Винченцо Бренна
Винченцо Бренна | |
---|---|
![]() Гравюра Карделли, около 1800 г. | |
Рожденный | 20.8.1741 Рим |
Умер | 1820 |
Национальность | итальянский |
Альма-матер | Школа Стефано Поцци |
Занятие | Архитектор |
Здания | Замок Святого Михаила |
Проекты | Гатчина и Павловский дворец. |
Винченцо Бренна (1747 г.) [ 1 ] — 17 мая 1820) — итальянский архитектор и художник, архитектор дома Павла I в России . Бренна была нанята Павлом и его супругой Марией Федоровной в качестве декоратора интерьеров в 1781 году и к концу 1780-х годов стала ведущим архитектором пары. Бренна работал над Павловским дворцом и Гатчинским дворцом, перестроил Исаакиевский собор и, прежде всего, создал Михайловский замок в Санкт-Петербурге . Большинство его архитектурных произведений было создано одновременно во время недолгого правления Павла (ноябрь 1796 г. - март 1801 г.). Вскоре после того, как Пол был убит во время дворцового переворота, Бренна, известный мошенничеством и растратами, которые его покойный покровитель едва терпел, [ 2 ] вышел в отставку и покинул Россию, чтобы вести спокойную жизнь в Саксонии .
Бренна так и не достиг уровня своих более известных современников Джакомо Кваренги , Чарльза Кэмерона и Василия Баженова , и вскоре его превзошёл его собственный ученик Карло Росси . [ 3 ] Тем не менее, историки Игорь Грабарь , [ 4 ] Николай Лансере [ 4 ] и Дмитрий Швидковский [ 5 ] хвалил его за искренний и неограниченный натурализм графических работ и считал его водоразделом между эпохой Просвещения и романтизмом в русской архитектуре.
Семейные корни и обучение
[ редактировать ]Бренна принадлежал к старинной семье Тичино , которая не позднее последней четверти 17 века разделилась на две ветви: каменщиков (Бренно) и художников (Бренни). Каменщики и специалисты по мрамору Карл Антонио и Франческо Бренно работали в 1680-х годах в Зальцбурге . Карл Энрико Бренно (Бреннус) вырезал сложные гробницы в Дании и Гамбурге , но был более известен своими мраморными произведениями искусства во Фреденсборг , Кристиансборг и Клаусхольм дворцах . Джованни Баттиста Бренно, эксперт по лепнине , работал в Баварии . [ 6 ] Другая ветвь производила трех братьев Бренни (родившихся в 1730-х годах), художников- фрескистов . [ 7 ] Винченцо Бренна, сын Франческо, родился в 1747 году. [ 1 ] во Флоренции (в источниках XIX века он указан как уроженец Рима, возможно, из-за его подписи Дель кавалер Бренна Романо ). [ 7 ] Неясно, принадлежал ли Винченцо Бренна к ветви Бренно или Бренни . [ 7 ]
С 1767 года Бренна обучался ремеслу в римской мастерской Стефано Поцци вместе со своим более известным современником Джакомо Кваренги . Кваренги, который склонялся к живописи, обратился к архитектуре под влиянием Бренны и позже даже дал Бренне, которая была на три года моложе Кваренги, заслугу как «моего первого учителя в архитектуре». [ 8 ] Самому Бренне не повезло с материальной архитектурой; вместо этого по заказу Лодовико Мирри [ 9 ] [ 10 ] под покровительством Папы Климента XIII он обозревал реликвии Рима вместе с Франциском Смуглевичем . Их рисунки, выгравированные Марко Карлони , были опубликованы в конце 1770-х годов под названием Vestigia delle Terme di Tito . [ 11 ] Другой комплект рисунков Бренны, созданный не позднее 1781 года и гравированный Джованни Кассини , был опубликован на трёх листах (380 листов) с 1781 по 1788 год. [ 8 ] Неизвестно, довелось ли Бренне встретиться с Чарльзом Кэмероном , который также обследовал Рим в 1770-х годах, до прибытия Бренны в Россию. Бренна в конечном итоге «пришла к более театральной концепции античности , чем шотландская», и создала архитектуру, радикально отличающуюся от архитектуры Кэмерона. [ 5 ]
Из Польши в Россию.
