Иоганн Эрнст Гоцковский

Иоганн Эрнст Гоцковский (21 ноября 1710 — 9 августа 1775) был прусским купцом, успешно торговавшим безделушками, шелком , тафтой , фарфором , зерном и векселями . Более того, он выступал в качестве дипломата и крупного арт-дилера. Его картины легли в основу и начало коллекции Эрмитажа . Гоцковский умер в нищете, оставив после себя автобиографию: Geschichte eines patorischen Kaufmanns (1768), которая была переведена на французский язык и трижды переиздавалась в XVIII веке.
Биография
[ редактировать ]Гоцковский родился в Конице (Хойнице) в Королевской Пруссии , Речи Посполитой и происходил из обедневшей семьи польского дворянства. [ нужна ссылка ] . Оба его родителя умерли, когда ему было пять лет, в результате чумы, разразившейся после Великой Северной войны . Гоцковский вырос у родственников в Дрездене, которые пренебрегали его образованием. В 14 лет он уехал в Берлин, чтобы жить со своим братом и учиться у Адриана Шпрегеля до 1730 года. Когда бизнес Шпрегеля сгорел, он присоединился к своему брату в галантерейной лавке . [1] [2] Он основал у него свой магазин драгоценностей и безделушек, и он быстро приобрел клиентов в самых высоких кругах; София Доротея из Ганновера была его лучшей клиенткой. После встречи с Фридрихом Великим Гоцковский стал королевский ордер . В 1741 году он стал масоном. В 1745 году он женился на дочери богатого кружевника Блюме. Гоцковский убедил своего тестя открыть бархатную фабрику, которой он управлял и унаследовал через год. Затем Фридрих II поручил Гоцковскому развивать торговлю шелком, чтобы конкурировать с Францией; с 1752/3 г. Гоцковский управлял шелковой фабрикой, на которой работало 1500 человек. Фредерик также последовал его рекомендациям в области дорожных сборов и ограничений на импорт.


Во время Семилетней войны Гоцковский снабжал прусскую армию и вступал в консультации с руководителями русских и австрийских армий, особенно после поражения Пруссии при Кунерсдорфе в августе 1759 года. 9 октября 1760 года городской совет Берлина решил формально сдать город русским, а не чем австрийцы, поскольку Австрия была злейшим врагом Пруссии. Русские немедленно потребовали 4 миллиона талеров в обмен на защиту частной собственности . 11 октября Гоцковский взял на себя переговоры от имени городского совета и смог убедить Генриха фон Тоттлбена снизить сбор до 1,5 миллиона талеров. [3] [4] всего лишь 500 000 талеров, собранных среди купцов города и подлежащих немедленной оплате довоенными монетами? [5] Тоттлбен переехал в свой дом, но уехал 13-го числа. Позже в том же месяце Гоцковский отправился в Кенигсберг в Пруссии в качестве гаранта выкупных денег. Его арестовали и отпустили после обещания залога в размере 62 000 (или 150 000 талеров)? [6] Гоцковскому удалось привлечь к выплате этой суммы гамбургский банк, принадлежавший Филиппу Генриху II фон Стенглину (1718–1793), но русские получили только 57,437 талера испорченными саксонскими монетами. Гоцковский снова отправился в Данциг, чтобы подкупить русских генералов 24 золотыми табакерками . [7] В феврале 1761 года фон Тоттлбен был обвинен в государственной измене. (Источники запутаны.)
