Битва дворцов
« Битва дворцов » произошла в Российской империи в последнее десятилетие царствования Екатерины II (1784–1796) и Павла I (1796–1801), ее волновые последствия распространились и на начало правления Александр I. Ожесточенное противостояние между Екатериной и Павлом, ее единственным законным сыном и наследником, проявилось в скоротечных политических и идеологических конфликтах, но также оказало длительное, ощутимое влияние на русскую архитектуру . Обе партии материализовали свои политические заявления и свое понимание суверенной власти в дорогостоящих [ 1 ] строительные проекты с участием самых выдающихся архитекторов того периода — Василия Баженова , Винченцо Бренны , Чарльза Кэмерона , Матвея Казакова , Джакомо Кваренги , Ивана Старова . Проекты дворцов Екатерины следовали неоклассическому канону эпохи Просвещения , тогда как Павел сознательно склонялся к зарождающемуся романтизму . Здания, стилистически выпавшие из этих программ, без колебаний сносились или перестраивались. «Битва» началась в 1785 году со сноса главного дворца в Царицыне , а завершилась в 1796 году сносом Пеллы , крупнейшего [ 2 ] Императорский дворец в районе Санкт-Петербурга .
Фон
[ редактировать ]
До 1722 года порядок наследования в России основывался на первородстве . В 1722 году Петр I расстался с традицией и утвердил за монархом право (а по сути обязанность) назначать своего преемника по своему желанию. За этим изменением последовала серия дворцовых переворотов ; Большую часть оставшегося XVIII века престол занимали женщины: Екатерина I , Анна , Елизавета и Екатерина II. Екатерина II взошла на престол через убийство своего мужа Петра III , когда их единственному законному сыну Павлу было семь лет. Пол сохранил привязанность к своему покойному отцу на протяжении всей своей жизни; однако с возрастом это чувство мутировало в ненависть к матери.
В начале правления Екатерины Павел был жизненно важен для ее выживания, будучи живым символом династической преемственности; [ 3 ] однако к 1772 году, когда Павел достиг совершеннолетия , он начал проявлять желание участвовать в управлении государством. [ 4 ] тем самым потенциально бросая вызов абсолютной власти своей матери. Таким образом, Екатерина разработала план по отстранению Пола от любого участия в политике: Пол должен был жениться, уйти на пенсию и вести спокойную семейную жизнь. [ 3 ] и родить сына, который мог бы стать лучшим кандидатом на престол. [ 5 ] Этот сын, будущий император Александр I , родился в 1777 году, и Екатерина горячо готовила его к блестящему будущему, хотя так и не возвела свой выбор до уровня письменного завещания монарха. Пол, в свою очередь, становился все более и более подозрительным ко всему, что делала его мать. [ 6 ] и даже чуть не бойкотировал свадебную церемонию Александра в 1793 году. [ 7 ] Политическая борьба между Екатериной и Павлом, первоначально «имевшая тайное значение, скрытое от непосвященных, но известное двору», [ 8 ] вскоре стало достоянием общественности, будучи хорошо известно не только в Санкт-Петербурге, но и во многих иностранных дворах. [ 9 ]
Екатерина начала менять архитектуру России после своего восхождения на престол. [ 10 ] Она использовала две концепции: архитектуру как аллегорию своих политических идей и архитектуру как политику реализации этих идей. [ 11 ] Ее вкусы развивались поэтапно, от французского рококо до готического возрождения , пока, наконец, не остановились на палладианстве в 1780-х годах. [ 11 ] Екатерининский неоклассицизм был основан на французских моделях, склоняющихся к древнеримским формам. [ 11 ] Екатерины, который длился всю ее жизнь Этот выбор также отражал греческий проект . [ 12 ] стремление захватить Черноморские проливы у османов и восстановить Византийскую империю с ее внуком Константином в качестве императора.
Павел, ненавидевший екатеринианское Просвещение , считал классическую архитектуру сухим, эмоционально неадекватным воспроизведением антиквариата. [ 13 ] Дмитрий Швидковский указал на встречу Поля с французским художником и антикваром Шарлем-Луи Клериссо в замке Шантийи в 1782 году как на событие, которое могло сформировать архитектурные вкусы Поля. Клериссо, знавший, что им восхищается императрица, отчитал русского наследника за то, что он не обращал на него внимания раньше, и пообещал сообщить Екатерине о «неуважении» Павла; ничто другое не могло бы так ранить чувства Пола. [ 13 ] Горький спор закрепил вкусы Павла в пользу зарождающегося романтизма и , в то же время, французского барокко . [ 14 ] и посеял семя «Битвы Дворцов».
