Алтан Тобчи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |

Алтан Тобчи , или Золотое резюме ( монгольское письмо : ᠠᠯᠲᠠᠨ ᠲᠣᠪᠴᠢ Алтан Тобчи ; [ 1 ] Монгольская кириллица : Алтан товч , Алтан товч ) — монгольская летопись XVII века, написанная Гуушем Лувсанданзаном. Его полное название: « Здесь содержится золотое изложение принципов государственного управления, установленных ханами» древними . Произведение также называется Лу Алтан Тобчи ( монгольское письмо : Лу Алтан Тобчи ). [ 1 ] Монгольская кириллица : Лу Алтан товч , Лу Алтан товч ) в честь автора, чтобы отличить его от предыдущих произведений с аналогичными названиями.
Обычно она считается второй по достоинству после « Тайной истории монголов» как историческая хроника и произведение классической литературы Монголии. На самом деле произведение особенное тем, что оно содержит 233 из 282 глав « Тайной истории» не только дословно, но и с дополнительными подробностями в отдельных частях. Он также важен тем, что является основным источником знаний о «Чингисийн Билиг» или «Мудрости Чингиса» , кодексе этического поведения, специально предназначенном для будущих поколений монгольской правящей знати. Герцог Джамиан обнаружил и привез оригинальную рукописную копию «Алтан Тобчи» в Улан-Батор в 1926 году от тайджи (принца чингизидов) по имени Дари, жившего в провинции Дорнод, Монголия . Он был углубленно изучен Джамсрангиином Цэвеном и Бямбыном Ринченом и переведен на английский язык Чарльзом Боуденом в 1955 году. Это один из наиболее часто цитируемых источников в монгольских публикациях. [ нужна ссылка ]
Содержание
[ редактировать ]«Алтан Тобчи» состоит из трех основных разделов, которые существенно отличаются друг от друга, но, тем не менее, сплетены в единое целое, чтобы удовлетворить цель Лувсанданзана - предоставить краткое изложение государственной идеологии Монголии того времени. Он начинается с мифологической генеалогии происхождения Борте Чино, предка Чингисхана , от короля Индии Махасаммади и различных тибетских правителей, таких как Намри Сонгцен (дед Борте Чино и отец Тенгри Хана ). Этот первый раздел представляет собой благочестивую буддийскую попытку связать монгольское государство с легендарными царями Чакраварти . В следующем основном разделе следует летопись, состоящая из 233 глав «Тайной истории», перемежающихся дополнительными материалами, которые добавляют особую ценность «Алтан Тобчи». Именно в этот второй основной раздел добавлен труд XIII-XIV веков под названием «Мудрый спор мальчика-сироты с девятью генералами Чингиса». Также во втором разделе, после «Мудрых дебатов мальчика-сироты», находится еще одна независимая работа, посвященная беседам Чингисхана с его девятью генералами, за которой следует целый раздел, содержащий «Мудрость Чингисхана». Второй основной раздел завершается главами «Тайной истории», посвященными последним деяниям и смерти Чингисхана. Третий и последний раздел «Алтан Тобчи» включает очень краткую летопись Династия Юань, за которой следует довольно подробный отчет о династии Северная Юань до ее падения со смертью Лигдан- хана в 1634 году. За третьим разделом следует краткое изложение Золотого резюме, заявление о личности автора и красноречивая молитва, направленная «духам ханов, произошедшим от могучего Тенгри ».
Цель
[ редактировать ]В целом «Алтан Тобчи» не является религиозным текстом ни тибетского буддизма, ни широко развитого шаманского культа Чингисхана. Оно в основном светское и занимается делами государства. Буддийское введение не имеет отношения к основной теме работы. Это не свод законов, хотя указы Чингисхана включены в раздел «Тайная история». Примеры кодифицированного кочевнического права существуют отдельно и включают Кодекс Алтан-хана (ок. 1577 г.) и Пергаментные законы Халхи ( 1570-1639 гг.). Это не простой список царей, от легендарных царей Чакраварти до Лигдан-хана. Хотя в названии говорится, что речь идет о «управлении государством», эта работа не является политической философией или трактатом, посвященным махинациям с законодательными, исполнительными и судебными функциями государства. В нем не рассматривается подробно какая-либо государственная политика (например, система ретрансляционных постов или военная стратегия). Скорее, эта работа явно задумана как руководство по этике для монгольской знати с особым упором на сохранение единства государства. Работа носит по существу дидактический и обучающий характер. Его кодекс поведения во многом аналогичен Путь самурая и рыцарство . Хотя почти весь этический кодекс, содержащийся в «Алтан Тобчи», является подлинно монгольским или кочевническим и, таким образом, происходит из высказываний Чингисхана или кочевой традиции, здесь и там есть также несколько цитат, взятых из индийских этических трудов и тибетских произведений династии Юань. вдохновленная государственная идеология (т.е. Учение двух орденов Хубилай-хана ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Темурпуурбу], [Лобсангданджин; белетегсен Итак. Цирбату ; эрхелегесен Бу. «Эртрн-у кад-ун ундусулегсен тцрш йосон-у джокиял-и тобчилан курияджсан Алтан тобчи кемеку . оросибай » Проверено 12 февраля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст на монгольской кириллице, www.asuult.net.
- Версия 1604 года с возможностью поиска на монгольском языке, Университет Рицумейкан
- Версия 1604 года с возможностью поиска на монгольском языке (альтернативный макет), Университет Рицумейкан