Зимний дворец
Зимний дворец [ 1 ] дворец , предыдущих императоров, с 1732 по 1917 год . в Санкт-Петербурге , который служил официальной резиденцией Дома Романовых Во дворце и на его территории сейчас находится Эрмитаж . Площадь здания составляет 233 345 квадратных метров. (Подсчитано, что во дворце 1886 дверей, 1945 окон, 1500 комнат и 117 лестниц). [ 2 ] [ 3 ] Общая площадь Зимнего дворца составляет 14,2 га. [ 4 ] Расположенный между Дворцовой набережной и Дворцовой площадью , рядом с местом первоначального Зимнего дворца Петра Великого , нынешний и четвертый Зимний дворец строился и перестраивался почти непрерывно в период с конца 1730-х по 1837 год, когда он сильно пострадал от пожара и немедленно перестроен. [ 5 ] Штурм дворца в 1917 году, изображенный в советском искусстве и в фильме Сергея Эйзенштейна 1928 года «Октябрь» , стал символом Октябрьской революции .
Императоры строили свои дворцы монументального масштаба, призванные отразить мощь и могущество Императорской России . Из дворца цари [ 6 ] управлял более чем 22 800 000 квадратных километров (8 800 000 квадратных миль) [ 7 ] [ 8 ] (почти 1/6 суши Земли) и 125 миллионов подданных к концу 19 века. В проектировании Зимнего дворца участвовали несколько архитекторов, в первую очередь итальянец Бартоломео Растрелли (1700–1771) в так называемом стиле елизаветинского барокко . Зелено-белый дворец имеет общую форму вытянутого прямоугольника, а его главный фасад имеет длину 215 метров (705 футов) и высоту 30 м (98 футов). По расчетам, в Зимнем дворце будет 1886 дверей, 1945 окон, 1500 комнат и 117 лестниц. [ 9 ] После серьезного пожара при перестройке дворца в 1837 году внешний вид остался неизменным, но большая часть интерьера была переработана с учетом различных вкусов и стилей, в результате чего дворец можно было описать как «дворец 19-го века, вдохновленный моделью в стиле рококо». стиль". [ 10 ]
В 1905 году произошло Кровавое воскресенье , когда демонстранты двинулись к Зимнему дворцу, но к этому времени Императорская Семья предпочла жить в более безопасном и уединенном Александровском дворце в Царском Селе (букв. «Императорское село») и вернулась в Зимний дворец только для официальных и государственных мероприятий. После Февральской революции 1917 года дворец некоторое время служил резиденцией Временного правительства России , которое в конечном итоге возглавил Александр Керенский . Позже в том же году отряд красногвардейцев и матросов штурмовал дворец, что стало решающим моментом в зарождении Советского государства и свержении Временного правительства.
Зимний дворец Петра Великого (1711–1753).
[ редактировать ]Вернувшись из своего Великого посольства в 1698 году, Петр I из России приступил к политике вестернизации и экспансии, которая должна была превратить Российское царство в Российскую империю и крупную европейскую державу. [ 11 ] Эта политика проявилась в кирпичах и растворе при создании нового города Санкт-Петербурга в 1703 году. [ 12 ] Культура и дизайн нового города были задуманы как сознательный отказ от традиционной с византийским влиянием русской архитектуры , такой как модное тогда нарышкинское барокко , в пользу классической архитектуры, преобладающей в великих городах Европы. Царь намеревался построить свой новый город в стиле фламандского ренессанса, позже известного как петровское барокко , и именно этот стиль он выбрал для своего нового дворца в городе. Первой королевской резиденцией на этом месте была скромная бревенчатая хижина, тогда известная как Домик Петра I , построенная в 1704 году, с видом на реку Нева . В 1711 году его перевезли на Петровскую набережную. [ 13 ] где он все еще стоит. [ 14 ] Расчистив участок, царь приступил к строительству более крупного дома между 1711 и 1712 годами. Этот дом, сегодня называемый Первым Зимним дворцом, был спроектирован Доменико Трезини . [ 15 ]
XVIII век был периодом большого развития европейской королевской архитектуры, поскольку потребность в укрепленной резиденции постепенно уменьшалась. Этот процесс, начавшийся в конце 16 века, ускорился, и великие классические дворцы быстро заменили укрепленные замки во всех более могущественных европейских странах. Одним из самых ранних и наиболее ярких примеров был Людовика XIV Версаль . Версаль, практически завершенный к 1710 году, своими размерами и великолепием усилил соперничество среди правителей Европы. Петр Великий из России, стремясь продвигать все западные концепции, хотел иметь современный дворец, как и его собратья-правители. Однако, в отличие от некоторых своих преемников, Петр I никогда не стремился соперничать с Версалем.
Первый Зимний дворец представлял собой скромное двухэтажное здание под шиферной крышей. [ 16 ] Похоже, Петру вскоре надоел первый дворец, ибо в 1721 году под руководством архитектора Георга Маттарнови был построен второй вариант Зимнего дворца . Дворец Маттарнови, хотя и все еще очень скромный по сравнению с королевскими дворцами в других европейских столицах, располагался на двух этажах над рустованным первым этажом, с центральным выступом под фронтоном, поддерживаемым колоннами. [ 17 ] Именно здесь в 1725 году умер Петр Великий.
Зимний дворец был не единственным дворцом в недостроенном городе и даже не самым великолепным, поскольку Петр приказал своим дворянам построить каменные резиденции и проводить там полгода. [ 18 ] Это была непопулярная команда; Санкт-Петербург был основан на болоте, где было мало солнечного света, и говорили, что там растет только капуста и репа. Было запрещено рубить деревья на топливо, поэтому горячую воду разрешали только один раз в неделю. Лишь вторая жена Петра, императрица Екатерина , делала вид, что наслаждается жизнью в новом городе. [ 18 ]
В результате притеснения рабского труда со всей Империи, [ 19 ] работы в городе продвигались быстро. Подсчитано, что за двадцать лет при строительстве города погибло 200 000 человек. [ 19 ] Дипломат того времени, который описывал город как «кучу деревень, связанных между собой, как какую-то плантацию в Вест-Индии», всего несколько лет спустя назвал его «чудом света, учитывая его великолепные дворцы». [ 20 ] Некоторые из этих новых дворцов в любимом Петром стиле фламандского барокко, такие как Кикинский зал и Меншиковский дворец , все еще стоят.
Дворец, 1725–1855 гг.
[ редактировать ]После смерти Петра Великого в 1725 году Санкт-Петербург все еще был далек от того, чтобы стать центром западной культуры и цивилизации, как он себе представлял. Многие аристократы, вынужденные царем поселиться в Петербурге, уехали. Волки бродили по площадям по ночам, в то время как банды недовольных зажатых крепостных , привезенных для строительства нового царского города и Балтийского флота , часто восставали.
Петру I наследовала его вдова Екатерина I, которая правила до своей смерти в 1727 году. Ей, в свою очередь, наследовал внук Петра I Петр II , который в 1727 году приказал архитектору Доменико Трезини значительно расширить дворец Маттарнови . [ 14 ] Трезини, спроектировавший Летний дворец в 1711 году, был одним из величайших представителей стиля петровского барокко , который теперь полностью перепроектировал и расширил существующий Зимний дворец Маттарнови до такой степени, что весь дворец Маттарнови стал всего лишь одним из двух завершающих павильонов новый и третий Зимний дворец. [ 22 ] Третий дворец, как и второй, был выполнен в стиле петровского барокко.
В 1728 году, вскоре после завершения строительства третьего дворца, императорский двор уехал из Петербурга в Москву, а Зимний дворец утратил статус главной императорской резиденции. Москва снова стала столицей, и этот статус был предоставлен Санкт-Петербургу в 1713 году. После смерти Петра II в 1730 году престол перешел к племяннице Петра I, Анне Ивановне, герцогине Курляндской .
Анна (1730–1740)
[ редактировать ]Новая императрица больше заботилась о Санкт-Петербурге, чем ее непосредственные предшественницы; она восстановила императорский двор в Зимнем дворце, а в 1732 году Санкт-Петербург снова официально заменил Москву в качестве столицы России, и эту позицию он должен был занимать до 1918 года.
