Vkhutemas
Вхутемас (русский: Вхутемас , IPA: [fxʊtʲɪˈmas] — аббревиатура от Высшие Художественно-Технические Мастерские «Высшие Художественно-Технические Мастерские») — российское государственное художественно-техническое училище, основанное в 1920 году в Москве , пришедшее на смену Московскому свомасу .
Мастерские . были созданы по указу Владимира Ленина [1] с намерением, по словам Советского правительства, «подготовить мастеров-художников высшей квалификации для промышленности, строителей и управленцев для профессионально-технического образования». [2] [3] В школе работало 100 преподавателей. [4] и обучается 2500 студентов. [5] Вхутемас образовался в результате слияния двух предыдущих школ: Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища прикладного искусства . [6] В мастерских имелись художественный и промышленный факультеты; Художественный факультет преподавал курсы графики, скульптуры и архитектуры, а промышленный факультет преподавал курсы полиграфии, текстиля, керамики, деревообработки и металлообработки. [7]
Вхутемас был центром трех основных движений в авангардном искусстве и архитектуре: конструктивизма , рационализма и супрематизма . На семинарах преподаватели и студенты изменили отношение к искусству и реальности с помощью точной геометрии с акцентом на пространство , что стало одной из величайших революций в истории искусства. [1] In 1926, the school was reorganized under a new rector and its name was changed from "Studios" to "Institute" ( Вхутеин, Высший художественно-технический институт , Vkhutein, Vysshiy Khudozhestvenno-Tekhnicheskii Institut ), or Vkhutein.
Школа была распущена в 1930 году из-за политического и внутреннего давления на протяжении десяти лет ее существования. Его преподаватели, студенты и наследие были рассредоточены по шести другим школам. [8]
Базовый курс
[ редактировать ]Предварительный базовый курс был важной частью новой методики преподавания, разработанной во Вхутемасе, и стал обязательным для всех студентов, независимо от их будущей специализации. Это было основано на сочетании научных и художественных дисциплин. В ходе основного курса студенты должны были освоить язык пластических форм и хроматики . Рисунок считался основой пластического искусства, и студенты исследовали взаимоотношения цвета и формы, а также принципы пространственной композиции. [2] Подобно базовому курсу Баухауза , который должны были посещать все студенты первого курса, он давал более абстрактную основу технической работе в студиях. В начале 1920-х годов этот базовый курс состоял из следующего:
- максимальное влияние цвета (данное Любовью Поповой ),
- форма через цвет ( Александр Осмеркин ),
- цвет в пространстве ( Александра Экстер )
- цвет на самолете ( Иван Клюн ),
- строительство ( Александр Родченко ),
- одновременность формы и цвета ( Александр Древин ),
- volume in space ( Nadezhda Udaltsova ),
- история западного искусства ( Амшей Нюренберг ) и
- опека ( Владимир Баранов-Россине ). [9]
Художественный факультет
[ редактировать ]Основными движениями в искусстве, повлиявшими на образование во Вхутемасе, были конструктивизм и супрематизм, хотя отдельные личности были достаточно разносторонними, чтобы вписываться во многие движения или вообще не вписываться ни в одно из них — часто преподавали на нескольких факультетах и работали в разных средствах массовой информации. Координатор супрематического искусства Казимир Малевич вошел в преподавательский состав Вхутемаса в 1925 году. [10] хотя его группа — «Уновис » из Витебского художественного училища, в которую входил Эль Лисицкий , — выставлялась во Вхутемасе еще в 1921 году. [11] Хотя конструктивизм якобы развивался как вид искусства в графике и скульптуре, его основной темой была архитектура и строительство. Это влияние распространилось на всю школу. Художественное образование во Вхутемасе имело тенденцию быть многопрофильным, возникшим в результате слияния художественного училища и ремесленной школы. Еще одним фактором, способствующим этому, была общность базового курса, [12] который продолжался после того, как студенты прошли специализацию, и был дополнен разносторонним