Inessa Armand
Inessa Armand | |
---|---|
![]() Арманд в 1916 году | |
Рожденный | Элизабет-Инес Стефан д’Эрбенвиль 8 мая 1874 г. |
Умер | 24 сентября 1920 г. | ( 46 лет
Место отдыха | Некрополь у Кремлевской стены , Москва. |
Другие имена | Inessa Fyodorovna Armand Елена Блонина |
Движение | большевики |
Супруги | Александр Арманд Владимир Арманд |
Партнер | Владимир Ленин (1911–1912/1914) |
Дети | 5 |
Инесса Федоровна Арманд (урожденная Элизабет-Инес Стефан д'Эрбенвиль ; 8 мая 1874 - 24 сентября 1920) была французско-российским политиком -коммунистом , членом большевиков и феминисткой , которая провела большую часть своей жизни в России. [1] [2] [3] Арманд, будучи важной фигурой в дореволюционном российском коммунистическом движении и в первые дни коммунистической эпохи, на какое-то время была почти забыта, вплоть до частичного открытия советских архивов в 1990-х годах (несмотря на это, многие ценные источники о ней жизни до сих пор остаются недоступными в российских архивах). [4] Историк Майкл Пирсон писал о ней: «Она должна была помочь ему (Ленину) восстановить свое положение и превратить его большевиков в силу, которая приобретет больше власти, чем царь, и сама станет к 1919 году самой влиятельной женщиной в Москве». [5]
Ранняя жизнь и браки
[ редактировать ]
Арманд родился в Париже . Ее мать, Натали Уайлд, была комедийной актрисой наполовину французского, наполовину английского происхождения, а отец, Теодор Пешо д'Эрбенвиль, был французским оперным певцом. [6] Ее отец умер, когда ей было пять лет, и ее воспитывали тетя и бабушка, живущие в Москве , обе учителя.
В девятнадцать лет она вышла замуж за Александра Арманда, сына богатого российского фабриканта текстиля. В браке родилось четверо детей. Инесса с мужем открыли под Москвой школу для крестьянских детей. Она также присоединилась к благотворительной группе, занимающейся помощью обездоленным женщинам города.
Жизнь
[ редактировать ]
В 1902 году она ушла от мужа, с которым имела открытый брак , чтобы выйти замуж за его младшего брата Владимира, разделявшего ее радикальные политические взгляды, и родила ему пятого ребенка, Андрея. [7] [8]
В 1903 году вступила в нелегальную Российскую социал-демократическую рабочую партию . Арманд распространял незаконную пропаганду ; после ареста в июне 1907 г. она была приговорена к двум годам ссылки в Мезень на севере России. [9]
В ноябре 1908 года Арманд удалось бежать из Мезени и в конце концов покинуть Россию, чтобы поселиться в Париже, где она познакомилась с Владимиром Лениным и другими большевиками, жившими в зарубежной эмиграции. В 1911 году Арманд стал секретарем Комитета иностранных организаций, созданного для координации всех большевистских групп в Западной Европе. [10]

Арманд вернулся в Россию в июле 1912 года. Это была рискованная миссия. Ленину она была нужна, чтобы передать резолюцию Пражской конференции, помочь организовать большевистскую кампанию по избранию ее сторонников в Думу и выяснить, что происходит в «Правде». [11] Хелен Раппапорт отмечает, что Ленин знал, что ее въезд в Россию повлечет за собой немедленный арест, но он не обращал на это внимания, его забота о партийной работе преобладала над его личными чувствами к ней. Два месяца спустя она была арестована и заключена в тюрьму, но в марте 1913 года была освобождена под залог благодаря щедрой поддержке Александра. В очередной раз нелегально покинув Россию, она уехала жить к Владимиру Ленину и Надежде Крупской в Галичину . Она также начала работу редактора «Работницы» . Крупская с восхищением отмечала, что, как бы ни был обессилен Арманд, она сразу же с головой погрузилась в партийную работу. Ленин писал ей и доверял ей больше, чем кому-либо другому в своем окружении. Охранка считала Армана правой рукой Ленина. [11] По словам автора Ральфа Картера Элвуда, [12] «Даже в большей степени, чем Троцкий в период «Искры», она стала «дубиной» Ленина — кем-то, кто мог вернуть колеблющихся большевиков в строй, передавать бескомпромиссные послания своим политическим оппонентам, выполнять неудобные миссии, которых сам Ленин предпочитал избегать».