Не обращая внимания на третий Зимний дворец, императрица по возвращении в Санкт-Петербург поселилась в соседнем Апраксином дворце. [ 14 ] В 1732 году царица поручила итальянскому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли полностью перестроить и расширить Апраксин дворец, включив в него другие соседние дома. [ 23 ] Таким образом, ядром четвертого и последнего Зимнего дворца является не дворец Петра Великого, а дворец генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина . [ 14 ]
Императрица Анна, хотя и была непопулярна и считалась «скучной, грубой, толстой, резкой и злобной», [ 24 ] стремилась придать своему двору более цивилизованный и культурный вид. Она разработала новые ливреи для своих слуг, а по ее приказу медовуху и водку заменили шампанским и бургундским. Она повелела боярам заменить их простую мебель мебелью из красного и черного дерева, [ 25 ] в то время как ее собственные вкусы в оформлении интерьера ограничивались туалетным столиком из чистого золота и « подвижным табуретом » из серебра, инкрустированным рубинами. Именно на таком фоне великолепия и экстравагантности она дала свой первый бал в только что построенной галерее Зимнего дворца, которая посреди русской зимы напоминала апельсиновую рощу. [ 26 ] Этот, четвертый вариант Зимнего дворца, должен был стать постоянным проектом архитектора Растрелли на протяжении всего правления императрицы Анны.
Элизабет (1741–1762)
[ редактировать ]Младенец-царь Иван VI , сменивший Анну в 1740 году, вскоре был свергнут в результате бескровного государственного переворота великой княгиней Елизаветой , дочерью Петра Великого. Новая императрица Елизавета, главной резиденцией которой был Летний дворец , возглавила двор Зимнего дворца, который позже русский историк Василий Ключевский описал как место «позолоченного убожества». [ 27 ]
Во время правления Елизаветы Растрелли, все еще работая по своему первоначальному плану, разработал в 1753 году совершенно новый проект колоссального масштаба — нынешний Зимний дворец. Ускоренное завершение строительства дворца стало делом чести императрицы, которая считала дворец символом национального престижа. Работы над зданием продолжались круглый год, даже в самые суровые месяцы зимы. Лишения как русского народа, так и армии, вызванные продолжающейся Семилетней войной, не позволили помешать прогрессу. На проект было выделено 859 555 рублей — сумма, полученная за счет налога на казенные кабаки. [ 28 ] Хотя рабочие получали ежемесячную зарплату всего в один рубль, стоимость проекта настолько превысила бюджет, что работы были приостановлены из-за нехватки ресурсов, несмотря на навязчивое стремление императрицы к скорейшему завершению. В конечном итоге были увеличены налоги на соль и алкоголь, чтобы покрыть дополнительные расходы, хотя русский народ уже был обременен налогами, чтобы платить за войну. Итоговая стоимость составила 2 500 000 рублей. [ 29 ] К 1759 году, незадолго до смерти Елизаветы, строительство Зимнего дворца, действительно достойного своего имени, близилось к завершению.
Екатерина II (1762–1796)
[ редактировать ]Именно императрица Елизавета выбрала немецкую принцессу Софию Ангальт-Цербстскую невестой для своего племянника и преемника Петра III . Брак не удался, но именно эта княгиня, как Екатерина Великая , стала главным образом ассоциироваться с Зимним дворцом. В 1762 году, после государственного переворота, в результате которого был убит ее муж, Екатерина выставила напоказ своего семилетнего сына Павла на балконе Зимнего дворца перед взволнованной толпой внизу. [ 30 ] Однако она не представляла своего сына новым и законным правителем России; эту честь она узурпировала сама.
Покровительство Екатерины архитекторам Старову и Джакомо Кваренги привело к дальнейшему расширению и преобразованию дворца. [ 10 ] В это время был снесен существовавший в юго-западном крыле дворца оперный театр, чтобы предоставить квартиры членам семьи Екатерины. В 1790 году Кваренги перепроектировал пять парадных залов Растрелли, чтобы создать три обширных зала Невской анфилады . Екатерина отвечала за три больших прилегающих дворца, известных под общим названием «Эрмитаж» — под этим названием весь комплекс, включая Зимний дворец, стал известен 150 лет спустя.
Екатерина была впечатлена французским архитектором Жаном-Батистом Валленом де ла Мотом , который спроектировал Императорскую Академию художеств (также в Санкт-Петербурге) и поручил ему пристроить новое крыло к Зимнему дворцу. [ 31 ] Это было задумано как место для уединения от формальностей и придворных церемоний. Екатерина окрестила его Эрмитажем (14) — именем, которое ее предшественница царица Елизавета использовала для описания своих личных комнат во дворце.
Интерьер Эрмитажного крыла был задуман как простой контраст с интерьером Зимнего дворца. Действительно, говорят, что концепцию Эрмитажа как убежища предложил Екатерине защитник простой жизни Жан-Жак Руссо . [ 32 ] На самом деле это был еще один большой дворец, соединенный с главным дворцом серией крытых переходов и отапливаемых дворов, в которых летали редкие экзотические птицы. [ 33 ] Известен своим прекрасным портиком и вниманием к деликатным деталям. [ 31 ] он был богато обставлен и располагал постоянно растущей коллекцией произведений искусства.
Коллекция произведений искусства во дворце была собрана бессистемно, в эклектичной манере, часто с упором на количество, а не на качество. Многие произведения искусства, приобретенные для дворцов, поступали в составе лота, поскольку государь приобретал целые готовые коллекции. Послам императрицы в Риме, Париже, Амстердаме и Лондоне было поручено разыскать и приобрести от ее имени тысячи бесценных произведений искусства. российскую По иронии судьбы, в то время как высшее общество Санкт-Петербурга и большая семья Романовых высмеивали последнюю императрицу за то, что она снабжала свои дворцы «почтовым заказом» из Лондона Мэйплс , она следовала практикам Екатерины Великой, которая, если не «по почте», то конечно купил "незримо". [ 33 ]
Таким образом, между 1764 и 1781 годами Екатерина Великая приобрела шесть крупных коллекций: коллекции Иоганна Эрнста Гоцковского ; Генрих фон Брюль ; Пьер Кроза ; Гораций Уолпол ; Сильвестр-Рафаэль Бодуэн ; и, наконец, в 1787 году — коллекция Джона Лайда-Брауна . [ 34 ] Эти большие собрания произведений искусства включали работы таких мастеров, как Рембрандт , Рубенс , Тициан , Рафаэль , Тьеполо , Ван Дейк и Рени . [ 33 ] Приобретение 225 картин, составляющих коллекцию Гоцковского, было для Екатерины источником личной гордости. Он был составлен Гоцковским для противника Екатерины, Фридриха Великого Прусского , который из-за войн с Россией не мог позволить себе заплатить за него. В эту коллекцию вошли некоторые замечательные фламандские и голландские произведения, в первую очередь «Портрет молодого человека в перчатке» Франса Хальса. [ 35 ] В 1769 году коллекция Брюля привезла в Зимний дворец еще две работы Рембрандта: «Портрет ученого» и «Портрет старика в красном» .
Хотя некоторые аспекты этого маниакального коллекционирования могли быть проявлением стремления Кэтрин к признанию ее интеллектуальных концепций, [ 36 ] была и более фундаментальная мотивация: необходимость. Всего двадцать лет назад обстановка императорских дворцов была настолько скудной, что каркасы кроватей, зеркала, столы и стулья приходилось перевозить между Москвой и Санкт-Петербургом каждый раз, когда двор переезжал. [ 37 ]
По мере того как дворец наполнялся искусством, оно перетекло в Эрмитаж. Коллекция произведений искусства Екатерины в конечном итоге стала настолько большой, что возникла необходимость поручить архитектору, получившему немецкое образование, Юрию Фельтену построить вторую, более крупную пристройку к дворцу, которая со временем стала известна как Старый Эрмитаж (15) . Позже Екатерина заказала третью пристройку — Эрмитажный театр по проекту Джакомо Кваренги . [ 38 ] Это строительство потребовало сноса ныне разрушающегося третьего Зимнего дворца Петра Великого.
