Московский детский дом
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2011 г. ) |
Московский приют или дом подкидышей ( русский : Воспитательный дом в Москве ) был амбициозным проектом, задуманным Екатериной Великой и Иваном Бецким в начале 1760-х годов. Этот идеалистический эксперимент эпохи Просвещения был направлен на создание «идеальных граждан» для российского государства путем воспитания тысяч брошенных детей на очень высоком уровне утонченности, воспитания и профессиональной квалификации. Несмотря на более чем достаточное кадровое обеспечение и финансирование, приют страдал от высокой детской смертности и в конечном итоге потерпел неудачу как социальное учреждение.
Главное здание, одно из самых ранних и крупнейших неоклассических сооружений в городе, занимает большую часть Москворецкой набережной между Кремлем и рекой Яузой и имеет фасад длиной 379 метров со стороны Москвы-реки . Комплекс строился в три этапа на протяжении двух столетий: от генерального плана Карла Бланка (1767 г.) до его полной реализации в 1940-х годах. Сегодня в ансамбле Детского дома размещаются Академия Ракетных Войск и Российская Медицинская Академия .
Архитектура
[ редактировать ]Являясь результатом русского Просвещения , идея государственного приюта в Москве была предложена педагогом Иваном Бецким и одобрена Екатериной II Российской 1 сентября 1763 года. художественное заведение, которое могло бы воспитывать брошенных младенцев и обучать их в зависимости от способностей каждого ребенка — мастерству, изобразительному искусству или подготовке к университетским занятиям. Дети, рожденные в рабстве, автоматически эмансипировались и по окончании учебы могли поступить на государственную службу или в купеческое сословие .
Учреждение располагалось на большом участке земли между Китай-городом , улицей Солянкой, Москвой и Яузой , на месте бывшего оружейного склада . Строительство финансировалось за счет открытой подписки. Сама императрица заложила 100 000 рублей ; самые крупные частные пожертвования Прокофия Демидова и Ивана Бецкого составили 200 000 и 162 995 рублей. [1]
По генеральному плану Карла Бланка (при содействии Юрия Фельтена ) Детский дом был спроектирован как цепочка из трех зданий квадратной формы: восточного крыла для девочек, западного крыла для мальчиков и соединяющего их центрального административного корпуса. Церемония инаугурации, на которой присутствовала императрица, состоялась 21 апреля 1764 года, хотя западное крыло было завершено Бланком только три года спустя. Центральное здание, построенное в 1771–1781 годах, увенчалось квадратным куполом со шпилем. Прилегающая набережная Москвы-реки была замощена в 1795–97 и обложена гранитом в 1801–06.
Хотя восточное крыло так и не было построено, приют постоянно расширялся под руководством старших архитекторов Джованни Джиларди (1790–1817 гг.) и Доменико Джиларди (1817–1834 гг.). Доменико и Афанасий Григорьевы спроектировали и построили здание Попечительского совета, выходящее на улицу Солянку. К середине XIX века приют превратился в «город в городе» — в значительной степени независимое и богатое учреждение, в котором проживают тысячи жителей. Основная часть детского дома пережила пожар 1812 года и сохранила свой первоначальный вид до середины 20 века. В 1940-х годах недостающее восточное крыло было наконец построено по проекту Александра Ловейко, который в целом следовал первоначальным планам Бланка, хотя и в значительно упрощенной форме.
Ранние годы (1764–1797)
[ редактировать ]В день открытия в недостроенный Детский дом привезли 19 новорожденных малышей. Двое из них были публично крещены Екатериной и Павлом в честь императрицы и ее наследника, но оба вскоре умерли. Это было ранним предзнаменованием чрезвычайно высокой детской смертности, которая была характерна для приюта XVIII века.
Из 40 996 детей, поступивших в приют во время правления Екатерины II, 35 309, или 87%, умерли во время пребывания там. [1] В результате в огромном комплексе осталась лишь горстка выживших. В отчете 1792 года было перечислено всего 257 местных сирот, которые изучали различные профессии, от металлургии до бухгалтерского учета. [1] Несколько попыток снизить смертность путем передачи младенцев в приемные семьи не улучшили выживаемость. На престарелого Бецкого нельзя было положиться в управлении расширяющимся факультетом, а Детский дом прославился мошенничеством и жестоким обращением с детьми . [2]
Дети жили в приюте до 11 лет, после чего их отправляли на обучение на местные заводы и в государственные учреждения. Некоторых направили в театральную школу Майкла Мэддокса ; другим удалось претендовать на бесплатное поступление в МГУ . 180 студентов продолжили обучение в университетах Западной Европы. Большинство, однако, закончили обучение, имея чуть больше рубля наличными и паспорт (который служил для отличия свободных людей от крепостных).
Учреждение управлялось Попечительским советом и финансировалось за счет частных пожертвований и двух специальных налогов — налога на публичные театральные представления и налога на игральные карты. На протяжении почти столетия все игральные карты, продававшиеся в императорской России, облагались налогом в размере 5 копеек за колоду для карт отечественного производства и 10 копеек для импортных. В результате на каждой колоде русских карточек был изображен символ Детского дома — пеликан . Этот налог составил 21 000 рублей в 1796 году и 140 000 рублей в 1803 году.
Начиная с 1772 года, приют также управлял тремя банками: Ссудной казной, Сберегательной казной и Вдовьей казной. Эти финансовые учреждения, первоначально страдавшие от мошенничества и плохого управления, стали эффективными и влиятельными под руководством императрицы Марии . К 1828 году их совокупные активы превысили 359 миллионов рублей — самый крупный капитальный фонд во всей Москве. [3] Эти акции были основным источником денег для приюта на протяжении всего 19 века.
