Jump to content

Praskovia Kovalyova-Zhemchugova

(Redirected from Praskovya Zhemchugova )
Николай Аргунов (1771 – ок. 1829): портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Шереметевой, 1803 год. На подвеске ее ожерелья изображен миниатюрный портрет ее мужа Николая Шереметева.
Praskovia Kovalyova-Zhemchugova in a scenic costume for Les mariages samnites by André Ernest Modeste Grétry

Praskovia Ivanovna Kovalyova-Zhemchugova ( Russian : Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова ; [а] 20 июля 1768 — 23 февраля 1803) — российская крепостная актриса и певица сопрано оперная .

Прасковья была одной из лучших оперных певиц России восемнадцатого века. [1] а Файджес описывает ее как первую российскую «суперзвезду». [2] Она родилась в семье крепостного кузнеца губернии по имени Иван Горбунов (он же Ковалев), вероятно, в имении Вощажниково Ярославской . Прасковья и ее семья принадлежали к Шереметевым, одной из самых богатых дворянских семей в России того времени, наряду с примерно одним миллионом других крепостных. [2] В юности она переехала с семьей в имение Кусково подмосковное . Вскоре после этого ее забрали из семьи, чтобы она служила горничной к княгине Марфе Долгорукой, родственнице ее хозяина, графа Петра Шереметева , жившей в господском доме.

Когда обнаружилось, что у нее прекрасный голос, Прасковья, как и другие крепостные, ставшие артистами, была обучена на певицу в оперной труппе, которую тогда собирали граф Петр и его сын Николай Шереметев . Дебютировала в 1779 году на сцене крепостного театра в Кусково в роли слуги Гюберта в комической опере «Дружба в превью» Андре Гретри . После успеха Прасковья получила главную роль Белинды в Антонио Саккини опере «Колония» . В этом спектакле 1780 года актриса впервые выступила под сценическим псевдонимом Жемчугова «Жемчужина » . Новые имена получили и другие звезды труппы: Арина «Сапфир», Фекла «Бирюза», Татьяна «Гранат», Николай «Мрамор», Андрей «Кремень» и др.

После роли Белинды Прасковья получила должность первой актрисы театра. К 17 годам она могла свободно читать и писать по-французски и по-итальянски, играла на арфе и клавикорде и получила признание современников за свои оперные и драматические способности.

За почти два десятилетия карьеры Прасковья исполнила более чем дюжину опер, в том числе Монсиньи » « Дезертир и «Алина, королева Голконды» , Паизиелло » «Детский ребенок Саморы , Жан-Жака Руссо » «Покровитель деревни , и Пиччинни » «Хорошая замужняя дочь .

Самой важной ее ролью была Элиана в опере Гретри « Самниты» (Les Mariages samnites) . Впервые приняв партию в 1785 году, Прасковья пела Элиану 12 лет — впервые в истории крепостного театра. В 1787 году Прасковья исполнила партию Элианы в Кусково для императрицы Екатерины II и ее свиты. Екатерина была настолько впечатлена ее выступлением, что попросила о встрече с Прасковьей, а позже подарила ей кольцо с бриллиантом. [3]

В середине 1780-х гг. [ нужна ссылка ] или в начале 1790-х годов Прасковья стала любовницей графа Николая Шереметева. [2] Николай был импресарио семейного крепостного театра и на протяжении многих лет помогал тренировать Прасковью, в конце концов серьезно влюбившись в юную звезду труппы. Обстоятельства первых лет их отношений, как и большей части жизни Прасковьи, неизвестны. После смерти отца Николая в 1788 году Николай и Прасковья устроили частное хозяйство в укромном уголке усадьбы Кусково. Их неортодоксальные отношения вскоре стали предметом сплетен в аристократическом обществе, и другие крепостные возмутились Прасковьей. [2]

В 1795 году Прасковья, Николай и театральная труппа переехали из Кусково в Останкино , блестящий новый дворец, построенный к северу от Москвы, с большим театром, предназначенным для масштабных опер и грандиозных балов. 1795 год ознаменовался премьерой оперы «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» ​​( Осип Козловский , либретто Павла Потемкина ); Прасковья выступила в роли пленной турчанки Зельмиры). Прасковья выступала здесь для Станислава Августа Понятовского , последнего короля Польши.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В разгар расцвета театра в конце 1790-х годов Прасковья заболела, возможно, туберкулезом , и была вынуждена уйти на пенсию. В конце 1796 года Николай был назначен при дворе Павла I , и Прасковья переехала с ним в Петербург.