Жизнь императрицы в Эрмитаже, в окружении искусства и друзей, была проще, чем в соседнем Зимнем дворце; там императрица давала небольшие интимные ужины. Слуги были исключены из этих ужинов, а табличка на стене гласила: «Садитесь, где хотите и когда захотите, и это не повторялось вам тысячу раз». [ 33 ]
Екатерина также была ответственна за то, чтобы привить русскому двору прочную привязанность ко всему французскому. Хотя лично она не любила Францию, ее отвращение не распространялось на ее культуру и манеры. [ 36 ] Французский стал языком суда; Русский язык использовался только при разговоре со слугами и подчиненными. Русской аристократии было предложено принять философию Мольера , Расина и Корнеля . [ 36 ] Зимний дворец должен был послужить образцом для многочисленных русских дворцов, принадлежавших екатерининской аристократии, все они, как и сам Зимний дворец, были построены рабским трудом русских крепостных. Изысканность и манеры, наблюдавшиеся внутри Зимнего дворца, сильно расходились с мрачной реальностью жизни за пределами его внешне позолоченных стен. В 1767 году, когда Зимний дворец стал богатее и пышнее, императрица издала указ, расширяющий российское крепостное право . За время своего правления она поработила более миллиона крестьян. [ 39 ] Работы над Зимним дворцом продолжались вплоть до смерти императрицы в 1796 году.
Павел I, Александр I и Николай I (1796–1855).
[ редактировать ]Екатерине Великой наследовал ее сын Павел I. В первые дни своего правления новый царь (по словам британского посла, «не в своем уме») [ 40 ] ) увеличил количество войск, дислоцированных в Зимнем дворце, расставив сторожевые будки каждые несколько метров вокруг здания. В конце концов, параноик из-за своей безопасности и нелюбящий все, что связано с его матерью, [ 41 ] он полностью отверг Зимний дворец и построил Михайловский замок в качестве своей резиденции в Санкт-Петербурге на месте своего рождения. Царь объявил, что желает умереть на месте своего рождения. Он был убит там через три недели после того, как поселился в 1801 году. [ 42 ] Павлу I наследовал его 24-летний сын Александр I , который правил Россией в хаотичный период наполеоновских войн . После поражения Наполеона в 1815 году содержимое Зимнего дворца было еще больше расширено, когда Александр I приобрел коллекцию произведений искусства бывшей французской императрицы Жозефины . Эта коллекция, часть которой была украдена из добычи, подаренной ей ее бывшим мужем Наполеоном , содержала среди многих старых мастеров «Снятие с креста» Рембрандта и четыре скульптуры Антонио Кановы . [ 35 ]
В 1825 году Александра I сменил его брат Николай I. Царь Николай должен был отвечать за нынешний вид и планировку дворца. Он не только внес множество изменений в интерьер дворца, но и отвечал за его полную перестройку после пожара 1837 года. [ 43 ]
Архитектура
[ редактировать ]В завершенном виде доминирующим внешним видом архитектуры Зимнего дворца с его скульптурным декором и богатой лепниной на фронтонах над фасадами и окнами является барокко. Внешний вид сохранился в прежнем виде во времена правления императрицы Елизаветы Петровны . Главные фасады, выходящие на Дворцовую площадь и Неву, всегда были доступны и видны публике. Лишь боковые фасады скрыты за гранитными стенами, скрывая сад, созданный во времена правления Николая II . [ 44 ] Здание было задумано как городской дворец, а не как частный дворец в парке, такой как дворец французских королей в Версале .
Архитектурная тема продолжается во всем интерьере дворца. Первый этаж, являющийся фортепьяно-нобиле , отличается окнами выше, чем на этажах выше и ниже. Каждое окно отделено от соседнего пилястрой . Повторяющееся однообразие длинных возвышений нарушается лишь симметрично расположенными слегка выступающими бухтами, многие из которых имеют собственный небольшой портик . Эта тема была неизменной во время всех последующих перестроек и перестроек дворца. Единственные внешние изменения коснулись цвета: в разные периоды своей истории дворец окрашивался в разные оттенки. В восемнадцатом веке дворец был выкрашен в соломенно-желтый цвет с белым и позолоченным орнаментом. При Николае I в 1837 году он был окрашен в тускло-красный цвет, которым оставался до революции и в ранний советский период. После реставрационных работ после Второй мировой войны его покрасили в зеленый цвет с орнаментом, изображенным в белом цвете, стандартной советской цветовой гамме для зданий в стиле барокко. ( Строгановский дворец. , например, в этот период тоже был зелено-белым.) [ нужна ссылка ]
Внутри дворец представляет собой сочетание барокко и неоклассицизма. От внутреннего дизайна Растрелли в стиле рококо мало что сохранилось; только Иорданская лестница и Большая церковь сохранились в своем первоначальном стиле. Изменения интерьера произошли во многом под влиянием архитекторов, нанятых Екатериной Великой в последние годы ее жизни, Старова и Кваренги , которые начали переделывать большую часть интерьера дворца по проекту Растрелли. Екатерина всегда стремилась к последней моде, и во время ее правления более суровые неоклассические архитектурные влияния, модные в Западной Европе с конца 1760-х годов, медленно проникли в Санкт-Петербург. [ 10 ] Неоклассические интерьеры были еще более подчеркнуты и расширены во время правления внука Екатерины Николая I.
Кваренги приписывают введение неоклассического стиля в Санкт-Петербург. [ 10 ] Его работа вместе с работами Карла Ивановича Росси и Огюста де Монферрана постепенно превратила Санкт-Петербург в «Имперский город». Монферран не только создал некоторые из величайших неоклассических интерьеров дворца, но также был ответственным за возведение Александровской колонны во время правления Николая I на недавно спроектированной Росси Дворцовой площади .
Долгое время Зимний дворец был самым высоким зданием города. В 1844 году Николай I издал указ о том, что частные дома должны быть не менее чем на 1 сажень (2,13 м) ниже Зимнего дворца. Это правило действовало до 1905 года. [ 45 ]
Интерьер
[ редактировать ]Говорят, что в Зимнем дворце 1500 комнат, 1786 дверей и 1945 окон. [ 46 ] Главный фасад имеет длину 500 футов (150 м) и высоту 100 футов (30 м). [ 10 ] На первом этаже располагались в основном бюрократические и хозяйственные кабинеты, а второй этаж отводился под апартаменты старших придворных и высокопоставленных чиновников. Главные покои и жилые помещения императорской семьи находятся на первом этаже, фортепьяно-нобиле. [ 47 ] Большие парадные залы, используемые двором, расположены двумя анфиладами , начиная с вершины Иорданской лестницы. Первоначальная барочная анфилада царицы Елизаветы, идущая на запад, с видом на Неву, была полностью переработана в 1790–93 Джакомо Кваренги. Он превратил первоначальную анфиладу из пяти парадных залов в анфиладу из трех огромных залов, украшенных колоннами из искусственного мрамора , барельефами и скульптурами. [ 48 ]
Вторая парадная анфилада, идущая на юг к Великой церкви, была создана для Екатерины II. Между 1787 и 1795 годами Кваренги пристроил к этой анфиладе новое восточное крыло, в котором располагался большой тронный зал, известный как Георгиевский зал (13) . [ 48 ] который связывал Зимний дворец с менее формальным дворцом Екатерины, Эрмитажем, по соседству. Этот люкс был изменен в 1820-х годах, когда военная галерея (11) была создана из ряда небольших комнат в честь победы над Наполеоном. Эта галерея, задуманная Александром I, была спроектирована Карло Росси и была построена в период с июня по ноябрь 1826 года при Николае I; он был открыт 25 октября 1826 года. [ 49 ] Для Галереи 1812 года царь заказал 332 портрета генералов, совершивших разгром Франции. Художником был британец Джордж Доу , которому помогали Александр Поляков и Вильгельм Август Голицке . [ 35 ]
Николай I также был ответственным за создание Боевых галерей (19) , занимающих центральную часть фасада Дворцовой площади. Они были перепроектированы Александром Брюлловым в ознаменование побед русских до 1812 года. Непосредственно к этим галереям, посвященным поражению французов, находились комнаты (18), где Максимилиан, герцог Лейхтенбергский , приемный внук Наполеона и зять царя, жил в первые дни своего брака. [ 50 ]
Пожар 1837 года
