Jump to content

Невская анфилада Зимнего дворца.

Координаты : 59 ° 56'25 "N 30 ° 18'50" E  /  59,9404 ° N 30,3139 ° E  / 59,9404; 30.3139
Невский фасад Зимнего дворца. Анфилада находится в центре первого этажа.

Невская анфилада в Зимнего дворца Санкт-Петербурге представляет собой ряд из трех больших залов, расположенных анфиладой вдоль массивного фасада дворца, обращенного к Неве .

Первоначально спроектированные как серия из пяти парадных залов архитектором Франческо Растрелли в 1753 году, они были преобразованы в анфиладу из трех огромных залов в 1790 году Джакомо Кваренги . После пожара 1837 года они были перестроены под руководством Василия Стасова . Часто используемые в качестве дворцовых бальных залов, они образовывали маршрут процессий и были центром внимания императорского двора. В 1915 году последний царь Николай II приказал превратить анфиладу в военный госпиталь . После русской революции 1917 года анфилада вместе с остальной частью здания использовалась как ряд выставочных залов Государственного Эрмитажа .

Невская анфилада Зимнего дворца окрашена в красный цвет. А: Концертный зал; Б: Никольский зал; C: Отличная прихожая . 1: Малахитовая гостиная ; 2: Арабский зал ; 3: Иорданская лестница ; 4: Зал фельдмаршалов ; 5: Малый тронный зал ; 6: Гербовый зал ; 7: Военная галерея ; 8: Большой тронный зал ; 9: Большая церковь .

царицы Первоначально дворец был построен в 1732 году как официальная резиденция российской Анны I по проекту архитектора Франческо Растрелли. Царица сочла небольшой Зимний дворец Петра Великого недостаточно величественным и заняла соседний, более величественный дворец генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина , который она перестроила, чтобы сформировать свой собственный Зимний дворец.

Во время правления преемницы Анны Елизаветы Растрелли, все еще работая по своему первоначальному плану, разработал в 1753 году совершенно новый проект колоссального масштаба - нынешний Зимний дворец в стиле барокко (внешне дворец, который мы видим сегодня); Царица хотела, чтобы дворец превосходил по красоте и размерам все другие европейские королевские дворцы. [ 1 ] Ускоренное завершение строительства дворца стало делом национальной чести императрицы, и для его оплаты были увеличены налоги на соль и спирт для покрытия дополнительных расходов, хотя русский народ уже был обременен налогами для оплаты российских войн. Итоговая стоимость составила 2 500 000 рублей. [ 2 ] К 1759 году, незадолго до смерти Елизаветы, строительство императорского дворца, действительно достойного этого имени, близилось к завершению; В то время в Невской анфиладе было пять основных парадных залов. Работа продолжалась во время недолгого правления племянника Елизаветы Петра III и во время правления вдовы Петра Екатерины Великой .

Во время правления Екатерины Великой в ​​моду вошел неоклассицизм, и новая царица была его большой поклонницей. Растрелли был уволен и наняты новые архитекторы, работавшие в новой моде. В этот период оригинальное богато украшенное украшение дворца в стиле рококо было заменено более простым и резким неоклассицизмом, который сегодня является визитной карточкой дворца. Невская анфилада была полностью переработана между 1790 и 1793 годами архитектором Джакомо Кваренги . Заняв этаж выше, он превратил первоначальные пять комнат в три огромных зала: Концертный зал, Большой зал и Большую прихожую. Они были оформлены в классическом стиле с использованием искусственного мрамора и колонн, поддерживающих статуи в натуральную величину. [ 1 ]

После разрушительного пожара, уничтожившего большую часть интерьеров Зимнего дворца в 1837 году, залы были воссозданы в аналогичном стиле архитектором Василием Стасовым . [ 1 ]

Судовое использование анфилады

[ редактировать ]
Банкет в Николаевском зале в 1874 году.

До 1905 года в зимние месяцы во дворце традиционно проживали царь и царица; это был период светского сезона на первом этаже в Санкт-Петербурге, и фортепианное нобиле использовалось почти постоянно. Оставшуюся часть года императорская чета проживала в другом месте, а во дворце размещался персонал и чиновники монархии, занимавшие первый и второй этажи. Залы анфилады были спроектированы так, чтобы играть важную роль в церемониальной жизни двора, не только как бальные залы для торжеств, но и для использования в процессиях. От входа в частные апартаменты в западном конце Концертного зала императорские процессии должны были проходить через анфиладу к Иорданской лестнице или поворачивать и продолжать путь через восточные парадные залы.

