Что делать? (роман)
![]() Титульный лист 1905 года | |
Автор | Николай Чернышевский |
---|---|
Оригинальное название | Что дѣлать? |
Язык | Русский |
Жанр | Философская фантастика , политическая фантастика |
Дата публикации | 1863 |
Место публикации | Российская Империя |
Опубликовано на английском языке | 1886 |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Что делать? ( Русский : Что делать? , латинизированный : Что делать? , букв. «Что делать?») — роман 1863 года, написанный русским философом , журналистом и литературным критиком Николаем Чернышевским , написанный в ответ на книгу «Отцы и дети » (1862). ) Ивана Тургенева . Главная героиня — Вера Павловна, женщина, которая избегает контроля своей семьи и брака по расчету в поисках экономической независимости .
Фон
[ редактировать ]Когда он писал роман, Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость Санкт -Петербурга и вскоре должен был провести годы в Сибири . Он попросил и получил разрешение написать роман в тюрьме. Власти передали рукопись газете «Современник» , его бывшему работодателю, которая публиковала ее частями.
Сюжет
[ редактировать ]Что делать? начинается с того, что неизвестный мужчина заезжает в отель и просит еды, ночлега и пробуждения утром. Затем он запирает дверь, и до конца ночи его не слышно. На следующий день официант стучится в дверь мужчины, чтобы разбудить его, но не получает ответа и в конце концов обращается в полицию. Полицейский наконец взломал дверь и обнаружил, что комната пуста, если не считать записки, связывающей мужчину с Литейным мостом . Полиция сообщает дворецкому, что на том мосту в полтретьего утра раздался одинокий выстрел, который сочли самоубийством. Но тело найти не удалось, что привело к выводу, что это был самоубийство, другие - пьяница, а третьи - шутник. Далее мы переходим к сцене, где главная героиня Вера Павловна готовит платье для своей горничной на свадьбу Веры. Горничная Маха преподносит ей письмо, которое приводит Веру в ярость, после чего Вера вступает в драку со своим женихом и просит его уйти.
Роман в основном вращается вокруг жизни Веры Розальской. Все начинается в 1852 году, когда Вера живет со своей деспотичной матерью, коварным отцом и младшим братом. Родители Веры намерены выдать ее замуж за молодого военного офицера-гедониста. От этой участи ее спасает встреча со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым, который обучал ее младшего брата. Лопухов и Вера начали встречаться наедине, чтобы избежать подозрений ее матери и обсудить социализм, гендерное равенство, науку и способы спасти ее от брака по расчету. Со временем у них возникают чувства друг к другу, и из-за этого, а также из-за желания Лопухова спасти ее, они тайно сбегают и живут вместе.
Вера и Лопухов намерены жить в соответствии со своими убеждениями и вырабатывают систему тщательно продуманных правил, таких как запрет входить в спальные помещения друг друга без специального разрешения, чтобы обеспечить друг другу максимальное равенство, приватность, свободу и независимость. Вера стремится не только обрести экономическую независимость, но и спасти других молодых женщин от участи, с которой она едва не столкнулась. Она становится швеей и вместе с другими молодыми женщинами создает коммуну швей, многие истории которых описаны в романе. Коммуна развивается и включает в себя совместное проживание, участие в прибылях и занятия, проводимые образованными людьми, такими как Лопухов и его лучший друг и одноклассник Александр Кирсанов.
Коммуна процветает, что приводит к образованию второй. А тем временем Кирсанов влюбился в Веру, и она поняла, что не любит Лопухова так сильно, как ей казалось. Лопухов, чей пыл к жене остается неугасающим, тоже осознает это и пытается манипулировать событиями на заднем плане, прежде чем в конце концов обсудить проблему с обезумевшей Верой. Тайно Лопухов исчезает и инсценирует собственное самоубийство, как описано в предисловии. Это дает Кирсанову и Вере право жениться друг на друге. В конце концов, знаменитый персонаж Рахметова раскрывает Вере инсценированное самоубийство Лопуховой. Хотя Вера удовлетворена своей работой в коммуне швей, она начинает изучать медицину, чтобы стать врачом и сломать общественное предубеждение против того, чтобы женщины занимались такой профессией.