Первый удар
[ редактировать ]
В 1775 году Екатерина одобрила проект Василия Баженова Царицынского дворца, но, увидев почти законченное сооружение 14 июня [ OS 3 июня] 1785 года, нашла его крайне неугодным, презирала Баженова и приказала немедленно снести его. от 19 июня [ OS В своем письме Павлу 8 июня] 1785 года она лишь упомянула, что « кремлевский сенат и Царицыно еще не готовы». Механизм разрушения уже действовал, хотя и медленными темпами. Екатерина подписала официальный указ о сносе баженовских дворцов и санкционировала проекты Матвея Казакова 17 февраля [ OS 6 февраля] 1786 года.
Ни принадлежность Баженова к масонам , ни его неоготическая архитектура не были в этом виноваты. [ 15 ] Баженов, однако, допустил ошибку, придерживаясь плана 1775 года, предусматривавшего строительство двух одинаковых дворцов Екатерины и Павла, сосредоточенных вокруг общественного здания. В 1775 году равенство матери и сына соответствовало политике Екатерины, но к 1785 году их отношения необратимо обострились. Екатерина уволила Баженова и предложила Казакову перестроить дворец только с одним главным зданием – своим собственным. [ 8 ] Конструктивно он был завершен в 1790-х годах, но заброшен после смерти Екатерины. Он простоял в руинах более двух столетий и был перестроен в современный конференц-центр в 2005–2007 годах.
Павловск
[ редактировать ]Павловск , поместье Павла (а позже Марии Федоровны ) с 1777 года, было спроектировано и построено шотландским палладианским неоклассиком Чарльзом Кэмероном . Пол не любил Кэмерона просто потому, что тот был протеже своей матери. [ 8 ] [ 16 ] Камероновский Павловск был далек от представления Павла о том, какой должна быть императорская резиденция: в нем не было рвов, фортов и всей другой военной атрибутики, столь дорогой Павлу; «Кэмерон создал для великого князя подчеркнуто приватный мир. Дворец мог принадлежать кому угодно… только не ожидающему российскому царю». [ 17 ] В 1786 году, когда подрывные бригады в Царицыно сносили башни Баженова, Павел уволил Камерона и заменил его Винченцо Бренной .
Павел лично нанял Бренну, которого затем нанял Станислав Костка Потоцкий , в 1782 году, и использовал его в 1783–1785 годах для визуализации своих архитектурных фантазий; [ 18 ] у наследника и архитектора возникла особая духовная связь, разделяющая одну и ту же философию искусства : «Павел был первым императором эпохи романтизма , Бренна был предшественником романтического неоклассицизма». [ 19 ] Бренна оставила ядро дворца Кэмерона нетронутым, расширив его боковыми крыльями; хотя он реконструировал интерьеры, они до сих пор несут следы стиля Кэмерона. Однако личный номер Марии и военная техника, выставленная в общественных залах, приписывают только Бренне. [ 20 ] Что еще более важно, Бренна «милитаризовала» обстановку, построив готическое безумие , крепость Бип , на руинах настоящих шведских фортов времен Великой Северной войны . Пол был настолько очарован Бипом, что внес эту глупость в армейский реестр настоящих крепостей. [ 21 ]
После смерти Екатерины Павел и Бренна расширили Павловскую усадьбу настоящими военными казармами, офицерскими казармами и госпиталем. Пол поручил Бренне найти материалы в самых последних, незавершенных зданиях Кэтрин; Павильон Розового поля Кэмерона [ 22 ] ( Russian : беседка на Розовом Поле ), New Gallery [ 23 ] и Храм Памяти в Софийском парке [ 24 ] [ 25 ] бесследно исчезла, а Китайская деревня в Царском Селе лишилась изысканной внешней отделки. [ 23 ]
Пелла
[ редактировать ]
В 1784 году Екатерина приказала построить загородную резиденцию для своего внука Александра . Название « Пелла Палас » навеяло воспоминания об Александре Македонском и Пелле , столице древней Македонии . Посыл был ясен: Александр, которому тогда было семь лет, стал новым правителем, хотя юридически Павел оставался первым в очереди на престол. [ 26 ] Пелла, спроектированная Иваном Старовым , была крупнейшим российским императорским дворцом того периода и более сложной по композиции, чем что-либо в России. [ 26 ] Центральный дворец был окружен двадцатью четырьмя меньшими зданиями в палладианском стиле, соединенными галереями с двойными колоннадами. [ 26 ] Екатерина называла Пеллу «восходящим фениксом », намекая на приход к власти Александра после ее собственной смерти. [ 27 ]
После Пеллы Екатерина заказала Александру еще два дворца. Первая, миниатюрная Александровская дача под Павловском, была спроектирована либо Николаем Львовым , либо Чарльзом Кэмероном. Он был завершен в 1789 году; что необычно для екатеринианской архитектуры, оно сочетало в себе неоклассический первый этаж и восточный шатер- бельведер с позолоченным куполом. [ 26 ] Дача, которую когда-то называли «храмом розового куста без шипов», позже была заброшена и продана частным владельцам. [ 23 ] Второй, Александровский дворец в Царском Селе , был построен в 1792–1796 годах Джакомо Кваренги как свадебный подарок Александру и Елизавете (Луизе Баденской) . Дворец пережил царствование Павла и перешел к брату Александра, будущему царю Николаю .