До 1917 года во время церемоний и мероприятий доступ в различные залы анфилады зависел от ранга. Самые важные располагались ближе всего к началу императорского шествия в Концертном зале, меньшие - в Николаевском зале, а наименее важные - в Большой передней. [ 3 ] Императорский двор очень заботился о своем ранге. Это было особенно очевидно среди придворных дам. Этикет предписывал всем этим дамам, независимо от возраста, носить белые шелковые платья с глубоким декольте и бархатный шлейф красного или оливково-зеленого цвета с золотой вышивкой. На головах они носили красные или зеленые кокошники , усыпанные драгоценными камнями. [ 3 ] В то время как другим присутствующим женщинам разрешалось носить цветные платья, шлейф и кокошник были обязательными придворными нарядами.

Дальнейшая классификация женских рангов проводилась по признаку того, были ли они «Портретными дамами» или «Почетными девчонками». Представители первого, более высокого сословия, носили портрет Царицы, украшенный ромбами, на левой груди, а вторые - монограмму Царицы, окруженную ромбами. Между этими двумя рангами находились «Дамы дю Пале», которые, как и «Портретные дамы», носили оливково-зеленый цвет, а «Почетные девицы» более низкого ранга носили красный цвет. [ 3 ]

Николай II, последний царь всероссийский, в Николаевском зале . Портрет Эрнста Фридриха фон Липгарта (1900-е гг.)
1915 год, Николаевский зал преобразован в больничную палату.

В то время как красный и зеленый были цветами царя и царицы, дополнительные цвета добавляли женщины, прикрепленные к многочисленным великим княжнам. У каждой Великой Княгини был свой цвет, и его носили все приписные к свите дамы. Министр иностранных дел королевы Виктории, написав ей в 1894 году о государственном шествии через анфиладу, отметил, что цвета великих княжон «представляют собой особенно отвратительный оттенок оранжевого». Затем министр иностранных дел описал «8 000–10 000» людей, присутствовавших в «бесконечных залах» Зимнего дворца, и конкретную «Демуазель д'Оннер», которая была «настолько стара, что ее прислонили к стене». В целом великолепие и размеры Зимнего дворца, а также его яркие и украшенные драгоценностями дамы не произвели впечатления на министра иностранных дел, поскольку он доложил королеве, что Великая церковь «была не очень большой» и что собравшемуся императорскому двору «не хватало красоты». по сравнению с тем, что можно было увидеть в одной из гостиных Вашего Величества». Однако он признал, что внучка королевы выглядела «просто великолепно... совершенство того, чем можно было бы представить российскую императрицу, идущую к алтарю». [ 4 ] [ а ] Однако свадьба внучки королевы Виктории с царем должна была стать одним из последних огромных собраний во дворце. Парадные залы дворца исполнили свою лебединую песню во времена правления Александра II, с 1855 по 1881 год.

Александр II был последним царем, широко использовавшим Зимний дворец не только для управления империей, но и для развлечений. Особого внимания заслуживали Балы Пальмьеров, проведённые во дворце. По этому случаю из царскосельских теплиц привезли 100 пальм; они будут разбросаны по всей анфиладе, а вокруг них будут построены столы для ужина на 15 человек. В течение вечера царь обходил столы, съедая за каждым кусок хлеба или фрукты, чтобы гости могли сказать, что они обедали с царем. [ 5 ]

После убийства Александра II Зимний дворец больше никогда не был по-настоящему заселен. Новому царю Александру III его советники по безопасности сообщили, что обеспечить безопасность Зимнего дворца невозможно. [ 6 ] Затем императорская семья переехала в уединенный Гатчинский дворец , примерно в 40 милях от Санкт-Петербурга. [ 6 ] Во время пребывания в Санкт-Петербурге императорская семья проживала в Аничковом дворце , но Зимний дворец использовался для официальных мероприятий. Александр III, однако, не был любителем общества и, пользуясь Зимним дворцом, предпочитал танцам игру в бридж в передней. В то время как большинство балов в Санкт-Петербурге заканчивались только в 6 утра, в Зимнем дворце с 2 часов ночи царь отпускал музыкантов из оркестра одного за другим, пока не оставались только пианист и скрипач, к этому времени его гости поняли намек и ушел. [ 7 ]