[ редактировать ]
Вернувшись в Италию, Бренна познакомилась со Станиславом Косткой Потоцким , образованным и богатым любителем, нуждавшимся в профессиональных художниках. [ 12 ] Бренна последовал за Потоцким в Польшу, где он подготовил два проекта церкви в Уяздове . [ 13 ] Он получил заказ на украшение дворца Потоцкого в Натолине , за что «компенсировал» себя коллекцией произведений искусства своего покровителя. [ 14 ] Эти двое расстались в ожесточенном конфликте; «Воровство Бренны, его двойная игра и переход его благодетеля Потоцкого к будущему царю кажутся самыми жестокими порезами из всех». [ 12 ] По словам Лансере, Бренна также писал фрески в Варшаве для короля Станислава Августа Понятовского . [ 15 ]
В конце 1781 года российский наследник Павел (правил как Павел I ) и его супруга Мария , путешествуя по Европе под тонким видом графа дю Нора , заметили работы Бренны в Варшаве. [ 15 ] Пол, зная, что Чарльзу Кэмерону нужны декораторы для его Павловского дворца, предложил Бренне работу в Павловске. [ 15 ] Бренна и его помощник Франц Лабенский были формально наняты Марией за стартовый годовой оклад в 200 рублей . [ 16 ] Самые поздние источники (Швидковский) датируют приезд Бренны в Россию началом 1784 года; [ 17 ] Лансере описал русские черновики Бренны, датированные 1783 годом. [ 18 ]
Между тем, когда Пол и Мария были в Европе, Кэмерон начал проявлять признаки отвращения к их вмешательству в его работу. [ 19 ] Придворные посредники на время подавили конфликт, но к 1785 году Мария сама устала от предполагаемой неэффективности Кэмерона и предупредила его через графа Кюхельбекера , что никаких новых комиссий он не увидит. [ 20 ] Влияние Кэмерона ослабло, а влияние его помощников, в том числе Бренны, возросло, отчасти благодаря напористому и самоуверенному поведению итальянцев. [ 19 ] Честолюбивая Бренна оказалась в центре « битвы дворцов », дорогостоящего идеологического состязания между Екатериной и Павлом, «скрытого от непосвященных, но известного двору». [ 21 ] Екатерина сделала первый шаг, сравняв с землей баженовские готические башни Царицынского дворца . [ 21 ] Кэмерон, уволенный Полом, стал второй жертвой. Павел подозревал его в выполнении приказов Екатерины: Кэмерон построил для него «выразительно частный мир», а не императорский дворец. [ 17 ] Бренна, уже доверенная служанка Пола, была идеальной заменой. По словам Лансере, Поль использовал Бренну для визуализации своих архитектурных фантазий еще в 1783–1785 годах. [ 18 ] Мария также отдавала предпочтение Бренне; в 1787 году она написала, что была «очарована возвращением Бренны к работе», унаследованной от Кэмерона. [ 22 ]
К 1789 году [ 22 ] (Швидковский: 1786) [ 17 ] Бренна, наконец, получил награду за свой первый реальный архитектурный проект — реконструкцию кабинета Пола в Павловске. [ 22 ] В 1794 году Бренне был пожалован участок земли недалеко от Павловского дворца. Первым частным клиентом Бренны стал доверенный цирюльник Павла граф Иван Кутайсов , еще один павловский помещик; он сдал в эксплуатацию летнюю дачу в «средневековом стиле». [ 23 ] К этому времени Бренна зарабатывал 750 рублей в год, но когда Павел взошел на престол в 1796 году, зарплата Бренны достигла 3550 рублей. [ 24 ] [ 25 ]
Гатчина
[ редактировать ]
Гатчинский дворец , построенный Антонио Ринальди в 1781 году, стал резиденцией Павла в 1783 году; [ 26 ] формально это была его собственность, а Павловск стал собственностью Марии Федоровны. [ 27 ] Павел ассоциировал стиль Ринальди с братьями Орловыми , убийцами его отцов , и немедленно приступил к перестройке дворца. [ 28 ] Частные апартаменты Павла и Марии были перепроектированы в строгом стиле с использованием недорогих материалов, в отличие от богато украшенных общественных залов. [ 29 ] До 1790 года Павел жил тихой помещичьей жизнью, но в последние шесть лет правления Екатерины (1790–1796) Гатчина стала базой для частной военизированной партии Павла, названной гатчинцами или остготами . [ 28 ]
В 1793 году Бренна спроектировал площадь Коннетабля по образцу замка Шантильи . В 1796 году Павел начал строительство военной базы для доверенных ему гатчинских войск ; В проекте, возглавляемом Бренной, также были задействованы Баженов, Иван Старов , Андреян Захаров и Николай Львов , архитектор Приоратского дворца . [ 29 ] Примерно в то же время Бренна расширила сам дворец, достроив два квадратных боковых крыла дворца. Согласно исследованиям Лансере архивных архитектурных чертежей, первоначально Пол поручил Бренне спроектировать эти крылья как одноэтажные здания, затем двухэтажные и, наконец, трехэтажные, на уровне центрального ядра Ринальди. [ 30 ] Архивные данные не позволяют достоверно отнести к Бренне и другие постройки Гатчины; [ 31 ] после вознесения Павла он сохранил общее руководство Гатчинским проектом, но большую часть времени посвятил работе над Михайловским замком.
