Рашид ад-Дин Хамадани
Рашид ад-Дин Хамадани | |
---|---|
Рожденный | 1247 |
Умер | 1318 Тебриз , Ильханство Иран |
Род занятий | Историк, Врач, Государственный деятель |
Академическая работа | |
Эра | Ильханский период |
Основные интересы | История, Медицина |
Известные работы | Джамих ат-Таварих |
Рашид ад-Дин Табиб ( персидский : Рашид ад-Дин Табиб ; 1247–1318; также известный как Рашид ад-Дин Фадлулла Хамадани , персидский: Рашид ад-Дин Фадлулла Хамадани ) был государственным деятелем, историком и врачом в Ильханате Иран. [ 1 ]
Приняв ислам из иудаизма к 30 годам в 1277 году, Рашид ад-Дин стал могущественным визирем Ильхана Газана . Газан поручил ему написать « Джамих ат-Таварих» , который теперь считается наиболее важным источником по истории периода Ильханата и Монгольской империи . [ 2 ] Он сохранял свою должность визиря до 1316 года.
После обвинения в отравлении царя Ильханидов Оляйту он был казнен в 1318 году. [ 2 ]
Историк Моррис Россаби называет Рашид ад-Дина «возможно, самой выдающейся фигурой в Персии во время монгольского правления». [ 3 ] Он был плодовитым писателем и основал академический фонд Раби Рашиди в Тебризе .
Биография
[ редактировать ]
Рашид ад-Дин родился в 1247 году в персидско-еврейской семье из провинции Хамадан . Его дед был придворным основателя Ильханата Хулагу-хана , а отец Рашид ад-Дина был аптекарем при дворе. Он принял ислам примерно в тридцать лет. [ 4 ]
Рашид получил медицинское образование и начал службу под руководством сына Хулагу, Абака-хана . Он дослужился до должности великого визиря двора Ильханидов в Солтании , недалеко от Казвина . Он служил визирем и врачом при Ильханах Газане и Оляйту, прежде чем попал в руки придворных интриг во время правления Абу Саида Бахадур-хана , министры которого убили его в возрасте семидесяти лет. Его сын, Гият ад-Дин Мухаммад , некоторое время служил визирем после него.
Джамих ат-Таварих
[ редактировать ]Джамих ат-Таварих «Сборник хроник» был заказан Газаном и первоначально представлял собой историю монголов и их династии, но постепенно расширился, включив в себя всю историю со времен Адама до времен Рашид ад-Дина.
Рашиду помогал Болад , монгольский дворянин, который был посланником Великого хана при дворе Ильханидов. Болад предоставил ему много информации о монголах.
Компендиум был завершен между 1307 и 1316 годами, во время правления Оляйту.
Мастерская каллиграфии: Раб и-Рашиди
[ редактировать ]Работа была выполнена в тщательно продуманном скрипториуме Раби Рашиди в Казвине , где для создания богато иллюстрированных книг была нанята большая команда каллиграфов и иллюстраторов. Эти книги также можно было копировать с сохранением точности, используя печатный процесс, импортированный из Китая.
Работа находилась на момент завершения, c. 1307 г. , монументальных размеров. Некоторые разделы не сохранились и не были обнаружены. Части Джамих ат-Тавариха сохранились в виде богато иллюстрированных рукописей, которые, как полагают, были созданы при жизни Рашида и, возможно, под его непосредственным руководством в мастерской Раби-э Рашиди. [ 5 ]
Историографическое значение
[ редактировать ]Тома I и II « Джамих ат-Таварих» сохранились и имеют большое значение для изучения Ильханата. Том I «содержит историю тюркских и монгольских племен, включая их племенные легенды, генеалогии, мифы и историю монгольских завоеваний со времен Чингисхана до конца правления Газан-хана», [ 6 ] в то время как том II описывает «историю всех народов, с которыми монголы воевали или с которыми они обменивались посольствами». [ 6 ] В своем повествовании вплоть до правления Мункэ-хана (1251–1259) Ата-Малик Джувейни был основным источником Рашид ад-Дина; однако он также использовал многочисленные ныне утерянные дальневосточные и другие источники. Джамих ат-Таварих , пожалуй, единственный наиболее полный персидский источник по монгольскому периоду. В период правления Чингисхана в число его источников входила ныне утраченная Алтан Дебтер «Золотая книга». Его отношение к периоду Ильханидов кажется предвзятым, поскольку он был высокопоставленным чиновником, однако этот период до сих пор считается наиболее ценным письменным источником династии.
