Воронцовский дворец (Алупка)
The Vorontsov Palace ( Ukrainian : Воронцовський палац ; Russian: Воронцо́вский дворе́ц ) or the Alupka Palace [номер 1] — исторический дворец, расположенный у подножия Крымских гор недалеко от города Алупка в Крыму . Воронцовский дворец – один из старейших и крупнейших дворцов Крыма. [2] и является одной из самых популярных туристических достопримечательностей южного побережья Крыма. [3] [4]
Дворец был построен в 1828–1848 годах для русского князя Михаила Семеновича Воронцова для использования в качестве его личной летней резиденции за 9 миллионов рублей . [5] Он был спроектирован в свободной интерпретации стиля возрождения английского Возрождения английским архитектором Эдвардом Блором и его помощником Уильямом Хантом. [4] [6] Здание представляет собой гибрид нескольких архитектурных стилей, но не соответствует ни одному из них. Среди этих стилей есть элементы шотландского баронского стиля . [7] Архитектура индо-сарацинского возрождения , [8] и готического возрождения . архитектура [2] Блор спроектировал множество зданий в Соединенном Королевстве, а позже был особенно известен там как автор проекта Букингемского дворца в Лондоне. [9]
После завершения дворец посетили многие представители Российской империи элитного правящего класса ; большое количество этих чрезвычайно богатых дворян были настолько увлечены дворцом и его прибрежной территорией, что решили основать свои собственные летние убежища в Крыму. К началу 20 века не только многие аристократы, но и члены императорской семьи, в том числе сам царь, имели в окрестностях дворцы самых разных архитектурных стилей.
Важной особенностью Воронцовского дворца является прилегающий к нему парковый ансамбль, состоящий из 40 гектаров зелени и лесных насаждений, созданных немецким ландшафтным садовником Карлом Кибахом. [10] [11] Сегодня Воронцовский дворец является частью «Алупкинского дворцово-паркового комплекса» — национального исторического заповедника, включающего Массандровский дворец в соседней Массандре .
Благодаря своему статусу важной местной туристической достопримечательности и памятника архитектуры Воронцовский дворец и окружающий его парковый комплекс часто демонстрировались в украинских и советских кинопостановках , таких как: «Обыкновенное чудо» (1964), «Небесные ласточки» (1976), «Безумный день» или «Небесные ласточки» (1976). «Женитьба Фигаро» (2004 г.) и «Сапфо» (2008 г.). [6] [12]
Russian poet Ivan Bunin visited the palace in 1900 and wrote a short poem entitled "Long alley leading down to the shore ..." (Russian: К прибрежью моря длинная аллея ... ). [13]
История
[ редактировать ]В период после наполеоновских войн новый город Одесса превратился в южную столицу России с ярким космополитическим обществом, сосредоточенным на горстке русских аристократов и польских дворянок, таких как Софья Потоцкая и Каролина Жевуска . По словам Филиппа Вигеля , наместнический двор в Одессе выглядел как «маленькая столица имперского фюрста». [14] В то время как в Одессе появилось множество неоклассических зданий, Крым (или Таврика , как его тогда более называли) все еще воспринимался как дикая, экзотическая глубинка. В середине 1820-х годов появились очень популярные романтические произведения, прославляющие его суровую красоту, такие как Александра Пушкина поэма «Бахчисарайский фонтан» и Адама Мицкевича » «Крымские сонеты . Оба поэта были очарованы восточными романами лорда Байрона и представляли Крым как экзотическую страну татарских мусульманских традиций, которые процветали в Крымском ханстве до его упадка в 1783 году.
