Василий Баженов
Василий Баженов | |
---|---|
![]() Баженов и его семья, 1770-е гг. | |
Рожденный | |
Умер | 13 августа 1799 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | (62 года)
Образование | Член Академии художеств (1765). |
Альма-матер | Императорская Академия Художеств |
Известный | Архитектура |
Заметная работа | Дом Пашкова , Царицыно парк |
Василий Иванович Баженов ( русский : Васи́лий Ива́нович Баже́нов ; 1 марта ( NS 12) 1737 или 1738 — 2 августа (NS 13) 1799) — русский неоклассик архитектор- , график , теоретик архитектуры и педагог. Баженов и его соратники Матвей Казаков и Иван Старов были ведущими местными архитекторами эпохи русского Просвещения , периода доминирования иностранных архитекторов ( Чарльз Камерон , Джакомо Кваренги , Антонио Ринальди и другие). По словам Дмитрия Швидковского , в 1770-е годы Баженов стал первым русским архитектором, создавшим национальный архитектурный язык после традиции 17 века, Петром I. прерванной [1]
За ранним успехом Баженова последовала трагическая профессиональная и личная жизнь. Два его основных строительных проекта были заброшены по политическим или финансовым причинам. Его выдающееся произведение , неоклассический Большой Кремлевский дворец, было закрыто вскоре после закладки фундамента. Императорский дворец в парке «Царицыно» пал жертвой Дворцовой битвы ; Ядро Баженовского дворца было снесено по приказу Екатерины II . Другой проект, строительство здания МГУ , закончился ожесточенным конфликтом с бывшим благотворителем Баженова Прокофием Демидовым и привел Баженова к банкротству . Перед смертью Баженов умолял своих детей держаться в стороне от вероломного строительного бизнеса.
Наследие Баженова остается спорным. Приписывание Баженову Дома Пашкова и менее крупных проектов, подкрепленное отрывочными документами, выводами и предположениями , неясно до такой степени, что его жизнь и деятельность стали предметом теорий заговора . [2] Неизвестны даже место его рождения и место могилы Баженова. История его жизни, реконструированная Игорем Грабарем и популяризированная историками советского периода, рассматривается современными критиками как «баженовский миф ». [3] [4] и даже самые последние научные исследования [5] не удается заменить этот миф достоверной биографией. [4]
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]
Точный год и место рождения Баженова неизвестны; он родился в 1737 или 1738 году в семье церковного писаря либо в Москве, либо в селе Дольском под Малоярославцем . По второй версии, семья переехала в Москву, когда Василию было три месяца. В 1753 году Василий поступил добровольцем (но формально не был принят на работу) в кремлевскую архитектурную компанию Дмитрия Ухтомского , единственное в то время московское учреждение, дающее начальную архитектурную подготовку. Там Баженов приобрел практические строительные навыки; бедность заставила его искать оплачиваемую работу вместо обучения в классе.
