Иоганн Иоахим Кендлер



Иоганн Иоахим Кендлер (15 июня 1706 – 18 мая 1775) был немецким скульптором, который стал самым важным модельером мейсенской фарфоровой мануфактуры и, возможно, всего европейского фарфора . Он проработал в Мейсене более 40 лет, с 1731 года до своей смерти в 1775 году.
Мейсенские изделия всех видов обычно изготавливались с использованием форм, дизайн которых в основном создавал Кендлер, контролируя производство форм и проверяя качество многих отлитых образцов. Часто он не участвовал в их живописи, что может варьироваться в зависимости от примера.
Помимо работы модельером, Кендлер также работал в Мейсене на других должностях. Сначала как начальник отдела скульптурной обработки, затем как арканист , он руководил государственной фарфоровой мануфактурой в беспокойный период Семилетней войны и поддерживал производство вопреки всему.
Жизнь
[ редактировать ]Кендлер родился в Фишбахе недалеко от Арнсдорфа , Германия , в семье пастора. Он получил классическое образование и прекрасно знал греко-римскую мифологию. Эти знания, большое мастерство рук и исключительный дар наблюдательности заложили основу дальнейшей карьеры Кендлера, которая привела его ко двору прусского короля Фридриха Великого . Прибыль от его фарфоровых изделий росла вместе с его социальным статусом. Однако в конце своей жизни, хотя он и владел несколькими объектами недвижимости и собственным виноградником, он оставил после себя большие долги. Он был похоронен в аббатстве Святой Афры в Мейсене .
Работа
[ редактировать ]Профессиональная жизнь Кендлера началась в качестве ученика у известного дрезденского придворного скульптора и резчика алтаря Иоганна Беньямина Томаэ (1682–1751). Уже в это время он проявил большое мастерство, в результате чего ему поручили важные задания. Его талант не остался незамеченным, и 22 июня 1731 года в возрасте 25 лет Август II назначил его придворным скульптором и назначил модельером на фарфоровую мануфактуру Мейсена. Там он стал помощником Иоганна Якоба Киршнера и сменил его на посту «мастера моделей» в 1733 году, когда Киршнер ушел в отставку. Его ранние фарфоровые группы животных сочетают в себе сильное впечатление от природы с влиянием дрезденской скульптуры. Позже Кендлер отвечал за скульптурную обработку и, наконец, стал «арканистом», допустившим секреты формулы фарфора. Вершиной его карьеры в официальном плане стало назначение придворным комиссаром в 1749 году.
Слава мейсенской фабрики была основана на фарфоре, созданном под техническим и эстетическим руководством Кендлера. В « Лебедином сервизе» для своего директора Генриха фон Брюля , также диктаторского первого министра, он разработал небольшие фигурные сцены, которые обогащают сервировку стола. В своей элегантной роскоши и легком очаровании его работы демонстрируют сильное влияние рококо .
Работы, которые он создавал в Мейсене, существенно изменили фарфоровую промышленность. Его ранние скульптуры, которые в основном черпали мотивы из мира природы, славились своей точностью и элегантностью, контрастировавшими с большинством работ своим пафосом. Особенно примечательны его скульптуры птиц, таких как сойки с белками и жуками-оленями , иволги , дятлы с майскими жуками . Среди других скульптур животных была одна из скульптур носорога Клары . Созданный для фон Брюля « Лебединый сервиз », считающийся сегодня шедевром фарфорового искусства, ознаменовал его поворот к мелким декоративным фигуркам. Позже, когда Кендлер стал все активнее участвовать в придворной жизни, он черпал вдохновение в очень популярной форме театра — комедии дель арте . Вместе со своими сотрудниками он создавал целые группы небольших аксессуаров и статуэток, которые взяли романтический пастушеский образ рококо и наполнили его жизнью персонажей комедии дель арте. Эти фигуры, особенно Арлекины , передают более яркое представление об этой форме театра, чем большинство иллюстраций.
Среди более тысячи различных предметов выделяется «Обезьяний оркестр» (или оркестр), созданный в 1753 году, который Кендлер хотел рассматривать как метафорический отказ от любого вида принуждения. Отдавая дань уважения идеалу свободного и разумного человека эпохи Просвещения , он проникся современным духом времени и создал вечный шедевр европейского фарфорового искусства. По сей день обезьяний оркестр не утратил своей популярности и его до сих пор часто воспроизводят. Группа распятий работы Кендлера стоит в Schlosskirche Lauchhammer-West . Кендлер также изготовил модель польского Августа III на лошади, которая должна была стать статуей города в натуральную величину. Однако оно так и не было реализовано.
В Берлинском музее есть полностью белая фигура Триумфа Амфитриты , единственная известная фигура, которую Кендлер когда-либо подписывал сам. Его сменили его помощники Иоганн Фридрих Эберляйн и Петер Райнеке .
После сорока лет работы на мануфактуре он умер в Мейсене 18 мая 1775 года.
Коллекции
[ редактировать ]Примеры тысяч изделий, смоделированных Кендлером, можно увидеть в большинстве крупных музеев, собирающих керамику. Лучшая коллекция Великобритании находится на шестом этаже Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Другие музеи, содержащие работы Кендлера, включают Художественный музей Бирмингема , Музей Гетти , Национальную художественную галерею и Рейксмузеум . В Германии его скульптуры можно найти в Баварском национальном музее и в коллекции дрезденского фарфора во дворце Цвингер .
Галерея
[ редактировать ]-
Сорока (одна из пары)
-
Святой Петр, 1733–1735 гг.
-
Канделябр из сервиза Сулковского, 1736 г., Художественный музей Далласа.
-
Портретный бюст принцессы Марии Зефирины , d. 1755 г.
-
Пара, пьющая шоколад, гр. 1744 г.
-
Супница Лебединого сервиза
-
Фигурка из Monkey Band , ок. 1765 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Биографические сведения из музея Гетти.
- «Кендлер, Иоганн Иоахим». Энциклопедия декоративного искусства Grove. Том 2. Издательство Оксфордского университета, 2006. стр. 535-536