Varvara Stepanova
Varvara Stepanova | |
---|---|
![]() Varvara Stepanova, 1924 | |
Рожденный | Ноябрь 1894 г. |
Умер | 20 мая 1958 г. | ( 63 года
Национальность | Русский |
Движение | Продуктивистское искусство , ветвь конструктивизма. |
Супруг | Александр Родченко |
Варвара Федоровна Степанова ( русский : Варва́ра Фёдоровна Сепа́нов ; 4 ноября [ OS 23 октября] 1894 г. [примечание 1] - 20 мая 1958 г.) [1] был русским художником. Со своим мужем Александром Родченко она была связана с конструктивистской ветвью русского авангарда, отвергавшей эстетические ценности в пользу революционных. Ее деятельность распространялась на пропаганду, поэзию, сценические декорации и дизайн текстиля.
Биография
[ редактировать ]
Варвара Степанова родилась в Каунасе (на территории современной Литвы ), происходила из крестьянского происхождения, но смогла получить образование в Казанском художественном училище в Казани . Там она встретила своего будущего мужа и соратника Александра Родченко . В годы, предшествовавшие русской революции 1917 года, они арендовали в Москве квартиру, принадлежавшую Василию Кандинскому . Эти художники стали одними из главных фигур русского авангарда . Новое абстрактное искусство в России, возникшее примерно в 1915 году. [2] был кульминацией влияний кубизма , итальянского футуризма и традиционного крестьянского искусства. Она разработала кубофутуристские работы для нескольких книг художников и училась у Жана Метцингера в Академии де Ла Палетт , художественной академии, где также преподавали художники Андре Дюнуайе де Сегонзак и Анри Ле Фоконье . [3]
В послереволюционные годы Степанова занималась поэзией , философией , живописью , графикой , созданием сценических декораций , дизайном текстиля и одежды . Она участвовала в работе Пятой и Десятой государственных выставок в 1919 году.
В 1920 году произошло разделение на таких художников, как Казимир Малевич , которые продолжали рисовать, исходя из идеи, что искусство — это духовная деятельность, и тех, кто считал, что они должны работать непосредственно на революционное развитие общества. В 1921 году вместе с Алексеем Ганом Родченко и Степанова сформировали первую Рабочую группу конструктивистов , которая отказалась от изобразительного искусства в пользу графического дизайна, фотографии, плакатов и политической пропаганды. [4] Также в 1921 году Степанова в своем тексте для выставки 5х5=25 , проходившей в Москве, заявила:
Композиция – созерцательный подход художника. Техника и промышленность поставили искусство перед проблемой строительства как активного, а не рефлексивного процесса. «Святость» произведения как единого целого разрушается. Музей, бывший сокровищницей искусства, теперь превращен в архив.
Термин « конструктивизм » к тому времени использовался самими художниками для описания направления, в котором развивалась их работа. Театр был еще одной областью, где художники могли передавать новые художественные и социальные идеи. Степанова оформила декорации к «Смерти Тарелкина» в 1922 году.