Михаил Воронцов был назначен наместником Новороссии в мае 1823 года. Еще до прибытия в Одессу Воронцовы начали скупать земли на юго-западе Крыма, который в то время был малонаселенным и малоизвестным. Алупка была куплена в 1824 году у полковника Феодосия Ревелиотиса , владельца Ливадии и Ореанды . [15] К тому времени у Воронцовых также была собственность в Гурзуфе , Массандре, Ай-Даниле и мысе Марсианском . [16]
Оригинальный дизайн и дух
[ редактировать ]Воронцовский дворец был сдан в эксплуатацию как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссии ( князя Михаила Семеновича Воронцова род. 1782 – умер 1856). [6] Принц был убежденным англофилом. Его отец, Семен Воронцов , был послом Екатерины Великой в Англии, а принц получил образование в Лондоне. Его сестра Кэтрин вышла замуж за английского аристократа и стала хозяйкой одного из величайших загородных домов Англии, Уилтон-хауса . По воцарении Павла I , в 1796 году, Семен Воронцов попал в немилость, а его имения были конфискованы и возвращены только в 1801 году, после воцарения Александра I. Поэтому неудивительно, что он решил прожить со своей дочерью в Англии до самой смерти и что Михаил Воронцов был частым гостем в этой стране. [17]
Воронцов с 1823 года покупал у местных татар землю для своего нового дворца в Алупке; однако приобретение было частью сделки, которая потребовала от Воронцова строительства новой мечети. [18] Часть участка уже была засажена прекрасными деревьями в 1787 году для князя Потемкина английским ландшафтным садовником Уильямом Гулдом в рамках «улучшений» территории Потемкиным в рамках подготовки визита Екатерины Великой после бескровной аннексии Потемкиным Крыма. Россия. [18] Получив право собственности на этот участок, Воронцов немедленно нанял немецкого садовника Карла Кебаха для дальнейшего благоустройства участка и обустройства территории и садов для предполагаемого нового дворца. [19]
В 1824 году архитектору Филиппу Эльсону было поручено построить небольшой дом для проживания семьи Воронцовых на время строительства нового дворца. Сейчас это здание, сильно изменившееся по форме и известное как Азиатский павильон, все еще стоит. [19]
Первоначально принц хотел строго классический дизайн, и планы такого дизайна были выполнены в Честере архитектором Томасом Харрисоном и изменены на месте одесским архитектором Франческо Боффо . [18] Два архитектора ранее вместе работали над проектом официальной резиденции Воронцова в Одессе . [18] На планах Харрисона дворца в Алупке показана классическая вилла на месте корпуса нынешнего дворца со спальнями этажами ниже, на том месте, где сейчас находятся нижние террасы нынешнего дворца. [20] На фасаде сада, обращенном к морю, на плане изображена большая классическая экседра двойной высоты ; Воронцов, должно быть, одобрил эту концепцию, поскольку это была единственная особенность (хотя и преобразованная в исламском стиле), которая была включена из планов Харрисона в новые планы. [19]
Строительство началось в 1828 году, однако было приостановлено в июне 1831 года, прежде чем здание поднялось с фундамента. Возможно, это произошло потому, что главный архитектор Харрисон умер в прошлом году, и работа Боффо в одиночку, возможно, не была вариантом - его изменения в планах Харрисона относительно резиденции губернатора в Одессе были встречены неблагоприятно. [18]
Изменение плана
[ редактировать ]Воронцов много путешествовал по Англии и, несомненно, видел недавно возникший, но ретроспективный якобетский стиль архитектуры – гибрид стилей возрождения, основанный на английских зданиях конца 16 и начала 17 веков, которые, в свою очередь, находились под влиянием стиль английского Возрождения, который с опозданием развился из стиля итальянского Возрождения веком ранее. Воронцов решил пересмотреть проект, чтобы учесть новые тенденции западноевропейской архитектуры. [5]
Этот серьезный переход от классического дизайна к гораздо более сложному стилю возрождения, малоизвестному в России, означал, что Воронцову пришлось найти альтернативного архитектора для реализации нового проекта. Ситуация еще больше осложнялась желанием Воронцова не только иметь свободный якобинский стиль, но и включить мотивы исламской архитектуры. [5] чтобы подчеркнуть восточную направленность, очевидную в Ханском дворце , форте Еникале и другой местной татарской архитектуре. В результате проект должен был подчеркнуть позицию Крыма как места встречи Востока и Запада. Это был радикальный отход от неоклассического направления, которое доминировало в русской архитектуре того периода.
В результате расширения Британской империи аналогичный подход стал набирать популярность и в Британии. Англизированная интерпретация исламской архитектуры представлена Брайтонским королевским павильоном , построенным в 1823 году, и домом Сезинкот , построенным несколькими годами ранее. Оба этих здания во многом опирались на исламские мотивы, которые позже проявились в Воронцовском дворце и были новыми и новаторскими проектами во время визита принца в Англию. [21]
Воронцов поручил британскому архитектору Эдварду Блору перепроектировать и достроить здание. Блор был любопытным архитектором; хотя его работы и были способными, их часто считали пресными и скучными. Выдающийся историк архитектуры Говард Колвин утверждал, что «тупая компетентность пронизывала всю его работу», а эксперт по архитектуре загородных домов Марк Жируар охарактеризовал Блора как «немного скучного». [22] [23] Однако флегматичные и традиционные замыслы Блора вызывали восхищение среди английской аристократии-тори – класса, к которому принадлежала сестра Воронцова и на которого Блор работал в Уилтоне . [24] Англофил Воронцов был также большим поклонником и другом сэра Вальтера Скотта , у которого Блор работал в большом шотландском баронском загородном доме Абботсфорд ; поэтому кажется вероятным, что эти последние связи привели Воронцова к Блору.