Бренна также завершила серию новых, на тот момент фантастических проектов дворца, отражающих видения Пола. [ 32 ] Некоторые из этих проектов, датированных 1783–1785 годами, являются прямыми предшественниками замка Святого Михаила; По словам Лансере, эти ранние эксперименты объясняют «умопомрачительно быстрый» темп проектирования этапа Замка. [ 18 ]
Павловск
[ редактировать ]
Основные дополнения Бренны к Павловскому дворцу материализовались после восшествия Павла на престол; архитектор подготовил проекты зимой 1796-1797 годов, а работы начались весной 1797 года. [ 23 ] К лету 1799 года Бренна завершила расширение скромных боковых крыльев Кэмерона до просторных частных апартаментов для Пола и Марии и добавила новые крылья для их свиты , почти завершив окружность овального курдонёра . Однако дворец сохранил внешний вид открытого фасада, а окружность видна только на планах или аэрофотоснимках. [ 33 ] Павловские интерьеры в той или иной степени сохранили признаки стиля Камерона и не могут быть достоверно приписаны конкретному архитектору, за исключением безоговорочно отнесенной к Бренне свиты императрицы Марии и ремонта Андрея Воронихина после пожара 1803 года. [ 34 ]
Крепость Бип , построенная на месте настоящих шведских фортов времен Великой Северной войны Пола , была любимым причудом с 1778 года. Пол даже внес Бип в список настоящей крепости в официальном армейском реестре. [ 35 ] Существующее строение было завершено Бренной в 1797 году и в нем размещались офисы Мальтийского ордена . [ 35 ]
Бренна также спроектировала и построила Павловскую резиденцию для великих князей Александра и Константина . Завершенный в декабре 1798 года, он первоначально предназначался для матери императрицы Марии и со временем стал частной резиденцией Константина. Весь оригинальный стиль Бренны был утерян в 19 веке. [ 36 ]
Замок Святого Михаила
[ редактировать ]
В мае 1782 года Поль, граф дю Нор , встретил Шарля-Луи Клериссо в Шантийи . Клериссо, знавший, что им восхищается мать Поля , отчитал русского наследника за то, что он раньше не обращал на него внимания, и пообещал сообщить Екатерине о «неуважении» Поля. [ 37 ] Горький спор еще больше отдалил Павла от Просвещения классицизма , практиковавшегося Екатериной ; У Павла сложилось мнение о неоклассическом искусстве как о сухом, эмоционально неадекватном воспроизведении антиквариата. [ 37 ] Вместо Андре Ленотра геометрических садов Поль воспользовался зарождающимся романтизмом и английской концепцией ландшафтных парков . [ 37 ] [ 38 ] По словам Дмитрия Швидковского , архитектор и император разделяли романтическое видение искусства; эта эмоциональная связь объясняет выживание Бренны при дворе иррационального царя. [ 5 ]
Проектирование и строительство замка Святого Михаила начиналось как минимум 13 раз с 1784 года; в конце концов Пол положился на Бренну и своего стажера Карло Росси . [ 5 ] Василий Баженов участвовал в одном из ранее неудавшихся проектов; [ 5 ] эта информация, неправильно интерпретированная в XIX веке, привела к распространенному заблуждению, что замок был спроектирован совместно Бренной и Баженовым. [ 39 ] Бренны Пол в своей обычной манере назначил Баженова наставником , но всеми творческими и деловыми вопросами занимался Бренна один. [ 40 ] Замок оказался не неоклассическим зданием, а «редким образцом императорского дворца, искренне благоухающего эпохой романтизма». [ 41 ]

Павел издал указ о строительстве замка в ноябре 1796 года, через три недели после смерти Екатерины. На снос старых построек на месте ушло два месяца; закладка фундамента отмечалась в феврале 1797 г. [ 41 ] [ 42 ] но настоящая работа началась всерьез 11 марта, ровно за четыре года до убийства Пола. [ 43 ] Первоначальная смета расходов достигла 1,5 млн рублей золотом, не считая внутренней отделки. [ 44 ]
