Jump to content

Женотдел

Игнатий Нивинский [ ru ] - «Бабы, идите в кооператив» (1918)
Встреча Женотдела в Амурской области, 1920 год.
Касимов Женотдел, 1925 г.
Чувашской автономной области , 1925 г. Члены Женотдела

Женотдел [1] ( Женотдел ), женский отдел ЦК ВКП ( б) , был отделом Российской коммунистической партии, занимавшимся делами женщин в 1920-е годы. Это давало женщинам, участвовавшим в русской революции, новые возможности, пока она не была распущена в 1930 году.

Женотдел был основан двумя русскими -феминистками революционерками , Александрой Коллонтай и Инессой Арманд , в 1919 году. Он был посвящен улучшению условий жизни женщин во всем Советском Союзе, борьбе с неграмотностью и просвещению женщин о новых законах о браке, образовании и труде. введена Коммунистической партией Советского Союза . В советской Средней Азии Женотдел также возглавлял усилия по улучшению жизни мусульманских женщин посредством кампаний по повышению грамотности и образования, а также кампаний по «разоблачению». [2]

Женотдел убедил большевиков легализовать аборты в России, первой стране, сделавшей это, в ноябре 1920 года. Впервые в истории женщины имели право на бесплатные аборты в государственных больницах. [3]

Раннее развитие

[ редактировать ]

В 1906 году Коллонтай попыталась организовать женщин в отдельную организацию внутри Российской социал-демократической партии , чтобы обсуждать проблемы, с которыми они сталкивались дома и на работе. Это было встречено враждебно, поскольку большинство работодателей считали работниц «отсталыми» и использовали их только как дешевую рабочую силу, с которой можно было произвольно злоупотреблять на рабочем месте. [4]

Коллонтай хотела отвлечь этих работниц от российских феминистских избирательных движений, которые, по ее мнению, были поверхностными и лишенными сути революции. Она начала учить фабричных женщин в Петербурге , что только посредством социализма и присоединения их мужей и братьев к пролетарской революции можно добиться их освобождения. Из-за своих радикальных убеждений в то время она была вынуждена бежать, и начало женского движения, которое она пыталась создать, распалось.

В 1913 году движение вновь появилось, когда большевики основали журнал «Работница» , в котором подробно освещались проблемы, касающиеся женщин. Журнал редактировали Инесса Арманд и сестра Ленина Анна Елизарова. Все редакторы были арестованы, поскольку царская Россия продолжала править. Начало Первой мировой войны объединило работниц и жен солдат, чтобы активно выступить против войны и продовольственных погромов 1915 и 1916 годов. Тяжелые условия жизни и голод, разразившийся во время войны, сделали невозможным поддержание второго этапа женского движения. .

В 1917 году, когда Коллонтай , Арманд и Крупская вернулись в Россию после Первой мировой войны , они приступили к работе по восстановлению движения, утратившего силу во время войны. Они переиздали журнал «Работница» и использовали его для организации и начала кампании работниц в городах и работниц текстильной промышленности в соседних российских городах. Коллонтай забастовку прачек также организовала в Петрограде за улучшение условий труда. Журнал сыграл важную роль в обучении женщин самоорганизации и организации встреч для распространения знаний и «агитации». До Октябрьской революции эта организация уже имела все необходимые мобилизационные возможности. Оставалось только узаконить отдельное женское ведомство в Советском Союзе . [5]

Летом 1918 года ЦК согласился учредить Первый Всероссийский съезд женщин, на котором должны были состояться выборы делегаток. [4] был ненадежен Поскольку это было запланировано во время гражданской войны, а транспорт по всему Советскому Союзу , пришло только 40 делегатов. Однако практически сразу лидерам стали приходить телеграммы со всей страны, в которых сообщалось, что они задерживаются, но собираются успеть. удалось добраться 1200 женщинам До Москвы . [6] Они разработали план создания отдельной женской организации на основе местных делегатов. Эта программа включала бы: прекращение домашнего рабства, коммунализацию домохозяйств, чтобы освободить женщин от домашней работы, прекращение проституции, защиту женского труда и материнства, а также привнесение классового сознания женщинам Советского Союза . Это был первый раз, когда эти женщины были вовлечены в нечто напоминающее политическое пространство. [4] Хотя большинство этих женщин хотели освободиться от двойного бремени, которое испытывают все работающие женщины, они также боялись, что революция лишит традиционной семейной жизни. Коллонтай выступила с ответной речью, позже озаглавленной «Семья и коммунистическое государство», в которой подробно рассказала о том, как традиционная семейная структура уже радикально изменилась, и от нас зависит признать эту реальность и принять общинные изменения, которые приведут к освобождению. для всех работающих женщин.