Блор уже работал над многими величественными британскими зданиями и парой зданий в колониальной Австралии. [25] Сам Блер в городе Алупку не бывал, [9] однако он был хорошо осведомлен о горном ландшафте и местности этой местности. [25] Строительство возобновилось в 1830 году под руководством коллеги-архитектора Блора Уильяма Ханта.
Архитектура
[ редактировать ]Новый план Блора относительно логистического корпуса был ограничен желанием Воронцова использовать опоры и фундаменты, которые были построены по первоначальному проекту Харрисона; это серьезно ограничивало форму, размер и планировку основных помещений дворца. Однако вместо того, чтобы построить компактную и низкую виллу в классическом стиле, как проектировал Харрисон, план Блора был радикально иным: с сильными чертами английского эпохи Тюдоров на северной стороне и эклектичной смесью западных и исламских черт на южной стороне. Центральный залив южного фасада был вдохновлен мечетью Джумма Масджид в Дели , что позволило гармонично включить в дизайн классическую экседру дизайна Харрисона, когда-то подвергшуюся исламскому преобразованию. [21]
Местами, казалось бы, противоположные архитектурные стили можно рассматривать одновременно; особенно это касается дымоходов, напоминающих исламские минареты. В сочетании с зубчатыми парапетами они добавляют почти мавританский элемент к атмосфере позднего английского Возрождения северного фасада.
Однако именно южный фасад сада демонстрирует наиболее сильное исламское влияние здания; у него плоская крыша, а в центре его увенчивают две башни в стиле минарета. Эти минареты обрамляют массивный центральный залив, который имеет форму выступающего крыльца двойной высоты, в который можно попасть через высокую исламскую подковообразную арку . Внутренняя часть крыльца имеет форму экседры, которая на самом деле представляет собой искусно украшенный открытый вестибюль ; на нем есть надпись : Шахада : «Нет Бога, кроме Аллаха» на арабском языке . [5] Крыльцо окружено двумя короткими крыльями, каждое из которых имеет два пролета и украшено чугунными балконами и верандами с видом на террасы и их скульптуры.
В то время как проекты corps de logis были ограничены основами более раннего плана Харрисона, второстепенные крылья и участки - нет. Полностью отказавшись от концепции Харрисона о спальнях, расположенных на террасах под корп-де-логис, помощник архитектора Блора, Хант, остановил свой выбор на типичных обширных флигелях и помещениях для прислуги 19-го века английского загородного дома . [27] Они в полной мере использовали уклоны и топографию местности и своими дворами стали напоминать небольшой средневековый укрепленный город с башнями и высокими зубчатыми стенами. Нигде это не проявляется так очевидно, как в Шуваловском проезде — закрытом проезде для карет, зажатом между высокими стенами двух крыльев, ведущем от замковой Западной сторожки к привокзальной площади перед северным фасадом. [28] Проход, извивающийся под высокой стеной и башнями и даже проходящий под мостом, больше напоминает улицу средневекового города, чем подход к загородному дому. [29]
Строительство
[ редактировать ]Воронцов привез тысячи своих крепостных из Московской , Владимирской и Воронежской губерний Российской империи . Для строительства дворца [1] [25] Эти неоплачиваемые рабочие выполняли всю работу вручную, используя только примитивные ручные инструменты. [25] Для помощи в строительстве также были привлечены каменщики. блоки дворца Тесаные были изготовлены из местного диабаза зеленовато-серого оттенка . [30] выбран из-за своего уникального цвета, гармонирующего с цветами окружающего горного ландшафта и лесной зелени. [25] Все остальные строительные материалы были импортированы из-за пределов Империи. [30]
Одной из первых из многих комнат дворца, которые были завершены, была главная столовая , построенная с 1830 по 1834 год. Главное центральное крыло особняка было построено с 1831 по 1837 год. Между 1841 и 1842 годами бильярдная была построена , примыкающая к столовая. С 1838 по 1844 год были построены гостевое крыло, восточное крыло, башни, служебное крыло и парадный вход. Последним построенным крылом особняка было крыло библиотеки; он строился с 1842 по 1844 год. Оставшиеся четыре года строительных работ были потрачены на внутреннее убранство дворца. [30]
Уильям Хант, местный архитектор, нанятый для наблюдения за проектом Блора, оставаясь верным общим планам Блора, не боялся их изменять. В частности, Западная сторожка, главный подход ко дворцу, должна была иметь восьмиугольные башни, но Хант перепроектировал сторожку в стиле английского замка 14-го века, с массивными круглыми башнями и машинами , почти идентичными башням в замке Бодиам. , Восточный Суссекс. [26]
