Архимандрит Фотий
Архимандрит Фотий ( русский : Архимандрит Фотий , латинизированный : Архимандрит Фотий , светское имя Петр Никитич Спасский , русский: Пётр Никитич Спасский ; юлианский календарь: 4 июня 1792 года, Новгородский уезд — 26 февраля 1838 года, Новгород) — влиятельный и реакционный русский православный священник и мистик, назначенный в 1822 году архимандритом Юрьева монастыря в Новгороде . [1] С 1823 по 1825 год он и Алексей Аракчеев готовили свержение политического соперника Аракчеева, Александра Николаевича Голицына , министра просвещения и духовных дел. Как и в более позднее время правления царя Николая II , это была эпоха бунтов, разногласий и споров о престолонаследии, а Фотия, «театрального и гипнотического персонажа», сравнивали с Распутиным . [2] : 226
Биография
[ редактировать ]Фотий прибыл в Петербург в 1817 году в качестве преподавателя богословия в кадетском корпусе. В 1820 году он начал проповедовать в Казанском соборе против Русского евангелического библейского общества , которое, как он утверждал, было ответственно за все волнения среди русской молодежи. [3] может произойти Реформация . Он и другие опасались, что в России [4] : 94–95 Это произвело впечатление на влиятельных спонсоров, таких как чрезвычайно богатая графиня Анна Орлова-Чесменская , Аракчеев и помощник Сперанского Магнитский. В 1822 и 1824 годах Фотий встретился с царем Александром I , который считал Фотия «боговдохновенным» и согласился упразднить масонские ложи. [5] Фотий также ходатайствовал об увольнении Голицына. [2] : 228–230 Царь заколебался, и Фотий тогда обрушил на Голицына проклятие, подтвержденное впоследствии митрополитом Серафимом; «Анафема! Ты будешь проклят!». Таким образом, Голицын был вынужден уйти в отставку, его служение было упразднено, а контроль над Библейскими обществами перешел к Православной Церкви; в 1826 г. Фотий и Серафим убедили Николая I полностью отменить его. Это был «сюрреалистический эпизод фанатизма» со стороны «психологически неуравновешенного» священника. [4] : 92–93 Аракчеев был вдохновителем заговора. [2] : 230 и Фотий продолжал поддерживать его в последующие годы, например, настаивая на том, чтобы убитую любовницу Аракчеева «похоронили на святой земле». [2] : 248–250
Графиня Орлова похоронена рядом с Фотием возле Благовещенской церкви в Новгороде. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Пушкин воспользовался слухами о романе с Орловой, написав три коротких сатирических стихотворения: Фотий был «полусвятой дурак, не желающий добра»; графиня «вообще благочестивая/ Богу всю душу свою отдала/ И плоть свою отдала без боя/ Фотию, архимандриту». [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чарльз Рууд, Fighting Words , 2-е изд. Университет Торонто, 2009 г., стр. 43–51. ISBN 978-1-4426-1024-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Майкл Дженкинс, Аракчеев, Великий визирь Российской Империи , Фабер, 1969 год. ISBN 1299462499 .
- ^ Алан Палмер, Александр I: Царь войны и мира , Фабер и Фабер, 1984
- ^ Перейти обратно: а б Скиннер, Барбара (2017). «Библейская «Реформация» России в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков» . ВИВЛИОѲИКА: Электронный журнал русских исследований XVIII века . 5 : 73–102. дои : 10.21900/j.vivliofika.v5.550 .
- ^ Уолтер Дж. Мосс, История России, том 1: до 1917 года , 2-е изд. Гимн, 2005, с. 349. ISBN 9781843310235 .
- ^ Макс Фрам, Родина слонов , печатное издание, Макс Фрам, 2016, стр. 173. ISBN 978-1-326-55408-8 .