательства спартанского царя, афиняне позже вместо этого выдвинули историю о Гармодии и Аристогитоне , которые убили брата Гиппия Гиппарха в 514 году. [63]
Другой причиной спартанского вмешательства в Афины может быть выход Мегары из Пелопоннесского союза, возможно, по наущению Гиппия. Это также было причиной того, что Анхимолу пришлось использовать корабли, чтобы добраться до Аттики, поскольку Коринфский перешеек был отрезан. Затем Клеомен вынудил Мегару вернуться в Лигу в 511/510. Более того, Плутарх упоминает, что во времена Солона Спарта выступала арбитром между Афинами и Мегарой по вопросу владения Саламином — островом в Сароническом заливе . Но поскольку Клеомен упоминается как один из арбитров, некоторые современные ученые относят это урегулирование к 510 году, сразу после войны, поскольку Клеомен наконец принял решение в пользу Афин, вероятно, чтобы наказать Мегару за ее отступничество, а также привлечь Афины к себе. Пелопоннесский союз. [64] Эта теория остается спорной, поскольку некоторые другие мнения относят арбитраж Мегары к 519 году, в то же время, что и инцидент в Платеях. [65]
Афинская революция (507 г. до н.э.)
[ редактировать ]В Афинах развернулась борьба между аристократическими фракциями во главе с Клисфеном и Исагором за контроль над городом. Проспартанский олигарх Исагор стал архонтом в 508/507 году, но Клисфен пообещал провести демократические реформы, чтобы заручиться большей поддержкой среди граждан и расширить базу своей власти. [66] [67] Теперь, оказавшись на проигравшей стороне, Исагор призвал на помощь своего друга Клеомена, который, по слухам, тоже был влюблен в жену Исагора. [68] Клеомен добился изгнания Клисфена с помощью дипломатии, но Исагор все еще чувствовал себя в опасности и попросил вмешательства своего спартанского друга. Клеомен лично приехал в Афины с небольшим телохранителем, возможно, думая, что его престижа будет достаточно, чтобы изменить политический курс города. [69] [29] Клеомен изгнал 700 семей, связанных с Клисфеном, а также хотел установить узкую олигархию или тиранию, подавив афинский совет ( буле ) и создав вместо этого новый совет из 300 человек, наполненный сторонниками Исагора. [70] [71] [72] Однако буль отклонил приказ о роспуске; этот акт сопротивления вызвал крупное восстание среди афинян. Застигнутые врасплох Клеомен и Исагор нашли убежище на Акрополе, где они были осаждены. [73] [74]
Застряв на Акрополе, Клеомен попытался войти в Старый храм Афины Полиас , но жрица запретила ему доступ, заявив, что храм запрещен дорийцам — этнической группе спартанцев (афиняне были ионийцами ). [75] [76] Клеомен, вероятно, хотел показать свою силу, принеся жертву в запретном месте, что было типичным поведением завоевателей и особенно спартанских полководцев. [77] [78] Несмотря на то, что жрица Афины была самым важным священнослужителем в Афинах, Геродот решил не называть ее имени, чтобы заставить ее говорить как богиня, сопротивляющаяся спартанскому вторжению. [79] Клеомен ответил: «Женщина, я не Дориан, а Ахейец». [80] [81] В этом контексте ахейцы были греками из . поэм Гомера Название напоминает политику эфора Хилона по присвоению своего наследия в середине VI века. [82] [83] Потомок Хилона, Клеомен поэтому попытался представить себя менее чуждым афинянам, заявив, что он ахейец. Его ответ жрице также несет в себе второй смысл, поскольку его можно перевести как «Я не Дориус», имя его сводного брата-соперника. [84]
На третий день осады Клеомен понял, что его положение безнадежно, и договорился о капитуляции: спартанцам разрешили уйти с Исагором, но сторонники последнего были убиты. [70] [69] [85] [86]
Беотийская война (506 г. до н. э.)
