Jump to content

Лев Гумилев

Лев Гумилев
Лев Гумилёв
Gumilev in 1934
Рожденный 1 октября [ OS 18 сентября] 1912 г.
Санкт-Петербург , Российская Империя
Умер 15 июня 1992 г. (15 июня 1992 г.) (79 лет)
Награды
Эра Философия 20-го века
Область русская философия
Школа Евразийство
Учреждения Санкт-Петербургский государственный университет
Докторантура Николай Кюнер
Докторанты Гелиан Прохоров
Основные интересы
Философия истории , история , этнология , тюркология , культурология , геополитика , религиоведение
Известные идеи
Евразийство , пассионарность

Лев Николаевич Гумилев (также Гумилёв ; русский : Лев Николаевич Гумилёв ; 1 октября [ OS 18 сентября] 1912 — 15 июня 1992) — советский и российский историк , этнолог , антрополог и переводчик . Он имел репутацию автора весьма неортодоксальных теорий этногенеза и историософии . Он был представителем евразийства . По мнению географа Марка Басена , Льва Гумилёва, книги которого сейчас разошлись миллионными тиражами, по влиянию можно сравнить с Геродотом , Карлом Марксом , Освальдом Шпенглером или Альбертом Эйнштейном . [1]

Родители Гумилева, выдающиеся поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова , развелись, когда ему было 7 лет, а его отец был казнен ЧК, когда ему было всего 9. Гумилев провел большую часть своей взрослой жизни, с 1938 по 1956 год, в советских трудовых лагерях . Он был арестован НКВД в 1935 году и освобожден, но вновь арестован и приговорен к пяти годам заключения в 1938 году. » Осипа Мандельштама Говорят, что « Сталинская эпиграмма сыграла роль в его аресте. [2] После освобождения он вступил в Красную Армию и принял участие в битве за Берлин в 1945 году. Однако в 1949 году его снова арестовали и приговорили к десяти годам лагерей. Стремясь обеспечить ему свободу, Ахматова опубликовала дифирамб Иосифу Сталину , который не помог освободить Гумилева, хотя, возможно, и предотвратил ее собственное заключение. Советская тайная полиция уже подготовила приказ о ее аресте, но Сталин решил его не подписывать. Отношения между Гумилевым и его матерью обострились, поскольку он винил ее в том, что она недостаточно ему помогает. Свои переживания по поводу ареста сына и периода политических репрессий она описала в «Реквиеме» (опубликовано в 1963 году).

Юный Гумилев с родителями в 1913 году.

После смерти Сталина в 1953 году Гумилев присоединился к Эрмитажу , директора которого Михаила Артамонова он принял своим наставником. Под руководством Артамонова он заинтересовался хазароведением и степными народами в целом. В 1950-1960-е годы участвовал в нескольких экспедициях в дельту Волги и на Северный Кавказ . Он предложил место археологических раскопок Самандара, а также теорию каспийской трансгрессии. [ нужны разъяснения ] в сотрудничестве с геологом Александром Алексиным как одна из причин упадка Хазарии. [3] В 1960 году начал читать лекции в Ленинградском университете . Через два года он защитил докторскую диссертацию по древним тюркам . С 1960-х годов он работал в Институте географии, где защитил еще одну докторскую диссертацию, на этот раз по географии.

Хотя официальные советские власти отвергли его идеи и запретили публикацию большинства его монографий, Гумилев привлек к себе широкую известность, особенно в годы перестройки 1985–1991 годов. В знак своей популярности Казахстана президент Нурсултан Назарбаев приказал . построить Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва (основан в 1996 году) прямо напротив его собственного дворца на центральной площади нового Казахского дворца столица Астана .

