Гатчинский дворец
Большой Гатчинский дворец | |
---|---|
Большой Гатчинский дворец | |
![]() Южный фасад дворца | |
![]() | |
Общая информация | |
Архитектурный стиль | Классический |
Расположение | Гатчина , Ленинградская область , Россия. |
Координаты | 59 ° 33'48 "N 30 ° 6'27" E / 59,56333 ° N 30,10750 ° E |
Строительство началось | 1766 |
Завершенный | 1781 |
Официальное название | Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников |
Критерии | Культурные: i, ii, iv, vi |
Ссылка | 540 |
Надпись | 1990 г. (14-я сессия ) |
Область | 3934,1 га (9721 акр) |
Большой дворец ( Гатчинский Гатчинский дворец ) — в Гатчине Ленинградской дворец области России Большой . Он был построен с 1766 по 1781 год Антонио Ринальди для графа Григория Григорьевича Орлова , фаворита Екатерины Великой , в Гатчине, пригороде царской столицы Санкт-Петербурге . Гатчинский дворец сочетает в себе классическую архитектуру и темы средневекового замка с богато украшенными интерьерами, типичными для русского классицизма , расположен на холме в центре Гатчины рядом с озером Серебряным. Гатчинский дворец стал одной из любимых резиденций российской императорской семьи , а в XIX веке был важным местом российской политики. После Февральской революции 1917 года он стал музеем и общественным парком , а в 1990 году получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО . [1]
История
[ редактировать ]Имперская эпоха
[ редактировать ]
В 1765 году Екатерина Великая , императрица Российской империи , приобрела у князя Бориса Куракина Гатчинскую усадьбу, небольшое поместье в 40 километрах (25 миль) к югу от царской столицы Санкт -Петербурга . Екатерина подарила усадьбу графу Григорию Григорьевичу Орлову , который, как сообщается, тремя годами ранее организовал убийство императора Петра III , в результате чего она стала императрицей. Орлов был любимцем Екатерины, а Гатчинское поместье было подарено ему в благодарность за участие в государственном перевороте . 30 мая 1766 года строительство нового дворца в стиле классицизма на холме у озера Серебряное на территории Гатчинской усадьбы началось . Екатерина и Орлов поручили проектировать новый дворец Антонио Ринальди , архитектору итальянскому , пользовавшемуся в то время особой популярностью в России. В проекте Ринальди сочетались черты русской архитектуры, средневекового замка и английского охотничьего замка . Дворец должен был быть облицован специальным камнем, добытым в близ Гатчины, в том числе в Парике. известняк, добытый в Парицах, для главного фасада зданий, и пудостский камень из Пудоста для вестибюля и парапета над карнизом . Гатчинский дворец стал первым дворцом, расположенным в пригороде Санкт-Петербурга , поскольку большие усадьбы обычно строились недалеко от центра города. Строительство шло медленно: основная конструкция была завершена только к концу 1768 года, а работы по внешней отделке завершились только в 1772 году, а внутренняя отделка была отложена до конца 1770-х годов. Большой Гатчинский дворец был окончательно достроен в 1781 году, почти через 15 лет после начала строительства, а Орлов умер лишь через два года, в 1783 году.

После смерти Орлова Екатерине настолько понравился Гатчинский дворец и прилегающий к нему парк, что она выкупила его у его наследников. Она подарила его своему сыну, великому князю Павлу Петровичу (будущему царю Павлу I), несмотря на то, что уже построила для него дом Павловский дворец в Санкт-Петербурге. За годы до восшествия на престол Павел ограничил оставшийся бюджет инвестициями в строительство города Гатчины вокруг своего нового дворца и использовал свой опыт путешествий по Европе, чтобы сделать из него образцовый дворец и город. В 1790-х годах Павел расширил и перестроил большую часть дворца, поручив ремонт Винченцо Бренне и Андрею Захарову. Интерьеры были переделаны в неоклассическом стиле, к парку были добавлены многочисленные дополнения, такие как мосты , ворота и павильоны , назвав территории парка «Остров любви», «Частный сад», «Голландский сад» и «Голландский сад». Лабиринт». В 1796 году, после смерти матери, Павел стал царем России Павлом I и предоставил Гатчине статус императорского города - обозначения официальных резиденций российских монархов. После смерти Павла в 1801 году Гатчинский дворец перешёл в собственность его жены. Марии Федоровне , которая в 1809 году просила архитектора Андрея Никифоровича Воронихина произвести небольшие изменения во дворце, чтобы приспособить его «на случай зимнего пребывания». сигнальный оптический телеграф В 1835 году на одной из башен был установлен .

