Jump to content

Битва дворцов

« Битва дворцов » произошла в Российской империи в последнее десятилетие царствования Екатерины II (1784–1796) и Павла I (1796–1801), ее волновые последствия распространились и на начало правления Александр I. Ожесточенное противостояние между Екатериной и Павлом, ее единственным законным сыном и наследником, проявилось в скоротечных политических и идеологических конфликтах, но также оказало длительное, ощутимое влияние на русскую архитектуру . Обе партии материализовали свои политические заявления и свое понимание суверенной власти в дорогостоящих [ 1 ] строительные проекты с участием самых выдающихся архитекторов того периода — Василия Баженова , Винченцо Бренны , Чарльза Кэмерона , Матвея Казакова , Джакомо Кваренги , Ивана Старова . Проекты дворцов Екатерины следовали неоклассическому канону эпохи Просвещения , тогда как Павел сознательно склонялся к зарождающемуся романтизму . Здания, стилистически выпавшие из этих программ, без колебаний сносились или перестраивались. «Битва» началась в 1785 году со сноса главного дворца в Царицыне , а завершилась в 1796 году сносом Пеллы , крупнейшего [ 2 ] Императорский дворец в районе Санкт-Петербурга .

Галерея Камерона (1784–1787) в Царском Селе — образец архитектурного вкуса Екатерины в последнее десятилетие ее правления.

До 1722 года порядок наследования в России основывался на первородстве . В 1722 году Петр I расстался с традицией и утвердил за монархом право (а по сути обязанность) назначать своего преемника по своему желанию. За этим изменением последовала серия дворцовых переворотов ; Большую часть оставшегося XVIII века престол занимали женщины: Екатерина I , Анна , Елизавета и Екатерина II. Екатерина II взошла на престол через убийство своего мужа Петра III , когда их единственному законному сыну Павлу было семь лет. Пол сохранил привязанность к своему покойному отцу на протяжении всей своей жизни; однако с возрастом это чувство мутировало в ненависть к матери.

В начале правления Екатерины Павел был жизненно важен для ее выживания, будучи живым символом династической преемственности; [ 3 ] однако к 1772 году, когда Павел достиг совершеннолетия , он начал проявлять желание участвовать в управлении государством. [ 4 ] тем самым потенциально бросая вызов абсолютной власти своей матери. Таким образом, Екатерина разработала план по отстранению Пола от любого участия в политике: Пол должен был жениться, уйти на пенсию и вести спокойную семейную жизнь. [ 3 ] и родить сына, который мог бы стать лучшим кандидатом на престол. [ 5 ] Этот сын, будущий император Александр I , родился в 1777 году, и Екатерина горячо готовила его к блестящему будущему, хотя так и не возвела свой выбор до уровня письменного завещания монарха. Пол, в свою очередь, становился все более и более подозрительным ко всему, что делала его мать. [ 6 ] и даже чуть не бойкотировал свадебную церемонию Александра в 1793 году. [ 7 ] Политическая борьба между Екатериной и Павлом, первоначально «имевшая тайное значение, скрытое от непосвященных, но известное двору», [ 8 ] вскоре стало достоянием общественности, будучи хорошо известно не только в Санкт-Петербурге, но и во многих иностранных дворах. [ 9 ]

Екатерина начала менять архитектуру России после своего восхождения на престол. [ 10 ] Она использовала две концепции: архитектуру как аллегорию своих политических идей и архитектуру как политику реализации этих идей. [ 11 ] Ее вкусы развивались поэтапно, от французского рококо до готического возрождения , пока, наконец, не остановились на палладианстве в 1780-х годах. [ 11 ] Екатерининский неоклассицизм был основан на французских моделях, склоняющихся к древнеримским формам. [ 11 ] Екатерины, который длился всю ее жизнь Этот выбор также отражал греческий проект . [ 12 ] стремление захватить Черноморские проливы у османов и восстановить Византийскую империю с ее внуком Константином в качестве императора.