Арманд был расстроен тем, что многие социалисты в Европе решили не бороться против военных действий во время Первой мировой войны . Она присоединилась к Ленину, помогая распространять пропаганду, призывающую войска союзников направить винтовки против своих офицеров и начать социалистическую революцию.
Ленин назначил ее представителем большевиков на конференции Международного социалистического бюро в Брюсселе в июле 1914 года. Бертрам Вульф заметил: «Он посылал ее встречаться и сражаться с такими крупными фигурами, как Каутский , Вандервельде , Гюисманс , Люксембург , Плеханов , Троцкий и Мартов рассчитывал на ее владение всеми языками Интернационала, ее буквальную преданность ему и его взглядам, ее стойкость под огнем». Он написал ей:
Я убеждён, что вы из тех, кто развивается, крепнет, становится энергичнее и смелее, находясь один на ответственном посту… Я упорно не верю пессимистам, которые говорят, что вы — вряд ли — вздор и ещё раз вздор. [13]
В марте 1915 года Арманд поехала в Швейцарию , где организовала антивоенную Международную конференцию женщин-социалисток.
Русская революция
[ редактировать ]
2 марта 1917 года царь Николай II отрекся от престола, оставив Временное правительство под контролем страны, которая провозгласила Российскую республику . Большевики в изгнании отчаянно пытались вернуться в Россию, чтобы помочь сформировать будущее страны. Министерство иностранных дел Германии , надеявшееся, что большевистское влияние в России поможет положить войне на Восточном фронте конец , предоставило Арману, Владимиру Ленину и 26 другим революционерам специальный поезд для поездки в Петроград .
Она не участвовала в большинстве революционных событий, предпочитая вместо этого заботиться о своем больном сыне Андрее. До сих пор неясно, почему она предпочла бездействовать в этот решающий период захвата власти, хотя в 1905, 1908 и 1913 годах она прерывала свою революционную деятельность ради своих детей. [14] 19 апреля она присутствовала на Московской областной конференции, на которой произнесла резкие речи о необходимости выборов офицеров и братании боевых сил, а также об оппортунизме лидеров Второго Интернационала. [15]
После Октябрьской революции Арманд возглавил Московский совнархоз. [16] и был исполнительным членом Моссовета . Она стала ярым критиком решения советского правительства подписать Брест-Литовский договор . По возвращении в Петроград она стала первым директором «Женотдела» — организации, боровшейся за женское равноправие в Коммунистической партии и советских профсоюзах (Женотдел действовала до 1930 года), с полномочиями принимать законодательные решения. Она провела реформы, позволяющие женщинам иметь право на развод, аборты, участие в государственных делах и создание таких учреждений, как массовые столовые и центры материнства. [17] В 1918 году при помощи Свердлова , несмотря на оппозицию Зиновьева и Радека , ей удалось добиться проведения всенародного съезда трудящихся женщин с Лениным в качестве спикера. По словам Элвуда, [18] Причина, по которой партийное руководство согласилось поддержать агитацию Армана за коммунальное хозяйство, заключалась в том, что Гражданская война потребовала привлечения женщин к фабричным работам и вспомогательным работам в Красной Армии , что создало необходимость освобождения женщин от традиционных обязанностей. Арманд также возглавляла Первую Международную конференцию женщин-коммунисток в 1920 году. Весной 1920 года, опять же по инициативе Арманд, появился журнал «Коммунистка» , в котором рассматривались «более широкие аспекты женской эмансипации и необходимость изменить отношения между полов, если необходимо добиться долгосрочных изменений».