После завершения строительства дворца Хант остался в Алупке, работая над рядом проектов внутри и вокруг усадьбы, строя длинные каретные проезды, дороги и улучшая конструкции садов, окружающих дворец. Одним из крупнейших его проектов была пристройка к самому дворцу Шуваловского флигеля, который должен был стать летней резиденцией дочери Воронцовых графини Софьи Шуваловой и ее детей, графиня жила отдельно от мужа. [31] Это крыло соединяло дворец с западной сторожкой и образовывало закрытый Шуваловский проезд, ведущий к главному входу. Хант оставался на службе у принца до его выхода на пенсию в 1852 году. [32]
Интерьер
[ редактировать ]Дворец состоит из 150 комнат, полы в главных из которых отделаны деревянными панелями . [33] Внутри corps de logis Блор намеревался следовать английской традиции XIX века, состоящей из отдельных мужских и женских помещений для приемов; с библиотекой, столовыми и бильярдной комнатой слева от центрального зала для мужчин и огромной гостиной справа для женщин. [34] Такое расположение зон с обозначением пола стало популярным в викторианской Англии; однако его намерением было не разделить полы, а скорее определить обстановку - в мужских зонах, как правило, была тяжелая дубовая мебель и темные «турецкие» ковры , тогда как в женских зонах была более изысканная мебель из палисандра, ковры Обюссона и из ситца. мягкая мебель . [35] Однако по неизвестным причинам эта концепция так и не была реализована, и женская часть дома была расширена до мужской территории: предполагаемая бильярдная стала будуаром графини, а кабинет стал еще одной небольшой гостиной для женщин. Над этими комнатами с видом на море располагались семейные спальни.
После того, как женщины заявили права на основные помещения корпуса логиса, библиотека и столовая были перенесены во второстепенное крыло, построенное намного позже. [33] Это вторичное крыло соединено с западной частью корпуса большой лоджией с аркадой; Первоначально открытый, теперь он застеклен и известен как Зимний сад. Более позднее вторичное крыло, известное как Шуваловское крыло (названное в честь зятя Воронцова, графа Шувалова), не входило в первоначальный план Блора и было спроектировано его помощником Уильямом Хантом. [31]
Сейчас здесь находится музей, состоящий из нескольких комнат, наиболее примечательными из которых являются синяя комната, ситцевая комната, столовая и китайский кабинет. [6] Музей занимает первые восемь залов первого этажа, в которых представлено более 11 000 экспонатов, в том числе гравюры XVIII века, картины XVI-XIX веков, в том числе с изображением крымских сценариев армянского Ивана мариниста Айвазовского , а также мебель русских мастеров. мастера по дереву 19 века. [10]
Библиотека, последняя из завершенных комнат дворца, основана на собственной библиотеке сэра Вальтера Скотта, что свидетельствует о личной дружбе Блора со Скоттом. [36] Внутри библиотеки представлено около 6000 литературных и музыкальных произведений XVIII и XIX веков. [6] Деревянные изделия интерьера, включая двери, панели и потолки, выполнены из дуба . Стены украшены тканями с рисунками голландских, фламандских , французских и итальянских художников. Готические камины дворца сделаны из полированного диабаза.
Основания
[ редактировать ]Дворец окружен садами и парком; эти территории площадью 40 гектаров (99 акров) [10] заложил немецкий ландшафтный садовник Каролус Кибах. [11] в первой половине XIX века в виде амфитеатра с широкими открытыми пространствами и садами, высаженными вдоль дорожек. [6] Дорожки усыпаны 29 мешками цветного камня из крымского поселка Коктебель . [6]
Крупнейшие работы по благоустройству территории дворца были выполнены в период с 1840 по 1848 год с помощью солдат, которые также помогали в формировании и выравнивании террас, проложенных перед южным фасадом дворца. [25] Фауна была завезена из разных мест по всему миру, включая Средиземноморье , Америку и Восточную Азию. [3] Флора , завезенная более 150 лет назад, до сих пор насчитывает почти 200 видов. [3] [10]
Кибах спроектировал парк таким образом, чтобы он включал в себя местную растительность, горные источники и близлежащие скалистые массивы. [10] Помимо зарубежных видов растений, завезенных из Средиземноморья, как Северной и Южной Америки, так и из Восточной Азии. [3] Сегодня в парке по-прежнему растет более 200 экзотических видов деревьев и кустарников, в том числе самые разнообразные пальмы , кустарники олеандра , лавры , кипарисы , оливковые деревья, вечнозеленая калина и многие другие. [10]
