Чарльз Кэмерон (архитектор)
Чарльз Кэмерон | |
---|---|
Рожденный | в. 1745 г. |
Умер | 19 марта 1812 г. (66/67 лет) |
Занятие | Архитектор |
Здания | Главный дворец Павловска Галерея Камерона и холодные бани в Царском Селе |
Проекты | Парки Павловска, Софии и Царского Села. |
Чарльз Камерон (1745 – 19 марта 1812) был шотландским архитектором, сделавшим блестящую карьеру при дворе Екатерины II в России . Кэмерон, практик ранней неоклассической архитектуры , был главным архитектором Царскосельского и Павловского дворцов и прилегающего нового города Софии с момента его прибытия в Россию в 1779 году до смерти Екатерины в 1796 году. Кэмерон сосредоточился исключительно на загородных дворцах и ландшафтных садах . Дважды уволенный Павлом Русским во время Дворцовой битвы , Кэмерон пережил краткое возрождение своей карьеры при Александре I в 1803–1805 годах. Все его бесспорные материальные произведения «можно охватить за однодневную экскурсию». [ 1 ]
Британский неоклассицизм Кэмерона был изолированным эпизодом в русской архитектуре, в которой тогда доминировали итальянские художники ( Франческо Растрелли , Антонио Ринальди , Джакомо Кваренги , Винченцо Бренна , Карло Росси и многие другие). [ 2 ] По словам его первого биографа Георгия Лукомского, «Камерон остается одним из величайших представителей британского вкуса и британского искусства за рубежом, и если о нем так полностью забыли в его собственной стране, казалось бы, было бы единственно правильным исправить это упущение». [ 2 ]
Говард Колвин назвал Кэмерона «одним из крупнейших городских архитекторов восемнадцатого века… опытным дизайнером и декоратором неоклассического стиля, который имеет сходство со стилем Роберта Адама . Его стиль достаточно индивидуален, чтобы оправдать его от обвинения в том, что он просто подражатель... [ 3 ] Хотя Кэмерон все еще придерживался палладианства , он был пионером греческого возрождения в России». [ 4 ] Если не считать хорошо изученного периода Екатерины (1779–1796), история жизни Кэмерона остается плохо документированной, не в последнюю очередь из-за собственных усилий Кэмерона избавиться от плохой репутации, которую он заработал в 1770-х годах в Лондоне.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Подробности происхождения Кэмерона неясны. Вероятно, он был сыном Уолтера Кэмерона, лондонского плотника. [ 5 ] Однако он утверждал, что происходит от Камеронов из Лохиела , шотландского клана, активно участвовавшего в восстании якобитов в 1745 году . [ 3 ]
Уолтер Кэмерон определенно был дружен с доктором Арчибальдом Кэмероном, последним казненным якобитом и братом вождя Лохила Дональда Кэмерона . Уолтер посетил Арчибальда незадолго до его казни и, возможно, помог его жене и детям, одного из которых звали Чарльз. Талбот Райс утверждал, что Чарльз Кэмерон на самом деле был сыном доктора Арчибальда. [ 6 ] Кэмерон использовал герб Лохиэла в качестве своего личного экслибриса , хотя современные исследователи, начиная с Дэвида Талбота Райса, подвергают сомнению его утверждение о происхождении Лохиэла. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Исследователи также расходятся во мнениях относительно точного года рождения Кэмерона: это может быть 1743, 1745 или 1746 год. [ 7 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Кэмерон обучался в Лондоне у своего отца и архитектора Исаака Уэра . После смерти Уэра в 1766 году Кэмерон решил продолжить работу своего покойного магистра над новым изданием лорда Берлингтона , «Fabbriche Antiche» проектом, который требовал личных исследований и обзоров древнеримской архитектуры . [ 9 ] 1767 год он провел в Лондоне, готовя репродукции произведений Андреа Палладио , и в 1768 году прибыл в Рим. [ 9 ] Там он обследовал Термы Тита и Нерона Золотой дом , раскапывая подземные руины, которые были заново открыты только в 20 веке. [ 9 ] По словам Дмитрия Швидковского , Кэмерон встретился в Риме с другим Чарльзом Кэмероном, якобитом и истинным членом клана Лохиэл (вероятно, сыном доктора Арчибальда) и «позаимствовал» историю жизни последнего, чтобы приукрасить свою собственную. [ 5 ] Кэмерон вернулся из Италии около 1769 года и опубликовал результаты своих исследований в 1772 году (переиздания 1774, 1775 годов) под названием « Римские термы, объясненные и иллюстрированные…» с соответствующими научными комментариями на английском и французском языках. [ 9 ]
О жизни Кэмерона между 1769 годом и его отъездом в Россию в 1779 году мало что известно. [ 9 ] Архивы свидетельствуют о его участии только в одном строительном контракте в Лондоне - здания в стиле Адама на Ганновер-сквер. [ 9 ] (1770–1775). [ 5 ] Уолтер Кэмерон, главный подрядчик, разорился в результате тяжбы с владельцем недвижимости и был вынужден продать коллекцию произведений искусства своего сына, чтобы собрать средства. Чарльз подал в суд на своего отца, который был заключен в тюрьму Флит за долги. [ 3 ] [ 5 ] В 1791 году, когда Кэмерон подал заявку на членство в Лондонском клубе архитекторов, ему запретили вступление из-за этого и других эпизодов, запятнавших его репутацию в Англии. [ 3 ] [ 5 ]
Прибытие в Россию
[ редактировать ]императрицы Екатерины Архитектурные вкусы развивались от архитектуры рококо и готического возрождения в первое десятилетие ее правления до зарождающегося неоклассицизма в 1780-х годах. Она склонялась к французской разновидности неоклассицизма ( Клериссо , Леду ), смешанной с древнеримскими мотивами. Екатерина, возможно, первая из европейских монархов, осознала, что зарождающийся стиль имеет потенциал стать окончательной формой имперского искусства. Она не жалела средств на найм иностранных архитекторов и мастеров, обученных в неоклассической манере. Она поручила барону Мельхиору Гримму , своему европейскому агенту по вопросам искусства и антиквариата, нанять итальянских архитекторов, потому что «французы, которые у нас здесь, знают слишком много и строят ужасные дома – потому что они знают слишком много». [ 10 ] [ 11 ] Эти итальянцы, Джакомо Кваренги и относительно малоизвестный Джакомо Тромбара , прибыли в Россию вслед за Камероном. [ 2 ]
Камерон прибыл в Россию в 1779 году по приглашению также агентов Екатерины. [ 3 ] Точные подробности найма Кэмерона остаются неясными. [ 5 ] но 23 августа 1779 года восторженная Екатерина написала Гримму: «В настоящее время меня очень увлекает г-н Кэмерон, шотландец по национальности и якобит, великий рисовальщик, хорошо разбирающийся в античных памятниках и хорошо известный своей книгой о термах Рим . Сейчас мы с ним разбиваем сад на террасе..." [ 12 ] Екатерина также писала, что Кэмерон был воспитан при римском дворе Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта («Иакова III и VIII») и что он был племянником Жана Кэмерона Глендессари . [ 5 ] Камерон поселился сначала в доме Чернышева в Санкт-Петербурге, но вскоре переехал в собственный дом в Царском Селе ; позже его отобрал у него император Павел. [ 2 ]