Александр Родченко умер 3 декабря 1956 года, а Варвара Степанова умерла 20 мая 1958 года, обе в Москве. [5]
Дизайн одежды и текстиля
[ редактировать ]
В 1921 году Степанова почти полностью перешла в сферу производства, где, по ее мнению, ее проекты могли оказать самое широкое влияние, способствуя развитию советского общества. [6] Одежда русского конструктивизма представляла собой дестабилизацию репрессивной элитарной эстетики прошлого и вместо этого отражала утилитарную функциональность и производство. Гендерные и классовые различия уступили место функциональной, геометрической одежде. В соответствии с этой целью Степанова стремилась освободить тело в своих проектах, подчеркивая функциональные, а не декоративные качества одежды. Степанова глубоко считала, что одежду нужно рассматривать в действии. В отличие от аристократической одежды, в которой, по ее мнению, физическая свобода приносилась в жертву эстетике, Степанова посвятила себя разработке одежды для конкретных областей и профессиональных условий таким образом, чтобы конструкция объекта подчеркивала его функцию. Кроме того, она стремилась разработать эффективные способы производства одежды за счет простого дизайна и стратегического и экономичного использования тканей. [7]
Дизайн одежды
[ редактировать ]Степанова, таким образом, выделила одежду, занимающую две группы: продезодежда и спортодежда . В рамках этих категорий она стремилась к логичному и эффективному производству и конструированию одежды. [8] Однако вызванная войной бедность наложила экономические ограничения на промышленный энтузиазм русских конструктивистов, и их прямое участие в производстве так и не было полностью реализовано. Таким образом, большинство ее разработок не производились и не распространялись массово. [9]

Первая, продезодежда , или производственно-рабочая одежда основных фасонов, включала в себя театральные костюмы, а также профессиональную и производственную одежду. [10] В начале 1920-х годов Степанова вошла в швейную промышленность, создав дизайн костюмов для театра, где она воплотила свою художественную тягу к геометрическим формам в функциональной, символической одежде. Графические костюмы, выполненные из темно-синего и серого материала, позволяли актерам максимально подчеркнуть свои движения, утрируя их для сцены и превращая тело в динамичную композицию из геометрических форм и линий. [11]
В рамках этой категории Степанова начала создавать спецодежду , или одежду, специализированную для определенной профессии. [8] При этом она разрабатывала одежду для мужчин и женщин как для промышленных, так и для профессиональных целей, уделяя особое внимание швам, карманам и пуговицам, чтобы каждый аспект костюма сохранял функциональное назначение. Независимо от профессионального контекста, ее рабочая одежда имела характерные геометрические и линейные края, придающие телу графическую композицию и квадратную андрогинную форму. [11]
Вторая категория, спортодежда , или спортивные костюмы, также представлена смелыми линиями, крупными формами и контрастными цветами, которые позволяют подчеркнуть движения тела и позволяют зрителям легко отличить одну команду от другой. Степанова даже воплотила в графическом дизайне эмблему команды. [11] Спортивная арена предоставила Степановой контекст для реализации идеализированной телесной нейтрализации, а ее униформа часто была унисекс, со штанами и туникой с поясом, скрывавшей человеческую форму. [12]
Текстильное производство
[ редактировать ]Свой идеал занятия промышленным производством Степанова осуществила в следующем году, когда вместе с Любовью Поповой стала дизайнером текстиля на Цинделе (Первая государственная текстильная фабрика) под Москвой, а в 1924 году стала профессором текстильного дизайна во Вхутемасе ( Высшие технические художественные студии). Будучи конструктивисткой, Степанова не только переносила смелые графические рисунки на свои ткани, но и серьезно занималась их производством. Степанова проработала на Первой текстильно-полиграфической фабрике всего чуть больше года, но в 1924 году она разработала более 150 дизайнов тканей. Хотя она была вдохновлена разработкой новых типов тканей, современные технологии ограничивали ее печатными узорами на монотонных поверхностях. По собственному творческому выбору она также ограничила свою цветовую палитру одним или двумя красителями. Хотя она использовала только треугольники, круги, квадраты и линии, Степанова накладывала эти геометрические формы друг на друга, создавая динамичный, многомерный дизайн. [13]
Графический дизайн
[ редактировать ]Степанова занималась типографикой , книжным дизайном и сотрудничала с журналом «ЛЕФ» на протяжении начала 1920-х годов. [14] В рамках правительственной кампании по пропаганде всеобщей грамотности Степанова организовала в 1924 году «Книжный вечер». [14] Это был спектакль, в котором персонажи до- и послереволюционной литературы сражались друг с другом. [14]
Наследие
[ редактировать ]22 октября 2018 г. [примечание 1] Степанова была посмертно удостоена дудла Google в свой 124-й день рождения. [15]
Работы Степановой вошли в выставку « Женщины в абстракции» 2021 года в Центре Помпиду . [16]
См. также
[ редактировать ]- Антиискусство (Примечание: спорно, действительно ли произведения искусства, связанные с Варварой Степановой, являются «антиискусством».)
