Принц, ты пел
Принц крови ( Французское произношение: [pʁɛ̃s dy sɑ̃] ) или принц крови — человек, законно происходящий по мужской линии от государя. Женский эквивалент — принцесса крови , применительно к дочери принца крови. Наиболее яркими примерами являются члены французской королевской линии , но термин «принц крови» использовался и в других семьях в более широком смысле, например, среди британской королевской семьи и применительно к шиннокэ в Японии .
В некоторых европейских королевствах, особенно во Франции, это наименование представляло собой отдельный ранг с более ограниченным использованием, чем другие титулы.
История
[ редактировать ]Древний режим |
---|
Структура |
При Доме Капетов Франции монархия была феодальной , и младшие сыновья и внуки королей не имели прав или приоритета в зависимости от их королевского происхождения. Феодальные титулы определяли ранг. При Филиппе Августе герцог Бургундский , пэр Франции, мог считаться более могущественным, чем граф Дрё , « барон второго ранга», хотя последний приходился королю двоюродным братом по отцовской линии, а первый был лишь дальним родственником . В феодальную эпоху агнаты короля не имели особого статуса, поскольку первородство по мужской линии еще не получило санкции в качестве закона, регулирующего наследование французского престола.
После преемственности Валуа агнаты короля, будучи «способными к короне», приобрели известность. Новые пэры были созданы для родственников короля, и так продолжалось долгое время, прежде чем пэрство было распространено на некоролевских пэров. Со временем произошло столкновение достоинства пэра, имевшего феодальный характер, и достоинства принца крови, носившего династический характер. Некоролевские пэры и принцы крови, которые были пэрами, постоянно конкурировали за первенство. По мере того как королевская линия сокращалась, каждый принц крови приобретал все большее значение. Наконец, в 1576 году король Франции Генрих III издал указ , чтобы противостоять растущей власти Дома Гизов , который сделал принцев крови верховными над пэрами, и между собой, чем ближе по линии преемственности, тем выше был ранг. более отдаленные, независимо от фактического титула, который они имели.
В качестве звания
[ редактировать ]Во Франции звание принца дю Санга было самым высоким придворным званием после ближайших родственников короля во время старого режима и Реставрации Бурбонов . [1] Звание принца дю Санг или принцессы дю Санг было ограничено законными родственниками династии Капетингов, которые не входили в число ближайших родственников короля . Возникнув в 14 веке, мужчины- принцы дю Санг были признаны имеющими право на места в Королевском совете и Парижском парламенте , на старшинство над всеми пэрами и на старшинство друг перед другом в соответствии с их соответствующими местами в порядке преемственности. .
В течение последнего столетия правления Дома Валуа , когда религиозные распри породили соперников за трон, слово «принц дю Санг» стало ограничено в использовании для обозначения династов, которые были дальними членами королевской семьи (т. е. теми, кто не был детьми). или внуки по мужской линии французского короля и, как таковые, имеют право на особый, более высокий ранг как enfants и petits-enfants de France ). [1]
Теоретически к принцам крови относились все члены династии Капетингов . На практике только потомки Людовика IX по мужской линии , такие как Валуа и Бурбоны , были признаны принцами дю Санг . [1] Короли Франции, например, отказались признать Куртенэ Капетингов принцами крови. Куртенэ произошли по законной мужской линии от короля Людовика VI , но с течением веков превратились в обедневших мелких дворян. Их неоднократные прошения о признании правителей Бурбонов оказались тщетными. Когда Монмартрский договор в 1662 году был заключен , объявлявший Лотарингский дом наследниками французского престола в случае исчезновения Бурбонов, Куртенэ выразили протест, потребовав замены фразы «королевский дом, выданный по законной мужской линии от короли Франции» безрезультатно. В 1715 году Луи-Шарль де Куртенэ, его сын Шарль-Роже и его брат Роже снова получили отказ в попытке добиться признания своего статуса. Роже, аббат де Куртенэ, был последним мужчиной в семье, умершим 5 мая 1733 года, а его сестра Элен де Куртенэ, маркиза де Боффремон (1689–20 июня 1768 года), не получила возмещения, когда обратилась к королю в 1737 году после тот Парламент Парижа распорядился исключить из судебных документов термин «принцесса королевской семьи Франции».
