Королевское прикосновение
Королевское прикосновение (также известное как прикосновение короля ) представляло собой форму возложения рук , при которой французские и английские монархи прикасались к своим подданным, независимо от социальных классов , с намерением вылечить их от различных болезней и состояний. [1] [2] [3] [4] Чародейское . прикосновение чаще всего применялось к людям, страдающим туберкулезным шейным лимфаденитом (более известным как золотуха или королевское зло), и исключительно к ним, начиная с 16 века [2] Болезнь редко приводила к смерти и часто наступала ремиссия сама по себе, создавая впечатление, что прикосновение монарха излечило ее. [4] Заявленная власть в первую очередь осуществлялась монархами, которые стремились продемонстрировать легитимность своего правления и своих недавно основанных династий.
Происхождение
[ редактировать ]Короли и королевы, правившие в Англии, и короли Франции были единственными христианскими правителями, заявившими о божественном даре ( divinitus ). [4] лечить, прикасаясь или поглаживая больного. [2] Эта особая способность считалась свидетельством высокого уважения Бога к двум монархиям, хотя они никогда не соглашались, чьим предшественникам была дарована эта способность впервые. В Англии святой Эдуард Исповедник (годы правления 1042–1066) считался первым монархом, обладающим целительной силой королевского прикосновения. [2] Французы, которые обычно связывали происхождение божественного дара своих монархов с Филиппом I (годы правления 1059–1108) или даже с Робертом II (годы правления 987–1031), отрицали, что Святой Эдуард использовал королевское прикосновение. Они настаивали на том, что первым английским монархом, заявившим об этой способности, был Генрих I (годы правления 1100–1135), и что его прикосновения были политически обусловленной имитацией дара, дарованного исключительно французским монархам. [2]
Врач Андре дю Лоран (1558–1609) утверждал, что Хлодвиг I (годы правления 481–511) был первым королем, который прикоснулся к золотухе, но медиевист Марк Блок (1886–1944) утверждал, что это, вероятно, был Филипп I. Современные ученые , в первую очередь Фрэнк Барлоу (1911–2009), согласны с тем, что французская практика, скорее всего, возникла из Сент-Луиса IX (годы правления 1226–1270). [4] Самым ранним прямым свидетельством королевского влияния в Англии являются финансовые отчеты, датированные периодом правления Эдуарда I (годы правления 1272–1307). Крестоносец Эдуард I прибыл в Англию только в 1274 году, но обычай давать по одному пенни каждому пациенту прочно утвердился к 1276 году, что позволяет предположить, что эта практика возникла, по крайней мере, со времен правления его отца, Генриха III (годы правления 1216–1272). ). Генрих III, известный своей настойчивостью в своих произвольных решениях, любил публичные выступления и был таким же набожным, как и его любимый зять Людовик IX, и все это делает вероятным, что он ввел эту практику в Англии. [5]
Англия
[ редактировать ]Преемники Генриха I не считали королевское прикосновение фундаментальным, что ограничило его применение. Ритуал оставался второстепенным аспектом королевской власти до 17 века, когда его привлекательность выросла до беспрецедентных размеров и внезапно стал объектом пристального внимания в литературе. [2]
Со времен правления Эдуарда IV (годы правления 1461–1470, 1471–1483) монархи преподносили больным золотую монету, известную как Ангел , и вешали ее на шею подданному. На реверсе монеты был изображен корабль, а на аверсе - архангел Михаил, убивающий дракона , из-за чего монету в народе стали называть Ангелом. Ангелы были валютой, стоимость которой на момент появления составляла 6–8 пенсов, но при использовании в качестве сенсорного предмета их прокалывали, чтобы повесить на шею. Больным рекомендовалось постоянно носить монету, чтобы обеспечить успех лечения. Не все люди приняли идею королевского прикосновения и чудесных исцелений; многие просто жаждали получить ценную золотую монету. [2] Когда в 1634 году производство «Ангела» было прекращено, за королевское прикосновение была отчеканена маленькая золотая медаль.