Заключительным императорским приемом в Зимнем дворце стал тематический костюмированный бал в честь правления Алексея I , который состоялся 22 января 1903 года. Великий князь Александр Михайлович вспоминал это событие как «последний зрелищный бал в истории империи». ...[но] новая и враждебная Россия смотрела в большие окна дворца... пока мы танцевали, рабочие бастовали, а облака на Дальнем Востоке висели опасно низко». [ 8 ] Вся императорская семья, царь в роли Алексея I и царица в роли Марии Милославской , одетые в богатые наряды XVII века, позировали в театре Эрмитажа, многие носили бесценные оригинальные вещи, специально привезенные из Кремля . [ 9 ] для того, что должно было стать их последней совместной фотографией. [ 10 ] В следующем году Россия находилась в состоянии войны, и царь и царица покинули Санкт-Петербург, Зимний дворец и высшее общество (царица считала его упадочным и аморальным). [ 11 ] ) для большего комфорта, безопасности и приватности Царского Села.

Концертный зал

[ редактировать ]
Концертный зал Зимнего дворца, Санкт-Петербург. Глядя на двери Никольского зала . Эта комната, ближайшая к частным покоям, предназначалась для придворной элиты. Акварель Александра Кольба (1860-е).

Концертный зал имеет архитрав, который, по-видимому, поддерживается парными коринфскими колоннами, капители которых служат постаментами для статуй различных муз в натуральную величину . Он оформлен в том же неоклассическом стиле с влиянием барокко, что и Большая прихожая в западном конце анфилады. О размерах Зимнего дворца свидетельствует тот факт, что в то время как в большинстве других королевских дворцов, таких как Букингемский дворец , Келуш и Сан-Суси, есть музыкальные залы , в Зимнем дворце есть концертный зал. Это потому, что строители Зимнего дворца хотели, чтобы их дворец затмил все другие царские дворцы. На самом деле Екатерина Великая, для которой была спроектирована анфилада, была в восторге, когда купила для Зимнего дворца коллекцию произведений искусства, которую Фридрих Великий, создатель Сан-Суси, не мог себе позволить.

Так вот из этого огромного двухвысотного зала начинались торжественные императорские шествия. В таких случаях Концертный зал был зарезервирован для самых высокопоставленных гостей и членов двора. [ 3 ] В определенный момент четверо «массивных эфиопов», официальных телохранителей царя, фантастически одетых в алые штаны, золотые куртки, белые тюрбаны и изогнутые туфли, торжественно открывали двери частного Арабского зала ( 2 на плане выше ) и императорского зала. Процессия пройдет через анфиладу. [ 12 ] [ б ] Процессии будет предшествовать маршал двора с золотым посохом высотой семь футов , увенчанным алмазной короной. [ 4 ] В менее формальных случаях, как следует из названия зала, он использовался для концертов, балов и торжественных приемов.

Сегодня, как часть Государственного Эрмитажа , в зале находится серебряный реликварий святого Александра Невского , ранее находившийся в Александро-Невской лавре . Реликварий был доставлен во дворец в 1922 году, где он был установлен, чтобы скрыть теперь запертые парадные двери, через которые императорская семья входила из частных покоев.

Никольский зал

[ редактировать ]
Никольский зал работы Константина Ухтомского (1879 г.)

Никольский зал расположен в центре анфилады. Самая большая комната во дворце высотой 1103 м. 2 (11 870 кв. футов), первоначально он был известен просто как Большой зал и был местом проведения многих императорских балов и приемов. После смерти Николая I в 1855 году на стене повесили большой конный портрет покойного царя, а зал переименовали в Николаевский зал.

Хотя он выполнен в том же архитектурном ритме, что и предыдущий Концертный зал, архитектура более строгая. Здесь архитрав находится сразу под потолком. Единственным украшением является резьба коринфских капителей и антаблемента .

В письме 1902 года герцогиня Сазерленд и родившаяся в Америке герцогиня Мальборо , сама хозяйка одного из величайших дворцов Британии , описали свои впечатления от придворного бала, состоявшегося в Никольском зале.

Герцогиня Сазерленд писала: «Лестницу дворца охраняли казаки с сотнями лакеев в алых ливреях , я никогда в жизни не видела столь блестящего зрелища — свет, мундиры, огромные комнаты, толпа, музыка, создавая зрелище, почти варварское по великолепию... За ужином сидят почти четыре тысячи человек».
В то время как герцогиня Мальборо записала, что ужин (она сидела рядом с царем) был продолжительным и включал «супы, икру и осетров, мясо и дичь, паштеты и праймеры, мороженое и фрукты, и все это было установлено на золотой и серебряной тарелке, изготовленной Жерменом ».

