Частные апартаменты Зимнего дворца
Частные покои Зимнего дворца расположены в фортепианном дворце западного крыла бывшего императорского дворца Зимнего дворца в Санкт-Петербурге . Доступ в частные покои для членов императорской семьи снаружи обычно осуществлялся через Салтыков вход ( в центре на фотографии справа ), который был предназначен для использования только царем, царицей, великими князьями и великими княжнами. Второй доступ осуществлялся через отдельное коробчатое крыльцо на западном конце невского фасада дворца. С первого этажа на нее можно попасть по Октябрьской лестнице, ранее известной как Собственная лестница Его Величества; эта двухмаршевая императорская лестница была дополнительным входом в частные апартаменты и обеспечивала более удобный путь на первый этаж дворца и к частным входам, чем более формальный и церемониальный общественный маршрут через государственные апартаменты. Во время Октябрьской революции 1917 года через этот вход революционеры проникли во дворец для ареста Временного правительства в небольшой частной столовой. С тех пор она стала называться Октябрьской лестницей, и в память об этом событии установлена мемориальная доска. Несмотря на свои размеры и величие, Октябрьская лестница была второстепенной. Джордан Стэйркейс - директор школы. [ 1 ]
Из более формальных комнат дворца в частные покои можно попасть через ротонду, круглую комнату, служившую вестибюлем и комнатой ожидания для тех, кого принимал царь. Другой вход находится из Малахитовой гостиной , которая служила одновременно частной и парадной комнатой и часто служила местом сбора императорских процессий из соседнего Арабского зала , которые вели в главные парадные покои – особенно для императорских свадеб, когда Царица в Малахитовой гостиной оденет невесту в свадебные регалии Романовых.
Отдельные комнаты выходят на сад с газоном и лесом, созданный на месте бывшего плаца Александрой Федоровной , последней императрицей России, которая хотела иметь уединенное место для игр своих детей.
До 1917 года это крыло напоминало частный дом во дворце; его использовала императорская семья всякий раз, когда она находилась в резиденции. После сильного пожара 1837 года, когда большая часть дворца была разрушена, частные апартаменты были перестроены в различных стилях в соответствии со вкусами предполагаемых индивидуальных жильцов, ближайших родственников царя Николая I ; таким образом, они представляют собой совокупность эклектичных стилей и свободных интерпретаций вкусов и моды начала XVIII века. Во время правления следующих трех царей в убранстве и использовании было внесено множество изменений, но планировка осталась практически неизменной. В 1904 году, усиленный в декабре 1904 года Кровавым воскресеньем , последний царь Николай II и его семья покинули Зимний дворец в пользу более частного и более безопасного Александровского дворца в Царском Селе . С этого дня и до падения монархии Зимний дворец использовался только для официальных государственных мероприятий. [ 2 ]
Именно в Частном флигеле Зимнего дворца после Февральской революции 1917 года Временное правительство России обосновалось . Несколько месяцев спустя, во время Октябрьской революции, именно эта часть дворца больше всего пострадала во время знаменитого штурма Зимнего дворца , решающего момента в истории России.
Используемый план (справа) основан на расположении помещений до 1917 года; с тех пор он был изменен, чтобы приспособить дворец к использованию сегодня как часть комплекса зданий, входящих в состав Государственного Эрмитажа . Многие из бывших частных комнат не всегда открыты для публики или были сильно изменены.
Апартаменты Николая I и Александры Федоровны
[ редактировать ]Покои Николая I и его супруги Александры Федоровны находились в северо-западном углу дворца, анфилады, традиционно занимаемые монархом со времен Екатерины Великой , и ныне входящие в состав Покоев Николая II и Александры Федоровны. Здесь располагался тронный зал Екатерины Великой до того, как Джакомо Кваренги завершил строительство большего Георгиевского зала в восточном крыле в 1787 году, что позволяет предположить, что раньше помещения были менее интимными и приватными, чем стали в последнее время. В 1780-х годах внутренний дизайн дворца был изменен с богато украшенного рококо, спроектированного Франческо Растрелли, на более простой неоклассический декор, который до сих пор преобладает в парадных залах; однако частные комнаты, похоже, часто ремонтировались в соответствии с (часто простыми) вкусами их обитателей; [ 3 ] а с точки зрения убранства, роскоши и использования они не соответствуют Petit appartement du roi в Версале или частным покоям во дворце Хофбург , в Вене или в Виндзорском замке .