Процедура
[ редактировать ]Генрих VII (годы правления 1485–1509), первый Тюдор на английском престоле, был озабочен легитимизацией своего правления. Именно он твердо установил и систематизировал ритуал, во многом опираясь на прецедент, созданный его предшественниками. Он состоял из четырех отдельных элементов:
- Монарх коснулся (или погладил) лица или шеи зараженного человека. [2]
- Монарх вешал монету на шею человека. [2]
- Были прочитаны отрывки из Евангелия от Марка (16:14–20) и Евангелия от Иоанна (1:1–14). [2] В Марке 16 содержатся темы, подтверждающие невосприимчивость монарха к инфекционным заболеваниям: [4] «Они будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они выздоровеют». Марка 16:18
- Были вознесены молитвы. До английской Реформации молитвы были адресованы не только Богу, но также Деве Марии и другим святым. [2]
«Самое чудесное деяние этого доброго короля; Что часто, с тех пор как я остался здесь, в Англии, Я видел, как он это делал. Как он просит небес, Сам лучше всех знает: но странно-посетившие люди, Вся опухшая и изъязвленная, жалкая глазу Он лечит простое отчаяние перед хирургическим вмешательством, Повесив им на шею золотую печать, Вознеситесь святыми молитвами: и сказано К последующей королевской власти он оставляет Исцеляющее благословение» |
Малкольм описывает прикосновение Эдварда Исповедника в Уильяма Шекспира » « Макбете , акт IV, сцена 3. [3] |
Первоначально прикосновение предназначалось для лечения туберкулезного шейного лимфаденита (обычно называемого золотухой или царским злом), ревматизма , судорог , лихорадки, слепоты, [2] зоб и другие недуги. [3] Однако со времен правления Елизаветы I (годы правления 1558–1603) прикосновение применялось только к людям, страдающим золотухой. Практика Генриха редко менялась, при этом изменения в церемониале были незначительными; Елизавета I чертила крестное знамение над головой инфицированного, а ее брезгливый преемник Яков I (годы правления 1603–1625) делал поглаживающие движения над гнойниками вместо того, чтобы прикасаться к ним. [2]
Частота
[ редактировать ]Ритуал обычно проводился между Михайловским праздником и Пасхой , когда холодная погода уменьшала вероятность заражения болезнью от инфицированного человека. Считалось, что лечение будет более успешным, если проводить его в святой день . Английские монархи обычно прикасались друг к другу реже, чем их французские коллеги. [2] Эдуард I ежегодно трогал до 1736 человек, но не прикасался во время своих частых военных походов за границу . Его непосредственные преемники следовали аналогичному примеру. [5]
Генрих VII ежегодно прикасался к семи или восьми инфицированным людям, а были периоды в несколько лет, когда он вообще не проводил ритуал. Генрих VIII (годы правления 1509–1547) прикоснулся к 59 людям в период с начала января 1530 года по конец декабря 1532 года. Протестант Эдуард VI (годы правления 1547–1553), очевидно, не проводил ритуал, а католичка Мария I (годы правления 1553–1558). ) отнесся к этому несколько серьезнее. [2] В начале своего правления протестантка Елизавета I не хотела участвовать в ритуале, в эффективности которого она, вероятно, сомневалась. Хотя она возобновила эту практику в 1570 году, после того как католическая церковь отлучила ее от церкви и заявила, что она, таким образом, потеряла свое целительное прикосновение, Елизавета решительно преуменьшила свою роль в чудесном исцелении. [4] Хирург елизаветинской эпохи Уильям Клоуз , утверждавший, что королевское прикосновение доказывает ее легитимность, утверждал, что Елизавета также могла лечить иностранцев, приводя в пример голландца. [2]
Хотя стойкий протестант Джеймс I хотел положить конец этой практике, ему приходилось прикасаться к все большему числу людей. Эта практика распространилась на Шотландию , где Джеймс также правил и проживал до Союза Корон ; шотландцы начали верить, что их король, теперь также король Англии, обладает способностью исцелять их. Карл I (годы правления 1625–1649) издал множество указов, пытаясь сдержать растущий общественный спрос. 27 декабря 1633 года он прикоснулся к 100 людям во дворце Холируд . [2]
