Alexander Nikolaevich Golitsyn
Князь Александр Николаевич Голицын (19 декабря 1773 — 4 декабря 1844) — государственный деятель Российской империи , в 1803—1816 занимал пост обер-прокурора , а в 1816—1824 — министра просвещения , действительный тайный советник 1-го класса (1841 г.). Доверенное лицо Александра I , до конца жизни ценившее его «близостью и советами». [2]
Происхождение и молодость
[ редактировать ]Единственный сын гвардейского капитана князя Николая Сергеевича Голицына (линия Алексеевичей) от третьего брака с Александрой Александровной Хитрово (1736–1796), внуком московского губернатора Сергея Алексеевича Голицына (1695–1758). Овдовевшая через две недели после рождения сына мать в 1776 году вышла замуж за отставного майора Михаила Кологривова. К сыну она относилась строго и холодно, но влиятельная придворная дама Марья Перекусихина влюбилась в «веселого и острого» мальчика и по приказу Екатерины II в 1783 году был зачислен в Пажеский корпус, переехавший из Москвы в Петербург. [2]
Основное внимание уделялось обучению светскому общению, французскому языку, фехтованию, танцам и верховой езде.
Таким образом, с младенчества князь Голицын имел доступ ко двору, где сначала его ценили как участника детских игр великих князей — Александра и Константина , а затем — как остроумного и умного господина. Его брат (по отцу) Михаил Голицын, занявший место ярославского губернатора, построил под городом имение Карабиха (ныне музей-заповедник).
Другой брат (по матери), Дмитрий Кологривов, сопровождал низкорослого князя Голицына в его проказах. Оба брата очень умело подражали манерам и выговорам других. Граф Федор Толстой писал: [3]
Князь Голицын, воспитанный при дворе и только для двора. Имея от природы острый ум, он особенно отличался умением передразнивать и подражать голосам других, да так, что в другой комнате нельзя было не обмануться и не принять его за того, кому он подражал.
Карьера
[ редактировать ]После окончания Пажеского корпуса в 1794 году он был принят поручиком в Преображенский полк . Но через год он вернулся ко двору и стал камер-юнкером малого двора великого князя Александра Павловича, а в 1796 году был переведен при большой императорский двор. В 1799 году он получил чин камергера и в том же году стал кавалером ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В том же году он был выслан из Санкт-Петербурга императором Павлом I по неизвестной причине.
После восшествия на престол Александра I князь Голицын, как близкое к нему лицо, был назначен сначала обер-прокурором I, а затем III департаментов Сената, а затем 21 октября 1803 г. император, вступил в должность обер-прокурора Святейшего Синода . В 1810 году, сохранив прежнюю должность, он стал главой иностранных конфессий, в 1816 году — министром просвещения .
Отчасти под влиянием Родиона Кошелева, этого эпикурейца и вольтерианца екатерининского воспитания, избранного в 1806 году членом Российской академии , обратился к благочестию с ярко выраженной сентиментально-мистической окраской. Он легко брался разъяснить императору сложнейшие богословские вопросы, хотя историю религии знал поверхностно и считал истинное христианство «туманным сентиментальным пиетизмом, смешанным с православными догматами, различными еретическими и сектантскими учениями». [2] Московский митрополит Филарет вспоминал:
Когда император назначил [князя Александра Голицына] обер-прокурором, он сказал: «Как я могу быть обер-прокурором Синода? Вы знаете, что у меня нет веры». – «Ну полный, озорной, опомнись». «Когда, – говорил Голицын после, – я увидел, что члены Синода делают дело серьезно... и я стал серьезнее, уважительнее относиться к делам веры и Церкви; когда через год или два я спросил себя: делать ли это?» Верю? – Я видел, что верю, как верил в детстве».
— Из воспоминаний святителя Филарета // Русский архив — 1906 — № 10 — С. 214
Провозгласив благочестие основой истинного просвещения, Голицын взял курс на клерикализацию образования, которую под его руководством ревностно проводили Михаил Магнитский и Дмитрий Рунич. Он с подозрением относился к современной литературе, что выражалось в крайней цензуре.