Павел закрыл проекты Екатерины в Царском Селе и предоставил излишнюю рабочую силу в распоряжение Бренны. [ 45 ] Он хотел, чтобы внешний вид замка был завершен к концу 1797 года, поэтому работы на объекте, на которых работало до 6000 человек, продолжались днем и ночью, в то время как всем остальным жителям Санкт-Петербурга было приказано спать после наступления сумерек. [ 46 ] Действительно, стены замка и близлежащего Exerzierhaus (Дом для верховой езды) были построены (но не отделаны камнем) к концу октября 1797 года. [ 47 ] Бренна, понимая, что существующие меры контроля за управлением проектом будут задерживать его завершение, потребовал устранения всего финансового контроля и посредников между Полом и им самим. Пол согласился и предоставил Бренне беспрепятственный доступ к государственным финансам; [ 48 ] в итоге общая стоимость замка достигла шести миллионов рублей золотом. [ 49 ]
Хотя Пол и Бренна потратили миллионы на отделку и художественные работы, они установили ненужный контроль над расходами на такие важные работы, как кровля и дренаж территории ; железную крышу замок увенчали только в 1799 году. [ 50 ] Строение было объявлено готовым к заселению только в начале 1800 года, за четырнадцать месяцев до смерти Павла. [ 41 ] но церемония «въезда» была отложена до ноября 1800 года. [ 51 ] Влажность внутри бального зала была настолько высокой, что свет свечей не мог пробиться сквозь стену тумана; Павел и Мария уехали и вернулись в замок только 1 февраля 1801 года. [ 52 ]
Несмотря на все неудачи, четырехлетний срок строительства был беспрецедентным для большого дворца; современники и современные историки сходятся во мнении, что Бренна показал себя способным руководителем проекта. [ 37 ] [ 53 ] Помимо Михайловского замка, он еще отвечал за работы, выполненные в Гатчине , Павловске, Петергофе и Царском Селе ; [ 54 ] он управлял сотнями поставщиков и подрядчиков, нанимал европейских художников, выбивал скидки у торговцев, организовывал геологические экспедиции по разведке месторождений гранита . [ 53 ] В отличие от Кэмерона, Бренна никогда не колебалась, поручая менее компетентным артистам «заполнить пустоту» и составить график; он сосредоточился на картине в целом и не искал совершенства в деталях. [ 53 ] [ 54 ]
Частная жизнь и выход на пенсию
[ редактировать ]
Мало что известно о личной жизни Бренны и даже о его внешности. Единственный существующий портрет Бренны в образе мужчины средних лет имеет определенное сходство с изображениями Павла I, возможно, намеренная лесть . [ 55 ] Другой идеалистический образ Бренны был написан в плафоне замка Святого Михаила посредственным помощником, использовавшим ту же модель для амуров и государственных деятелей. [ 56 ]
Бренна женился на Марии Трауэнфельд, отец которой работал у Фридриха Евгения , отца императрицы Марии. Точная дата свадьбы неизвестна; вероятно, это произошло вскоре после приезда Бренны в Россию. [ 55 ] У них была дочь, которой в 1798 году было около шестнадцати лет, дальнейшая жизнь которой остается неизвестной (ее имя не фигурировало в иммиграционных записях, когда Бреннас уехал). [ 57 ] Бренны вели скромный образ жизни в Павловске и Гатчине, пока Бренна не переехала в Санкт-Петербург в 1796 году. В 1798 году они переехали в бывшую резиденцию Трауэнфельдов; Бренна купила это здание за месяц до убийства Пола. [ 57 ]
Бренна, будучи главным поставщиком произведений искусства при дворе Павла, собрала замечательную коллекцию произведений искусства, включая работы Микеланджело , Рембрандта и Тициана . [ 58 ] Недобросовестное обращение Бренны с государственной казной непоправимо запятнало его репутацию. Сам Пол знал о неправомерном поведении Бренны, и ему приписали каламбур на французском языке : «Voila l'architecte qui vole» ( voler можно интерпретировать как парить, так и красть ). [ 2 ] Владимир Стасов обвинил Бренну в физической краже произведений искусства из коллекции Эрмитажа . [ 2 ]
Последним зданием Бренны в Санкт-Петербурге был деревянный театр, построенный по заказу Антонио Касасси в 1801 году; в 1832 году Карло Росси заменил его нынешним зданием Александринского театра . Убийство Павла (11 марта 1801 г.) и восхождение Александра I в России положили конец карьере Бренны; его даже не пригласили для оформления похорон. Александр явно отдавал предпочтение искусству Кваренги и Андрея Воронихина . [ 57 ] Семейный совет решил уехать из России в Саксонию ; другие итальянцы ( Консенсио Альбани , Антонио Руска , Джузеппе Сарти ) последовали за ним по разным причинам. Жена Бренны, тесть и некоторые из его учеников уехали в мае 1802 года.