В 1755 году Баженов поступил в первый класс только что открытого Московского государственного университета . Первый биограф Баженова Евгений Болховитинов (1767–1837, киевский митрополит с 1822 г.) писал, что Баженов учился также в Славяно-греко-латинской академии , но это мнение решительно опровергается биографами ХХ века. [6] Болховитинов, возможно, сознательно исказил факты, чтобы поднять престиж духовных коллегий. [7]
В начале 1758 года университет по просьбе Ивана Шувалова направил группу из шестнадцати студентов, в том числе Баженова и Ивана Старова . [8] в Санкт-Петербург для продолжения обучения в вновь созданной Императорской Академии художеств . [8] Они вместе с двадцатью мальчиками, отобранными в Петербурге, вошли в первый класс Академии. [8] В мае 1758 года класс был сокращен до тридцати учеников (8 дворян и 22 разночинца ); на первом экзамене двадцатилетний Баженов занял первое место, будучи к тому же самым старшим учеником; четырнадцатилетний Старов занял седьмое место, а самому младшему ученику Стефану Карновичу было всего двенадцать. [9] [10] Баженов, по его собственному утверждению, был причислен к классу Саввы Чевакинского , главного архитектора Русского Адмиралтейства , работал на строительстве Никольской церкви и стал личным наставником и кровным братом Старова-младшего. [11]
Спустя три года Баженов и художник Антон Лосенко стали первыми студентами Академии художеств, получившими стипендию за пределами России. Баженов стажировался в Париже в мастерской Шарля Де Вайи. [12] (Старов присоединился к нему там в октябре 1762 г.). [11] Заявки Баженова на конкурсы Французской академии архитектуры имели успех; он «триумфально завершил» стипендию, будучи избранным в Римскую академию Святого Луки , Академию изящных искусств Флоренции и Академию изящных искусств Болоньи . [12] Позже Баженов стал главным пропагандистом французского неоклассицизма в России. [12] и задали стилистический канон неоклассической Москвы по идеям Де Вайи. [13]
Он вернулся в Россию в мае 1765 года, обладая «необычными и безупречными полномочиями для россиянина того времени». [14] и подал заявление на получение ученой степени и пребывания в Академии, но новое руководство не собиралось принимать Баженова на работу. Его подвергли строгому формальному экзамену и приказали представить новый дипломный проект; успеха в Академии он не имел, но был замечен Екатериной II и ее сыном Павлом , которые поручили Баженову спроектировать и построить частный особняк на Каменном острове . В конце 1766 года Григорий Орлов , тогдашний командующий императорской артиллерией и военными инженерами , принял на работу Базненова в свою свиту, в воинском звании капитана артиллерии , и поручил ему Арсенал в Петербурге. [12] В следующем году Баженов последовал за Орловым в Москву, где ему предстояло прожить большую часть оставшейся жизни, «придавая русскую реальность французским классическим и итальянским палладианским модам, с которыми он столкнулся». [14]
Кремлевский Дворец
[ редактировать ]
Екатерина предложила идею перестройки ветхих дворцов Московского Кремля в новый правительственный центр реформированной страны (в 1767 г. в Москве состоялся выборный съезд, выработавший новый свод законов). [15] и Баженов охотно откликнулся; еще в 1767 году [14] он создал первые наброски своего opus magnum — утопического Большого Кремлевского дворца. Орлов, очарованный предложением, справедливо усомнился в целесообразности строительства огромного здания, но Базненов пошел дальше и к концу лета 1768 года завершил проект. Крупнейший неоклассический комплекс в Европе, [16] если бы оно когда-либо было завершено, оно заменило бы сам Кремль , оставив нетронутыми только его соборы. [16]
По его замыслу, новый четырехэтажный дворец в неоклассическом стиле должен был занять всю южную сторону Кремля — 2100 футов. [17] или 630 метров [16] от Константино-Еленинской башни на востоке до Боровицкой башни на западе и простирается на север вдоль западной стены Кремля до Арсенала . Дворец должен был полностью окружать кремлевские соборы , закрывая вид на них со стороны Москвы-реки . Вместо того чтобы строить дворец на верхнем плато Кремлевского холма, Баженов разместил его прямо на крутом склоне между плато и кремлевской стеной, которую планировалось снести, применив огромные каменные контрфорсы, чтобы предотвратить его скатывание в реку . Саму реку следовало расчистить, зарегулировать и обнести береговой насыпью, обложенной бревнами. [18]