Гоцковский упоминает, что Ефрем и Ициг в начале октября прислали ему кучу (испорченных) монет, которые он хранил в своем подвале. [8] По его словам, производство еще более обесцененных монет началось в конце октября, чтобы расплатиться с россиянами и австрийцами. [9] В то же время Гоцковский поддержал Саксонию, чтобы она выплатила военную помощь Пруссии. [10] Летом 1761 года он заказал 400 000 талеров в обесцененных монетах не у мастеров прусского монетного двора, а у Генриха Карла фон Шиммельмана . [11] С августа Шиммельман производил обесцененные монеты в Ретвише и отправил в Лейпциг 100 000 талеров. [12] Поскольку (иностранные) обесцененные монеты, такие как Плёнер и Цербстер , монеты Бернбургера не принимались (Фредерик, Эфраим и Ициг), Гоцковский предложил распределить половину суммы под Союзниками . [13] Мужчины были арестованы в Билефельде , а деньги конфискованы и переплавлены. [14] [15] Гоцковский не был впечатлен, в январе 1762 года он во второй раз помог Лейпцигу. [16] В сентябре 1762 года он отправился в Гамбург, чтобы занять денег для бедствующего города Берлина. [17]

В январе Гоцковский повторно женился на 25-летней балерине. В апреле 1763 года Гоцковский и Леендерт Питер де Неввиль нанесли визит Фридриху. 19 апреля они купили огромное количество зерна (овса) у русского посланника Владимира Сергеевича Долгорукова (1717 – 1803). [18] Он хранился в Кольберге и стал непригодным после ухода русской армии из Польши . Из-за дефицита в Пруссии сделка могла быть выгодна Гоцковскому и Де Нефвилю, сотрудничавшим с двумя партнерами (фон Штейном и Лево). Из-за юридических проблем зерно не было экспортировано. [19] Когда выяснилось, что половина зерна оказалась некачественной, Гоцковский предпочел изменить контракт и предложил выплатить 2/3 от 1,2 миллиона гульденов. Русские отказались и потребовали, чтобы им немедленно заплатили в голландских гульденах, а не в испорченных прусских монетах . [20] Выход Лево и фон Штайна из сделки по зерну, должно быть, стал шоком для Нефвилля и Гоцковски. Реструктуризация сделки Гоцковски оказала огромное давление на обоих мужчин. К концу июля 1763 года Гоцковский с трудом выплатил недостающие 700 000 и боялся обанкротиться . [21] [22] У Гоцковского также было внушительное количество картин, которые он не продал Фридриху во время войны, и вместе с Дж. Р. Штрекфуссом он управлял шелковой фабрикой и ювелирным бизнесом в Лейпциге, фарфоровой фабрикой (ныне КПМ ), которая работала неудовлетворительно. в то же время.
Гоцковский явно рассчитывал на то, что Де Неввилль оплатит свою долю в покупке русского журнала. Де Неввиль, в свою очередь, полагался на таких людей, как Арон Джозеф. Когда 25 июля Джозеф обанкротился, цепочка распалась. Это вызвало общую утрату доверия к векселям из Гамбурга, Берлина и т. д. со стороны амстердамских купцов. Потеря финансирования из Амстердама привела к банкротству многих торговцев в Германии. [ нужна ссылка ]
2 августа печально известная амстердамская компания De Neufville не смогла помочь и занять деньги в банках Амстердама. На следующий день де Неввиль попросил отсрочку платежа. 4 августа Гоцковский попросил отсрочку . [23] Отсрочки привели к международному финансовому кризису в Гамбурге (90-97), Франкфурте (30), Берлине (33), Данциге, Бреслау, Стокгольме, Лондоне и Амстердаме (38). [24] [25] 8 августа Гоцковский, который не вел никаких балансов с начала войны, был справедливо отмечен и получил отсрочку на шесть недель и не более. [26] [27] [28] 10 августа Фридрих обязал Фейтеля-Гейне Эфраима и Даниэля Ицига при абсолютном условии поддержать Гоцковского 400 000 талеров. [29] Эфраим и Ициг отказались и считали, что банкротство Гоцковского неизбежно. [30] В понедельник, 22 августа, Фредерик учредил «Комиссию по немедленному обмену» — специальный суд по запутанному вексельному банкротству, происхождение которого он просто не мог объяснить. [31] 24 августа Фридрих предложил Гоцковскому купить его фабрику по производству шелка и фарфора за 460 000 талеров. [32] 30 августа Гоцковский протестовал против банкротства Де Нефвиля; Решение этого вопроса может занять много лет. 30 января 1764 года Гоцковский подал заявление о своем банкротстве . В апреле 1764 года Гоцковский предложил своим кредиторам 50% компенсацию.
Гоцковский умер в 1775 году в Берлине.
