Денис Картезианец

Денис Картезианин (1402–1471), также известный как Денис ван Леувен , Денис Рикель , Дионисий ван Рейкель , Дени ле Шартре (или другие комбинации этих терминов), был римско-католическим богословом и мистиком .
Жизнь
[ редактировать ]Денис родился в 1402 году в той части современной бельгийской провинции Лимбург, которая раньше входила в состав графства Эсбай . Его местом рождения был Райкель , небольшая деревня в нескольких милях от Синт-Трейдена, откуда древние писатели часто называли его «Рикель» или «а Рикель». Сначала он пошел в школу в Синт-Трейдене. В 1415 году он пошел в другую школу в Зволле (Оверэйссел), которая тогда пользовалась большой репутацией и привлекала множество учеников из разных частей Германии. Там он приступил к изучению философии и познакомился с принципами и практикой религиозной жизни, которым преподавал сам ректор Джон Селе. Вскоре после смерти настоятеля (1417 г.) Денис вернулся домой. В 18 лет он решил стать монахом. Он подал заявление в картезианский монастырь в Рурмонде, но там ему сказали, что его нельзя принять, пока ему не исполнится 20 лет. Приор Рурмонда посоветовал ему поступить в Кельнский университет для изучения философии и теологии в течение следующих двух лет. Получив степень магистра искусств, он в 1424 году поступил в картезианский монастырь в Рурмонде (нидерландский Лимбург).
Полагая, что самая совершенная жизнь — это смесь созерцания и действия, он разделил свой день на две части, посвятив первую часть молитве, а вторую — учебе и письму, и это оставалось его образцом почти 50 лет. Говорят, что он посвящал восемь часов в день чтению молитв и мессе, а на сон отводил лишь три часа каждую ночь.
Денис лишь дважды покидал Рурмонд на значительное время. В течение семи месяцев в 1451 году Денис сопровождал кардинала Николая Кузанского в попытке реформировать церковь в Германии и проповедовать крестовый поход против турок. В июле 1466 г. был назначен руководить строительством монастыря в Хертогенбосе. Трехлетняя борьба с трудностями нового основания подорвала его здоровье, и без того подорванное работой и лишениями, и он был вынужден вернуться в Рурмонд в 1469 году.
Потомки прозвали его Доктором Экстатиком. Основой учения Дени Картезианца является его теория созерцания. Он предлагает разделить жизнь и мудрость на три части. На стадии очищения христианин занят преодолением греха и ростом добродетели. Эта стадия связана с тем, что он называет естественной мудростью, приобретённой естественным путем. На стадии просветления ум христианина занят созерцанием божественных вещей. Этап просветления касается того, что Денис называет сверхъестественной мудростью, приобретаемой естественным путем, также известной как схоластическое богословие. На стадии Объединения он испытывает неистовую любовь от созерцания божественного. Этот тип опыта может прийти только благодаря сверхъестественной мудрости, дарованной сверхъестественным образом. Говорят, что Денис Картезианец достиг стадии Объединения, получив привилегию божественных экстатических переживаний, продолжающихся несколько часов. Еще будучи послушником, у него бывали экстазы, продолжавшиеся два или три часа, а в дальнейшем они длились иногда семь часов и более. Во время его экстаза ему было открыто много вещей, о которых он сообщал только тогда, когда это могло принести пользу другим, и то же самое можно сказать и о том, что он узнал от душ в чистилище, которые являлись ему очень часто. В физических аскезах ему помогало крепкое телосложение, ибо он был человеком атлетического телосложения и имел, по его словам, «железную голову и наглый желудок».

В течение последних двух лет своей жизни он сильно страдал от паралича, камня и других недугов. Он был монахом сорок восемь лет, когда умер в возрасте шестидесяти девяти лет.
Говорят, что после того, как его останки были извлечены из могилы сто тридцать семь лет спустя, день за днём (12 марта 1608 г.), его череп, как говорят, источал сладкий аромат, а пальцы, которые он больше всего использовал при письме, то есть большой и указательный пальцы правой руки, по-видимому, были найдены в идеальной сохранности. Хотя причина его беатификации еще никогда не была представлена в соответствии с картезианской традицией не добиваться такого признания, св. Франциск Сальский , св. Альфонс Лигуори и другие писатели называют его «Блаженным»; его жизнь находится в Acta Sanctorum болландистов (12 марта), и его имя можно найти во многих мартирологах.
Работает
[ редактировать ]Главный вклад Дениса Картезианца состоял в том, чтобы синтезировать все предыдущие учения о духовной жизни, а затем дать оценку различным выводам. Он написал более 150 произведений, которые сейчас представлены в 43 томах, которые включают комментарии ко всей Библии и более 900 проповедей. Он начал с комментариев к Псалмам в 1434 году, а затем перешел к комментированию всего Ветхого и Нового Заветов. Увидев один из его комментариев, Папа Евгений IV воскликнул: «Пусть Мать-Церковь порадуется такому сыну!»