Планировка нового Кремля «была самой изобретательной планировочной работой екатерининского правления». [14] Баженов сохранил историческую Соборную площадь и предложил создать новую площадь в восточной части Кремля, которая станет новым центром Москвы и началом трех новых радиальных улиц, идущих строго на север, северо-запад и северо-восток. [19] Северный радиус, проходящий через запланированный проем в кремлевской стене, напрямую соединил бы дворец с Тверской улицей . [19] Баженов расширил свое планирование до модернизации самого города, что в конечном итоге привело к проекту плана, официально принятому в 1775 году, совместным усилием под руководством Петра Кожина и Николая Леграна . [20]
Николай Карамзин писал в 1817 году, что «планы Баженова, знаменитого архитектора, подобны « или » Платона Республике « Мора » Утопии : ими следует восхищаться в мыслях, но никогда не воплощать их в жизнь». [21] Тем не менее, проект получил добро, и правительство создало Кремлевское строительное управление (или Экспедицию, как выражались в XVIII веке), учреждение, которое просуществовало до XIX века. Экспедиция стала новой архитектурной школой для местных студентов, начавшейся с помощника Баженова Матвея Казакова . Казаков, работавший в Кремле с 1768 года, после 1770 года стал равным Баженову и в 1786 году принял на себя управление Экспедицией. [22] [23] Он превзошел Баженова как педагог, возродил Ухтомскую школу и воспитал Иосифа Бове , Ивана Еготова и Алексея Бакарева . [24]
На церемонии закладки фундамента (1773 г.) Баженов заявил, что «сегодня мы обновляем старую Москву». [25] Работы начались со сбривания южного склона Кремлевской горы и закладки фундамента для опорных контрфорсов. [26] Были снесены центральная часть южной стены Кремля, Тайницкая и Первая Безымянная башни. [26] Земляной котлован начался прямо возле Архангельского собора и весь следующий год Баженов и его инженеры боролись с угрозой оползней. [26] В 1775 году Екатерина закрыла проект, сославшись на повреждение Архангельского собора. [26] и неподходящая геология Кремлевского холма. [17] Историки полагают, что у нее были другие, более важные проблемы: огромная стоимость дворца и нежелание инвестировать в Москву, старый город, который она воспринимала как угрозу своему контролю и модернизации Империи. [26] упадок конституционного собрания [27] или тот простой факт, что к 1775 году «Екатерине больше нечего было доказывать». [17]
Оригинальная деревянная модель планируемого дворца (масштаб 1:44, длина 17 метров), [28] сделанные учениками Баженова [29] хранится в Московском музее архитектуры . [30] Когда музей располагался при Донском монастыре, модель выставлялась на всеобщее обозрение в его главном соборе. В 2001 году город Москва предложил построить специальный музейный павильон для демонстрации модели в Александровском саду. [28] но предложение было отклонено.
Царицыно
[ редактировать ]
Баженов, по крайней мере в первой половине правления Екатерины, прекрасно понимал ее вкус и стилистическую программу, скорее эпохи Просвещения, чем неоклассицизма. [31] Во время празднования Кючук-Кайнарджийского договора 1775 года на Ходынском поле Баженов «превратил имитацию английского готического возрождения в попытку создать универсальный стилистический язык для русской архитектуры, сочетающий типичные элементы средневековых построек как Востока, так и Запада, мотивы античности. и чистая фантазия». [31] Эта эфемерная работа проложила путь к решению Екатерины построить два [32] императорские дворцы в Подмосковье (в 1775 жила во временном деревянном доме в Коломенском ). [32] Малый Петровский замок по дороге в Петербург достался Казакову. [32] the larger Tsaritsyno to Bazhenov. [32] [33]
Летом 1775 года Баженов разработал первый проект Царицына, ныне утерянный. [32] Он последовал за любовью Екатерины к «крестьянскому стилю» с многочисленными домиками в неоготическом стиле в стиле кантри, разбросанными по тщательно спланированному «естественному» ландшафту. [32] Тот же подход был использован и во втором, «совершенно неклассическом» [34] генеральный план, утвержденный Екатериной весной 1776 года. [32] На этот раз Баженов добавил доминанту главного дворца, выполненную в виде двух одинаковых зданий, соединенных оранжереей . [35] Одно крыло предназначалось Екатерине, другое — ее сыну и наследнику Павлу . Баженов планировал украсить Царицыно традиционными русскими цветными изразцами - изразцами , но Екатерина возражала и настаивала на более простой красной (кирпичные стены), белой (орнаменты) и желтой (глазурованная черепица) цветовой гамме. [32] Черепица прослужила в русские зимы недолго и вскоре была заменена листовым железом. [32]