[ редактировать ]Отомстив за перенесенное унижение, Клеомен создал большую коалицию против Афин, собрав Пелопоннесский союз, Беотию и Халкиду (на острове Эвбея ), что подтолкнуло Афины к поиску союза с Персией — еще одна причина вмешательства Клеомена. [87] Целью было снова сделать Исагора тираном. Однако, как только пелопоннесская армия прибыла в Элевсин в Западной Аттике, коринфяне отказались продолжать путь и вернулись домой. Демарат , царь Эврипонтидов, также не согласился с Клеоменом и забрал с собой остальных союзников обратно на Пелопоннес, тем самым фактически отменив вторжение. В результате афиняне легко разгромили беотийцев, затем Халкиду. [69] Наиболее частое объяснение решения коринфян состоит в том, что они проигнорировали план Клеомена по установлению тирана в Афинах; они думали, что это будет несправедливым поступком, когда они узнают об этом. [88]
Некоторые современные историки находят эту смену настроений неубедительной и предлагают альтернативные теории. Вместо этого Лоуренс Тритл предположил, что после того, как Клеомен отступил из Акрополя, он захватил Элевсин и оставил там Исагора командующим до своего возвращения с полной армией. В следующем году спартанцы и их союзники обнаружили в Элевсине, что Афины вернули этот город; без надежной базы в Аттике вся экспедиция оказалась безнадежной и была отменена. [89] Саймон Хорнблауэр считает, что пелопоннесцы узнали о союзе Афин и Персии только после того, как достигли Элевсина, и не хотели воевать с последней. [90]
Находясь недалеко от Элевсина, Клеомен, возможно, уничтожил несколько деревьев в священной части города, вероятно, по военным причинам. [91]
Это неудавшееся вторжение имело несколько последствий. Во-первых, в Спарте был принят закон, запрещавший двум царям одновременно выходить в поход, чтобы избежать очередного опасного разногласия на поле боя. Во-вторых, существенно изменилась организация Пелопоннесского союза. Спарте пришлось уступить своим союзникам создание конгресса Лиги, на котором союзники могли голосовать за объявление войны и заключение мира. [92] [93]
Несколько лет спустя, возможно, в 504 году, в Спарте состоялся первый зарегистрированный конгресс Пелопоннесского союза, на котором обсуждалось возвращение Гиппия в Афины. Спартанцы хотели восстановить его, потому что, по их словам, они были обмануты ложными оракулами Алкмеонидов, что побудило сместить Гиппия в 510 году. Гиппий присутствовал и защищал свое дело в Спарте, но союзники во главе с Коринфом отклонили это предложение. [94] Затем Гиппий навсегда покинул Грецию, возможно, на остров Хиос . [95] Хотя некоторые ученые предполагают, что этот поворот внешней политики Спарты был делом рук Клеомена, похоже, он не играл в этом никакой роли, поскольку Геродот вообще не упоминает о нем. Вместо этого Сент-Круа пишет, что поддержка Спартой Гиппия исходила от противников Клеомена в городе, которые считали новый режим в Афинах более враждебным по отношению к Спарте, чем к Гиппию. [96] [97]
Ионическое восстание и его последствия
[ редактировать ]В 499 году Аристагор , тиран Милета , прибыл в Спарту, чтобы попросить помощи у царя Клеомена в Ионическом восстании против Персии . Аристагор почти уговорил Клеомена помочь, пообещав легкое завоевание Персии и ее богатств, но Клеомен отослал его, когда узнал о большом расстоянии до сердца Персии. Аристагор попытался подкупить его, предложив серебро. Клеомен отказался, поэтому Аристагор начал предлагать ему все больше и больше. По словам Геродота , однажды Аристагор предложил Клеомену 50 талантов серебра, юная дочь Клеомена Горго предупредила его не доверять человеку, который грозил его развратить. [98]
Война против Аргоса (494 г. до н.э.)
