Jump to content

Василий Баженов

Василий Баженов
Баженов и его семья, 1770-е гг.
Рожденный ( 1737-03-01 ) 1 марта 1737 г.
Умер 13 августа 1799 г. (13 августа 1799 г.) (62 года)
Санкт-Петербург , Российская Империя
Образование Член Академии художеств (1765).
Альма-матер Императорская Академия Художеств
Известный Архитектура
Заметная работа Дом Пашкова ,
Царицыно парк

Василий Иванович Баженов ( русский : Васи́лий Ива́нович Баже́нов ; 1 марта ( NS 12) 1737 или 1738 — 2 августа (NS 13) 1799) — русский неоклассик архитектор- , график , теоретик архитектуры и педагог. Баженов и его соратники Матвей Казаков и Иван Старов были ведущими местными архитекторами эпохи русского Просвещения , периода доминирования иностранных архитекторов ( Чарльз Камерон , Джакомо Кваренги , Антонио Ринальди и другие). По словам Дмитрия Швидковского , в 1770-е годы Баженов стал первым русским архитектором, создавшим национальный архитектурный язык после традиции 17 века, Петром I. прерванной [1]

За ранним успехом Баженова последовала трагическая профессиональная и личная жизнь. Два его основных строительных проекта были заброшены по политическим или финансовым причинам. Его выдающееся произведение , неоклассический Большой Кремлевский дворец, было закрыто вскоре после закладки фундамента. Императорский дворец в парке «Царицыно» пал жертвой Дворцовой битвы ; Ядро Баженовского дворца было снесено по приказу Екатерины II . Другой проект, строительство здания МГУ , закончился ожесточенным конфликтом с бывшим благотворителем Баженова Прокофием Демидовым и привел Баженова к банкротству . Перед смертью Баженов умолял своих детей держаться в стороне от вероломного строительного бизнеса.

Наследие Баженова остается спорным. Приписывание Баженову Дома Пашкова и менее крупных проектов, подкрепленное отрывочными документами, выводами и предположениями , неясно до такой степени, что его жизнь и деятельность стали предметом теорий заговора . [2] Неизвестны даже место его рождения и место могилы Баженова. История его жизни, реконструированная Игорем Грабарем и популяризированная историками советского периода, рассматривается современными критиками как «баженовский миф ». [3] [4] и даже самые последние научные исследования [5] не удается заменить этот миф достоверной биографией. [4]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]
1764 работа Баженова

Точный год и место рождения Баженова неизвестны; он родился в 1737 или 1738 году в семье церковного писаря либо в Москве, либо в селе Дольском под Малоярославцем . По второй версии, семья переехала в Москву, когда Василию было три месяца. В 1753 году Василий поступил добровольцем (но формально не был принят на работу) в кремлевскую архитектурную компанию Дмитрия Ухтомского , единственное в то время московское учреждение, дающее начальную архитектурную подготовку. Там Баженов приобрел практические строительные навыки; бедность заставила его искать оплачиваемую работу вместо обучения в классе.

В 1755 году Баженов поступил в первый класс только что открытого Московского государственного университета . Первый биограф Баженова Евгений Болховитинов (1767–1837, киевский митрополит с 1822 г.) писал, что Баженов учился также в Славяно-греко-латинской академии , но это мнение решительно опровергается биографами ХХ века. [6] Болховитинов, возможно, сознательно исказил факты, чтобы поднять престиж духовных коллегий. [7]

В начале 1758 года университет по просьбе Ивана Шувалова направил группу из шестнадцати студентов, в том числе Баженова и Ивана Старова . [8] в Санкт-Петербург для продолжения обучения в вновь созданной Императорской Академии художеств . [8] Они вместе с двадцатью мальчиками, отобранными в Петербурге, вошли в первый класс Академии. [8] В мае 1758 года класс был сокращен до тридцати учеников (8 дворян и 22 разночинца ); на первом экзамене двадцатилетний Баженов занял первое место, будучи к тому же самым старшим учеником; четырнадцатилетний Старов занял седьмое место, а самому младшему ученику Стефану Карновичу было всего двенадцать. [9] [10] Баженов, по его собственному утверждению, был причислен к классу Саввы Чевакинского , главного архитектора Русского Адмиралтейства , работал на строительстве Никольской церкви и стал личным наставником и кровным братом Старова-младшего. [11]