Баженов начал строительство с «первого ряда» небольших зданий, ворот и мостов. [32] Их белокаменные вставки украшены изящными резными орнаментами, исчезнувшими в более поздних постройках. [32] либо из-за нехватки квалифицированных мастеров [32] или собственное стилистическое решение Баженова. [35] В 1777 году Баженов снес старый деревянный усадебный дом Кантемиров , бывших владельцев Царицына, и начал строительство главного дворца. [35] Нехватка государственных средств мешала проекту с самого начала; Фактически, большая часть письменного наследия Баженова состоит из деловых писем с просьбой к государственной казне о выделении денег, квалифицированной рабочей силы и подсчете его частных долгов, возникших в Царицыне. [35] В 1783 году он активно искал новую работу, написав, что «он теперь совершенно свободен в Царицыне». [36]
Главный дворец с добавленной центральной пристройкой для детей Павла. [35] был построен за восемь лет. Губернатор Яков Брюс, инспектировавший Царицыно в 1784 году, был озадачен отсутствием формального парадного двора, но тем не менее отправил Екатерине восторженный отчет, восхваляющий, в частности, мосты и благоустройство. [35] Кэтрин вдруг [35] посетил Царицыно в июне 1785 г. и уехал, недовольный медленным ходом работ; она презирала дворец в письмах к Павлу и Мельхиору Гримм как «темное место с низкими сводами и узкими лестницами, непригодное для жизни». [35]
К 1785 году планировка баженовского дворца стала политически некорректной : отношения между Екатериной и Павлом необратимо ухудшились, императрица затеяла полное исключение Павла из порядка престолонаследия , а дворцы-близнецы вынуждены были уступить место единственному – ее собственному. Екатерина объявила о своем желании снести и перестроить главный дворец, но Баженова не уволили сразу; ему и Казакову было приказано представить независимые предложения по модернизации. [32] Баженов представил новый проект в конце 1785 года, но он был отвергнут, и Баженов был уволен от проекта «для поправления здоровья и хозяйственных дел». [37] В феврале 1786 года Екатерина наконец передала Казакову проект Царицына; [38] Баженовский дворец был снесен летом 1786 года. [35] Общественное мнение ошибочно связало ее гнев со связью Баженова с масонами . [39] или его готический стиль; Фактически Казаков сохранил как готические, так и масонские черты, и большая часть баженовских подсобных построек сохранилась до наших дней. [34] [38]
Demidov affair
[ редактировать ]К середине 1780-х годов Екатерина, когда-то увлеченная искусством Баженова и Чарльза Камерона , остановилась на другой версии неоклассицизма, исповедуемой Казаковым в Москве и Старовым и Кваренги в Санкт-Петербурге. [40] В декабре 1786 г. Баженов окончательно ушел с государственной службы и вынужден был полагаться только на частные комиссии. Объем этих частных рабочих мест, которые когда-то считались многочисленными (см. « Проблему атрибуции »), впоследствии был пересмотрен до очень небольшого числа более или менее надежно приписываемых зданий; напротив, наследие Матвея Казакова того же периода документировано гораздо лучше. Швидковский отметил, что Баженов задал стиль неоклассической Москвы, но Казаков и его выпускники . на самом деле ее спроектировали и построили [13] По мнению Швидковского, жилая Москва до пожара 1812 года находилась под влиянием через Баженова произведений Шарля де Вайи и его окружения; Баженов дополнил французский стиль использованием скульптуры и садовой архитектуры. [13] Казакову не хватало утонченности Баженова, но его постройки «были значительно практичнее баженовских, более приспособлены к московской жизни». [41]
