Михайловский дворец
59 ° 56'19 "N 30 ° 19'56" E / 59,93861 ° N 30,33222 ° E

Михайловский дворец ( русский : Михайловский дворец ) — великокняжеский дворец в Санкт-Петербурге , Россия . Он расположен на площади Искусств и является образцом в стиле ампир неоклассицизма . В настоящее время во дворце находится главное здание Русского музея , где представлены коллекции произведений искусства раннего, народного, восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Первоначально он планировался как резиденция великого князя Михаила Павловича , младшего сына императора Павла I. Работы над Михайловским дворцом еще не начались, когда Павел был свергнут и убит в результате дворцового переворота , который привел на престол старшего брата Михаила как Александра I. составил план Новый император возродил идею нового дворца к тому времени, когда Михаилу исполнилось 22 года, и Карло Росси строительства нового дворца в Санкт-Петербурге. Дворец, построенный в стиле неоклассицизма , стал центральным элементом ансамбля, охватившего новые улицы и площади. Он был богато украшен, а стоимость внутренних работ превышала стоимость основных строительных работ. Он был подарен Императором Великому Князю Михаилу и его новой жене Великой Княгине Елене Павловне в 1825 году. Великая княжеская семья имела комфортабельные апартаменты, обставленные по индивидуальному вкусу. Великий князь Михаил выполнял здесь часть своих военных обязанностей, а его жена устраивала салоны , собиравшие многих ведущих деятелей петербургского общества и культуры. Великая княгиня продолжала этот образ жизни после смерти мужа в 1849 году до своей смерти в 1873 году. Дворец перешел в собственность дочери пары, Великая княгиня Екатерина Михайловна .
За годы проживания семья отремонтировала и обновила помещения дворца в соответствии с современными вкусами. Ко времени смерти великой княгини Екатерины в 1894 году каюты уже не использовались регулярно — семья по большей части проживала в флигелях дворца. После смерти Великой Княгини дворец унаследовали ее дети, которые были членами семьи герцогов Мекленбург-Стрелицких . Обеспокоенный переходом дворца из рук семьи Романовых , император Александр III решил выкупить его для государства. Он умер прежде, чем это удалось организовать, но переговоры вёл от имени его сына императора Николая II министр финансов Сергей Витте . Николай передал его недавно созданному Русскому музею в честь своего отца с поручением собирать и демонстрировать отечественное искусство. Дворец был капитально отремонтирован, чтобы соответствовать своей новой роли, при этом некоторые интерьеры были сохранены. Одно крыло было снесено и перестроено, позже оно стало Российский этнографический музей , а в 1910-х годах была пристроена новая пристройка — крыло Бенуа.
История
[ редактировать ]
Дворец был спроектирован как резиденция для великого князя Михаила Павловича , младшего сына императора Павла I. [ 1 ] [ 2 ] По распоряжению Павла на строительство дворца, начиная с 1798 года, ежегодно должно было выделяться несколько сотен тысяч рублей. [ 3 ] В 1801 году Павел был свергнут и убит в результате дворцового переворота , а его наследник взошел на престол как Александр I. Новый император решил выполнить волю отца и дал добро на строительство нового дворца, когда Михаилу был 21 год. [ 1 ] [ 4 ] К этому времени накопилось около 9 миллионов рублей. [ 3 ] Проекты были составлены Карло Росси в 1817 году. Сначала было предложено место Воронцовского дворца , а затем место резиденции Чернышева , ставшее впоследствии местом Мариинского дворца . [ 3 ] Оба варианта были отвергнуты Александром I как излишне дорогие и сложные, выбрав для застройки новый участок в центре города. [ 3 ]
