Артаксеркс и Аман на празднике Эстер
Артаксеркс и Аман на празднике Эстер | |
---|---|
Художник | Рембрандт |
Год | 1660 |
Размеры | 73 см × 94 см (29 × 37 дюймов) |
Расположение | Пушкинский музей , Москва |
Картина «Агасверос и Аман на празднике Эстер» — одно из немногих произведений Рембрандта ван Рейна, полный провенанс которого известен. Происхождение картины можно проследить до 1662 года, через два года после ее завершения.
На картине всего три фигуры, а банкет изображен схематично. Эсфирь с опаской опускает руки, заканчивая свою речь, губы царя поджаты в гневе, а поза Амана выражает чувство обреченности. Расстояние между королем и его визирем кажется огромным, а король и королева образуют единую пару. [ 1 ]
Предмет
[ редактировать ]Сюжет — эпизод из 5-7 глав книги Есфири Ветхого Завета . Аман , советник царя Артаксеркса , предложил повесить Мордехая за то, что он не оказал ему уважения, вставая, когда он вошел в комнату, или приветствуя его, а также весь еврейский народ в отместку за их гордость. Евреи были спасены благодаря заступничеству двоюродной сестры Мордехая Есфири , которая также была женой Артаксеркса. Именно это спасение до сих пор отмечается во время еврейского праздника Пурим . [ 2 ] На этом фестивале Аман изображается злодеем, и это отражено в его изображении Рембрандтом.
По мнению Пушкинского музея, это одно из лучших творений Рембрандта позднего периода.
Драматический конфликт между тремя лицами выражен в их сдержанных, но красноречивых жестах. В сцене царит напряженная атмосфера ожидания. Фигура Есфири сияет, ее одеяние с длинным шлейфом блестит, словно драгоценными камнями. Аман погружен в тень. Рембрандт достигает большой глубины в передаче внутренней жизни, духовной энергии своих персонажей. [ 3 ]
Рембрандт
[ редактировать ]Рембрандт был вдохновлен пьесой «Гестер» Иоганна Сервоутерса (1623-1677) при написании картины Артаксеркса и Амана на празднике Эстер . Впервые пьеса была поставлена в 1659 году в Шоубурге Ван Кампена и посвящена Леоноре Хайдекопер, дочери Джоан Хайдекопер ван Маарссевен . [ 4 ] Сервоутерс написал свою пьесу как реакцию на погромы в Восточной Европе. Возможно, картину заказал ее муж, тем самым помогая Рембрандту, испытывающему финансовые затруднения.
После ее завершения в 1660 году Рембрандт продал картину «Агасфер и Аман на празднике Эстер» Яну Хинлопену . [ 5 ] В 1662 году вышел сборник стихов Яна Воса , в котором был ряд стихотворений по мотивам картин Яна Хинлопена. [ 6 ] Ян Вос описывает картину следующим образом:
- «Здесь видно, как Аман ест с Артаксерксом и Есфирью.
- «Но это напрасно, его грудь полна сожаления и боли.
- «Он ест пищу Эстер, но глубже в ее сердце.
- «Король обезумел от мести и ярости.
- «Гнев монарха...» [ 7 ]
Происхождение
[ редактировать ]Часть коллекции Яна Хинлопена перешла к двум его дочерям, эта картина была одной из них. Сара Хинлопен , самая долгоживущая из своей семьи, умерла в возрасте 89 лет, но без детей. [ 8 ] Большая часть ее имущества перешла Николаесу Гилвинку и трем его сестрам. К сожалению, в ее завещании не упоминается ни одна картина, скорее всего, чтобы избежать налога на наследство.
В 1760 году картина «Агасфер и Аман на празднике Эстер» была продана под номером 45 на аукционе, указанном как принадлежащее Николаесу Гельвинку , и организованном после смерти Герарда Хоэта , мелкого художника, но важного коллекционера в Гааге . [ 9 ]
В 1764 году картина попала к Екатерине Великой , скорее всего, через немецкого предпринимателя Иоганна Эрнста Гоцковского , испытавшего финансовые затруднения после Семилетней войны . Получив от Гоцковского одновременно 320 картин, российская царица основала Эрмитаж .
Вероятно, по совету Густава Фридриха Ваагена картина отправилась в 1862 году в Румянцевский музей в Москве. С 1924 года Артаксеркса и Амана на празднике Эстер можно увидеть в ГМИИ , также в Москве.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Тязехлов В.Н. (2008) Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина , зал 10, с. 310.
- ^ Уэбберли, Хелен (февраль 2008 г.). «История Пурима и голландские художники» . Рембрандт и история Пурима . Jewishmag.com.
- ↑ Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Архивировано 24 октября 2007 года, в Wayback Machine.
- ^ Шварц, Г. (2006) Вселенная Рембрандта, его искусство, его жизнь, его мир , ISBN 0-500-09331-8 , с. 112; Шварц, Г. (1987) Рембрандт, его жизнь, его картины. Новая биография со всеми имеющимися картинами, изображенными в цвете, с. 272-6.
- ^ Дудок ван Хель, SAC (1969) Рембрандт в коллекциях Хинлопена. В: Маандблад Амстелодамум, стр. 233-237. (На голландском языке.)
- ^ Фокс, Ян (1726). Все стихи Яна Воса . стр. 360–63, 388, 516, 536.
- ^ Из: Слайв, С. (1953) Рембрандт и его критики , 1630-1730, с. 52.
- ↑ Один из ее родственников упомянул в своем дневнике, что она оставила значительную сумму денег из-за скупости . В: Het dagboek van J. Bicker Raye, bewerkt Door FM Bijerinck & MG de Boer, (1935), стр. 172.
- ^ Каталог или список картин с указанием цен с ... 1752 г. по ... 1768 г. ... продаются публично. Являясь продолжением... каталогов Жерара Хоэта... / Издано Питером Тервестеном, 1770. стр. 220-234.