В 1840-х годах Гатчинский дворец находился в собственности царя Николая I , который инициировал масштабные работы по реконструкции дворца, особенно его территории. Роман Иванович Кузьмин, главный архитектор Министерства Императорского двора , руководил проектом главной площади дворца, которая была полностью разобрана, поднята в высоту, с подвальными надстроенными этажами и переделанной отделкой. Прилегающие здания также были подняты на один этаж , а поскольку главное здание больше не доминировало над дворцом, Кузьмин приказал поднять башни на дополнительный этаж. был пристроен новый навес К балкону с видом на плац , который планировалось сделать из мрамора , но позже вместо него сделали из чугуна . Полуразрушенные бастионы и подпорные стены вокруг дворца были снесены и перестроены.
1 августа 1850 года на плацу был установлен памятник царю Павлу I. Другой был позже построен в Приоратском дворце , миниатюрном дворце на берегу Черного озера (меньшего южного озера Серебряного), построенном для Российского Великого Приората Ордена Святого Иоанна по указу Павла I от 23 августа 1799 года. [2] [3]
В 1854 году была открыта железная дорога, связавшая Гатчину с Санкт-Петербургом, а территория Гатчины была расширена за счет включения в состав города нескольких окрестных деревень. [4] В следующем году Гатчинский дворец перешёл в собственность царя Александра II , который использовал его как свою вторую резиденцию. Александр построил охотничью деревню и другие пристройки для своей императорской охотничьей команды, а также превратил территорию к югу от Гатчины в убежище, где он и его гости могли насладиться нетронутой дикой природой северо-запада России. Александр II также обновлял и ремонтировал главный Гатчинский дворец до своего убийства в Санкт-Петербурге в 1881 году.
Гатчинский дворец был передан его потрясенному сыну, новому царю Александру III , которому сообщили, что он и его семья будут в большей безопасности во дворце, а не в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, и стал известен как «Цитадель Самодержавия ». после реакционной политики царя. Большую часть времени Александр III проводил в Гатчинском дворце, где подписывал указы, проводил дипломатические приемы, театральные представления, маскарады и костюмированные балы, а также другие мероприятия и развлечения. Александр III ввел в Гатчинский дворец технологические модернизации , такие как внутренние обогреватели , электрическое освещение , телефонную сеть, незамерзающие водопроводы и современную канализацию . Его сын, будущий царь Николай II , а также его братья и сестры провели свою юность в Гатчинском дворце, хотя после восшествия на престол в 1894 году Николай и его семья сделали Царское Село своим домом. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна , вдова Александра III, была покровительницей города Гатчины, дворца и его парков.
Гатчинский монорельс
[ редактировать ]
В 1900 году в саду Гатчинского дворца была построена экспериментальная 200-метровая монорельсовая линия, построенная Ипполитом Васильевичем Романовым. По его проекту планировалось построить монорельсовую линию между Санкт-Петербургом и Москвой, однако это так и не было реализовано.Монорельсовой дороги больше не существует (требуется дополнительная информация)
Гражданская война в России
[ редактировать ]
В начале 20 века растущая нестабильность в России привела к Февральской революции 1917 года , повлекшей за собой отречение царя Николая II и создание Временного правительства во главе с Александром Керенским . Отречение означало, что Гатчинский дворец перестал принадлежать царской семье и стал государственной собственностью , а по решению нового правительства от 27 мая 1917 года были созданы комиссии по приемке и инвентаризации дворцов. Гатчинскую комиссию возглавил Валентин Платонович Зубов, видный искусствовед, основатель Российского института истории искусств, который со временем превратил дворец в музей и стал его первым директором. После Октябрьской революции и последовавшего за ней начала Гражданской войны в России Гатчинский дворец служил местным штабом войск, верных Белому движению .
9 ноября 1917 года Александр Керенский и Петр Краснов , командующие 700 казаками 3- го кавалерийского корпуса , прошли через Гатчину по пути в Царское Село, стремясь остановить Октябрьскую революцию . Керенский и Краснов были вынуждены отступить обратно в Гатчину после того, как на Пулковских высотах 12 ноября их остановили красные войска . 14 ноября Павел Ефимович Дыбенко убедил казаков выдать Керенского, однако Керенский сбежал из Гатчинского дворца, переодевшись матросом. 15 ноября большевистские войска вошли в Гатчину и арестовали Краснова. [5]
Позднее музей был открыт 19 мая 1918 года. Гатчинский дворец был местом боевых действий в 1919 году, когда войска Белой армии под предводительством Николая Юденича вошли в Гатчину, пытаясь отобрать город у Красной Армии . Белые войска были разгромлены, а павшие в бою красные солдаты были похоронены на плацу.