Спустя три года Баженов и художник Антон Лосенко стали первыми студентами Академии художеств, получившими стипендию за пределами России. Баженов стажировался в Париже в мастерской Шарля Де Вайи. [12] (Старов присоединился к нему там в октябре 1762 г.). [11] Заявки Баженова на конкурсы Французской академии архитектуры имели успех; он «триумфально завершил» стипендию, будучи избранным в Римскую академию Святого Луки , Академию изящных искусств Флоренции и Академию изящных искусств Болоньи . [12] Позже Баженов стал главным пропагандистом французского неоклассицизма в России. [12] и задали стилистический канон неоклассической Москвы по идеям Де Вайи. [13]

Он вернулся в Россию в мае 1765 года, обладая «необычными и безупречными полномочиями для россиянина того времени». [14] и подал заявление на получение ученой степени и пребывания в Академии, но новое руководство не собиралось принимать Баженова на работу. Его подвергли строгому формальному экзамену и приказали представить новый дипломный проект; успеха в Академии он не имел, но был замечен Екатериной II и ее сыном Павлом , которые поручили Баженову спроектировать и построить частный особняк на Каменном острове . В конце 1766 года Григорий Орлов , тогдашний командующий императорской артиллерией и военными инженерами , принял на работу Базненова в свою свиту, в воинском звании капитана артиллерии , и поручил ему Арсенал в Петербурге. [12] В следующем году Баженов последовал за Орловым в Москву, где ему предстояло прожить большую часть оставшейся жизни, «придавая русскую реальность французским классическим и итальянским палладианским модам, с которыми он столкнулся». [14]

Кремлевский Дворец

[ редактировать ]
Окончательный проект дворца, 1770 г. или позже (плановые постройки темные, более старые постройки светлые).

Екатерина предложила идею перестройки ветхих дворцов Московского Кремля в новый правительственный центр реформированной страны (в 1767 г. в Москве состоялся выборный съезд, выработавший новый свод законов). [15] и Баженов охотно откликнулся; еще в 1767 году [14] он создал первые наброски своего opus magnum утопического Большого Кремлевского дворца. Орлов, очарованный предложением, справедливо усомнился в целесообразности строительства огромного здания, но Базненов пошел дальше и к концу лета 1768 года завершил проект. Крупнейший неоклассический комплекс в Европе, [16] если бы оно когда-либо было завершено, оно заменило бы сам Кремль , оставив нетронутыми только его соборы. [16]

По его замыслу, новый четырехэтажный дворец в неоклассическом стиле должен был занять всю южную сторону Кремля — 2100 футов. [17] или 630 метров [16] от Константино-Еленинской башни на востоке до Боровицкой башни на западе и простирается на север вдоль западной стены Кремля до Арсенала . Дворец должен был полностью окружать кремлевские соборы , закрывая вид на них со стороны Москвы-реки . Вместо того чтобы строить дворец на верхнем плато Кремлевского холма, Баженов разместил его прямо на крутом склоне между плато и кремлевской стеной, которую планировалось снести, применив огромные каменные контрфорсы, чтобы предотвратить его скатывание в реку . Саму реку следовало расчистить, зарегулировать и обнести береговой насыпью, обложенной бревнами. [18]

Планировка нового Кремля «была самой изобретательной планировочной работой екатерининского правления». [14] Баженов сохранил историческую Соборную площадь и предложил создать новую площадь в восточной части Кремля, которая станет новым центром Москвы и началом трех новых радиальных улиц, идущих строго на север, северо-запад и северо-восток. [19] Северный радиус, проходящий через запланированный проем в кремлевской стене, напрямую соединил бы дворец с Тверской улицей . [19] Баженов расширил свое планирование до модернизации самого города, что в конечном итоге привело к проекту плана, официально принятому в 1775 году, совместным усилием под руководством Петра Кожина и Николая Леграна . [20]