По иронии судьбы, герцогиня Сазерленд затем описала голодных крестьян за воротами: «… вся нужда крестьян и это странное зрелище, направленное на поддержание престижа аристократии и самодержавия одного нежного, тихого маленький человек». [ 13 ]

Во время Первой мировой войны зал использовался как лазарет. Он был восстановлен в 1957 году, когда Государственный Эрмитаж находился под руководством Михаила Артамонова . [ 14 ]

Большой вестибюль

[ редактировать ]
Большая передняя Зимнего дворца в Санкт-Петербурге работы Константина Ухтомского (1861 г.)

Большая передняя Зимнего дворца — главный вестибюль парадных покоев дворца. Первая комната фортепианного дворянина во главе Иорданской лестницы образовывала процессионный выход Невской анфилады и ставила процессию перед выбором: либо спуститься по лестнице и выйти из дворца, что случалось раз в году для церемонии освящения вод Невы, либо повернуть направо и продолжить путь через следующую анфиладу к малому тронному залу , либо продолжить путь через Гербовый зал и Военную галерею к Большому тронному залу или Большой церкви .

Выставочные залы

[ редактировать ]

Сегодня в составе Государственного Эрмитажа залы Невской анфилады сохранились как «дворцовые интерьеры», содержащие лишь минимум мебели и используемые для выставок. Многие зеркала, украшавшие внутренние стены напротив каждого окна, скрыты за выставочными досками, что создает в залах утилитарный вид, и нужно смотреть вверх на резные капталы , статуи, большие люстры и лепные потолки, чтобы получить представление о ледниковое величие зала и классическая архитектура.

Примечания

  1. ^ Цитирование лорда Кэррингтона королеве Виктории; 14 ноября 1894 г.
  2. Ситуэлл пишет: «Это не просто негры: это абиссинцы-христиане».

Цитаты

  1. ^ Jump up to: а б с «Хронология» , Государственный Эрмитаж, архивировано с оригинала 8 февраля 2007 г. , получено 23 сентября 2008 г.
  2. ^ Орлов и Швидковский (1996) .
  3. ^ Jump up to: а б с д Ситуэлл, Сашеверелл, «Цветочный вальс» , Александровский дворец, заархивировано из оригинала 18 мая 2015 г. , получено 12 мая 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б Майлунас и Мироненко (1996) , с. 110
  5. ^ Коулз (1971) , стр. 190–192.
  6. ^ Jump up to: а б Коулз (1971) , с. 216
  7. ^ Коулз (1971) , с. 221
  8. ^ Майлунас и Мироненко (1996) , с. 226
  9. ^ Майлунас и Мироненко (1996) , с. 227
  10. ^ Курт (1995) , с. 64.
  11. ^ Коулз (1971) , с. 246
  12. ^ Мэсси (1967) , с. 129
  13. ^ Стюарт (1982) , с. 97
  14. ^ Норман (1998) , с. 283

Библиография

  • Коулз, Вирджиния (1971), Романовы , Уильям Коллинз, Sons & Company, ISBN  978-0-00-211724-1
  • Курт, Питер (1995), Царь: Затерянный мир Николая и Александры , Little, Brown and Company (Великобритания), ISBN  0-316-50787-3
  • Мэсси, Роберт К. (1967), Николас и Александра , Атенеум
  • Майлунас, Андрей; Мироненко, Сергей (1996), Страсть длиною в жизнь , Вайденфельд и Николсон, ISBN  0-297-81520-2
  • Норман, Джеральдин (1998), Эрмитаж: Биография великого музея , Фромм, ISBN  0-88064-190-8
  • Орлов, Александр; Швидковский, Дмитрий (1996), Санкт-Петербург: Царская архитектура , Abbeville Press.
  • Стюарт, Д. (1982), Дорогая герцогиня: Миллисент, герцогиня Сазерленд (1867–1955) , Виктор Голланц

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

59 ° 56'25 "N 30 ° 18'50" E  /  59,9404 ° N 30,3139 ° E  / 59,9404; 30.3139

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e28f4d59b7fbb9d356ff32f3394f9cd__1667823240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/cd/4e28f4d59b7fbb9d356ff32f3394f9cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neva Enfilade of the Winter Palace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)