советская эпоха
[ редактировать ]После того, как Гражданская война в России закончилась победой Советской России , Гатчинский дворец вернулся к своей функции музея. Данные о посещаемости в первые годы после открытия показали, что наибольшее количество посетителей посетило его в 1921 году - более 21 000 человек. В 1926 году Гатчинский дворец был лишен всех ненужных предметов, таких как мебель, бронзовые изделия и ковры. , чтобы продать, чтобы заработать деньги для Советского государства. Это был крупнейший из дворцов-музеев пригорода Петрограда, его часто называли «Пригородным Эрмитажем».
В 1941 году, после вступления Советского Союза во Вторую мировую войну после немецкого вторжения , музей Гатчинского дворца был эвакуирован, чтобы защитить здание и ценности от бомбардировок с воздуха . 15 августа 1941 года рядом с дворцом взорвалась бомба, сброшенная Люфтваффе , и к концу месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии . 24 августа снаряды повредили площадь, а 3 сентября авиабомба нанесла значительный ущерб двору. Полную эвакуацию ценностей из дворца осуществить не удалось, только четыре эшелона с наиболее ценными экспонатами были отправлены на восток и один эшелон отправлен в Ленинград (Санкт-Петербург). Оставшееся имущество разместилось в подвале дворца, часть большой скульптуры была закопана в парке, а остальное складировано на площадке, закрытой мешками с песком . 9 сентября были эвакуированы оставшиеся сотрудники музея, в тот же день снарядом была повреждена башня, а еще один снаряд разорвался в парке возле дворца. Гатчинский дворец впоследствии был занят Вермахт до января 1944 года, когда он был оставлен во время отступления немцев. Они подожгли дворец, разрушив исторический интерьер и выпотрошив части дворца, а также украли часть оставшихся ценностей. Немецкий солдат оставил на стене граффити с надписью «Мы были здесь. Мы сюда не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто».

Когда Гатчина была отбита Красной Армией, остатки дворца были защищены временными щитами до начала основных реставрационных работ в 1948 году. Возвращение музея не планировалось, поскольку оно считалось нерентабельным, а сохраненные предметы из коллекций были переданы приказом. Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музеях страны. С 1950 по 1959 год в Гатчинском дворце размещался филиал Военно-морской академии СССР , а затем Всесоюзного научно-исследовательского института. В 1960 году здание дворца было снято с учета ГИОП — управления по памятникам истории и культуры Ленинградской области, но этот статус был восстановлен в 1970-х годах. В 1961 году архитектор Михаил Плотников инициировал разработку проекта восстановления Гатчинского дворца, включая проведение архитектурных обмеров и поиск архивных материалов. Были выполнены чертежи внутреннего оформления первого и второго этажей, при этом реставрация интерьеров была закреплена до их состояния в 1890 году. Восстановленный Гатчинский дворец предназначался не для того, чтобы снова стать музеем, а для постоянного использования Всесоюзного научно-исследовательского института. . Несмотря на исследования, план Плотникова в конечном итоге не был реализован и отменен в 1963 году.
В итоге музей был вновь открыт во дворце вместе со Всесоюзным научно-исследовательским институтом, а реставрация здания возобновилась благодаря усилиям А.С. Ёлкиной, главного хранителя с 1968 по 1998 год. В течение 8 лет Ёлкина обращалась к чиновникам разного уровня за была проведена реставрация, и Всесоюзный научно-исследовательский институт отказался от использования здания. В 1976 году Михаил Плотников был вновь приглашен для восстановления Гатчинского дворца и разработал новый проект восстановления парадных залов (второго этажа главного корпуса) до их состояния конца XVIII века, периода существования дворца. основной. Реставрацию лепного декора провела скульптор-моделист Л. А. Стрижова, а малярные работы выполнил коллектив реставраторов под руководством члена Ленинградского Союза художников , лауреата Ленинской премии Якова Казакова . Первые интерьеры дворца были открыты для осмотра 8 мая 1985 года, в честь 40-летия победы во Второй мировой войне. Средства, выделенные на восстановление дворца, были минимальными после перестройка и работы замедлились. В 1990 году Гатчинский дворец и его территория получили статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть многочисленных исторических объектов Санкт-Петербурга. [1]
русская эпоха
[ редактировать ]Распад Советского Союза означал, что средства на восстановление оставались минимальными до 2006 года, когда российское правительство значительно увеличило средства. Полное восстановление дворца и парка планировалось к 2012 году, однако из-за экономических проблем финансирование было отложено, и восстановительные работы снова замедлились. Гатчинский дворец стал популярным местом съемок в кино , особенно исторических драм , в том числе «Бедный, бедный Павел» и «Война и мир» .