[ редактировать ]В 494 году истек пятидесятилетний мир, подписанный между Спартой и Аргосом, что привело к новой войне. Этот мир, возможно, был заключен после победы спартанцев в борьбе за контроль над Тиреатидой , пограничной территорией между двумя городами, завоеванной Анаксандридом II. [99] Мотивами Клеомена, возможно, было либо ослабить соперника на Пелопоннесе, либо наказать Аргос за его медизм . [100] В кампании участвовала только Спарта, а не Пелопоннесский союз, и, возможно, только спартанские граждане , без периоеков , которые обычно сражались вместе с ними в бою. Это было не менее 2000 спартанских солдат и такое же количество илотов . [100]
Спартанская армия двинулась на север через периэческий город Селласию , затем Тегею , откуда двинулась на северо-восток в сторону Аргоса. Однако аргивяне преградили путь у реки Эрасин. [100] Клеомен вернулся на юг, в Тиреат , на территории Спарты, чтобы погрузить свои войска на корабли, предоставленные Сикионом и Эгиной , двумя членами Пелопоннесского союза. [101] Корабли высадились на другой стороне Арголического залива , в Тиринфе и Навплии , двух городах, подчиненных Аргосу. Крупное генеральное сражение произошло при Сепее, недалеко от Тиринфа, где была уничтожена вся аргивская армия, возможно, до 6000 человек. Сент-Круа считает, что эта битва была «величайшей резней гоплитов [...] в любой войне между двумя греческими государствами». [102] [103] Выжившие бежали на священную землю неподалеку, но Клеомен поджег рощу и убил аргивян. [104] Затем он распустил большую часть своей армии, за исключением тысячи солдат, и двинулся в Микены , на северо-востоке от Аргоса. По пути он остановился у Герайона Аргоса, великого храма Геры , где совершил еще одно святотатство, избив жреца, который пытался помешать ему совершить жертвоприношение в храме. В обоих случаях Клеомен приказал сопровождавшим его илотам совершить святотатства, вероятно, чтобы оградить спартиатов от религиозных последствий. [105]
Клеомен остался в окрестностях Аргоса после битвы, чтобы создать два независимых города-государства из Тиринфа и Микен, тем самым отрезав Аргосу доступ к его лучшей гавани в Навплии. [101] Причина этого шага заключалась в том, чтобы надолго ослабить Аргос и, возможно, помешать ему принимать войска из Персии. [101] Микены и Тиринф присоединились к Пелопоннесскому союзу и остались хорошими союзниками Спарты. [106] Несмотря на свою сокрушительную победу над Аргосом, Клеомен не пытался захватить город, возможно, потому, что его оборона была слишком сильной, или потому, что ему не удалось установить дружественное правительство. [107] [108] По возвращении в Спарту Клеомен был обвинен перед эфорами во взяточничестве за то, что пощадил Аргос после битвы. Суд состоялся в Герусии или экклесии . [109] Клеомен объяснил, что после захвата священной рощи Аргоса предсказание оракула относительно захвата Аргоса исполнилось, поскольку они носили одно и то же имя, и поэтому были оправданы. [107] [110]
Низложение Демарата (491 г. до н.э.)
[ редактировать ]Когда персы вторглись в Грецию после подавления Ионического восстания в 493 году, многие города-государства быстро подчинились им, опасаясь потери торговли. Среди этих государств была Эгина . Поэтому в 491 году Клеомен предпринял попытку арестовать тамошних главных коллаборационистов. Жители Эгины не хотели сотрудничать с ним, а спартанский царь Эврипонтид Демарат пытался подорвать его усилия. Клеомен сверг Демарата, предварительно подкупив дельфийского оракула, чтобы тот объявил, что такова божественная воля, и заменил его Леотихидом .
Изгнание и смерть
[ редактировать ]Около 490 г. Клеомен был вынужден бежать из Спарты, когда был раскрыт его заговор против своего соправителя Демарата. Геродот утверждает, что сначала он отправился в Фессалию, но такой большой обход неправдоподобен, и рукопись Геродота часто исправляли на « Селласию », которая была периэкическим городом к северу от Спарты. Селласия все еще находилась слишком близко к Спарте, и Клеомен перебрался в Аркадию. [9]
Восстание в Аркадии (ок. 490 г. до н. э.)