Даже кадетская ветвь линии Бурбонов, Бурбоны-Каренси, которые были самым дальним родственником герцогов Бурбонских , были лишены княжеского звания и исключены из Королевского совета до их исчезновения в 1530 году. Они произошли от Жана , сеньора де Каренси. (1378–1457), младший сын Жана I де Бурбона, графа Ла-Марша .
С 1733 года все законные капетинги мужского пола принадлежали к Дому Бурбонов, Вандомской ветви, потомку Карла, герцога Вандомского . Старший сын Карла Антуан, король Наварры , был предком королевских династий Франции и Испании, а также Дома Орлеана , а его младший сын Людовик, принц Конде (1530–1569) , был предком Дома . из Конде . Кадетской ветвью Конде был Дом Конти , который по мужской линии происходил от Анри, принца Конде (1588–1646) .
Указом от июля 1714 года Людовик XIV объявил своих узаконенных сыновей, герцога Мэнского и графа Тулузского, принцами дю Санг и предоставил им права наследования французского престола вслед за всеми другими принцами дю Санг . Хотя парижский парламент отказался зарегистрировать указ, король воспользовался своим правом добиться регистрации, проведя судебный процесс . Указ был отменен и отменен 18 августа 1715 года парламентом по решению регента после смерти короля. Как предупреждал канцлер Людовика XIV, король может производить на свет только принцев крови с королевой. [2]
Стили
[ редактировать ]Те, кто имел этот ранг, обычно носили титул своего главного герцогского пэра , но иногда использовались и другие титулы, указывающие на более точный статус, чем принц Ду Санг .
Самые старшие принцы использовали определенные стили, такие как месье ле принц или месье ле герцог , тогда как младшие принцы использовали стиль monseigneur, за которым следовал их дворянский титул, например, monseigneur le duc de Montpensier . Стиль Светлость ( altesse sérénissime ) использовался только в письменной форме.
Мистер Принс
[ редактировать ]Это был стиль Первого принца крови ( фр . premier Prince du sang ), который обычно принадлежал самому старшему (по первородству ) мужскому члену королевской династии, который не является ни fils de France («сыном Франции»). , то есть короля или дофина »), ни petit-fils de France («внук Франции», сын fils de France ). На практике не всегда было ясно, кто имел право на это звание, и часто это для принятия решения потребовался конкретный поступок короля. [ нужна ссылка ]
Это звание давало различные привилегии, в том числе право на домашнее хозяйство, выплачиваемое из государственных доходов. Звание сохранялось пожизненно: рождение нового, более старшего принца, подходящего для этой должности, не лишило нынешнего обладателя возможности использовать этот стиль. [ нужна ссылка ] Принцы Конде использовали стиль месье ле принца более века (1589–1709). Право использовать этот стиль перешло к Орлеанскому дому в 1709 году; однако они редко, если вообще когда-либо, использовали его. Теоретически титул должен был перейти в 1752 году к принцу Филиппу, герцогу Калабрии , первому правнуку великого дофина , который не был ни сыном Франции , ни маленьким сыном Франции ; однако Людовик XV оставил титул Орлеанскому дому, а не испанской ветви Бурбонов, которая отказалась от своего права наследовать французский престол по Утрехтскому договору . Это означало, что Луи-Филипп , герцог Орлеанский в конце 18 века, был Первым принцем крови непосредственно перед Французской революцией , что давало ему право заседать в различных органах, таких как Ассамблея знати 1787 года , которую он использовал в качестве платформы. выступать за либеральные реформы. [3]
Первые принцы крови, 1465–1830 гг.
- Валуа Дом Валуа-Орлеан
- 1465–1498: Людовик II, герцог Орлеанский (1462–1515);
- 1498–1515: Франсуа, граф Ангулемский (1494–1547).