«Этому мягкому обаянию, этому заклинанию, этой волшебной ветви, Это высокое очарование, которое я принимаю сейчас: И в этой руке ветка Небесного прекрасного дерева, Я преклоняю колени в поисках помощи; О! положи на меня эту руку, Обожаемый Цезарь! и моя вера такова, Я исцелюсь, если прикоснусь к моему королю. Зло не твое: печаль моя поет, Я - зло, но лекарство - Короли. " |
Роберт Херрик « Королю, чтобы вылечить зло» ( Геспериды , 1648) [5] |
Частота ритуала достигла своего апогея во время правления Карла II (годы правления 1660–1685), единственного английского монарха, который применял королевский стиль больше, чем французские короли. Им было затронуто более 92 000 золотушных людей – более 4500 ежегодно. Яков II (годы правления 1685–1688) очень скептически относился к ритуалу, но, тем не менее, предавался ему. Он был свергнут Вильгельмом III (годы правления 1689–1702) и Марией II (годы правления 1689–1694), которые отказались принимать участие в том, что они считали суеверием. [2] Когда субъект попросил его прикоснуться, Уильям, по общему мнению, сказал: «Дай Бог тебе здоровья и здравого смысла». [6] Анна (годы правления 1702–1714) вновь ввела эту практику почти сразу после того, как присоединилась, коснувшись 30 человек 6 октября и 20 19 декабря 1702 года. [2] Она отнеслась к этому очень серьезно и даже постилась накануне в качестве формы духовной подготовки. [6] Младенец Сэмюэл Джонсон был среди людей, которых коснулась Энн. 27 апреля 1714 года, за три месяца до смерти, она совершила ритуал в последний раз. [7] Георг I наследники изгнанного Якова II (годы правления 1714–1727) навсегда отказался от этой практики, но якобитские заявляли об этой способности до 1780-х годов. [2]
Врач сэр Ричард Блэкмор похвалил Вильгельма III и Георга I за отказ от «этой суеверной и незначительной церемонии», которая, по его мнению, была « папским » заговором. Славная революция и последующий отказ от идеи божественного права королей сделали ненужным королевское прикосновение как средство доказательства легитимности монарха. [2] Сообщения о якобитских претендентах, излечивающих золотуху прикосновением, были опровергнуты автором газеты General Evening Post : «Прославленная королевская семья, ныне восходящая на трон, презирает такие детские заблуждения, такие маленькие благочестивые обманы, направленные на то, чтобы доказать свое Божественное право на корону. благородные принципы; они не хотят, чтобы их трон поддерживали какие-либо уловки». В конечном итоге церемония исчезла из Книги общих молитв в 1732 году. [6]
Франция
[ редактировать ]К позднему средневековью королевское прикосновение стало неотъемлемой частью коронации французского монарха в Реймсском соборе . Обряд включал помазание рук царя, которое, как считалось, наделяло его способностью лечить. За коронацией и миропомазанием немедленно последовало путешествие в Корбени , место святилища святого Маркуфа (ум. 558), покровителя золотушных людей. После завершения паломничества новоиспеченный король считался обладателем священной силы прикосновения. [4] Сообщается, что на смертном одре Филипп IV (годы правления 1285–1314) обучал своего сына и наследника Людовика X (годы правления 1314–1316) лечению золотухи прикосновением. Филипп VI (годы правления 1328–1350), первый король Валуа , стремился продемонстрировать, что он разделяет чародейские силы своих суверенных кузенов и предков, тем самым доказывая себя их законным наследником. С 1 января по 30 июня 1337 года он коснулся 35 человек; некоторые из них прибыли из Бретани , Брабанта и Виварэ . [8]
Демонолог Пьер де Ланкр (1553–1631) хвастался, что даже мертвые французские монархи могут исцеляться; Действительно, в 16 веке все еще считалось, что целебную силу сохраняет рука Святого Людовика IX, хранящаяся в монастыре Поблет в Каталонии. [6] Чтобы прикоснуться к французскому королю, уже в 13 веке люди приезжали из таких далеких стран, как нынешняя Италия и Испания. [5] Иностранцы были ранжированы в определенном порядке: испанцы имели приоритет над всеми остальными, а подданные короля шли последними. [4]
Религиозные войны