[ редактировать ]В 1833 году де Монферран был нанят для перепроектирования восточных парадных залов и создания Фельдмаршальского зала и Малого тронного зала (9 и 10) . В 1837 году случился пожар. Его причина неизвестна, но в его распространении обвиняют де Монферрана. Царь торопил архитектора с скорейшим завершением строительства, поэтому он использовал деревянные материалы вместо камня. Кроме того, между наспех построенными деревянными перегородками были спрятаны заброшенные камины; их дымоходы в сочетании с узкими вентиляционными шахтами служили дымоходами для огня, позволяя ему незаметно распространяться между стенами из комнаты в комнату, пока не стало слишком поздно тушить. [ 51 ]
После обнаружения пожар продолжал распространяться, но достаточно медленно, чтобы дворцовая стража и персонал смогли спасти большую часть содержимого, бросив его в снег на Дворцовой площади. Это был непростой подвиг, поскольку сокровищами Зимнего дворца всегда были тяжелая мебель и хрупкие украшения, а не легкие картины. [ 52 ] Чтобы создать противопожарную преграду, царь приказал разрушить три перехода, ведущих к Эрмитажу, что стало удачным поступком, который спас здание и огромную коллекцию произведений искусства. [ 53 ] Свидетелем пожара был русский поэт Василий Жуковский — «огромный костер, пламя которого достигло неба». Пожар горел несколько дней и уничтожил большую часть интерьера Зимнего дворца. [ 51 ]
Казалось, не обращая внимания на размер дворца, царь приказал завершить восстановление в течение года. Маркиз де Кюстин описал «неслыханные усилия», которые были необходимы для этого. «Во время сильных морозов постоянно работало 6000 рабочих; из них значительное число умирало ежедневно, но жертвы мгновенно заменялись другими чемпионами, выдвинутыми на смерть». [ 54 ] Работами руководил Петр Клейнмихель , уже заслуживший репутацию безжалостного человека еще во время службы в военных поселениях при Аракчееве . [ 55 ]
При перестройке дворца были использованы новейшие строительные технологии индустриальной эпохи. Крышу поддерживал металлический каркас, а пролеты потолков в больших залах поддерживали железные балки. [ 53 ] После пожара внешний вид, большинство основных парадных анфиладов, Иорданская лестница и Большая церковь были восстановлены в первоначальном дизайне и отделке архитектором Василием Стасовым . Некоторые комнаты, такие как вторая по величине комната Зимнего дворца, Гербовый зал, стали, однако, гораздо более богато украшенными, с интенсивным использованием позолоты . [ 53 ] Меньшие и более частные комнаты дворца были переделаны и оформлены в различных современных стилях XIX века Александром Брюлловым в соответствии с прихотями и модой их предполагаемых обитателей, от готики до рококо. [ 53 ] Малиновый будуар царевны (23) в частных императорских покоях представлял собой точное воспроизведение стиля рококо, который Екатерина II и ее архитекторы начали искоренять из дворца менее 50 лет назад. Одна из самых примечательных комнат дворца возникла в результате пожара, когда разрушенная Яшмовая комната была перестроена в Малахитовую гостиную , главную приемную царицыной свиты. Сам царь, при всем величии, которое он создавал в своих дворцах, любил величайшую простоту. Его спальня в Зимнем дворце была спартанской, без каких-либо украшений, за исключением нескольких карт и иконы , и он спал на походной кровати с соломенным матрасом. [ 56 ]
Использование дворца
[ редактировать ]В то время как парадные покои занимали северное и восточное крылья дворца, а личные покои императорской семьи - западное крыло, в четырех углах здания располагались комнаты меньшего размера, которые представляли собой апартаменты младших членов императорской семьи, часто двухэтажный. Это одна из причин того, что дворец может представлять собой запутанный набор больших залов или салонов без очевидного назначения, расположенных в разных углах дворца. Тот факт, что Малахитовая гостиная отделена от такой же большой Золотой гостиной рядом спален и небольших кабинетов, поначалу кажется необычным. Однако если принять во внимание, что Малахитовая гостиная была главной приемной квартиры императрицы, а Золотая гостиная — главной приемной квартиры ее невестки царевны , расположение комнаты имеет больше смысла. Точно так же огромный Белый зал, расположенный так далеко от других больших залов, на самом деле был главным залом Апартаменты царевича и царевны. Таким образом, Зимний дворец можно рассматривать как серию небольших дворцов в одном большом дворце, причем самые большие и грандиозные помещения были общественными, а жители жили в апартаментах разного размера, распределенных в зависимости от ранга. [ 57 ]
Будучи официальной резиденцией русских царей, дворец был местом обильных, частых и щедрых развлечений. За обеденным столом могли разместиться 1000 гостей, а в парадных залах — до 10 000 человек, причем все стояли, поскольку стульев не было. [ 58 ] Эти комнаты, залы и галереи были нагреты до такой температуры, что, хотя на улице было минусовая температура, внутри цвели экзотические растения, а яркое освещение создавало атмосферу летнего дня. [ 59 ]
Гости на торжественных и государственных мероприятиях следовали по установленному маршруту процессии, прибывая во двор дворца через центральную арку южного фасада, а затем входя во дворец через парадный вход (иногда называемый Посольским входом) (8) . Затем они пройдут через Иорданский зал с колоннадой , а затем поднимутся по позолоченной Императорской лестнице (8) , откуда расходятся две анфилады парадных залов. Главная, или Иорданская лестница, названная так потому, что в праздник Крещения Государь спустился на церемонию освящения вод, является одной из немногих частей дворца, сохранивших первоначальный стиль рококо XVIII века. хотя массивные колонны из серого гранита были добавлены в середине 19 века. [ 21 ]
Одним из важнейших помещений была Большая церковь дворца (16) . Получив статус собора, он имел большее религиозное значение, чем часовни большинства европейских королевских дворцов. Именно здесь обычно отмечались романовские свадьбы по жестким и неизменным традициям и протоколу. Даже платье невесты и манера его надевания диктовались традицией. Одетая императрицей невеста и ее процессия проходили из Малахитовой гостиной в церковь через парадные залы. [ 60 ]
Императорская семья была не единственными жителями дворца; под металлическим каркасом на чердаках жила армия слуг. были настолько обширны Помещения для прислуги , что бывший слуга и его семья без ведома дворцового начальства переехали на крышу дворца. Их обнаружили только по запаху коровьего навоза, который они также пронесли с собой в здание, чтобы обеспечить свежим молоком. [ 61 ] Кажется, эта корова была не единственной скотиной на чердаках; других коров держали рядом с комнатой, занимаемой фрейлинами, чтобы обеспечить кухни свежим молоком. Эта практика была прекращена после пожара 1837 года. [ 62 ]
Императорский Эрмитаж
[ редактировать ]После смерти Екатерины Великой Эрмитаж стал частной царской сокровищницей, которая продолжала собирать сокровища, хотя и не в масштабах Екатерины Великой. коллекция Кристофоро Барбариго В 1850 году была приобретена . Эта коллекция из Венецианской республики привезла в Зимний дворец другие работы Тициана, а также многие произведения искусства эпохи Возрождения 16-го века.
Николай I, зная о великих художественных галереях в других европейских столицах, увидел, что Большой Эрмитаж Екатерины Великой (15) был значительно расширен и преобразован в специально построенную публичную художественную галерею. В 1839 году немецкий архитектор Лео фон Кленце составил планы, а их исполнением руководил Василий Стасов , которому помогали Александр Брюллов и Николай Ефимов . [ 63 ] [ 64 ] При таком большом количестве архитекторов на протяжении 1840-х годов неизбежно возникало множество конфликтов по поводу проекта и его исполнения, при этом царю часто приходилось выступать в роли модератора. [ 65 ] В конце концов, после одиннадцати лет строительства и архитектурного конфликта, 5 февраля 1852 года открылся первый художественный музей в России — Императорский Эрмитаж. [ 35 ] Треугольные фасады здания были вдохновлены архитектурой Шинкелеска . Он был возведен из серого мрамора вокруг трех дворов, а комплекс отличается асимметричной планировкой крыльев и этажей. [ 63 ] По приказу царя посетители музея были обязаны носить вечернее платье даже утром. Царь также постановил, что серые цилиндры были «еврейскими», а фраки — «революционными». [ 66 ] После согласования дресс-кода публика увидела огромное количество произведений искусства, но лишь часть императорской коллекции, поскольку Зимний дворец и другие императорские дворцы оставались закрытыми для публики.