[ редактировать ]Аркадия была центральной областью Пелопоннеса ; он насчитал множество небольших городов, объединению которых Спарта всегда мешала, применяя политику «разделяй и властвуй» . [111] По прибытии около 490 г. [112] Клеомен хотел объединить аркадцев и попросил их принести клятву «следовать за ним, куда бы он ни повел». [113] [114] Эта клятва была парафразом клятвы Пелопоннесского союза, поэтому, похоже, Клеомен пытался заставить их переключить свою преданность со Спарты на себя, а затем выступить против Спарты во главе личного союза с аркадцами. [115] [116] Он мог бы пообещать им, что, если они помогут ему вернуть себе место в Спарте, он признает Аркадию единой политической единицей. [117] По словам Геродота, клятва должна была быть дана в городе Нонакрис на берегу Стикса — реки подземного мира , где обычно приносили клятвы только боги, — тем самым заставляя Клеомена совершить еще одно святотатство и страдать от «божественной мании величия». [118] [119]
На основании аркадских монет, выпущенных в первой половине V века, некоторые историки даже полагают, что Клеомен создал первую Аркадскую лигу , тогда как эта федеральная структура появляется в древних источниках только после поражения спартанцев при Левктрах в 371 году. [120] [121] [122] Однако более поздние исследования показали, что эта чеканка, вероятно, не была политической, а была связана с праздником Зевса Ликая , и что Клеомен так и не завершил свои планы в Аркадии. [123] Из формулировки Геродота следует, что клятва Стикса никогда не приносилась. [124]
Восстание илотов
[ редактировать ]Спартанцы опоздали на битву при Марафоне против Персии в 490 году. Их официальное объяснение заключалось в том, что им нужно было закончить религиозный праздник , но философ Платон упомянул, что это было вызвано восстанием илотов в Мессении, которое некоторые историки связывают с деятельности Клеомена против Спарты в то время. Клеомен мог пообещать илотам улучшение их положения в обмен на помощь, как это сделал его племянник регент Павсаний . несколько лет спустя [125] В подтверждение этой теории город Мессена на Сицилии был основан около 488 года беженцами из Мессении, а спартанцы совершили посвящение в Олимпии после победы над мессенцами в начале V века. [126] [127] Столкнувшись с угрозой совместного восстания Аркадии и Мессении, спартанские власти, особенно эфоры, отозвали Клеомена в Спарту. [128]
Возвращение в Спарту и смерть
[ редактировать ]Однако, по словам Геродота, Клеомен к этому времени считался сумасшедшим. Спартанцы, опасаясь того, на что он способен, посадили его в тюрьму. По приказу сводных братьев Леонида I и Клеомброта Клеомен был закован в цепи. Он умер в тюрьме при загадочных обстоятельствах. Спартанские власти заявили, что его смерть была самоубийством из-за безумия.
Находясь в тюрьме, Клеомен был найден мертвым, и его смерть была расценена как самоубийство в результате членовредительства. Очевидно, он убедил охранявшего его илота дать ему нож, которым он порезал себе голени, бедра и живот, совершив особенно жестокое самоубийство. [129] Ему наследовал старший из его оставшихся в живых сводных братьев Леонид I , который затем женился на дочери Клеомена Горго .
Геродот приводит четыре разные версии, циркулировавшие в Греции, объясняющие безумие и самоубийство Клеомена. Самым распространенным из них было божественное возмездие за подкуп Дельфийского оракула. С другой стороны, аргивяне заявили, что это произошло из-за резни аргивских солдат, загнанных в угол в их священной роще после битвы при Сепее; афиняне думали, что это произошло за кощунство над Элевсинскими рощами; спартанцы предположили, что вино, которое он пил, не смешав с водой, — вкус, который он приобрел от скифских послов, посетивших его в 514 году, — свело его с ума. Клеомен заплатил Геродоту за устранение Демарата. [130] Версии афинян и аргивян были придуманы, чтобы удовлетворить их собственное горе по поводу Клеомена, тогда как спартанская версия была разработана для того, чтобы освободить Спарту от любых обвинений в нечестии. [131]
Самоубийство Клеомена кажется подозрительным современным учёным, которые вместо этого рассматривают возможность того, что он был убит своим сводным братом Леонидом, который был следующим в очереди. [132] [133] [134] Дочь Клеомена, Горго, похоже, передала Геродоту спартанскую «официальную версию» смерти своего отца, в которой она могла участвовать, поскольку была замужем за Леонидом. [135]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грант, Майкл (1987). Возвышение греков . Сыновья К. Скрибнера. п. 100 . ISBN 978-0-684-18536-1 .
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 124: «Геродот дает нам практически все сведения о Клеомене».