Третий том либо утерян, либо так и не был завершен; его темой была «историческая география». [ 6 ]
Самым важным историографическим наследием Джами ат-Тавариха, возможно, является документирование культурного смешения и последующего динамизма, которые привели к величию последующих Тимуридов , Сефевидского Ирана , Каджара и Османской империй , многие аспекты которых были переданы в Европу и оказал влияние на эпоху Возрождения . Это было результатом географического расширения Монгольской империи и наиболее ярко отражено в этой работе Рашид ад-Дина. Текст описывает различные народы, с которыми монголы вступали в контакт, и представляет собой одну из первых попыток выйти за рамки единой культурной перспективы и рассматривать историю в универсальном масштабе. Джами . пытались представить историю всего мира той эпохи [ 6 ] хотя многие части утеряны.
Один из томов Джами ат-Тавариха посвящен обширной Истории франков (1305/1306), возможно, основанной на информации от европейцев, работавших при Ильханидах, таких как Изол Пизан или монахи-доминиканцы , что в целом является последовательным описанием. со многими подробностями о политической организации Европы, использовании Mappae mundi моряками итальянскими и хронологии правления , взятой из хроники Мартина Опавского. (ум. 1278). [ 7 ]
Передача книг: печать и перевод
[ редактировать ]
Рашид ад-Дин также собрал все свои сочинения в один том под названием « Джами аль-Тасаниф ар-Рашиди» («Собрание сочинений Рашида»), дополненный картами и иллюстрациями. Некоторые из его коротких работ по медицине и государственному управлению были даже переведены на китайский язык . Всем желающим был предоставлен доступ к его произведениям и предложено их копировать. Чтобы облегчить это, он выделил фонд для оплаты ежегодной транскрипции двух полных рукописей своих произведений, одной на арабском и одной на персидском языке.
Процесс печати, используемый в мастерской, был описан Рашид ад-Дином и очень похож на процессы, использовавшиеся на крупных полиграфических предприятиях в Китае при Фэн Дао (932–953):
[Когда] требовалась какая-либо книга, искусный каллиграф делал копию на табличках и тщательно исправлял корректоры, имена которых были написаны на обратной стороне табличек. Затем буквы были вырезаны опытными граверами, и все страницы книг последовательно пронумерованы. После завершения работы таблички помещались в запечатанные пакеты, чтобы их хранили надежные люди, и если кому-то требовалась копия книги, он платил установленные правительством сборы. Таблетки затем доставали из пакетов и накладывали на листы бумаги для получения желаемых отпечатанных листов. Таким образом, изменения не могли быть внесены, и документы могли быть переданы точно. [ 8 ] В соответствии с этой системой он делал копии, одалживал их друзьям и убеждал их расшифровать их и вернуть оригиналы. У него были арабские переводы произведений, написанных им на персидском языке, а также персидские переводы произведений, написанных на арабском языке. Когда переводы были готовы, он передал их в мечети библиотеку Раби-Рашиди . [ 6 ]
Обвинения в авторстве и плагиате
[ редактировать ]Авторство Джамих ат-Тавариха подвергается сомнению по нескольким причинам.
