Jump to content

Что делать? (роман)

Что делать?
Титульный лист 1905 года
Автор Николай Чернышевский
Оригинальное название Что дѣлать?
Язык Русский
Жанр Философская фантастика , политическая фантастика
Дата публикации
1863
Место публикации Российская Империя
Опубликовано на английском языке
1886
Тип носителя Печать ( в твердом и мягком переплете )

Что делать? ( Русский : Что делать? , латинизированный : Что делать? , букв. «Что делать?») — роман 1863 года, написанный русским философом , журналистом и литературным критиком Николаем Чернышевским , написанный в ответ на книгу «Отцы и дети » (1862). ) Ивана Тургенева . Главная героиня — Вера Павловна, женщина, которая избегает контроля своей семьи и брака по расчету в поисках экономической независимости .

Когда он писал роман, Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость Санкт -Петербурга и вскоре должен был провести годы в Сибири . Он попросил и получил разрешение написать роман в тюрьме. Власти передали рукопись газете «Современник» , его бывшему работодателю, которая публиковала ее частями.

Что делать? начинается с того, что неизвестный мужчина заезжает в отель и просит еды, ночлега и пробуждения утром. Затем он запирает дверь, и до конца ночи его не слышно. На следующий день официант стучится в дверь мужчины, чтобы разбудить его, но не получает ответа и в конце концов обращается в полицию. Полицейский наконец взломал дверь и обнаружил, что комната пуста, если не считать записки, связывающей мужчину с Литейным мостом . Полиция сообщает дворецкому, что на том мосту в полтретьего утра раздался одинокий выстрел, который сочли самоубийством. Но тело найти не удалось, что привело к выводу, что это был самоубийство, другие - пьяница, а третьи - шутник. Далее мы переходим к сцене, где главная героиня Вера Павловна готовит платье для своей горничной на свадьбу Веры. Горничная Маха преподносит ей письмо, которое приводит Веру в ярость, после чего Вера вступает в драку со своим женихом и просит его уйти.

Роман в основном вращается вокруг жизни Веры Розальской. Все начинается в 1852 году, когда Вера живет со своей деспотичной матерью, коварным отцом и младшим братом. Родители Веры намерены выдать ее замуж за молодого военного офицера-гедониста. От этой участи ее спасает встреча со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым, который обучал ее младшего брата. Лопухов и Вера начали встречаться наедине, чтобы избежать подозрений ее матери и обсудить социализм, гендерное равенство, науку и способы спасти ее от брака по расчету. Со временем у них возникают чувства друг к другу, и из-за этого, а также из-за желания Лопухова спасти ее, они тайно сбегают и живут вместе.

Вера и Лопухов намерены жить в соответствии со своими убеждениями и вырабатывают систему тщательно продуманных правил, таких как запрет входить в спальные помещения друг друга без специального разрешения, чтобы обеспечить друг другу максимальное равенство, приватность, свободу и независимость. Вера стремится не только обрести экономическую независимость, но и спасти других молодых женщин от участи, с которой она едва не столкнулась. Она становится швеей и вместе с другими молодыми женщинами создает коммуну швей, многие истории которых описаны в романе. Коммуна развивается и включает в себя совместное проживание, участие в прибылях и занятия, проводимые образованными людьми, такими как Лопухов и его лучший друг и одноклассник Александр Кирсанов.

Коммуна процветает, что приводит к образованию второй. А тем временем Кирсанов влюбился в Веру, и она поняла, что не любит Лопухова так сильно, как ей казалось. Лопухов, чей пыл к жене остается неугасающим, тоже осознает это и пытается манипулировать событиями на заднем плане, прежде чем в конце концов обсудить проблему с обезумевшей Верой. Тайно Лопухов исчезает и инсценирует собственное самоубийство, как описано в предисловии. Это дает Кирсанову и Вере право жениться друг на друге. В конце концов, знаменитый персонаж Рахметова раскрывает Вере инсценированное самоубийство Лопуховой. Хотя Вера удовлетворена своей работой в коммуне швей, она начинает изучать медицину, чтобы стать врачом и сломать общественное предубеждение против того, чтобы женщины занимались такой профессией.

Последний раздел книги посвящен Кирсанову и пациенту, которого он лечит. Эта молодая женщина страдает отчасти из-за отсутствия свободы выйти замуж по своему усмотрению. Кирсанов не только решает эту проблему, но и помогает ей осознать, что мужчина, за которого она хочет выйти замуж, является распущенным и неблестящим партнером. В конце концов женщина встречает и влюбляется в Чарльза Бомонта, человека, который утверждает, что был американским промышленником, частично выросшим в России. Чарльз ведет молодую женщину к кругу Веры, к которому она быстро присоединяется. Наконец Чарльз и женщина женятся. Вера впервые встречает Чарльза и понимает, что Чарльз - это Лопухов, вернувшийся из США. А Кирсановы и «Бомоны» в конце концов съехаются в ménage à quatre.