- ↑ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , стр. 12, 13.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 421, пишет: «Я считаю, что изображение Клеомена, данное Геродотом, в целом крайне неадекватно и частично вводит в заблуждение».
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , стр. 123, 124.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , с. 221, упоминается, что Геродот мог беседовать с потомками Демарата в Малой Азии, где они жили.
- ^ Перейти обратно: а б с Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 422.
- ^ Перейти обратно: а б с д Картледж, Спарта и Лакония , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Картледж, Спарта и Лакония , с. 130.
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 264.
- ^ Ходкинсон, «Женская собственность», с. 10.
- ↑ Картледж, Спарта и Лакония , стр. 264, 265, указывает, что беспокойство эфоров по поводу происхождения Анаксандридаса является первым признаком проблем с рабочей силой Спарты, которые стали ужасными в последующие века.
- ^ Форрест, История Спарты , стр. 76, 83.
- ^ Картледж, Агесилай , с. 110.
- ^ Ходкинсон, «Женская собственность», стр. 10, 11.
- ^ Перейти обратно: а б Гриффит-Уильямс, «Наследование спартанской власти», стр. 49.
- ^ Форрест, История Спарты , стр. 83.
- ^ Ходкинсон, «Наследование, брак и демография: перспективы успеха и упадка классической Спарты», в Пауэлле (редактор), Классическая Спарта, стр. 90–92.
- ^ Картледж, Агесилаос , стр. 110, 111.
- ^ Гриффит-Уильямс, «Наследование спартанского королевского сана», стр. 50, 51.
- ^ Фишер-Хансен, Нильсен, Амполо, в Хансене (ред.), Опись , стр. 197.
- ^ Карлье, «Политическая жизнь», с. 68, «около 520».
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , с. 356, «ок. 521».
- ^ Коуквелл, «Клеомен», с. 510 (прим. 8), «ок. 520».
- ^ Диодор, XIX. 70, 71.
- ^ Харви, «Продолжительность правления Клеомена», стр. 356, 357.
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , с. 357.
- ^ Геродот, VI. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 423.
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , с. 360, думает, что отклонил предложение Платеев присоединиться к Лиге, потому что город был «слишком отдаленным и маленьким».
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , с. 358.
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , стр. 350–353.
- ^ Конечный и др., Платаяи , с. 26, 27.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 423.
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , стр. 123, 124.
- ^ Скотт, Исторический комментарий к Геродоту , стр. 376.
- ^ Бак, История Беотии , с. 114.
- ^ Roobaert, Isolationnisme et Impérialisme , p. 7, считает эти теории «безосновательными предположениями» и просто предполагает, что Клеомен находился с дипломатической миссией в Платеях.
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , с. 360, думает, что привел Мегару в Лигу.
- ^ Скотт, Исторический комментарий к Геродоту , стр. 375, 376.
- ^ Форрест, История Спарты , стр. 85, стремится к 509.
- ↑ Бак, История Беотии , стр. 113, 114, предпочтение 519.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 422, поддерживает дату 519.
- ^ Руберт, Изоляционизм и империализм , с. 6 (примечание 18) в пользу 519.
- ^ Хорнблауэр, Комментарий к Фукидиду, том I , стр. 464, 465, поддерживает 519.
- ^ Конечный и др., Платаяи , с. 26 (примечание 87), предпочтение 509/508.
- ^ Скотт, Исторический комментарий к Геродоту , стр. 375, за 519.
- ^ Геродот, iii. 148
- ^ Руберт, Изоляционизм и империализм , стр. 10, 11.
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , стр. 356, 357.
- ^ Геродот, VI. 84
- ^ Roobaert, Isolationnisme et Impérialisme , p. 17 лет, думает, что за этим посольством может быть доля правды.
- ^ Коуквелл, «Клеомен», с. 510.
- ^ Коуквелл, «Клеомен», стр. 510, 511.
- ^ Коуквелл, «Клеомен», с. 516.
- ^ Пага, Построение демократии , с. 14, пишет, что взятка приняла форму храма Аполлона, построенного семьей в Дельфах.
- ^ Сили, История греческих городов-государств , с. 147, помещает атаку в 512.
- ^ Перейти обратно: а б с Картледж, Спарта и Лакония , с. 126.
