Praskovia Kovalyova-Zhemchugova
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Praskovia Ivanovna Kovalyova-Zhemchugova ( Russian : Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова ; [ а ] 20 июля 1768 — 23 февраля 1803) — российская крепостная актриса и певица сопрано оперная .
Карьера
[ редактировать ]Прасковья была одной из лучших оперных певиц России восемнадцатого века. [ 1 ] а Файджес описывает ее как первую российскую «суперзвезду». [ 2 ] Она родилась в семье крепостного кузнеца губернии по имени Иван Горбунов (он же Ковалев), вероятно, в имении Вощажниково Ярославской . Прасковья и ее семья принадлежали к Шереметевым, одной из самых богатых дворянских семей в России того времени, наряду с примерно одним миллионом других крепостных. [ 2 ] В юности она переехала с семьей в имение Кусково подмосковное . Вскоре после этого ее забрали из семьи, чтобы она служила горничной к княгине Марфе Долгорукой, родственнице ее хозяина, графа Петра Шереметева , жившей в господском доме.
Когда обнаружилось, что у нее прекрасный голос, Прасковья, как и другие крепостные, ставшие артистами, была обучена на певицу в оперной труппе, которую тогда собирали граф Петр и его сын Николай Шереметев . Дебютировала в 1779 году на сцене крепостного театра в Кусково в роли слуги Гюберта в комической опере «Дружба в превью» Андре Гретри . После успеха Прасковья получила главную роль Белинды в Антонио Саккини опере «Колония» . В этом спектакле 1780 года актриса впервые выступила под сценическим псевдонимом Жемчугова «Жемчужина» ( жемчуг по-русски означает «жемчужина»). Новые имена получили и другие звезды труппы: Арина «Сапфир», Фекла «Бирюза», Татьяна «Гранат», Николай «Мрамор», Андрей «Кремень» и др.
После роли Белинды Прасковья получила должность первой актрисы театра. К 17 годам она могла свободно читать и писать по-французски и по-итальянски, играла на арфе и клавикорде и получила признание современников за свои оперные и драматические способности.
За почти два десятилетия карьеры Прасковья исполнила более чем дюжину опер, в том числе Монсиньи » « Дезертир и «Алина, королева Голконды» , Паизиелло » «Детский ребенок Саморы , Жан-Жака Руссо » «Покровитель деревни , и Пиччинни » «Хорошая замужняя дочь .
Самой важной ее ролью была Элиана в опере Гретри « Самниты» (Les Mariages samnites) . Впервые приняв партию в 1785 году, Прасковья пела Элиану 12 лет — впервые в истории крепостного театра. В 1787 году Прасковья исполнила партию Элианы в Кусково для императрицы Екатерины II и ее свиты. Екатерина была настолько впечатлена ее выступлением, что попросила о встрече с Прасковьей, а позже подарила ей кольцо с бриллиантом. [ 3 ]
В середине 1780-х гг. [ нужна ссылка ] или в начале 1790-х годов Прасковья стала любовницей графа Николая Шереметева. [ 2 ] Николай был импресарио семейного крепостного театра и на протяжении многих лет помогал тренировать Прасковью, в конце концов серьезно влюбившись в юную звезду труппы. Обстоятельства первых лет их отношений, как и большей части жизни Прасковьи, неизвестны. После смерти отца Николая в 1788 году Николай и Прасковья устроили частное хозяйство в укромном уголке усадьбы Кусково. Их неортодоксальные отношения вскоре стали предметом сплетен в аристократическом обществе, и другие крепостные возмутились Прасковьей. [ 2 ]
В 1795 году Прасковья, Николай и театральная труппа переехали из Кусково в Останкино , блестящий новый дворец, построенный к северу от Москвы, с большим театром, предназначенным для масштабных опер и грандиозных балов. 1795 год ознаменовался премьерой оперы «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» ( Осип Козловский , либретто Павла Потемкина ); Прасковья выступила в роли пленной турчанки Зельмиры). Прасковья выступала здесь для Станислава Августа Понятовского , последнего короля Польши.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В разгар расцвета театра в конце 1790-х годов Прасковья заболела, возможно, туберкулезом , и была вынуждена уйти на пенсию. В конце 1796 года Николай был назначен при дворе Павла I , и Прасковья переехала с ним в Петербург.
Хотя они жили как муж и жена, и большинство людей знали об этом, Николай и Прасковья не могли прожить свои отношения открыто. Для такого аристократа, как Шереметев, было табу передвигаться в обществе с крепостным как с равным ему в обществе, а о браке, особенно для человека из знатного дворянского рода, теоретически не могло быть и речи. Наконец, в 1798 году Шереметев освободил Праскову, а затем и всю семью Ковалевых от крепостного права. Понимая, что здоровье не позволит ей вернуться на сцену, он закрыл театр.