Бренна остался в Санкт-Петербурге, чтобы уладить свои финансовые дела. Он продал свои художественные сокровища и в январе 1802 г. подал прошение об отставке Марии Федоровне, последняя назначила ему годовую пенсию в размере 3525 рублей (половину его жалованья). Бренна также обратилась к Александру с просьбой о повышении зарплаты, и ее грубо проводили к двери; его пенсия, назначенная при условии, что Бренна останется в России и сможет оказывать профессиональные консультации, была уменьшена до 2000 рублей. [ 59 ] [ 60 ] В августе 1802 года Бренна уехала из Петербурга в Дрезден в сопровождении верного Росси. [ 61 ]
Бренна больше не работала архитектором-практиком. Русские путешественники, посетившие его после окончания наполеоновских войн, отмечали кажущуюся бездарность его произведений этого периода. [ 62 ] Скульптор Самуил Гальберг писал: «Злой старик! Он не осознает, насколько плохи его картины». [ 63 ] После смерти Бренны в Дрездене в 1820 году его вдова обратилась за помощью к министру иностранных дел России Карлу Нессельроде , но Нессельроде рассудил, что она сохранила по крайней мере часть состояния Бренны, заработанного в России, и отказал в помощи. [ 61 ]
Критическая оценка
[ редактировать ]Историки сходятся во мнении, что талант Бренны был далек от таланта его прославленных соперников (Баженова, Кэмерона, Кваренги) или его ученика Карло Росси. [ 3 ] Бренны о степени таланта или посредственности Спорили .
Игорь Грабарь хвалил Бренну за крайнюю степень натурализма в его творчестве и считал Бренну водоразделом между натурализмом XVIII века и стилизацией под стиль ампир . [ 37 ] Николай Лансере , написавший биографию Бренны в 1935–1938 годах, назвал Бренну «последней искрой искусства XVIII века». [ 64 ] и отметил, что его натурализм вновь всплыл на поверхность в середине XIX века, но архитекторам- эклектикам этого периода не удалось воспроизвести здоровый реализм Бренны; только Росси удалось соединить достоинства Бренны и Кваренги. [ 3 ] Лансере отметил слабость Бренны в планировании этажей , назвав их «беспомощными и примитивными». [ 3 ] и похвалил его за почти идеальные фасады замка Святого Михаила. [ 3 ]
Дмитрий Швидковский развивал теорию «водораздела», связывая искусство Бренны с его римскими исследованиями: «Не будучи сторонником строгой античности, как Камерон, он сумел соединить торжественный образ императорского Рима с повышенной доромантической эмоциональностью. Время кажется почти сублимированным в его работа в России из-за влияния императорского покровителя , который хотел полного разрыва с екатеринианской традицией ... Павел был первым императором эпохи романтизма , Бренна был предшественником романтического неоклассицизма». [ 5 ]
Бренна в художественной литературе
[ редактировать ]Бренна, которую играет Александр Григорьянц, появляется в российском фильме 2003 года « Бедный, бедный Павел» с Виктором Сухоруковым в роли Павла и покойным Олегом Янковским в роли графа Палена . Фильм снят по мотивам пьесы «Павел I» Дмитрия Мережковского 1908 года .
В фильме Бренна изображен намного моложе, чем он был на самом деле во время правления Павла, и не имеет никакого сходства с настоящим портретом Бренны. Его призывы к «большему золоту!» отражают щедрое использование настоящей Бренной золотой краски, хотя в фильме не упоминается тема растраты Бренны.
Ссылки и примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 37, год рождения указан как 1745. Современные историки ( Дмитрий Швидковский ) сходятся во мнении о 1747 году (Швидковский, стр. 293).
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 197
- ^ Jump up to: а б с д и Лансере, с. 208
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 207
- ^ Jump up to: а б с д и ж Швидковский, с. 294
- ^ Лансере, с. 36
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 37
- ^ Jump up to: а б Russian : "г. Бренна явился первым учителем моим в архитектуре" - Lanceray, p. 38, cites (in Russian) Quarenghi's 1785 letter to Luigi Marchesi , written in Italian and first published in the USSR in 1934.