профессорско-преподавательским составом. Вхутемас вырастил мастеров -эрудитов в духе Возрождения, многие из которых добились достижений в графике, скульптуре, дизайне изделий и архитектуре. [13] Художники и скульпторы часто создавали проекты, связанные с архитектурой; примеры включают «Башню Татлина» Малевича , «Архитектоны» , [14] Родченко и Пространственные конструкции . Художники переходили из отдела в отдел, как Родченко от живописи к металлообработке. Густав Клуцис , возглавлявший мастерскую по теории цвета, также перешёл от живописи и скульптуры к выставочным стендам и киоскам. [15] Эль Лисицкий, получивший образование архитектора, также работал в широком спектре средств массовой информации, таких как графика, печать и выставочный дизайн. [16]
Индустриальный факультет
[ редактировать ]Перед индустриальными факультетами стояла задача подготовки художников нового типа, художников, способных работать не только в традиционных изобразительных и пластических искусствах, но и способных создавать все предметы человеческой среды, такие как предметы быта, орудия труда. , и т. д. [2] Промышленный отдел «Вхутемаса» стремился создавать продукты, жизнеспособные в экономике и функциональные, присущие обществу. Классовые политические требования побудили художников заняться ремеслами и дизайном предметов домашнего обихода или промышленных товаров. В этом отношении существовало значительное давление со стороны Центрального комитета , Коммунистической партии который в 1926, 1927 и 1928 годах требовал состава студенчества «рабочего и крестьянского происхождения», а также нескольких требований относительно элементов «рабочего класса». [17] Стремление к экономии дизайна привело к тенденции к работающим, функциональным дизайнам с минимизированной роскошью. Столы конструкции Родченко были оснащены механическими движущимися частями, были стандартизированы и многофункциональны. Изделия, разработанные во Вхутемасе, никогда не заполняли разрыв между мастерскими и фабричным производством, хотя и культивировали фабричную эстетику — Попова, Степанова и Татлин даже создавали промышленную одежду для рабочих. [18] Мебель, созданная во «Вхутемасе», использовала возможности новых промышленных материалов, таких как фанера и стальные трубы. [14]
Отделения добились многих успехов, которые повлияли на будущее дизайнерское мышление. На Международной выставке декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже советский павильон Константина Мельникова и его содержимое вызвали как критику, так и похвалу за свою экономическую и рабочую архитектуру. Одним из направлений критики была «голасть» конструкции. [19] по сравнению с другими роскошными павильонами, такими как павильон Эмиля-Жака Рульмана . Александр Родченко спроектировал рабочий клуб, [20] а мебель, предоставленная факультетом обработки дерева и металла ( Дерметфак ), имела международный успех. Студенческая работа завоевала несколько наград, а павильон Мельникова получил Гран-при . [19] Будучи новым поколением художников/дизайнеров, студенты и преподаватели Вхутемаса проложили путь к созданию дизайнерской мебели таких архитекторов, как Марсель Бройер и Алвар Аалто, позднее в этом столетии. [14]
Металлообработка и работа с деревом
[ редактировать ]Деканом этого факультета был Александр Родченко, назначенный на должность в феврале 1922 года. Кафедра Родченко была более обширной, чем можно было бы предположить из ее названия, и концентрировала свое внимание на абстрактных и конкретных примерах дизайна продукции. В докладе ректору 1923 года Родченко перечислил следующие предлагаемые предметы: высшую математику, начертательную геометрию, теоретическую механику, физику, историю искусства и политическую грамотность. Теоретические задачи включали графический дизайн и «объемно-пространственную дисциплину»; при этом практический опыт давался в литейном деле, чеканке, гравировке и электротипировании . Студенты также проходили практику на заводах. Подход Родченко эффективно сочетал искусство и технологию, и в 1928 году ему предложили пост декана Вхутеина, но он отказался. [21] Эль Лисицкий также был членом факультета.