В сентябре 1919 года ЦК утвердил план и создал отдельное женское отделение — Женотдел. Затем партия поручила местным партийным комитетам организовать выборы для женщин-делегатов. Этих женщин будут называть женскими активистами , и они будут иметь двух-трехмесячный срок, в течение которого они станут независимыми женщинами, которые будут стремиться к образованию и освобождению женщин по всему Советскому Союзу. Это дало бы женщинам шанс продвинуться на государственные должности и стать сознательными политическими активистами. [7]

Эволюция

[ редактировать ]

Создание НЭПа в начале 1920-х годов привело к смещению партийных взглядов в сторону индустриализации и создания высококвалифицированных рабочих, лояльных Советскому Союзу . Они сделали женские проблемы второстепенным приоритетом, потому что мужское руководство считало, что домашний труд не приносит пользы промышленности. Партия резко сократила социальные расходы, поскольку Гражданская война привела к массовому голоду и бедности в сельской местности, а также к серьезной безработице среди женщин. Женотдел начал превращаться из работы над конкретными женскими проблемами в инструмент, который партия использовала для продвижения своей политики. [8]

Идеология

[ редактировать ]

До революции большевики считали, что создание отдельной женской организации будет продвигать феминистские идеи и тратить недостаточно ресурсов. Это помешало нескольким старым женщинам -большевикам согласиться на создание Женотдела, поскольку они считали, что это предотвратит объединенную пролетариатскую революцию. [4]

Основная идея утопического общества для женщин Женотдел — создание раскрепощенной и независимой женщины — женщины, свободной и равной мужчине во всех аспектах жизни. И мужчины, и женщины верили в освобождение женщин и преобразование семьи, но их представления о том, как этого добиться, различались. Мужское руководство считало, что как только капитализм будет заменен социалистическим государством и капитал будет перераспределен в пользу масс, каждый человек автоматически избавится от своих предрассудков и эгалитарное общество будет процветать. Большевики верили в централизованную экономику, которая в конечном итоге приведет к созданию коммунистического общества. [9]

Эти женщины, с другой стороны, считали, что более децентрализованные и мелкомасштабные программы создадут коммунистическое государство. Женотдел хотел построить детские сады, кафетерии и прачечные, чтобы освободить женщин от двойного бремени домашнего и промышленного труда. Чтобы перевоспитать население, эти женщины в Женотделе считали, что они должны изменить свои обстоятельства, иначе этого никогда не произойдет. Чтобы ликвидировать капиталистическое государство и эксплуатацию пролетариата , Женотдел считал, что женщинам необходимо быть освобожденными и равными своим товарищам-мужчинам. [8]

Гражданская война не внесла ясности в то, как именно будет организовано их общество. Партия считала, что революция уничтожит все, что напоминает царскую Россию.

Худжумские походы в Среднюю Азию

[ редактировать ]

До того, как Сталин пришел к власти и идея о том, что социализм может существовать только в одном государстве, стала господствующей тенденцией, Советы считали, что будет легче убедить рабочий класс развитых западных стран, если они создадут успешную социалистическую революцию на Востоке. [10] Чтобы Советский Союз осуществил свою мечту о привитии классового сознания среди рабочего класса и совершил мировую социальную революцию, им пришлось освободить этих «отсталых» женщин и превратить их в свободных личностей, которые будут активными политическими участниками. [11] До 1926 года снятие чадры не было приоритетом для Женотдел, и они даже считали, что это отвлекает от важной работы, которую они проводили, чтобы обеспечить экономическую и политическую независимость женщинам Центральной Азии. Большинство женщин Центральной Азии не снимали чадру. Если бы они это сделали, то это были бы большие демонстрации вдали от дома, и по дороге домой они бы снова надели чадру. [10]

Худжум начался в 1926 году, и эта завеса действовала как резкий контраст между «примитивным» и традиционным Востоком с новыми обещаниями социалистического прогресса. Женотдел стал механизмом, с помощью которого Советский Союз смог укрепить свою власть над соседними регионами. [10] Эти женщины-большевики рассматривали паранжу как символ своей изоляции от общества. Использование советской пропаганды продемонстрировало, что эти мусульманки были покрыты с головы до ног и им было запрещено общаться с мужчинами за пределами своей семьи. Женотдел в основном сосредоточил свои усилия по разоблачению на территории Узбекистана и Азербайджана , и на долгие годы они стали центром советской пропаганды. [11] Советы хотели быстрой и внезапной трансформации посредством партийной политики. Женотдел теперь говорил о снятии чадры как о неотложной проблеме и все чаще тратил свои усилия на организацию крупных демонстраций, на которых они произносили речи, провозглашающие освобождение женщин, и заканчивали собрания тем, что эти женщины избавлялись от своих паранджи . [12] Они считали, что, изменив репрессивные условия, в которых жили эти женщины, это полностью изменит социальный и культурный порядок, который предотвратил советскую революцию. Эти женщины затем станут лицом пропаганды, когда Советский Союз раскроет свои открытые лица, чтобы продемонстрировать миру перспективы социалистического государства. [11]