[ редактировать ]Идея королевского прикосновения способствовала укреплению власти монархии. [4] но в 16 веке церемония проводилась редко. [2] Во время Религиозных войн во Франции (1562–1598 гг.) ухудшение условий способствовало распространению золотухи больше, чем когда-либо, и интерес к этой болезни неуклонно возрастал. Католическая лига начала пропагандистскую кампанию, утверждая, что Генрих III (годы правления 1574–1589) не мог исцеляться прикосновением из-за своей безнравственности. После убийства Генриха III и воцарения протестанта Генриха IV (годы правления 1589–1610) Лига предупредила, что Бог отзовет его дар, если французы примут протестанта своим сувереном, и что золотушные никогда больше не будут излечены. [4]
После обращения в католицизм и установления своей власти Генрих IV прославлялся не только как целитель золотухи, но и как целитель королевства. Первый Бурбон на французском престоле, он решил воспользоваться способностями, приписываемыми его предшественникам, и использовать их для подтверждения легитимности своего правления. Однако он оказался в неудобной ситуации: он был коронован в Шартрском соборе, а не в Реймсе, и поэтому не посетил храм Святого Маркуфа. Он утверждал, что королевское прикосновение было передано ему от предшественников и по милости Божией , а не как способность, дарованная обрядом коронации. Генрих решил не выставлять свой «божественный дар» сразу после коронации в Шартре в феврале 1594 года; вместо этого он решил сохранить элемент мистики своего королевского сана до своего въезда в Париж в марте. Через две недели после этого события, на Пасху, Генри впервые применил свою целебную силу. Он был полон решимости не проявлять никакого скептицизма по поводу ритуала, опасаясь, что это может поставить под сомнение искренность его обращения. [4]
Решение Генриха IV заняться этой практикой послужило для его подданных наглядным доказательством того, что Бог одобряет его правление. Королевские врачи и другие люди, ставшие свидетелями этих церемоний, утверждали, что по крайней мере половина всех больных людей, к которым он прикасался, исцелялись в течение нескольких дней. Церемонии проходили в других городах не менее четырех раз в году: на Пасху, в Пятидесятницу , в День всех святых и в Рождество. На Пасху 1608 года Генрих IV коснулся 1250 человек, больных золотухой. Он жаловался, что многочасовая церемония утомила его, но продолжал практику и постоянно создавал впечатление, что делает это только из заботы о благополучии своих подданных. Церемония проводилась в присутствии принцев крови , раздателей милостыни, телохранителей и врачей. Последний преподнес Генриху больных, и он приступил к крестному знамению на щеках своего золотушного подданного, прикоснулся к язвам подданного и воскликнул: «Король трогает тебя, Бог тебя исцеляет». (На французском языке: «Le Roy te touche et Dieu te guérit». ) [4]
Упадок практики
[ редактировать ]Людовик XIII (годы правления 1610–1643) и Людовик XIV (годы правления 1643–1715) активно принимали участие в трогательных церемониях. Последнее коснулось 1600 человек на Пасху 1680 года. [3] Вольтер (1694–1778) презрительно писал, что он потерял уверенность в королевском прикосновении, узнав, что любовница Людовика XIV умерла от золотухи, «несмотря на то, что король очень хорошо тронул ее». [9] После 1722 года приговор, произнесенный королем при прикосновении к зараженным, изменился на более обнадеживающий: «Король касается тебя, да исцелит тебя Бог». (По-французски: «Le roi te touche, Dieu te guérisse». ) Новая формула не подразумевала, что Бог неизбежно исполнит желание монарха, а была молитвой, которая может привести, а может и не привести к исцелению. Людовик XV (годы правления 1715–1774) скептически относился к королевскому прикосновению. Он совершил это в начале своего правления, но вызвал скандал, когда не смог вызвать золотушных на Пасху в 1739 году и больше никогда не прикасался к больным. [10] [11] Таким образом, этот обычай был приостановлен на 36 лет, пока Людовик XVI (годы правления 1774–1792) не возобновил его во время своей коронации 11 июня 1775 года, коснувшись 2400 человек. Вероятно, это был единственный раз, когда он прикасался к золотухе. [9] [11] После Бурбонов Реставрации Людовик XVIII (годы правления 1814–1824 гг.) не практиковал этот обычай; однако его преемник Карл X (годы правления 1824–1830) коснулся 121 своего подданного во время своей коронации 29 мая 1825 года, пытаясь утвердить преемственность монархии Ancien Régime и ее притязаний на божественное право. Королевский стиль никогда больше не использовался во Франции. [5]
Наварра