Баженов, стремясь поправить свое финансовое положение, принял, казалось бы, щедрое предложение от Прокофия Демидова , богатого и прихотливого мецената. Демидов планировал подарить новое здание Московскому университету; он согласился рефинансировать долги Баженова в обмен на его проектные и управленческие услуги. Отношения вскоре испортились; Демидов, буквально имея Баженова в кармане, отверг его проект кампуса в центре города и поручил Баженову спроектировать новый кампус с нуля на Воробьевых горах . Эта игра в кошки-мышки (как она представлена в сочинениях Баженова) продолжалась почти десять лет; архитектор потратил годы на тупиковый проект и остался банкротом на милость Демидова. Казаков снова взялся за работу и в 1793 году завершил строительство «старого» центра университета. [42]
В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург и устроился на скучную, но стабильную работу архитектора Кронштадтского адмиралтейства; в свободное время он перевел полное собрание сочинений Витрувия . В апреле 1792 г. Баженов был замешан в деле Николая Новикова ; полиция нашла письмо Баженова Новикову о снабжении масонскими книгами. Павла [43] Новиков провел четыре года в тюрьме Шлиссельбургской крепости [43] а Баженов сбежал на свободу. Масонское влияние на жизнь и искусство Баженова привело к тому, что его стали называть «Русским Кристофером Реном ». [44] и теория о том, что он был давним агентом мартинистов , которому было поручено заручиться поддержкой Пола. [45] Павел знал о настоящей или предполагаемой миссии Баженова, но к 1792 году он отошел от масонства и лично предостерег Баженова от дальнейших заговоров. [46]
Позднее признание
[ редактировать ]Император Павел I России поддержал Баженова как одну из предполагаемых жертв его презираемой матери . Вскоре по восшествии на престол (1796) Павел вызвал Баженова в Петербург и поставил его вице-президентом Императорской Академии художеств . [47] Академия этого периода, под влиянием идей своего второго президента Ивана Бецкого , принимала мальчиков в возрасте от шести до девяти лет и давала девятилетнее общее (начальное и среднее) образование с последующим не менее шести лет профессиональной подготовки. в искусстве и архитектуре. [48] Баженов считал, что Академия должна избавиться от начального образования и сосредоточиться на профильных предметах, принимая грамотных подростков, которые смогут доказать свой талант в открытом конкурсе. [48] Он не прожил достаточно, чтобы осуществить эту программу; постепенно его осуществили Александр Строганов (1802 г.) и Алексей Оленин (1830 г.). [49]
Главный строительный проект Павла, Замок Святого Михаила , был передан архитектору его дома, итальянцу Винченцо Бренне , а руководить Бренной был назначен Баженов. Историки XIX и начала XX веков не могли четко разделить вклад каждого архитектора и приписывали проект Бренне и Баженову совместно. Николай Лансере (1930-е годы) и последующие российские историки полностью доверяют Бренне; по словам Лансере, Баженов не вмешивался в замыслы Бренны, которые в значительной степени были интерпретацией Бренной собственного романтического видения Пола. [50] По словам Дмитрия Швидковского , Баженов работал над более ранним проектом замка и этот факт позже был истолкован как его участие в реальном проектировании; Бренне «поручили адаптировать замысел Баженова», но она создала самостоятельное произведение. [47] В любом случае, Баженов умер в середине проекта, оставив Бренне полный контроль; замок оказался не неоклассическим зданием, а «редким образцом императорского дворца, искренне благоухающего эпохой романтизма ». [51]
Павел также поручил Баженову спроектировать новую больницу возле Данилова монастыря . Баженов снова ответил экстравагантным планом, который не выходил за рамки деревянного каркаса и был заменен сохранившейся Павловской больницей Казакова, построенной в 1802–1807 годах. [52] [53] Незадолго до смерти Баженов приступил к составлению альбома « Русская архитектура» , собирая проекты «всех крупных зданий двух столиц». [54]
Проблема атрибуции
[ редактировать ]



Достоверная атрибуция частных зданий XVIII века в России, даже сохранивших первоначальный стиль и планировку, возможна редко. Богатые покровители охотно нанимали архитекторов, которые прославились, работая над государственными мегапроектами, но во многих случаях оригинальные чертежи отсутствуют. [55] В этих случаях историки использовали общие или специфические особенности конструкции, чтобы определить вероятного автора. [55] Неопределенность приводила к частым неверным атрибуциям, особенно в случае Баженова и Казакова. [55] и последующие изменения в атрибуции или признание невозможности ее сделать.