В 1801 году Николай и Прасковья обвенчались в Москве в строжайшей тайне. В рамках договоренностей Николай создал фальшивую генеалогию Прасковьи, утверждая, что она была давно потерянным потомком польского дворянина по имени Ковалевский. Примерно во время свадьбы он отправил в Польшу фальшивомонетчика с кошельком, полным денег, чтобы тот купил дворянский патент у желающей дворянской семьи.
Через несколько месяцев после свадьбы Прасковья забеременела. 3 февраля 1803 года она родила сына Дмитрия . Однако бремя болезни, а также беременности и родов оказалось непосильным для ее организма, и 23 февраля она умерла в Шереметевском дворце в Санкт-Петербурге. Незадолго до ее смерти Николай сообщил императору Александру I о своем браке и потребовал официального признания, которое Александр предоставил. Известие о свадьбе возмутило общество и возмутило семью Николая. Два племянника Николая, братья Разумовские, планировали унаследовать огромное состояние своего дяди, и, узнав, что они потеряют все его из-за сына крепостного, задумали убить младенца.
Прасковья была похоронена в Александро-Невской лавре в торжественной обстановке в присутствии духовенства и слуг из дома Шереметевых. Николай был слишком охвачен горем, чтобы присутствовать, и дворяне остались в стороне, чтобы выразить свое неодобрение браку Николая.
Николая охватило горе. В конце концов, единственным утешением, которое он нашел, было исполнение ее последнего желания — внести свой вклад в заботу о бедных и больных. [ 2 ] В память о Прасковье Николай построил в Москве на Сухаревской площади большую богадельню, которая присматривала за больными, бедными и сиротами вплоть до революции 1917 года. При Советской власти богадельня была закрыта и заменена Институтом Склифосовского , научным научно-исследовательский институт имени Н. Склифосовского .
Котировки
[ редактировать ]Роман графа Шереметьева и его крепостной актрисы породил слухи, и высшее общество действительно было потрясено, увидев, что граф так безумно любит свою служанку и даже готовится построить для нее театр в своем имении Останкино к северу от Москва. И все же эта публичная критика его выбора действительно играла на нервах молодого графа, который слишком ясно понимал, что общество никогда ему не простит, если он когда-нибудь женится на простолюдинке. Тем временем актриса Прасковья делала успехи на сцене, и двухнедельные спектакли ее театра всегда проходили при аншлаге» (Любовь Царевская, Русская культура). [ 4 ]
Мемориальная доска на могиле Прасковьи гласит:
Этот простой мрамор, бесчувственный и непостоянный,
Скрывает бесценные останки жены и матери.
Душа ее была храмом добродетели,
В котором обитали мир, благочестие и вера,
Где обитает чистая любовь и дружба.
Даже в свой последний час она оставалась преданной,
Чувствуя всю скорбь тех, кого она оставила позади.
Что станет с ее несчастным супругом,
Обречен провести остаток своих дней без друга?
Сердце его живет только бесплодными вздохами, плачем, скорбью и тяжелыми стонами.
И все же ее смерть была путем к бессмертию,
Ее невинный дух теперь в объятиях Бога,
Одетый в сияющий покров нетленности,
И навсегда окружен ликами ангелов.
Наполните это жилище праведными благословениями,
О Боже, упокой ее чистую душу навеки.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Also Kovaleva or Kovalyova , Kovaleva-Zhemchugova , Zhemchugova-Sheremeteva , and Sheremeteva or Sheremetyeva
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуглас Смит. Жемчужина: Правдивая история о запретной любви в России Екатерины Великой. Нью-Хейвен, Коннектикут, Издательство Йельского университета, 2008, стр. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и Файджес, Орландо (2002). Танец Наташи. История культуры России . Нью-Йорк: Пикадор. ISBN 0312421958 .
- ^ Роберт К. Мэсси. Екатерина Великая: Женский портрет. Нью-Йорк, Рэндом Хаус, 2011, с. 312.
- ^ [1] Архивировано 7 января 2006 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Krugosvet (in Russian)
- Где Россия (на английском языке)
- Дуглас Смит, «Жемчужина: правдивая история о запретной любви в России Екатерины Великой»
- Praskovia Kovalyova-Zhemchugova (article in Russian)
- Praskovia Kovalyova-Zhemchugova (biography in Russian)
- Praskovia Kovalyova-Zhemchugova (biography in Russian)
- 1768 рождений
- 1803 смерти
- Смерти при родах
- Люди из Ярославской области.
- Актрисы XVIII века из Российской Империи
- Русское оперное сопрано
- Русские крепостные
- Оперные певицы XVIII века из Российской империи.
- Захоронения на Лазаревском кладбище (Санкт-Петербург)
- Фермеры XVIII века
- Женщины-фермеры XVIII века
- Семья Шереметевых