Лев Гумилев
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Май 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Лев Гумилев | |
---|---|
Лев Гумилёв | |
Рожденный | 1 октября [ OS 18 сентября] 1912 г. Санкт-Петербург , Российская Империя |
Умер | 15 июня 1992 г. Санкт-Петербург , Россия | (79 лет)
Награды |
|
Эра | Философия 20-го века |
Область | русская философия |
Школа | Евразийство |
Учреждения | Санкт-Петербургский государственный университет |
Докторантура | Николай Кюнер |
Докторанты | Гелиан Прохоров |
Основные интересы | Философия истории , история , этнология , тюркология , культурология , геополитика , религиоведение |
Известные идеи | Евразийство , пассионарность |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Евразийство |
---|
Лев Николаевич Гумилев (также Гумилёв ; русский : Лев Николаевич Гумилёв ; 1 октября [ OS 18 сентября] 1912 — 15 июня 1992) — советский и российский историк , этнолог , антрополог и переводчик . Он имел репутацию автора весьма неортодоксальных теорий этногенеза и историософии . Он был представителем евразийства . По мнению географа Марка Басена , Льва Гумилёва, книги которого сейчас разошлись миллионными тиражами, по влиянию можно сравнить с Геродотом , Карлом Марксом , Освальдом Шпенглером или Альбертом Эйнштейном . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Родители Гумилева, выдающиеся поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова , развелись, когда ему было 7 лет, а его отец был казнен ЧК, когда ему было всего 9. Гумилев провел большую часть своей взрослой жизни, с 1938 по 1956 год, в советских трудовых лагерях . Он был арестован НКВД в 1935 году и освобожден, но вновь арестован и приговорен к пяти годам заключения в 1938 году. » Осипа Мандельштама Говорят, что « Сталинская эпиграмма сыграла роль в его аресте. [2] После освобождения он вступил в Красную Армию и принял участие в битве за Берлин в 1945 году. Однако в 1949 году его снова арестовали и приговорили к десяти годам лагерей. Стремясь обеспечить ему свободу, Ахматова опубликовала дифирамб Иосифу Сталину , который не помог освободить Гумилева, хотя, возможно, и предотвратил ее собственное заключение. Советская тайная полиция уже подготовила приказ о ее аресте, но Сталин решил его не подписывать. Отношения между Гумилевым и его матерью обострились, поскольку он винил ее в том, что она недостаточно ему помогает. Свои переживания по поводу ареста сына и периода политических репрессий она описала в «Реквиеме» (опубликовано в 1963 году).
После смерти Сталина в 1953 году Гумилев присоединился к Эрмитажу , директора которого Михаила Артамонова он принял своим наставником. Под руководством Артамонова он заинтересовался хазароведением и степными народами в целом. В 1950-1960-е годы участвовал в нескольких экспедициях в дельту Волги и на Северный Кавказ . Он предложил место археологических раскопок Самандара, а также теорию каспийской трансгрессии. [ нужны разъяснения ] в сотрудничестве с геологом Александром Алексиным как одна из причин упадка Хазарии. [3] В 1960 году начал читать лекции в Ленинградском университете . Через два года он защитил докторскую диссертацию по древним тюркам . С 1960-х годов он работал в Институте географии, где защитил еще одну докторскую диссертацию, на этот раз по географии.
Хотя официальные советские власти отвергли его идеи и запретили публикацию большинства его монографий, Гумилев привлек к себе широкую известность, особенно в годы перестройки 1985–1991 годов. В знак своей популярности Казахстана президент Нурсултан Назарбаев приказал . построить Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва (основан в 1996 году) прямо напротив его собственного дворца на центральной площади нового Казахского дворца столица Астана .