Старший научный сотрудник кафедры этнологии Тартуского университета Аймар Венцель утверждает следующее: «Центральной концепцией Гумилева является концепция этноса . Он связал ее с концепцией биосферы, продвигаемой академиком Вернадским, и пришел к выводу, что этнос подобен человек: он имеет свой характер, детство, взрослую жизнь и период угасания. Поскольку люди являются частью природы, народы также должны подчиняться законам природы. Из них важнейшим является пассионарность , или жизненная энергия этноса. Пассионарность связана с географией — иначе говоря, этносы, сложившиеся в определенных климатических и географических условиях, «приспосабливаются» к окружающей среде, находят свою «экологическую нишу» и становятся частью энергии своей среды обитания. У каждого этноса есть своя «своя» среда обитания. стереотип поведения», который передается от родителя к ребенку и может считаться национальным менталитетом. Эти стереотипы подобны животным рефлексам, обеспечивающим сохранение этноса. Со временем этнос формирует свою цивилизацию, включающую религию, нравы и нормы. Гумилев так и не смог объяснить, является ли цивилизация биологическим явлением, но он утверждал, что люди разных рас могут быть частью одной и той же цивилизации». [1]

Черпая вдохновение в работах Константина Леонтьева и Николая Данилевского , Гумилев рассматривал русских как «суперэтнос», родственный тюрко - монгольским народам евразийской степи. Периоды, в которых, как утверждалось, Россия конфликтовала со степными народами, были переосмыслены Гумилевым как периоды консолидации российской власти со степью для противостояния разрушительному влиянию католической Европы, которое представляло потенциальную угрозу целостности России. [ нужна ссылка ] Он также видел отдельную евразийскую цивилизацию , в которой произошло объединение евразийских народов вокруг России. [4]

В соответствии со своими паназиатскими теориями он поддерживал национальные движения татар , казахов и других тюркских народов, помимо движений монголов и других выходцев из Восточной Азии . Неудивительно, что учение Гумилёва пользовалось огромной популярностью в странах Центральной Азии. [5] В Казани , например, памятник ему установили в августе 2005 года.

Историк Марк Бассен заявил, что теории Гумилева научно недоказанны и проблематичны, но они оказывают значительное влияние в ряде советских и постсоветских контекстов. [5] Некоторые исследователи, такие как Вадим Россман , [6] Джон Клиер , [7] Виктор Ясманн , [8] [9] Виктор Шнирельманн [10] и Михаил Трипольский называют взгляды Гумилева антисемитскими . [11] По мнению этих авторов, Гумилев не распространял этот этнологический экуменизм на средневековых евреев, которых он считал паразитическим международным городским классом, который доминировал над хазарами и подвергал первых восточных славян «хазарскому игу». Последняя фраза была адаптирована им из традиционного термина « татарское иго » для обозначения монгольского господства в средневековой Руси, термина, который Гумилев отверг, поскольку не считал монгольское завоевание обязательно негативным событием. Вместо этого он считал татарское иго военным союзом русских и татар. [12]

В частности, он утверждал, что радханиты сыграли важную роль в эксплуатации восточнославянских народов и оказали чрезмерное влияние на социально-политический и экономический ландшафт раннего средневековья . Гумилев утверждал, что еврейская культура по своей природе торгова и существует вне и в оппозиции к своему окружению. Согласно этой точке зрения, евреи разделяют особый образ мышления, связанный с моральными нормами иудаизма. По мнению Гумилева, средневековые евреи также не носили оружия сами, а вели войны через доверенных лиц или наемников . [13] [14] [15]

В столице Татарстана (Россия) Казани на памятнике Гумилёву написано следующее: «Я, русский, всю жизнь защищал татар». [16] О татарах он, например, сказал, что «Татары у нас в крови, в нашей истории, в нашем языке, в нашем мировоззрении. Каковы бы ни были реальные различия с русскими, татары - народ не вне нас, а внутри нас». Он назвал татарского «гордым именем». С тех пор татарский историк Гали Еникеев (среди других) продолжил идеи Гумилева. [17]

Президент Владимир Путин во время выступления в ноябре 2023 года заявил, что « Александру Невскому ханы Золотой Орды дали ярлык [разрешение] править как князь, прежде всего для того, чтобы он мог эффективно противостоять вторжению Запада». [18] Подобные мысли высказывал и сам Гумилев. [19]

На «евразийское видение» президента Владимира Путина якобы повлияли идеи Гумилёва. [20]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Гумилев назвал себя православным христианином. [21]

Гумилев женился в 1967 году, через год после смерти матери. [22]