- ^ Д. М. Льюис, «Тирания Писистрадидов», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , с. 301.
- ^ Пага, Построение демократии , с. 14
- ^ Коуквелл, «Клеомен», стр. 515, 516, не думает, что Гиппий лечил.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , с. 181. Хорнблауэр не верит в теорию борьбы Спарты с тиранией.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 423.
- ^ Сили, История греческих городов-государств , с. 147, датирует это вторжение в Мегару 511 годом.
- ^ Тейлор, Саламис и Саламиной, стр. 43–46, не занимает позицию между двумя датами.
- ^ Обер, «Я осадил этого человека», стр. 86, пишет, что Клисфен на этом этапе только предлагал новый политический порядок, поскольку Исагор все еще был архонтом.
- ^ Пага, Построение демократии , стр. 14, 15.
- ^ Хаксли, Ранняя Спарта , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б с Форрест, История Спарты , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Хаксли, Ранняя Спарта , с. 81.
- ^ Обер, «Я осадил этого человека», стр. 87, 88.
- ^ Пага, Построение демократии , с. 15. Хронология реформ Клисфена неясна. Буле все еще мог быть старый совет Солона (с 400 членами) или новый демократический совет Клисфена (с 500 членами).
- ^ Обер, «Я осадил этого человека», стр. 88–94, делает эту «революцию» основополагающим событием афинской демократии, когда люди спонтанно восстали против Клеомена, тем самым создав коллективное политическое сознание.
- ^ Пага, Построение демократии , с. 15.
- ^ Паркер, Клеомен на Акрополе , с. 10, упоминается аналогичный запрет на дорийцев в Паросе , афинской колонии.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , стр. 215, 216.
- ^ Паркер, Клеомен на Акрополе , стр. 24, 25, цитирует другие примеры, такие как Агис II в Олимпии во время Элейской войны , Клеомен III в 222 году в Аргосе или Лисандр в Афинах в 404 году.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , с. 214.
- ↑ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , стр. 31, 214.
- ^ Паркер, Клеомен на Акрополе , с. 4.
- ^ Пага, Построение демократии , с. 15.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 437.
- ^ Паркер, Клеомен на Акрополе , стр. 4, 5.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , стр. 216, 217.
- ^ Обер, «Я осадил этого человека», стр. 92–94.
- ^ Пага, Построение демократии , с. 16, пишет, что был убит и Исагор.
- ^ Бертольд, «Афинские посольства в Сардах», с. 264.
- ^ Сте. Круа, «Истоки Пелопоннесской войны» , с. 109.
- ^ Тритл, «Клеомен в Элевсине», стр. 457–460.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , с. 226.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , с. 219.
- ^ Форрест, История Спарты , стр. 88.
- ^ Сте. Круа, «Истоки Пелопоннесской войны» , с. 109.
- ^ WG Форрест, История Спарты, стр. 89.
- ^ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , с. 191.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 424, пишет, что съезд не может быть точно датирован: «Где-то в последние четыре года или около того шестого века (я не думаю, что мы можем датировать его более точно)».
- ↑ Хорнблауэр, Геродот, Книга V , стр. 244, 245, следует за Сент-Круа.
- ^ Геродот, 5.51 .
- ^ Л. Х. Джефери, «Греция до персидского вторжения», в Boardman et al., Cambridge Ancient History, vol. IV , стр. 363, 364.
- ^ Перейти обратно: а б с Картледж, Спарта и Лакония , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 434.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 426.
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 129, пишет, что эта цифра «заведомо преувеличена».
- ^ Геродот, 7.148 ; Павсаний , Описание Греции 3. 4. 1 .
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 129.
- ^ Сте. Круа, «Истоки Пелопоннесской войны» , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Форрест, История Спарты , с. 90.
- ^ Хорнблауэр и Пеллинг, Геродот, Книга VI , стр. 197.
- ^ Дэвид, «Суд над спартанскими царями», с. 136, выступает за судебное разбирательство в экклесии.
- ↑ Хорнблауэр и Пеллинг, Геродот, Книга VI , стр. 197–199.
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 130.
- ^ Нильсен, Аркадия , с. 84, «около 490».
- ^ Сте. Круа, «Истоки Пелопоннесской войны» , стр. 109, 110.