- ^ Фейфер и др., с. 403
- ^ Фейфер и др. дата: годы работы Бренны в Варшаве 1780–1783; Лансере датируется 1781–1782 годами.
- ^ «Золотой дом Нерона. Выставка, посвященная 200-летию со дня смерти Францишка Смуглевича» . Национальный музей в Варшаве, май – июль 2008 г. Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Дю Прей, стр. 151.
- ^ Дю Прей, стр. 152.
- ^ Дю Прей, стр. 163-164.
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 39
- ^ Лансере, с. 41
- ^ Jump up to: а б с Швидковский, с. 283
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 85
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 43
- ^ Лансере, с. 42
- ^ Jump up to: а б Швидковский, с. 282
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 44
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 45
- ^ Лансере, стр. 275-279, дословно цитирует заявление Бренны на пенсию от 1802 года, в котором содержится история его зарплат.
- ↑ Для справки: opus magnum Бренны «Замок Святого Михаила» стоит 6 миллионов рублей — Лансере, с. 123
- ^ Лансере, с. 53
- ^ Лансере, с. 55
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 54
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 58
- ^ Лансере, стр. 61-62.
- ^ Лансере, с. 84
- ^ Лансере, стр. 79-84.
- ^ Лансере, с. 46
- ^ Лансере, стр. 47-49.
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 52
- ^ Лансере, стр. 50-51.
- ^ Jump up to: а б с д и Швидковский, с. 293
- ↑ Лансере, стр.66, отмечает, что английские парки были в первую очередь навязчивой идеей Марии. Сам Павел не исключал регулярных французских садов и заказал в Гатчине регулярные голландские сады .
- ^ Лансере, стр. 29-32, проследил историографию Замка и связал «баженовскую легенду» с митрополитом Евгением Болховитиновым (1845 г.).
- ^ Лансере, с. 99
- ^ Jump up to: а б с Швидковский, с. 295
- ^ Лансере, стр. 99-101.
- ^ Лансере, с. 105
- ^ Лансере, с. 103
- ^ Лансере, с. 104
- ^ Лансере, с. 107
- ^ Лансере, с. 110
- ^ Лансере, с. 113
- ^ Лансере, с. 123.
- ^ Лансере, стр. 115-116.
- ^ Лансере, с. 128
- ^ Лансере, с. 129
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 119
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 109
- ^ Jump up to: а б Лансере, стр.193
- ^ Лансере, стр.194
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 198
- ^ Лансере, с. 196
- ^ Лансере, с. 201
- ↑ Николай Карамзин на пике карьеры официального историка Александра зарабатывал те же 2000 рублей в год — E. Perehvalskaya (1988). "N. M. Karamzin (Карамзин Н. М. Первый русский историк)" (in Russian). Kostyor magazine, September 1988 . Retrieved 2008-06-03 .
- ^ Jump up to: а б Лансере, с. 203
- ^ Лансере, стр. 204-205.
- ^ Russian : "Бедный старичок! Он не знает, что они так худо написаны! Бог с ним" - Lanceray, p. 205
- ^ Лансере, с. 209
Источники
[ редактировать ]- Дю Прей, Пьер де ла Руффиньер (1994). Виллы Плиния от древности до потомков . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-17300-9 .
- Лансере, Николай (2006). Винченцо Бренна (Vincenzo Brenna) (на русском языке). Санкт-Петербург: Кол. ISBN 5-901841-34-4 . Примечание: книга написана в 1935–1938 годах и впервые напечатана в 2006 году.
- Фейфер, Джейн; и др. (2003). Новое открытие античности: роль художника . Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-87-7289-829-2 .
- Швидковский, Д.С. (2007). Русская архитектура и Запад . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Дизайн Винченцо Бренны» . Печатные издания и книги . Музей Виктории и Альберта . Проверено 3 апреля 2011 г.
- Итальянские архитекторы-неоклассики
- Итальянские архитекторы XVIII века.
- Итальянские архитекторы XIX века.
- Итальянские художники XVIII века.
- Итальянские художники-мужчины
- Итальянские художники XIX века.
- Итальянские художники-неоклассики
- Архитекторы из Флоренции
- Архитекторы из Санкт-Петербурга
- 1747 рождений
- 1820 смертей
- Художники-фрески
- Итальянские художники-мужчины XIX века
- Итальянские художники-мужчины XVIII века