Последний раздел книги посвящен Кирсанову и пациенту, которого он лечит. Эта молодая женщина страдает отчасти из-за отсутствия свободы выйти замуж по своему усмотрению. Кирсанов не только решает эту проблему, но и помогает ей осознать, что мужчина, за которого она хочет выйти замуж, является распущенным и неблестящим партнером. В конце концов женщина встречает и влюбляется в Чарльза Бомонта, человека, который утверждает, что был американским промышленником, частично выросшим в России. Чарльз ведет молодую женщину к кругу Веры, к которому она быстро присоединяется. Наконец Чарльз и женщина женятся. Вера впервые встречает Чарльза и понимает, что Чарльз - это Лопухов, вернувшийся из США. А Кирсановы и «Бомоны» в конце концов съехаются в ménage à quatre.
Утопизм в романе
[ редактировать ]Роман выступает за создание мелких социалистических кооперативов на базе русской крестьянской общины , но ориентированных на промышленное производство . Автор выдвигал идею о том, что обязанность интеллигента — просвещать и вести трудящиеся массы России по пути к социализму, минувшему капитализм . Несмотря на свою второстепенную роль, Рахметов , один из персонажей романа, стал эмблемой философского материализма и благородства русского радикализма . Через сон одного героя роман также выражает общество, обретающее «вечную радость» земного рода.
Само произведение можно проанализировать как произведение литературной утопии. [ 1 ] через чередующийся стиль повествования, в котором Чернышевский использует металитературные приемы, вовлекающие читателя посредством авторских перерывов и прямых обращений к читателю. Соучастие читателя с автором, который предположительно является рассказчиком, еще больше вовлекает его в политический акт взаимодействия с идеологией Чернышевского. [ 2 ] [ 3 ]
Мечты Веры Павловны
[ редактировать ]На протяжении романа Вере Павловне снятся четыре сна. Мечты Веры в конечном итоге преобразуют ее собственные желания в действия. Сны Веры Павловны следуют в русской литературной традиции вещего сна, имея предсказательную связь от сна к жизни наяву. [ 4 ] [ 5 ]
В первом сновидении «сновидица» Веры (версия ее самой) представляется «невестой твоего [Веры] жениха», закрепляя намерение Веры выйти замуж за Лопухова и освободиться из подвала. Во сне Вера продолжает освобождать других молодых девушек из их собственных подвалов. Вера делает это в реальной жизни, создавая свой швейный кооператив и жилой поселок, который дает ей и другим молодым девушкам возможность стать финансово независимыми и самодостаточными. [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ]
Вера Павловна во втором сне становится свидетельницей теоретического разговора Лопухова и Кирсанова о философской составляющей грязи. Хотя эта мечта, похоже, не побуждает Веру напрямую к революционным действиям, этот разговор является аллегорией веры Чернышевского в то, что социально-экономические условия формируют людей. [ 8 ] Вагнер говорит об этом сне:
Чернышевский использует теории Либиха о плодородии различных типов почвы... для изложения своей собственной идеи о том, что социально-экономические условия формируют характер человека и, следовательно, революционное преобразование этих условий обеспечит социальную справедливость и процветание путем воспитания соответствующих качеств личности. [ 9 ]
Третий сон Веры Павловны обнажает ее сомнения в браке с Лопуховым, формируя основу для формирования у Веры в дальнейшем в романе разнообразных отношений, не соответствующих моногамным и гетеросексуальным социальным нормам. [ 4 ] [ 10 ]
В конечном счете, четвертый сон Веры представляет собой аграрную утопию. Вера видит хрустальный дворец — технологическое и научное чудо. Утопия во сне Веры напоминает Шарля Фурье фаланстеры . [ 1 ] Путеводитель по мечтам Веры отстаивает равные права между всеми женщинами и мужчинами как основу этого утопического общества. [ 11 ] [ 4 ] Именно здесь Вера осознает себя своим проводником мечты, тем самым позиционируя утопический потенциал в повседневности посредством таких действий и идеологий, как у Веры Павловны. [ 4 ]
Влияние
[ редактировать ]Книга, пожалуй, больше известна в англоязычном мире, чем сам роман , благодаря откликам, которые она получила.