Николай Карамзин писал в 1817 году, что «планы Баженова, знаменитого архитектора, подобны « или » Платона Республике « Мора » Утопии : ими следует восхищаться в мыслях, но никогда не воплощать их в жизнь». [21] Тем не менее, проект получил добро, и правительство создало Кремлевское строительное управление (или Экспедицию, как выражались в XVIII веке), учреждение, которое просуществовало до XIX века. Экспедиция стала новой архитектурной школой для местных студентов, начавшейся с помощника Баженова Матвея Казакова . Казаков, работавший в Кремле с 1768 года, после 1770 года стал равным Баженову и в 1786 году принял на себя управление Экспедицией. [22] [23] Он превзошел Баженова как педагог, возродил Ухтомскую школу и воспитал Иосифа Бове , Ивана Еготова и Алексея Бакарева . [24]

На церемонии закладки фундамента (1773 г.) Баженов заявил, что «сегодня мы обновляем старую Москву». [25] Работы начались со сбривания южного склона Кремлевской горы и закладки фундамента для опорных контрфорсов. [26] Были снесены центральная часть южной стены Кремля, Тайницкая и Первая Безымянная башни. [26] Земляной котлован начался прямо возле Архангельского собора и весь следующий год Баженов и его инженеры боролись с угрозой оползней. [26] В 1775 году Екатерина закрыла проект, сославшись на повреждение Архангельского собора. [26] и неподходящая геология Кремлевского холма. [17] Историки полагают, что у нее были другие, более важные проблемы: огромная стоимость дворца и нежелание инвестировать в Москву, старый город, который она воспринимала как угрозу своему контролю и модернизации Империи. [26] упадок конституционного собрания [27] или тот простой факт, что к 1775 году «Екатерине больше нечего было доказывать». [17]

Оригинальная деревянная модель планируемого дворца (масштаб 1:44, длина 17 метров), [28] сделанные учениками Баженова [29] хранится в Московском музее архитектуры . [30] Когда музей располагался при Донском монастыре, модель выставлялась на всеобщее обозрение в его главном соборе. В 2001 году город Москва предложил построить специальный музейный павильон для демонстрации модели в Александровском саду. [28] но предложение было отклонено.

Царицыно

[ редактировать ]
Bazhenov's 1776 panorama of Tsaritsyno

Баженов, по крайней мере в первой половине правления Екатерины, прекрасно понимал ее вкус и стилистическую программу, скорее эпохи Просвещения, чем неоклассицизма. [31] Во время празднования Кючук-Кайнарджийского договора 1775 года на Ходынском поле Баженов «превратил имитацию английского готического возрождения в попытку создать универсальный стилистический язык для русской архитектуры, сочетающий типичные элементы средневековых построек как Востока, так и Запада, мотивы античности. и чистая фантазия». [31] Эта эфемерная работа проложила путь к решению Екатерины построить два [32] императорские дворцы в Подмосковье (в 1775 жила во временном деревянном доме в Коломенском ). [32] Малый Петровский замок по дороге в Петербург достался Казакову. [32] the larger Tsaritsyno to Bazhenov. [32] [33]

Летом 1775 года Баженов разработал первый проект Царицына, ныне утерянный. [32] Он последовал за любовью Екатерины к «крестьянскому стилю» с многочисленными домиками в неоготическом стиле в стиле кантри, разбросанными по тщательно спланированному «естественному» ландшафту. [32] Тот же подход был использован и во втором, «совершенно неклассическом» [34] генеральный план, утвержденный Екатериной весной 1776 года. [32] На этот раз Баженов добавил доминанту главного дворца, выполненную в виде двух одинаковых зданий, соединенных оранжереей . [35] Одно крыло предназначалось Екатерине, другое — ее сыну и наследнику Павлу . Баженов планировал украсить Царицыно традиционными русскими цветными изразцами - изразцами , но Екатерина возражала и настаивала на более простой красной (кирпичные стены), белой (орнаменты) и желтой (глазурованная черепица) цветовой гамме. [32] Черепица прослужила в русские зимы недолго и вскоре была заменена листовым железом. [32]