Растворение

[ редактировать ]

Когда Сталин пришел к власти и утвердил пятилетний план , рабочие Женотдела поначалу надеялись, что коллективизация приведет к коммунальному жилью и социальному присмотру за детьми, за которые они боролись. Хотя партия официально поддерживала работу «Женотдел», они не могли определиться с тем, как именно им следует организоваться, поскольку враждебная напряженность между этими женщинами и местными членами партии затрудняла существование организации. [13]

Бывшие работники Женотдела оказались самыми решительными сторонниками развала Женотдела. Местные члены партии начали считать, что женщины должны взять на себя ответственность за сферы, связанные с социальным обслуживанием. Некоторые женщины вместо этого хотели участвовать в общей партийной работе и чувствовали, что это было просто то же самое разделение труда, которое практиковалось дома. [4]

В мае 1926 года партия издала декрет, согласно которому работа по организации женщин из Женотдела была передана местным заводским союзам. Профсоюзы не сделали ничего для обучения женщин или продвижения их на более высокие должности. 33 процента женщин, работающих на текстильных фабриках, были неграмотны и гораздо менее активно участвовали в профсоюзах. Большинство местных партийных чиновников истолковали этот указ как прекращение всей работы среди женщин вместо того, чтобы взять на себя эту роль. [4]

В 1927 году Политбюро предположило, что Женотдел просто копирует работу остальной части партии и растрачивает ценные ресурсы. Чтобы бороться с этим, партия создала комитеты по рационализации, которые рекомендовали местным партийным организациям уничтожить местных Женотделов. Политбюро отклонило оппозицию этим комитетам и проигнорировало требования о восстановлении отдельной женской организации путем продвижения женщин на более высокие должности. Это не устранило напряженность между работниками Женотдела и местными членами партии, поскольку женщины по-прежнему составляли лишь 5 процентов от общего числа членов партии. [14]

VIII съезд профсоюзов, собравшийся в 1928 году, проголосовал за перевод работниц Женотдела в работу профсоюзов. Теперь не было женщин, которые могли бы поддержать и устранить дискриминацию на рабочем месте, поскольку сотни тысяч работающих женщин теперь проникают в рабочую силу из-за происходящей быстрой индустриализации. [4]

В 1929 году работа Женотдела была переориентирована на крестьянские восстания в результате организации колхозов . Крестьянки присоединялись к организаторам ферм, отказываясь отдавать свое зерно, поскольку партия начала увеличивать объемы реквизиций продовольственных культур, чтобы накормить промышленных рабочих. Смидович , бывший лидер Женотдела, умолял партию позволить Женотделу играть более активную роль в привлечении крестьянок к поддержке коллективизации. Опасаясь, что крестьянки поддерживают кулаков, партия издала постановление, в котором подчеркивалось, что Женотдел должен продолжать свою работу в деревне, обучая этих крестьянок лидерским и административным навыкам. [4]

5 января 1930 года ЦК распустил Женотдел. Это было частью более масштабных усилий по быстрой индустриализации страны. Сталин хотел, чтобы все ресурсы были направлены на коллективизацию и подготовку ко Второй мировой войне . Партия считала, что женщины достигли освобождения в социалистическом государстве , и нет необходимости продолжать продвигать женщин на более высокие должности, поскольку теперь они считались равными своим товарищам-мужчинам. Вместо этого Сталин призвал партию заняться работой Женотдела. [11]

Руководители Женотдела были убежденными коммунистами и работали в советском государственном аппарате. Историк Элизабет Вуд утверждала, что организация активно интересовалась женскими проблемами и первоначально служила проводником женских проблем от народа к государству. [15] Женотдел был закрыт Сталиным, когда он устанавливал свою власть в 1930 году. Он считал, что женские проблемы в Советском Союзе были «решены» путем искоренения частной собственности и национализации средств производства. После роспуска Женотдела многие гендерные социальные правила, против которых боролись, вернулись. [16]