Текстиль
[ редактировать ]Текстильным отделом руководила дизайнер-конструктивист Варвара Степанова. Как и другие факультеты, оно строилось в утилитарных целях, но Степанова поощряла своих студентов проявлять интерес к моде: им велели носить с собой блокноты, чтобы они могли отмечать современные ткани и эстетику повседневной жизни, как это видно на главной улице. . Степанова в плане курса 1925 года писала, что это делалось «с целью разработки методов сознательного осознания требований, предъявляемых к нам новыми социальными условиями». [22] Любовь Попова также работала на текстильном факультете, и в 1922 году, когда ее наняли для дизайна тканей для Первой государственной текстильно-набивной фабрики, Попова и Степанова были одними из первых женщин-дизайнеров в советской текстильной промышленности. [23] Попова создавала ткани как с асимметричной архитектонической геометрией, так и с тематическими работами. Перед своей смертью в 1924 году Попова производила ткани с сетками напечатанных серпов и молотов , которые предшествовали работе других в политическом климате первой пятилетки . [24]
Визит Ленина
[ редактировать ]Владимир Ленин подписал указ о создании школы, хотя упор в ней делался на искусство, а не на марксизм . [1] Через три месяца после своего основания, 25 февраля 1921 года, [2] Ленин поехал во Вхутемас навестить дочь Инессы Арманд [15] и побеседовать со студентами, где в дискуссии об искусстве он обнаружил среди них близость к футуризму . [1] Там он впервые увидел авангардное искусство, такое как супрематическая живопись. Он не вполне одобрял это, выражая обеспокоенность связью студенческого искусства с политикой. После обсуждения Ленин согласился и заявил: «Ну, вкусы разные» и «Я старик». [25]
Хотя Ленин не был энтузиастом авангардного искусства, [26] Преподаватели и студенты Вхутемаса разработали проекты, посвященные его чести и развитию его политики. Последним проектом Ивана Леонидова во Вхутемасе стал проект Библиотечного института имени Ленина . [27] Модель памятника Третьему Интернационалу Владимира Татлина была изготовлена студентами и выставлена в их мастерской в Санкт-Петербурге. [12] Кроме того, Мавзолей Ленина спроектировал преподаватель Алексей Щусев . Алексея Гана Книга «Конструктивизм» , опубликованная в 1922 году, обеспечила теоретическую связь между новым возникающим искусством и современной политикой, соединив конструктивизм с революцией и марксизмом. [28] В учредительном указе содержалось заявление о том, что студенты имеют «обязательное образование в области политической грамотности и основ коммунистического мировоззрения на всех курсах». [29] Эти примеры помогают оправдать проекты школы с точки зрения первоначальных политических требований, но на протяжении всего существования школы возникали и другие.
Сравнения с Баухаусом
[ редактировать ]был близкой параллелью немецкому Баухаусу Вхутемас по своему замыслу, организации и масштабам . Эти две школы первыми начали готовить художников-дизайнеров на современной основе. [2] Обе школы представляли собой спонсируемые государством инициативы по объединению ремесленных традиций с современными технологиями, включая базовый курс по эстетическим принципам, курсы по теории цвета, промышленному дизайну и архитектуре. [2] Вхутемас был более крупной школой, чем Баухаус. [30] но оно менее разрекламировано и, следовательно, менее знакомо Западу. [5] Однако влияние Вхутемаса было огромным: в школе были представлены две структуры по преподавателям и отмеченные наградами студенческие работы. [12] на выставке 1925 года в Париже. Кроме того, Вхутемас вызвал интерес и несколько визитов со стороны директора Музея современного искусства Барра Альфреда . [4] Благодаря интернационализму современной архитектуры и дизайна между Вхутемасом и Баухаусом было много обменов. [31] Второй директор Баухауза Ханнес Мейер попытался организовать обмен между двумя школами, а Хиннерк Шепер из Баухауза сотрудничал с различными членами Вхутеина по использованию цвета в архитектуре. Кроме того, Эль Лисицкого в книге «Россия – архитектура для мировой революции», изданной на немецком языке в 1930 году, было представлено несколько иллюстраций проектов Вхутемаса/Вхутеина. Обе школы процветали в относительно либеральный период и были закрыты под давлением все более тоталитарных режимов.
