Королевский фарфоровый завод, Берлин
Тип компании | Частное ( ГмбХ ) |
---|---|
Промышленность | Керамические изделия |
Основан | 1763 |
Основатель | Фридрих Великий |
Штаб-квартира | , Германия |
Продукты | Европейский твердый фарфор. |
Владелец | Принц Франц Вильгельм Прусский |
Количество сотрудников | 150 (в 2013 г.) [ 1 ] |
Веб-сайт | kpm-berlin.com |
Королевская фарфоровая фабрика в Берлине ( нем . Königliche Porzellan-Manufaktur , сокращенно КПМ ), также известная как Королевская фарфоровая мануфактура Берлина и продукцию которой обычно называют берлинским фарфором , была основана в 1763 году королем Пруссии Фридрихом II (известным как Фридрих Великий). Однако его фактическое происхождение лежит в трех частных предприятиях, которые под патронажем короны пытались наладить производство «белого золота» (то есть фарфора ) в Берлине с середины 18 века.
Логотип компании представляет собой кобальтово-синий скипетр , который отштампован (нарисован до 1837 года) на каждом изделии. Все окрашенные изделия, произведенные КПМ, подписаны художником.
За свою историю компания KPM выпустила ряд форм для посуды и фарфоровых статуэток. Некоторые формы почти не изменили свою форму за более чем 200 лет производства. Фридрих Великий, который, как владелец, в шутку называл себя своим «лучшим клиентом», рококо при жизни находился под чарами стиля ; кульминацию этого художественного стиля можно увидеть в его замках.
По сей день наиболее успешными моделями 1930-х годов являются «Урбино», «Урания» и «Аркадия» (первоначально чайный сервиз, созданный в честь 175-летия КПМ), созданные Трюде Петри . Медальоны «Аркадия» были созданы Зигмундом Шютцем, а набор «Урания» (той же базовой формы, что и «Аркадия») поступил в производство только после войны, как и шкаф с сервизом стола Аркадия. Под руководством мастера мастерской всегда создавались фарфоровые фигурки разных стилей, соответствующие каждой эпохе, в том числе современные скульптуры животных, такие как миниатюрный мишка Бадди или мишка Кнут .
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]До основания КПМ уже были предприняты две попытки основать фарфоровую мануфактуру в Берлине. В 1751 году берлинский фабрикант шерсти Вильгельм Каспар Вегели получил королевскую привилегию открыть в Берлине фарфоровую мануфактуру. [ 2 ] Более того, Фридрих II Прусский предоставил ему освобождение от пошлин на ввоз основных материалов и заверил его в исключении всякой конкуренции.
Вегели нанял мастеров у своих конкурентов, а на должность главного моделиста назначил скульптора по фарфору Эрнста Генриха Райхарда. Однако технические трудности и Семилетняя война между Пруссией и Саксонией вскоре привели к краху предприятия. В 1757 году он распустил свою компанию и продал ее запасы, оборудование и материалы берлинскому бизнесмену Иоганну Эрнсту Гоцковскому .
В 1761 году начала работу вторая фарфоровая мануфактура в Берлине. [ 3 ] Гоцковский заключил соглашение с главным модельером Вегели Эрнстом Генрихом Райхардом, который владел секретной формулой, известной как арканум . Райхард получил 4000 талеров за арканум и еще 3000 за запас фарфора и других материалов. Более того, он обязался работать у Гоцковского хранителем тайны и менеджером. Гоцковский также согласился принять на себя восемь рабочих Райхарда.
Ценимый и поддерживаемый королем Пруссии, Гоцковский сумел привлечь важных художников и квалифицированных сотрудников. Вначале Гоцковский назначил Фридриха Элиаса Мейера, ученика Иоганна Иоахима Кендлера на Мейсенском фарфоровом заводе, ведущем фарфоровом заводе Германии. на должность главного модельера [ 4 ] и Карла Вильгельма Бёме на должность заведующего отделом росписи фарфора. Гоцковский купил еще одно здание рядом со своей собственностью на Лейпцигерштрассе, 4 и начал строить на этом месте мануфактуру.
Тем не менее, финансы Гоцковского начали ухудшаться. Поскольку королевская казна была в минусе из-за войны, Гоцковский считал, что у него мало или вообще нет шансов получить помощь от короля. Окончание войны также ознаменовало конец мануфактуры Гоцковского. Сегодня фарфоровые изделия первых дней, отмеченные буквой W для Wegely и буквой G для Gotzkowsky, являются редкими и коллекционными предметами.