Смерть
[ редактировать ]
Понимая, что она утомлена перегрузкой работы, Ленин призвал Арманд поехать на отдых на Кавказ , не зная, что в этом районе царит эпидемия и ее не усмирила Красная Армия. [19] Ее и других пациентов пришлось эвакуировать из региона. Вечером 21 сентября 1920 года она отправилась на встречу с Нальчикским исполнительным комитетом, возможно, чтобы найти жилье для своей группы, и заразилась холерой. Она умерла утром 24 сентября в возрасте 46 лет. [20] Были организованы государственные похороны с массовым пением «Интернационала». Она была похоронена в братской могиле № 5 Некрополя у Кремлевской стены на Красной площади в Москве, став первой женщиной, удостоенной этой чести. [21] [5] [22]
В первом издании Большой советской энциклопедии , опубликованном в 1926 году, она была отмечена как «старшая и преданная большевикка» и как «близкая подруга и помощница Ленина». [23] но к 1930-м годам о ее работе забыли. Женотдел был упразднен в 1930 году. [24]
В литературе и кино
[ редактировать ]Предполагается, что Инесса Арманд является прообразом вымышленной героини романа «Большая любовь» , написанного в 1923 году Александрой Коллонтай , знавшей и Ленина, и Армана. Героиня влюблена в революционного лидера, предположительно основанного на Ленине, который «принимает ее преданность ему как должное и отвечает на нее обидой и подозрением». [25] Арманд сыграл в фильмах «Ленин в Париже» (1981, роль Клода Жада ), «Ленин... Поезд» (1988, роль Доминика Санда ) и «Все мои Ленины» (1997, роль Янне Севченко). Она также была изображена героиней в художественном рассказе о возвращении Ленина в Россию: Семь дней до Петрограда (1988, Том Хайман, Penguin Books).
Романтические отношения с Лениным
[ редактировать ]Арманд и Ленин были очень близкими друзьями с 1911 по 1912 или 1914 годы; насколько сексуальными были их отношения, остается спорным вопросом среди ученых. [26] [27] [8] [28]
Krupskaya wrote about her:
Мы были ужасно рады... ее приезду... Осенью (1913 года) мы все очень сблизились с Инессой. В ней было много радости жизни и пылкости. Мы знали Инессу в Париже, но там была большая колония. В Кракове жил небольшой дружный круг товарищей. Инесса снимала комнату в той же семье, у которой жил Каменев. Моя мать очень привязалась к Инессе. Инесса часто заходила с ней поговорить, посидеть с ней, покурить. Когда пришла Инесса, стало уютнее и веселее. Вся наша жизнь была наполнена партийными заботами и делами, больше походила на студенческую коммуну, чем на семейную жизнь, и мы были рады Инессе... Что-то теплое веяло от ее разговоров. [29]
В книге «Памяти Инессы Арманд» Крупская далее предположила, что Инессу и Ленина связало их общее любимое художественное произведение « Что делать?» :
Инессу к социализму подтолкнул образ прав и свободы женщины в «Что делать?» Как и героиня, она разрывала связи с одним мужчиной, чтобы жить с другим, занималась добрыми делами, чтобы искупить бедную женщину и проститутку, пыталась решить проблемы слишком рабского места женщины в обществе. Действительно, целые поколения русских радикалов находились под влиянием многогранного утопического романа Чернышевского и были склонны подражать его «необыкновенным мужчинам и женщинам». Точно так же, как Маркс мог быть духовным предком таких разных людей, как Бернштейн, Каутский, Бебель и Люксембург, так и Чернышевский оказал формирующее влияние на двух людей, которые в своих личностях воплотили два противоположных полюса социализма в 1917 году: Церетели и Ленина. Если Инесса нашла в романе свой образ прав женщины и свободы в любви, а Ленин — прототипы своего авангарда и своего лидерства, то Церетели нашел в нем свой идеал служения народу. [13]