Кэмерон, уроженец Лондона, не имел практического опыта в ландшафтном дизайне . до 1779 года [ 13 ] Питер Хейден предположил, что Кэмерон научился этому ремеслу у своего тестя Джона Буша ( англоязычного Буша), [ 14 ] работавший в Царском Селе с 1771 года. [ 15 ]
Tsarskoye Selo
[ редактировать ]Карьера Кэмерона в России началась с расширения « Китайской деревни» в Царскосельском парке, позаимствовавшей дизайнерские идеи у Уильяма Чемберса . [ 2 ] Уже был построен театр «Китайская деревня», спроектированный Антонио Ринальди и Иваном Нееловым ; [ 16 ] Бесспорные дополнения Кэмерона — жилые помещения Деревни и Китайские мосты через канал. [ 16 ] Во время правления Павла Камероновые здания были лишены внешней отделки и позже перестроены Василием Стасовым в 1817 году. [ 16 ]
В 1780–1784 переоформил бывшие рококо залы главного Екатерининского дворца, построенного Бартоломео Растрелли в 1750-х годах; [ 2 ] То, что началось как скромная реконструкция, вскоре привело к созданию самых роскошных интерьеров всего дворца, напоминающих Палладио , Рафаэля , Роберта Адама и Клериссо , но вписывающихся в безошибочно собственный стиль Кэмерона. [ 2 ] Еще 22 июня 1771 года Екатерина хвалила архитектора: «Необходимо сделать еще две комнаты, и туда мчишься, потому что как раз здесь не видишь ничего равного. Признаюсь, что я сама не утомлюсь за девять недель наблюдения за этим». ." [ 17 ]
У Екатерины была перед Кэмероном еще одна конкретная задача: она предусмотрела новое, относительно скромное здание в неоклассическом стиле в Царском Селе рядом со старым в стиле рококо Екатерининским дворцом . Клериссо, первый избранник Екатерины, разработал проекты гигантского и дорогого римского сооружения, основанного на Термах Диоклетиана . [ 18 ] которые были отвергнуты с ходу [ 19 ] но позже оказал влияние на Кваренги и Кэмерона. В 1782 году Кэмерон построил свое первое отдельно стоящее здание — «Холодные бани», двухэтажную баню в смешанном итало-греческом классицизме с роскошными интерьерами (особенно Агатовым павильоном). [ 17 ] В 1784–1787 гг. [ 20 ] она была расширена двухэтажной галереей ( Камероновской галереей ), соединившей натуральный камень римского первого этажа с легкой, белоснежной галереей верхнего этажа, отмеченной необычайно широким расстоянием между колоннами. [ 21 ] Галерея, украшенная статуями иностранных поэтов и философов, на долгие годы стала любимым местом прогулок Екатерины . С одной стороны его окружал регулярный сад , а с другой — английский ландшафтный парк. [ 8 ]
В начале проекта «Галерея» Екатерины Кэмерон сам выступал вербовщиком , нанимая соотечественников-шотландцев для работы в Царском Селе. 73 мастера, в том числе Уильям Хесте и Адам Менелос , [ 3 ] [ 22 ] согласились переехать в Россию (многие взяли с собой семьи), что вызвало тщетный протест МИДа . [ 22 ] Для Кэмерона это число было слишком велико, и в конце концов шотландцы разошлись по другим проектам; Менелав стал помощником Николая Львова . [ 23 ] [ 24 ]
София
[ редактировать ]София , образцовый город , была построена недалеко от Царского Села по плану Кэмерона. Он был спроектирован так, чтобы его можно было рассматривать с проходов Галереи Камерона, и он представлял Константинополь Екатерины , желанную цель греческого проекта ; название города и его собора явно намекали на собор Святой Софии . [ 25 ] Екатерина постановила, что улицы Софии должны сливаться с дорогами Царскосельского парка. [ 25 ] Кэмерон расположил улицы так, чтобы создавалось впечатление, что все они исходят из Галереи. [ 25 ] Улицы были ярко освещены ночью, когда Екатерина присутствовала в Царском.
