Хёэлюн
Хёэлюн | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Статуя Хёэлюн, расположенная рядом с конной статуей ее сына в Цонджин-Болдоге, Монголия. | |||||||||
| |||||||||
Транскрипция китайскими иероглифами | |||||||||
Традиционный китайский | 訶額Оэлун | ||||||||
Упрощенный китайский | 诃额Оэлун | ||||||||
|
Хёэлюн ( монгольский : ᠥᠭᠡᠯᠦᠨ ᠦᠵᠢᠨ , О'элюн Уджин , букв. ' Леди О'элюн ' ; эт. 1162–1210 ) была дворянкой Монгольской империи и матерью Тэмуджина , более известного как Чингисхан. Она сыграла важную роль в его приходе к власти , как описано в « Тайной истории монголов» .
Хёэлюн родилась в Ольхонд клане племени Онгират и изначально была замужем за Чиледу, меркитской аристократкой; она была схвачена вскоре после свадьбы Есугэем , важным представителем монголов , который похитил ее, чтобы сделать своей первой женой. У них с Есугеем было четыре сына и одна дочь: Темучин, Касар , Хачиун , Темюге и Темюлен . После того, как Есугей была смертельно отравлена и монголы покинули ее семью, Хёэлюн провела всех своих детей через бедность до взрослой жизни - ее стойкость и организаторские способности были отмечены историками. Она продолжала играть важную роль после женитьбы Темучина на Бёрте — вместе они управляли его лагерем и давали ему советы.
Хёэлюн вышла замуж за Мюнглига, старого вассала Есугея, в благодарность за его поддержку после сокрушительного поражения в 1187 году; в течение следующих десятилетий она заключала браки и поддерживала союзы вместо Есугея. После того, как Темучин в 1206 году получил титул Чингисхана, она, вероятно, почувствовала, что ее усилия были недостаточно вознаграждены по сравнению с ее мужем. Она также принимала активное участие в спорах между Чингисом, его братьями и сыновьями Мюнглига; возможно, из-за стресса, связанного с посредничеством, она умерла вскоре после этого, дата неизвестна.
Имя и источники
[ редактировать ]не существует универсальной системы латинизации Для монгольского языка ; в результате существует множество современных вариантов написания монгольских имен, произношение которых может значительно отличаться от оригинала. [ 1 ] Таким образом, имя Хёэлюн на английском языке также переводится как Оэлюн , иногда с добавлением суффикса Уджин , что означает «Леди». [ 2 ]
Большая часть того, что известно о жизни Хёэлюна, взято из « Тайной истории монголов» середины XIII века , эпической поэмы , в которой пересказывается формирование Монгольской империи . Поскольку этот источник, восхваляя советы и стабильность, которые она давала своим детям, очень благосклонно относится к Хёэлюн, вполне вероятно, что его анонимный автор имел с ней связи. [ 3 ] Хотя ее хронология часто несовершенна и в повествование включены многочисленные поэтические элементы, « Тайная история» считается ценным источником, поскольку она не скрывает неудобных подробностей; это отличает его от других источников, таких как персидского историка XIV века Рашид ад- Дина «Джами ат-таварих» . [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и первые браки
[ редактировать ]
Согласно « Сокровенной истории» , Хёэлюн родился в Ольхонуд клане племени Онгират . Онгираты жили вдоль горного хребта Большого Хингана к югу от реки Эргюнэ , на территории современной Внутренней Монголии , а ольхонуды жили недалеко от истока реки Халха . [ 5 ] Она выросла привлекательной женщиной, и родители смогли устроить ей удачный брак с Чиледу, братом вождя племени меркитов ; они поженились на официальной церемонии в землях Ольхонуда, когда Хеэлюну было около пятнадцати лет. [ 6 ] Когда пара возвращалась на родину Чиледу, они попали в засаду. Монголы [ а ] разносчики из заметили красоту и хорошее здоровье Хеэлюн - хроника Алтан Тобчи они установили ее плодовитость по цвету земли, на которую она мочилась - и их лидер, аристократический баатур клана Борджигин 17-го века утверждала, что по имени Есугей , решил взять Хёэлюн в жены. [ 8 ] Поскольку ее муж был в меньшинстве и ему грозила верная смерть, если он останется с ней, Хёэлюн убедила его бежать, дав ему свою блузку, чтобы он мог запомнить ее запах. [ 9 ]