Летом 1848 года дворец и его территория были расширены за счет добавления трех пар белых мраморных львов; эта скульптура была помещена рядом с широкой лестницей, ведущей на террасы дворца. [25] Каждая из статуй итальянского скульптора Джованни Боннани изображена в разной позе: пара «спящих львов» внизу ступенек, «пробуждающиеся львы» в центре и «стоящие львы Медичи » наверху, ближайший к лестнице. дворец. [37]
Через парк проходит прибрежная трасса Крыма, разделяющая его на верхнюю и нижнюю части. [10] В верхнем парке преобладают горные источники, а также местные леса южного побережья и скопления иностранных деревьев. Особенностью верхнего парка является фонтан Трилби, установленный здесь в 1829 году. [10] Нижний парк выполнен в стиле итальянского сада эпохи Возрождения . [10]
Влияние
[ редактировать ]Строительство летней резиденции Михаила Воронцова в Алупке настолько впечатлило царя Николая I , что он решил построить собственное семейное убежище в соседней Ореанде . В сентябре 1837 года царь и царица впервые посетили Крым. Наместник принимал их в своей новой резиденции в Алупке. Впечатленная дворцом и его обстановкой, императрица прусского происхождения заказала Карлу Фридриху Шинкелю , берлинскому архитектору, проект новой резиденции. Его дизайн предусматривал поразительное сочетание элементов греческого и египетского возрождения. Дворец должен был расположиться на скалистом берегу в Ореанде. Придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер предложил менее дорогой проект, который был принят. Царский дворец был построен в 1843–1853 годах под руководством Уильяма Ханта и одесского архитектора Комбиоджио. Это здание было разрушено пожаром 1882 года, от него осталась только мраморная ротонда. Следующий император Александр II перенес царскую резиденцию в Ливадия . [38]
Строительная деятельность Воронцова положила начало традиции императорской резиденции в этом районе, что привлекло многих представителей российской элиты к строительству вилл и дворцов в Крыму. Одним из первых таких зданий стал Гаспрский дворец, спроектированный Уильямом Хантом в 1830-х годах для князя Александра Голицына , одного из самых доверенных советников Александра I. Проект Блора вдохновил еще одну прямую имитацию на восточном берегу Черного моря: дворец Дадиани в Зугдиди , который был построен по заказу последней принцессы Мегрелии в 1873 году и во время русской революции принадлежал дому Мюратов . [39] Неомавританские архитектурные элементы были также включены в дизайн королевских вилл в Дюльбере и Ликани .
Владельцы и жильцы
[ редактировать ]- Граф, впоследствии (1845 г.) князь Михаил Воронцов (30 мая 1782 — 18 ноября 1856), наместник Новороссии , строитель дворца. Он прославился своими успехами в наполеоновских войнах. Будучи наместником Кавказа с 1844 по 1853 год, он руководил ведением Кавказской войны . Завершив строительство дворца, Вороцов, страдавший теперь прогрессирующей слепотой, пробыл там мало времени. Его обязательства перед расширяющейся Российской империей привели его в Тифлис ; там он вел войны с восставшими местными племенами. [40] Пожилой Воронцов, убежденный англофил, был особенно огорчен началом Крымской войны , которую в Англии активно продвигал его английский племянник Сидней Герберт . Смущенный и огорченный, он удалился из общественной жизни в частную жизнь Одессы. [41] Воронцов умер в 1856 году, дожив до подписания Парижского мира . Могила Воронцова в Одесском соборе была разрушена советскими властями, но его останки пережили советскую эпоху и были возвращены в недавно восстановленный собор в 2005 году.
- Графиня, позже принцесса Елизавета Воронцова (19 сентября 1792 - 27 апреля 1880), дочь графа Францишка Ксаверия Браницкого от Александры фон Энгельгардт , одной из племянниц и наследниц князя Потемкина , основателя Новороссии (который был бездетным). Она была одной из многих польских дворянок, вышедших замуж за русских аристократов в краткий период «польского чара», когда Александр I публично завел роман с Марией Четвертыньской , а его наследник Константин был влюблен в ее сестру Иоанну Вышковскую . Сосланный на Черноморское побережье после дела Габриелиады , Александр Пушкин ухаживал за Элизой Воронцовой в Одессе и адресовал ей несколько стихотворений. Видимо, возмущаясь его заигрываниями, графиня пожаловалась мужу, который сослал его молодого соперника в северную деревню . После смерти мужа Елизавета редко посещала Алупкинский дворец, предпочитая жить в Одессе.