Сразу после смерти Екатерины Павел приказал снести Пеллу и повторно использовать материалы для строительства Михайловского замка в Петербурге. Снос, санкционированный Павлом 7 декабря 1796 года, фактически начался в мае 1797 года, начиная с соединительных галерей. К январю 1801 года шесть из девяти зданий были полностью снесены; три других были снесены во время правления Александра. [ 28 ] Не только здания были снесены, но и практически все их изображения исчезли. [ 26 ]
Замок Святого Михаила
[ редактировать ]
Мечты Павла, воображенные Бренной в 1780-х годах, материализовались в Михайловском замке – главной резиденции императора в Санкт-Петербурге, призванной заменить Зимний дворец, связанный с екатерининским царствованием. Место, выбранное для замка, имело для Павла большое значение: здесь располагался деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы , это было место рождения Павла, а также место, где его ужасная мать была провозглашена императрицей теми же людьми, которые убили его отца. [ 28 ] Павел рассказал, что ему было видение архангела Михаила , который поручил ему построить церковь на месте своего рождения, [ 28 ] и действительно, в западном фасаде замка, спроектированного Бренной, была выдающаяся церковь. Разрешенный сразу после смерти Екатерины, замок был завершен Бренной за четыре года и незадолго до смерти Павла занят королевской семьей. Он имел сильный стиль барокко , явно противоречащий палладианству Екатерины. [ 29 ]
Павел I был убит в замке Святого Михаила 23 марта [ OS 11 марта] 1801 года. Бренна, Карло Росси и многие другие итальянские художники, нанятые покойным императором, покинули Россию. Александр и его двор переехали в Зимний дворец , его Канцелярия двора ( русский язык : гофинтендантское ведомство ) превратила ненужный замок в офисы и жилые помещения. Вскоре в бывшем дворце проживало почти 900 жителей. [ 14 ] включая будущего фельдмаршала фон Дибича [ 14 ] и, по иронии судьбы, вышедший на пенсию Чарльз Кэмерон и его жена. [ 14 ] [ 30 ] В 1819 г. здание было преобразовано в военное училище; дворцовый парк, крепости и рвы со временем исчезли.
Последствия
[ редактировать ]В течение десятилетия, которое отделяло смерть Павла в 1801 году и вторжение французов в Россию в 1812 году, двор Санкт-Петербурга и его архитекторы усовершенствовали и модифицировали екатеринианский неоклассицизм в русскую версию стиля ампир . Александр I активно не занимался архитектурой до послевоенной реконструкции, хотя явно отдавал предпочтение искусству Кваренги, Тома де Томона и Андрея Воронихина ; [ 31 ] Строительство Казанского собора Воронихина началось всего через несколько недель после смерти Павла. За пределами Санкт-Петербурга различные романтические стили, основанные на неоготической архитектуре, сосуществовали с преобладающим официальным искусством. Стареющие архитекторы, участвовавшие в «битве дворцов», ушли на пенсию, уступив место новому поколению:
- Карло Росси вернулся в Санкт-Петербург, приняв на себя де-факто роль городского архитектора в 1814 году. [ 32 ] Его карьера в архитектуре продолжалась до 1830-х годов.
- Джакомо Кваренги пережил возрождение своей карьеры в 1803–1808 годах, когда он создал Смольный институт , Екатерининский институт, Императорский кабинет Аничкова дворца и другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Он был возведен в потомственный дворянин в 1814 году и умер в 1817 году.
- Иван Старов , архитектор дворца «Пелла», вышел в отставку еще до вознесения Павла и умер в 1808 году. Последняя его значительная работа — собор в Казани — была завершена в 1796 году. [ 33 ]
- Винченцо Бренна поселился в Дрездене , Саксония , и с тех пор больше не занимался архитектурой; он умер в 1820 году. [ 34 ]
- Чарльз Кэмерон вернулся на действительную службу в 1803 году в качестве главного архитектора Российского Адмиралтейства ; за два года он окончил Военно-морской госпиталь в Ораниенбауме и подготовил проекты для Морского собора в Кронштадте . [ 35 ] Вышел в отставку с почестями в 1805 году. [ 35 ] и жил в замке Святого Михаила до своей смерти в 1812 году. [ 14 ]
- Матвей Казаков завершил строительство множества частных и общественных зданий в неоклассическом стиле, а также неоготического собора в Москве. В 1806 году его обвинили в нецелевом использовании государственных денег; никаких уголовных обвинений предъявлено не было, но его уволили со всех государственных контрактов. [ 36 ] Казаков умер в 1812 году, вскоре после того, как услышал известие о том, что большая часть его произведений погибла во время Великого Московского пожара 1812 года .