В парке были разбросаны и другие исторические аллегории : озеро с представляло Ринальди ростральной колонной Черное море ; [ 25 ] Дорические руины символизировали былое могущество Древней Греции . [ 26 ] Эти безрассудства , разбросанные по дороге к Екатерининскому дворцу, служили также декорацией для триумфального шествия приезжих высокопоставленных лиц. [ 26 ]
Питер Хайден провел параллели между ландшафтным дизайном Кэмерона в Софии и парком Стоу-Хаус , особенно сходство между Храмом Памяти Кэмерона и Храмом Согласия и Победы, построенным в Стоу неизвестным архитектором в 1740-х годах. [ 27 ] Другая прямая цитата из Стоу — это гробница-пирамида над могилой трех итальянских борзых Екатерины ; он сохранился до наших дней, но Храм Памяти был снесен Павлом Русским в 1797 году. [ 27 ]
Павловск
[ редактировать ]Павловск, крупнейший ландшафтный парк в России XVIII века (1500 акров), [ 28 ] приписывается череде архитекторов, начиная с Кэмерона и заканчивая Карло Росси . [ 28 ] Камерон построил сохранившееся до наших дней оригинальное ядро дворца, Храм Дружбы, Частные сады, Вольер, Аполлоновскую колоннаду и Липовую аллею и спланировал оригинальный ландшафт, но истинное авторство Павловска в целом следует приписать императрице Марии Федоровне . [ 28 ] [ 29 ]
Храм Дружбы был первым зданием Павловска, за ним последовал главный дворец. [ 28 ] Камероновский Павловск был далек от представления Павла о том, какой должна быть императорская резиденция: в нем не было рвов, фортов и всей другой военной атрибутики, столь дорогой Павлу; «Кэмерон создал для великого князя подчеркнуто приватный мир. Дворец мог принадлежать кому угодно… только не ожидающему российскому царю». [ 30 ]
пары Конфликты между Кэмероном, Полом и Марией начались во время Гранд-тура по Европе (1781–1782). Мария жаловалась на задержки Кэмерона с 1782 года. [ 13 ] Ограниченные в финансовом отношении, Пол и Мария внимательно следили за успехами Кэмерона и регулярно сдерживали его далеко идущие и дорогостоящие планы. Кэмерон также проявлял признаки неприязни к их руководству с 1782 года, но судебные посредники какое-то время преуменьшали значение конфликта. К 1785 году стало достоянием общественности: Камерон поссорился с Павлом из-за расходов на Павловск. [ 3 ] а сам Пол ненавидел Кэмерон как агента Кэтрин. [ 31 ] Между 1786 и 1789 годами [ 32 ] Обязанности Камерона в Павловске перешли к итальянцу Винченцо Бренне , нанятому Павлом в 1782 году. Уволенный Полом, Камерон продолжал работать над собственными проектами Екатерины до ее смерти в 1796 году.
Выход на пенсию
[ редактировать ]Придя к власти в 1796 году, Павел уволил Камерона со всех контрактов и лишил его дома в Царском. [ 2 ] [ 3 ] Кэмерон испытывал финансовые трудности и был вынужден продать свою коллекцию книг Павлу Аргунову . [ 2 ] Его деятельность во время правления Павла практически неизвестна. Георгий Лукомский писал, что в 1799 году Камерон перепроектировал Батуринский дворец графа Кирилла Разумовского ; [ 2 ] по мнению современных исследователей, Батурин был совместным проектом под руководством Николая Львова , и участие Кэмерона невозможно надежно измерить. [ 3 ]
Лукомский писал также, что в 1800–1801 гг. Камерон временно уехал из России в Англию; [ 2 ] по мнению Колвина, это мнение необоснованно: [ 3 ] В 1800–1801 годах Камерон работал в Павловске, принадлежавшем тогда Марии Федоровне, где построил Ионический павильон Трех граций. [ 3 ]
Александр, сменивший Павла в марте 1801 года, назначил Камерона главным архитектором Российского Адмиралтейства. [ 3 ] За время своей недолгой работы (1802–1805 гг.) Кэмерон спроектировал военно-морской госпиталь в Ораниенбауме и два [ 33 ] нереализованные проекты Морского собора в Кронштадте . [ 3 ] Он также работал в Павловске, восстанавливая дворец после пожара. [ 2 ] В 1805 году Кэмерон наконец вышел на пенсию; его пребывание в Адмиралтействе перешло к Андреяну Захарову . [ 2 ] [ 3 ] Лукомский отметил, что Кэмерон, когда-то исполнивший высокие мечты Екатерины, вряд ли был заинтересован в строительстве казарм и ремонте подворотен. [ 2 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]Личность Кэмерона остается «теневой фигурой»: [ 33 ] быть «гордым, отчужденным и трудным», [ 33 ] у него был талант отталкивать людей. В общественной жизни английской диаспоры Санкт-Петербурга он не участвовал; у него было мало русских друзей, [ 33 ] не говорил по-русски, и его не любили за его отношение к «английскому превосходству». [ 34 ]