Павел, ненавидевший екатеринианское Просвещение , считал классическую архитектуру сухим, эмоционально неадекватным воспроизведением антиквариата. [ 13 ] Дмитрий Швидковский указал на встречу Поля с французским художником и антикваром Шарлем-Луи Клериссо в замке Шантийи в 1782 году как на событие, которое могло сформировать архитектурные вкусы Поля. Клериссо, знавший, что им восхищается императрица, отчитал русского наследника за то, что он не обращал на него внимания раньше, и пообещал сообщить Екатерине о «неуважении» Павла; ничто другое не могло бы так ранить чувства Пола. [ 13 ] Горький спор закрепил вкусы Павла в пользу зарождающегося романтизма и , в то же время, французского барокко . [ 14 ] и посеял семя «Битвы Дворцов».

Первый удар

[ редактировать ]
Main palace of Tsaritsyno Park - Matvey Kazakov 's core reconstructed during 2005–2007.

В 1775 году Екатерина одобрила проект Василия Баженова Царицынского дворца, но, увидев почти законченное сооружение 14 июня [ OS 3 июня] 1785 года, нашла его крайне неугодным, презирала Баженова и приказала немедленно снести его. от 19 июня [ OS В своем письме Павлу 8 июня] 1785 года она лишь упомянула, что « кремлевский сенат и Царицыно еще не готовы». Механизм разрушения уже действовал, хотя и медленными темпами. Екатерина подписала официальный указ о сносе баженовских дворцов и санкционировала проекты Матвея Казакова 17 февраля [ OS 6 февраля] 1786 года.

Ни принадлежность Баженова к масонам , ни его неоготическая архитектура не были в этом виноваты. [ 15 ] Баженов, однако, допустил ошибку, придерживаясь плана 1775 года, предусматривавшего строительство двух одинаковых дворцов Екатерины и Павла, сосредоточенных вокруг общественного здания. В 1775 году равенство матери и сына соответствовало политике Екатерины, но к 1785 году их отношения необратимо обострились. Екатерина уволила Баженова и предложила Казакову перестроить дворец только с одним главным зданием – своим собственным. [ 8 ] Конструктивно он был завершен в 1790-х годах, но заброшен после смерти Екатерины. Он простоял в руинах более двух столетий и был перестроен в современный конференц-центр в 2005–2007 годах.

Павловск

[ редактировать ]
Крепость Бип Павла ( Безумие ) в Павловске

Павловск , поместье Павла (а позже Марии Федоровны ) с 1777 года, было спроектировано и построено шотландским палладианским неоклассиком Чарльзом Кэмероном . Пол не любил Кэмерона просто потому, что тот был протеже своей матери. [ 8 ] [ 16 ] Камероновский Павловск был далек от представления Павла о том, какой должна быть императорская резиденция: в нем не было рвов, фортов и всей другой военной атрибутики, столь дорогой Павлу; «Кэмерон создал для великого князя подчеркнуто приватный мир. Дворец мог принадлежать кому угодно… только не ожидающему российскому царю». [ 17 ] В 1786 году, когда подрывные бригады в Царицыно сносили башни Баженова, Павел уволил Камерона и заменил его Винченцо Бренной .

Павел лично нанял Бренну, которого затем нанял Станислав Костка Потоцкий , в 1782 году, и использовал его в 1783–1785 годах для визуализации своих архитектурных фантазий; [ 18 ] у наследника и архитектора возникла особая духовная связь, разделяющая одну и ту же философию искусства : «Павел был первым императором эпохи романтизма , Бренна был предшественником романтического неоклассицизма». [ 19 ] Бренна оставила ядро ​​дворца Кэмерона нетронутым, расширив его боковыми крыльями; хотя он реконструировал интерьеры, они до сих пор несут следы стиля Кэмерона. Однако личный номер Марии и военная техника, выставленная в общественных залах, приписывают только Бренне. [ 20 ] Что еще более важно, Бренна «милитаризовала» обстановку, построив готическое безумие , крепость Бип , на руинах настоящих шведских фортов времен Великой Северной войны . Пол был настолько очарован Бипом, что внес эту глупость в армейский реестр настоящих крепостей. [ 21 ]

После смерти Екатерины Павел и Бренна расширили Павловскую усадьбу настоящими военными казармами, офицерскими казармами и госпиталем. Пол поручил Бренне найти материалы в самых последних, незавершенных зданиях Кэтрин; Павильон Розового поля Кэмерона [ 22 ] ( Russian : беседка на Розовом Поле ), New Gallery [ 23 ] и Храм Памяти в Софийском парке [ 24 ] [ 25 ] бесследно исчезла, а Китайская деревня в Царском Селе лишилась изысканной внешней отделки. [ 23 ]

дворца «Пелла» На рисунке Джакомо Кваренги показаны только три из двадцати пяти зданий крупнейшего императорского дворца в России.