[ редактировать ]Наваррские дома монархи из Эвре унаследовали притязания на чудотворные способности от Капетингов. Фактически используемый церемониал мог быть английским, поскольку копия Liber Regalis появилась в Наварре около 1400 года. [12]
Самые ранние свидетельства королевского влияния в Наварре относятся к 1375 году, во время правления Карла II , который имел династические притязания на Францию. Есть восемнадцать зарегистрированных случаев королевских прикосновений Карла II и Карла III между 1375 и 1413 годами, но записи очень неполны. Эти церемонии прошли в Памплоне , Олите , Туделе , Сен-Жан-Пье-де-Пор и Байонне . Это были небольшие дела, каждый раз к ним прикасались от одного до семи человек. Те, кто ищет исцеления, могут путешествовать на большие расстояния, в одном случае из Сарагосы в Арагоне . Пострадавшие обычно получали милостыню от короля: от 5 до 52 суэльдо в первых случаях и от 20 до 100 суэльдо в более поздних случаях. Между 1377 и 1394 годами есть несколько случаев, когда люди получали милостыню, «чтобы вылечить их», как если бы к ним прикасались, хотя на самом деле это не так. [12]
Наследие и сравнения
[ редактировать ]Королевское прикосновение было не единственной «чудесной» целительной силой, приписываемой европейским правителям. Считалось, что средневековые монархи Кастилии обладали способностью изгонять демонов , крестясь и призывая Бога, а их венгерские коллеги якобы лечили желтуху . Точно так же английские монархи распространяли кольца от спазмов , которые считались лекарством от «дьявольских» болезней, таких как судороги и эпилепсия . [6]
Прививка , ранняя форма иммунизации , была введена в Англии во время правления Георга I, который положил определенный конец королевскому влиянию в своем королевстве. Королевская семья решительно поддержала это решение, но оно вызвало споры как с медицинской, так и с политической и теологической точек зрения. Историк медицины Адриан Уилсон описал это как « вигский и ганноверский эквивалент практики Стюартов прикосновений при золотухе... Но тогда как Королевское прикосновение мобилизовало божественные силы, основанные на наследственном праве, прививка задействовала естественные силы, используемые человеком, с монархом». как доброжелательный наблюдатель, а не обязательный участник». [13]
Ученые придерживаются разных мнений о королевском прикосновении: от осуждения в 19 и начале 20 века до более сочувственного отношения. Либеральный политик лорд Маколей (1800–1859) высмеивал это как «абсурдное суеверие допросвещенной эпохи ». сэр Лондонского университета Профессор медицины Рэймунд Кроуферд в 1911 году опубликовал исследование, раскрывающее его увлечение «сомнительной, хотя и экзотической» практикой. В 1924 году последовало исследование Les Rois thaumaturges , проведенное французским историком Марком Блохом. Блох был сбит с толку упорством эзотерической практики и согласился с оценкой лорда Маколея о том, что она основана на форме массовой истерии . Однако в последнее время историки избегают объяснять популярность королевского прикосновения наивностью масс. Британский историк Кейт Томас обсуждал королевское прикосновение в контексте религии и магии, а его коллега и соотечественник Дж. К. Кларк объясняет сохранение этой практики в 18 веке сохраняющимся представлением о божественном праве королей. [2] Католическая писательница Соланж Герц особенно защищала эту практику, утверждая, что французские короли действительно обладали целительной силой как «квазиепископы» церкви, при условии, что только они находились в состоянии благодати. [14]
В художественной литературе
[ редактировать ]В «Возвращении короля » Арагорн предоставляет дополнительное доказательство того, что он является законным королем Гондора, демонстрируя, что у него «руки целителя», спасая как можно больше людей после битвы на Пеленнорских полях . [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лейн Ферделл, Элизабет (2001). Королевские врачи, 1485–1714: медицинский персонал при дворах Тюдоров и Стюартов . Университет Рочестера Пресс. п. 190. ИСБН 1580460518 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Крепкий, Дэвид Дж. (1992). «Королевское прикосновение в Англии». Европейская монархия: ее эволюция и практика от римской античности до современности . Франц Штайнер Верлаг. п. 190. ИСБН 3515062335 .
