Иорданская лестница Зимнего дворца.
Главная или Иорданская лестница в Зимнего дворца названа Санкт-Петербурге так потому, что в праздник Крещения Государь спустился по этой императорской лестнице торжественно для церемонии «Освящения вод» Невы , празднования Христа. Крещение в реке Иордан . Лестница — одна из немногих частей дворца, сохранивших первоначальный стиль XVIII века. Однако массивные колонны из серого гранита были добавлены в середине 19 века. [ 1 ]
Лестница сильно пострадала во время пожара, охватившего дворец в 1837 году, но Николай I поручил ответственному за реконструкцию архитектору Василию Стасову восстановить лестницу по Франческо Бартоломео Растрелли первоначальным планам . Стасов внес два небольших изменения: оригинальные позолоченные бронзовые перила он заменил белым мрамором, а оригинальные розовые колонны — серым гранитом. [ 2 ]
Лестничный зал с потолком XVIII века, изображающим богов на Олимпе, украшен алебастровыми статуями Мудрости и Справедливости работы Михаила Теребенева (1795-1866); «Величие и богатство» Александра Устинова (1796–1868); «Верность и справедливость» Ивана Леппе; и «Меркурий и Марс» Аполлона Манюлова. В центре первой площадки находится анонимная мраморная скульптура XVIII века « Аллегория государства» . [ 3 ]
Во время государственных приемов и торжеств Иорданская лестница была центром внимания прибывающих гостей. Войдя во дворец через посольский вход в центральном дворе, они должны были пройти через Джордан-холл с колоннадой на первом этаже, прежде чем подняться по лестнице в парадные апартаменты. После бала в Зимнем дворце в 1902 году герцогиня Сазерленд писала: «Лестницы дворца охраняли казаки, сотни лакеев в алых ливреях, я никогда в жизни не видела столь блестящего зрелища — света, униформа, огромные помещения, толпа, музыка создавали зрелище почти варварское». [ 4 ]
Сегодня, являясь частью Государственного Эрмитажа , это помещение сохраняет свое первоначальное убранство.
Архитектура
[ редактировать ]Иорданская лестница представляет собой двухэтажную лестницу. Поднимаясь по лестнице дворца из нижней, затененной зоны, посетители Зимнего дворца попадали в большую комнату, залитую светом из двух ярусов окон, выходивших на Неву, который отражался в зеркалах симметричного ряда иллюминаторов. на противоположной стороне. Эту идею Растрелли использовал и раньше: в Танцевальном зале Большого Петергофского дворца (1751–1752), на Большой лестнице и в Большом зале Царскосельского дворца (1751–1756).
Наверху лестницы Растрелли устроил небольшую галерею, отделенную от остального пространства парными колоннами. Главный вход в костюм Невы украшен великолепным порталом с колоннами, поддерживающими фронтон с картушем и скульптурой. По обе стороны портала расположены ниши со статуями Марса и Аполлона. В 1758 году начались отделочные работы. На втором ярусе стен на постаментах были установлены аллегорические статуи Справедливости, Милосердия, Воинской доблести и Процветания торговли. В сандриках больших окон размещены барельефы знамен и военных трофеев.
Растрелли было поручено Ф. Фонтебассо Создание живописного плафона в Италии. Перила и балясины лестниц, вазы, а также основания колонн должны были быть выполнены из позолоченной меди. Стены должны были быть выкрашены в розовый цвет, а лепнина в стиле рокай осталась белой. Однако к 1761 году стены и деревянные колонны были облицованы искусственным мрамором, а рококоилы позолочены.
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Будберг (1969) , с. 198
- ^ Норман (1998) , стр. 72–73.
- ^ «Парадная лестница Зимнего дворца» , Государственный Эрмитаж, архивировано с оригинала 7 сентября 2008 г.
- ^ Стюарт (1982) , с. 97
Библиография
- Будберг, Моура (1969), Большие дворцы (Зимний дворец. Страницы 194–201) , Лондон: Hamlyn Publishing Group Ltd, ISBN 0-600-01682-Х
- Норман, Джеральдин (1998), Эрмитаж: Биография великого музея , Нью-Йорк: Fromm International Publishing, ISBN 0-88064-190-8
- Стюарт, Д. (1982), Дорогая герцогиня: Миллисент, герцогиня Сазерленд (1867–1955). , Лондон: Victor Gollancz Ltd., ISBN
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Эрмитажа получена 1 ноября 2008 г.;