Георгий Гапон
Георгий Гапон | |
---|---|
Гео́ргий Аполло́нович Гапо́н | |
Рожденный | Georgy Apollonovich Gapon 17 февраля 1870 г. Белики, Полтавская губерния , Российская империя. |
Умер | 10 апреля 1906 г. | (36 лет)
Причина смерти | Убийство |
Занятия |
|
Супруг | Существование [ 1 ] (умер около 1898 г. ) |
Родитель | Apollon Fedorovych |
Религия | Христианство ( восточное православие ) |
Церковь | Русская Православная Церковь |
Подпись | |
Georgy Apollonovich Gapon [ а ] (17 февраля [ OS 5 февраля] 1870 г. - 10 апреля [ OS 28 марта] 1906 г.) был русским православным священником украинского происхождения и популярным лидером рабочего класса до русской революции 1905 года . После того, как выяснилось, что он был информатором полиции, Гапон был убит членами Партии социалистов-революционеров . Отца Гапона в основном помнят как лидера мирных толп протестующих в Кровавое воскресенье , когда сотни из них были расстреляны российской императорской армией .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Георгий Аполлонович Гапон родился 17 февраля [ OS 5 февраля] 1870 года в селе Билыки Полтавской губернии , Украина, тогда входившая в состав Российской империи . Он был старшим сыном отца и матери -казака , выходца из местного крестьянства. [ 2 ] Отец Гапона, Аполлон Федорович Гапон, имел некоторое формальное образование и служил выборным сельским старостой и дьяком в Билыках. [ 3 ] Его мать была неграмотной, религиозно набожной и активно воспитывала сына в нормах и традициях Русской Православной Церкви . [ 3 ]
Гапон был отличником в начальной школе, и ему предложили место в Нижнем духовном училище в Полтаве , семинарии, которая предлагала Гапону наилучшую перспективу для дальнейшего образования. [ 4 ] На последнем году обучения в этой школе Гапон впервые познакомился с радикальным философским учением Льва Толстого через одного из его преподавателей, преданного последователя русского писателя. [ 4 ] Этот преподаватель, И. М. Трегубов, считал Гапона одним из лучших учеников училища, серьезным и умным в манерах поведения, прилежным и любопытным в учебе. [ 4 ]
После окончания Нижнего духовного училища Гапон был принят в Полтавскую семинарию , где в изучении идей Толстого продолжал руководствоваться другими местными последователями. [ 5 ] На Гапона повлиял толстовский акцент на работе с беднотой и его философская критика формалистических и иерархических практик официальной церкви. [ 5 ] Это привело его к конфликту с некоторыми руководителями семинарии, которые угрожали лишить его стипендии на обучение. [ 5 ] Гапон ответил на эту угрозу тем, что отказался от дальнейшей помощи и попытался оплатить собственное образование, работая частным репетитором. [ 6 ]
Гапон заболел тифом, который на время вывел его из строя, лишив возможности зарабатывать на жизнь репетиторством и эффективно продолжать учебу. [ 7 ] Он решил отказаться от планов сделать карьеру священника и вместо этого поступить в Томский университет , чтобы стать врачом, чтобы больше служить больным беднякам. [ 7 ] Однако его планы были сорваны, когда семинария выставила ему не идеальную оценку за поведение, тем самым фактически преградив ему путь к дальнейшему университетскому образованию. [ 7 ]
В 23 года Гапон устроился на работу в Полтаву земским статистиком, дополняя свой доход деньгами, заработанными частным репетитором. [ 8 ] Именно в этом качестве он встретил дочь местного купца в доме, в котором давал частные уроки. [ 8 ] Однако семья возражала против предложенного брака из-за ограниченных возможностей трудоустройства Гапона, и чтобы преодолеть это препятствие, он снова попытался стать священником. [ 9 ] Он обратился к епископу Полтавскому Илариону с извинениями за прошлое поведение и обещанием оправдать ожидания церкви в будущем. [ 10 ] Епископ был тронут апелляцией и ходатайствовал перед семьей, добившись разрешения пары на брак. [ 10 ]
Гапон был назначен на быстрый путь к сану священника: в течение года он занимал должность церковного псаломщика, а затем был формально произведен в дьяконы всего на один день, прежде чем стать священником Полтавской кладбищенской церкви. [ 10 ] Службы Гапона были новаторскими и неформальными, а его церковь быстро росла в размерах, негативно влияя на другие, более формалистичные местные церкви, священники которых подали на него жалобы. [ 10 ] Тем не менее Гапон продолжал пользоваться поддержкой епископа на своем посту и был во многом удовлетворен своим жизненным положением. [ 10 ]
Переехать в Санкт-Петербург