Этого «младенца» в деле веры постоянно обманывали разные фанатики и дикари; он искал «излияния Святого Духа» и откровений, всегда гоняясь за пророками и пророчицами, за знамениями и чудесами: то «слушал пророческое слово» при кнуте Татариновой, то жаждал возложения руку нового Златоуста – Фотия, затем исцелял одержимых, затем удостоверялся мистический экстаз, чтобы испытать подобие страданий Спасителя от игл терновника.
— Великий князь Николай Михайлович [2]
После того, как в 1817 году отделы духовных дел и народного просвещения были объединены в одно министерство – Министерство духовных дел и народного просвещения – Голицын стал главой последнего, но был освобожден от должности обер-прокурора. С 1810 года Александр Голицын был членом Государственного совета , а в течение 1839–1841 годов — председателем Общих собраний. Он был одним из немногих, кому была доверена тайна отречения Константина Павловича . Он возглавлял Благотворительное общество , принимал участие в организации Общества стражей тюрем и других филантропических начинаниях.
Помимо реформы духовных школ, при князе Голицыне произошло учреждение Русского библейского общества , которое под председательством князя перевело Библию на русский язык и распространило более 400 000 ее экземпляров. Сотрудники этого общества Попов, Магнитский, Рунич и Кавелин были назначены Голицыным руководить высшим образованием, где они насаждали клерикализм ; многие профессора были уволены за неблагочестие. Магнитский потребовал полностью закрыть для него отделение Казанского университета . Хотя триумф реакции было принято связывать с приходом Голицына во главе министерства, именно при нем были созданы Петербургский университет и Ришельевский лицей.
9 августа 1821 года российский император Александр I учредил Сибирский комитет, в его первый состав был включен граф Голицин. [4] [5]
Чтобы нейтрализовать влияние Александра Голицына на императора, Алексей Аракчеев возглавил при нем интригу с участием митрополита Серафима и архимандрита Фотия , которые убедили Александра I, что управление Голицына вредно для церкви и государства. Его враги восторжествовали 27 мая 1824 года, когда князь Голицын должен был уйти в отставку по обоим ведомствам, сохранив за собой только звание начальника почтового ведомства. Он занимал последний пост при Николае I , который ценил в Голицыне «самого верного друга своей семьи». [2] С годами его религиозность только усилилась. Современник вспоминает:
[В домовой церкви Александра Николаевича было] подобие гробницы, поставленной у подножия огромного деревянного креста; На гроб была положена плащаница, на этой плащанице были представлены разного рода кресты, подаренные князю в разное время. Вместо паникадила перед гробом из малинового стекла выполнен образ человеческого сердца, и в этом сердце горит неугасимый огонь. В этой уединенной каморке императора Александра манили князем и светлой памятью. [6]
В 1843 году граф Голицын из-за ухудшения зрения покинул столицу и удалился в Крым, где и умер в своем имении Гаспра . [1] В том же Голицынском дворце Лев Толстой позже написал роман « Хаджи-Мурат ». Похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре.
Личная жизнь
[ редактировать ]Голицын всю жизнь был холостяком и был известен своими интимными отношениями с мужчинами . [7] [8] Николай Языков в письме 1824 года приводит анекдот, «как будто государь вызвал известного содомита Бантыш-Каменского и приказал ему составить список всех своих знакомых по этой части, что Бантыш-Каменский представил ему такой список , начиная с министра просвещения, затем был канцлер и так далее... После этого он имел аудиенцию у императора и засвидетельствовал ему присягу в истинности своего доклада». [9] Александр Пушкин высмеял Голицына в эпиграмме «Вот хвост-защитник...». Еще более пристрастно вспоминает Голицына знаменитый мемуарист и гомосексуалист Филипп Вигель : «Не краснея, о нем нельзя говорить, я больше ничего не скажу: я не собираюсь пачкать эти страницы его глупостью, его подлостью и пороками». ".
Слушания
[ редактировать ]Князь Александр Голицын составил для императрицы Елизаветы Алексеевны «Мнение о различии Восточной и Западной церквей, с историей их разделения», которое было опубликовано только в 1870 году.