В 1784 году Екатерина приказала построить загородную резиденцию для своего внука Александра . Название « Пелла Палас » навеяло воспоминания об Александре Македонском и Пелле , столице древней Македонии . Посыл был ясен: Александр, которому тогда было семь лет, стал новым правителем, хотя юридически Павел оставался первым в очереди на престол. [ 26 ] Пелла, спроектированная Иваном Старовым , была крупнейшим российским императорским дворцом того периода и более сложной по композиции, чем что-либо в России. [ 26 ] Центральный дворец был окружен двадцатью четырьмя меньшими зданиями в палладианском стиле, соединенными галереями с двойными колоннадами. [ 26 ] Екатерина называла Пеллу «восходящим фениксом », намекая на приход к власти Александра после ее собственной смерти. [ 27 ]

После Пеллы Екатерина заказала Александру еще два дворца. Первая, миниатюрная Александровская дача под Павловском, была спроектирована либо Николаем Львовым , либо Чарльзом Кэмероном. Он был завершен в 1789 году; что необычно для екатеринианской архитектуры, оно сочетало в себе неоклассический первый этаж и восточный шатер- бельведер с позолоченным куполом. [ 26 ] Дача, которую когда-то называли «храмом розового куста без шипов», позже была заброшена и продана частным владельцам. [ 23 ] Второй, Александровский дворец в Царском Селе , был построен в 1792–1796 годах Джакомо Кваренги как свадебный подарок Александру и Елизавете (Луизе Баденской) . Дворец пережил царствование Павла и перешел к брату Александра, будущему царю Николаю .

Сразу после смерти Екатерины Павел приказал снести Пеллу и повторно использовать материалы для строительства Михайловского замка в Петербурге. Снос, санкционированный Павлом 7 декабря 1796 года, фактически начался в мае 1797 года, начиная с соединительных галерей. К январю 1801 года шесть из девяти зданий были полностью снесены; три других были снесены во время правления Александра. [ 28 ] Не только здания были снесены, но и практически все их изображения исчезли. [ 26 ]

Замок Святого Михаила

[ редактировать ]
Военный парад императора Павла перед Михайловским замком Александр Бенуа . Обратите внимание на леса вокруг недостроенного замка.

Мечты Павла, воображенные Бренной в 1780-х годах, материализовались в Михайловском замке – главной резиденции императора в Санкт-Петербурге, призванной заменить Зимний дворец, связанный с екатерининским царствованием. Место, выбранное для замка, имело для Павла большое значение: здесь располагался деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы , это было место рождения Павла, а также место, где его ужасная мать была провозглашена императрицей теми же людьми, которые убили его отца. [ 28 ] Павел рассказал, что ему было видение архангела Михаила , который поручил ему построить церковь на месте своего рождения, [ 28 ] и действительно, в западном фасаде замка, спроектированного Бренной, была выдающаяся церковь. Разрешенный сразу после смерти Екатерины, замок был завершен Бренной за четыре года и незадолго до смерти Павла занят королевской семьей. Он имел сильный стиль барокко , явно противоречащий палладианству Екатерины. [ 29 ]

Павел I был убит в замке Святого Михаила 23 марта [ OS 11 марта] 1801 года. Бренна, Карло Росси и многие другие итальянские художники, нанятые покойным императором, покинули Россию. Александр и его двор переехали в Зимний дворец , его Канцелярия двора ( русский язык : гофинтендантское ведомство ) превратила ненужный замок в офисы и жилые помещения. Вскоре в бывшем дворце проживало почти 900 жителей. [ 14 ] включая будущего фельдмаршала фон Дибича [ 14 ] и, по иронии судьбы, вышедший на пенсию Чарльз Кэмерон и его жена. [ 14 ] [ 30 ] В 1819 г. здание было преобразовано в военное училище; дворцовый парк, крепости и рвы со временем исчезли.