Последние цари (1855–1905)
[ редактировать ]Зимний дворец был официальной резиденцией российского государя с 1732 по 1917 год; однако это был их дом немногим более 140 из этих лет. Последним царем, который действительно проживал во дворце, был Александр II , правивший с 1855 по 1881 год, когда он был убит. Во время его правления к содержанию было добавлено больше дополнений; приобретения включали древнюю археологическую коллекцию несчастного маркиза ди Кавелли в 1861 году и Леонардо да Винчи «Мадонну с младенцем» в 1865 году; Вторая одноименная работа Леонардо, так называемая «Мадонна Бенуа», была приобретена позже в 1914 году. [ 67 ]
Александр II был постоянной мишенью покушений, одно из которых произошло в самом Зимнем дворце. Это покушение на царя было организовано группой, известной как «Народная воля» («Воля народа») и возглавляемой «неулыбчивым фанатиком» Андреем Желябовым и его любовницей Софьей Перовской , которая позже стала его женой. [ 68 ] Перовская, дочь бывшего губернатора Санкт-Петербурга, имела хорошие возможности узнать информацию о событиях во дворце и через свои связи узнала о ремонте, проводимом в подвале дворца. [ 69 ] Один из членов группы, профессиональный плотник, впоследствии был зачислен в число рабочих. Каждый день он носил с собой заряды динамита, спрятанные среди своих инструментов, и размещал их под частной столовой. Количество динамита было настолько велико, что тот факт, что между столовой и подвалом находился пол, не имел никакого значения. [ 69 ] Планировалось взорвать бомбу вечером 17 февраля [ OS 5 февраля] 1880 года, убив царя и императорскую семью во время обеда. К счастью для Романовых, прибывший из Берлина гость задержался, и впервые за многие годы задержался ужин. [ 69 ] Когда семья вышла из гостиной в столовую, взорвалась бомба. Взрыв был настолько велик, что его слышали по всему Санкт-Петербургу. Столовая была полностью разрушена, 11 членов финской гвардии в караульном помещении внизу были убиты и еще 30 ранены. [ 69 ] Этот инцидент представляет собой один из первых случаев использования бомбы замедленного действия в политических целях. 4 марта 1880 года газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что «использованный динамит был заключен в железный ящик и взорван с помощью часового механизма, который использовал человек Томас в Бремене». несколько лет назад [ 70 ]
В 1881 году революционеры наконец добились успеха, и Александр II был убит , когда его карета проезжала по улицам Санкт-Петербурга. Зимний дворец больше никогда не был по-настоящему заселен. Новому царю Александру III его советники по безопасности сообщили, что обеспечить безопасность Зимнего дворца невозможно. [ 71 ] Затем императорская семья переехала в уединенный Гатчинский дворец , примерно в 40 милях (64 км) от Санкт-Петербурга. По сравнению с Зимним дворцом, Гатчинский дворец на 600 комнат, окруженный рвом и расположенный среди леса, был уютным семейным домом. [ 71 ] В Санкт-Петербурге императорская семья проживала в Аничковом дворце , а Зимний дворец использовался для официальных мероприятий. Большая экономия была достигнута на еде и вине. Царь очень интересовался текущими расходами дворца, настаивая на том, чтобы столовое белье не менялось ежедневно, а свечи и мыло не менялись до тех пор, пока они полностью не израсходуются. Даже количество яиц, используемых в омлете, сократили. [ 72 ] Экономя на хозяйственных расходах, царь пополнил императорскую художественную коллекцию дворца и Эрмитажа. Официально у Эрмитажа была ежегодная пособие в размере 5000 рублей, но когда этого было недостаточно, царь сам приобретал предметы для музея. [ 35 ]
Императрица Мария Федоровна (Дагмара Датская) , жена Александра III, увидела, что в центре главного двора в 1885 году был разбит сад, ранее мощеный и лишенный растительности участок. Придворный архитектор Николай Горностаев спроектировал сад, окруженный гранитным постаментом и фонтаном, посадил деревья во дворе, уложив известняковые тротуары вдоль стен дворца. [ 73 ]
В 1894 году Александру III наследовал его сын Николай II . Последний царь приостановил придворный траур по женитьбе своего отца на своей жене Аликс Гессенской на пышной церемонии в Зимнем дворце. [ 74 ] Однако после церемонии молодожены удалились в Аничков дворец вместе с вдовствующей императрицей. Там они начали свою семейную жизнь в шести небольших комнатах. [ 75 ]
В 1895 году Николай и Александра поселились в Александровском дворце в Царском Селе . Это должно было стать их любимым домом до конца правления. Однако с декабря 1895 года они действительно проживали зимой в Зимнем дворце. Архитектору Александру Красовскому было поручено отремонтировать анфиладу помещений северо-западного угла дворца, включая готическую библиотеку. [ 76 ]
В 1896 году жене Николая II было приписано создание еще одного сада (35) на бывшем плацу, под окнами частных покоев императорской семьи. Ее смущало то, что публика могла смотреть в ее окна. Сад создал ландшафтный архитектор Георг Куфальдт , директор Рижских городских садов и парков. [ 77 ] Это лишь один из двух садов , сохранившихся сегодня во дворце.
В царствование Николая II придворная жизнь была спокойнее, чем когда-либо, из-за замкнутого характера царицы и недоверия к высшему свету Санкт-Петербурга. [ 78 ] По мнению императрицы: «Санкт-Петербург — гнилой город, и ни одного атома русского». [ 79 ] Под ее влиянием постепенно прекратились большие придворные приемы и балы в Зимнем дворце, которые утешали и воспитывали могущественную знать. Их ненадолго заменили спектакли в Эрмитаже, которые «никому не нравились». [ 78 ] затем даже театральные представления прекратились. [ 78 ]
Заключительным великим императорским сбором в Зимнем дворце стал тематический костюмированный бал в честь правления Алексея I , который состоялся 11 и 13 февраля 1903 года ( Бал 1903 года в Зимнем дворце ). Великий князь Александр Михайлович вспоминал это событие как «последний зрелищный бал в истории империи... [но] новая и враждебная Россия смотрела в большие окна дворца... пока мы танцевали, рабочие бастовали и облака на Дальнем Востоке висели опасно низко». [ 80 ] Вся императорская семья, царь в роли Алексея I, императрица в роли Марии Милославской , все одетые в богатые наряды 17 века, позировали в театре Эрмитажа, многие в бесценных оригинальных предметах, специально привезенных из Кремля . [ 81 ] для того, что должно было стать их последней совместной фотографией. [ 82 ]
В 1904 году Россия воевала с Японией , и новорожденный цесаревич тайно болел; Царь и Императрица навсегда покинули Санкт-Петербург, Зимний дворец и высшее общество (которое Императрица считала упадочным и аморальным). [ 83 ] ) для большего комфорта, безопасности и приватности Царского Села. Таким образом, Зимний дворец, спроектированный и призванный впечатлять, отражать и укреплять власть Романовых, потерял смысл своего существования более чем за десять лет до падения династии, которую он должен был разместить и прославить.
Падение дома Романовых (1905–1918)
[ редактировать ]После переезда императорской семьи в Александровский дворец в Царском Селе. [ 84 ] Зимний дворец стал не более чем административным зданием и местом редких официальных развлечений. В течение года семья переезжала из одного дворца в другой: в марте — в Ливадию ; в мае в Петергоф (не большой дворец, а вилла XIX века на его территории); в июне они совершили круиз на императорской яхте « Штандарт» ; Август был проведен в Польше, в Спале , сентябрь — в Ливадии, а затем вернулся на зиму в Царское Село. [ 85 ]
Царь выдал свои личные взгляды на Санкт-Петербург в 1912 году, обращаясь к прощальной группе высокопоставленных лиц и членов семьи, прощающихся с ним, когда семья уезжала в теплые края: «Мне только жаль вас, которым приходится оставаться в этом болоте». [ 85 ] Однако для простых царских подданных Зимний дворец рассматривался не только как царский дом, но и как символ императорской власти. В этой роли ему предстояло оказаться в центре некоторых из самых важных событий в истории России начала 20 века. Три из этих событий выделяются в истории России: резня в Кровавое воскресенье 1905 года; открытие первой Государственной думы в 1906 году, открывшейся в Георгиевском зале (13) ; и, наконец, захват дворца революционерами в 1917 году.