В конечном итоге выбранное место представляло собой пространство, которое ранее мало застраивалось, между местом слияния рек Фонтанки и Мойки , каналом Грибоедова и Невским проспектом . Он использовался как сад и охотничье помещение, императрицы Елизаветы Летний дворец императора Павла . , а позднее Михайловский замок рядом располагался [ 3 ] Росси задался целью разработать новый архитектурный ансамбль, который включал бы не только новый дворец, но площадь и две новые улицы, Инженерную и Михайловскую . [ 3 ] Две существующие улицы — Садовую и Итальянскую — должны были быть расширены и включены в общий архитектурный ансамбль. [ 3 ]
В начале апреля 1819 года была создана «Комиссия по строительству дворца великого князя Михаила Павловича». Торжественная закладка фундамента состоялась летом того же года, а строительство началось 26 июля. [ 1 ] [а] Архитектор Адам Менелас также разбил при дворце с видом на Марсово поле сад , который стал называться Михайловским садом . [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] За кладку отвечали Фома Адамини , Доменико Адамини и Иосиф Бернадацци . [ 1 ] Как это обычно бывает с российскими стройками, строительные работы проводились только в теплое время года, чтобы обеспечить надежность и долговечность работ, а зимой занимались сбором строительных материалов и работой над проектами и расчетами. [ 3 ]
Основное ядро дворца было построено между 1819 и 1820 годами, а в следующем году были добавлены крылья; к концу 1822 г. основная часть строительства была закончена. [ 1 ] [ 3 ] Дизайн интерьера и отделка были завершены в течение следующих двух лет. [ 1 ] [ 3 ] Великий князь Михаил женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской , принявшей имя Елена Павловна, в феврале 1824 года, и к середине следующего года работы над дворцом были в основном завершены. Император Александр I посетил новый дворец и заявил, что чрезвычайно доволен результатом, вручив кольцо с бриллиантом и орден Святого Владимира III степени. Росси [ 1 ] Росси также получил участок земли для строительства собственного дома. [ 3 ] [ 6 ] Официально строительство дворца было завершено 11 сентября [ OS 30 августа] 1825 года, когда император подарил его великому князю Михаилу и его наследникам навечно. [ 1 ] Его строительство заняло шесть лет и обошлось в 7 875 000 рублей. [ 1 ] Из этой суммы на его оформление было потрачено около 4 миллионов рублей — более половины общей стоимости. [ 4 ] [ 6 ] По этому случаю был устроен грандиозный банкет, и на следующий день Александр отправился в путь на юг, где и умер. [ 3 ] Великий князь Михаил и его новая жена переехали в свой новый дом из своих апартаментов в Зимнем дворце . [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Дворец состоит из центрального блока с двумя крыльями, в которых расположены служебные помещения. [ 1 ] Западное крыло называлось Фрейлинским, или фрейлинским, а восточное — Манежным, или манежным. [ 1 ] Отдельный флигель у Манежного флигеля использовался под конюшни , а другой флигель — Прачечная — располагался на углу Инженерной и Садовой улиц. [ 1 ] Дворец выходил на Михайловскую площадь, ныне площадь Искусств . Его фасад состоит из рустованного нижнего этажа ниже рояля нобиле портика , лоджии с трехчетвертной восьмиколонной коринфской колоннадой, поддерживающей треугольный фронтон с доспехами Степана Пименова и Василия Демута-Малиновского . [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] Входную лестницу обрамляют два льва Медичи , специально отлитые для дворца в 1824 году. [ 3 ] Арки и окна первого этажа украшены каменными львиными головами. Фасад, обращенный к Михайловскому саду, представляет собой большую лоджию-колоннаду, а флигели здания украшают коринфские колоннады. [ 6 ]
На нижнем этаже расположены частные апартаменты, на втором — официальные апартаменты, бальные залы и каюты. располагалась домовая часовня Архангелу Михаилу , а на первом этаже - кухни. В юго-восточном углу мезонина [ 1 ] Вход ведет в большой вестибюль с барельефами, коринфской колоннадой, плафоном и световым люком. [ 1 ] Дизайн дворца стал всемирно известным и уважаемым. Выслушав доклады своего посла в России Гранвилла Левесона-Гауэра, 1-го графа Гранвилля , король Соединенного Королевства Георг IV попросил у российского императора модель дворца. [ 3 ] Один из них, длиной два метра и шириной два метра, был построен Николаем Тарасовым и доставлен царю братом Тарасова Иваном. [ 4 ] [ 3 ]