Последствия

[ редактировать ]

В течение десятилетия, которое отделяло смерть Павла в 1801 году и вторжение французов в Россию в 1812 году, двор Санкт-Петербурга и его архитекторы усовершенствовали и модифицировали екатеринианский неоклассицизм в русскую версию стиля ампир . Александр I активно не занимался архитектурой до послевоенной реконструкции, хотя явно отдавал предпочтение искусству Кваренги, Тома де Томона и Андрея Воронихина ; [ 31 ] Строительство Казанского собора Воронихина началось всего через несколько недель после смерти Павла. За пределами Санкт-Петербурга различные романтические стили, основанные на неоготической архитектуре, сосуществовали с преобладающим официальным искусством. Стареющие архитекторы, участвовавшие в «битве дворцов», ушли на пенсию, уступив место новому поколению:

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Павла Михайловский замок стоил 6 миллионов рублей золотом, в 7 раз дороже, чем дворец Пелла - Лансере, с. 123
  2. ^ Швидковский, с. 281
  3. ^ Jump up to: а б Стритер, с. 71
  4. ^ Стритер, с. 82
  5. ^ Стритер, с. 99
  6. ^ Стритер, стр. 107, 109, 117.
  7. ^ Стритер, с. 127
  8. ^ Jump up to: а б с Швидковский, с. 282
  9. ^ Швидковский, с. 185, приводится пример того, как Клод Николя Леду называл Александра «новым Александром» и «Александром Севера», т.е. планы Екатерины были хорошо известны при французском дворе.
  10. ^ Кракрафт, Роуленд, стр. 51, 52.
  11. ^ Jump up to: а б с Кракрафт, Роуленд с. 51
  12. ^ Кросс, с. 292
  13. ^ Jump up to: а б Швидковский, с. 293
  14. ^ Jump up to: а б с д и Лансере, с. 146
  15. ^ Швидковский, с. 282, утверждается, что большая часть масонских украшений сохранилась до наших дней в неизмененном виде и что Казаков, преемник Баженова на посту главного архитектора Царицыно, также работал в готическом стиле. Многочисленные готические здания, мосты и капризы в Царицыне, спроектированные Баженовым, сохранились до наших дней; Гнев Екатерины был направлен только против главных дворцов.
  16. Кэмерон имел репутацию трудного человека; он оттолкнул многих людей в своей жизни (Кросс, стр. 296) и даже загнал своего отца в тюрьму (Колвин, стр. 212), но существует мало свидетельств серьезных столкновений между ним и Полом или Марией до 1785 года. Однако у Марии были бюджетные ограничения, и она регулярно вмешивалась, чтобы предотвратить перерасход средств. Кэмерон действительно проявлял отвращение к их инструкциям с 1782 года, но придворные посредники скрывали конфликт (Лансере, стр. 42).
  17. ^ Швидковский, с. 283
  18. ^ Лансере, с. 85
  19. ^ Швидковский, с. 294
  20. ^ Лансере, стр. 47–49.
  21. ^ Лансере, с. 52
  22. Не путать с Павильоном Роз в Павловске, построенным Андреем Воронихиным в 1807–1812 годах.
  23. ^ Jump up to: а б с Лансере, с. 51
  24. ^ Хайден 2005, с. 94
  25. ^ Кракрафт, Роуленд с. 59
  26. ^ Jump up to: а б с д и Швидковский, с. 286
  27. ^ Швидковский, стр. 286-287.
  28. ^ Jump up to: а б с Швидковский, с. 288
  29. ^ Швидковский, с. 289
  30. ^ Кросс, с. 296
  31. ^ Лансере, с. 198
  32. ^ Брумфилд, с. 188
  33. ^ «Жизнеописание Ивана Старова» (на русском языке). sablino.ru. 2000 . Проверено 10 июня 2009 г.
  34. ^ Лансере, стр. 201-204. Обратите внимание, что выход Бренны на пенсию совпал с Наполеоновскими войнами, когда строительные проекты были редкостью.
  35. ^ Jump up to: а б Колвин, стр. 212–213.
  36. ^ «История Павловской больницы» . Российский государственный медицинский университет . Проверено 8 июня 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8a62e5b4073d243879b1d222ee76302__1711924020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/02/a8a62e5b4073d243879b1d222ee76302.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Palaces - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)