Королевская покупка
[ редактировать ]19 сентября 1763 года Фридрих II официально стал новым владельцем мануфактуры. [ 5 ] Он приобрел мануфактуру за значительную сумму в 225 000 талеров и взял на себя штат из 146 рабочих. Он дал предприятию название и разрешил ему использовать королевский скипетр в качестве символа. С тех пор она называлась Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin («Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине») и стала образцом ведения бизнеса. Не было детского труда, был регулярный рабочий день, доходы выше среднего, гарантированные пенсии, фонд здравоохранения и помощь вдовам и сиротам.
Рококо
[ редактировать ]Важнейшим клиентом мануфактуры был Фридрих Великий, который иногда в шутку называл себя его «лучшим заказчиком». С 1765 года до своей смерти в 1786 году Фридрих II размещал у KPM заказы на фарфор на сумму 200 000 талеров. Только для своих дворцов он заказал 21 обеденный сервиз, каждый из которых состоял из 36 сервизов и до 500 отдельных частей, дополненных тщательно продуманными центральными элементами стола. Кроме того, большая часть его дипломатических подарков поступала с мануфактуры, и их можно было найти при дворе царей в России и на столах европейской аристократии.
В тот период фабрика была известна в основном обеденными сервизами с тонким корпусом из белого фарфора со «слабым желтоватым, слегка серым оттенком». Как и прежде, роспись надглазурной эмалью была очень высокого качества. [ 6 ]
Дизайн и цветовая гамма сервизов тщательно продумывалась с учетом внутреннего убранства помещений, в которых они будут использоваться. Фредерик заказал первый столовый сервиз KPM в 1765 году для Нового дворца в Потсдаме . Обеденный сервиз, известный как Reliefzierat (см. иллюстрацию), был спроектирован в стиле рококо мастером моделирования Фридрихом Элиасом Мейером, который позже спроектировал еще множество сервизов для короля. Орнамент рельефа, выполненный из позолоченных рокай и цветочных шпалер , находит свое отражение в лепном потолке Нового дворца. В последующие годы появились обеденные сервизы Neuzierat , Neuglatt , Neuosier и Antique Zierat (позже названные Rocaille ), которые производятся и сегодня.
В 1784 году, после четырехлетнего периода разработки, желание короля получить мягкий и нежный оттенок синего было исполнено. Этот цвет был известен как Bleu mourant («умирающий синий»), и он использовался для украшения Neuzierat , любимого обеденного сервиза Фредерика. Цвет преобладал в личных покоях короля во дворце Сан-Суси и в синей палате Нового дворца в Потсдаме, а также в других замках.
Классицизм
[ редактировать ]К концу века был представлен неоклассический дизайн, что стало еще одной непреходящей чертой фабрики; это началось в 1770-х годах, то есть до смерти Фридриха Великого в 1786 году, несмотря на его собственное предпочтение стилям рококо. [ 7 ] Веселые мягкие формы рококо уступили место более жестким линиям неоклассицизма.
Преемник Фридриха Великого, его племянник Фридрих Вильгельм II не особо интересовался фабрикой. [ 8 ] но оно продолжало процветать. Он получил от КПМ то, что ему было нужно, в виде фарфора, но перестал платить наличными. Причитающиеся суммы были вычтены из его доли прибыли. Начиная с 1787 года, среднегодовая чистая прибыль составила более 40 000 талеров.
В 1790 году КПМ разработал обеденный сервиз в новом стиле: КУРЛЯНД, который стал одним из крупнейших успехов мануфактуры до настоящего времени. Он носит имя своего комиссара Петера фон Бирона , герцога Курляндского, одного из самых богатых и изысканных людей своего времени. Ведущие немецкие художники того времени, такие как Карл Фридрих Шинкель , Иоганн Готфрид Шадов и его ученик Кристиан Даниэль Раух создавали вазы и скульптуры для KPM. Самым известным экспонатом среди них является Prinzessinengruppe (Две принцессы), созданный по проекту Иоганна Готфрида Шадова.
С начала XIX века фабрика открыла новый рынок среди расширяющейся буржуазии , продавая богато украшенные «кабинетные чашки» (с блюдцами) по отдельности или парами. Они предназначались для демонстрации в стеклянных шкафах, а не для реального использования. [ 9 ]
В первой половине XIX века КПМ была лидером по производству живописного фарфора и ведута среди крупных европейских мануфактур. Одним из самых выдающихся художников ведутов был Карл Даниэль Фрейданк. Под руководством Георга Фридриха Кристофа Фрика, управляющего мануфактурой с 1832 года, Фрейданк создал серию работ, изображающих красивые городские пейзажи Берлина и Потсдама. Преподнесенные в качестве королевских подарков, они сформировали образ нового Берлина в глазах других европейских государей.