В Голубую галерею можно было попасть через дверной проем, обрамленный кариатидами работы Степана Пименова, который вёл в большую столовую со сводчатым потолком с гризайльными кессонами . Коридор вел через отделанный мрамором танцевальный зал в гостиные, а затем в каюты. Если каюты великой княгини Елены были особенно роскошными, то каюты великого князя Михаила были более спартанскими. Посол Левесон-Гауэр писал, что «единственное место, где великий герцог допускал великолепие и роскошь, - это богатая и разнообразная коллекция оружия, доспехов, шлемов, снаряжения, артиллерии и другого оружия в идеальном состоянии». [ 1 ] Альберт Николаевич Бенуа отмечал, что «В кабинете и библиотеке [великого князя] были собрания редких книг, гравюр, нумизматики, много великолепного искусства... Стены зала были увешаны трофеями, в основном саблями, мечами, знаменами. , полотна военной тематики и портреты». [ 1 ] Среди трофеев были три пушки, сыгравшие важную роль во время кризиса воцарения 1825 года , когда они были использованы для изгнания декабристов с Петровской площади . [ 4 ] Их подарил Великому князю его брат, император Николай I. [ 3 ]
Жизнь во дворце
[ редактировать ]
Великий князь Михаил поддерживал тесный контакт со своей военной жизнью, часто принимал комиссии во дворце и проводил аудиенции у военнослужащих, претендующих на должности. Слугой часто были военные ветераны, и какое-то время Дмитрий Васильчиков генерал-майор Отечественной войны 1812 года во дворце жил [ 3 ] Великий князь Михаил умер в 1849 году, и дворец перешел к его вдове, великой княгине Елене Павловне. Она прославилась как хозяйка салона , среди ее гостей были поэты Александр Пушкин , Федор Тютчев и Василий Жуковский . [ 2 ] Она выступала покровителем таких художников, как Александр Иванов , Карл Брюллов и Иван Айвазовский . [ 3 ] Другим гостем был Николай Миклухо-Маклай , который с помощью Елены Павловны и Антона Рубинштейна основал Русское музыкальное общество и Санкт-Петербургскую консерваторию . [ 3 ] Во дворце иногда проходили занятия Общества и консерватории. [ 5 ] Четверги стали днем встреч во дворце государственных деятелей, ученых, писателей и художников. Отто фон Бисмарк был одним из участников, когда служил прусским посланником в России, и время от времени его посещал император Николай I, а также его преемник император Александр II и его жена Мария Александровна . [ 3 ] Она также прославилась тем, что устраивала во дворце балы, равные балам императорской семьи. Маркиз де Кюстин вспоминал, что
«Великая княгиня Елена для каждого из торжеств, которые она устраивает, изобретает, как мне сказали, что-то новое, оригинальное, никому не знакомое... Группы деревьев, освещенные сверху крытым фонарем, производили захватывающее впечатление... Полторы тысячи кадок и горшков с редчайшими цветами образовали благоухающий букет... Роскошные пальмы, банановые деревья и всевозможные другие тропические растения, корни которых были скрыты под ковром зелени, словно росли в родной почве. , и казалось, что процессия танцующих пар перенеслась с дикого севера в далекий тропический лес... Трудно представить великолепие этой картины. Полностью потерялось представление о том, где ты находишься. все было полно света, золота, красок, отражений и чарующей, волшебной иллюзии... Этот дворец как будто был создан для праздника... Ничего прекраснее я нигде не видел». [ 3 ]