Фигурный мост, самое раннее завершенное сооружение (1776 г.), также отличается тончайшими орнаментальными работами. [35]

Баженов начал строительство с «первого ряда» небольших зданий, ворот и мостов. [32] Их белокаменные вставки украшены изящными резными орнаментами, исчезнувшими в более поздних постройках. [32] либо из-за нехватки квалифицированных мастеров [32] или собственное стилистическое решение Баженова. [35] В 1777 году Баженов снес старый деревянный усадебный дом Кантемиров , бывших владельцев Царицына, и начал строительство главного дворца. [35] Нехватка государственных средств мешала проекту с самого начала; Фактически, большая часть письменного наследия Баженова состоит из деловых писем с просьбой к государственной казне о выделении денег, квалифицированной рабочей силы и подсчете его частных долгов, возникших в Царицыне. [35] В 1783 году он активно искал новую работу, написав, что «он теперь совершенно свободен в Царицыне». [36]

Главный дворец с добавленной центральной пристройкой для детей Павла. [35] был построен за восемь лет. Губернатор Яков Брюс, инспектировавший Царицыно в 1784 году, был озадачен отсутствием формального парадного двора, но тем не менее отправил Екатерине восторженный отчет, восхваляющий, в частности, мосты и благоустройство. [35] Кэтрин вдруг [35] посетил Царицыно в июне 1785 г. и уехал, недовольный медленным ходом работ; она презирала дворец в письмах к Павлу и Мельхиору Гримм как «темное место с низкими сводами и узкими лестницами, непригодное для жизни». [35]

К 1785 году планировка баженовского дворца стала политически некорректной : отношения между Екатериной и Павлом необратимо ухудшились, императрица затеяла полное исключение Павла из порядка престолонаследия , а дворцы-близнецы вынуждены были уступить место единственному – ее собственному. Екатерина объявила о своем желании снести и перестроить главный дворец, но Баженова не уволили сразу; ему и Казакову было приказано представить независимые предложения по модернизации. [32] Баженов представил новый проект в конце 1785 года, но он был отвергнут, и Баженов был уволен от проекта «для поправления здоровья и хозяйственных дел». [37] В феврале 1786 года Екатерина наконец передала Казакову проект Царицына; [38] Баженовский дворец был снесен летом 1786 года. [35] Общественное мнение ошибочно связало ее гнев со связью Баженова с масонами . [39] или его готический стиль; Фактически Казаков сохранил как готические, так и масонские черты, и большая часть баженовских подсобных построек сохранилась до наших дней. [34] [38]

К середине 1780-х годов Екатерина, когда-то увлеченная искусством Баженова и Чарльза Камерона , остановилась на другой версии неоклассицизма, исповедуемой Казаковым в Москве и Старовым и Кваренги в Санкт-Петербурге. [40] В декабре 1786 г. Баженов окончательно ушел с государственной службы и вынужден был полагаться только на частные комиссии. Объем этих частных рабочих мест, которые когда-то считались многочисленными (см. « Проблему атрибуции »), впоследствии был пересмотрен до очень небольшого числа более или менее надежно приписываемых зданий; напротив, наследие Матвея Казакова того же периода документировано гораздо лучше. Швидковский отметил, что Баженов задал стиль неоклассической Москвы, но Казаков и его выпускники . на самом деле ее спроектировали и построили [13] По мнению Швидковского, жилая Москва до пожара 1812 года находилась под влиянием через Баженова произведений Шарля де Вайи и его окружения; Баженов дополнил французский стиль использованием скульптуры и садовой архитектуры. [13] Казакову не хватало утонченности Баженова, но его постройки «были значительно практичнее баженовских, более приспособлены к московской жизни». [41]