Идеи
[ редактировать ]Старший научный сотрудник кафедры этнологии Тартуского университета Аймар Венцель утверждает следующее: «Центральной концепцией Гумилева является концепция этноса . Он связал ее с концепцией биосферы, продвигаемой академиком Вернадским, и пришел к выводу, что этнос подобен человек: он имеет свой характер, детство, взрослую жизнь и период угасания. Поскольку люди являются частью природы, народы также должны подчиняться законам природы. Из них важнейшим является пассионарность , или жизненная энергия этноса. Пассионарность связана с географией — иначе говоря, этносы, сложившиеся в определенных климатических и географических условиях, «приспосабливаются» к окружающей среде, находят свою «экологическую нишу» и становятся частью энергии своей среды обитания. У каждого этноса есть своя «своя» среда обитания. стереотип поведения», который передается от родителя к ребенку и может считаться национальным менталитетом. Эти стереотипы подобны животным рефлексам, обеспечивающим сохранение этноса. Со временем этнос формирует свою цивилизацию, включающую религию, нравы и нормы. Гумилев так и не смог объяснить, является ли цивилизация биологическим явлением, но он утверждал, что люди разных рас могут быть частью одной и той же цивилизации». [1]
Черпая вдохновение в работах Константина Леонтьева и Николая Данилевского , Гумилев рассматривал русских как «суперэтнос», родственный тюрко - монгольским народам евразийской степи. Периоды, в которых, как утверждалось, Россия конфликтовала со степными народами, были переосмыслены Гумилевым как периоды консолидации российской власти со степью для противостояния разрушительному влиянию католической Европы, которое представляло потенциальную угрозу целостности России. [ нужна ссылка ] Он также видел отдельную евразийскую цивилизацию , в которой произошло объединение евразийских народов вокруг России. [4]
В соответствии со своими паназиатскими теориями он поддерживал национальные движения татар , казахов и других тюркских народов, помимо движений монголов и других выходцев из Восточной Азии . Неудивительно, что учение Гумилёва пользовалось огромной популярностью в странах Центральной Азии. [5] В Казани , например, памятник ему установили в августе 2005 года.
Историк Марк Бассен заявил, что теории Гумилева научно недоказанны и проблематичны, но они оказывают значительное влияние в ряде советских и постсоветских контекстов. [5] Некоторые исследователи, такие как Вадим Россман , [6] Джон Клиер , [7] Виктор Ясманн , [8] [9] Виктор Шнирельманн [10] и Михаил Трипольский называют взгляды Гумилева антисемитскими . [11] По мнению этих авторов, Гумилев не распространял этот этнологический экуменизм на средневековых евреев, которых он считал паразитическим международным городским классом, который доминировал над хазарами и подвергал первых восточных славян «хазарскому игу». Последняя фраза была адаптирована им из традиционного термина « татарское иго » для обозначения монгольского господства в средневековой Руси, термина, который Гумилев отверг, поскольку не считал монгольское завоевание обязательно негативным событием. Вместо этого он считал татарское иго военным союзом русских и татар. [12]
В частности, он утверждал, что радханиты сыграли важную роль в эксплуатации восточнославянских народов и оказали чрезмерное влияние на социально-политический и экономический ландшафт раннего средневековья . Гумилев утверждал, что еврейская культура по своей природе торгова и существует вне и в оппозиции к своему окружению. Согласно этой точке зрения, евреи разделяют особый образ мышления, связанный с моральными нормами иудаизма. По мнению Гумилева, средневековые евреи также не носили оружия сами, а вели войны через доверенных лиц или наемников . [13] [14] [15]
В столице Татарстана (Россия) Казани на памятнике Гумилёву написано следующее: «Я, русский, всю жизнь защищал татар». [16] О татарах он, например, сказал, что «Татары у нас в крови, в нашей истории, в нашем языке, в нашем мировоззрении. Каковы бы ни были реальные различия с русскими, татары - народ не вне нас, а внутри нас». Он назвал татарского «гордым именем». С тех пор татарский историк Гали Еникеев (среди других) продолжил идеи Гумилева. [17]
Президент Владимир Путин во время выступления в ноябре 2023 года заявил, что « Александру Невскому ханы Золотой Орды дали ярлык [разрешение] править как князь, прежде всего для того, чтобы он мог эффективно противостоять вторжению Запада». [18] Подобные мысли высказывал и сам Гумилев. [19]
Влияние
[ редактировать ]На «евразийское видение» президента Владимира Путина якобы повлияли идеи Гумилёва. [20]
Личная жизнь
[ редактировать ]Гумилев назвал себя православным христианином. [21]
Гумилев женился в 1967 году, через год после смерти матери. [22]
Работает
[ редактировать ]- Сюн -ну (1960)
- Древние тюрки (1964)
- Гумилев, Лев Николаевич (1970). Поиски вымышленного царства: Легенда о государстве пресвитера Иоанна [ В поисках воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна ] (на русском языке). Москва: Наука/Наука.