Роман вдохновил несколько поколений революционеров в России, в том числе народников , нигилистов и марксистов . Точно так же Владимир Ленин , Георгий Плеханов , Петр Кропоткин , Александра Коллонтай , Роза Люксембург и шведский писатель Август Стриндберг. [ 12 ] все были под большим впечатлением от книги. Эмма Гольдман русского происхождения , анархистка , описывает свое намерение основать швейный кооператив на основе модели Веры Павловны, найденной в романе. [ 13 ] [ 14 ]
период роман стал официально считаться русской классикой В советский , поскольку Чернышевский прославился как праотец революции. [ 15 ] [ 16 ] По словам Джозефа Франка , «роман Чернышевского в гораздо большей степени, чем Маркса » «Капитал , обеспечил ту эмоциональную динамику, которая в конечном итоге привела к русской революции ». [ 17 ]
Роман вызвал споры после публикации и продолжает вызывать споры. Федор Достоевский высмеивал утилитаризм и утопизм романа в своей повести « Записки из подполья» 1864 года , а также в своем романе « Бесы» 1872 года , как и Владимир Набоков в своем последнем романе на русском языке «Дар» . Лев Толстой написал книгу « Что делать?». , опубликованный в 1886 году, основанный на его собственных идеях моральной ответственности . [ 18 ] Владимир Ленин назвал свою брошюру 1902 года «Что делать?» из-за влияния, которое оказал на него роман. [ 7 ]
Влияние романа распространилось за пределы русской радикальной традиции и русских радикальных интеллектуалов. Например, Тони Кушнер неоднократно упоминает об этом в своей пьесе «Славяне»! « Пещеры Ватикана» Андре Жида ( «Приключения Лафкадио») и, как утверждают некоторые, Айн Рэнд . [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фоккема, Доуве (2011), «Что делать Чернышевского? и антиутопическое предвидение Достоевского» , Perfect Worlds , утопическая фантастика в Китае и на Западе, Amsterdam University Press, стр. 211–232, ISBN 978-90-8964-350-6 , JSTOR j.ctt46mwnv.13 , получено 10 марта 2022 г.
- ^ Вагнер, Уильям; Кац, Майкл (3 декабря 2014 г.). «Введение: Чернышевский, что делать? и российская интеллигенция». Что делать? . Издательство Корнельского университета. п. 30. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN 978-0-8014-7159-9 .
- ^ Морсон, Гэри Сол (1982). «Границы жанра: Дневник писателя Достоевского и традиции литературной утопии» . Поэтика сегодня . 3 (1): 198. дои : 10.2307/1772228 . ISSN 0333-5372 . JSTOR 1772228 .
- ^ Jump up to: а б с д и Штур-Роммерайм, Хелен; Джаррис, Мари (2020). «Что делать? Николая Чернышевского и предыстория международного марксистского феминизма» . Феминистские немецкие исследования . 36 (1): 166–192. дои : 10.1353/fgs.2020.0012 . ISSN 2578-5192 . S2CID 235084738 .
- ^ Виссон, Линн (1992). «Моменты истины: Сны в русской литературе». Мечтаю . 2 (3): 181–189. дои : 10.1037/h0094359 .
- ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. стр. 130–131. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN 978-0-8014-7159-9 .
- ^ Jump up to: а б Паперно, Ирина (1988). Чернышевский и эпоха реализма: исследование семиотики поведения . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1453-3 . OCLC 1014952245 .
- ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. стр. 180–182. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN 978-0-8014-7159-9 .
- ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р.; Вагнер, Уильям (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. п. 181. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN 978-0-8014-7159-9 .
- ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. стр. 429–431. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN 978-0-8014-7159-9 .
- ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. п. 368. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN 978-0-8014-7159-9 .
- ^ Мюрдал, Ян. 1986. Слово и намерение .
- ^ Рудал, Шэрон (2007). Буле, Пол (ред.). Опасная женщина: графическая биография Эммы Гольдман . Новая Пресса. ISBN 978-1-59558-064-1 . OCLC 123539320 .
- ^ Дрозд, Эндрю Майкл (2001). Чернышевского «Что делать?» : переоценка . Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1739-8 . OCLC 247993113 .
- ^ Chernets, L. V. (1990). "Н. Г.: Биобиблиографическая справка" . Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., "Просвещение" . Retrieved 1 March 2012 .
- ^ Plekhanov, Georgi (1910). "Н.Г.Чернышевский" . Библиотека научного социализма. Т.4 . Retrieved 1 March 2012 .
- ^ Эмис, Мартин (2002). Согните Ужас . Мирамакс. п. 27 . ISBN 0-7868-6876-7 .
- ^ "Что делать?" .
- ^ Скиабарра, Крис Мэтью (1 ноября 2010 г.). Айн Рэнд: Русский радикал . Пенн Стейт Пресс. п. 28. ISBN 978-0-271-04236-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Мак, Мейнард . 1956. Антология мировых шедевров Нортона . стр. 1085–1086.
- Росс, Кристин (2015). Коммунальная роскошь: политическое воображение Парижской Коммуны . Версо. ISBN 978-1-78168-839-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Что делать? . Русский текст.
- Что делать? . Английский перевод 1886 г.