- Князь Семен Воронцов (23 октября 1823 — 6 мая 1882), единственный сын и наследник князя Михаила. Он с отличием служил под началом своего отца на Кавказе и фигурировал в Льва Толстого повести «Хаджи Мурат» , как и его жена и отец. 26 августа 1851 года он женился в Алупке, вопреки желанию родителей, на столыпиной, урожденной княгине Трубецкой, некогда славившейся своей сияющей красотой. Супруги сочли расходы на содержание дворца слишком высокими, и после различных сбережений они редко посещали Крым. После бесплодной смерти Семена вдова разграбила из дворца многие приписанные ему предметы обстановки и картины. [42] и поселилась на авеню дю Буа де Булонь с герцогом ди Монтельфи, ее сыном от предыдущего брака.
- Графиня Софья Шувалова (1825–15 августа 1879), дочь князя Михаила и княгини Елизаветы. В 1844 году она вышла замуж за графа Андрея Шувалова, владельца Парголово (не путать с другой ветвью рода Шуваловых , чьей родовой резиденцией был замок Рухенталь в Курляндии ). Брак не был счастливым, что вынудило ее жить отдельно от мужа, который умер в доме другой женщины в 1876 году. С 1850-х годов София и ее дети использовали Алупку как загородное убежище, занимая длинное Западное крыло, теперь названное в их честь. Шуваловский флигель, а остальную часть дворца занимал ее брат князь Семен.
- Граф, позже (1882 г.) князь Павел Воронцов-Шувалов (1846–1885), сын Софьи Шуваловой и внук Михаила Воронцова, унаследовал практически пустой дворец и воронцовский титул после смерти своего дяди в 1882 году. Он умер через три года. позже. Его жена Елизавета Столыпина, урожденная баронесса Пилар фон Пильхау, пережила его на 54 года. У них не было детей. Императорским указом от 7 июля 1882 г. Алупка была назначена центром Воронцовского майората , который должен был передаваться по наследству в праве первородства . [43]
- Граф Михаил Шувалов (7 июля 1850 г. - 5 января 1904 г.) унаследовал наследное имение в 1885 г. от своего брата графа Павла. 12 февраля 1886 года император разрешил ему пользоваться княжеским титулом и именоваться князем Воронцовым-Шуваловым. Он был холостяком и жил за границей. После его смерти титул князя Воронцова ( светлейшего высочества ) угас.
- Графиня Елизавета Воронцова-Дашкова (25 июля 1845 – 15 июля 1924), старшая сестра Павла и Михаила Шуваловых. Она была последней частной владелицей дворца и восстановила большую часть его былого великолепия, выкупив большую часть прежней обстановки и спокойно живя там со своим мужем, графом Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым , отпрыском единственной сохранившейся ветви династии. Семья Воронцовых. В начале Первой мировой войны граф Илларион был генерал-губернатором Кавказа. Умер в Алупке в 1916 году.
Графиня Елизавета Воронцова-Дашкова жила во дворце до апреля 1919 года. [44] Во время великой эвакуации Крыма русскими белыми она отплыла на Мальту на борту британского корабля. Ее сопровождали внуки из семьи Шереметевых, в том числе граф Николай Шереметев, который позже женился на княгине Ирине Юсуповой (Бебе). Среди потомков Елизаветы также актриса Анна Вяземская .
Более поздняя история
[ редактировать ]Через четыре года после Октябрьской революции , в 1921 году, дворец был национализирован , после чего превращен в музей. Он занимал главное, обеденное и библиотечное крыло здания. [5] Помимо конфискованного государством имущества Воронцовых, в музее также были представлены экспонаты национализированных имений Романовых , Юсуповых и Строгановых , имевших поместья в окрестностях. [5] В 1927 году в Шуваловском флигеле дворца разместился санаторий «10 лет Октября», а в главном вестибюле дворца разместились алупкинская курортная поликлиника и лечебные ванны. [5]
Когда в 1941 году Советский Союз вступил во Вторую мировую войну , большую часть экспонатов музея в целях безопасности эвакуировали из Алупки. Однако около 537 художественных и графических экспонатов (в том числе картины временной выставки из Государственного Русского музея и Симферопольского художественного музея ), 360 предметов декора здания, наборы уникальной мебели, серия исторических книг были похищены немецко- оккупантскими войсками . , [3] убыток в 5 миллионов рублей . что составило на тот момент [40] [45]
Во время войны Адольф Гитлер подарил дворец в награду фельдмаршалу Эриху фон Манштейну , который сделал его личным штабом. Это объясняет, почему дворец так хорошо сохранился. [6] Позже здание было преобразовано в музей офицеров Вермахта , дислоцированных в Крыму и его окрестностях. [45] Первоначально нацисты планировали взорвать дворец, но быстрое продвижение Отдельной береговой армии и поддержка ялтинских партизанских отрядов во время Крымской наступательной операции спасли дворец от разрушения. [45]
С 11 по 14 февраля 1945 года Ялтинская конференция проходила в соседнем, бывшем императорском Ливадийском дворце ; это было между представителями Соединенных Штатов, Великобритании и Советского Союза. Уинстон Черчилль и часть [46] члены его британской делегации получили временное место жительства в Воронцовском дворце. [9] За две недели строители отреставрировали 22 комнаты в главном дворце, 23 комнаты в Шуваловском флигеле, [38] и даже пересадил дворцовые сады. Архитектурный стиль дворца в английском стиле заслужил похвалу самого Черчилля: [9] Львы Медичи в саду настолько захватили Черчилля, что позже он спросил Сталина, может ли он забрать их домой; Сталин отклонил эту просьбу. [47]
Обстановка нашего жилища впечатляла... За виллой, наполовину готической, наполовину мавританской, возвышались горы, покрытые снегом, завершающиеся самой высокой вершиной Крыма. Перед нами лежала темная гладь Черного моря, суровая, но все же приятная и теплая даже в это время года. Вход в дом охраняли резные белые львы, а за двором раскинулся прекрасный парк с субтропическими растениями и кипарисами.