Коллекционер произведений искусства
[ редактировать ]
Около 1750 года Гоцковский начал коллекционировать старых мастеров . [33] Он поддерживал контакты с Карлом Генрихом фон Хайнекеном в Дрездене в качестве посредника с 1755 года. [34] Гоцковский купил картины Антонио Марии Дзанетти в Палаццо Лабиа и Андреа Челести в Венеции, Рембрандта в Амстердаме для коллекции Фридриха II, устроившего Картинную галерею . Фридрих отдал предпочтение Антуану Песне , который Гоцковский купил во Франции. В 1761 году он купил картину пруссака Якоба Филиппа Хаккерта . [35] 10 декабря 1763 года, когда Гоцковский не смог расплатиться за российское зерно, Гоцковский решил предоставить российской короне 317 картин, в том числе 90 точно неизвестных, для удовлетворения обязательств Екатерины Великой . Фламандские и голландские мастера, такие как Рембрандт (13 картин), Рубенс (11 картин), Якоб Йорданс (7 картин), Антонис ван Дейк (5 картин), Паоло Веронезе (5 картин), Франс Хальс (3 картины), Рафаэль (2 картины ). картины), Гольбейн (2 картины), Тициан (1 картина), Ян Стен , Хендрик Гольциус , Дирк ван Бабюрен , Хендрик ван Бален и Геррит ван Хонтхорст составили основу и начало коллекции в Эрмитаже . [36] Одним из Рембрандтов, находящихся во владении Гоцковского, был Артаксеркс и Аман на празднике Эстер . Эта последняя картина произошла из коллекции амстердамского торговца тканями Яна Дж. Хинлопена . Вполне возможно, что Де Неввиль продал часть своих картин Гоцковскому вручную. [37]
Координационным центром берлинского общества в годы войны была резиденция Гоцковского, чьи сады и картины восхищались как старой знатью, так и новой буржуазией. [38] В 1764 году Джеймс Босуэлл к нему в гости приехал и назвал его: галантный немец, глупый, миловидный, сердечный . [39] В 1767 году Гоцковский обанкротился во второй раз. [40]
МЧС
[ редактировать ]В 1761 году Фридрих приказал Гоцковскому взять на себя управление фарфоровой фабрикой Вильгельма Каспара Вегели, которая находилась в тяжелом положении из-за Семилетней войны. [41] Гоцковский привлек компетентный персонал из Мейсена , оккупированного в 1760 году прусской армией. рельеф Его на мейсенском фарфоре . именем назван [42] Фридрих Великий взял на себя управление фабрикой 24 августа 1763 года, когда у Гоцковского были серьезные проблемы. Компания до сих пор известна как Королевская фарфоровая мануфактура (КПМ). «Производство» располагалось по адресу Лейпцигерштрассе, 3 и 4, недалеко от Потсдамской площади , где сейчас Бундесрат Германии расположен . На заводе было двенадцать печей и работало 400 человек. Фридрих, который был его лучшим клиентом, потребовал от еврейских торговцев и лотереи принять его фарфор в свой ассортимент. [43] Бывшая фабрика по производству шелка и фарфора с 1825 по 1851 год принадлежала Аврааму Мендельсону Бартольди , который построил на этом участке очень представительный особняк. С 1871 года здесь стоял Рейхстаг , во времена Германской империи .
В честь Гоцковского названы улица, мост и школа в Берлине.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гринфельд, Лия (30 июня 2009 г.). «Дух капитализма» . Издательство Гарвардского университета . Проверено 29 августа 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Н. Щепковский, с. 13
- ^ Франц Сабо, Семилетняя война в Европе, 1756-1763 , река Аппер-Седл: Пирсон, 2008, стр. 293. ISBN 978-0-582-29272-7 .
- ^ Н. Щепковский, с. 261-262
- ^ Л. Гринфельд, с. 107
- ^ "SYW - Берлинская экспедиция 1760 г" .
- ^ Н. Щепковский, с. 263-264
- ^ Гоцковский, с. 21
- ^ Гоцковский, с. 29-30
- ^ Гоцковский, с. 135, 140-142
- ^ Л. Беутин, с. 264, 281
- ^ Гоцковский, с. 111
- ^ Н. Щепковский, с. 267
- ^ Гоцковский, с. 113
- ^ Мейер, Фердинанд (29 августа 1876 г.). «Знаменитые люди Берлина и их резиденции: эпоха Фридриха Великого» . пока . Проверено 29 августа 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Н. Щепковский, с. 268
- ^ Гоцковский, с. 130-132; Х. Рэйчел и П. Валлич, с. 448
- ^ Э. Райс, с. 37-38, 54; Х. Рэйчел и П. Валлич, с. 448
- ^ Э. Рис, с. 47
- ^ Э. Рис, с. 38, 39, 45, 54, 56 и т. д.