- Сюнну в Китае (1974)
- Этногенез и биосфера Земли (1978)
- Древняя Русь и Великая степь (1989)
- Конец и новое начало (1989)
- Из Руси в Россию (1992)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Венцель, Аймар (2018). «Основной текст современного евразийства» .
- ^ Месть кремлевского горца (на русском языке). Архивировано 19 апреля 2013 г. в Wayback Machine Семеном Киперманом, издание Российского еврейского онлайн-центра.
- ^ (in Russian) Лев Гумилёв. Открытие хазарии. Москва. Айр Пресс, 2006.
- ^ Васильева Наталья А.; Лагутина, Мария Львовна (2019). Российский проект евразийской интеграции: геополитические перспективы . Лэнхэм: Лексингтонские книги. п. 82. ИСБН 9781498525657 .
- ^ Jump up to: а б Бассин, Марк (2016). Мистика Гумилева: биополитика, евразийство и построение сообщества в современной России . Итака. ISBN 978-1-5017-0339-3 . OCLC 945976904 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Россман, Вадим и др. Российский интеллектуальный антисемитизм в посткоммунистическую эпоху (серия «Исследования по антисемитизму»). унив. из Небраски Пресс, 2005 г.
- ^ Клиер, Джон. « Миф о хазарах и интеллектуальный антисемитизм в России, 1970–1990-е годы ». Славянское и восточноевропейское обозрение , том 83, номер 4, 1 октября 2005 г., стр. 779–781 (3).
- ^ Ясманн, Виктор. « Возвышение евразийцев ». Евразийский политик, выпуск 4 (август 2001 г.) Радио Свободная Европа, 1992 г.
- ^ Ясманн, Виктор. « Красная религия: идеология неомессианского российского фундаментализма » «Демоктратизация»: Журнал постсоветской демократизации. Том 1, № 2. с. 26.
- ^ Шнирельман, Виктор А. «История эвфемизма: хазары в русской националистической литературе». Мир хазар: новые перспективы. Брилл, 2007. с. 353-372
- ^ Malakhov, Vladimir. " Racism and Migrants ". (Trans. Mischa Gabowitsch.) Neprikosnovennij Zapas , 2003
- ^ Россия между Востоком и Западом: научные дискуссии о евразийстве . Лейден Бостон: Брилл. 2007. с. 121. ИСБН 978-90-04-15415-5 .
- ^ Выбор веры (in Russian)
- ^ Tripolsky, Mihail. ОБ ИЗВРАЩЕНИИ ИСТОРИИ: Хазарский каганат, евреи и судьба России
- ^ Россман, Вадим. Этническое сообщество и его враги: российский интеллектуальный антисемитизм в посткоммунистическую эпоху. Архивировано 21 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ "Памятник Льву Гумилёву" .
- ^ "Внешний вид (фото), Оглавление (Содержание) книги Еникеева Г.Р. "По следам чёрной легенды" .
- ^ Похорилов, Станислав (2023). «Путин утверждает, что монгольские захватчики были для России лучше, чем «западные завоеватели» » .
- ^ Гали Еникеев: Корона ордынской империи, 2007.
- ^ Клевер, Чарльз (2016). «Лев Гумилев: страсть, Путин и власть» .
- ^ Гараев, Данис (3 апреля 2017 г.). «Джихад как пассионарность: Саид Бурятский и Лев Гумилев» . Ислам и христианско-мусульманские отношения . 28 (2): 203–218. дои : 10.1080/09596410.2017.1288460 . hdl : 11245.1/d9f3aa9c-aa41-456b-8e1b-fe799cc463e0 . ISSN 0959-6410 . S2CID 151507081 .
- ^ Клевер, Чарльз (11 марта 2016 г.). «Лев Гумилев: страсть, Путин и власть» . Файнэншл Таймс . Проверено 10 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1912 рождений
- 1992 смертей
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- People from Sankt-Peterburgsky Uyezd
- Советские историки
- российские востоковеды
- хазарские исследования
- Российские этнологи
- российские географы
- Российские антропологи
- Заключенные Шарашки
- Национальный мистицизм
- евразийцы
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Преподавательский состав Высших курсов сценаристов и режиссеров
- Русский народ татарского происхождения
- Захоронения на Никольском кладбище.
- Антропологи 20-го века
- Географы 20-го века
- Советские военнослужащие Второй мировой войны
- Российские тюркологи
- Православные христиане из России.
- Российские учёные