Анжелика Балабанофф вспоминала об отношениях Армана и Ленина:
Ленин любил Инессу. Ничего аморального в этом не было, поскольку Ленин всё рассказал Крупской [опять тот же кодекс]. Он глубоко любил музыку, и Крупская не могла ему этого дать. Инесса прекрасно играла — своего любимого Бетховена и другие пьесы. Он отправил Инессу на молодежную конференцию Циммервальдской группы — староватую, но у нее была грамота от большевиков, и нам пришлось ее принять. Сам он прийти не осмеливался, сидел внизу, в соседнем кафе, пил чай, получал от нее отчеты, давал ей указания. Я спустился за чаем и нашел его там. Вы пришли на чай, спросил я, или на резолюцию? (за чай, или за резолюцию?) Он понимающе засмеялся, но не ответил. [Инесса упорно боролась, но подготовленная для нее резолюция Ленина потерпела поражение со счетом 13:3.] Когда Инесса умерла, он упросил меня выступить на ее похоронах. Он был совершенно сломлен ее смертью. [13]

Боб Гулд заявил: «Из последних дневниковых записей Арманд и из полного опустошения Ленина после ее смерти совершенно ясно, что они оба, возможно, имели некую смутную перспективу возобновления физической стороны своих отношений в какой-то более благоприятный момент в будущем, поскольку люди часто так делают в таких обстоятельствах. Другой особенностью Инессы Арманд было то, что, несмотря на ее сильную эмоциональную связь с Лениным, она была способна не соглашаться с ним политически по принципиальным вопросам. она была активным участником Рабочей оппозиции Несмотря на это, . что это связано с глубоким политическим столкновением с Лениным». [13]
По словам Элвуда, с тех пор Бертрам Вульф доказал наличие романтических отношений в 1963 году. [ нужна ссылка ] Западные ученые настолько сосредоточили на этом внимание, что ее достижения как революционерки и феминистки обычно замалчиваются. Элвуд пыталась привлечь внимание к своей работе сначала как подпольной пропагандистки, затем как большевистского организатора в эмиграции и, наконец, как защитницы прав женщин на рабочем месте и в обществе. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франциска де Хаан; Красимира Даскалова; Анна Лутфи (2006). Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: 19 и 20 века . Издательство Центральноевропейского университета. п. 34. ISBN 978-963-7326-39-4 .
- ^ Мартин Макколи (2014). Взлет и падение Советского Союза . Рутледж. п. 82. ИСБН 9781317867838 .
- ^ Гейл Варшофски Лапидус (1978). Женщины в советском обществе: равенство, развитие и социальные изменения . Издательство Калифорнийского университета. п. 47. ИСБН 9780520039384 .
- ^ Jump up to: а б Ральф Картер Элвуд (2011). Негеометрический Ленин: Очерки развития большевистской партии . Гимн Пресс. п. 112. ИСБН 978-0-85728-778-6 .
- ^ Jump up to: а б Майкл Пирсон (29 сентября 2001 г.). «Ленинский лейтенант» . Хранитель .
- ^ Элвуд , с. 14
- ^ Франциска де Хаан; Красимира Даскалова; Анна Лутфи (2006). Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: 19 и 20 века . Издательство Центральноевропейского университета. п. 33. ISBN 978-963-7326-39-4 .
- ^ Jump up to: а б Майкл Пирсон (2002). Любовница Ленина: Жизнь Инессы Арманд . Cahners Business Information, Inc. ISBN 037550589X .
- ^ Элвуд
- ^ Барбара Эван Клементс (1997) Женщины-большевики , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б Хелен Раппапорт (2010). Заговорщик: Ленин в изгнании . Прочтите HowYouWant.com. стр. 241, 362. ISBN. 978-1-4587-6022-7 .