Новая мануфактура
[ редактировать ]В 1867 году КПМ пришлось уступить место строительству прусского парламента недалеко от Потсдамской площади . Новое здание находилось на окраине Тиргартена. Это стоило 360 000 талеров. Благодаря своему расположению у реки Шпрее теперь можно было перевозить сырье и промышленные товары на баржах. Построенный между 1868 и 1872 годами, он был оснащен самым современным оборудованием того времени.
КПМ всегда была пионером в керамической промышленности с технологической точки зрения. Это особенно верно в отношении открытий и технического прогресса, произошедших в конце XIX века. С 1878 года мануфактура была связана с Химико-техническим научно-исследовательским институтом. Директор института Герман Зегер разработал инновации, которые существенно повысили профессионализм КПМ в разработке форм и работе с цветами. Среди своих изобретений Зегер разработал новые виды подглазурных красок для фарфора, что можно увидеть на настенной тарелке с видом на Берлинский собор. Были созданы глазури бычьей крови , цвета селадона , хрусталя и капельной глазури, вдохновленные китайской керамикой . Они открыли новые формы художественного выражения, которые сделали Зегера пионером стиля модерн .
Модерн
[ редактировать ]В 1886 году Александр Кипс был назначен художественным руководителем КПМ в Берлине. С помощью расписного керамогранита он помог компании добиться коммерческого успеха. Его преемник, Теодор Шмуз-Баудисс, художественный руководитель с 1908 года, пропагандировал использование глазурей Зегера и, таким образом, принес KPM известность и восхищение на международных художественных выставках.
Свадебный кортеж КПМ — одно из самых значительных произведений берлинского модерна. Скульптор Адольф Амберг создал дизайн средника, состоящего из нескольких фигурок из серебра, в честь свадьбы наследного принца Фридриха-Вильгельма Прусского и Цецилии Мекленбург-Шверинской. Однако замысел оказался для двора слишком смелым, так как невеста была изображена обнаженной. Теодор Шмуз-Баудисс осознал художественную значимость рисунка и в 1908 году превратил его в фарфор. Свадебное шествие было награждено золотой медалью на Всемирной выставке 1910 года в Брюсселе.
После падения монархии в 1918 году КПМ стала Государственной фарфоровой мануфактурой Берлина. Однако знак КПМ и скипетр были сохранены.
Баухаус и новая объективность
[ редактировать ]При новом директоре Гюнтере фон Пехманне идеи Deutscher Werkbund и Bauhaus оказали влияние на мастеров KPM Berlin с 1929 года. Целью было создание современного, практичного домашнего фарфора. Известные образцы того времени включают обеденный сервиз URBINO Трюде Петри и вазы Halle Маргариты Фридлендер, созданные в сотрудничестве с художественной школой Burg Giebichenstein.
В 1930-х годах приход к власти национал-социалистов имел серьезные последствия для многих художников КПМ: Маргарита Фридлендер была вынуждена эмигрировать из-за своего еврейского происхождения. Людвиг Гис и Герхард Маркс были уволены и им было отказано в выставках из-за их лояльности по отношению к еврейским коллегам. В 1941 году художественным руководителем КПМ стал учитель рисования, художник и писатель Герхард Гольвитцер, уволенный с преподавательской должности. В ночь с 22 на 23 ноября 1943 года помещения мануфактуры были разрушены в результате налета авиации союзников.
Новые пути
[ редактировать ]После Второй мировой войны КПМ переехала во временное помещение в Зельбе, Верхняя Франкония, где когда-то планировалось расширить компанию. Из Франконии компания KPM продолжала поставлять на рынок декоративный фарфор и посуду. Тем временем часть сотрудников реконструировала берлинские помещения. В 1957 году производство вернулось в исторические помещения в берлинском районе Тиргартен после их реконструкции.
В результате резолюции, принятой Сенатом Берлина в 1988 году, KPM стала компанией с ограниченной ответственностью и теперь называлась KPM Königliche Porzellan-Manufaktur Berlin GmbH . В 1990-х годах КПМ начала вновь подчеркивать свои культурные и ремесленные традиции. Он заново открыл исторические формы, цвета и узоры. Были переизданы важные обеденные сервизы эпохи Новой Объективности. После триумфального успеха коллекции ваз, выпущенной в 1994 году, компания KPM представила обеденный сервиз BERLIN, созданный в сотрудничестве с итальянским дизайнером-модернистом Энцо Мари .