Детский театр
[ редактировать ]В 1772 году начали формироваться планы создания «домашнего театра» при Приюте для подкидышей. Были занятия по актерскому мастерству, а премьера первой постановки состоялась в конце 1773 года. Только за 1778 год Детский театр поставил двенадцать комедий, две оперы и несколько балетов. К октябрю 1783 года труппа сирот стала настолько популярной, что барон Ванзура обратился к императрице с просьбой открыть этот «домашний театр» для широкой публики. Екатерина с готовностью одобрила проект общественного театра и подарила Воспитательскому дому заброшенное деревянное здание Головинского оперного театра недалеко от Яузы. Общественный Детский театр был открыт 9 февраля 1764 года пантомимой «Морские разбойники» и балетом «Венера и Адонис» .
Создание конкурирующей театральной труппы привело в ярость Майкла Мэддокса , английского предпринимателя, который владел монополией на общественные развлечения в Москве. Под его давлением Попечительский совет согласился закрыть Детский театр в ноябре 1784 года, но сиротам разрешили продолжить актерскую деятельность на сцене Петровского театра , которым руководил Мэддокс.
Реформы императрицы Марии (1797–1828).
[ редактировать ]В мае 1797 года российский император Павел поручил своей жене Марии Федоровне курировать национальную благотворительность. Императрица Мария оставалась руководителем приюта и подобных учреждений после убийства ее мужа в 1801 году до своей смерти в 1828 году.
Шаг за шагом императрица Мария меняла социальный облик Воспитательного дома. Она призвала тщательно проверять потенциальных приемных родителей и ограничивать прием «с улицы» - меры, которые уменьшили приток новых сирот и значительно снизили смертность. К 1826 году уровень смертности сократился до 15% в год, [3] цифра возмутительная по современным меркам, но значительное улучшение по сравнению с 18 веком.
Учреждение, возглавляемое генералом в отставке Иваном Тутолминым, не пострадало во время оккупации Москвы Наполеоном I , несмотря на близость к очагу Московского пожара , полностью уничтожившего прилегающие районы, в том числе Китай-город и Таганку . Пока французы удерживали город, приют предоставил приют 350 детям и неопределенному количеству раненых солдат. После окончания наполеоновских войн Попечительский совет воспользовался недавней катастрофой, построив на своих участках дешевое арендуемое жилье. В результате такой политики в 1820-х годах в новых объектах проживало до 8000 жителей всех сословий. [4]
Императрица Мария осознала необходимость сокращения заведения, отделения детей от взрослых жильцов и улучшения образовательной программы для первых. Она ненавидела «грязный» вид торговых мастерских и переводила младших обитателей в новые, независимые приюты. Московское ремесленное училище, крупнейшее дочернее предприятие, было основано как приют для подростков в 1830 году и сегодня продолжает функционировать как Московский государственный технический университет имени Баумана . [4] В старом приюте особое внимание уделялось образовательным программам высокого уровня, таким как «латинские классы» для мальчиков (основаны в 1807 году) и « классы акушерок » для девочек.
К 1830-м годам приют наконец достиг поставленной цели: забирать с улиц самых способных детей и готовить их к государственной службе и профессиональной карьере. Среди преподавателей и жильцов были Герхардт Фридрих Мюллер , Александр Востоков , Сергей Соловьев , Василий Ключевский , Николай Бенуа , Исаак Левитан , Василий Верещагин . До русской революции 1917 года Московский приют входил в число самых известных благотворительных организаций страны.
20 век
[ редактировать ]Большевики распустили детский дом сразу после революции. Главное здание было передано советским профсоюзам , за ним последовали Военная академия Дзержинского и ряд государственных учреждений. В сатирическом романе «Двенадцать стульев» есть знаменитый эпизод: брошенная жена гонится за своим сбежавшим мужем Остапом Бендером по многочисленным редакциям бывшего детского дома.
Во время Иосифом Сталиным реконструкции старой Москвы (1937 г.) несколько зданий детского дома, выходящих на Большой Устинский мост, были снесены, чтобы освободить место для нового моста. Правое крыло приюта было завершено к июню 1941 года , но проект не был завершен до окончания Второй мировой войны . Если смотреть снаружи, эта более поздняя пристройка лишь незначительно отличается от левого крыла, к которому примерно в то же время был пристроен верхний этаж. Главное здание очень близко соответствует оригинальному проекту Бланка.
21 век – Парламентский центр
[ редактировать ]Главный архитектор Москвы А. Кузьминов предложил разместить Центр Российского парламента на территории Детского дома. Российский парламентский центр будет использоваться как Сенатом России , так и Государственной Думой России в качестве своей основной резиденции. [5]
См. также
[ редактировать ]- Смольный институт – еще одно учебное заведение, основанное Бецким.
- Неоклассическая архитектура в России.
- Итальянец (фильм, 2005 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с (на русском языке) И. Л. Волкевич, История Московского технического университета, гл. 2
- ^ (in Russian) Alexandra Veselova, Betskoy's Concept
- ^ Jump up to: а б (на русском языке) Волкевич, гл. 3
- ^ Jump up to: а б (на русском языке) Волкевич, гл. 4
- ^ Rossiiskaya Gazeta
- Жилые дома 1781 года постройки.
- Здания и сооружения в Москве.
- 18 век в Москве.
- Разрушения 1917 года в России
- Образование в России
- Российская Империя
- Театр в России
- Детские дома в России
- Неоклассическая архитектура в России.
- 1763 заведения в Российской Империи
- Памятники культурного наследия федерального значения в Москве