Утопизм в романе

[ редактировать ]

Роман выступает за создание мелких социалистических кооперативов на базе русской крестьянской общины , но ориентированных на промышленное производство . Автор выдвигал идею о том, что обязанность интеллигента — просвещать и вести трудящиеся массы России по пути к социализму, минувшему капитализм . Несмотря на свою второстепенную роль, Рахметов , один из персонажей романа, стал эмблемой философского материализма и благородства русского радикализма . Через сон одного героя роман также выражает общество, обретающее «вечную радость» земного рода.

Само произведение можно проанализировать как произведение литературной утопии. [ 1 ] через чередующийся стиль повествования, в котором Чернышевский использует металитературные приемы, вовлекающие читателя посредством авторских перерывов и прямых обращений к читателю. Соучастие читателя с автором, который предположительно является рассказчиком, еще больше вовлекает его в политический акт взаимодействия с идеологией Чернышевского. [ 2 ] [ 3 ]

Мечты Веры Павловны

[ редактировать ]

На протяжении романа Вере Павловне снятся четыре сна. Мечты Веры в конечном итоге преобразуют ее собственные желания в действия. Сны Веры Павловны следуют в русской литературной традиции вещего сна, имея предсказательную связь от сна к жизни наяву. [ 4 ] [ 5 ]

В первом сновидении «сновидица» Веры (версия ее самой) представляется «невестой твоего [Веры] жениха», закрепляя намерение Веры выйти замуж за Лопухова и освободиться из подвала. Во сне Вера продолжает освобождать других молодых девушек из их собственных подвалов. Вера делает это в реальной жизни, создавая свой швейный кооператив и жилой поселок, который дает ей и другим молодым девушкам возможность стать финансово независимыми и самодостаточными. [ 6 ] [ 7 ] [ 4 ]

Вера Павловна во втором сне становится свидетельницей теоретического разговора Лопухова и Кирсанова о философской составляющей грязи. Хотя эта мечта, похоже, не побуждает Веру напрямую к революционным действиям, этот разговор является аллегорией веры Чернышевского в то, что социально-экономические условия формируют людей. [ 8 ] Вагнер говорит об этом сне:

Чернышевский использует теории Либиха о плодородии различных типов почвы... для изложения своей собственной идеи о том, что социально-экономические условия формируют характер человека и, следовательно, революционное преобразование этих условий обеспечит социальную справедливость и процветание путем воспитания соответствующих качеств личности. [ 9 ]

Третий сон Веры Павловны обнажает ее сомнения в браке с Лопуховым, формируя основу для формирования у Веры в дальнейшем в романе разнообразных отношений, не соответствующих моногамным и гетеросексуальным социальным нормам. [ 4 ] [ 10 ]

В конечном счете, четвертый сон Веры представляет собой аграрную утопию. Вера видит хрустальный дворец — технологическое и научное чудо. Утопия во сне Веры напоминает Шарля Фурье фаланстеры . [ 1 ] Путеводитель по мечтам Веры отстаивает равные права между всеми женщинами и мужчинами как основу этого утопического общества. [ 11 ] [ 4 ] Именно здесь Вера осознает себя своим проводником мечты, тем самым позиционируя утопический потенциал в повседневности посредством таких действий и идеологий, как у Веры Павловны. [ 4 ]

Книга, пожалуй, больше известна в англоязычном мире, чем сам роман , благодаря откликам, которые она получила.

Роман вдохновил несколько поколений революционеров в России, в том числе народников , нигилистов и марксистов . Точно так же Владимир Ленин , Георгий Плеханов , Петр Кропоткин , Александра Коллонтай , Роза Люксембург и шведский писатель Август Стриндберг. [ 12 ] все были под большим впечатлением от книги. Эмма Гольдман русского происхождения , анархистка , описывает свое намерение основать швейный кооператив на основе модели Веры Павловны, найденной в романе. [ 13 ] [ 14 ]

период роман стал официально считаться русской классикой В советский , поскольку Чернышевский прославился как праотец революции. [ 15 ] [ 16 ] По словам Джозефа Франка , «роман Чернышевского в гораздо большей степени, чем Маркса » «Капитал , обеспечил ту эмоциональную динамику, которая в конечном итоге привела к русской революции ». [ 17 ]