- Уинстон Черчилль , Триумф и трагедия: Вторая мировая война, Том 6 , 1953 г. [48]
После войны дворец использовался как летняя резиденция советской тайной полиции , а затем как торговый санаторий. [6] В 1956 году дворец вновь был преобразован в музей. [4] [49] а два года спустя он был расширен за счет произведений искусства. Однако большая часть произведений искусства, разграбленных во время войны, так и не была возвращена, в музей был возвращен лишь небольшой фрагмент прежней коллекции. [5] В 1965 году дворец был включен в состав «Алупкинского дворцово-паркового комплекса». [3] национальный исторический заповедник, в который также входит Массандровский дворец в соседней Массандре , построенный в стиле замка Людовика XIII для царя Александра III . [50]
Хотя дворец пережил годы износа и войн, одно из крыльев дворца теперь находится под угрозой обрушения в Черное море внизу. [9] В библиотеке, в которой хранится почти 10 000 книг и рукописей, начали появляться трещины. [9] Хотя Эдвард Блор имел современную дренажную систему, встроенную в фундамент дворца, годы запустения, прибрежная эрозия и строительство близлежащей канализационной трубы в 1974 году помогли увеличить вероятность оползня. [9] Еще одна потенциально надвигающаяся катастрофа связана с сторожкой в средневековом стиле недалеко от западной стороны дворца. [9]
Галерея
[ редактировать ]- Деталь южного фасада.
- Деталь южного фасада.
- Вход на дворцовый двор в стиле средневекового английского замка.
- «Львиные» ступени поднимаются по террасам.
- Одна из искусственных субтропических террас под дворцом.
- Голубая гостиная с замысловатой лепниной на стенах.
- Дубовый потолок столовой с ремнями и подвесками в стиле английского Тюдора.
- Бильярдная в готическом стиле, примыкающая к столовой.
- Замысловатый деревянный потолок небольшой Китайской комнаты, также известной как Китайский кабинет.
- Консерватория.
См. также
[ редактировать ]- Воронцовский дворец (значения) , список одноимённых дворцов, построенных для семьи Воронцовых
- Список исторических заповедников Украины
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ The Alupka Palace ( Ukrainian : Алупкінський палац ; Russian: Алупкинский дворец ) name was contrived during Soviet times [1] убрать упоминание о Воронцовых дворянском роде .
Сноски
- ^ Перейти обратно: а б Chernov 1986 , p. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Ивченко & Parkhomenko 2010 , p. 290.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Жариков 1983–1986 , с. 299.
- ^ Перейти обратно: а б с Маликенайте 2003 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Воронцовский дворец» . Забытки (на украинском языке) . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Воронцовский дворец» . Крым.ру (на русском языке). 31 октября 2008 года . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Гилберт 1992 , с. 817.
- ^ Бретт, стр?
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уоррен, Маркус (28 октября 2000 г.). «Воздушным замкам Крыма грозит крах» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Воронцовский дворец и Алупкинский парк» . Солнечный . Крым Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Широков О. «Алупкинский парк» . Крымские достопримечательности . Таврический национальный университет. Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ «Воронцовский дворец» . архитектурный портал Крымский . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ Бунин Иван. «Длинная аллея, ведущая к берегу» . Иван Алексеевич Бунин (на русском языке). Bunin.niv.ru . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ "Классика: Вигель Филипп Филиппович. Записки" . az.lib.ru . Retrieved 16 October 2016 .
- ^ Е. И. Индова. Крепостное хозяйство в начале XIX века. Moscow, 1955. Page 36.