Резня «Кровавого воскресенья» стала результатом незнания общественностью места жительства царя. Это произошло 22 января [ OS 9 января] 1905 года во время демонстрационного шествия рабочих к Зимнему дворцу. Ближайшие расстрелы демонстрантов произошли возле Исаакиевского собора у входа в Александровский сад, ведущего на Дворцовую площадь перед Зимним дворцом. Резня началась, когда русский православный священник и популярный лидер рабочего класса отец Гапон объявил о своем намерении возглавить мирный протест 100 000 безоружных бастующих рабочих, чтобы подать петицию царю, призвать к фундаментальным реформам и созданию учредительного собрания. парламент. [ 86 ] Протестующие не знали, что дворец был не более чем необитаемым символом имперской власти и что царь там больше не проживал. Царь был проинформирован о запланированном протесте только накануне вечером, при этом не было предложено царю встретиться с депутацией или прислать представителя для принятия петиции. [ 86 ] Вместо этого министр внутренних дел собрал дополнительные войска. Когда бастующие приблизились к дворцу с религиозными иконами и пением императорского гимна, царские войска открыли огонь. Хотя число жертв является спорным, по умеренным оценкам, в среднем погибло или было ранено около 1000 мужчин, женщин и детей. Резня, получившая название «Кровавое воскресенье», была серьезной ошибкой со стороны охранки и имела серьезные последствия для царского режима. Оно также должно было стать катализатором революции 1905 года . [ 87 ]
Впоследствии в политическом отношении России за этот период мало что изменилось, и Зимний дворец оставался во тьме. В 1913 году династия Романовых отмечала свое трехсотлетие , но толпы, стекавшиеся посмотреть на процессии, были немногочисленны, императрица выглядела несчастной, а наследник - больным. Царь и императрица отказались проводить праздничный бал в Зимнем дворце, вместо этого устроили два небольших приема, на оба из которых императрица не пришла. [ 89 ] В 1914 году Россия была вынуждена начать войну в результате Тройственного союза Антанты . Царь и императрица ненадолго вернулись в Зимний дворец, чтобы постоять на балконе и принять приветствия и дань уважения от отходящих войск. По иронии судьбы, в отличие от монархов Европы, которые стояли на балконах, украшенных бархатом, царь и императрица со своей семьей стояли дальше, в балконной комнате, в одном углу неукрашенного балкона. Когда уходящие войска приветствовали своего монарха перед дворцом, разрабатывался план хранения содержимого дворца и превращения парадных покоев в госпиталь для приема возвращающихся войск.
На начальных этапах войны Россия понесла большие потери на Мазурских озерах и в Танненберге , именно в Зимний дворец вернулись многие раненые. Переименованный в Больницу цесаревича Алексея Николаевича, с октября 1915 года дворец представлял собой полностью оборудованный госпиталь, его каюты превращались в больничные палаты. Фельдмаршальский зал стал перевязочным, Гербовый зал — операционной. Небольшой тронный зал стал врачебной кают-компанией, а более скромный персонал разместился в Николаевском зале и Прихожей. Медсестер размещали в более уютных апартаментах, когда-то предназначавшихся для членов большой семьи Романовых. Галерея 1812 года стала кладовой, вестибюль Иорданской лестницы — больничной столовой и ее посадочными кабинетами. [ 90 ]
Поскольку война сложилась для России неудачно, ее катастрофы отразились на Санкт-Петербурге. Царь решил возглавить страну с фронта, предоставив императрице эффективно управлять Россией из Царского Села. Это был непопулярный шаг как среди подданных царя, так и среди семьи Романовых, поскольку императрица часто нанимала и увольняла без разбора, как предполагалось, по совету своего фаворита Распутина . После убийства Распутина племянником царя в декабре 1916 года решения и назначения императрицы стали более хаотичными, ситуация ухудшилась, и Санкт-Петербург оказался во власти революции.
Вынужденный признать безнадежность войны и положения внутри страны, Николай II 15 марта 1917 года отрекся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича . Великий князь сразу же отказался принять трон без поддержки армии и своего народа. , Было назначено временное правительство и многие члены бывшей императорской семьи были арестованы, в том числе бывший царь, императрица и их дети. Ни один член семьи Романовых не жил в Зимнем дворце с момента отречения в 1917 году и очень редко после 1905 года. Николай II, его жена и дети находились в плену, пока не были убиты большевиками в Екатеринбурге в 1918 году. членов бывшей императорской семьи либо постигла та же участь, либо они бежали в ссылку.
Резиденция Временного правительства (1917 г.)
[ редактировать ]Это был бурный период российской истории, известный как Февральская революция , когда на короткое время Зимний дворец был восстановлен в качестве резиденции правительства и центра бывшей Российской империи. В феврале 1917 года Временное правительство России во главе с Александром Керенским обосновалось в северо-западном углу дворца, а Малахитовая комната (4) стала залом главного совета. Однако большую часть парадных помещений по-прежнему занимал военный госпиталь.
Это должно было быть кратковременное занятие как дворца, так и власти. К 25 октября 1917 года Временное правительство терпело поражение и, понимая, что дворец является мишенью для более воинственных большевиков , приказало его защищать. [ 91 ] Все военнослужащие города пообещали поддержку большевикам, которые обвинили правительство Керенского в желании «сдать Петроград немцам, чтобы дать им возможность истребить революционный гарнизон». [ 91 ]
Таким образом, временное правительство при помощи нескольких оставшихся верных слуг, ранее служивших царю, забаррикадировалось во дворце. [ 91 ] Многие из административного персонала бежали, оставив дворец без защиты, предположительно, со стороны некоторых казаков , кадетов и 137 женщин-солдат из женского батальона . Продовольствие, заказанное обитателями дворца, было конфисковано большевиками, и в осадном положении Зимний дворец вступил в самый неспокойный период своей истории. Согласно советской истории, пять тысяч моряков, только что прибывших из Кронштадта для атаки дворца было направлено , а крейсер «Аврора» расположился на Неве, направив все свои орудия в сторону дворца. За водой большевики захватили Петропавловскую крепость и направили свою артиллерию на осажденное здание. Временное правительство, теперь уже бессильное, пряталось в личных покоях бывшей императорской семьи, нервно наблюдая за происходящим снаружи. [ 91 ] одно за другим правительственные здания на Дворцовой площади сдавались большевикам, [ 91 ] оставив дворец, казалось бы, всего через несколько часов от разрушения.
В 19:00 правительство провело свое последнее заседание в Малахитовом зале, при этом телефон и все контакты с внешним миром были отключены. [ 91 ] Короткие дебаты определили, что они не покинут дворец, чтобы попытаться вести диалог с враждебно настроенной толпой снаружи. Когда дворец был полностью окружен и запечатан, « Аврора» начала бомбардировку великого фасада Невы, поскольку правительство отказалось выдвинуть ультиматум о капитуляции. Дальнейший огонь из пулеметов и легкой артиллерии был направлен по дворцу, когда большевики проникли внутрь через лестницу Его Величества (36) . В последовавшем бою были потери с обеих сторон, пока большевики, наконец, к 2 часам ночи не взяли дворец под свой контроль. Оставляя след разрушения, они обыскивали комнату за комнатой, прежде чем арестовать Временное правительство в Малой столовой частных квартир (28) , откуда их увезли в заточение в крепость за рекой. Керенскому удалось избежать ареста и бежать в Псков , где он собрал лояльные войска для попытки вернуть столицу. Его войска сумели захватить Царское Село , но на следующий день были разбиты у Пулково .
Согласно свидетельству очевидца, полученному от неназванного источника, после ареста правительства большевики начали бесчинствовать:
«Дворец был разграблен и опустошен сверху донизу большевиками… Бесценные картины были вырваны из рам штыками. Упакованные коробки с редкой посудой и фарфором… были взломаны, а их содержимое разбито или унесено. Библиотека... была взломана и разграблена... Салон Царицы, как и все другие комнаты, погрузился в хаос. Колоссальный хрустальный блеск с искусно замаскированной музыкой разбился вдребезги. , украшения — все было уничтожено». [ 91 ]
Винные погреба Зимнего дворца стали причиной последовавших за этим недель грабежей и беспорядков в городе. Пожалуй, самый большой и богатый винный погреб в истории. [ 92 ] в нем хранились лучшие вина мира, в том числе любимое и бесценное вино царя Шато д'Икем 1847 года. [ 93 ] Толпа была настолько заинтересована в добыче алкоголя, что большевики начали искать радикальные решения проблемы, одно из которых заключалось в сбросе вина прямо в Неву. Это привело к тому, что толпы людей собрались вокруг канализации дворца. Другое предложение, считавшееся слишком рискованным, заключалось в взрыве подвалов. В конце концов, проблема была решена объявлением военного положения. Говорят, что Петроград, «возможно, с самым большим похмельем в истории, наконец проснулся и вернулся к какому-то порядку». [ 93 ]
Зимний дворец теперь представлял собой заброшенное и поврежденное здание, символизирующее презираемый режим, которому грозило неопределенное будущее. Штурм Зимнего дворца был исторической реконструкцией, организованной большевиками к 3-й годовщине 1920 года. С тысячами красногвардейцев под предводительством Ленина и свидетелями 100 000 зрителей реконструкция стала одним из «самых известных» событий Русская революция.