- ^ Нильсен, Аркадия , с. 142.
- ^ Рой, «Аркадская лига», стр. 336, 340.
- ^ Нильсен, Аркадия , с. 128.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 436.
- ^ Нильсен, Аркадия , стр. 84, 85, 129 («божественная мания величия»).
- ↑ Хорнблауэр и Пеллинг, Геродот, Книга VI , стр. 21, 186.
- ^ Уоллес, «Клеомен, Марафон», с. 33.
- ^ Рой, «Аркадская лига», с. 335.
- ^ Нильсен, Аркадия , стр. 85, 86, 123, 124.
- ^ Нильсен, Аркадия , стр. 153, 154.
- ^ Нильсен, Аркадия , стр. 128, 142.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 436; Мнения по поводу существования восстания илотов в Сент-Круа разделились: «Я никогда не мог прийти к единому мнению по этому поводу: в отношении существования восстания я 50:50».
- ^ Уоллес, «Клеомен, Марафон», с. 32.
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 132, перечисляет другие аргументы в пользу восстания илотов.
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», с. 437.
- ^ Геродот, 6.75 .
- ^ Геродот, VI. 75–84.
- ^ Хорнблауэр и Пеллинг, Геродот, Книга VI , стр. 189.
- ^ Харви, «Леонид Цареубийца?», стр. 256, 257.
- ^ Карлье, «Политическая жизнь», с. 69 (примечание 18) пишет: «Заманчиво усомниться в реальности такого своевременного «самоубийства».
- ^ Сте. Круа, «Геродот и царь Клеомен», стр. 436, 437, пишет: «Но я лично убежден, конечно, в том, что спартанцы заманили Клеомена обратно в Спарту, а затем просто убили его».
- ^ Харви, «Леонид Цареубийца?», стр. 254, 255.
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]Современные источники
[ редактировать ]- Ричард М. Бертольд , « Афинские посольства в Сардах и вторжение Клеомена в Аттику », Historia: Journal of Ancient History , 3-й квартал 2002 г., том 51, H. 3 (3-й квартал 2002 г.), стр. 259. –267.
- Джон Бордман и др., Кембриджская древняя история , том IV, Персия, Греция и Восточное Средиземноморье, ок. 525–479 до н.э. , Издательство Кембриджского университета, 1988. ISBN 0-521-22804-2
- Роберт Дж. Бак, История Беотии , University of Alberta Press, 1979. ISBN 978-0-88864-051-2 .
- Пьер Карлье, « Политическая жизнь в Спарте при Клеомене I» является . Интерпретационное эссе », Ктема , 1977, №2, стр. 65–84.
- Пол Картледж , Спарта и Лакония, Региональная история 1300–362 до н. э. , Лондон, Рутледж, 2002 г. (первоначально опубликовано в 1979 г.). ISBN 0-415-26276-3
- ——, Агесилай и кризис Спарты , Балтимор, издательство Университета Джонса Хопкинса, 1987.
- Джордж Л. Коуквелл , «Клеомен», Мнемозина , XLVI, 4 (1993), стр. 506–527.
- Ефрем Дэвид, «Суд над спартанскими царями», International Review of Rights of Antiquity , 32, 1985, стр. 131–140.
- У. Г. Форрест, История Спарты, 950–192 до н. э. , Нью-Йорк/Лондон, 1968.
- Бренда Гриффит-Уильямс, « Наследование спартанского королевского сана, 520–400 до н.э. », Бюллетень Института классических исследований , Vol. 54, № 2 (2011), стр. 43–58.
- Могенс Герман Хансен и Томас Хейне Нильсен (редакторы), Опись архаических и классических полисов , Oxford University Press, 2004. ISBN 978-0-19-151825-6
- Дэвид Харви, «Леонид Цареубийца, Спекуляции о смерти Клеомена I», в Глене В. Бауэрсоке , Уолтере Беркерте , Майкле С. Дж. Патнэме (редакторы), Арктуросе, «Греллинские исследования», представленные Бернарду М. В. Ноксу по случаю его 65-летия , Берлин/Нью-Йорк, де Грюйтер, 1979, стр. 253–260. ISBN 3-11-007798-1
- ——, « Продолжительность правления Клеомена », Historia: Journal of Ancient History , Vol. 58, H. 3 (2009), стр. 356–357.