За 11 лет существования «Женотдел» сменило пять руководителей: [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Слоговое сокращение «женский отдел» ( Женский от отдел ).
  2. ^ Масселл, Грегори Дж. (2015) [1978]. Суррогатный пролетариат: мусульманские женщины и революционные стратегии в советской Средней Азии, 1919-1929 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета.
  3. ^ Портер, Кэти (1987). Женщины в революционной России . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 43. ИСБН  0-521-31969-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Голдман, Венди З. (1996). «Промышленная политика, крестьянское восстание и гибель пролетарского женского движения в СССР» . Славянское обозрение . 55 (1): 46–77. дои : 10.2307/2500978 . ISSN   0037-6779 . JSTOR   2500978 . S2CID   155457291 .
  5. ^ Стайтс, Ричард (1976). «Женотдел: Большевизм и русские женщины, 1917-1930» . Русская история . 3 (1): 174–193. дои : 10.1163/187633176x00107 . ISSN   0094-288X .
  6. ^ Пейтман, Джо (июль 2021 г.). «В.И. Ленин о «женском вопросе» » . Наука и общество . 85 (3): 302–331. дои : 10.1521/siso.2021.85.3.302 . ISSN   0036-8237 . S2CID   240595522 .
  7. ^ Бемпорад, Элисса (апрель 2007 г.). «Идишский эксперимент в советском Минске» . Восточноевропейские еврейские дела . 37 (1): 91–107. дои : 10.1080/13501670701302777 . ISSN   1350-1674 . S2CID   162293655 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Клементс, Барбара Эванс (1992). «Утопизм Женотдела» . Славянское обозрение . 51 (3): 485–496. дои : 10.2307/2500056 . ISSN   0037-6779 . JSTOR   2500056 . S2CID   147565826 .
  9. ^ Шранд, Томас Г. (декабрь 1999 г.). «Пятилетний план женского труда: построение социализма и «двойное бремя», 1930-1932» . Европа-Азиатские исследования . 51 (8): 1455–1478. дои : 10.1080/09668139998417 . ISSN   0966-8136 . ПМИД   20506616 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Нортроп, Дуглас (2016). Завуалированная империя: гендер и власть в сталинской Центральной Азии . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-3944-5 . OCLC   994610284 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д «ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Эмансипация разоблаченных туркменских женщин при советской власти» , Tribal Nation , Princeton: Princeton University Press, стр. 221–260, 31 декабря 2006 г., doi : 10.1515/9781400844296.221 , ISBN  9781400844296 , получено 22 апреля 2023 г.
  12. ^ Нунан, Тимоти (2011). «Под красной вуалью: инсценировка освобождения Афганистана в Москве» . Советское и постсоветское обозрение . 38 (1): 30–62. дои : 10.1163/187633211x564265 . ISSN   1075-1262 .
  13. ^ Хайден, Кэрол Юбэнкс (1 января 1976 г.). «Женотдел и партия большевиков» . Русская история . 3 (1): 150–173. дои : 10.1163/187633176X00099 . ISSN   1876-3316 .
  14. ^ « Решение» «женского вопроса»: случай женотделов в Тверской области» , «Женщины и трансформация в России » , Routledge, стр. 102–120, 26 ноября 2013 г., doi : 10.4324/9780203766484-12 , ISBN  9780203766484 , получено 22 апреля 2023 г.
  15. ^ Вуд, Элизабет (1997). Баба и товарищ: гендер и политика в революционной России . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-11658-1 .
  16. ^ Гольдман, Венди З. (1993). Женщины, государство и революция: советская семейная политика и общественная жизнь, 1917-1936 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  17. ^ Шайде, Кармен (2002). , Кухня, Коммунизм Дети ( на немецком языке). Пано Издательство. п. 13. ISBN  3-907576-26-8 .


Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Клементс, Б.Э. (1992). Утопизм Женотдела . Славянское обозрение , 51 (3), стр. 485–496. дои : 10.2307/2500056 .
  • Кокс, Дж. (2019). Женская революция: Россия 1905–1917. Чикаго, Иллинойс: Книги Хеймаркет.
  • Хайден, К. (1976). Женотдел и партия большевиков . История России , 3 (2), стр. 150–173.
  • Масселл, Дж.Дж. (1974). Суррогатный пролетариат: мусульманские женщины и революционные стратегии в советской Средней Азии, 1919-1929. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Рутчайлд, Р.Г. (2010). Равенство и революция: права женщин в Российской империи, 1905-1917 гг. Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета.
  • ———. (2010) Избирательное право женщин и революция в Российской империи, 1905-1917. В Оффене, К. (Ред.). Глобализация феминизма, 1789-1945 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 257–274.
  • Стайтс, Р. (1976). Женотдел: Большевизм и русские женщины, 1917-1930 . История России , 3 (2), стр. 174–193.
  • Стайтс, Р. (1978). Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Вуд, Э. (1997). Баба и товарищ Гендер и политика в революционной России. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efa158be0431a50b63bca5f94020b008__1701177780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/08/efa158be0431a50b63bca5f94020b008.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zhenotdel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)