- ^ Н. Щепковский, стр. 340-343
- ^ Гоцковский, с. 147-150
- ^ Э. Рис, с. 57
- ^ Хендерсон, WO (1962) Берлинский коммерческий кризис 1763 года. В: The Economic History Review , New Series, Vol. 15, № 1, стр. 89-102.
- ^ Х. Сивекинг (1933) Die Hamburger Bank 1619-1875, стр. 10. 71
- ^ Х. Рэйчел и П. Валлич, с. 451
- ^ Н. Щепковский, с. 306
- ^ С. Скалвейт, с. 62, 90-91
- ^ Х. Рэйчел и П. Валлич, с. 454-455
- ^ Э. Э. де Йонг-Кизинг, с. 211
- ^ https://www.tagesspiegel.de/berlin/koenigliche-porzellan-manufaktur-der-lohn-der-edlen-tat-das-herz-einer-saechsin/219920.html Королевская фарфоровая мануфактура: награда за благородный поступок : сердце саксонской женщины АНДРЕАС КОНРАД
- ^ Н. Щепковский, с. 297 [1] ; С. Скалвейт, с. 88; Х. Рэйчел и П. Валлич, с. 460
- ^ Н. Щепковский, с. 71
- ^ Н. Щепковский, с. 104
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Кристоф Франк (2002) Коллекции картин Гоцковского, Эймбке и Штейна: К истории берлинских коллекций во время Семилетней войны. В: Майкл Норт (ред.): Коллекционирование произведений искусства и вкус в 18 веке . Берлин, с. 117-194.
- ^ Щепковски, Нина Симона (31 октября 2012 г.). «Иоганн Эрнст Гоцковский. Художественный агент и коллекционер картин в Берлине Фредерика» . Вальтер де Грюйтер . Проверено 29 августа 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Хендерсон, WO (1962) Берлинский коммерческий кризис 1763 года. В: The Economic History Review , New Series, Vol. 15, № 1, с. 92.
- ^ Босуэлл, Дж. (1764) В большом туре. Германия и Швейцария. Фредерик А. Поттл, Нью-Йорк/Лондон (1953), с. 97-9, 119-20.
- ^ Общая немецкая биография (1879).
- ^ Гоцковский, с. 65
- ^ Фото auktionshaus-stahl.de
- ^ МакДонох, Г. (1999) Фридрих Великий. Жизнь в делах и письмах, с. 140, 180, 294, 299-300, 317, 331, 354.
Источники
[ редактировать ]- LKJ Beutin (1933) Влияние Семилетней войны на национальную экономику Пруссии. (Ежеквартальный журнал социальной и экономической истории. Спецвыпуск XXVI. Том № 3.).
- Дж. Э. Гоцковский (1768) История патриотического купца . Берлин.
- Йонг-Кисинг, Э.Э. де (1939) Экономический кризис 1763 года в Амстердаме.
- Х. Рэйчел и П. Валлих (1967) Берлинские купцы и капиталисты: Том II. Время меркантилизма 1648-1806 гг.
- Э. Рис (2016) Эрмитаж из Берлина. Коллекция живописи Иоганна Эрнста Гоцковского как основа картинной галереи российской императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге. [2]
- Н. С. Щепковский (2009) Иоганн Эрнст Гоцковский. Арт-агент и коллекционер картин в Frederick's Berlin. Издательство «Академия», Берлин. ISBN 978-3-05-004437-8 . [3]
- Х. Сивекинг (1933) Гамбургский банк 1619 – 1875, с. 70-71. В: Festschrift Гамбургского университета его почетному ректору мэру Вернеру фон Мелле.
- С. Скальвейт (1937) Берлинский экономический кризис 1763 года и его предпосылки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Исследования экономической политики Фридриха Великого, проведенные У.О. Хендерсоном, стр. 40
- Лейпцигер Штрассе 3 и 4
- Иоганн Эрнст Гоцковский
- Нина Симона Щепковски: Иоганн Эрнст Гоцковски. Арт-агент и коллекционер картин в Frederick's Berlin (рецензия Юргена Луха)
- Дух капитализма: национализм и экономический рост Лия Гринфельд