После пожара 1837 года Николай I отвечал за быстрое восстановление дворца. Он настоял на том, чтобы внешний вид остался неизменным, но позволил перепроектировать большую часть интерьера в соответствии с различными вкусами и стилями, в результате чего дворец был описан как «дворец 19-го века, вдохновленный моделью в стиле рококо ». [ 4 ]
Для восстановления дворца были наняты несколько выдающихся архитекторов, в первую очередь Василий Стасов , которому было поручено перестроить парадные залы в идентичных или похожих стилях тому, что было раньше, и Александр Брюллов . [ 5 ] Именно Брюллов наиболее тесно связан с частными квартирами. [ 5 ] Способный компетентно работать в самых разных стилях, его задачей было перестроить частные и полуотдельные комнаты в соответствии со вкусами их предполагаемых обитателей.
Архитекторы, занимавшиеся перестройкой дворца, смогли воспользоваться строительными разработками, недоступными Растрелли и Кваренги в их первоначальных планах. После пожара выяснилось, что большое количество древесины и скрытые пустоты были одной из причин столь резкого распространения огня. Чтобы избежать повторения подобного, спрятанного за новыми, но классическими фасадами, архитекторы смогли использовать новейшие технологии в строительстве. К ним относилось широкомасштабное использование стали для поддержки огромных пролетов потолков парадных залов в стиле барокко без необходимости использования опорных колонн. [ 6 ] Однако в меньших помещениях потолки были построены со сводами из менее горючего кирпича, что должно было оказать существенное влияние на декоративные решения Брюллова для частных комнат. Своды подходили как для готических , так и для византийских форм внутреннего дизайна. Нигде во дворце готика не проявляется так ярко, как в гостиной первого этажа, созданной Брюлловым в 1838 году для дочерей Николая I.
архитектор Андрей Штакеншнейдер . Позже для реализации многих проектов дворца был нанят [ 7 ] Он украсил малиновый будуар царицы Александры Федоровны в стиле рококо, который Кваренги практически искоренил из дворца 70 лет назад.
Апартаменты Александра II и царицы Марии Александровны.
[ редактировать ]Этот люкс номеров находится в центре и южной части частного крыла с видом на Адмиралтейство и Дворцовую площадь . В квартире Царицы, первоначально перестроенной Брюлловым, видна рука Андрея Штакеншнейдера. Его главным отличием была способность сочетать эклектическую смесь архитектурных стилей, часто сочетая в одной схеме классические, готические и восточные мотивы. Нигде это не проявляется так очевидно, как в анфиладе, созданной для царицы Марии Александровны , где Золотая гостиная сочетает в себе все эти мотивы. Мария Александровна использовала Золотую гостиную как свою парадную гостиную, за которой следовали более частные комнаты: Багровая гостиная, за которой следовал будуар, а затем самая приватная из ее комнат - спальня. Ее кабинет, расположенный в углу дворца, в отличие от предыдущей Золотой гостиной, был просто оформлен: простые белые стены, украшенные только позолоченными бра, и сводчатый потолок, разбитый на палалы позолоченной лепниной. [ 8 ] Напротив, небольшой будуар за пределами был выполнен в богато украшенном стиле возрождения рококо, созданном архитектором Харальдом Боссе в 1853 году. [ 9 ]
Царский кабинет (14)
[ редактировать ]До убийства Александра II эта комната традиционно была царским кабинетом и использовалась для этой цели как Александром I, так и Николаем I. Первоначально спроектирован Джакомо Кваренги. [ 10 ] В 1791 году в комнате была утопленная ниша в стиле парадной спальни в стиле барокко, что свидетельствует о ее первоначальном использовании. После пожара 1837 года его перестроил Александр Брюллов.
Именно сюда в марте 1881 года несли умирать смертельно раненого Александра II (на шезлонге справа от картины). После его смерти на месте его смерти был установлен мемориальный бюст; это остается в силе и сегодня. [ 10 ] В комнату, как и во многие частные комнаты, можно попасть из метко названного «темного коридора». Именно по этому длинному переходу Мария Федоровна в своих воспоминаниях рассказывала о том, как, следуя по большим каплям запекшейся крови, нашла в своем кабинете своего тестя, умирающего царя. [ 11 ] Александр III и Мария Федоровна с семьей жили в более обеспеченном Гатчинском дворце из-за нескольких нападений на бывшего царя.