- ^ Т. Брагина, Н. Васильева. Путешествие по дворянским имениям южного берега Крыма. Таврия, 2001. Стр. 113.
- ^ Бретт (2005) , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бретт (2005) , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт (2005) , с. 58.
- ^ Бретт (2005) , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт (2005) , с. 70.
- ^ Колвин, стр. 30
- ^ Жируар, стр. 51.
- ^ Бретт (2005) , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Алупкинский дворец» . Воронцов Михаил Семенович (на русском языке). voroncov.net . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт (2005) , с. 99.
- ^ Бретт (2005) , с. 78.
- ^ Бретт, стр. 95.
- ^ Бретт (2005) , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с Жариков 1983–1986 , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт (2005) , с. 111.
- ^ Бретт (2005) , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт (2005) , с. 80.
- ^ Бретт (2005) , с. 81.
- ^ Жируар, Жизнь в английском загородном доме, стр. 292.
- ^ Порт, М.Х. «Блор, Эдвард». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/2679 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Жариков 1983–1986 , с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б Блок 2010
- ^ «Династия Дадиани» . dadiani.si.edu . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бретт (2005) , с. 21.
- ^ Бретт (2005) , с. 22.
- ^ Бретт (2005) , с. 132.
- ^ С. В. Любимов. Титулованные роды Российской империи. СПб, 1910.
- ^ Из сокровищ Алупкинского дворца-музея / Публ. Г. Г. Филатовой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. – М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2009. – [Т. XVIII]. – С. 560—564.
- ^ Перейти обратно: а б с «Воронцовский дворец-музей» . Музеи мира (на русском языке). 22 марта 2011 года . Проверено 4 марта 2012 г.
- ^ Уинстон Черчилль (1985) [1954]. Триумф и трагедия : Вторая мировая война, Том 6 . Пингвин . стр. 302–303. ISBN 978-0-14-008616-4 .
- ^ Линдси Хьюз. «Башни Крымской Тартарии (Рецензия)» . Великобритания – Россия Обзоры . gbrussia.org. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Черчилль, Уинстон (1986). Триумф и трагедия: Вторая мировая война, Том 6 . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 303. ИСБН 978-0-395-41060-8 . Проверено 11 марта 2012 г.
- ↑ Ivchenko & Parkhomenko 2010 , p. 292.
- ^ «Крымское республиканское учреждение «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» » . Министерство культуры Автономной Республики Крым (на русском языке). Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 23 февраля 2012 г.
Библиография
- Бретт, CEB (2005). Башни Крымской Тартарии: английские и шотландские архитекторы и мастера в Крыму, 1762–1853 гг . Донингтон , Линкольншир: Шон Тайас. ISBN 978-1-900289-73-3 .
- Чернов, Владимир (1986). Южный берег Крыма: Путеводитель (на русском языке). Москва: Планета.
- Гилберт, Мартин (1992). Черчилль: Жизнь . Макмиллан . ISBN 978-0-8050-2396-1 .
- Ивченко, АС; Parkhomenko, ОА (2010). Украина. Фортеци, замки, palatsy (в Украину). Киев : Картогрифа. ISBN 978-966-475-375-0 .
- Маликенайте, Рута (2003). Путешествие по Крыму . Киев : Балтия Дрик. ISBN 966-96041-9-2 .
- Плохий, Сергей (2010). Ялта: Цена мира . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-670-02141-3 .
- Жариков Н.Л. (1983–1986). «Воронцовский дворец, 1830–1846» . Памятники градостроительства и архитектуры УССР . Том. 1–4. Киев : Будивельник. LCCN 84179019 .
- Жируар, Марк (1978). Жизнь в английском загородном доме . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02273-5 .
- Жируар, Марк (1979). Викторианский загородный дом . Издательство Йельского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Официальный сайт» . Алупкинский дворцово-парковый музей- заповедник . Проверено 29 июля 2011 г.
- "Дворец М.Воронцова, Алупка : дворцы" . Энциклопедия достопримечательностей . Проверено 29 июля 2011 г.
44 ° 25'11 ″ с.ш. 34 ° 3'19 ″ в.д. / 44,41972 ° с.ш. 34,05528 ° в.д.
- Дворцы в Украине
- Музеи Крыма
- Архитектура мавританского возрождения в Украине
- Дворцы мавританского возрождения
- Архитектура эпохи Тюдоров
- Шотландская баронская архитектура
- Архитектура готического возрождения в Украине
- Исторические дома-музеи Украины.
- Дома построены в 1848 году.
- Здания Эдварда Блора
- Здания и сооружения в Ялте
- Алупка
- Памятники культурного наследия федерального значения в Крыму
- Туристические достопримечательности Крыма