- Дом Валуа-Алансон
- 1515–1525: Карл IV, герцог Алансонский (1489–1525);
- Дом Бурбон-Монпансье
- 1525–1527: Карл III, герцог Бурбон (1490–1527);
- Дом Бурбон-Вандом
- 1527–1537: Карл IV Бурбон, герцог Вандомский (1489–1537);
- 1537–1562: Антуан де Бурбон, герцог Вандомский , впоследствии король Наварры (1518–1562);
- 1562–1589: Анри де Бурбон, герцог Вандомский , впоследствии король Наварры (1553–1610);
- 1589–1590: Шарль де Бурбон (1523–1590);
- 1590–1646: Анри II де Бурбон, принц Конде (1588–1646);
- 1646–1686: Людовик II де Бурбон, принц Конде (1621–1686);
- 1686–1709: Анри III де Бурбон, принц Конде (1643–1709);
- 1709–1752: Луи Орлеанский, герцог Шартрский , позже герцог Орлеанский (1703–1752);
- 1752–1785: Луи-Филипп Орлеанский, герцог Орлеанский (1725–1785);
- 1785–1793: Луи-Филипп Жозеф Орлеанский, герцог Орлеанский (1747–1793);
- 1814–1830: Луи-Филипп Орлеанский, герцог Орлеанский (1773–1850), который позже правил как Луи-Филипп I, король Франции .
- Людовик II, принц Конде, Йост ван Эгмонт
- Луи Орлеанский, герцог Орлеанский (1703–1752), герцог Шартрский ; первый Орлеана, принц использовавший этот стиль
- Последний господин принц Старого режима Филипп Эгалите.
Госпожа принцесса
[ редактировать ]Этого стиля придерживалась жена господина лепренса . Герцогини/принцессы, имевшие право его использовать, были:
- 1646–1686: Клэр-Клеманс де Майе-Брезе (1628–1694). Племянница кардинала Ришелье и жена Великого Конде , она также была герцогиней Фронсак с 1646 по 1674 год.
- 1684–1709: Анна Генриетта Юлия Баварская (1648–1723). Она была дочерью Анны Гонзаги и ее мужа Карла I, герцога Мантуи . В 1663 году она вышла замуж за Генри Жюля, герцога Бурбона, сына и наследника Великого Конде . Анна Генриетта была матерью Людовика III, принца Конде и мадам принцессы Конти Секонд Дуэрьер.
- 1709–1723: Франсуаза-Мария де Бурбон (1677–1749) – жена Филиппа II, герцога Орлеанского.
- 1724–1726: маркграфина Огюст Мария Йоханна Баден-Баденская (1704–1726) - жена Людовика Орлеанского.
- 1743–1759: Луиза Генриетта де Бурбон - дочь мадам принцессы де Конти, последней вдовствующей женщины , и жена Луи-Филиппа Орлеанского, герцога Орлеанского.
- 1785–1793: Луиза Мария Аделаида де Бурбон (1753–1821); жена Луи Филиппа Жозефа Орлеанского, герцога Орлеанского . Она была последней обладательницей этого стиля до начала Французской революции .
- Франсуаза-Мария де Бурбон не использовала этот стиль, как и ее муж.
- Луиза Генриетта де Бурбон , мать Филиппа Эгалите
- Мадам принцесса - жена Филиппа Эгалите.
мистер Дьюк
[ редактировать ]Этот стиль использовался для старшего сына принца де Конде . Первоначально старшему сыну был присвоен титул герцога Энгиенского , но ситуация изменилась в 1709 году, когда Конде потеряли титул главного принца . После этого старшему сыну часто давали титул герцога де Бурбона , который был пожалован Великому Конде , а его старшему сыну затем давали титул герцога Энгиенского .
- 1689–1709: Генрих I, герцог Ангиенский (1643–1709);
- 1709–1710: Людовик I, герцог Ангиенский (1668–1710);
- 1710–1740: Людовик II Анри, герцог Ангиенский (1692–1740);
- 1740–1818: Людовик III Жозеф, герцог Ангиенский (1736–1818);
- 1818–1830: Людовик IV Анри, герцог Ангиенский (1756–1830).