Здания в Москве
[ редактировать ]Атрибуция конкретных московских зданий Баженову в этой статье основана на академической « Памятники архитектуры Москвы» ( русский : Памятники архитектуры Москвы ), выпущенной в 1983–2007 годах. серии книг
Традиция первой половины ХХ века, заложенная Игорем Грабарем , приписывает Баженову проектирование множества громких частных зданий в Москве. Более поздние исследования показали, что в большинстве случаев его вклад не может быть достоверно установлен. Дом Пашкова , скорее всего, спроектировал Баженов, а другие резиденции, когда-то приписывавшиеся ему, теперь числятся в рубрике «неизвестный архитектор».
- Дом Пашкова, самое заметное сохранившееся здание Баженова и «один из самых изящных и красивых жилых ансамблей Москвы». [56] приписывается ему «через традицию XIX века, поддерживаемую большинством исследователей <XX века>». [57] Дом Пашкова, уникальный для архитектуры XVIII века, сохраняет свой первоначальный внешний вид и планировку, задуманную архитектором около 1784 года и завершенную в 1787 году. [57] Здание сильно пострадало от пожара 1812 года и впервые в истории Москвы было перестроено точно по первоначальным проектам, учитывая его знаковое значение. [58]
- Дом Юшкова на Мясницкой улице в Москве (конец 1780-х – начало 1790-х годов) просто «приписывается» Баженову. По мнению Шмидта, это представляло собой поворот архитектора от французского неоклассицизма к итальянской архитектуре . [59] Планировка этого здания с угловой ротондой стала широко копируемым стандартом московских архитекторов-неоклассиков. [60] Позже в здании размещались Дворцовое архитектурное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1844–1918), ВХУТЕМАС (1918–1930). [61] а с 1989 года – Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
- Дом Разумовского на Воздвиженке , еще одна угловая ротонда, построенная в 1799 году, Шмидт приписывает Баженову. [62] но российские источники сходятся во мнении, что установить личность архитектора невозможно. [63]
- Тутолмина Дом в Таганском районе приписан Баженову Игорем Грабарем ; позднее исследователи приписали его Старову. [64] До перестройки 1900-х годов здание по своей знаковой роли могло соперничать с Домом Пашкова. [65] Та же неопределённость в атрибуции относилась и к ныне снесенному Прозоровскому дому на Большой Полянке , «одному из самых очаровательных усадебных домов на этой улице». [66] [67]
- Дом Долгова на Большой Ордынке когда-то приписывался Баженову на основании того, что его жена была родственницей хозяина здания. С тех пор это мнение было отвергнуто. [68]
- Колокольня церкви Всей Скорби на улице Большой Ордынке, напротив Дома Долгова, безоговорочно приписана Баженову, а сама церковь построена Иосифом Бове в 1828–1833 годах. [69] [70]
- Панухина (1994) предположила, что Баженов мог быть причастен к поздним этапам строительства Московского Кригскомиссариата (ныне штаб Московского военного округа ) в Замоскворечье по проекту Николая Леграна . [71]
Усадьбы и церкви
[ редактировать ]Еще меньше уверенности в атрибуции усадеб и церквей:
- Самый известный из них, в , принадлежал Измайлову московскому губернатору и прямому начальнику Баженова. [72] Вероятные дошедшие до нас произведения Баженова включают главный особняк и неоготическую церковь Святого Владимира , а большая часть построек 18 века утеряна. [73]
- Церковь в Старках (ныне Коломенский уезд ), имении князя Черкасского , построенная в 1759–1763 годах, была одной из первых неоготических построек в России. Если авторство Баженова верно, то он спроектировал ее еще будучи студентом Академии художеств. [74]
- Церковь Благовещения в Поливаново, бывшей усадьбе Разумовских , является «типичной для Баженова», и этот факт остается единственным основанием для атрибуции. [75]
- Неоклассическая церковь Владимирской Богородицы в Долгопрудном (1772–1777) необычной треугольной планировки приписывалась либо Казакову, либо Баженову. [76] несмотря на полное отсутствие письменных доказательств. [77] Планировка церкви, скорее всего, вдохновлена Храмом войны Жана -Франсуа Нефоржа . [77]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Швидковский, 2007 с. 260
- ^ Например, Belyavsky, M (1969). "Tainstvenny 18 vek (Таинственный 18 век)" . Znanie - Sila (in Russian) (1).