Вхутеин
[ редактировать ]Еще в 1923 году Родченко и другие опубликовали в «ЛЕФ» отчет , в котором предсказывали закрытие Вхутемаса. Оно было ответом на неспособность студентов закрепиться в промышленности и было озаглавлено « Распад ВХУТЕМАСа. Отчет о состоянии высших художественно-технических мастерских» , в котором говорилось, что училище «оторвано от идеологических и практических задач сегодня". [15] В 1927 году название школы было изменено: «Институт» заменил «Студии» ( Вхутеин, Высший художественно-технический институт ) или Вхутеин. В ходе этой реорганизации «художественное» содержание базового курса было сокращено до одного семестра, хотя в какой-то момент он составлял два года. [12] В училище был назначен новый ректор Павел Новицкий , сменивший в 1926 году художника Владимира Фаворского . [32] Именно во время правления Новицкого усилилось внешнее политическое давление, включая декрет о «рабочем классе», а также серию внешних проверок жизнеспособности студенческих работ со стороны промышленности и коммерческих организаций. [33] Школа была распущена в 1930 году и была объединена с различными другими программами. [8] Одним из таких слияний было с МВТУ, в результате которого образовался Архитектурно-строительный институт, который в 1933 году стал Московским архитектурным институтом . [34] Модернистские движения, которые помог создать Вхутемас, критически рассматривались как абстрактный формализм. [35] На смену им исторически пришли социалистический реализм , постконструктивизм и ампир сталинской архитектуры .
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Бокова, Анна. Авангард как метод Вхутемаса и педагогика пространства, 1920–1930-е . Цюрих: Парковая книга, 2019. ISBN 9783038601340
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма и др. Великая утопия: Русский и советский авангард, 1915-1932 . Нью-Йорк: Музей Гуггенхайма, 1992. ISBN 9780892070954
- ван Хелверт, Мариан и Андреа Бальдони. Ответственный объект: история идеологии дизайна будущего . Амстердам: Вализ; Мельбурн: Юбершварц, 2016. ISBN 9789492095190
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д (in Russian) D. Shvedkovsky, Пространство ВХУТЕМАСа Archived 2007-09-28 at the Wayback Machine , Современный Дом, 2002.
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на русском языке) Большая советская энциклопедия, Вхутемас.
- ^ (in Russian) "подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования" – Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, 19 декабря, № 98, ст. 522, с. 540 – Great Soviet Encyclopedia, Вхутемас
- ^ Jump up to: а б Сибил Гордон Кантор, Альфред Х. Барр-младший и интеллектуальное происхождение Музея современного искусства , MIT Press , 2002, ISBN 0-262-61196-1
- ^ Jump up to: а б Tony Fry, Inc NetLibrary, Новая философия дизайна и введение в Defuture , UNSW Press, 1999, стр. 161, ISBN 0-86840-753-4
- ^ Джордж Херд Гамильтон, Живопись и скульптура в Европе, 1880–1940 , издательство Йельского университета , 1993, стр. 315, ISBN 0-300-05649-4
- ^ (на русском языке) Т. В. Котович, Энциклопедия русского авангарда , Минск: Экономпресс, 2003, стр. 83.
- ^ Jump up to: а б (in Russian) КАК проект, ШКОЛА МОДЕРНИЗМА Archived 2007-09-10 at the Wayback Machine accessed 2 August 2007.
- ^ Александр Родченко, Эксперименты ради будущего , Музей современного искусства, 2005, стр. 273, ISBN 0-87070-546-6
- ^ Жиль Нере, Казимир Малевич 1878–1935 и супрематизм , Taschen, 2003, стр. 93, ISBN 3-8228-1961-1
- ^ Т.Дж. Кларк, Прощай, идея: эпизоды из истории модернизма , издательство Йельского университета, 1999, стр. 268, ISBN 0-300-08910-4
- ^ Jump up to: а б с д Пенелопа Кертис , Скульптура 1900–1945: По мотивам Родена, Oxford University Press, 1999, стр. 188, ISBN 0-19-284228-5
- ^ (in Russian) ЛенДекор.Инфо, Взаимодействие архитектуры и левого изобразительного искусства Archived 2008-06-03 at the Wayback Machine
- ^ Jump up to: а б с Алан Колкухун, Современная архитектура, Oxford University Press, 2002, страницы 110, 125–126, ISBN 0-19-284226-9
- ^ Jump up to: а б с Маргарита Тупицына, Советская фотография, 1924–1937, издательство Йельского университета, 1996, ISBN 0-300-06450-0
- ^ Виктор Марголин, Борьба за утопию: Родченко, Лисицкий, Мохой-Надь, 1917–1946 , University of Chicago Press, 1997, страницы 4–5, ISBN 0-226-50515-4
- ^ Кэтрин Кук, Русский авангард: теории искусства, архитектуры и города , Academy Editions, 1995, (Кук, 1995), стр. 168, 172–173.
