Раскол трех глав
Раскол Трех Глав — это раскол, который затронул халкидонское христианство в Северной Италии и длился с 553 по 698 год нашей эры, а в некоторых областях — до 715 года нашей эры, хотя за это время территория, не имеющая общения с Римом, сократилась. Это было частью более крупного спора из трех глав , который затронул все римско-византийское христианство. [ 1 ]
Предыстория спора, состоящего из трех глав
[ редактировать ]«Спор о трёх главах» возник из-за попытки примирить нехалкидонских ( миафизитских ) христиан Ближнего Востока с позициями Халкидонского Собора . Чтобы добиться компромисса, были осуждены работы нескольких восточных богословов, таких как Феодорит Кирский , Ибас Эдесский и Феодор Мопсуестийский , которые стали известны под общим названием « Три главы» . Позиции Трех Глав были особенно неприятны миафизитам, и в попытке привлечь их на Собор было вынесено осуждение.
Осуждение приняло форму императорского указа около 543 года, сопровождавшегося фолиантом Папы Льва I, который был зачитан на Халкидонском соборе почти сто лет назад. Было некоторое сопротивление в грекоязычной восточной части Церкви, хотя в конце концов ведущие восточные епископы согласились осудить это. Тех, кто не осудил эти произведения, обвиняли в сочувствии ереси несторианства .
Оригинальный перерыв
[ редактировать ]В 553 году советом , [ 2 ] епископы Аквилеи , Лигурии , Эмилии , Милана и полуострова Истрия отказались осудить «Три главы», утверждая, что сделать это означало бы предать Халкидон. Они разорвали общение с Римом под предводительством Македония Аквилейского (535–556).
Они, в свою очередь, были преданы анафеме другими церковниками.
Раскол предоставил возможность епископу Аквилеи принять титул Патриарха . Преемник Македония Паулин I (557–569) начал использовать этот титул около 560 г.
Лангобардское вторжение
[ редактировать ]К концу следующего десятилетия лангобарды захватили всю северную Италию.
В 568 году патриарх Аквилеи Паулин был вынужден бежать с сокровищами своей церкви на маленький остров Градо , недалеко от Триеста , последний остаток Восточной Римской империи в северной Италии, в восьми милях к югу от Аквилея. Эта политическая перемена не повлияла на отношения Патриархата с Апостольским Престолом; ее епископы, будь то в Ломбардии или на территории империи, упорно отказывались от всех приглашений к примирению. Синод Градо в 579 г. подтвердил это положение.
За исключением патриарха Аквилеи, эти епископы и большинство их суфражисток теперь были подданными лангобардов и находились вне досягаемости византийского экзарха в Равенне . В результате они смогли сохранить свое инакомыслие в поддержку раскола.
Раскол в Милане
[ редактировать ]Епископом Миланским был Даций , который находился в то время в Константинополе и решительно выступал против осуждения Трех глав, доходя до того, что разорвал общение с греческими епископами, подписавшими осуждение. [ 1 ] Он умер в Константинополе в 552 году и прямого участия в расколе не принимал. [ 3 ]
Епископ Миланский Онорат бежал из города, когда он был осажден лангобардами Альбоинами в 568 году. Гонорат искал убежища в контролируемой Византией Генуе вместе с большим количеством своего духовенства. После его смерти произошел раскол: миланское духовенство в Генуе избрало Лаврентия II, а христиане, оставшиеся в Милане, избрали Фронто. Лоуренс присоединился к осуждению, в то время как Фронто наблюдал за расколом с Римом.
Общение между Миланом и Римом было восстановлено около 581 года.
Раскол в Градо
[ редактировать ]Резиденция Патриарха Аквилеи оставалась в контролируемом Византией Градо . Византийцы предоставили эту свободу, и архиепископ Илия, уже названный своими суфражистами патриархом, построил собор под покровительством св. Евфимии как беззастенчивое заявление о своей приверженности расколу, поскольку именно в церкви св. Евфимии проходили заседания были утверждены Халкидонский собор. Попытки Григория Великого примириться ближе к концу его понтификата, особенно через королеву Лангобардов Теоделинду , начали давать некоторый эффект.
Таким образом, в 606 году умер преемник Илии Север, и было много священнослужителей, выступавших за примирение. Византийцы призвали их избрать Кандидиана, который после избрания быстро восстановил общение. Те из его суфражисток, чьи престолы находились на территории империи, присоединились к нему и подчинились Апостольскому Престолу.
Раскол Аквилейского Патриархата
[ редактировать ]Многие материковые епископы, чьи епархии находились под контролем Ломбардии, были недовольны примирением. Многие из них были епископами епархий, находившихся под контролем Ломбардии . Эти диссиденты бежали в материковую Аквилею и под защитой Ломбардии избрали Иоанна в качестве конкурирующего патриарха, который поддерживал раскол. В северной Италии теперь существовало два патриархата: Аквилея в Градо и Старая Аквилея .
Епархия Комо , первоначально суфражистка Милана, к середине VI века, не согласившись с примирением Милана, епархия отвергла связь с этим городом и перешла в подчинение Аквилеи и оставалась до 1751 года, празднуя Аквилейский обряд. до 1597 года, через год после его отмены в Аквилее, когда Папа приказал епархии Комо покинуть его, несмотря на сопротивление.
Примирение с Римом
[ редактировать ]Раскол углубился по политическим, лангобардско-римским линиям. Ирландский , миссионер Колумбан , служивший лангобардам в Боббио, был вовлечен в первую попытку разрешения этого разделения путем посредничества между 612 и 615 годами. убедил его обратиться с Агилульф, король лангобардов письмом о расколе к Бонифацию IV . Он сообщает папе, что его подозревают в ереси за принятие Пятого Вселенского собора (Второго Константинопольского собора в 553 г.), и призывает его созвать собор и доказать свое православие. [ 4 ]
Историк Эдвард Гиббон предположил, что Папа Гонорий I примирил Патриарха с Римом в 638 году, хотя это длилось недолго. [ 5 ]
Когда раскол утратил свою силу, лангобарды начали отказываться от арианства и присоединяться к западной апостольской и католической ортодоксальности. Епископ Старой Аквилеи официально положил конец расколу на Павийском Синоде в 698 году . После того, как Старая Аквилея примирилась с Римом, Папа Григорий II даровал паллий Патриарху Аквилеи Серену (715–730) в 723 году. Разделение Аквилейского Патриархата на конкурирующие Патриархии Аквилеи и Градо способствовало эволюции Патриарха Аквилеи. Градо стал нынешним Патриархом Венеции .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Григорий Великий, Диалоги (1911) Книга 3. С. 105–174» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2009 г. Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Сноска 98, Эдвард Гиббон (1837 г.). Упадок и падение Римской империи . п. 794.
Библиография
[ редактировать ]- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н. э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Прайс, Ричард М. (2007). «Спор о трех главах и Халкидонский собор» . Кризис Ойкумены: три главы и неудавшиеся поиски единства в Средиземноморье шестого века . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 17–37. ISBN 9782503515205 .
- Сотинель, Клэр (2007). «Три главы и трансформации Италии» . Кризис Ойкумены: три главы и неудавшиеся поиски единства в Средиземноморье шестого века . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 85–120. ISBN 9782503515205 .