[ редактировать ]У Гапона и его жены было двое детей подряд, но его жена заболела после рождения в 1898 году второго ребенка, мальчика. [ 10 ] Вскоре она умерла, и Гапон решил покинуть Полтаву, чтобы начать новую жизнь в столице Санкт-Петербурге . [ 11 ] Епископ Иларион настоятельно рекомендовал прокурору Священного Синода Константину Победоносцеву допустить Гапона к вступительным экзаменам в Санкт-Петербургскую духовную академию, несмотря на отсутствие у него стандартного аттестата семинарии. [ 12 ] Гапон занял 16-е место из 67 претендентов и впоследствии получил стипендию, предназначенную для лучших учеников школы. [ 13 ] Он был одним из 235 учеников, регулярно посещавших занятия в школе в 1898 году. [ 14 ]
В течение первого года обучения в Петербургской Академии Гапон начал заниматься миссионерской деятельностью для церкви через Общество религиозного и нравственного просвещения в духе Православной Церкви. [ 14 ] В рамках этой деятельности Гапон помогал вести религиозные беседы в промышленных цехах, столовых и ночлежных домах, вступив в тесный контакт с городским пролетариатом . впервые [ 14 ] Тяжело раненый Гапон счел напряжение миссионерской работы и требования академической жизни слишком тяжелыми, впал в состояние острой депрессии и стал прогуливать занятия. [ 14 ] Он ушел из школы в отпуск по болезни [ 15 ] и провел почти год в Крыму, пытаясь восстановить психологическое здоровье. [ 14 ]
Статус Гапона как студента Санкт-Петербургской Духовной Академии, одного из элитных богословских учебных заведений Православной Церкви, поставил его в благосклонность епископа Николая Таврического , который разрешил Гапону жить в монастыре под Севастополем без необходимости принимать монашеские обеты . [ 16 ] В Крыму он встретился с несколькими видными представителями толстовского движения, все из которых резко критиковали Православную церковь и призывали Гапона оставить священство. [ 16 ] Гапон отверг этот совет, решив вместо этого вернуться к курсовой работе в Петербурге в ноябре 1899 года, обновленный и воодушевленный. [ 17 ]
Гапон стал религиозным учителем в детском приюте Святой Ольги в 1900 году и начал работать с фабричными рабочими и семьями, обедневшими из-за безработицы.
Кровавое воскресенье
[ редактировать ]Гапона при финансовой поддержке полковника Акаси Мотодзиро. Императорской японской армии [ 18 ] организовал Собрание русских фабричных и фабрикальных рабочих Петербурга , которому также покровительствовало Департамент полиции и Петербургская охрана . Целями Ассамблеи были защита прав трудящихся и повышение их морального и религиозного статуса. Именно он в 1905 году возглавил промышленных рабочих в столицу России. В ряды могли вступать только лица русской православной веры. Он получил поддержку от спонсируемых полицией профсоюзов, созданных начальником охранки Сергеем Зубатовым перед их расформированием в 1903 году. Организация исповедовала лояльность Российской империи, начиная свои собрания с молитвы Господней и заканчивая их имперским гимном « Боже, храни Царь! » В то же время у Собрания были радикальные требования. Перед русской революцией 1905 года Гапон проповедовал, что царь был великодушным лидером, назначенным божественным правом , который хотел провести фундаментальные реформы, но ему постоянно мешали бояре . . [ 19 ] Вскоре у организации было двенадцать отделений и 8000 членов, и Гапон попытался расширить деятельность на Киев и Москву . Гапон был не просто послушным орудием полиции; сотрудничая с ними, он пытался реализовать свой план позитивного изменения рабочего класса в России.
С конца 1904 года Гапон начал сотрудничать с радикалами, выступавшими за отмену царского самодержавия .
22 января [ OS 9 января] 1905 года, на следующий день после того, как в Петербурге вспыхнула всеобщая забастовка, Гапон организовал рабочее шествие, чтобы подать царю эмоционально окрашенную письменную петицию. Демонстрация закончилась трагически ( «Кровавое воскресенье» ). [ 20 ] Жизнь Гапона спас Пинхас Рутенберг , который увел его из-под обстрела и сменил его священническое одеяние на простонародное. Затем он стал гостем Максима Горького . [ 21 ]
После Кровавого воскресенья Гапон предал царя анафеме и призвал рабочих выступить против режима, но вскоре бежал за границу, где имел тесные связи с партией социалистов-революционеров . Гапона и Рутенберга приветствовали в Европе как видные русские эмигранты Георгий Плеханов , Владимир Ленин , Петр Кропоткин , так и французских социалистов лидеры Жан Жорес и Жорж Клемансо . Он нашел убежище в Женеве [ 22 ] и в Лондоне в Данстан Хаус, 33, Степни , с анархистами Питером Кропоткиным и Рудольфом Рокером . После Октябрьского манифеста , до конца 1905 года, Гапон вернулся в Россию и возобновил связь с охранкой.