Архитектурные особенности дворца
[ редактировать ]Гатчинский дворец – центр, архитектурный и стилистический символ дворцово-паркового ансамбля. Архитектор Ринальди , занимавшийся проектированием и строительством дворца, синтезировал типологические особенности подобных построек, создав архитектурную фантазию на тему рыцарского охотничьего замка. [6] Несколько более поздних реконструкций дворца не оказали большого влияния на первоначальную концепцию.
Здание дворца расположено на возвышенности, доминируя над окружающим ландшафтом. Северный фасад здания обращен в парк и выходит на склон, спускающийся к Серебряному озеру, за которым простирается дворцовый парк с обширным Белым озером. Южный фасад дворца своей массированностью перекрывает вид на парк, подчеркивая архитектурный облик здания.
Глядя на общий план дворца, можно выделить три основные части. Центральное тело представляет собой вытянутый прямоугольник, к углам которого примыкают две пятигранные башни-пятигранники. На южной стороне центрального корпуса, напротив парка, расположена ниша с тремя арками входных дверей и балконом, создающим игру объемов. Корпус соединен двумя полукольцами галерей с двумя трехэтажными блоками, почти квадратными в плане. Углы коридоров выделены восьмиугольными трехъярусными башнями, две из которых, примыкающие к галереям, завершены куполами. Планировка дворца создает ощущение пластичности и целостности здания в целом, и каждого его элемента в частности, усиливается за счет чередования вытянутых объемов и выступающих граненых башен. [7]
Дворцовые интерьеры
[ редактировать ]В создании интерьеров Гатчинского дворца можно выделить два основных этапа. Оригинальное убранство интерьеров дворца было создано в 1770-1780-х годах по проекту главного архитектора дворца Антонио Ринальди . Созданное в то время убранство дворцовых помещений отличалось тонкой и изысканной лепниной, а также паркетным полом из ценных пород дерева. Стены были украшены стилизованными цветами, фруктами и побегами растений. Лепные работы выполняли опытные итальянские мастера. [7]
В 1790-х годах интерьер дворца претерпел капитальный ремонт под руководством Винченцо Бренны . Бренна создал новое убранство дворцовых залов, сочетающее строгие античные архитектурные формы с барочным великолепием. Архитектор использовал классические архитектурные ордера, лепнину, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Некоторые комнаты были расписаны художником Скотти. В некоторых помещениях была изменена не только отделка, но и архитектурное исполнение. Убранство Ринальди сохранилось лишь частично.
Позже были переделаны и некоторые помещения. В 1800 году архитектор Захаров завершил отделку дворцовой церкви, начатую Бренной. скульпторы Прокофьев, Брюллов В украшении церкви принимали участие и художники Щербаков и Миропольский. Некоторые помещения дворца были отремонтированы в 1860-1870-х годах под руководством архитектора Кузмина.
Во время Великой Отечественной войны , в 1944 году, пожар уничтожил убранство всех дворцовых залов. Реставрация интерьеров началась в 1976 году и продолжается по сей день. [6]
Галерея
[ редактировать ]- Панорама южного фасада Большого Гатчинского дворца в 2010 году.
- Аэрофотоснимок северного фасада Большого Гатчинского дворца Гатчины . на фоне
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . 2019 . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «Приорат» . история-gatchina.ru . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Дворец
- ↑ Пригород Санкт-Петербурга: Гатчина. Архивировано 17 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Чемберлин, Уильям (1935). Русская революция, 1917-1921 гг . Нью-Йорк: Компания Macmillan. стр. 328–332.
- ^ Jump up to: а б Rodionova, T. F. (2006). Gatchina : stranit︠s︡y istorii . Gatchina: ST︠S︡DB. ISBN 978-5-94331-111-6 . OCLC 313373666 .
- ^ Jump up to: а б Makarov, V. K. (2005). Gatchina . A. N. Petrov (2-e izd., ispr. i dop ed.). Sankt-Peterburg: Izd-vo S. Khodova. ISBN 5-98456-018-6 . OCLC 191258144 .