Франческо Араха
Франческо Доменико Арайя (или Арайя, русский : Арайя) (25 июня 1709 года в Неаполе , Сицилийское королевство — между 1762 и 1770 годами в Болонье , государства Церкви ) — итальянский композитор , проведший 25 лет в России и написавший не менее 14 оперы для Российского императорского двора , в том числе «Цефаль и Прокрис» , первая опера на русском языке. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился и получил музыкальное образование в Неаполе и начал сочинять оперы в возрасте 20 лет. Его ранние оперы ставились в театрах Неаполя , Флоренции , Рима , Милана и Венеции . В 1735 году он был приглашен в Петербург вместе с большой итальянской оперной труппой и стал маэстро ди капелла ( капельмейстером ) императрицы Анны Иоанновны, а затем императрицы Елизаветы Петровны .
Зимой оперы обычно ставились во флигеле Зимнего дворца ( Зимнего дворца ), а летом — в театре « Летний сад» в Летнем саду .
Его «Сила любви и дель одио» стала первой итальянской оперой, исполненной в России. Он был поставлен в 1736 году как « Сила любви и ненависти» (Сила любви и ненависти) с приложением к русскому переводу Василия Тредиаковского, напечатанному в виде буклета. Это было первое либретто оперы, напечатанное на русском языке. [ 2 ] Далее последовали Семирамида ( Il finto Nino, overo La Semiramine riconosciuta ) в 1737 году, Артасерс в 1738 году, Селевко с русским переводом Сумарокова , премьера которого состоялась в Москве 1744 года, Сципион с русским переводом Адама Олсуфьева , в Петербурге 1745 года, Митридат в 1747 г. и другие.
Большинство опер, написанных им в России, были на итальянские либретто. Однако в 1755 году Арайа сочинил «Цефал и Прокрис» ( Tsefal i Prokris — Цефал и Прокрис ), оперу в трёх действиях на русское либретто Александра Сумарокова по мотивам «Метаморфоз Овидия » . Он был поставлен в Петербурге 7 марта по 27 февраля 1755 года с эффектными декорациями Джузеппе Валериани . Это была первая опера с русскими певцами. Эта опера имела большой успех, а Арайя получил 100 полуимпериалов. [ 3 ] и роскошная соболья шуба стоимостью 500 рублей в подарок императрицы Елизаветы Петровны . Опера была повторена на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге 14 июня 2001 года.
Следующие две его оперы были премьеры в разных городах России: Amor prigioniero в Ораниенбауме в 1755 году и «Ифигения в Таврическом» в Москве в 1758 году. В 1759 году Арайя вернулся в Италию , но был отозван для коронации царя Петра III в 1762 году. Вскоре он уехал. после свержения Петра Екатериной Великой . Его последними сочинениями были оратория «Нативита ди Джезу» и опера «Чимотеа» . Он умер в Болонье где-то между 1762 и 1770 годами.
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Lo matremonejo pe' mennetta , комическая опера , текст Томмазо Мариани (осень 1729, Театр Фьорентини, Неаполь )
- Береника , серьезная опера , текст Антонио Сальви (1730, Театр Пратолино, Флоренция )
- Чиро признан , серьезная опера, текст Антонио Сальви (Карнавал 1731, Театр Дамы, Рим )
- «Клеомена» , серьезная опера, текст Виченцо Кассани (весна 1731, Театр Дам, Рим )
- Царствующая любовь , текст Пьетро Метастазио (1731, Рим )
- Признанная Семирамида , серьезная опера, текст Пьетро Метастазио (1731, Неаполь )
- La forza dell'amore e dell'odio , opera seria, text by Francesco Prata (January 1734, Teatro Ducale, Milan ; 1736, as Сила любви и ненависти (Sila lyubvi i nenavisti - The Power of Love and Hatred) St. Petersburg)
- Лучо Веро , серьезная опера, текст Апостоло Дзено , (Карнавал 1735, Театр Сан-Анджело, Венеция )
- Лже-Нино, или Узнанная Семирамида , серьезная опера, текст Франческо Сильвани (9 февраля 1737 [OS 28 января], Санкт-Петербург )
- Артасерс , Opera seria, (9 февраля 1738 [OS 28 января], Санкт-Петербург )
- Селевк , серьезная опера, текст Джузеппе Бонекки (7 мая 1744 [OS 26 апреля], Москва )
- Сципионе , Opera seria, текст Джузеппе Бонекки (4 или 5 сентября 1745 года [OS 23 или 24 августа], Санкт-Петербург )
- Митридат , серьезная опера, текст Джузеппе Бонекки (7 мая 1747 [OS 26 апреля], Санкт-Петербург )
- Убежище мира , серьезная опера, текст Джузеппе Бонекки (7 мая 1748 [OS 26 апреля], Санкт-Петербург )
- Беллерофонте , опера-серия, текст Джузеппе Бонекки (9 декабря 1750 [OS 28 ноября], Санкт-Петербург )
- Коронованная Евдосса, или Сиа Феодосия II , текст Джузеппе Бонекки (9 мая 1751 г. [OS 28 апреля] Санкт-Петербург )
- Tsefal i Prokris , opera seria, text by Alexander Sumarokov (March 10, 1755 [OS February 27], St. Petersburg )
- Prisoner Love , диалог под музыку, текст Пьетро Метастазио (27 июня 1755 [OS 16 июня], Ораниенбаум )
- Алессандро нелль'Инди , текст Пьетро Метастазио (29 декабря 1755 [OS 18 декабря], Санкт-Петербург ; 1759, Ораниенбаум )
- Ифигения в Таврической опере (1758, Москва )
- В Чимотеа
Оратории
[ редактировать ]- С. Андреа Корсини , 1731, Рим.
- Рождество Иисуса
Кантаты
[ редактировать ]- Гонка любви и усердия , Санкт-Петербург , 1736 г.
- Приют мира (Либретто Джузеппе Бонекки ), Санкт-Петербург , 1748
- Корона Александра Македонского ( Джузеппе Бонекки ), Санкт-Петербург , 1750 год.
- Amor prigionero ( Пьетро Метастазио ), Ораниенбаум , 1755 (см. также в списке опер)
- Разъемные гирлянды Юноны ( Антонио Дензи ), Санкт-Петербург, 1757 г.
- Ватизация Урании ( Антонио Дензи ), Санкт-Петербург , 1757 г.
Также: Симфония ре мажор для струнных, сонаты и т. д.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Есть еще одна спорная информация, что в 1751 году Арайа сочинил оперу Титово искренность ( La Clemenza di Tito ) на русское либретто (вероятно, в переводе с итальянского) известного русского актера, а позднее оперного композитора Федора Волкова .
- ↑ В некоторых источниках приводится спорная информация о том, что эта опера на самом деле была исполнена русскими певцами на русском языке.
- ↑ Полуимпериал — монета, равная 5 рублям золотом.
Библиография
[ редактировать ]- Цефал и Прокрис . СПб., – Tsefal i Pokris, St. Petersburg , 1755
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - Brokgaus & Efron: Encyclopaedic Dictionary , (1890—1907)
- Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века in the collection Музыкальное наследство. Вып. 1. М., 1935
- Старикова Л. М. Новые документы о деятельности итальянской труппы в России в 30-е годы XVIII века <...> // ПКНО. 1988. М., 1989
- Сумароков А.П. Избранные произведения . Л., 1957
- Сумароков А. П. Полное собрание сочинений <...>.Ч. IX. СПб., 1787
- Рицарева, Марина (2006), Русская музыка восемнадцатого века (Эшгейт) ISBN 978-0-7546-3466-9