Апартаменты Николая II и Александры Федоровны (2–10)
[ редактировать ]Николай II взошел на престол в 1894 году и женился на своей жене, царице Александре Федоровне, на пышной церемонии в Зимнем дворце. в первые дни своего правления [ 12 ] Сразу после церемонии его мать настояла на том, чтобы пара поселилась у нее в Аничковом дворце. Там они начали свою семейную жизнь в шести небольших комнатах. [ 13 ]
Вдовствующая царица запретила новому царю и его жене учреждать собственный двор в течение шести месяцев после смерти мужа. [ б ] Поэтому только в мае 1895 года, когда вдовствующая уехала в Копенгаген, супруги смогли обустроить собственное хозяйство, но это был сначала небольшой дворец в Петергофе , а затем Александровский дворец в императорском подворье в Царском Селе , который даже на этом раннем этапе их брака и правления стал их почти постоянным домом. [ 14 ]
Однако с декабря 1895 года царь и царица некоторое время проживали зимой в Зимнем дворце. Они расширили и переоборудовали комнаты, которые были приготовлены для Николая- Цесаревича двумя годами ранее. [ 15 ] Архитектору Александру Красовскому углу дворца. Он понизил многие своды, более плоские потолки создали более интимную атмосферу. В качестве темы для каждой комнаты он часто использовал разные эпохи: от средневековья до рококо и модерна. По стилю и содержанию люкс должен был олицетворять домашнюю этику пары, которая должна была жить почти по-буржуазно в маленьком уютном доме; В душе царица была «хаусфрау». [ 16 ] Ее критиковали за вкус, который заключался в том, чтобы «переоборудоваться в стиле английской джентльменки, набивая комнаты безделушками и утопая их в ситце». [ 17 ] Суд был в ужасе от того, что мебель была куплена по почте у компании Maples of London, а ее лиловый будуар (в Александровском дворце ) был описан как «ужас для всех, кто его видел». [ 16 ]
В отличие от большинства государей того времени, Николай II и его жена делили спальню (5). [ 18 ] Из него выходила большая ванная комната (с видом на внутренний двор), спроектированная придворным архитектором Красовским, с утопленной ванной, к которой вели восемь мраморных ступеней. Ванна находилась в нише, облицованной дрезденской плиткой.
Царица также создала частный сад (35) под окнами частных квартир на месте бывшего плаца. [ 8 ] До этого единственным садом дворца был тот самый заброшенный (32), созданный в главном дворе дворца для ее свекрови несколькими годами ранее. Эти две территории остаются единственными садами дворца.
В царствование Николая II и его жены придворная жизнь была спокойнее, чем когда-либо, из-за замкнутого характера царицы и недоверия к высшему свету Санкт-Петербурга. [ 19 ] По мнению царицы: «Санкт-Петербург — гнилой город, и ни одного атома русского». [ 20 ] Под ее влиянием постепенно большие придворные приемы и балы в Зимнем дворце, которые развлекали и воспитывали могущественную знать, постепенно прекратились и на короткое время были заменены театральными представлениями, проводившимися в Эрмитаже, которые «никто не наслаждались». [ 19 ] Потом даже театральные представления прекратились. [ 19 ]
Гостиные Империи (2) и Серебра (3)
[ редактировать ]Серебряная и Ампирная гостиные входили в анфиладу комнат, отведенных для личного пользования царицы. Они образуют анфиладу, кульминацией которой является Малахитовая гостиная , служившая парадной гостиной царицы, где она давала аудиенции и вела свои официальные дела. Именно в Малахитовой гостиной традиционно одевали романовских невест перед тем, как пройти процессией через парадные залы к Большой церкви дворца на свадьбу. [ 21 ]
Первоначально часть свиты Марии Федоровны. [ 22 ] эти две гостиные были перепроектированы для Николая II и его жены во французском стиле: Серебряная гостиная в интерпретации стиля Людовика XVI XIX века и Гостиная «Ампир» в стиле псевдонаполеоновского ампира . Из этих комнат царица могла уйти в еще более частные апартаменты, в свой будуар, гардеробную и спальню.