Встреча с шотландскими миссионерами
[ редактировать ]Источник: [10]
26 мая 1818 года доктор Роберт Росс, доктор медицинских наук, недавно рукоположенный служитель, представляющий Эдинбургское (позже шотландское) миссионерское общество, отплыл из Лейта со своей новой женой и другими миссионерами, господами Греем и Лидделлом, а также мистером и миссис Макферсон, в Санкт-Петербург , Россия. Поручение Роберта Росса должно было отправиться к калмутским (sic Kalmat ) татарам (sic татарам ) с основной целью перевода Ветхого Завета на татарский (sic) или турецкий язык и пересмотр перевода Нового Завета для второе издание. Для этой цели предлагалось создать в Астрахани типографию .
Они прибыли в Астрахань 14 февраля 1821 года. Конечной целью доктора Росса, направлявшегося в Астрахань, была вылазка на Крымский полуостров , чтобы распространить здесь благую весть о Евангелии Христовом.
В письме князя Голицына (так в оригинале), государственного министра и президента Русского библейского общества , излагались их обязанности и предлагалась им полная поддержка и охрана, а также рекомендательное письмо губернатору Крыма . В письме принца он пишет:
Целью вашего визита в Крым является создание учреждения для обучения татарских (так в оригинале) детей, а далее говорится, что для обучения этих детей необходимо иметь добровольное разрешение родителей и принимать учитывая местные обстоятельства. Как только все это будет оценено, принц изложит всю идею императору.
Далее в своем письме он писал:
Самое важное для вас наблюдение: избегайте в каждом случае выглядеть якобы миссионерами. Это наименование никогда не употребляется отдельными иностранными духовными наставниками в Российской империи , хотя их целью может быть провозглашение и распространение христианской истины среди тех, кто не принадлежит к христианской религии.
Затем он спрашивает, как бы они себя назвали, и заканчивает свое письмо такими словами:
мое искреннее желание состоит в том, чтобы Господь был вашим Советником и Направителем во всех ваших шагах, чтобы тем самым прославлялось имя Его и содействовали временным и вечным интересам татар (sic) жителей Крыма .
Поскольку князь Голицын (так в оригинале) дал добро на создание Академии, а миссионеры находились под охраной российского правительства, было совершенно необходимо придерживаться целей, изложенных князем в его письме. Доктор Росс, преподобные Глен и мистер Каррутерс откладывали свое путешествие, насколько могли, но в конце концов прибыли в Симферополь (так в оригинале) 15 июня 1821 года.
К августу 1824 года Академия не была создана, и доктор Росс так и не вернулся в Крым . Он писал из Астрахани о переменах, так как там больше не принимали миссионеров и народ больше не принимал печатные книги и трактаты. Произошли перемены в правительстве и в Санкт-Петербурге , поскольку князь Голицын (так в оригинале) больше не был государственным министром или президентом Библейского общества. Другие церковники были высланы из Империи, и в июне 1825 года все миссионеры находились в Москве, а четыре недели спустя они отправились из Санкт-Петербурга и отплыли в Лейт.
Награды и почести
[ редактировать ]- Русский
- 1799 г. – Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Командорский крест;
- 1804 г. — Орден Святой Анны I степени;
- 1814 — Орден Святого Александра Невского ;
- 1826 — Орден Святого Владимира I степени;
- 1826 — Орден святого апостола Андрея Первозванного ;
- 1826 г. – Бриллиантовый орден святого апостола Андрея Первозванного;
- 1830 – канцлер Российских орденов;
- 1831 — Орден Белого Орла ;
- 1831 — Орден Святого Станислава I степени;
- 1834 – Портрет Императора Государя с бриллиантами;
- 1838 г. – Знак «За XL лет безупречной службы»;
- 1842 г. – Пенсия по приказу святого апостола Андрея Первозванного.
- Иностранный
- 1842 г. — Орден Черного Орла (Пруссия).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сейчас — городской округ Ялта ( Ялтинский городской совет ) в Крыму.
- ^ Jump up to: а б с д и Русские портреты XVIII и XIX веков. Том 2, № 48. Том 5, № 214
- ^ Федор Толстой. Записки графа Федора Толстого, товарища президента Императорской Академии художеств // Русская старина, 1873 – Том 7 – № 1 – С. 24–51
- ^ Сибирский комитет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) - Санкт-Петербург, 1890–1907.