Он также комментировал произведения Боэция , Петра Ломбарда , Иоанна Лествичника , а также работы Псевдо-Дионисия Ареопагита или приписываемые им . Он также перевел Кассиана на более легкую латынь. Он написал богословские трактаты, такие как «Сумма Фейди Ортодокс»; «Compendium Theologicum», «De Lumine Christianæ Theoriæ», «De Laudibus BV Mariæ» и «De Præconio BV Mariæ» (в обоих трактатах он поддерживает учение о непорочном зачатии), «De quatuor Novissimis» и т. д. ; философские трактаты, как, например, его «Compendium philosophicum», «О красоте мира и красоте Бога» (замечательная эстетическая диссертация), «О бытии и сущности» и т. д.; великое множество трактатов, касающихся нравственности, аскетизма, церковной дисциплины, литургии и т. д.; проповеди и проповеди по всем воскресеньям и праздникам года и т. д.
Как теолог и философ он не принадлежит ни к какой определенной школе. Хотя он является поклонником Аристотеля и Фомы Аквинского , он не является ни аристотелевцем, ни томистом в обычном смысле этого слова, а, кажется, склоняется скорее к христианскому платонизму Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св. Августина и Св. Бонавентуры . Как писатель-мистик он родствен Гуго и Ричарду из Св. Виктора , Св. Бонавентуры и писателям Виндесхаймской школы, и в его трактатах можно найти краткое изложение учения отцов церкви, особенно псевдо- Дионисия Ареопагита, Мейстера Экхарта , Генри Сузо , Джона ван Рейсбрука и других писателей немецкой и фламандской школ.
Его называли последним из схоластов . Таковым он является в том смысле, что он последний крупный схоластический писатель и что его работы можно рассматривать как обширную энциклопедию, полное изложение схоластического учения Средневековья; в этом их главная особенность и главная заслуга.
К нему как к оракулу обращались люди разного социального положения, от епископов и князей и ниже; они стекались к его келье, и к нему приходили письма со всех концов Нидерландов и Германии. Темой такой переписки часто было тяжелое положение Церкви в Европе, то есть зло, возникающее из-за ослабления морали и дисциплины, а также из-за вторжения ислама. Вскоре после падения Константинополя (1453 г.), впечатленный откровениями Бога об ужасающих бедах, угрожающих христианскому миру, он написал письмо всем князьям Европы, призывая их изменить свою жизнь, прекратить свои раздоры и присоединиться к ним. в войне против их общего врага – турок. По его мнению, генеральный совет был единственным средством проведения серьезной реформы, и он призывал всех прелатов и других лиц объединить свои усилия для ее проведения.
Он написал также ряд трактатов, излагающих правила христианской жизни для церковников и мирян всех рангов и профессий. «De doctrina et regulis vitæ Christianæ», наиболее важный из этих трактатов, был написан по просьбе и для использования францисканского проповедника Джона Бругмана . Эти и другие, написанные им аналогичного содержания, осуждающие пороки и злоупотребления того времени, настаивающие на необходимости всеобщей реформы и показывающие, как ее следует провести, дают представление об обычаях и состоянии общества. и церковная жизнь того периода.
Его трактат «О медитации» был последним, что он написал в 1469 году.
Более поздние издания
[ редактировать ]Латинские издания
[ редактировать ]- Комментарий к Петру Ломбарду , 4 тома, Кёльн 1534 г., Венеция 1584 г.
- Комментарий к Дионису Ареопагиту , Кельн, 1536, 1556 гг.
- Opera omnia , изд. М. Леоне, 42 тома, Монтрей-сюр-Мер, Турне, Паркминстер, 1896–1935.
- Кент Эмери-младший, редактор, Dionysii Carthusiensis Opera Selecta: Prolegomena , CCCM 121-121a, (Turnhout: Бельгия, Бреполь, 1991) [Критическое издание, следующее за этим двухтомным предварительным трудом, еще не вышло]
английские переводы
[ редактировать ]- Духовные писания Дени Картезианца: созерцание, размышление, молитва, источник света и пути жизни, монашеское исповедание, увещевание послушникам , перевод Иде Ни Риайна, с предисловием Теренса О'Рейли (Дублин, Ирландия) Портленд, Орегон: Четыре суда, 2005 г.).
- Комментарий к Псалмам (в шести томах) в переводе Эндрю М. Гринвелла (Ватерлоо, Онтарио: Arouca Press, 2020–2023), остальные тома ожидаются в ближайшее время.
- Благословенный человек (Псалмы 1-25)
- Господь – просвещение мое (Псалмы 26-50)
- Почему хвалишься на войне (Псалмы 51-75)
- Мой голос (Псалмы 76–100)
Ссылки
[ редактировать ]- Ауманн, Джордан. Христианская духовность в католической традиции . Сан-Франциско: Игнатиус, 1985.
- Грасия, Хорхе Дж. Э. и Тимоти Б. Нун, ред. Спутник философии в средние века . Молден, Массачусетс: Блэквелл, 2003.
- Паснау, Роберт. Кембриджская история средневековой философии . Эд. Кристина Ван Дайк. Том. 2. Кембридж, Великобритания: Cambridge UP, 2010.
- Картезианцы в Нидерландах. Исследования по монашеской истории и наследию . Крейн Панстерс (ред.), Петерс, Левен, 2014 г.; ISBN 978-90-429-3180-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Денис Картезианец ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.