- Мосье герцог , как сын Людовика III, принца Конде
Госпожа герцогиня
[ редактировать ]Этот стиль использовался для жены господина герцога . Самым известным обладателем этого почетного звания был:
- 1685–1709: Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673–1743) – внебрачная дочь Людовика XIV и его любовницы мадам де Монтеспан . В мае 1685 года она вышла замуж за Людовика III, принца Конде , известного тогда под любезным титулом. герцога де Бурбона . Поскольку его стиль при дворе был месье герцог , она стала известна как мадам герцогиня . Позже она придерживалась этого стиля, даже будучи вдовой, когда была принцессой Конде. Позже она была известна как мадам герцогиня Дуэрьер .
Другие включали:
- 1713–1720: Мария Анна де Бурбон (1689–1720) – первая жена Луи Анри, герцога Бурбонского ;
- 1728–1741: ландграфка Каролина Гессен-Ротенбургская (1714–1741), вторая жена герцога Бурбонского;
- 1753–1760: Шарлотта Элизабет Годефрид де Роган (1737–1760) - жена Луи Жозефа, принца Конде.
- 1770–1818: Луиза Мария Тереза Батильда Орлеанская (1750–1820) – жена последнего принца Конде.
- Госпожа герцогиня . Она была женой господина герцога.
- Мария Анна, принцесса Конде ; Мадам герцогиня из-за потери Конде мадам принцессы Орлеанского дома
Мистер Граф
[ редактировать ]Этим адресом воспользовался глава самой младшей ветви Дома Бурбонов граф де Суассон. Графы де Суассон, как и принцы Конти , произошли от принцев Конде . Линия началась в 1566 году, когда титул Суассона был передан Шарлю де Бурбону , второму сыну Людовика I де Бурбона, принцу де Конде , первому принцу Конде .
У первого принца было три сына:
- Анри де Бурбон , второй принц Конде;
- Шарль де Бурбон , первый граф Суассонский и основатель Дома Бурбон-Суассон.
- Франсуа де Бурбон, принц де Конти , первый принц Конти , но титул Конти утратил силу после его смерти в 1614 году без законных наследников. Позже он был возрожден в 1629 году для Армана де Бурбона, принца де Конти , второго сына Генриха II, принца Конде .
Титул Суассона был приобретен первым принцем Конде в 1557 году и принадлежал его потомкам еще в двух поколениях:
- Олимпия Манчини , известная как мадам графиня . при дворе
2-й граф Суассон умер, не оставив наследника, поэтому титул Суассона перешёл к его младшей сестре, Марии де Бурбон , жене Томаса Франциска, принца Кариньяно , члена Савойского дома . Она стала известна как мадам графиня де Суассон . После ее смерти титул перешел сначала к ее второму сыну, принцу Жозефу-Эммануэлю Савой-Кариньяну (1631–1656), а затем к ее третьему сыну, принцу Эжену-Франсуа Савой-Кариньянскому .
Он женился на Олимпии Манчини , племяннице кардинала Мазарини . Она была известна как мадам графиня де Суассон. [4] как и ее свекровь. После его смерти титул достался его старшему сыну, принцу Луи-Томасу , который был старшим братом знаменитого австрийского генерала принца Евгения Савойского . Титул Суассона исчез после смерти принца Эжена-Жана Савой-Кариньяна в 1734 году.
Госпожа Графиня
[ редактировать ]Этот стиль использовала жена мсье графа . Лучшим примером этого является Олимпия Манчини .
Госпожа вдовствующая принцесса
[ редактировать ]Чтобы отличить жен различных принцев Конти после их смерти, вдовам давали имя Дуэрьер (или вдовствующая ) и число, соответствующее дате, когда они потеряли мужа. После овдовения их полным стилем будет мадам принцесса де Конти, «номер» Дуэрьер . Между 1727 и 1732 годами было три овдовевшие принцессы де Конти. Они были:
- Мария Анна де Бурбон (1666–1739), законная дочь Людовика XIV и Луизы де Ла Вальер ; она была женой Людовика Армана I, принца Конти . Она была известна как мадам принцесса де Конти Премьер Дуэрьер, поскольку в 1685 году она была первой овдовевшей. Титул достался младшему брату ее мужа, Франсуа Луи, принцу Конти .