Практика похищения невест не была редкостью в степи, но, по словам историка Энн Бродбридж, она вызвала «долгосрочную социальную слабость» среди племен, как можно видеть из более поздних событий из жизни Хёлюна. [ 10 ] Хотя Чиледу никогда не пытался вернуть невесту, на переговоры о которой он потратил время и деньги, возможно, из-за известности Есугея как лидера, меркиты не забыли свою обиду, которая позже переросла в кровную месть . [ 11 ] Хёэлюн также была изолирована от своей семьи Ольхонуд, с которой Есугей, вероятно, даже никогда не встречался; она не сможет попросить их помочь ей и детям Есугея в последующие, более тяжелые годы. [ 12 ] Похищение Хёэлюна не упоминается в большинстве официальных хроник и упоминается только в «Тайной истории» . [ 13 ] Есугей ранее был женат на другой женщине, которую историки обычно зовут Сочигель , которая уже родила сына по имени Бехтер . [ 14 ] Тем не менее, Хёэлюн стала первой женой Есугея по не совсем ясным причинам. Бродбридж предполагает, что ее воспитание, которое ранее давало ей право стать ценной женой брата вождя, поставило ее в глазах Есугея выше, чем женщину с более низким статусом. [ 15 ]
Хёэлюн родила ее и первого сына Есугея в месте, которое в Тайной истории записано как Делююн Болдог , на реке Онон ; это было по-разному идентифицировано либо в Дадале в провинции Хэнтий , либо на юге Агинско-Бурятского округа на территории современной России . [ 16 ] Год также вызывает споры, поскольку разные историки отдают предпочтение разным датам: 1155, 1162 или 1167. [ 17 ] Мальчика назвали Темучин , слово неопределенного значения. [ 18 ] Из множества легенд, связанных с рождением Тэмуджина, самая известная рассказывает о том, что он схватился за тромб при рождении - азиатский фольклорный мотив, который указывал на то, что ребенок будет воином. [ 19 ] Другие утверждали, что Хёэлюн была оплодотворена лучом света , который объявил о судьбе ребенка, и эта легенда перекликалась с легендой мифического предка Алана Гуа . [ 20 ] У Есугея и Хёэлюн было еще трое сыновей, Касар , Хачиун и Темюге , и одна дочь Темюлен . Братья и сестры выросли в главном лагере Есугея на берегу Онона, где научились ездить на лошади и стрелять из лука; Среди их товарищей были Бехтер и его младший сводный брат Бельгутей , семь сыновей доверенного вассала Есугея Мюнглига и другие дети племени. [ 21 ]
Когда Тэмуджину было восемь лет, Есугей решил обручить его с подходящей девушкой; он отвез своего наследника на пастбища престижного племени Онгират в Хоэлюне и устроил помолвку между Темуджином и Бёрте , дочерью вождя Онгирата по имени Дей Сечен . [ 22 ] Возвращаясь домой один, Есугей попросил еды у встреченной им группы татар , полагаясь на степную традицию гостеприимства к чужакам. Однако татары узнали Есугея, воевавшего против них в прошлом, и подсыпали ему в пищу яд. Есугей постепенно заболел, но сумел вернуться домой; Будучи на грани смерти, он попросил Мюнглига забрать Темуджина из Онггирата. Вскоре он умер. [ 23 ]
Матриарх и советник
[ редактировать ]Смерть Есугея пошатнула единство его народа, в который входили представители Борджигинов, Тайичиудов и других родов. Поскольку Темучину было всего около десяти лет, а Бехтеру примерно на два года старше, ни один из них не считался достаточно взрослым, чтобы править. Фракция Тайичиуда исключила Хёэлюн из церемоний поклонения предкам , которые последовали за смертью правителя, и вскоре покинула ее лагерь. В «Тайной истории» рассказывается, что весь клан Борджигин последовал за ним, несмотря на попытки Хёэлюн пристыдить их и заставить остаться, взывая к их чести. [ 24 ] С другой стороны, другие источники, такие как Рашид ад-Дин, предполагают, что братья Есугея поддерживали вдову. Вполне возможно, что Хёэлюн отказался вступить в левиратный брак с одним из них или что автор « Тайной истории» драматизировал ситуацию. [ 25 ] Все источники сходятся во мнении, что большая часть народа Есугея отказалась от его семьи в пользу Тайичиудов и что жизнь семьи Хеэлюн была доведена до гораздо более суровой жизни. [ 26 ] Ведя традиционный образ жизни охотников-собирателей , они собирали корни и орехи, охотились на мелких животных, ловили рыбу. [ 27 ] Смелость и адаптивный характер Хёэлюн сыграли решающую роль в выживании ее семьи. [ 28 ]
Напряжение нарастало по мере взросления детей. И Темучин, и Бехтер претендовали на то, чтобы быть наследниками своего отца: хотя Темучин был ребенком главной жены Есугея, Бехтер был как минимум на два года старше. Существовала даже вероятность того, что, как это разрешено законом о левирате, Бехтер сможет жениться на Хёэлюн по достижении совершеннолетия и стать отчимом Темуджина. [ 29 ] Поскольку трения усугублялись регулярными спорами по поводу раздела охотничьих трофеев, Темуджин и его младший брат Касар устроили засаду и убили Бехтера. Этот запретный поступок был исключен из официальных хроник, но не из « Тайной истории» , в которой рассказывается, что Хёэлюн гневно упрекала своих сыновей за их недальновидный образ действий, который она считала глупым подражанием героическим поступкам их предков. [ 30 ]