С 1998 по 2003 год КВАРТАЛ КПМ проходил реконструкцию. При этом была обновлена технология производства. В 2006 году, после нескольких предыдущих попыток приватизации, берлинский банкир Йорг Вольтманн приобрел Королевскую фарфоровую мануфактуру в Берлине и стал единственным акционером. В том же году КПМ открыла новую торговую галерею в историческом помещении печи. Дополнительные магазины KPM расположены в Берлине, Потсдаме, Гамбурге и Кельне. В 2007 году компания открыла выставку KPM WELT в KPM QUARTIER, музее компании, посвященном 250-летней истории компании и мастерству изготовления фарфора.
разработала экстерьер и интерьер Bugatti Veyron В 2011 году компания KPM в сотрудничестве с производителем автомобилей Grand Sport «L'Or Blanc». В 2012 году Bugatti Veyron Grand Sport Wei Long был украшен мотивами дракона.
По случаю 250-летия КПМ в 2013 году на специальной выставке « Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине 1763–2013» был представлен репрезентативный обзор творческих периодов мануфактуры, на котором было представлено 300 произведений из 18 частных коллекций.
Бренд
[ редактировать ]Скипетр
[ редактировать ]Когда Фридрих Великий принял мануфактуру от берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского 19 сентября 1763 года, он также предоставил эмблему бренда: кобальтово-синий скипетр с избирательного герба Бранденбурга. Маркировка фарфора производится после первого обжига и перед глазурованием. Прежде чем скипетр будет нанесен на фарфор, изделие проходит строгий контроль качества.
Первоначально товарный знак наносился синим цветом на белый фарфор и коричневым на расписной фарфор. В 1837 году были добавлены буквы КПМ, чтобы защитить бренд от подделок. Спустя несколько лет королевский прусский орел стал частью товарного знака. В последующие десятилетия торговая марка претерпела небольшие изменения, пока производство не было передано компании Selb. В те годы (1944–1957) фарфор маркировался буквой «S» под скипетром. В 2000 году буквы KPM были вновь включены в логотип.
Имперский шар
[ редактировать ]С 1803 года расписной фарфор получает дополнительную маркировку по глазурному цвету, подтверждающую подлинность декора. Сегодня рядом со скипетром обычно штампуют императорскую державу. Это доказательство того, что декор выполнен художником по фарфору КПМ . Цвет шара различается в зависимости от типа декора.
Красный шар обозначает всю цветочную живопись, а также образные сцены и пейзажи. Зеленый шар используется для всех нецветочных декоративных элементов. Предметы с синим шаром обжигаются при очень высокой температуре и их можно мыть в посудомоечной машине. Черным шаром обозначаются изделия с печатным декором – например, изделия по индивидуальному заказу с логотипами компании.
Подпись художника
[ редактировать ]Как правило, декоры KPM Berlin расписываются вручную. Художники по фарфору могут свободно интерпретировать мотивы в соответствии с требованиями дизайна. Закончив работу, художник подписывает украшенный им фарфор.
Продукты
[ редактировать ]КПМ создала большое количество сервизов, ваз и статуэток. Мануфактура использует постоянно растущий запас форм, насчитывающий более 150 000. Некоторые формы находятся в производстве в более или менее неизмененном виде с момента основания компании 250 лет назад.
Посуда
[ редактировать ]Среди столовых сервизов, находящихся в производстве в настоящее время, есть три формы рококо (ROCAILLE, NEUZIERAT и NEUOSIER), которые первоначально были заказаны Фридрихом Великим для его различных дворцов, а также образцы классического периода, модерна и Баухауза, а также из настоящего:
- В 1767 году мастер моделирования КПМ Фридрих Элиас Мейер создал для Вроцлавского дворца сервиз в стиле прусского рококо. Именно во время правления Фридриха Вильгельма IV форма, выпускаемая до сих пор, получила свое нынешнее название ROCAILLE. Престижный сервиз, который, помимо прочего, был заказан для Потсдамского городского дворца, был украшен различными формами декора под личным влиянием Фридриха Великого. Сегодня ROCAILLE используется на государственных банкетах во дворце Бельвю, официальной резиденции президента Германии.
- НЕЙЗЬЕРАТ, любимый сервиз Фридриха Великого, был спроектирован для Нового дворца в Потсдаме. Он прославился своим цветочным декором бледно-голубого цвета: Bleu mourant – «умирающий синий». Король имел слабость к этому цвету, который преобладал в его личных покоях во дворце Сан-Суси. Мануфактуре потребовалось четыре года, чтобы разработать именно этот оттенок синего цвета для фарфора. Его до сих пор производят по секретной формуле.