- Стивен Ходкинсон, « Владение собственностью и статус женщин в классической и эллинистической Спарте », Центр эллинистических исследований Гарвардского университета, 2004 г.
- Саймон Хорнблауэр , Комментарий к Фукидиду, Том I, Книги I-III , Оксфорд, Clarendon Press, 1991. ISBN 0-19-815099-7
- —— (редактор), Геродот, Истории, Книга V , Cambridge University Press, 2013. ISBN 978-0-521-87871-5
- —— и Кристофер Пеллинг (редакторы), Геродот, Истории, Книга VI , Cambridge University Press, 2017. ISBN 978-1-107-02934-7
- Г.Л. Хаксли, Ранняя Спарта , Лондон, Faber & Faber, 1962. ISBN 0-389-02040-0
- Андреас Конечный, Василис Аравантинос, Рон Марчезе и др., Платаяи, Археология и история бейотического полиса , Вена, Австрийский археологический институт, специальные публикации, том 48, 2013. ISBN 978-3-900305-65-9
- Томас Хейне Нильсен, Аркадия и ее полисы в архаический и классический периоды , Геттинген, Ванденхук и Рупрехт, 2002. ISBN 3525252390
- Джозайя Обер , «Я осадил этого человека, революционное начало демократии», в книге Курта А. Раафлауба , Иосии Обера, Роберта Уоллеса, «Истоки демократии в Древней Греции» , Беркли, University of California Press, 2007. ISBN 9780520245624
- Джессика Пага, Построение демократии в позднеархаичных Афинах, Нью-Йорк, Oxford University Press, 2021. ISBN 9780190083571
- Роберт Паркер, Клеомен на Акрополе, Вступительная лекция, прочитанная в Оксфордском университете 12 мая 1997 года , Оксфорд, Clarendon Press, 1998.
- Антон Пауэлл (редактор), «Классическая Спарта, методы ее успеха» , Лондон, Routledge, 1989. ISBN 0-415-00339-3
- Арлетт Руберт, Спартанский изоляционизм и империализм с 520 по 469 г. до н.э. , Левен, Петерс, 1985.
- Дж. Рой, « Аркадская лига в начале пятого века до нашей эры? », Phoenix , Vol. 26, № 4 (зима, 1972 г.), стр. 334–341.
- GEM де Сте. Круа , Истоки Пелопоннесской войны , Лондон, Дакворт, 1972. ISBN 0-7156-0640-9
- Рафаэль Сили , «История греческих городов-государств», ок. 700–338 гг. До н.э. , Беркли и Лос-Анджелес, Калифорнийский университет Press, 1976. ISBN 0520031776
- ——, «Геродот и царь Спарты Клеомен I», в «Афинском демократическом происхождении» и других эссе , под редакцией Дэвида Харви и Роберта Паркера, Oxford University Press, 2004, стр. 421–440 (расшифровка лекции, сделанной в 1972 году). ISBN 0-19-928516-0
- Лайонел Скотт, Исторический комментарий к Геродоту, Книга 6 , Лейден/Бостон, Брилл, 2005. ISBN 90-04-14506-0
- Марта К. Тейлор, Саламис и Саламинои , История неофициального афинского демоса, Амстердам, Гибен, 1997. ISBN 978-90-50-63197-6
- Лоуренс А. Тритл, « Клеомен в Элевсине », Historia: Journal of Ancient History , 4 квартал 1988 г., том 37, H. 4 (4 квартал 1988 г.), стр. 457–460.
- В.П. Уоллес, « Клеомен, Марафон, илоты и Аркадия », Журнал эллинских исследований , Vol. 74 (1954), стр. 32–35.
- Монархи VI века до нашей эры
- Монархи V века до нашей эры
- Спартанцы VI века до н.э.
- Спартанцы V века до н.э.
- Агиадские цари Спарты
- Главы государств, покончившие жизнь самоубийством
- Люди, покончившие жизнь самоубийством в тюрьме
- Самоубийства с помощью острого инструмента в Греции
- Смерти 480-х годов до н.э.
- Спартанцы греко-персидских войн
- Самоубийства в Древней Греции