Протей Египетский
В мифологии греческой Протей ( / ˈ p r oʊ t i ə s , ˈ pro oʊ t первый . juː s « / PROH -tee-əs , PROHT -yooss ; древнегреческий : Πρωτεύς , латинизированный : Prōteús , букв. » ) — древнеегипетский царь , который был связан с островом Фарос , его резиденцией в Гомера «Одиссее» . Вергилий , однако, вместо Фароса упоминает остров Карпатос , между Критом и Родосом . [ 1 ] [ 2 ] Этот греческий остров географически ближе всего к Фаросу.
Этимология
[ редактировать ]«Протей» может быть основан на одном из титулов египетского царя, pꜣ - rwtj , обозначающем «высокие двери» (ср. Возвышенная Порта ) храма. [ 3 ]
Протей, по-видимому, также был связан с Фракией , и легенды изображают его пришедшим из Фракии во Фракию или отправившимся из Египта во Фракию. [ 4 ]
Существует также некая ассоциация Протея с островом Лемнос , расположенным недалеко от Фракии.
Мифология
[ редактировать ]Альтернативная история Хелен
[ редактировать ]Геродот ссылался на Протея, рассказывая историю Елены Троянской . Во второй книге « Истории » рассказывается история о том, как Протей взошел на египетский трон из Мемфиса , сменив Ферона на посту царя. Позже его сменил Рампсинит ( Рамсес III , как его называли египтяне ). Когда Парис украл Елену из Спарты , ветры сбили его с намеченного курса, и он оказался в Египте. По прибытии Парис и его слуги обнаружили храм, в котором рабы поняли, что им будет выгодно укрыться. Таким образом, они покинули Париж, сообщив властям о его многочисленных проступках. Слухи о преступлениях Париса дошли до Протея, который затем потребовал вызвать Париса для расследования. Протей расспросил Париса о деталях его путешествия, в конечном итоге придя к выводу, что, несмотря на его гнев и ужасные действия Париса, он не может убить человека, пришедшего из другой страны. Вместо смерти в качестве наказания Париса Протей забрал Елену из Парижа и захватил сокровища, украденные у Париса. Менелая , намереваясь вернуть и Елену, и сокровища Менелаю, которому они по праву принадлежали. Затем Протей призвал Париса покинуть Египет. [ 5 ]
Геродот также ссылается на Гомера и «Илиаду» « Одиссею» , утверждая, что Гомер, должно быть, знал об этой версии событий, несмотря на то, что использовал более распространенную историю.
Трагедия Еврипида
[ редактировать ]Другой взгляд на эту историю представлен в трагедии «Елена Еврипида » . В версии Еврипида Гера увезти Елену в Египет приказала Гермесу , и она создала призрачную замену Елены, которую Парис увозит в Трою. Действие пьесы происходит, когда Менелай прибывает в Египет после войны. Здесь Протей охранял Елену на протяжении всей Троянской войны, но умер еще до начала пьесы. Он начинается с посещения Хелен его могилы. По словам Еврипида, Протей был женат на нереиде Псамате , имел сына Феоклимена и дочь Теоною , которая была одаренной провидицей. Феоклимен стал новым царем Египта после Протея и намеревался жениться на Елене.
Протей в «Одиссее»
[ редактировать ]В рассказе, который Менелай рассказывает Телемаху , Менелай упоминает, что застрял на острове под названием Фарос. Именно здесь через 20 дней к нему приближается богиня Эйдофея , дочь Протея, первого министра Посейдона. При этой встрече она спрашивает, почему Менелай охотно остается на острове, на что он отвечает: «Кем бы из божеств вы ни были, позвольте мне сказать вам, что я здесь не по своей воле, я, кажется, прогневил бога, но какой из них Не знаю, скажи мне сейчас, ведь боги знают, кому я не угодил». Эйдотея объясняет, что именно Протей удерживает его на берегу. Она вынашивает план, который позволяет Менелаю сбежать с острова, включая засаду Протея, который, как описано, способен превращать свою форму в различных животных, растения и вещества. [ 6 ]
Протей в диалогах Платона
[ редактировать ]Протей кратко упоминается в нескольких диалогах Платона . В диалоге «Евтидем» Протей упоминается Сократом как египетский волшебник, умеющий носить разные внешние образы. Сократ использует историю Протея, чтобы проиллюстрировать, что точно так же, как он мог обманывать других, превращаясь в разные образы, так и люди могут быть обманчивыми в речи. [ 7 ] Та же аналогия повторяется в диалоге Иона . [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вергилий , Георгика 4.387
- ^ Гомер , Илиада 2.676
- ^ Энн Бертон, Диодор Сицилийский, Книга 1: Комментарий . БРИЛЛ, 1973, стр. 183. ISBN 9004035141
- ^ Протей , Проект Теои
- ^ Геродот. Истории (изд. 2008 г.). Издательство Оксфордского университета.
- ^ Гомер , Одиссея 4.351
- ^ Диалоги Платона (перевод Бенджамина Джоуэтта, изд. 1875 г.), том. 1, с. 213
- ^ Диалоги Платона (перевод Бенджамина Джоуэтта, изд. 1875 г.), том. 1, с. 256
Ссылки
[ редактировать ]- Еврипид , Еврипид II: Циклоп и Геракл, Ифигения в Тавриде, Елена (Полное собрание греческих трагедий) (Том 4) , University of Chicago Press; 1 издание (15 апреля 2002 г.). ISBN 978-0-226-30781-7 .
- Геродот , «Истории» с английским переводом А.Д. Годли. Кембридж. Издательство Гарвардского университета. 1920. . Онлайн-версия в текстовом проекте Topos. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924 г. ISBN 978-0674995796 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер, Гомерская опера в пяти томах. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 1920. ISBN 978-0198145318 . Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Вергилий Марон , Буколики , Энеида и Георгики Вергилия . Дж. Б. Гриноф. Бостон. Джинн и компания, 1900 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .