Jump to content

Рашид ад-Дин Хамадани

(Перенаправлено от Рашид ад-Дина Табиба )
Рашид ад-Дин Хамадани
Рожденный 1247
Умер 1318
Тебриз , Ильханство Иран
Род занятий Историк, Врач, Государственный деятель
Академическая работа
Эра Ильханский период
Основные интересы История, Медицина
Известные работы Джамих ат-Таварих

Рашид ад-Дин Табиб ( персидский : Рашид ад-Дин Табиб ; 1247–1318; также известный как Рашид ад-Дин Фадлулла Хамадани , персидский: Рашид ад-Дин Фадлулла Хамадани ) был государственным деятелем, историком и врачом в Ильханате Иран. [ 1 ]

Приняв ислам из иудаизма к 30 годам в 1277 году, Рашид ад-Дин стал могущественным визирем Ильхана Газана . Газан поручил ему написать « Джамих ат-Таварих» , который теперь считается наиболее важным источником по истории периода Ильханата и Монгольской империи . [ 2 ] Он сохранял свою должность визиря до 1316 года.

После обвинения в отравлении царя Ильханидов Оляйту он был казнен в 1318 году. [ 2 ]

Историк Моррис Россаби называет Рашид ад-Дина «возможно, самой выдающейся фигурой в Персии во время монгольского правления». [ 3 ] Он был плодовитым писателем и основал академический фонд Раби Рашиди в Тебризе .

Биография

[ редактировать ]
Чингисхан (в центре) на коронации своего сына Угедея, иллюстрация Рашид ад-Дина, начало XIV века.
Монгольские солдаты в Джамих ат-Таварих Рашид ад-Дина, БНФ. РС. Персидское приложение 1113. 1430-1434 гг. н.э.

Рашид ад-Дин родился в 1247 году в персидско-еврейской семье из провинции Хамадан . Его дед был придворным основателя Ильханата Хулагу-хана , а отец Рашид ад-Дина был аптекарем при дворе. Он принял ислам примерно в тридцать лет. [ 4 ]

Рашид получил медицинское образование и начал службу под руководством сына Хулагу, Абака-хана . Он дослужился до должности великого визиря двора Ильханидов в Солтании , недалеко от Казвина . Он служил визирем и врачом при Ильханах Газане и Оляйту, прежде чем попал в руки придворных интриг во время правления Абу Саида Бахадур-хана , министры которого убили его в возрасте семидесяти лет. Его сын, Гият ад-Дин Мухаммад , некоторое время служил визирем после него.

Джамих ат-Таварих

[ редактировать ]

Джамих ат-Таварих «Сборник хроник» был заказан Газаном и первоначально представлял собой историю монголов и их династии, но постепенно расширился, включив в себя всю историю со времен Адама до времен Рашид ад-Дина.

Рашиду помогал Болад , монгольский дворянин, который был посланником Великого хана при дворе Ильханидов. Болад предоставил ему много информации о монголах.

Компендиум был завершен между 1307 и 1316 годами, во время правления Оляйту.

Мастерская каллиграфии: Раб и-Рашиди

[ редактировать ]

Работа была выполнена в тщательно продуманном скрипториуме Раби Рашиди в Казвине , где для создания богато иллюстрированных книг была нанята большая команда каллиграфов и иллюстраторов. Эти книги также можно было копировать с сохранением точности, используя печатный процесс, импортированный из Китая.

Хулагу-хан со своей восточно-христианской женой Докуз-хатун . Хулагу завоевал мусульманскую Сирию в сотрудничестве с христианскими силами из Киликийской Армении , Грузии и Антиохии . Из работы Рашид ад-Дина.

Работа находилась на момент завершения, c. 1307 г. , монументальных размеров. Некоторые разделы не сохранились и не были обнаружены. Части Джамих ат-Тавариха сохранились в виде богато иллюстрированных рукописей, которые, как полагают, были созданы при жизни Рашида и, возможно, под его непосредственным руководством в мастерской Раби-э Рашиди. [ 5 ]

Историографическое значение

[ редактировать ]

Тома I и II « Джамих ат-Таварих» сохранились и имеют большое значение для изучения Ильханата. Том I «содержит историю тюркских и монгольских племен, включая их племенные легенды, генеалогии, мифы и историю монгольских завоеваний со времен Чингисхана до конца правления Газан-хана», [ 6 ] в то время как том II описывает «историю всех народов, с которыми монголы воевали или с которыми они обменивались посольствами». [ 6 ] В своем повествовании вплоть до правления Мункэ-хана (1251–1259) Ата-Малик Джувейни был основным источником Рашид ад-Дина; однако он также использовал многочисленные ныне утерянные дальневосточные и другие источники. Джамих ат-Таварих , пожалуй, единственный наиболее полный персидский источник по монгольскому периоду. В период правления Чингисхана в число его источников входила ныне утраченная Алтан Дебтер «Золотая книга». Его отношение к периоду Ильханидов кажется предвзятым, поскольку он был высокопоставленным чиновником, однако этот период до сих пор считается наиболее ценным письменным источником династии.

Третий том либо утерян, либо так и не был завершен; его темой была «историческая география». [ 6 ]

Самым важным историографическим наследием Джами ат-Тавариха, возможно, является документирование культурного смешения и последующего динамизма, которые привели к величию последующих Тимуридов , Сефевидского Ирана , Каджара и Османской империй , многие аспекты которых были переданы в Европу и оказал влияние на эпоху Возрождения . Это было результатом географического расширения Монгольской империи и наиболее ярко отражено в этой работе Рашид ад-Дина. Текст описывает различные народы, с которыми монголы вступали в контакт, и представляет собой одну из первых попыток выйти за рамки единой культурной перспективы и рассматривать историю в универсальном масштабе. Джами . пытались представить историю всего мира той эпохи [ 6 ] хотя многие части утеряны.

Один из томов Джами ат-Тавариха посвящен обширной Истории франков (1305/1306), возможно, основанной на информации от европейцев, работавших при Ильханидах, таких как Изол Пизан или монахи-доминиканцы , что в целом является последовательным описанием. со многими подробностями о политической организации Европы, использовании Mappae mundi моряками итальянскими и хронологии правления , взятой из хроники Мартина Опавского. (ум. 1278). [ 7 ]

Передача книг: печать и перевод

[ редактировать ]
Монгольская конница преследует врага.
Газан на своей лошади. Рашид ад-Дин, Джамих ат-Таварих .

Рашид ад-Дин также собрал все свои сочинения в один том под названием « Джами аль-Тасаниф ар-Рашиди» («Собрание сочинений Рашида»), дополненный картами и иллюстрациями. Некоторые из его коротких работ по медицине и государственному управлению были даже переведены на китайский язык . Всем желающим был предоставлен доступ к его произведениям и предложено их копировать. Чтобы облегчить это, он выделил фонд для оплаты ежегодной транскрипции двух полных рукописей своих произведений, одной на арабском и одной на персидском языке.

Процесс печати, используемый в мастерской, был описан Рашид ад-Дином и очень похож на процессы, использовавшиеся на крупных полиграфических предприятиях в Китае при Фэн Дао (932–953):

[Когда] требовалась какая-либо книга, искусный каллиграф делал копию на табличках и тщательно исправлял корректоры, имена которых были написаны на обратной стороне табличек. Затем буквы были вырезаны опытными граверами, и все страницы книг последовательно пронумерованы. После завершения работы таблички помещались в запечатанные пакеты, чтобы их хранили надежные люди, и если кому-то требовалась копия книги, он платил установленные правительством сборы. Таблетки затем доставали из пакетов и накладывали на листы бумаги для получения желаемых отпечатанных листов. Таким образом, изменения не могли быть внесены, и документы могли быть переданы точно. [ 8 ] В соответствии с этой системой он делал копии, одалживал их друзьям и убеждал их расшифровать их и вернуть оригиналы. У него были арабские переводы произведений, написанных им на персидском языке, а также персидские переводы произведений, написанных на арабском языке. Когда переводы были готовы, он передал их в мечети библиотеку Раби-Рашиди . [ 6 ]

Обвинения в авторстве и плагиате

[ редактировать ]

Авторство Джамих ат-Тавариха подвергается сомнению по нескольким причинам.

Абу аль-Касим Кашани (ум. 1324), написавший самый важный из сохранившихся современных источников об Ольджайту, утверждал, что он сам был истинным автором « Джамих ат-Таварих» , «в котором Рашид ад-Дин украл не только славу но также и весьма значительные финансовые вознаграждения». [ 2 ]

Согласно Энциклопедии Ираника , «Хотя нет особых оснований сомневаться в общем авторстве Рашид ад-Дина « Джамих ат-Таварих» , работа обычно считается коллективной работой, частично выполненной научными сотрудниками». [ 9 ] Кашани, возможно, был одним из таких помощников. [ 9 ]

Некоторые также утверждали, что это был перевод монгольского оригинала. [ 2 ]

Авторство его писем

[ редактировать ]

Ученые спорят о том, являются ли письма Рашид ад-Дина подделкой или нет. По словам Дэвида Моргана в «Монголах» , [ 10 ] Александр Мортон показал, что это подделка, вероятно, периода Тимуридов . [ 11 ] Одним из ученых, пытавшихся защитить подлинность писем, является Аболала Судовар. [ 12 ]

Поэма Фахлави

[ редактировать ]

У него есть некоторые фахлавиаты , по-видимому, на его родном диалекте: полустих под названием забан-е фахлави (1976, I, стр. 290), четверостишие с наименованием бейт-эфахлави и еще одно полустихие под названием забан-э пехлеви («язык фахлави»). "). [ 13 ]

Потеря влияния и смерть

[ редактировать ]
Монгольский . правитель Газан изучает Коран

В 1312 году его соратник Саад-ад-Дин Мохаммад Аваджи отошел от власти и был заменен Тадж-ад-Дином Али-Шахом Джилани . Затем, в 1314 году, Оляйту умер, и власть перешла к его сыну Абу Саиду Бахадур-хану, который встал на сторону Али-шаха. В 1318 году Рашид ад-Дину было предъявлено обвинение в отравлении Оляйту, и он был казнен 13 июля в возрасте семидесяти лет. [ 14 ] Его еврейское происхождение неоднократно упоминалось в суде. После казни его голову носили по городу, и люди скандировали: «Это голова еврея, который поругал имя Божие, да будет на нем проклятие Божие». [ 15 ]

Его имущество было конфисковано, а Раби-Рашиди со скрипторием и драгоценными копиями переданы монгольским солдатам. Столетие спустя, во время правления Тимура сына Миран Шаха , кости Рашид ад-Дина были эксгумированы на мусульманском кладбище и перезахоронены на еврейском кладбище. [ 16 ]

Национально-политические мысли

[ редактировать ]

Рашид ад-Дин был иранским патриотом, а также поклонником иранских государственных традиций. Имя «Иран» упоминается в его «Джами ат-таварих» , и он выказывал неприязнь к монголам (которых они называли тюрками). [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Рашид ад-Дин" . Британская энциклопедия . 2007. Британская энциклопедия Интернет. По состоянию на 11 апреля 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Морган, Д.О. (1994). «Рашид ад-Дин Табиб». Энциклопедия ислама . Том 8 (2-е изд.). Академическое издательство «Брилл». стр. 145–148. ISBN  9004098348 .
  3. ^ Чингисхан: Завоеватель мира? (Введение Морриса Россаби) (PDF) . www.blackwellpublishing.com.
  4. ^ Джордж Лейн, Чингисхан и монгольское правление, Hackett Publishing, 2009, стр.121.
  5. ^ Большая литература по этим вопросам включает: С. Блэр, Сборник хроник: Иллюстрированная история мира Рашид ад-Дина , 1995, 2006 г. ISBN   1-874780-65-X (содержит полный комплект фолиантов из коллекции Халили с обсуждением произведения в целом); Б. Грей, «Всемирная история» Рашид ад-Дина: исследование рукописи Королевского азиатского общества , Фабер, 1978 г. ISBN   0-571-10918-7 . Подробнее смотрите в статье о работе
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Лунде, Пол; Мацзави, Розалинда (1981). «История мира» . Саудовская Арамко Мир . 32 (1).
  7. ^ Джексон, стр.329–330.
  8. ^ Джозеф Нидэм , Наука и цивилизация в Китае . т.5, «Бумага и печать», изд. Цянь Цуэнь-сюй . Издательство Кембриджского университета, 1985. с. 306–307.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Джаме ат-Таварих» в Энциклопедии Ираника
  10. ^ Монголы (2-е изд.). п. 183.
  11. ^ Мортон, АХ (1999). «Письма Рашид ад-Дина: факт Ильханидов или вымысел Тимуридов?». В Амитай-Прейсс, Р.; Морган, DO (ред.). Монгольская империя и ее наследие . Лейден: Брилл. стр. 155–199. ISBN  90-04-11048-8 .
  12. ^ Судовар, Аболала (2003). «В защиту Рашид-од-дина и его писем». Студия Ираника . 32 : 77–122. дои : 10.2143/SI.32.1.262 .
  13. ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org .
  14. ^ Льюис, Бернард (2014). Евреи ислама . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-2029-0 . , с. 101.
  15. ^ Литтман, Дэвид (1979). Евреи под властью мусульман: случай Персии . Институт современной истории. , страница 3.
  16. ^ [ Дуглас, Уильям О. (1958). К западу от Инда . Даблдэй. , с. 417]
  17. ^ ПЕТРУШЕВСКИЙ ИП (1 января 1970 г.). «ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА РАШИДА АД-ДЕНА». Центральноазиатский журнал . 14 (1/3): 148–162. JSTOR   41926869 .
    • Хотя Рашид ад-Дин происходил из семьи еврейского происхождения, тем не менее в своей переписке (как и в « Джами ат-таварих ») он неизменно выступает как ярый мусульманин-суннит и иранский патриот, почитатель иранских государственных традиций.
    • Равным образом и государство Ильханов было для Рашид ад-Дина не монгольским улусом, а «государством Ирана» (Мамалик-и Иран) (...)
    • В «Джами ат-таварих» , труде полуофициальной историографии, эта иранская патриотическая тенденция проявляется лишь кое-где, и то в замаскированной форме. В своих письмах Рашид ад-Дин более откровенен. Там он резко говорит о тюрках (т.е. о монголах) как о тиранах и угнетателях иранских райятов. Нелюбовь Рашид ад-Дина к тюркам объяснялась еще и тем, что при последних ильханах основным носителем центробежной тенденции и волевым элементом, не всегда послушным центральной власти, в лице ильхана была монголо-тюркская племенная аристократия. . В письме Рашид ад-Дин называет турецких (= монгольских) амиров «чистыми мошенниками и пособниками дьявола».

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c3d0e1217a8ed46f7848f509541065d__1724491800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/5d/9c3d0e1217a8ed46f7848f509541065d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rashid al-Din Hamadani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)