- Советский модный дизайн
Ссылки и источники
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Источники расходятся относительно даты рождения, в которой пишут либо 3, 4 или 9 ноября по григорианскому календарю .
- Ссылки
- ^ «Варвара Степанова» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года . Проверено 6 октября 2008 г.
- ^ «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства .
- ↑ Ревизор, Конструктивизм и ранний авангард в русском дизайне одежды , 3 ноября 2009 г.
- ^ Джонс, Ивонн. «Родченко, Александр» . Оксфордский спутник западного искусства — Oxford Art Online . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Чон, Да Хён. «Варвара Степанова, русская, 1894–1958» . Музей современного искусства . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Lavrentiev, Alexander (2000). John E. Bowlt and Matthew Drutt (ed.). Amazons of the avant-garde : Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 241 . ISBN 0810969246 .
- ^ Лоддер, Кристина (1985). Русский конструктивизм (4. печат. изд.). Нью-Хейвен [Коннектикут]: Издательство Йельского университета. п. 148 . ISBN 0300034067 .
- ^ Jump up to: а б Адаскина, Наталья (1987). «Конструктивистские ткани и дизайн одежды». Журнал пропагандистского искусства . 5 : 149.
- ^ Лоддер, Кристина (1985). Русский конструктивизм (4. печат. изд.). Нью-Хейвен [Коннектикут]: Издательство Йельского университета. п. 145 . ISBN 0300034067 .
- ^ Лоддер, Кристина (1985). Русский конструктивизм (4. печат. изд.). Нью-Хейвен [Коннектикут]: Издательство Йельского университета. ISBN 0300034067 .
- ^ Jump up to: а б с Лаврентьев, Александр (1988). Джон Э. Боулт (ред.). Варвара Степанова, полное собрание сочинений (1-е изд. MIT Press). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 79. ИСБН 0262620820 .
- ^ Киэр, Кристина (2008). Представьте себе отсутствие собственности: социалистические объекты русского конструктивизма . Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт. п. 114. ИСБН 978-0262612210 .
- ^ Лаврентьев, Александр (1988). Джон Э. Боулт (ред.). Варвара Степанова, полное собрание сочинений (1-е изд. MIT Press). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 80. ИСБН 0262620820 .
- ^ Jump up to: а б с Яблонская, Миннесота (1990). Партон, Энтони (ред.). Женщины-художницы русского нью-эйджа: 1900-1935 . Нью-Йорк: Риццоли. стр. 153–154.
- ^ «124 лет со дня рождения Варвары Степановой» . 22 октября 2018 г. Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Женщины в абстракции . Лондон: Нью-Йорк, Нью-Йорк: Thames & Hudson Ltd.; Thames & Hudson Inc., 2021. с. 170. ИСБН 978-0500094372 .
- Источники
- Русский эксперимент в искусстве , Камилла Грей, Темза и Гудзон, 1976.
- Русский авангард , Андрей Наков , Art Data, 1986
- Русский конструктивизм , Кристина Лоддер, издательство Йельского университета, 1985 г.
- Варвара Степанова, Полное собрание сочинений , Александр Лаврентьев, MIT Press, 1988.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Варварой Степановой, на Викискладе?
- Художественные инженеры: Родченко и Степанова (на русском языке) - биографическая статья
- 1894 рождения
- 1958 смертей
- Русские художники 20 века.
- русские женщины-художницы
- российские женщины-фотографы
- Советские художники
- Русский авангард
- Российские сценические дизайнеры
- русские женщины-художницы
- Модернистский театр
- Преподавательский состав Вхутемаса
- советские художницы
- Художники из Каунаса
- Женщины-фотографы 20-го века
- Русские женщины 20 века
- Женщины-художницы 20-го века