- ^ Sokolov, Boris (2002). "Review: Yury Gerchuk's 2001 edition of Vasily Bazhenov (in Russian)" . Nashe Nasledie . 62–64.
- ^ Jump up to: а б Седов, Владимир (2002). «Рецензия: издание Юрия Герчука « Василий Баженов » 2001 года (на русском языке)» . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ↑ Герчук, 2001.
- ^ Рицарев, с. 71
- ^ Рицарев, с. 71, 73
- ^ Jump up to: а б с Voronov, p. 100
- ^ Voronov, p. 112
- ↑ См. официальный список учащихся за май 1758 г., ранжированный по классам , воспроизведенный у Воронова, с. 112
- ^ Jump up to: а б Voronov, p. 113
- ^ Jump up to: а б с д Швидковский 2007, с. 240
- ^ Jump up to: а б с Швидковский 2007, с. 246
- ^ Jump up to: а б с д Шмидт 1989, с. 38
- ^ Швидковский 2007, стр. 242–243.
- ^ Jump up to: а б с Швидковский 2007, с. 243
- ^ Jump up to: а б с Шмидт 1989, с. 40
- ^ Шмидт 1989, с. 104
- ^ Jump up to: а б Pamyatniki 1983, p. 287
- ^ Шмидт 1989, с. 44
- ^ Russian : Планы знаменитого архитектора Баженова уподоблялись Республике Платоновой или Утопии Томаса Моруса: им можно удивляться единственно в мыслях, а не на деле - Karamzin, 1817, «Заметки о достопримечательностях Москвы» . В этом же абзаце Карамзин горько высмеял архаичный и напыщенный язык надписей, сделанных на модели.
- ^ Шмидт 1989, с. 50
- ↑ В отличие от Баженова, Казаков оставил после себя прочное наследие в Кремле, здании Сената .
- ^ Шмидт 1989, с. 34
- ^ Russian : В сей день обновляется Москва , - Pamyatniki 1983, p. 293
- ^ Jump up to: а б с д и Pamyatniki 1983, p. 293
- ^ Швидковский 2007, с. 244
- ^ Jump up to: а б Khachaturov, Sergey (February 7, 2001). "Vse v sad (Все в сад! Для радости "души гуляющего")" (in Russian). Kultura (newspaper) . Retrieved 2009-09-12 .
- ^ Шмидт, с. 33: «Изготовление моделей, несомненно, отнимало у этих студентов время; можно себе представить, как подающие надежды молодые архитекторы часами работают над деревянной моделью Баженова...»
- ^ «Фотография модели из собрания Музея архитектуры» . Проверено 12 сентября 2009 г. На фотографии изображена восточная сторона дворца (около трети его общей длины), вид со стороны реки.
- ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 259
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Pamyatniki 2007, p. 227
- ^ Швидковский 2007, с. 261
- ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 252
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Pamyatniki 2007, p. 228
- ^ Russian : Будучи въ селѣ уже Царицынѣ гдѣ онъ весма съвободнѣе, Василій Баженовъ - Panukhina 1994.
- ^ Russian : Для поправления здоровья и исправления домашних дел - Pamyatniki 2007, p. 228
- ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 282
- ^ Швидковский 2007, с. 281
- ^ Шмидт 1989, с. 4
- ^ Швидковский 2007, с. 249
- ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 99
- ^ Jump up to: а б Мюррелл, с. 107
- ^ Акинша и др., с. 29
- ^ Акинша и др., стр. 29-30
- ^ Bashilov, Boris (2004). Pavel Pervy i masony (Павел Первый и масоны) (in Russian). ISBN 5-98194-006-9 . , гл. II
- ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 294
- ^ Jump up to: а б Лисовский, с. 23
- ^ Лисовский, стр. 27, 30.
- ^ Лансере, с. 85
- ^ Швидковский, с. 295
- ^ Шмидт 1989, с. 121
- ↑ Больница стала последней значимой работой Казакова. При этом его обвинили в нецелевом использовании государственных денег и уволили на пенсию.
