Майкл Мэддокс
Майкл Мэддокс (1747–1822; русский: Михаил Егорович Мэддокс, Михаил Егорович Мэддокс , также пишется Медокс , Мэддокс , Мэттокс ) — английский предприниматель и театральный менеджер, действовавший в императорской России . Вместе с князем Урусовым он был соучредителем Петровского театра, первого постоянного оперного театра в Москве и предшественника Большого театра .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Описанный как знаменитый эквилибрист, Майкл Мэддокс впервые прибыл в Россию в 1766 году в качестве управляющего музея «механических и физических изображений», посетив Санкт-Петербург и Москву. Покинув Россию, он отправился в Мадрид со своим музеем и в последующее десятилетие провел время в Лондоне. Неясно, был ли он родственником Энтони Мэддокса, успешного театрального артиста и артиста, который утонул во время морского путешествия в Дублин в 1758 году вместе с Теофилом Сиббером . Существует возможность путаницы между ними в отношении ссылок на эквилибризм .
Однако анекдот, представленный неким Си Джей Харфордом из Стэплтона, Бристоль, первоначально опубликованный в «Бристольском журнале» Феликса Фарли и широко повторенный в английской прессе в 1820-х годах: [ 1 ] говорится о том, что Харфорд встретил человека по имени Мэддокс в Москве в 1786 году. жизни «знаменитого Тома [так в оригинале] Мэддокса, танцора на канате» и остальных членов его семьи, и что Мэддокса впоследствии воспитывал его дядя «Сьюард», трубач из Бристоля. Этим дядей почти наверняка был Сэмюэл Сьюард (около 1737-1810), который позже был владельцем театра Нью-Сэдлерс-Уэллс в Челтнеме. [ 2 ] и который все еще называл себя трубачом из Бристоля, когда писал свое завещание в 1799 году. [ 3 ] Этот анекдот, похоже, подтверждает идею о том, что Майкл Мэддокс был родственником (и, возможно, сыном) Энтони («Тома»?) Мэддокса.
По возвращении в Россию до 1776 года Майкл Мэддокс был принят в состав труппы театра, образованной в том же году московским прокурором князем Петром Васильевичем Урусовым . Мэддокс имел зарекомендовавший себя успех в театре Хеймаркет в Лондоне, где, как говорят, в 1770 году его представления были самыми успешными, когда-либо проводившимися в этом доме. Утверждается, что его прибыль за один сезон составила 11 000 фунтов стерлингов, что на 2 500 фунтов больше, чем у Дэвида Гаррика несколькими годами ранее.
Урусову была предоставлена десятилетняя лицензия на театральные и другие представления. В течение четырех лет они пользовались успехом в деревянном театре на Знаменской улице , Знаменском театре , прежде чем он сгорел в начале 1780 года. Затем Мэддокс собрал достаточно кредита, чтобы купить свою долю в компании у князя Урусова и в том же году нанять архитектора Кристиана Росберга для строительства. построить новое здание из кирпича и камня, выходящее на улицу Петровку . Таким образом, он стал известен как Петровский театр. Театр имел четыре этажа лож и две просторные галереи. В яме было два ряда скамеек с закрытыми сиденьями по бокам. Роскошно украшенные коробки можно было сдать в аренду от трехсот до тысячи рублей и выше. Вход на яму стоил один рубль.
Мэддокс получил еще одну десятилетнюю лицензию от московского губернатора князя Долгорукого-Крымского , но из-за финансовых трудностей в 1792 году право собственности на театр перешло в Управление императорских театров. Императрица Мария Федоровна пожаловала Мэддоксу пожизненную пенсию в размере 3000 рублей за его вклад в создание Московского театра. Театр действовал до 1805 года, когда сгорел незадолго до представления Фердинанда Кауэра » « Днепровской Русалки . его заменил Большой театр На том же месте .
а. Петровский театр, включая пристройку с ротондой.
б. Интерьер Ротонды/Маскарадного зала. в. Интерьер театра/оперы
д. Сравнительные размеры и расположение Петровского театра и Большого театра. е. План 2 этажа с ротондой и театром.