когда ей было около пятнадцати лет, ее родители подарили Хеэлюн черную соболиную шубу, которую она позволила Темуджину отдать Тогрулу , хану кераитов Когда Темуджин женился на Бёрте , , чтобы обеспечить союз. [ 31 ] Хёэлюн передала бы некоторые обязанности по разделению труда своей новой невестке — вместе они управляли экономикой и ресурсами лагеря Темуджина, что дало бы ему основу, на которой он мог бы проводить свои военные кампании. [ 32 ] Она присутствовала, когда Бёрте и Сочигель были похищены меркитами в отместку за похищение Хёлюна много лет назад; Бёрте был найден в течение года. [ 33 ] Совет Хёэлюн был высоко оценен Темуджином — он сначала обратился к ней и Бёрте за советом, когда расстался с Джамухой , своим другом, ставшим соперником. [ 34 ] Согласно « Тайной истории» , она также вырастила множество подкидышей в качестве сводных братьев и сестер для своих детей, но хронологические проблемы указывают на то, что самый известный, Сиги Кутуцю , на самом деле был воспитан Бёрте. [ 35 ]
После того, как Джамуха победил Темуджина при Далан Балжуте в 1187 году, многие из его последователей были отброшены его жестоким обращением с последователями Темучина. В их число входили Мюнглиг и его сыновья; их предыдущий отказ от семьи был проигнорирован, и их приветствовали до такой степени, что Хёэлюн вышла замуж за Мюнглиг в своем третьем и последнем браке. [ 36 ] В последующие годы, когда местонахождение и деятельность семьи Темюджина почти полностью неизвестны, вполне вероятно, что Хёэлюн устроила бракосочетание своего младшего сына Темуге и дочери Темюлен, как обычно делал их отец; она также сыграла важную роль в поддержании союзов, в то время как Темучжин бежал под защиту династии Цзинь в Китае . [ 37 ] Возможно, она сопровождала его, когда он вернулся в степь в 1196 году. [ 38 ]

Коронация Темуджина в 1206 году и присвоение ему титула Чингисхана предшествовали беспорядкам в личной жизни Хёэлюна. На курултае (большом собрании) новоиспеченный Чингисхан вручал награды тем, кто помогал ему во время его прихода к власти — двадцати один параграф « Тайной истории» посвящен описанию подробностей посвящений. [ 39 ] Сообщается, что Хёэлюн получила 10 000 последователей, но, поскольку они были предоставлены ей и ее младшему сыну Темюге совместно, она чувствовала, что награды недооценивают ее работу и достижения. Напротив, Мюнглигу была предоставлена привилегия сидеть по правую руку хана, что делало его вторым по влиятельности человеком в степи; В свете этих событий их брак, возможно, оказался под угрозой. [ 40 ]
Один из сыновей Мюнглига, шаман Кокечу, также бросил вызов трону Чингиса. Кокечу сумел отделить Чингиса от его братьев Касара и Темюге, которых Хёэлюн энергично защищал; позже она и Бёрте убедили Чингиса, что Кокечу необходимо уничтожить, чего Темюге добился в постановочном поединке по борьбе. [ 41 ] « Тайная история» утверждает, что Хёэлюн, измученная своими усилиями, вскоре умерла. Хотя некоторые историки, такие как Игорь де Рахевильц , назвали эту поэтическую мелодраму, о ее жизни больше ничего не известно. [ 42 ] Хээлюнь получила посмертное имя Императрица Сюаньи ( 宣懿皇后 Ко времени династии Юань ) . [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ На тот момент слово «монголы» относилось только к членам одного племени на северо-востоке Монголии; поскольку это племя сыграло центральную роль в формировании Монгольской империи , их название впоследствии стало использоваться для всех племен. [ 7 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рачневский 1991 , стр. x – xi.
- ^ Этвуд 2004 , с. 415.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 492–493.
- ^ Рачневский 1991 , стр. xiv – xvi.
- ^ Рачневский 1991 , с. 15; Этвуд 2004 , с. 456; Май 2018 , с. 20.
- ^ Бродбридж, 2018 , стр. 44–45.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 389–391.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 14–15; Бродбридж 2018 , с. 45.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 45; Май 2018 , с. 21.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 47; Май 2018 , с. 20.
- ^ Бродбридж, 2018 , стр. 46–47; Май 2018 г. , стр. 21–22.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 45.
- ^ Рачневский 1991 , с. 15.
- ^ Бродбридж, 2018 , стр. 45–46; Рачневский 1991 , стр. 15–16.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 46.