Баженов, стремясь поправить свое финансовое положение, принял, казалось бы, щедрое предложение от Прокофия Демидова , богатого и прихотливого мецената. Демидов планировал подарить новое здание Московскому университету; он согласился рефинансировать долги Баженова в обмен на его проектные и управленческие услуги. Отношения вскоре испортились; Демидов, буквально имея Баженова в кармане, отверг его проект кампуса в центре города и поручил Баженову спроектировать новый кампус с нуля на Воробьевых горах . Эта игра в кошки-мышки (как она представлена ​​в сочинениях Баженова) продолжалась почти десять лет; архитектор потратил годы на тупиковый проект и остался банкротом на милость Демидова. Казаков снова взялся за работу и в 1793 году завершил строительство «старого» центра университета. [42]

В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург и устроился на скучную, но стабильную работу архитектора Кронштадтского адмиралтейства; в свободное время он перевел полное собрание сочинений Витрувия . В апреле 1792 г. Баженов был замешан в деле Николая Новикова ; полиция нашла письмо Баженова Новикову о снабжении масонскими книгами. Павла [43] Новиков провел четыре года в тюрьме Шлиссельбургской крепости [43] а Баженов сбежал на свободу. Масонское влияние на жизнь и искусство Баженова привело к тому, что его стали называть «Русским Кристофером Реном ». [44] и теория о том, что он был давним агентом мартинистов , которому было поручено заручиться поддержкой Пола. [45] Павел знал о настоящей или предполагаемой миссии Баженова, но к 1792 году он отошел от масонства и лично предостерег Баженова от дальнейших заговоров. [46]

Позднее признание

[ редактировать ]

Император Павел I России поддержал Баженова как одну из предполагаемых жертв его презираемой матери . Вскоре по восшествии на престол (1796) Павел вызвал Баженова в Петербург и поставил его вице-президентом Императорской Академии художеств . [47] Академия этого периода, под влиянием идей своего второго президента Ивана Бецкого , принимала мальчиков в возрасте от шести до девяти лет и давала девятилетнее общее (начальное и среднее) образование с последующим не менее шести лет профессиональной подготовки. в искусстве и архитектуре. [48] Баженов считал, что Академия должна избавиться от начального образования и сосредоточиться на профильных предметах, принимая грамотных подростков, которые смогут доказать свой талант в открытом конкурсе. [48] Он не прожил достаточно, чтобы осуществить эту программу; постепенно его осуществили Александр Строганов (1802 г.) и Алексей Оленин (1830 г.). [49]

Главный строительный проект Павла, Замок Святого Михаила , был передан архитектору его дома, итальянцу Винченцо Бренне , а руководить Бренной был назначен Баженов. Историки XIX и начала XX веков не могли четко разделить вклад каждого архитектора и приписывали проект Бренне и Баженову совместно. Николай Лансере (1930-е годы) и последующие российские историки полностью доверяют Бренне; по словам Лансере, Баженов не вмешивался в замыслы Бренны, которые в значительной степени были интерпретацией Бренной собственного романтического видения Пола. [50] По словам Дмитрия Швидковского , Баженов работал над более ранним проектом замка и этот факт позже был истолкован как его участие в реальном проектировании; Бренне «поручили адаптировать замысел Баженова», но она создала самостоятельное произведение. [47] В любом случае, Баженов умер в середине проекта, оставив Бренне полный контроль; замок оказался не неоклассическим зданием, а «редким образцом императорского дворца, искренне благоухающего эпохой романтизма ». [51]

Павел также поручил Баженову спроектировать новую больницу возле Данилова монастыря . Баженов снова ответил экстравагантным планом, который не выходил за рамки деревянного каркаса и был заменен сохранившейся Павловской больницей Казакова, построенной в 1802–1807 годах. [52] [53] Незадолго до смерти Баженов приступил к составлению альбома « Русская архитектура» , собирая проекты «всех крупных зданий двух столиц». [54]