См. также
[ редактировать ]- Tsaritsyno Park
- Павловский дворец
- Пелла Палас
- Александр Палас
- Замок Святого Михаила
- Эпоха русских дворцовых переворотов (тематически)
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Павла Михайловский замок стоил 6 миллионов рублей золотом, в 7 раз дороже, чем дворец Пелла - Лансере, с. 123
- ^ Швидковский, с. 281
- ^ Jump up to: а б Стритер, с. 71
- ^ Стритер, с. 82
- ^ Стритер, с. 99
- ^ Стритер, стр. 107, 109, 117.
- ^ Стритер, с. 127
- ^ Jump up to: а б с Швидковский, с. 282
- ^ Швидковский, с. 185, приводится пример того, как Клод Николя Леду называл Александра «новым Александром» и «Александром Севера», т.е. планы Екатерины были хорошо известны при французском дворе.
- ^ Кракрафт, Роуленд, стр. 51, 52.
- ^ Jump up to: а б с Кракрафт, Роуленд с. 51
- ^ Кросс, с. 292
- ^ Jump up to: а б Швидковский, с. 293
- ^ Jump up to: а б с д и Лансере, с. 146
- ^ Швидковский, с. 282, утверждается, что большая часть масонских украшений сохранилась до наших дней в неизмененном виде и что Казаков, преемник Баженова на посту главного архитектора Царицыно, также работал в готическом стиле. Многочисленные готические здания, мосты и капризы в Царицыне, спроектированные Баженовым, сохранились до наших дней; Гнев Екатерины был направлен только против главных дворцов.
- ↑ Кэмерон имел репутацию трудного человека; он оттолкнул многих людей в своей жизни (Кросс, стр. 296) и даже загнал своего отца в тюрьму (Колвин, стр. 212), но существует мало свидетельств серьезных столкновений между ним и Полом или Марией до 1785 года. Однако у Марии были бюджетные ограничения, и она регулярно вмешивалась, чтобы предотвратить перерасход средств. Кэмерон действительно проявлял отвращение к их инструкциям с 1782 года, но придворные посредники скрывали конфликт (Лансере, стр. 42).
- ^ Швидковский, с. 283
- ^ Лансере, с. 85
- ^ Швидковский, с. 294
- ^ Лансере, стр. 47–49.
- ^ Лансере, с. 52
- ↑ Не путать с Павильоном Роз в Павловске, построенным Андреем Воронихиным в 1807–1812 годах.
- ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 51
- ^ Хайден 2005, с. 94
- ^ Кракрафт, Роуленд с. 59
- ^ Jump up to: а б с д и Швидковский, с. 286
- ^ Швидковский, стр. 286-287.
- ^ Jump up to: а б с Швидковский, с. 288
- ^ Швидковский, с. 289
- ^ Кросс, с. 296
- ^ Лансере, с. 198
- ^ Брумфилд, с. 188
- ^ «Жизнеописание Ивана Старова» (на русском языке). sablino.ru. 2000 . Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Лансере, стр. 201-204. Обратите внимание, что выход Бренны на пенсию совпал с Наполеоновскими войнами, когда строительные проекты были редкостью.
- ^ Jump up to: а б Колвин, стр. 212–213.
- ^ «История Павловской больницы» . Российский государственный медицинский университет . Проверено 8 июня 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Брумфилд, Уильям Крафт (1997). Достопримечательности русской архитектуры: фотообзор . Рутледж. ISBN 90-5699-537-5 .
- Колвин, Ховард (2008). Биографический словарь британских архитекторов 1600-1840 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12508-5 .
- Кракрафт, Джеймс; Роуленд, Дэниел Брюс (2003). Архитектуры русской идентичности: с 1500 года до наших дней . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8828-1 .
- Кросс, Энтони Гленн (1997). У берегов Невы: главы из жизни и карьеры англичан в России восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-55293-1 .
- Лансере, Николай (2006). Винченцо Бренна (на русском языке). Санкт-Петербург: Кол. ISBN 5-901841-34-4 .
- Швидковский, Дмитрий (2007). Русская архитектура и Запад . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2 .
- Стритер, Майкл (2007). Екатерина Великая . Издательство Хаус. ISBN 978-1-905791-06-4 .