Кабинет/Будуар
[ редактировать ]Бывший кабинет или будуар (4 на плане) царицы Александры Федоровны (жены Николая II) был перепроектирован для нее Александром Красовским в период с 1894 по 1895 год. ее будуар был оформлен в красных тонах. Для Николая I, преданного своей жене, проводить с ней вечера в этой комнате было одним из любимых занятий. [ 23 ]
Сегодня в зале представлены работы Генриха Гамбса , известного русского краснодеревщика начала XIX века. [ 24 ]
Готическая библиотека
[ редактировать ]Готическая библиотека (9 на плане) — самое большое помещение анфилады, переоборудованной для Николая II Красовским; он спроектировал его в форме тяжелой пужинской деревянной готики, благоухающей романтическими представлениями Средневековья. В других местах он использовал темы от рококо до модерна. Красовское убранство сохранили только библиотека и малые столовые. [ 8 ] Многие комнаты, ранее принадлежавшие Николаю II, маленькие, узкие, темные и неуклюжие по устройству, особенно узкий кабинет Николая.
Маленькая столовая (8)
[ редактировать ]Малая столовая, ранее известная как Помпейская столовая, была отремонтирована в 1894–95 годах Красовским для новобрачного Николая II и его царицы. Для обрамления петербургских гобеленов XVIII века была выбрана штукатурка в стиле рококо. [ 8 ]
Над камином установлена мемориальная доска, фиксирующая факты ареста Временного правительства, произошедшего в этом зале в ночь на 25 октября 1917 года. [ 26 ]
Частные апартаменты и Эрмитаж
[ редактировать ]После ареста правительства в Малой столовой свидетельства очевидцев свидетельствуют о систематическом разрушении квартир большевиками:
Дворец был разграблен и опустошен сверху донизу большевиками... Бесценные картины штыками вырваны из рам. Упакованные коробки с редкой посудой и фарфором... были взломаны, а их содержимое разбито или унесено. Библиотеку… взломали и разграбили… Салон царицы, как и все другие комнаты, погрузился в хаос. Колоссальный хрустальный блеск с искусно скрытой музыкой был разбит на атомы. Столы, картины, украшения — все было уничтожено. [ 27 ]
В течение короткого периода после революции частные апартаменты были открыты для публики, где можно было увидеть жизнь бывших правителей. [ 28 ] поскольку это была часть дворца, куда проникли революционеры и, как следствие, многое было разрушено, поэтому трудно понять, насколько точным могло быть изображение частной жизни императора. Сегодня, за исключением библиотеки, комнаты оформлены просто и демонстрируют часть обширной коллекции произведений искусства Эрмитажа; нет никаких упоминаний об их прежнем использовании. Большая часть коллекции произведений искусства, представленной сегодня во дворце, не принадлежит Зимнему дворцу, а была привезена из многих других дворцов и поместий, национализированных после революции.
Галерея
[ редактировать ]-
Метко названный Темный коридор, который действует как главная артерия частного западного крыла.
-
Малая церковь (29 на плане). Построен в 1768 году и служил частной часовней.
-
На первом этаже Готическая гостиная (под 3) предназначалась для дочерей царя.
-
Ампирная гостиная царицы Александры Федоровны (2)
-
Серебряная гостиная царицы Александры Федоровны (3)
-
Гостиная царицы Александры Федоровны
-
Второй вид гостиной царицы.
-
Будуар царицы Александры Федоровны
-
Готическая библиотека Николая II
-
Этюд Николая II. Многие комнаты Николая II, расположенные во внутреннем углу дворца, маленькие, узкие, темные и неуклюжие по своей конструкции, особенно его кабинет.
-
Бильярдная комната
-
Школьная комната (26). В детстве императорских детей размещали в комнатах рядом с Темным коридором, выходивших окнами на главный двор.
-
Белая гостиная
-
Будуар царицы Марии Александровны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Парадная лестница Зимнего дворца» . Государственный Эрмитаж. Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Эпоха историзма» , Государственный Эрмитаж, архивировано с оригинала 12 февраля 2006 г.
- ^ Пиотровский и др. (2000) , с. 66
- ^ Будберг (1969) , с. 200
- ^ Jump up to: а б Пиотровский и др. (2000) , с. 78
- ^ Пиотровский и др. (2000) , стр. 77–78.
- ^ Пиотровский и др. (2000) , с. 169
- ^ Jump up to: а б с д «Хронология» , Государственный Эрмитаж, архивировано с оригинала 18 января 2000 г. , получено 23 сентября 2008 г.
- ^ Пиотровский и др. (2000) , с. 104
- ^ Jump up to: а б «Открытие мемориальной доски» , Государственный Эрмитаж, архивировано с оригинала 4 марта 2016 г. , дата обращения 16 июня 2015 г.