Хотя они жили как муж и жена, и большинство людей знали об этом, Николай и Прасковья не могли прожить свои отношения открыто. Для такого аристократа, как Шереметев, было табу передвигаться в обществе с крепостным как с равным ему в обществе, а о браке, особенно для человека из знатного дворянского рода, теоретически не могло быть и речи. Наконец, в 1798 году Шереметев освободил Праскову, а затем и всю семью Ковалевых от крепостного права. Понимая, что здоровье не позволит ей вернуться на сцену, он закрыл театр.

В 1801 году Николай и Прасковья обвенчались в Москве в строжайшей тайне. В рамках договоренностей Николай создал фальшивую генеалогию Прасковьи, утверждая, что она была давно потерянным потомком польского дворянина по имени Ковалевский. Примерно во время свадьбы он отправил в Польшу фальшивомонетчика с кошельком, полным денег, чтобы тот купил дворянский патент у желающей дворянской семьи.

Через несколько месяцев после свадьбы Прасковья забеременела. 3 февраля 1803 года она родила сына Дмитрия . Однако бремя болезни, а также беременности и родов оказалось непосильным для ее организма, и 23 февраля она умерла в Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге. Незадолго до ее смерти Николай сообщил императору Александру I о своем браке и потребовал официального признания, которое Александр предоставил. Известие о свадьбе возмутило общество и возмутило семью Николая. Два племянника Николая, братья Разумовские, планировали унаследовать огромное состояние своего дяди, и, узнав, что они потеряют все его из-за сына крепостного, задумали убить младенца.

Прасковья была похоронена в Александро-Невской лавре в торжественной обстановке в присутствии духовенства и слуг из дома Шереметевых. Николай был слишком охвачен горем, чтобы присутствовать, и дворяне остались в стороне, чтобы выразить свое неодобрение браку Николая.

Николая охватило горе. В конце концов, единственным утешением, которое он нашел, было исполнение ее последнего желания — внести свой вклад в заботу о бедных и больных. [2] В память о Прасковье Николай построил в Москве на Сухаревской площади большую богадельню, которая присматривала за больными, бедными и сиротами вплоть до революции 1917 года. При Советской власти богадельня была закрыта и заменена Институтом Склифосовского , научным научно-исследовательский институт имени Н. Склифосовского .

Котировки

[ редактировать ]

Роман графа Шереметьева и его крепостной актрисы породил слухи, и высшее общество действительно было потрясено, увидев, что граф так безумно любит свою служанку и даже готовится построить для нее театр в своем имении Останкино к северу от Москва. И все же эта публичная критика его выбора действительно играла на нервах молодого графа, который слишком ясно понимал, что общество никогда ему не простит, если он когда-нибудь женится на простолюдинке. Тем временем актриса Прасковья делала успехи на сцене, и двухнедельные спектакли ее театра всегда проходили при аншлаге» (Любовь Царевская, Русская культура). [4]

Мемориальная доска на могиле Прасковьи гласит:

Этот простой мрамор, бесчувственный и непостоянный,

Скрывает бесценные останки жены и матери.
Душа ее была храмом добродетели,
В котором обитали мир, благочестие и вера,
Где обитает чистая любовь и дружба.
Даже в свой последний час она оставалась преданной,
Чувствуя всю скорбь тех, кого она оставила позади.
Что станет с ее несчастным супругом,
Обречен провести остаток своих дней без друга?
Сердце его живет только бесплодными вздохами, плачем, скорбью и тяжелыми стонами.
И все же ее смерть была путем к бессмертию,
Ее невинный дух теперь в объятиях Бога,
Одетый в сияющий покров нетленности,
И навсегда окружен ликами ангелов.
Наполните это жилище праведными благословениями,

О Боже, упокой ее чистую душу навеки.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Also Kovaleva or Kovalyova , Kovaleva-Zhemchugova , Zhemchugova-Sheremeteva , and Sheremeteva or Sheremetyeva
  1. ^ Дуглас Смит. Жемчужина: правдивая история о запретной любви в России Екатерины Великой. Нью-Хейвен, Коннектикут, Издательство Йельского университета, 2008, стр. 3.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Файджес, Орландо (2002). Танец Наташи. История культуры России . Нью-Йорк: Пикадор. ISBN  0312421958 .
  3. ^ Роберт К. Мэсси. Екатерина Великая: Женский портрет. Нью-Йорк, Рэндом Хаус, 2011, с. 312.
  4. ^ [1] Архивировано 7 января 2006 г. в Wayback Machine.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74a2eb5634d1149a38cd1814d7ada641__1721711460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/41/74a2eb5634d1149a38cd1814d7ada641.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Praskovia Kovalyova-Zhemchugova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)