реконструкцию ее анфилады Анфиса Великого Князя осталась неизменной при его жизни, хотя в 1830-е годы Великая Княгиня Елена заказала Андрею Штакеншнейдеру в соответствии с современными стилями. Каюты меньшего размера также были обновлены за время ее пребывания. Для выполнения этой работы в разное время было привлечено несколько известных архитекторов — Харальд Юлиус фон Боссе переделывал две гостиные и два кабинета апартаментов Великой княгини в 1840-50-х годах, Людвиг Бонштедт перепланировал комнаты дочери супругов, великой княгини Екатерины Михайловны. в 1850 г.; Александр Юркевич реконструировал Верхнюю церковь дворца в 1857 году, а Роберт Гедике музыкальную комнату в 1863 году. [ 1 ] [ 2 ] Георг Прейсс был назначен архитектором дворца в 1859 году, а И. Йоганссон и Вениамин Штуккей выполнили несколько заказов в 1870-х годах. Великая княгиня Елена умерла в 1873 году, и дворец перешел к ее третьей дочери, великой княгине Екатерине Михайловне, вышедшей замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого . В 1865 году в Манежном флигеле была построена новая анфилада из восьми комнат для Великой Княгини Екатерины Михайловны и ее дочери Елены , ставшая основной резиденцией Великой Княгини Екатерины до ее смерти в апреле 1894 года. [ 3 ] Каюты Екатерины Михайловны и Фрейлинский были отремонтированы после смерти Великой Княгини Елены. Прейсс вышел в отставку в 1888 году, передав свои обязанности своему сыну Константину. К началу 1890-х годов герцогская семья проживала в основном в флигелях дворца, а главные каюты практически пустовали. [ 1 ]
После смерти великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года дворец перешел к ее детям, Георгу , Михаилу и Елене, герцогам и герцогиням Мекленбург-Стрелицким . [ 1 ] Это создало политическое затруднение, поскольку формально дети были подданными герцогства Мекленбург-Стрелицкого, а Михайловский дворец должен был стать собственностью семьи Романовых. [ 3 ] [ 5 ] Император Александр III решил купить дворец за казенный счет и основать там Ксениинский институт в честь своей дочери, великой княгини Ксении Александровны . [ 3 ] [ 5 ] Александр внезапно умер в 1894 году, прежде чем это удалось осуществить, и именно его сын и преемник на посту императора Николая II поручил министру финансов Сергею Витте организовать покупку Михайловского дворца. [ 3 ] Была согласована сумма в четыре миллиона рублей, и 20 января 1895 года дворец снова перешел в руки Романовых. Уезжающей семье разрешили забрать часть украшений, связанных с семейной историей, в результате чего многие люстры, двери и камины были сняты. [ 3 ]
Создание музея
[ редактировать ]Витте предположил, что Николай II мог бы поселиться в Михайловском дворце, хотя Николай предпочел остаться в Зимнем дворце . Тем временем предполагаемый Ксениинский институт уже завладел Никольским дворцом . [ 3 ] Затем Витте предположил, что Михайловский дворец станет подходящим местом для музея русского искусства в честь императора Александра III, на что Николай согласился. [ 3 ] К этому времени в Эрмитаже хранились произведения преимущественно зарубежных художников, а отечественному искусству был отведен лишь один зал. Было решено создать новое учреждение, посвященное русскому искусству, и личным указом 13 апреля [ OS 25 апреля] 1895 года Николай II учредил «Русский музей императора Александра III» и передал в его владение комплекс Михайловского дворца. [ 3 ] Музей был передан в ведение Великого Князя Георгия Михайловича , при этом была создана комиссия под руководством профессора Боткина для наблюдения за реконструкцией дворца в музей архитектором Василием Императорской Художеств . [ 1 ]
Реконструкция внесла существенные изменения в интерьер дворца. Дверные проемы были усилены, некоторые перекрыты, созданы новые проходы. Камины, каминные полки и зеркала были удалены, а также настенные росписи и лепнина, а меньшие помещения были объединены в более крупные выставочные пространства. [ 1 ] Танцевальный зал и большой театр были полностью переработаны: окна были заполнены и заменены мансардными окнами. Лишь немногие интерьеры Росси сохранились, хотя реконструкция была проведена в неоклассическом стиле с учетом оригинального дизайна. Также были установлены бетонные перекрытия для защиты от пожаров на чердаках, проведен капитальный ремонт системы центрального отопления, а также проведены мероприятия по улучшению вентиляции и водоснабжения. [ 1 ] Основные строительные работы были завершены к весне 1896 года, после чего начались работы над интерьерами, в которых участвовали художники Н. Блинов, Н. Будаков, А. Боравский; скульпторы Амандус Адамсон и краснодеревщик С. Волковиский. Комитет провел окончательную проверку работы 28 февраля 1898 г. и заявил, что полностью удовлетворен. [ 1 ] Официальное открытие музея состоялось 7 марта 1898 года. [ 3 ]