Проблема атрибуции

[ редактировать ]
Дом Пашкова
Дом Юшкова
Dolgov House
Церковь в Старках

Достоверная атрибуция частных зданий XVIII века в России, даже сохранивших первоначальный стиль и планировку, возможна редко. Богатые покровители охотно нанимали архитекторов, которые прославились, работая над государственными мегапроектами, но во многих случаях оригинальные чертежи отсутствуют. [55] В этих случаях историки использовали общие или специфические особенности конструкции, чтобы определить вероятного автора. [55] Неопределенность приводила к частым неверным атрибуциям, особенно в случае Баженова и Казакова. [55] и последующие изменения в атрибуции или признание невозможности ее сделать.

Здания в Москве

[ редактировать ]

Атрибуция конкретных московских зданий Баженову в этой статье основана на академической « Памятники архитектуры Москвы» ( русский : Памятники архитектуры Москвы ), выпущенной в 1983–2007 годах. серии книг

Традиция первой половины ХХ века, заложенная Игорем Грабарем , приписывает Баженову проектирование множества громких частных зданий в Москве. Более поздние исследования показали, что в большинстве случаев его вклад не может быть достоверно установлен. Дом Пашкова , скорее всего, спроектировал Баженов, а другие резиденции, когда-то приписывавшиеся ему, теперь числятся в рубрике «неизвестный архитектор».

  • Дом Пашкова, самое заметное сохранившееся здание Баженова и «один из самых изящных и красивых жилых ансамблей Москвы». [56] приписывается ему «через традицию XIX века, поддерживаемую большинством исследователей <XX века>». [57] Дом Пашкова, уникальный для архитектуры XVIII века, сохраняет свой первоначальный внешний вид и планировку, задуманную архитектором около 1784 года и завершенную в 1787 году. [57] Здание сильно пострадало от пожара 1812 года и впервые в истории Москвы было перестроено точно по первоначальным проектам, учитывая его знаковое значение. [58]
  • Дом Юшкова на Мясницкой улице в Москве (конец 1780-х – начало 1790-х годов) просто «приписывается» Баженову. По мнению Шмидта, это представляло собой поворот архитектора от французского неоклассицизма к итальянской архитектуре . [59] Планировка этого здания с угловой ротондой стала широко копируемым стандартом московских архитекторов-неоклассиков. [60] Позже в здании размещались Дворцовое архитектурное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1844–1918), ВХУТЕМАС (1918–1930). [61] а с 1989 года – Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
  • Дом Разумовского на Воздвиженке , еще одна угловая ротонда, построенная в 1799 году, Шмидт приписывает Баженову. [62] но российские источники сходятся во мнении, что установить личность архитектора невозможно. [63]
  • Тутолмина Дом в Таганском районе приписан Баженову Игорем Грабарем ; позднее исследователи приписали его Старову. [64] До перестройки 1900-х годов здание по своей знаковой роли могло соперничать с Домом Пашкова. [65] Та же неопределённость в атрибуции относилась и к ныне снесенному Прозоровскому дому на Большой Полянке , «одному из самых очаровательных усадебных домов на этой улице». [66] [67]
  • Дом Долгова на Большой Ордынке когда-то приписывался Баженову на основании того, что его жена была родственницей хозяина здания. С тех пор это мнение было отвергнуто. [68]
  • Колокольня церкви Всей Скорби на улице Большой Ордынке, напротив Дома Долгова, безоговорочно приписана Баженову, а сама церковь построена Иосифом Бове в 1828–1833 годах. [69] [70]
  • Панухина (1994) предположила, что Баженов мог быть причастен к поздним этапам строительства Московского Кригскомиссариата (ныне штаб Московского военного округа ) в Замоскворечье по проекту Николая Леграна . [71]

Усадьбы и церкви

[ редактировать ]

Еще меньше уверенности в атрибуции усадеб и церквей:

  • Самый известный из них, в , принадлежал Измайлову Быково Михаилу , московскому губернатору и прямому начальнику Баженова. [72] Вероятные дошедшие до нас произведения Баженова включают главный особняк и неоготическую церковь Святого Владимира [ ru ] , а большая часть построек 18 века утеряна. [73]
  • Церковь в Старках (ныне Коломенский уезд ), имении князя Черкасского , построенная в 1759–1763 годах, была одной из первых неоготических построек в России. Если авторство Баженова верно, то он спроектировал ее еще будучи студентом Академии художеств. [74]
  • Церковь Благовещения в Поливаново, бывшей усадьбе Разумовских , является «типичной для Баженова», и этот факт остается единственным основанием для атрибуции. [75]
  • Неоклассическая церковь Владимирской Богородицы в Долгопрудном (1772–1777) необычной треугольной планировки приписывалась либо Казакову, либо Баженову. [76] несмотря на полное отсутствие письменных доказательств. [77] Планировка церкви, скорее всего, вдохновлена ​​Храмом войны Жана -Франсуа Нефоржа . [77]
  1. ^ Швидковский, 2007 с. 260
  2. ^ Например, Belyavsky, M (1969). "Tainstvenny 18 vek (Таинственный 18 век)" . Znanie - Sila (in Russian) (1).
  3. ^ Sokolov, Boris (2002). "Review: Yury Gerchuk's 2001 edition of Vasily Bazhenov (in Russian)" . Nashe Nasledie . 62–64.
  4. ^ Jump up to: а б Седов, Владимир (2002). «Рецензия: издание Юрия Герчука « Василий Баженов » 2001 года (на русском языке)» . Проверено 11 сентября 2009 г.
  5. Герчук, 2001.
  6. ^ Рицарев, с. 71
  7. ^ Рицарев, с. 71, 73
  8. ^ Jump up to: а б с Voronov, p. 100
  9. ^ Voronov, p. 112
  10. См. официальный список учащихся за май 1758 г., ранжированный по классам , воспроизведенный у Воронова, с. 112
  11. ^ Jump up to: а б Voronov, p. 113
  12. ^ Jump up to: а б с д Швидковский 2007, с. 240
  13. ^ Jump up to: а б с Швидковский 2007, с. 246
  14. ^ Jump up to: а б с д Шмидт 1989, с. 38
  15. ^ Швидковский 2007, стр. 242–243.
  16. ^ Jump up to: а б с Швидковский 2007, с. 243
  17. ^ Jump up to: а б с Шмидт 1989, с. 40
  18. ^ Шмидт 1989, с. 104
  19. ^ Jump up to: а б Pamyatniki 1983, p. 287
  20. ^ Шмидт 1989, с. 44
  21. ^ Russian : Планы знаменитого архитектора Баженова уподоблялись Республике Платоновой или Утопии Томаса Моруса: им можно удивляться единственно в мыслях, а не на деле - Karamzin, 1817, «Заметки о достопримечательностях Москвы» . В этом же абзаце Карамзин горько высмеял архаичный и напыщенный язык надписей, сделанных на модели.
  22. ^ Шмидт 1989, с. 50
  23. В отличие от Баженова, Казаков оставил после себя прочное наследие в Кремле, здании Сената .
  24. ^ Шмидт 1989, с. 34
  25. ^ Russian : В сей день обновляется Москва , - Pamyatniki 1983, p. 293
  26. ^ Jump up to: а б с д и Pamyatniki 1983, p. 293
  27. ^ Швидковский 2007, с. 244
  28. ^ Jump up to: а б Khachaturov, Sergey (February 7, 2001). "Vse v sad (Все в сад! Для радости "души гуляющего")" (in Russian). Kultura (newspaper) . Retrieved 2009-09-12 .
  29. ^ Шмидт, с. 33: «Изготовление моделей, несомненно, отнимало у этих студентов время; можно себе представить, как подающие надежды молодые архитекторы часами работают над деревянной моделью Баженова...»
  30. ^ «Фотография модели из собрания Музея архитектуры» . Проверено 12 сентября 2009 г. На фотографии изображена восточная сторона дворца (около трети его общей длины), вид со стороны реки.