Смерть
[ редактировать ]Гапон вскоре раскрыл Рутенбергу свои контакты с полицией и попытался завербовать и его, мотивируя это тем, что двойная лояльность полезна рабочему делу; однако Рутенберг сообщил об этой провокации лидеру своей партии Евно Азефу , [ 23 ] который сам был шпионом тайной полиции, и Борис Савинков . 26 марта 1906 года Гапон прибыл на встречу с Рутенбергом в арендованную дачу под Петербургом и через месяц был найден там повешенным. Рутенберг утверждал позднее, что Гапон был осужден товарищеским судом. На самом деле их разговор из соседней комнаты услышали трое бойцов партии эсеров. После того как Гапон повторил свое предложение о сотрудничестве, Рутенберг позвал товарищей в комнату и вышел. Когда он вернулся, Гапон был мертв. [ нужна ссылка ] Гапон умер 10 апреля [ OS 28 марта] 1906 года.
Работает
[ редактировать ]- Прошение петербургских рабочих царю, 22 января 1905 г.
- История моей жизни (автобиография Гапона, написанная сразу после трагедии «Кровавого воскресенья»)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Лейн 1995 , с. 336.
- ^ Саблинский 1976 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Саблинский 1976 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Саблинский 1976 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Саблинский 1976 , с. 37.
- ^ Саблинский 1976 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б с Саблинский 1976 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Саблинский 1976 , с. 39.
- ^ Саблинский 1976 , стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Саблинский 1976 , с. 40.
- ^ Саблинский 1976 , стр. 40–41.
- ^ Саблинский 1976 , с. 41.
- ^ Саблинский 1976 , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Саблинский 1976 , с. 42.
- ^ Саблинский 1976 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Саблинский 1976 , с. 43.
- ^ Саблинский 1976 , с. 44.
- ^ Буш 1969 , с. 121.
- ^ Файджес, Орландо (1996). Народная трагедия: Русская революция, 1891-1924 гг . Лондон: Джонатан Кейп. стр. 168–169. ISBN 0-224-04162-2 . OCLC 35657827 .
- ^ Бланден, Энди (ред.). «Гапон, Георгий Аполлонович (1870–1906)» . Энциклопедия марксизма . Интернет-архив марксистов. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ Yedlin 1999 , p. 49.
- ^ «Георгий Гапон» . Спартак Образовательный. Архивировано из оригинала 13 февраля 2007 года . Проверено 21 февраля 2007 г.
- ^ Эванс, Чарльз Т. «Отец Гапон» . novaonline.nvcc.edu . Архивировано из оригинала 26 октября 2017 года . Проверено 2 июня 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Ноэль Ф. (1969). Меч Императора: Япония против России в Цусимской битве . Нью-Йорк: Фанк и Вагналл. OCLC 12442 .
- Лейн, А. Томас, изд. (1995). «Гапон Георгий Аполлонович». Биографический словарь европейских лейбористских лидеров . Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 336 и далее. ISBN 978-0-313-29899-8 .
- Саблинский, Уолтер (1976). Дорога в кровавое воскресенье: отец Гапон и петербургская резня 1905 года . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-10204-7 .
- Йедлин, Това (1999). Максим Горький: Политическая биография . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN 0-275-96605-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бич, Чендлер Б. ; Макмерри, Фрэнк Мортон , ред. (1914). . Справочник нового студента . Чикаго: FE Compton and Company. п. 736.
- Гапон, Георгий (1906). История моей жизни Нью-Йорк: EP Dutton & Co. Получено 12 января.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Георгия Гапона или о нем в Интернет-архиве
- Георгий Гапон, История моей жизни (1906)
- . . 1914.
- 1870 рождений
- 1906 смертей
- Православные священники XIX века
- Православные священники XX века
- Анархо-пацифисты
- Христианские анархисты
- Двойные агенты
- Внесудебные казни
- Okhrana informants
- Люди из Полтавской области.
- Люди из Полтавской губернии.
- Люди русской революции 1905 года.
- Русские анархисты
- русские антикапиталисты
- Русские православные священники
- Русские пацифисты
- Русские люди украинского происхождения
- Tolstoyans
- Нераскрытые убийства в Российской Империи
- Убийства 1906 года в Российской империи
- Духовенство из Санкт-Петербурга