- ^ Шмидт 1989, с. 54
- ^ Jump up to: а б с Кракрафт, Роуленд с. 68
- ^ Шмидт 1989, с. 77
- ^ Jump up to: а б Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 55
- ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 57
- ^ Шмидт 1989, с. 96
- ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 251
- ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 253
- ^ Шмидт 1989, с. 88
- ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 79
- ^ Шмидт 1989, с. 109
- ^ Pamyatniki 1989 ( Zemlyanoy Gorod ), pp. 316-317
- ^ Шмидт 1989, с. 112
- ^ Pamyatniki 1994, p. 132
- ^ Pamyatniki 1994, p. 203
- ^ Pamyatniki 1994, p. 204
- ^ Шмидт 1989, с. 174
- ^ Панухина, с. 24
- ^ Мюррелл, с. 142
- ^ Мюррелл, стр. 142–143.
- ^ Мюррелл, с. 150
- ^ Мюррелл, с. 48
- ^ Мюррелл, с. 238
- ^ Jump up to: а б Pamyatniki 2004, p. 197
Источники
[ редактировать ]
- Константин Акинша; Григорий Козлов; Сильвия Хохфилд (2007). Святое место: архитектура, идеология и история в России . Издательство Йельского университета. п. 134. ИСБН 978-0-300-11027-2 .
shchuko.
- Кракрафт, Джеймс Кракрафт; Роуленд, Дэниел Брюс (2003). Архитектуры русской идентичности: с 1500 года до наших дней . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8828-3 .
- Bazhenov, Vasily (2001). Vasily Bazhenov. Pisma. Poyasneniya k proektam Баженов Василий Иванович. Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников (in Russian). Iskusstvo. ISBN 5-85200-325-5 .
- Лансере, Николай (2006). Винченцо Бренна (Vincenzo Brenna) (на русском языке). Санкт-Петербург: Кол. ISBN 5-901841-34-4 . Примечание: книга написана в 1935–1938 годах и впервые напечатана в 2006 году.
- Lisovsky, Vladimir (2006). Leonty Benua i peterburgskaya shkola ("Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов") (in Russian). Saint Petersburg: Kolo. ISBN 5-901841-44-1 .
- Мюррелл, Кэтлин Бертон (2001). Знакомство с московской глубинкой: путеводитель по сердцу России . ИБТаурис. ISBN 978-1-86064-673-7 .
- Pamyatniki arhitektury Moskvy (Памятники архитектуры Москвы) series, in Russian:
- Pamyatniki arhitektury Moskvy. Kreml (Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город и центральные площади). Iskusstvo. 1983.
- Pamyatniki arhitektury Moskvy. Bely Gorod (Памятники архитектуры Москвы. Белый город). Iskusstvo. 1989: Pamyatniki arhitektury Moskvy. Zemlyanoy Gorod (Памятники архитектуры Москвы. Земляной город). Iskusstvo. 1989: Pamyatniki arhitektury Moskvy. Zamoskvorechye (Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье). Iskusstvo. 1994. ISBN 5-210-02548-9
- Pamyatniki arhitektury Moskvy. Okrestnosti staroy Moskvy (Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части города)). Iskusstvo. 2004. ISBN 5-98051-011-7
- Pamyatniki arhitektury Moskvy. Okrestnosti staroy Moskvy (Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная и южная части города)). Iskusstvo. 2007. ISBN 978-5-98051-041-1
- Panukhina, N. B. (1994). "Izyasnenie Vasilia Bazhenova (Изъяснение Василия Баженова)" . Rossiysky Arkhiv (in Russian). 1 : 24–26.
- Рицарева, Марина (2006). Русская музыка XVIII века . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7546-3466-9 .
- Шмидт, Альберт Дж. (1989). Архитектура и планировка классической Москвы: история культуры . Издательство ДИАНА. ISBN 978-0-87169-181-1 .
- Швидковский, Д.С. (2007). Русская архитектура и Запад . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2 .
- Воронов, Виктор (2008). Иван Старов (Иван Старов) (на русском языке). Санкт-Петербург: Искусство-СПБ. ISBN 978-5-210-01511-2 .