- ^ Льюис Х. Сигельбаум, Советское государство и общество между революциями, 1918–1929 , Cambridge University Press, 1992, стр. 114, ISBN 0-521-36987-8
- ^ Jump up to: а б Кук, 1995, стр.143.
- ^ Музей современного искусства, Рабочий клуб, 1925 г. Архивировано 17 августа 2007 г. в Wayback Machine, по состоянию на 1 августа 2007 г.
- ^ Родченко, 2005, с.194.
- ^ Кристина Киэр, «Представь, что нет собственности – социалистические объекты русского конструктивизма» , MIT Press, 2005, стр. 122, ISBN 0-262-11289-2
- ^ Эбботт Глисон, Питер Кенез, Ричард Стайтс, Большевистская культура: эксперимент и порядок в русской революции , Indiana University Press, 1985, страницы 209–210, ISBN 0-253-20513-1
- ^ Лесли Джексон , Дизайн узоров двадцатого века: пионеры текстиля и обоев , Princeton Architectural Press, 2002, стр. 55, ISBN 1-56898-333-6
- ^ Сьюзан Бак-Морсс, Мир грез и катастрофа: исчезновение массовой утопии на Востоке и Западе, MIT Press, 2002, стр. 301, ISBN 0-262-52331-0
- ^ Бернард Смит, История модернизма: исследование искусства и идей двадцатого века, издательство Йельского университета, 1998, стр. 166, ISBN 0-300-07392-5
- ^ Стивен Банн , Традиция конструктивизма, Da Capo Press, 1990, страница xl, ISBN 0-306-80396-8
- ^ Кук, 1995, стр.89.
- ^ Кук, 1995, стр.161.
- ^ Пол Вуд, Вызов авангарда , издательство Йельского университета, 1999, стр. 244, ISBN 0-300-07762-9
- ^ Тимоти Дж. Колтон , Москва: Управление социалистической метрополией , издательство Гарвардского университета, 1995, стр. 215, ISBN 0-674-58749-9
- ^ Кук, 1995, стр.173.
- ^ Кук, 1995, стр.168.
- ↑ Московский архитектурный институт, История института, по состоянию на 2 августа 2007 г. Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ (in Russian) M. Klyuev, Российское направление развития дизайна. , RosDesign.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вхутемас, фотографии, Канадский центр архитектуры ( оцифрованные предметы )
- Коллекция ВХУТЕМАС , Описи коллекций и средства поиска, НИИ Гетти
- ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские) , Искусство и художники, Тейт Модерн
- Агата Пызик. « Вхутемас: «Советский Баухаус». Архитектурное обозрение . Опубликовано 8 мая 2015 г.
- Анна Бокова. «Институционализация авангарда: Вхутемас 1920–1930». Центр искусств Уокера . Опубликовано 19 июня 2017 г.
- Инес Лалуэта. «Вхутемас – российская лаборатория современности». Металокус . Опубликовано 28 декабря 2014 г.
- Vkhutemas
- Художественные школы в России
- Архитектурные школы в России
- Русский авангард
- Конструктивизм (искусство)
- Образование в Москве
- Университеты и институты, созданные в Советском Союзе
- Учебные заведения, основанные в 1920 году.
- Учебные заведения упразднены в 1930 г.
- Конструктивистская архитектура
- Модернистская архитектура в России.
- 1920 заведений в России