- Дизайн NEUOSIER 1770 года основан на модели природы. Рельеф, вдохновленный французской ивой (плетением), имитирует структуру плетеной корзины. Ручки имеют форму ветвей. Искусно украшенный букетами цветов и золотой листвой NEUOSIER был изготовлен для наследного принца Фридриха Вильгельма II в 1780 году. После его восшествия на престол он использовался на королевском столе дворца Сан-Суси.
- Около 1790 года компания КПМ изготовила большой «сервиз со старинной каймой» в стиле классицизма для Петера фон Бирона, герцога Курляндского. Позже в его честь служба была переименована в КУРЛЯНД. Это до сих пор один из величайших успехов мануфактуры. Образцом оформления рельефа, украшающего края всех изделий, послужило английское серебро. КУРЛЯНДИЯ быстро нашла поклонников в прусской королевской семье. Король Фридрих Вильгельм II, племянник и преемник Фридриха Великого, подарил его своему дяде, принцу Генриху Прусскому, с особенно роскошным декором и яркими живыми полевыми цветами. К своему 250-летнему юбилею компания КПМ создала две новые интерпретации классической посуды: KURLAND Blanc Nouveau, сочетающую в себе глазурованные поверхности и рельефы из бисквитного фарфора , и KURLAND Royal Noir с драгоценным черным и золотым декором.
- В 1912 году Теодор Шмуз-Баудисс разработал CERES в честь 150-летия KPM. Дизайн отдает дань богатству позднего модерна. В то же время это одна из последних крупных работ КПМ этой эпохи. Рельеф этой формы состоит из множества фруктов и початков кукурузы.
- Наряду с ARKADIA и FELDBLUME, URBINO представляет эпоху Новой Объективности и Баухауза в KPM. Дизайнер Трюде Петри получила Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже за обеденный сервиз URBINO. Супница хороша многофункциональностью конструкции: перевернутую крышку можно использовать и как миску. Будучи современной классикой, УРБИНО является частью постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Это по-прежнему один из самых продаваемых продуктов КПМ.
- Чайный сервиз ARKADIA был создан в 1938 году по случаю 175-летия компании KPM. Трюде Петри, уже спроектировавшая столовый сервиз URBINO, создала неоклассические формы в стиле Новой Объективности. Зигмунд Шютц черпал вдохновение для создания сложных медальонов из греческой мифологии. Дизайн ARKADIA также послужил основой для разработки FELDBLUME (1940) с рельефом полевых цветов Герхарда Гольвитцера и простой модели URANIA (1990).
- В 1996 году компания KPM запустила сервис BERLIN, получивший награду iF Design Award, который был создан в сотрудничестве с итальянским дизайнером Энцо Мари. Благодаря выпуклым краям тарелки и миски многофункционального сервиза в сложенном состоянии напоминают распустившийся цветок.
Скульптурный фарфор
[ редактировать ]Под эгидой мастерской КПМ за последние 250 лет были созданы фарфоровые статуэтки самых разных стилей. Одним из самых ярких моментов является Prinzessinengruppe (Две принцессы), статуя, созданная по проекту Иоганна Готфрида Шадова. Он был создан в 1795 году для двойной королевской свадьбы и считается крупным произведением раннего классицизма. Скульптуры животных играли значительную роль на протяжении всей истории КПМ. Произведения берлинской мануфактуры искусно иллюстрируют природу. Умная игра света и тени, а также натуралистичный декор делают их реалистичными. Многочисленные фигурки животных по-прежнему включают в себя дизайны, начиная с первых дней существования мануфактуры и до наших дней.
Вазы
[ редактировать ]Художники и дизайнеры стилевых периодов от рококо до модернизма создавали для мануфактуры дизайны ваз. Примерно в 1820 году Карл Фридрих Шинкель разработал несколько ваз в стиле классицизма, таких как Trompetenform (форма трубы) или Fidibus.
Вазы Галле, созданные в 1931 году в сотрудничестве с художественной школой Бурга Гибихенштайна, соответствуют идеалу Баухауза. Вдохновленный базовыми геометрическими формами, такими как эллипс и конус, художник-керамист Фридлендер создал семь ваз гармоничных пропорций.
Галерея
[ редактировать ]-
Тарелка 1844 года с изображением Магдебургского собора .
-
Ваза, произведена ок. 1860 г. Находится в Бирмингемском художественном музее .
-
Жесткошерстный терьер играет.
-
Кот сидит.
-
Фигурка прусского шахтера.
-
Диана около 1769 года, охотничий домик Грюневальда , Германия.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus, ISBN 1850292515