- ^ Сибирский комитет // Большая Российская энциклопедия : [в 35 томах] / Главный редактор Юрий Осипов – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004–2017
- ↑ Рассказы Александра Голицына в записи Юрия Бартенева. Архивировано 3 ноября 2013 г. в Wayback Machine // Русский архив, 1886, № 3.
- ↑ См . комментарий к эпиграмме Александра Пушкина «Вот хвост-защитник...»
- ^ Игорь Конь (2001). «Глава 9. Был ли гомосексуальность на Святой Руси?» . Небесная любовь: историко-научный взгляд на однополую любовь . Санкт-Петербург: Продление жизни. Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Nikolay Yazykov. Poems: Poet Library – Soviet Writer, 1988 – Page 515
- ^ Росс, Роберт (1792–1862). «Журнал доктора Росса (1818-1852)». Проводит Д. Гиблин, Варунга, Новый Южный Уэльс, Австралия . Копия сделана миссис Сарой Рид, дочерью доктора Ресса, с оригинала, который позже сгорел во время катастрофического пожара в Боурале в 1909 году.
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Федоров. Голицын // Православная энциклопедия – Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006 – Том XI – 695–697 страниц – 752 страницы – 39 000 экз. – ISBN 5-89572-017-X
- Владимир Шереметевский. Голицын Александр Николаевич // Русский биографический словарь: Гоголь – Гюнэ. Москва, 1997. Страницы 76–136. ISBN 5-7567-0079-X
- Юрий Бартенев. Из записок Юрия Бартенева. Рассказы князя Александра Николаевича Голицына // Русский архив, 1886 – Книга 3 – Выпуск 6 – Страницы 305–333
- Александр Голицын. (Письма к архимандриту Фотию) / Публикация и комментарии Николая Барсова // Русская старина, 1882 – Том 33 – № 3 – Страницы 765–780 – Под названием: Князь Александр Голицын и архимандрит Фотий в 1822–1825 годах
- Александр Голицын. Два письма министра народного просвещения князя Александра Голицына директору Царско-сельского лицея Егору Энгельхарту // Русский архив, 1868 – 2-е издание – Москва, 1869 – Столбцы 873–877
- Alexander Golitsyn. Letters from Prince Alexander Nikolayevich Golitsyn to Countess Anna Alekseevna Orlova-Chesmenskaya in 1822 and 1823 / Message by Ivan Zvegintsev // Russian Archive, 1869 – Issue 6 – Columns 943–958
- Александр Голицын. Беседа Наполеона I с князем Александром Голицыным. 1808 / Написано Николаем Кичеевым // Русская старина, 1874 – Том 10 – № 7 – Страницы 621–622
- Юрий Кондаков. Отставка князя Александра Голицына 15 мая 1824 года // Россия в XIX веке: политика, экономика, культура – СПб, 1996.
- Юрий Кондаков. Личность и государственная деятельность князя Александра Голицына // Личность и власть в истории России XIX и XX веков. – СПб., 1997.
- Юрий Кондаков. Князь Александр Голицын: Придворный, Чиновник, Христианин: Монография – СПб: ООО «ЭлекСис», 2014 – 284 с.
- Евгения Назаренко. Князь Александр Голицын в общественно-политической и религиозной истории России первой половины XIX века: Монография – Воронеж: Издательство ВГУ, 2014 – 188 с.
- Наталья Зазулина. Князь Александр Голицын. Неизвестный во всех отношениях – Москва: Бослен, 2019. 288 с. ISBN 978-5-91187-334-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Профиль Александра Николаевича Голицына на официальном сайте Российской академии наук.
- 1773 рождения
- 1844 смерти
- Кавалеры ордена Святого Владимира I степени.
- Кавалеры ордена Белого Орла (Россия).
- Кавалеры ордена Святой Анны I степени.
- Кавалеры ордена Святого Станислава (Российского) I степени.
- Семья Голицыных
- Члены Государственного Совета (Российская Империя)
- Члены Российской Академии
- Дворянство Российской Империи