крыло Бенуа
[ редактировать ]Между Фрейлинским флигелем и каналом Грибоедова в 1910–1912 годах было построено отдельно стоящее здание по проекту архитекторов и Сергея Овсянникова временных художественных выставок. [ 3 ] Он был основан 27 июня 1914 года, но работы были приостановлены на время Первой мировой войны и завершились только в 1919 году. [ 3 ] Его передали в Русский музей в начале 1930-х годов, а в ноябре 1941 года, во время блокады Ленинграда , в здание попали две фугасные бомбы. [ 3 ] Статуя Александра III, стоявшая во дворе дворца, также во время войны пострадала от бомбы, но была засыпана песком и бревнами и не пострадала. [ 3 ] [ 2 ] Реставрационные работы проводились с 1947 по 1963 год. [ 3 ] В 1958 году был построен переход, соединивший его с Фрейлинским крылом, ныне называемым крылом Росси. [ 7 ]
Дворец сегодня
[ редактировать ]
В Михайловском дворце находится главное здание Русского музея , где экспонируются коллекции ранних произведений искусства восемнадцатого и девятнадцатого веков. [ 8 ] Вход и выходы осуществляются через нижний этаж, на котором расположены билетные кассы, гардеробы, магазины, кафе и другие помещения для посетителей. [ 8 ] Крыло Росси, бывшее Фрейлинское крыло, демонстрирует искусство девятнадцатого века и образцы русского народного искусства. [ 8 ] В крыле Бенуа представлены произведения искусства двадцатого века и временные выставки. [ 8 ] Бывшее крыло Манежного было снесено Василием Свининым, а новое здание было построено между 1900 и 1911 годами, в котором сейчас находится Русский этнографический музей , первоначально отдел этнографии Русского музея, но созданный как отдельный музей в 1934 году. [ 3 ] В 2000–2002 годах было воссоздано первоначальное убранство дворцовой церкви. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Михайловский замок , построенный в 1797–1801 годах как резиденция императора Павла I.
- Новый Михайловский дворец , построенный в 1857–1861 годах, также известный как Новый Михайловский дворец, эклектичный дворец на Дворцовой набережной, спроектированный Андреем Штакеншнейдером для Великого князя Михаила Николаевича Российского.
Примечания
[ редактировать ]а. ^ Определены две даты закладки первого камня: 17 апреля в Течет река Мойка» Георгия Зуева и 14 июля в Великих архитекторах Санкт-Петербурга Юрия Овсянникова . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и «Государственный Русский музей/Михайловский дворец» . Министерство культуры Российской Федерации . Проверено 14 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Михайловский дворец" . Sankt Peterburg Entsiklopediya (in Russian) . Retrieved 15 May 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль "Михайловский дворец (Русский музей)" . walkspb.ru (in Russian) . Retrieved 14 April 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д и "Михайловский дворец (Русский музей)" . kudago.com (in Russian) . Retrieved 14 April 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д "Михайловский дворец - Русский музей" (in Russian). citywalls.ru . Retrieved 15 April 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д "Михайловский дворец" . dvorspb.ru (in Russian) . Retrieved 14 April 2019 .
- ^ Государственный Русский музей / Корпус Бенуа . Министерство культуры Российской Федерации . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Схема Михайловского дворца и корпуса Бенуа (PDF) . Министерство культуры Российской Федерации . Проверено 15 апреля 2019 г.