- ^ Элвуд , с. 125
- ^ Jump up to: а б с д Бертрам Вулф (2003). «Инесса Арманд из книги «Странные коммунисты, которых я знала», 1965» .
- ^ Элвуд , с. 42
- ^ Элвуд , с. 207
- ^ Бонни Смит (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории: набор из 4 томов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195148909 .
- ^ Брендан Монтегю (2011). Год под соусом . Издательство Джона Ханта. стр. 132–133. ISBN 978-1-84694-529-8 .
- ^ Элвуд , с. 237
- ^ Роберт Сервис (2011). Ленин: Биография . Пан Макмиллан. ISBN 978-0-330-47633-1 .
- ^ Элвуд , с. 263
- ^ Бранко Лазич и Милорад Драчкович (1986) «Инесса Арманд» в Биографическом словаре Коминтерна , Пало-Альто: Hoover Institution Press. ISBN 9780817984014
- ^ Бонни Дж. Смит (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории: набор из 4 томов . Издательство Оксфордского университета. п. 137. ИСБН 9780195148909 .
- ^ Ю.О. Шмидт и Н.И. Бухарин, изд. (1926). Большая советская энциклопедия . Том. 3 Москва. п. 362.
- ^ Хелен Раппапорт (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов, Том 1 . АВС-КЛИО. ISBN 9781576071014 .
- ^ Введение Кэти Портер к Александре, Коллонтай (1981). Великая Любовь . Лондон: Вираго. п. 16. ISBN 0-86068-188-2 .
- ^ Картер Элвуд (2015). «Ленин и Арманд: новые свидетельства старого дела». Канадские славянские документы . 43 (1): 49–65. дои : 10.1080/00085006.2001.11092270 . JSTOR 40870275 . S2CID 143446664 .
- ^ Ричард Б. Шенбом (2013). «Большевистская любовь: за пределами иконы» (PDF) . Журнал «Факел» . 87 (1).
- ^ Ларс Т. Лих (2012). Ленин . Книги реакции. п. 116. ИСБН 978-1-78023-003-0 .
- ^ Рональд Кларк (2011). Ленин: Человек под маской . А&С Черный. п. 120. ИСБН 978-1-4482-0222-5 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Элвуд, Ральф Картер (1992). Инесса Арманд: революционерка и феминистка (PDF) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521894210 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элвуд, Ральф Картер. Всероссийская конференция Рос. Соц. -Дем. Раб. Партии 1912 года: Всероссийская конференция Российской социал-демократической рабочей партии 1912 года. Совместно с "Известиями о конференции организаций РСДРП" . Публикации Группы по изучению русской революции 4 . Миллвуд, Нью-Йорк: Kraus International Publications, 1982.
- Элвуд, Ральф Картер «Переписка Ленина с Инессой Арманд», «Славянское и восточноевропейское обозрение » , Vol. 65, № 2 (апрель 1987 г.): 218–235.
- Макнил, Роберт Х. Невеста революции: Крупская и Ленин , Лондон: Виктор Голанц, 1973.
- Пирсон, Майкл. Запечатанный поезд . Нью-Йорк: Патнэм, 1975.
- Себастьен, Виктор (2017). Ленин-диктатор: интимный портрет . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-1-47460-044-6 .
- Вулф, Бертрам Д. «Ленин и Инесса Арманд», Славянское обозрение, том. 22, нет. 1 (март 1963 г.), стр. 96–114. В JSTOR .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1874 рождений
- 1920 смертей
- Старые большевики
- Смерти от холеры
- Французские эмигранты
- Французские эмигранты в Российскую империю
- Французские феминистки
- Французские коммунисты
- Французские марксисты
- Французы английского происхождения
- Смертность от инфекционных заболеваний в Советском Союзе
- Захоронения в некрополе у Кремлевской стены.
- Политики из Парижа
- Члены Российской социал-демократической рабочей партии
- Владимир Ленин
- Русские социалистические феминистки
- русские люди французского происхождения
- Феминистки XIX века