- ^ Jump up to: а б с д Кригер, Долорес (2002). Терапевтическое прикосновение как трансперсональное исцеление . Книги фонарей. стр. 7–9. ISBN 1590560108 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Финли-Кроссуайт, Аннет (2003). Князья и княжеская культура: 1450–1650 гг . БРИЛЛ. стр. 139–144. ISBN 9004135723 .
- ^ Jump up to: а б с д и Барлоу, Фрэнк (1983). Норманнское завоевание и его последствия . Континуум. стр. 9, 44–47. ISBN 0826443931 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, Стюарт (1999). Мышление с демонами: идея колдовства в Европе раннего Нового времени . Издательство Оксфордского университета. стр. 660–661 . ISBN 0198208081 .
- ^ МакГенри, Лоуренс К. младший и Рональд Мак Кейт. «Детские болезни Сэмюэля Джонсона и королевское зло» , стр. 390–391.
- ^ Джонс, Майкл (2000). Новая Кембриджская средневековая история: Том 6, ок. 1300–ок. 1415 . Издательство Кембриджского университета. п. 395. ИСБН 0521362903 .
- ^ Jump up to: а б Хэмпсон, Норман; Крук, Малькольм; Дойл, Уильям; Форрест, Алан И. (2004). Просвещение и революция: очерки в честь Нормана Хэмпсона . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 60. ИСБН 0754606821 .
- ^ Рош, Дэниел (1998). Франция в эпоху Просвещения . Издательство Гарвардского университета. п. 267. ИСБН 0674317475 .
- ^ Jump up to: а б Макманнерс, Джон (1999). Церковь и общество во Франции восемнадцатого века: клерикальный истеблишмент и его социальное разветвление . Издательство Оксфордского университета. стр. 13–14. ISBN 0198270038 .
- ^ Jump up to: а б Мария Ракель Гарсиа Аранкон (1990), «Лос Эвре, ¿reyes taumaturgos de Navarra?» (PDF) , Принсипи де Виана , 51 (189): 81–88 .
- ^ Смит, Ханна (2006). Грузинская монархия: политика и культура, 1714–1760 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 95. ИСБН 9780521828765 .
- ^ Герц, Соланж. Демократия, монархия и четвертая заповедь.
- ^ Форд, Джуди Энн; Рид, Робин Энн (2009). «Советы и короли: путь Арагорна к королевской власти во « Властелине колец» Питера Джексона Дж.Р.Р. Толкина и «Властелине колец» ». Толкиенские исследования . 6 (6). Издательство Университета Западной Вирджинии: 71–90. дои : 10.1353/tks.0.0036 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Броган, Стивен (2015). Королевское прикосновение в Англии раннего Нового времени . Мартлшем: Бойделл и Брюэр. ISBN 9780861933372 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Royal Touch, на Викискладе?
- Зло короля и королевское прикосновение. Архивировано 12 декабря 2013 года в Wayback Machine на сайте Музея науки в Лондоне.