По иронии судьбы, Красная гвардия ворвалась во дворец через заднюю дверь, оставленную открытой и охраняемую ранеными и инвалидами резерва. Это привело к тому, что событие было названо рождением Советского государства. [ 94 ] Николай Подвойский , один из первоначальной тройки , возглавлявшей первоначальный штурм, был настолько впечатлен инсценировкой, что поручил Сергею Эйзенштейну снять свой фильм «Октябрь» . Некоторые особенности, такие как ряды прожекторов, которые появляются в фильме Эйзенштейна, указывают на то, что на Эйзенштейна больше повлияла реконструкция, чем оригинальное событие. [ 95 ] [ 96 ]
Новый режим
[ редактировать ]30 октября 1917 года дворец был объявлен частью публичных музеев Эрмитажа. Эта первая выставка, которая пройдет в Зимнем дворце, будет посвящена истории революции, и публика сможет осмотреть личные покои императорской семьи. [ 35 ] Должно быть, это был интересный опыт для зрителей, поскольку, хотя советские власти отрицали разграбление и повреждение дворца во время штурма, российский ценитель искусства Александр Александрович Половцов , посетивший эти комнаты непосредственно до и после события, описал частные апартаменты. как наиболее сильно поврежденную часть дворца. [ 97 ] Содержимое парадных комнат было отправлено в Москву в целях сохранности при открытии больницы, а сам Эрмитаж во время революции не пострадал.
После революции из дворца была введена политика удаления всех императорских эмблем, в том числе с каменной кладки, штукатурки и железа. [ 98 ] В советское время многие из сохранившихся сокровищ дворца были разбросаны по музеям и галереям Советского Союза. Некоторые из них были проданы за твердую валюту, а другие были розданы высокопоставленным лицам. Поскольку первоначальное содержимое исчезло, а во дворце начали выставляться другие предметы из секвестрированных коллекций, различия между первоначальным и более поздним использованием комнат стали размытыми. Хотя некоторые залы сохранили свои первоначальные названия, а некоторые даже атрибуты императорской России, такие как обстановка Малого и Большого тронных залов, многие другие залы известны под названиями своего нового содержимого, например «Зал немецкого искусства». .
После блокады Ленинграда 1941–1944 годов , когда дворец был поврежден, была принята политика реставрации, в результате которой дворец был полностью восстановлен. [ 32 ] Более того, поскольку российское правительство категорически не гнушается пережитками имперской эпохи, как это было во времена советской власти, во дворце с тех пор были восстановлены гербы Романовых. Позолоченные и коронованные двуглавые орлы снова украшают стены, балконы и ворота.
Сегодня дворец, являющийся частью одного из самых известных музеев мира, ежегодно привлекает 3,5 миллиона посетителей. [ 99 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Russian: Зимний дворец , romanized : Zimniy dvorets , IPA: [ˈzʲimnʲɪj dvɐˈrʲets] ; известный с 1918 по 1943 год как Дворец искусств ( Дворец искусств , Дворец искусств )
- ^ «Официальный сайт Эрмитажа» .
- ^ «Зимний дворец» . Исторический хит . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Газаль, Зунайра (13 марта 2023 г.). «Самые большие дворцы мира (Советы по истории и путешествиям)» . Пересматривая историю . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ↑ Нумерация Зимних дворцов варьируется. Большинство рецензентов, использованных при написании этой страницы, называют нынешний дворец четвертым. То есть: Трезини, 1711 г. (I); Маттарновий, 1721 г. (II); Трезини, 1727 (III) и Растрелли, 1732 (IV). Таким образом, чтобы согласиться с большинством и поскольку эти четыре версии были «дворцами», каждый из которых отличался от предыдущего, а не от воссоздания, здесь будет использована именно такая нумерация. Однако другие источники считают бревенчатый домик Петра Великого первым дворцом, другие не учитывают перестройку Трезини 1727 года, а третьи считают реконструкцию 1837 года пятым Зимним дворцом. В одном источнике (здесь не использованном) упоминается временное деревянное сооружение, возведенное для размещения двора во время строительства нынешнего дворца.
- ↑ В 1721 году царь Петр I титул императора получил от Правительствующего сената . Ученые используют титулы «Царь» и «Император» (и их женские формы) как синонимы.
- ^ Рейн Таагепера (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 498. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 223. ISSN 1076-156X . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Фигес 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и Будберг, с. 200.
- ^ Мэсси 1981, стр. 234–243.
- ^ Мэсси 1981, стр. 355–366.
- ^ Петровская набережная на сайте Санкт-Петербурга.
- ^ Jump up to: а б с д Петракова
- ^ Швейцарская архитектура на Неве. Трезини, каталог работ. 1711 г.
- ^ Будберг, с. 194.
- ^ Будберг, с. 196.
- ^ Jump up to: а б Коулз, с. 49.
- ^ Jump up to: а б Коулз, с. 58.
- ^ Хьюз, с. 216.
- ^ Jump up to: а б Будберг, с. 198.
- ^ Будберг, стр. 196.
- ^ Патракова
- ^ Коулз, с. 65.
- ^ Коулз, с. 64.
- ^ Уорд, стр. 93–94.
- ^ Коулз, с. 68.
- ^ Брумфилд, Уильям Крафт (октябрь 1983 г.). Золото в лазури: тысяча лет русской архитектуры . Доктор Годин. п. 264 . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Орлов, Александр и Швидковский, Дмитрий (1996). Санкт-Петербург: Царская архитектура . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 978-0-7892-0217-8 .
- ^ Коулз, с. 98.
- ^ Jump up to: а б Эмери, Колин; Карран, Брайан (2006). Санкт-Петербург . Фрэнсис Линкольн Лтд. с. 56. ИСБН 978-0-7112-2492-6 . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Будберг, с. 201.
- ^ Jump up to: а б с д Коулз, с. 90.
- ^ «1787: Покупка коллекции Джона Лайда-Брауна, Лондон» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Большой Эрмитаж» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Коулз, с. 93.
- ^ Ключевский, том IV, с. 356.
- ^ Норман, стр. 3–5.
- ^ Коулз, с. 95.
- ^ Коулз, стр.119.
- ^ Коулз, стр.117.
- ^ Коулз, с. 121.
- ^ Крэнкшоу, Эдвард (1976). Тень Зимнего дворца: движение России к революции, 1825–1917 гг . Викинг Пресс. п. 53 . ISBN 978-0-670-63782-9 . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Будберг, с. 200.; утверждает, что сады создал Николай I; На собственном веб-сайте Эрмитажа говорится, что эти огороженные сады были созданы Александрой Федоровной, женой Николая II.
- ^ «Зимний дворец» . Санкт-ПетербургРоссия.ру. Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Цифры из книги Кинга, с. 169. Эти цифры широко цитируются. Однако, хотя цифра в 1783 окна вполне вероятна, цифра в 1500 комнат должна включать подвальные помещения без окон, несколько комнат для прислуги на чердаках, чуланы и т. д. Сравните 2000 комнат в венском Хофбурге и 1400 комнат в Шёнбрунне , что гораздо меньше Зимнего дворца. Доступные планы, предоставленные Эрмитажем, и оригинальные планы XVIII века не показывают 1057 комнат. Коулз, стр. 88, утверждает, что до возведения прилегающего к нему Эрмитажа в Зимнем дворце было 1500 комнат.
- ^ Изображения многих основных комнат можно получить по ссылкам под планом.