- ^ Федоровна (2005)
- ^ Курт (1995) , с. 50
- ^ Мэсси (1967) , с. 61
- ^ Коулз (1971) , с. 244
- ^ Пиотровский и др. (2000) , с. 174
- ^ Jump up to: а б Курт (1995) , с. 56
- ^ Курт (1995) , с. 55
- ^ Мэсси (1967) , с. 130
- ^ Jump up to: а б с Коулз (1971) , с. 247
- ^ Радзивилл (1931) , стр. 158–9.
- ^ Майлунас и Мироненко (1996) , с. 109
- ^ Пиотровский и др. (2000) , с. 100
- ^ Коулз (1971) , с. 164
- ^ «Выставка: Украшение русского интерьера XIX века: Комната Гамбса» , Государственный Эрмитаж, архивировано с оригинала 6 марта 2016 г. , получено 16 июня 2015 г.
- ^ Пиотровский и др. (2000) , с. 98
- ^ «Свержение Временного правительства» , Государственный Эрмитаж, архивировано с оригинала 6 сентября 2015 г. , дата обращения 16 июня 2015 г.
- ^ «Как большевики взяли Зимний дворец» , The Guardian , 27 декабря 1917 г., заархивировано из оригинала 18 мая 2015 г.
- ^ «Объявление Эрмитажа и Зимнего дворца государственными музеями» , Государственный Эрмитаж, заархивировано из оригинала 6 сентября 2015 г. , получено 16 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Будберг, Моура (1969), Великие дворцы (Зимний дворец. Страницы 194–201) , Хэмлин, ISBN 0600 01682 Х
- Коулз, Вирджиния (1971), Романовы , Уильям Коллинз, ISBN 978-0-00-211724-1
- Feodorovna, Maria (2005), Дневники императрицы Марии Федоровны , Vagrius, ISBN 5-98264-016-6
- Курт, Питер (1995), Царь: Затерянный мир Николая и Александры , Литтлм Браун, ISBN 0-316-50787-3
- Мэсси, Роберт К. (1967), Николас и Александра , Атенеум
- Майлунас, Андрей; Мироненко, Сергей (1996), Страсть длиною в жизнь , Орион, ISBN 0-297-81520-2
- Пиотровский Михаил Борисович; Торшина Людмила Михайловна; Кудрявцева Софья Владимировна; Фатеев, Валерий (2000), Эрмитаж: история зданий и коллекций , перевод Пола Уильямса, издательство Alfa-Colour Art, ISBN 978-5-900959-38-2
- Радзивилл, княгиня Екатерина (1931), Николай II, Последний из царей , Касселл
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- де Кюстин, маркиз (1854). Россия (Сокращено с французского) . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
- де Гуркофф (редактор), Ален (1994). Зимний дворец, Санкт-Петербург . Ален де Гуркофф.
- Кинг, Грег (2006). Суд последнего царя . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-471-72763-7 .
- Ключевский, Василий (1926). История России . Перевод Си Джей Хогарта . Вмятина.
- Майлунас, Андрей; Мироненко, Сергей (1996). Страсть длиною в жизнь . Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-81520-2 .
- Маккензи Стюарт, Аманда (2005). Консуэло и Альва . Харпер Коллинз. ISBN 0-00-721687-4 .
- Норман, Джеральдин (1998). Эрмитаж: Биография великого музея . Фромм. ISBN 0-88064-190-8 .
- Стюарт, Д. (1982). Дорогая герцогиня: Миллисент, герцогиня Сазерленд (1867–1955) . Виктор Голланц.
- Воррес, Ян (1985). Последняя великая княгиня . Прекрасный рассвет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ситуэлл, Сашеверелл, «Цветочный вальс» , Александровский дворец, заархивировано из оригинала 18 мая 2015 г. , получено 12 мая 2015 г.
- "Санкт-Петербург/Разведка" , interKnowledge Corp, архивировано из оригинала 21 сентября 2015 г. , получено 12 мая 2015 г.
- «Великая война, историки, Орландо Файджес» , PBS, заархивировано из оригинала 18 мая 2015 г. , получено 12 мая 2015 г.
- «Частные балконы квартир» , заархивировано из оригинала 18 мая 2015 г. , получено 5 мая 2015 г.
- «Русская революция 1917 года. Галерея картинок» , Оксана, заархивировано из оригинала 17 апреля 2010 года , получено 12 мая 2015 года.