В 1784 году Кэмерон женился на Кэтрин Буш, дочери императорского садовника Джона Буша. [ 35 ] У них родилась дочь Мария, однако ее рождение не засвидетельствовано церковными записями. [ 33 ] Мэри Кэмерон, помолвленная с Джеймсом Грейнджем, покинула Россию в 1798 году. [ 1 ] Грейндж вернулся в Россию в 1803 году и, по мнению Энтони Кросса, мог помочь возрождению карьеры Кэмерона в 1803–1805 годах. [ 1 ] К 1839 году у Грейнджей осталось семеро выживших детей. [ 1 ]
Во время выхода на пенсию Кэмерон и его жена жили в любимом дворце Пола, замке Святого Михаила . [ 33 ] Избыточный и все еще незавершенный замок был преобразован в жилые помещения и вмещал до 900 жителей, включая Камеронов и будущего фельдмаршала Дибитша . [ 36 ] Кэмерон умер в 1812 году, перед вторжением Наполеона в Россию ; его вдова получила пенсию от правительства России, [ 3 ] продал библиотеку Кэмерона [ 2 ] и либо вернулся в Англию [ 3 ] или умер в Санкт-Петербурге. [ 33 ]
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Кросс 1997, с. 297
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Лукомский 1943, часть 1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Колвин 2008, с. 212
- ^ Колвин 2008, с. 213
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кросс 1997 с. 287
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Тэлбот Райс в своем «Введении» 1943 года описал внешний вид модифицированной эмблемы Лохиела, используемой Кэмероном, и отметил, что «однако в семейных записях не известен ни один Чарльз Кэмерон, который ездил в Россию. У Арчибальда Кэмерона было несколько сыновей, трое из которых не фигурируют в истории семьи, и вполне возможно, что Чарльз был одним из них».
- ^ Перейти обратно: а б Кросс 1997, с. 286
- ^ Перейти обратно: а б Хайден 2005, с. 90
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Колвин 2008, с. 211
- ^ Швидковский 2007, с. 257
- ^ Лукомский 1943, часть 1, цитирует тот же фрагмент на французском языке оригинала.
- ^ Английский перевод по Швидковскому 2007, с. 258; см. также английскую интерпретацию у Лукомского 1943, часть I. Кросс 1997 с. 286 и с. Колвин, с. 212, приведите тот же фрагмент оригинального письма на французском языке.
- ^ Перейти обратно: а б Хайден 2005, с. 117
- ^ Хайден 2005, с. 117. Хайден пишет фамилию Буш ; Кросс и Швидковский называют это Бушем .
- ^ Хайден 2005, с. 84
- ^ Перейти обратно: а б с Хайден 2005, с. 89
- ^ Перейти обратно: а б Лукомский 1943, часть 2
- ^ «Купальни Камерона» (на русском языке). Царскосельский музей-заповедник (официальный сайт). Архивировано из оригинала 3 мая 2009 г. Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Кросс 1997, с. 288
- ^ Лукомский 1943, часть 2, годы постройки указаны 1783–1785.
- ^ «Галерея Кэмерона» (на русском языке). Царскосельский музей-заповедник (официальный сайт). Архивировано из оригинала 8 мая 2009 г. Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кузнецов 1998, с. 213
- ^ Кросс, 1997 с. 298
- ^ Хайден 2005, стр.98
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайден 2005, с. 92
- ^ Перейти обратно: а б Хайден 2005, с. 93
- ^ Перейти обратно: а б Хайден 2005, с. 94
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайден 2005, с. 110
- ^ Hayden 2005, стр. 117-118, приводит примеры инструкций Марии 1782 года, реализованных через придворных барона Николая и барона Кюхельбекера.
- ^ Швидковский 2007, с. 281
- ^ Швидковский 2007, с. 282
- ^ Швидковский 2007, с. 284 и Хайден 2005, с. 120 датируют приход Бренны к власти 1786 годом. По мнению Лансере, влияние Камерона в Павловске продолжалось до 1789 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Крест, с. 296
- ^ Лукомский 1943, часть 1: «Он не нашел такой же симпатии среди своих коллег и сотрудников. Возможно, это было связано с его незнанием языка или с тем, что могло быть воспринято как позиция «английского превосходства».