- ^ Этвуд 2004 , с. 97.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 17–19; Пеллио 1959 , стр. 284–287; Морган 1986 , с. 55.
- ^ Пеллиот 1959 , стр. 289–291; Человек 2004 , стр. 67–68; Рачневский 1991 , с. 17.
- ^ Brose 2014 , § «Молодой Темуджин»; Пеллио 1959 , с. 288.
- ^ Рачневский 1991 , с. 17.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 15–19.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 20–21; Бродбридж 2018 , с. 49.
- ^ Рачневский 1991 ; Бродбридж, 2018 г. , стр. 50–51.
- ^ Рачневский 1991 , с. 22; Май 2018 , с. 25; Тайная история, пер. Этвуд 2023 , § 71–73.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 22–23; Этвуд 2004 , стр. 97–98.
- ^ Brose 2014 , § «Молодой Темуджин»; Этвуд 2004 , с. 98.
- ^ Май 2018 , с. 25.
- ^ Вейт 2019 , стр. 120–121, 129.
- ^ Май 2018 г. , стр. 25–26.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 23–24; Тайная история, пер. Этвуд 2023 , §76–78; Вейт 2019 , с. 129.
- ^ Рачневский 1991 , с. 31; Бродбридж 2018 , с. 57.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 58.
- ^ Май 2018 г. , стр. 29–30; Бродбридж, 2018 г. , стр. 58–59.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 64.
- ^ Этвуд 2004 , с. 492; Рачневский 1993 , стр. 76–77.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 65.
- ^ Бродбридж, 2018 , стр. 65–66; Рачневский 1991 , стр. 48–50.
- ^ Бродбридж, 2018 , стр. 66–67.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 69; Рачневский 1991 , с. 90.
- ^ Бродбридж 2018 , с. 69; Рачневский 1991 , стр. 95, 98.
- ^ Биран 2012 , стр. 44–45; Бродбридж, 2018 г. , стр. 69–70.
- ^ Этвуд 2004 , с. 416; Бродбридж 2018 , с. 71.
- ^ Ке 1920 , том. 104.
Источники
[ редактировать ]- Этвуд, Кристофер П. (2004). Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Нью-Йорк: факты в архиве . ISBN 978-0-8160-4671-3 . Проверено 2 марта 2022 г.
- Тайная история монголов . Перевод Этвуда, Кристофера. Лондон: Классика пингвинов . 2023. ISBN 978-0-2411-9791-2 .
- Биран, Михал (2012). Чингисхан . Создатели мусульманского мира. Лондон: Публикации Oneworld . ISBN 978-1-78074-204-5 .
- Бродбридж, Энн Ф. (2018). Женщины и становление Монгольской империи . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Грейт-Баррингтон : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-1086-3662-9 .
- Броуз, Майкл К. (2014). «Чингис (Чингис) Хан» (электронная книга) . В Брауне, Керри (ред.). Беркширский словарь китайской биографии . Грейт-Баррингтон : Издательская группа Berkshire . ISBN 978-1-933782-66-9 .
- Кэ Шаомин (1920). « Том 104: Биографии 1: Императрицы и супруги ». новая история [ Новая история Юаня ]. Двадцать пять историй (на китайском языке).
- Мэй, Тимоти (2018). «Монголы за пределами Монголии». Монгольская империя . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . стр. 44–75. doi : 10.3366/j.ctv1kz4g68 (неактивен с 5 апреля 2024 г.). ISBN 9780748642373 . JSTOR 10.3366/j.ctv1kz4g68.11 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - Мужчина, Джон (2004). Чингисхан: жизнь, смерть и воскресение . Лондон: Бантам Пресс . ISBN 978-0-3123-1444-6 .
- Морган, Дэвид (1986). Монголы . Народы Европы. Оксфорд: Издательство Блэквелл . ISBN 978-0-631-17563-6 .
- Пеллиот, Пол (1959). Заметки о Марко Поло . Полет. I. Париж: Национальная империя . OCLC 1741887 .
- Рачневский, Павел (1991). Чингисхан: его жизнь и наследие . Перевод Томаса Хейнинга . Оксфорд: Издательство Блэквелл . ISBN 978-06-31-16785-3 .
- Рачневский, Павел (1993). «Ящик Сиги (ок. 1180–1260)». В Рачевильце, Игорь (ред.). На службе хану: Выдающиеся личности раннемонголо-юаньского периода (1200-1300) . Висбаден : Harrassowitz Verlag . стр. 75–94. ISBN 9783447033398 .
- Вейт, Вероника (2019). «Сила женщин во времена Монгольской империи». В Баркманне, Удо; Альтангерель, Ганчимег (ред.). Семья и общество: трансформации в Монголии процесс (на немецком языке). Мюнстер : LIT Verlag . стр. 107–130. ISBN 978-3-6431-4363-1 .