Роман вызвал споры после публикации и продолжает вызывать споры. Федор Достоевский высмеивал утилитаризм и утопизм романа в своей повести « Записки из подполья» 1864 года , а также в своем романе « Бесы» 1872 года , как и Владимир Набоков в своем последнем романе на русском языке «Дар» . Лев Толстой написал книгу « Что делать?». , опубликованный в 1886 году, основанный на его собственных идеях моральной ответственности . [ 18 ] Владимир Ленин назвал свою брошюру 1902 года «Что делать?» из-за влияния, которое оказал на него роман. [ 7 ]

Влияние романа распространилось за пределы русской радикальной традиции и русских радикальных интеллектуалов. Например, Тони Кушнер неоднократно упоминает об этом в своей пьесе «Славяне»! « Пещеры Ватикана» Андре Жида ( «Приключения Лафкадио») и, как утверждают некоторые, Айн Рэнд . [ 19 ]

  1. ^ Jump up to: а б Фоккема, Доуве (2011), «Что делать Чернышевского? и антиутопическое предвидение Достоевского» , Perfect Worlds , утопическая фантастика в Китае и на Западе, Amsterdam University Press, стр. 211–232, ISBN  978-90-8964-350-6 , JSTOR   j.ctt46mwnv.13 , получено 10 марта 2022 г.
  2. ^ Вагнер, Уильям; Кац, Майкл (3 декабря 2014 г.). «Введение: Чернышевский, что делать? и российская интеллигенция». Что делать? . Издательство Корнельского университета. п. 30. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN  978-0-8014-7159-9 .
  3. ^ Морсон, Гэри Сол (1982). «Границы жанра: Дневник писателя Достоевского и традиции литературной утопии» . Поэтика сегодня . 3 (1): 198. дои : 10.2307/1772228 . ISSN   0333-5372 . JSTOR   1772228 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Штур-Роммерайм, Хелен; Джаррис, Мари (2020). «Что делать? Николая Чернышевского и предыстория международного марксистского феминизма» . Феминистские немецкие исследования . 36 (1): 166–192. дои : 10.1353/fgs.2020.0012 . ISSN   2578-5192 . S2CID   235084738 .
  5. ^ Виссон, Линн (1992). «Моменты истины: Сны в русской литературе». Мечтаю . 2 (3): 181–189. дои : 10.1037/h0094359 .
  6. ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. стр. 130–131. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN  978-0-8014-7159-9 .
  7. ^ Jump up to: а б Паперно, Ирина (1988). Чернышевский и эпоха реализма: исследование семиотики поведения . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-1453-3 . OCLC   1014952245 .
  8. ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. стр. 180–182. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN  978-0-8014-7159-9 .
  9. ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р.; Вагнер, Уильям (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. п. 181. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN  978-0-8014-7159-9 .
  10. ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. стр. 429–431. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN  978-0-8014-7159-9 .
  11. ^ Чернышевский, Николай; Кац, Майкл Р. (3 декабря 2014 г.). Что делать? . Издательство Корнельского университета. п. 368. дои : 10.7591/9780801471599 . ISBN  978-0-8014-7159-9 .
  12. ^ Мюрдал, Ян. 1986. Слово и намерение .
  13. ^ Рудал, Шэрон (2007). Буле, Пол (ред.). Опасная женщина: графическая биография Эммы Гольдман . Новая Пресса. ISBN  978-1-59558-064-1 . OCLC   123539320 .
  14. ^ Дрозд, Эндрю Майкл (2001). Чернышевского «Что делать?» : переоценка . Издательство Северо-Западного университета. ISBN  0-8101-1739-8 . OCLC   247993113 .
  15. ^ Chernets, L. V. (1990). "Н. Г.: Биобиблиографическая справка" . Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., "Просвещение" . Retrieved 1 March 2012 .
  16. ^ Plekhanov, Georgi (1910). "Н.Г.Чернышевский" . Библиотека научного социализма. Т.4 . Retrieved 1 March 2012 .
  17. ^ Эмис, Мартин (2002). Согните Ужас . Мирамакс. п. 27 . ISBN  0-7868-6876-7 .
  18. ^ "Что делать?" .
  19. ^ Скиабарра, Крис Мэтью (1 ноября 2010 г.). Айн Рэнд: Русский радикал . Пенн Стейт Пресс. п. 28. ISBN  978-0-271-04236-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f4cbcd5d8d1487e9646bc7f2387dd8e__1717340040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/8e/4f4cbcd5d8d1487e9646bc7f2387dd8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
What Is to Be Done? (novel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)