- ^ Кросс 1997, с. 296. Hayden 2005, стр. 84-92, произносит то же имя, что и Джон Буш .
- ^ Лансере 2006, с. 146
Источники
[ редактировать ]Биографии Кэмерона
[ редактировать ]Первая полная английская биография Кэмерона была написана Георгием Лукомским , ветераном русской школы неоклассического возрождения , и опубликована в 1943 году в Англии с предисловием Дэвида Талбота Райса . Николай Лансере собрал значительный материал о Кэмероне ранее, в 1920-х годах. Он был утерян после его ареста, за исключением фрагментов, использованных в его книге о Винченцо Бренне , впервые напечатанной в 2006 году. В последней четверти 20-го века Энтони Гленн Кросс исследовал жизнь Кэмерона в составе британской диаспоры в Санкт-Петербурге и проследил его семейные связи; Джон Мартин Робинсон внес свой вклад в исследование ранней карьеры Кэмерона в Англии. Полная современная биография Кэмерона « Императрица и архитектор » была опубликована Дмитрием Швидковским на английском языке в 1996 году (последнее русское издание: 2008 г.). В краткой биографии Кэмерона в четвертом издании Говарда Колвина Биографического словаря британских архитекторов цитируются все английские источники, перечисленные выше.
- Говард Монтегю Колвин (2008). Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840: четвертое издание . Пол Меллон Центр исследований. стр. 211–213. ISBN 978-0-300-12508-5 .
- Энтони Кросс (13 ноября 1996 г.). «У берегов Невы»: главы из жизни и карьеры англичан в России восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55293-6 .
- Лукомский, Жорж (1943). Чарльз Кэмерон, архитектор. Иллюстрированная монография . Фонд Александровского дворца. Также включает в себя:
- Атчисон, Боб (2005). «Новое предисловие к Чарльзу Кэмерону Георгия Лукомского» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2008 г. Проверено 10 июня 2009 г.
- Райс, Д.Т. (1943). «Знакомство с Чарльзом Кэмероном Георгия Лукомского» . Проверено 10 июня 2009 г.
- Дмитрий Олегович Швидковский (1996). Императрица и архитектор: британская архитектура и сады при дворе Екатерины Великой . ISBN 978-0-300-06564-0 .
- Shvidkovsky, Dmitry (2008). Charles Cameron i arhitektura imperatorskikh rezidentsii (Чарлз Камерон и архитектура императорских резиденций) (in Russian). Moscow:Uley. ISBN 978-5-91529-003-6 .
Биографии современных художников
[ редактировать ]- Kuznetsov, S. O. (1998). "Adam Menelas na rossiyskoy zemle (Адам Менелас на российской земле. Возможные пути интерпретации творчества архитектора императора Николая I)" (PDF) (in Russian). The Philosophical Age. Almanac 6. Russia at the Time of Nicholas I: Science, Politics, Enlightenment. Ed. by T. Khartanovich, M. Mikeshin. St. Petersburg, 1998. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Лансере, Николай (2006). Винченцо Бренна (Vincenzo Brenna) (на русском языке). Санкт-Петербург: Кол. ISBN 5-901841-34-4 . Также включает в себя:
- Витязева В.А., Модзалевская М.А. (2006, на русском языке) Историк русской архитектуры Николай Лансере (Историк русской культуры Николай Лансере)
Книги по русской архитектуре
[ редактировать ]- Уильям Крафт Брумфилд (1997). Достопримечательности русской архитектуры: фотообзор . Психология Пресс. ISBN 978-90-5699-537-9 .
- Джеймс Кракрафт; Дэниел Дэниел Брюс Роуленд (2003). Архитектуры русской идентичности: с 1500 года до наших дней . ISBN 978-0-8014-8828-3 .
- Питер Хайден (2005). Русские парки и сады . Фрэнсис Линкольн Лтд. ISBN 978-0-7112-2430-8 .
- Dmitriĭ Olegovich Shvidkovskiĭ (2007). Russian Architecture and the West . ISBN 978-0-300-10912-2 .