Турецкие проливы

Турецкие проливы ( турецкий : Türk Boğazları ) — два водных пути международного значения на северо-западе Турции . Проливы создают ряд международных проходов, которые соединяют Эгейское и Средиземное моря с Черным морем . В их состав входят Дарданеллы и Босфор . Проливы находятся на противоположных концах Мраморного моря . Проливы и Мраморное море являются частью суверенной морской территории Турции и рассматриваются как внутренние воды Турции.
Расположенные в западной части суши Евразии , Проливы условно считаются границей между континентами Европы и Азии , а также разделительной линией между Европейской Турцией и Азиатской Турцией . Благодаря своему стратегическому значению в международной торговле, политике и войне, Проливы сыграли значительную роль в европейской и мировой истории. С 1936 года они управляются в соответствии с Конвенцией Монтрё .
География
[ редактировать ]В качестве морских водных путей Турецкие проливы соединяют различные моря Восточного Средиземноморья , Балкан , Ближнего Востока и Западной Евразии . В частности, проливы обеспечивают морское сообщение от Черного моря до Эгейского и Средиземного морей , Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал , что делает их важнейшими международными водными путями, в частности, для прохода прибывающих товаров. из России .

Турецкие проливы состоят из следующих водных путей;
- Босфор пролив»), длиной (также пишется как Босфор ; турецкий : Boğaziçi или İstanbul Boğazı , « Стамбульский около 30 километров (19 миль) и шириной всего 700 метров (2300 футов), соединяет Мраморное море с Черным морем на севере. . Он проходит через город Стамбул , что делает его городом, расположенным на двух континентах. Его пересекают три подвесных моста ( Босфорский мост , мост Фатиха Султана Мехмета и мост Явуза Султана Селима ), а также два подводных туннеля ( железнодорожный туннель Мармарай и автодорожный туннель Евразия ). На различных этапах обсуждаются планы дальнейших переходов.
- Дарданеллы ») длиной 68 км ( турецкий : Чанаккале Богазы , « Пролив Чанаккале (42 мили) и шириной 1,2 км (0,75 мили) соединяет Мраморное море со Средиземным на юго-западе, недалеко от города Чанаккале . В классической античности пролив Дарданеллы назывался Геллеспонт. Пролив и полуостров Галлиполи ( Гелиболу ) на его западной береговой линии были местом битвы при Галлиполи во время Первой мировой войны . Мост Чанаккале 1915 года , открытый для движения транспорта 18 марта 2022 года, соединяет северо-западную провинцию Чанаккале, район Гелиболу на европейской стороне и район Лапсеки на анатолийской стороне, и является первым мостом, пересекающим пролив. [1]
Развитие экономической деятельности угрожает морским экосистемам, включая эндемичных дельфинов и морских свиней . [2]
Вопрос о проливах
[ редактировать ]
Проливы имели важное морское стратегическое значение, по крайней мере, с микенского периода , а узкие переправы между Азией и Европой служили путями миграции и вторжения ( для персов, галатов например, и турок) еще дольше. На закате Османской империи в «вопросе о проливах» участвовали дипломаты Европы и османы.
По условиям Лондонской конвенции о проливах, 13 июля 1841 года между великими державами Европы заключенной — Россией , Великобританией , Францией , Австрией и Пруссией — «древнее правление» Османской империи было восстановлено путём закрытия турецких проливов. всем военным кораблям , за исключением кораблей союзников Османского султана во время войны. [4] Этот договор стал одним из серии, касавшейся доступа к Босфору, Мраморному морю и Дарданеллам. Он возник на основе секретного договора Хюнкар Искелеси (Ункиар Скелеси) 1833 года, в котором Османская империя гарантировала исключительное использование проливов военным кораблям «черноморских держав» (т.е. Османской империи и Российской империи) в случае всеобщей войны.

Особое значение проливы приобрели в ходе Первой мировой войны (1914–1918) как потенциальное связующее звено между Антанты держав Восточным и Западным фронтами . Англо-французским военно-морским силам не удалось взять под свой контроль Дарданеллы (февраль – март 1915 г.), но в секретной дипломатии Соглашения о проливах в марте – апреле 1915 г. члены Тройственного согласия договорились – в случае победы в Первой мировой войне – уступить территорию Османской империи, контролирующую и контролирующую Проливы, Российской империи. Затем англо-французские войска начали кампанию в Галлиполи , в конечном итоге неудачную операцию по взятию под контроль проливов после высадки десанта на полуострове Галлиполи (апрель 1915 г. — январь 1916 г.). Революции в 1917 году в Петрограде в конечном итоге остановили планы России по захвату Проливов. [5] [6]
Современный договор, контролирующий доступ, — это Конвенция Монтрё 1936 года о режиме проливов , которая остается в силе с 2024 года. [update] Эта Конвенция обязывает Турецкую Республику разрешать свободный проход всем гражданским судам в мирное время и требует от Турции разрешать военным кораблям некоторых стран пересекать проливы в мирное время, но только при соблюдении строгих условий – ограничений по количеству, размеру, продолжительности пребывания, если выход в Черное море (если не является черноморской державой), предварительное уведомление Турции и другие условия.
См. также
[ редактировать ]- Датские проливы
- Евразия
- Список морских инцидентов в Турецких проливах
- Мраморноморский регион
- Чанакский кризис
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Батлер, Дарен (18 марта 2022 г.). «Эрдоган открывает огромный подвесной мост, соединяющий Европу и Азию» . Рейтер . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Хан, С. (17 июня 2013 г.). «Экономический бум в Турции наносит ущерб морской жизни» . Йельский университет окружающей среды 360 . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ «Церемония закладки моста через Дарданеллы состоится 18 марта» . Хюрриет Дейли Ньюс . 17 марта 2017 года . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Розакис, Христос Л .; Стагос, Петрос Н. (1987). Турецкие проливы . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 24–25. ISBN 90-247-3464-9 .
- ^ Виндчи, Юджин Г. (2014). «Первая мировая война (1917–1918 гг.)». Двенадцать американских войн: девяти из них можно избежать (2-е изд.) (опубликовано в 2015 г.). п. 283. ИСБН 9781491730546 . Проверено 14 августа 2020 г.
Саз[о]нов строил планы захвата турецких проливов.
- ^ МакМикин, Шон (2013). Июль 1914 года: обратный отсчет до войны . Лондон: ISBN Icon Books Ltd. 9781848316096 . Проверено 14 августа 2020 г.
Сазонов, Сухомлинов и Григорьевич составили детальный план подготовки России к захвату Константинополя и Османских проливов в случае войны. План предусматривал [...] ускорение графика мобилизации, согласно которому первый день, когда войска могут быть высажены на берег Босфора, был ускорен со дня мобилизации (М) + 10 до М + 5 [...]. [...] Узнав известие из Сараево, Сазонов [...] хотел знать, смогут ли в соответствии с мерами, приказанными в феврале [1914 г.], первые русские войска теперь высадиться в Босфоре в течение «четырех лет». или пять дней мобилизации. [...] Сазонов готовился к европейской войне, в которой ключевой стратегической целью России был захват Константинополя и Проливов.
Источники
[ редактировать ]- Геролиматос, Андре (2014). «Турецкие проливы: история, политика и стратегические дилеммы». Океанский ежегодник . 28 : 58–79. дои : 10.1163/22116001-02801003 .
40 ° 43'21 ″ с.ш. 28 ° 13'29 ″ в.д. / 40,7225 ° с.ш. 28,2247 ° в.д.