Работает

[ редактировать ]
  • Сюн -ну (1960)
  • Древние тюрки (1964)
  • Гумилев, Лев Николаевич (1970). Поиски вымышленного царства: Легенда о государстве пресвитера Иоанна [ В поисках воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна ] (на русском языке). Москва: Наука/Наука.
  • Сюнну в Китае (1974)
  • Этногенез и биосфера Земли (1978)
  • Древняя Русь и Великая степь (1989)
  • Конец и новое начало (1989)
  • Из Руси в Россию (1992)
  1. ^ Jump up to: а б Венцель, Аймар (2018). «Основной текст современного евразийства» .
  2. ^ Месть кремлевского горца (на русском языке). Архивировано 19 апреля 2013 г. в Wayback Machine Семеном Киперманом, издание Российского еврейского онлайн-центра.
  3. ^ (in Russian) Лев Гумилёв. Открытие хазарии. Москва. Айр Пресс, 2006.
  4. ^ Васильева Наталья А.; Лагутина, Мария Львовна (2019). Российский проект евразийской интеграции: геополитические перспективы . Лэнхэм: Лексингтонские книги. п. 82. ИСБН  9781498525657 .
  5. ^ Jump up to: а б Бассин, Марк (2016). Мистика Гумилева: биополитика, евразийство и построение сообщества в современной России . Итака. ISBN  978-1-5017-0339-3 . OCLC   945976904 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Россман, Вадим и др. Российский интеллектуальный антисемитизм в посткоммунистическую эпоху (серия «Исследования по антисемитизму»). унив. из Небраски Пресс, 2005 г.
  7. ^ Клиер, Джон. « Миф о хазарах и интеллектуальный антисемитизм в России, 1970–1990-е годы ». Славянское и восточноевропейское обозрение , том 83, номер 4, 1 октября 2005 г., стр. 779–781 (3).
  8. ^ Ясманн, Виктор. « Возвышение евразийцев ». Евразийский политик, выпуск 4 (август 2001 г.) Радио Свободная Европа, 1992 г.
  9. ^ Ясманн, Виктор. « Красная религия: идеология неомессианского российского фундаментализма » «Демоктратизация»: Журнал постсоветской демократизации. Том 1, № 2. с. 26.
  10. ^ Шнирельман, Виктор А. «История эвфемизма: хазары в русской националистической литературе». Мир хазар: новые перспективы. Брилл, 2007. с. 353-372
  11. ^ Malakhov, Vladimir. " Racism and Migrants ". (Trans. Mischa Gabowitsch.) Neprikosnovennij Zapas , 2003
  12. ^ Россия между Востоком и Западом: научные дискуссии о евразийстве . Лейден Бостон: Брилл. 2007. с. 121. ИСБН  978-90-04-15415-5 .
  13. ^ Выбор веры (in Russian)
  14. ^ Tripolsky, Mihail. ОБ ИЗВРАЩЕНИИ ИСТОРИИ: Хазарский каганат, евреи и судьба России
  15. ^ Россман, Вадим. Этническое сообщество и его враги: российский интеллектуальный антисемитизм в посткоммунистическую эпоху. Архивировано 21 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
  16. ^ "Памятник Льву Гумилёву" .
  17. ^ "Внешний вид (фото), Оглавление (Содержание) книги Еникеева Г.Р. "По следам чёрной легенды" .
  18. ^ Похорилов, Станислав (2023). «Путин утверждает, что монгольские захватчики были для России лучше, чем «западные завоеватели» » .
  19. ^ Гали Еникеев: Корона ордынской империи, 2007.
  20. ^ Клевер, Чарльз (2016). «Лев Гумилев: страсть, Путин и власть» .
  21. ^ Гараев, Данис (3 апреля 2017 г.). «Джихад как пассионарность: Саид Бурятский и Лев Гумилев» . Ислам и христианско-мусульманские отношения . 28 (2): 203–218. дои : 10.1080/09596410.2017.1288460 . hdl : 11245.1/d9f3aa9c-aa41-456b-8e1b-fe799cc463e0 . ISSN   0959-6410 . S2CID   151507081 .
  22. ^ Клевер, Чарльз (11 марта 2016 г.). «Лев Гумилев: страсть, Путин и власть» . Файнэншл Таймс . Проверено 10 ноября 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e16c3ed2a35e245953e8778d72a033e5__1719408000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/e5/e16c3ed2a35e245953e8778d72a033e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lev Gumilev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)