- ^ Jump up to: а б «Екатерина II (1762–1796)» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 24 июня 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Достопримечательности Санкт-Петербурга: путеводитель по 50 лучшим достопримечательностям Санкт-Петербурга, Россия (Mobi Sights) . Мобильная ссылка. 2010. с. 84. ИСБН 978-1-60778-932-1 . Проверено 13 апреля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ На веб-сайте Государственного Эрмитажа записано, что герцог жил в этих комнатах вскоре после женитьбы на царской дочери в 1839 году. Царь построил герцогу и герцогине Лейхтенбергским Мариинский дворец (завершен в 1844 году), что позволило герцогу чтобы сбежать в обстановку, которая, должно быть, была менее унизительной.
- ^ Jump up to: а б Норман, стр. 70–71.
- ^ «Вальс цветов» . Ситуэлл, Сашеверал . Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Пожар 1837 года и восстановление Зимнего дворца» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ де Кюстин, с. 50.
- ^ Хейворд, Ричард Моубрей (1998). Россия вступает в эпоху железных дорог, 1842–1855 гг . Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии. стр. 42–47. ISBN 978-0-88033-390-0 .
- ^ Коулз, с. 167.
- ^ «Зимний дворец и музей» . Санкт-Петербург.com . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Письмо королеве Виктории от лорда Кэррингтона . Цитируется: Майлунас, с. 110.
- ^ Коулз, с. 164.
- ^ Лорд Кэррингтон . Цитируется: Майлунас, с. 110.
- ^ Кинг, с. 169.
- ^ Коулз, с. 169.
- ^ Jump up to: а б Уоткин, Дэвид (2005). История западной архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. п. 504. ИСБН 978-1-85669-459-9 .
- ^ Персианова, Ольга (1979). Эрмитаж: Путеводитель по комнатам . Аврора Арт.
- ^ «Строительство Общественного музея» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 24 июня 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Коулз, с. 160.
- ^ «1914: Покупка картины Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Коулз, с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Коулз, с. 209.
- ^ Цитируется в Лараби, Энн (2005). Динамитный злодей: леденящая душу история о шпионе Конфедерации, мошеннике и массовом убийце . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1403967947 . , с. 194
- ^ Jump up to: а б Коулз, с. 216.
- ^ Коулз, с. 221.
- ^ «Последние Романовы» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Курт, с. 50.
- ^ Мэсси 1967, с. 61.
- ^ Варшавский Сергей Петрович; Рест, Б. (1985). Испытания Эрмитажа: Блокада Ленинграда, 1941–1944 гг . Издательство «Аврора Арт». п. 234. ИСБН 978-0-8109-1406-3 .
- ^ Кавер, Энн (2007). Архитектор Рижских садов Георг Куфальтс (на латышском языке). Рига: Жумава. стр. 107–108. ISBN 978-9984-38-349-1 . OCLC 191090541 .
- ^ Jump up to: а б с Коулз, с. 247.
- ^ Радзивилл, стр. 158–159.
- ^ Майлунас, с. 226.
- ^ Майлунас, с. 227.
- ^ Курт, с. 64.
- ^ Коулз, с. 246.
- ^ Курт, с. 94.
- ^ Jump up to: а б Мэсси 1967, с. 169.
- ^ Jump up to: а б Курт, с. 78.
- ^ Курт, с. 81.
- ^ Великая Княгиня Ольга Александровна Российская, присутствовавшая на открытии I Государственной Думы в 1906 году. Воррес, с. 121.
- ^ Коулз.
- ^ «1914 год: Начало Первой мировой войны. В парадных залах Зимнего дворца открыт госпиталь» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Как большевики взяли Зимний дворец» . Хранитель . Великобритания (рассказ очевидца штурма Зимнего дворца) . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Файджес, Орландо (1998). Народная трагедия: Русская революция 1891–1924 гг . Книги о пингвинах. п. 494. ИСБН 978-0-14-024364-2 . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Файджес, Орландо. «Штурм дворца» . Кембриджский университет, PBS . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ Исследования в Санкт-Петербурге.
- ↑ Большевистские фестивали, 1917–1920 , Джеймс фон Гельдерн, по состоянию на 5 декабря 2008 г.
- ^ Тейлор, Ричард. Фильм Пропаганда: Советская Россия и нацистская Германия. Лондон: Croom Helm Ltd., 1979. 92–94, 101. ISBN 0-06-496778-6
- ^ Фабер, стр. 158.
- ^ Браун, Дуглас (1976). Судный день 1917 года: уничтожение правящего класса России . Патнэм. п. 60. ИСБН 978-0-399-11615-5 .
- ^ «Санкт-Петербург: Швейцарская архитектура на Неве (Доменико Трезини 1727)» . Присутствие Швейцария, Берн, Швейцария. п. 4. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 11 ноября 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Будберг, Моура (1969). Большие дворцы (Зимний дворец) . Лондон: Hamlyn Publishing Group Ltd., стр. 194–201 . ISBN 978-0-600-01682-3 .
- Коулз, Вирджиния (1971). Романовы . Лондон: Уильям Коллинз, Sons & Company Ltd. ISBN 978-0002117241 .
- де Кюстин, маркиз (1854). Россия (Сокращено с французского) . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
- «Исследования в Петербурге» . InterKnowledge Corp. 1996–2005 гг . Проверено 20 апреля 2008 г.
- Фабер, Тони (2008). Яйца Фаберже: шедевры одного человека и конец империи . ISBN 978-0230713963 .
- Хьюз, Линдси (1998). Россия в эпоху Петра Великого . Нью-Хейвен, Китай: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07539-7 .
- Ключевский, Василий (1926). История России . Перевод Си Джей Хогарта . Лондон: Дент.
- Кинг, Грег (2006). Суд последнего царя . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-471-72763-7 .
- Курт, Питер (1995). Царь: Затерянный мир Николая и Александры . Лондон: Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-50787-5 .
- Мэлоун, Ричард (2009). Анализ русской революции (2-е изд.). Австралия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76608-1 .
- Андрей Майлунас, Сергей Мироненко (1996). Страсть длиною в жизнь . Orian Publishing Group Ltd. Лондон: ISBN 978-0-297-81520-4 .
- Норман, Джеральдин (1998). Эрмитаж: Биография великого музея . Нью-Йорк: Международное издательство Fromm. ISBN 978-0-88064-190-6 .
- Мэсси, Роберт К. (1967). Николай и Александра . Нью-Йорк: Атенеум.
- Мэсси, Роберт К. (октябрь 1981 г.). Петр Великий: его жизнь и мир . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-29806-5 .
- Радзивилл, княгиня Екатерина (1931). Николай II, Последний из царей . Лондон: Касселл.
- Русская революция. Галерея фотографий. Архивировано 17 апреля 2010 г. на Wayback Machine. Проверено 16 октября 2008 г. Опубликовано Oksanas's Ltd., 2006 г.
- Государственный Эрмитаж. Архивировано 8 февраля 2007 года на Wayback Machine, получено 23 сентября 2008 года. Издано Государственным Эрмитажем.
- Маккензи Стюарт, Аманда (2005). Консуэло и Альва . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-00-721687-1 .
- Петракова, А. (3 октября 2001 г.). «Дворец Федора Матвеевича Апраксина» . Русский антиквариат . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- Стюарт, Д. (1982). Дорогая герцогиня: Миллисент, герцогиня Сазерленд (1867–1955) . Victor Gollancz Ltd. Лондон: ISBN 978-0-575-03020-6 .
- Воррес, Ян (1985). Последняя великая княгиня (3-е изд.). Лондон: Издательство Finedawn. АСИН B0007BI2NE .
- Файджес, Орландо (2018). «Глава 1» . Танец Наташи: Культурная история России . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141989594 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Зимним дворцом, на Викискладе?
- Официальный сайт Эрмитажа. Архивировано 8 февраля 2007 г. на Wayback Machine.
- Дома построены в 1837 году.
- Дворцы Санкт-Петербурга
- Королевские резиденции в России
- Временное правительство России
- Районы художественных галерей
- Эрмитаж
- Дворцовая площадь
- Архитектура барокко в Санкт-Петербурге.
- Дворцы в стиле барокко в России.
- Русская революция 1905 года
- Русская революция в Петрограде
- Памятники культурного наследия федерального значения в Санкт-Петербурге
- Здания Бартоломео Растрелли