Театральная труппа Мэддокса
[ редактировать ]За это время труппа Мэддокса поставила 425 спектаклей драмы, балета и оперы. В их число входило более 100 различных опер, в основном комического типа оперы/ комической оперы, написанных такими композиторами, как Гретри , Далайрак , Мехюль , Паизиелло , Филидор и Мартин-и-Солер , а также русскими, такими как Евстигней Фомин и Василий Пашкевич .
Зарубежные оперы в основном исполнялись в русских переводах Сергея Глинки , Платона Левшина , Ивана Дмитриевского и других. три заметные мелодрамы ( Фомина » « Орфей Г. А. Бенды и , «Пигмалион» « Медея и Ясон» В репертуар вошли ). Среди театральных постановок в русском переводе были Шекспира « Ромео и Джульетта» и Вольтера » «Магомет . Однако наиболее успешными произведениями были произведения Августа фон Коцебу , такие как Menschenhass und Reue , The Papagoy и Armuth und Edelsinn .
Маскарады на 1500 и более человек, где карнавальный костюм был обязательным, проводились в украшенной зеркалами ротонде. Одна только эта часть сооружения обошлась в пятьдесят тысяч рублей. Уильям Тук в главе «Очерк Москвы» (так в оригинале) своей « Истории России» описывает публику в яме театра как «возможно, во многих отношениях одну из самых вежливых, какую только можно где-либо увидеть. разражается теми громкими знаками неодобрения, которые не исправляют плохих актеров и которые огорчают и подавляют неопытных и робких». [ 4 ]
С 1783 года Мэддокс также создал и одновременно руководил предприятием «Воксхолл Гарденс» в Подмосковье, где с середины мая по сентябрь ставились оперы и пьесы. Длинная галерея вела в большой круглый зал для танцев. За танцевальным залом шла большая площадка, окруженная крытой галереей, с возвышением посередине для оркестра. Эта галерея в основном использовалась для прогулок. За ним находился зал, предназначенный для всевозможных закусок. По бокам располагались бильярдные. По вечерам галереи освещались цветными лампами, а в определенные дни запускались фейерверки. Вполне вероятно, что Мэддокс и его жена сохранили право собственности на него после того, как «Петровский» перешел в управление Управления императорских театров.
Разнообразный
[ редактировать ]Мэддокс изготовил башенные часы для российской императрицы Екатерины II , которые в настоящее время выставлены в Оружейной палате Кремля в Москве.
Он женился на немке из аристократической семьи и стал отцом одиннадцати детей, один из которых — авантюрист Роман Медокс. Его жена пережила его и продолжила владеть некоторыми театральными зданиями.
Предположения о том, что он был профессором математики Оксфордского университета и обучал царевича Павла до переезда в Москву, не подтвердились.
Александр Чаянов , жена которого Ольга написала книгу по истории театра Мэддокс, поставил в театре отрывок из своей готической сказки «Венедиктов». [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Bristol Bath Chronicle и Weekly Gazette, 30 августа 1821 г., через https://www.britishnewspaperarchive.co.uk/
- ^ «Театр Нью-Кларенс | Театральный трест» .
- ^ Архивы Глостершира, ссылка. 1811/45, доказан в Глостере 15 марта 1811 г.
- ^ Уильям Тук, История России, от основания монархии Рюриком до воцарения Екатерины Второй (Лондон: Т. Н. Лонгман и О. Рис, 1800), с. 411.
- ^ Мюиренн Магуайр, Красные призраки (OVERLOOK, 2013; ISBN 1468303481 ), стр. 68 и далее.
Ссылки
[ редактировать ]- Olga Chayanova, Teatr Maddoksa v Moskve 1776–1805 , Moscow: Rabotnik prosveshchenie, 1927.
- Уильям Тук, Взгляд на Россию , стр. 404–412, 427–428.
- Старый и Новый Лондон , Том. 4, 1878, стр. 216–226.