- Мария Тереза де Бурбон (1666–1732), жена Франсуа Луи, принца Конти ; она была известна как вторая вдовствующая мадам принцесса де Конти после потери мужа в 1709 году.
- Луиза Элизабет де Бурбон (1693–1775), жена Людовика Армана II, принца Конти , сына и преемника Франсуа Луи, принца Конти . Она была дочерью господина герцога и мадам герцогини . После смерти мужа в 1727 году она стала известна как мадам принцесса де Конти-Труазьем/Дерньер Дуэрьер . носивших титул принцессы де Конти . По праву это не был традиционный стиль, а был просто средством, которое суд использовал для различения трех вдов, одновременно
Узаконенное королевское потомство
[ редактировать ]Узаконенные дети короля Франции и других мужчин его династии взяли фамилии в соответствии с ветвью Дома Капетов , к которой принадлежал их отец, например, Луи-Огюст де Бурбон, герцог дю Мэн , был старшим сыном Людовика. XIV от его любовницы г-жи де Монтеспан . [1] После того, как произошла легитимация, ребенку был присвоен титул. Мужчины получили титулы от земель и поместий своего отца, а женщины получили титул мадемуазель де X. Примеры этого: (дети Людовика XIV и мадам де Монтеспан ):
- Луиза Франсуаза де Бурбон (1669–1672);
- Луи-Огюст де Бурбон (1670–1736), титулованный герцог Мэн , позже женился на Анне-Луизе-Бенедикте де Бурбон-Конде .
- Луи Сезар де Бурбон (1672–1683), титулованный граф Вексен ;
- Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673–1743) по имени мадемуазель де Нант - позже жена Людовика III де Бурбон-Конде, принца де Конде.
- Луиза Мария Анна де Бурбон (1674–1681), титулованная мадемуазель де Тур ;
- Франсуаза-Мария де Бурбон (1677–1749), титулованная мадемуазель де Блуа , — жена Филиппа II Орлеанского , герцога Орлеанского .
- Луи-Александр де Бурбон (1678–1737), титулованный граф Тулузы , позже женился на Марии Виктории де Ноай .
Также ребенка будут называть Легитиме де Бурбон ; такие как легитимная Мария Анна де Бурбон , мадемуазель де Блуа, дочь Людовика XIV , и Луиза де ла Вальер . Ее родным братом был Луи де Бурбон , позже получивший титул графа Вермандуа .
Орлеан-Лонгвиль
[ редактировать ]Ветвь герцогов Лонгвильских , вымершая в 1672 (1694), носила фамилию Орлеанских , как законных потомков Жана, батара Орлеанского , естественного сына принца Валуа , который владел уделом Орлеана до того, как это сделали Бурбоны. . [5] Нелегитимизированные дети королевской семьи брали любую фамилию, которую разрешал король, которая могла принадлежать династии, а могла и не принадлежать .
Дети, рожденные вне брака с французским королем или принцем, никогда не признавались сынами Франции . Однако, если бы они были узаконены, король мог бы поднять их до ранга чуть ниже или даже эквивалентного рангу принца дю Санга . [6]
См. также
[ редактировать ]- Дом Конде
- Принцы Орлеанские
- Иностранный принц
- Принц , особ. в отличие от Фюрста
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Спанхейм, Иезекииль (1973). Эмиль Буржуа (ред.). Отношение Суда Франции . Время восстановлено (на французском языке). Париж : Меркюр де Франс. стр. 70 , 87, 313–314.
- ^ Институты Франции при абсолютной монархии, 1598–1789, том 2, стр.93
- ^ Майк Дункан (17 августа 2014 г.). «Эпизод 3.5 «Собрание знати» » . Революции (Подкаст) . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ Нэнси Митфорд , Король-Солнце , 1966, стр.87
- ^ там же. Спанхейм, Эзекиль, стр. 104–105.
- ^ там же. Спанхейм, Эзекиль, стр. 100–105, 323–327.