  31. ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 259
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Pamyatniki 2007, p. 227
  33. ^ Швидковский 2007, с. 261
  34. ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 252
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Pamyatniki 2007, p. 228
  36. ^ Russian : Будучи въ селѣ уже Царицынѣ гдѣ онъ весма съвободнѣе, Василій Баженовъ - Panukhina 1994.
  37. ^ Russian : Для поправления здоровья и исправления домашних дел - Pamyatniki 2007, p. 228
  38. ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 282
  39. ^ Швидковский 2007, с. 281
  40. ^ Шмидт 1989, с. 4
  41. ^ Швидковский 2007, с. 249
  42. ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 99
  43. ^ Jump up to: а б Мюррелл, с. 107
  44. ^ Акинша и др., с. 29
  45. ^ Акинша и др., стр. 29-30
  46. ^ Bashilov, Boris (2004). Pavel Pervy i masony (Павел Первый и масоны) (in Russian). ISBN  5-98194-006-9 . , гл. II
  47. ^ Jump up to: а б Швидковский 2007, с. 294
  48. ^ Jump up to: а б Лисовский, с. 23
  49. ^ Лисовский, стр. 27, 30.
  50. ^ Лансере, с. 85
  51. ^ Швидковский, с. 295
  52. ^ Шмидт 1989, с. 121
  53. Больница стала последней значимой работой Казакова. При этом его обвинили в нецелевом использовании государственных денег и уволили на пенсию.
  54. ^ Шмидт 1989, с. 54
  55. ^ Jump up to: а б с Кракрафт, Роуленд с. 68
  56. ^ Шмидт 1989, с. 77
  57. ^ Jump up to: а б Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 55
  58. ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 57
  59. ^ Шмидт 1989, с. 96
  60. ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 251
  61. ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 253
  62. ^ Шмидт 1989, с. 88
  63. ^ Pamyatniki 1989 ( Bely Gorod ), p. 79
  64. ^ Шмидт 1989, с. 109
  65. ^ Pamyatniki 1989 ( Zemlyanoy Gorod ), pp. 316-317
  66. ^ Шмидт 1989, с. 112
  67. ^ Pamyatniki 1994, p. 132
  68. ^ Pamyatniki 1994, p. 203
  69. ^ Pamyatniki 1994, p. 204
  70. ^ Шмидт 1989, с. 174
  71. ^ Панухина, с. 24
  72. ^ Мюррелл, с. 142
  73. ^ Мюррелл, стр. 142–143.
  74. ^ Мюррелл, с. 150
  75. ^ Мюррелл, с. 48
  76. ^ Мюррелл, с. 238
  77. ^ Jump up to: а б Pamyatniki 2004, p. 197

Источники

[ редактировать ]
Pamyatniki arhitektury Moskvy. Kreml (Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город и центральные площади). Iskusstvo. 1983.
Pamyatniki arhitektury Moskvy. Bely Gorod (Памятники архитектуры Москвы. Белый город). Iskusstvo. 1989: Pamyatniki arhitektury Moskvy. Zemlyanoy Gorod (Памятники архитектуры Москвы. Земляной город). Iskusstvo. 1989: Pamyatniki arhitektury Moskvy. Zamoskvorechye (Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье). Iskusstvo. 1994. ISBN   5-210-02548-9
Pamyatniki arhitektury Moskvy. Okrestnosti staroy Moskvy (Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части города)). Iskusstvo. 2004. ISBN   5-98051-011-7
Pamyatniki arhitektury Moskvy. Okrestnosti staroy Moskvy (Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная и южная части города)). Iskusstvo. 2007. ISBN   978-5-98051-041-1
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51fa58185d9ea2b6047738a681c12ed4__1707590880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/d4/51fa58185d9ea2b6047738a681c12ed4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vasily Bazhenov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)