Абу аль-Касим Кашани (ум. 1324), написавший самый важный из сохранившихся современных источников об Ольджайту, утверждал, что он сам был истинным автором « Джамих ат-Таварих» , «в котором Рашид ад-Дин украл не только славу но также и весьма значительные финансовые вознаграждения». [ 2 ]
Согласно Энциклопедии Ираника , «Хотя нет особых оснований сомневаться в общем авторстве Рашид ад-Дина « Джамих ат-Таварих» , работа обычно считается коллективной работой, частично выполненной научными сотрудниками». [ 9 ] Кашани, возможно, был одним из таких помощников. [ 9 ]
Некоторые также утверждали, что это был перевод монгольского оригинала. [ 2 ]
Авторство его писем
[ редактировать ]Ученые спорят о том, являются ли письма Рашид ад-Дина подделкой или нет. По словам Дэвида Моргана в «Монголах» , [ 10 ] Александр Мортон показал, что это подделка, вероятно, периода Тимуридов . [ 11 ] Одним из ученых, пытавшихся защитить подлинность писем, является Аболала Судовар. [ 12 ]
Поэма Фахлави
[ редактировать ]У него есть некоторые фахлавиаты , по-видимому, на его родном диалекте: полустих под названием забан-е фахлави (1976, I, стр. 290), четверостишие с наименованием бейт-эфахлави и еще одно полустихие под названием забан-э пехлеви («язык фахлави»). "). [ 13 ]
Потеря влияния и смерть
[ редактировать ]
В 1312 году его соратник Саад-ад-Дин Мохаммад Аваджи отошел от власти и был заменен Тадж-ад-Дином Али-Шахом Джилани . Затем, в 1314 году, Оляйту умер, и власть перешла к его сыну Абу Саиду Бахадур-хану, который встал на сторону Али-шаха. В 1318 году Рашид ад-Дину было предъявлено обвинение в отравлении Оляйту, и он был казнен 13 июля в возрасте семидесяти лет. [ 14 ] Его еврейское происхождение неоднократно упоминалось в суде. После казни его голову носили по городу, и люди скандировали: «Это голова еврея, который поругал имя Божие, да будет на нем проклятие Божие». [ 15 ]
Его имущество было конфисковано, а Раби-Рашиди со скрипторием и драгоценными копиями переданы монгольским солдатам. Столетие спустя, во время правления Тимура сына Миран Шаха , кости Рашид ад-Дина были эксгумированы на мусульманском кладбище и перезахоронены на еврейском кладбище. [ 16 ]
Национально-политические мысли
[ редактировать ]Рашид ад-Дин был иранским патриотом, а также поклонником иранских государственных традиций. Имя «Иран» упоминается в его «Джами ат-таварих» , и он выказывал неприязнь к монголам (которых они называли тюрками). [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Рашид ад-Дин" . Британская энциклопедия . 2007. Британская энциклопедия Интернет. По состоянию на 11 апреля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Морган, Д.О. (1994). «Рашид ад-Дин Табиб». Энциклопедия ислама . Том 8 (2-е изд.). Академическое издательство «Брилл». стр. 145–148. ISBN 9004098348 .
- ^ Чингисхан: Завоеватель мира? (Введение Морриса Россаби) (PDF) . www.blackwellpublishing.com.
- ^ Джордж Лейн, Чингисхан и монгольское правление, Hackett Publishing, 2009, стр.121.
- ^ Большая литература по этим вопросам включает: С. Блэр, Сборник хроник: Иллюстрированная история мира Рашид ад-Дина , 1995, 2006 г. ISBN 1-874780-65-X (содержит полный комплект фолиантов из коллекции Халили с обсуждением произведения в целом); Б. Грей, «Всемирная история» Рашид ад-Дина: исследование рукописи Королевского азиатского общества , Фабер, 1978 г. ISBN 0-571-10918-7 . Подробнее смотрите в статье о работе
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лунде, Пол; Мацзави, Розалинда (1981). «История мира» . Саудовская Арамко Мир . 32 (1).
- ^ Джексон, стр.329–330.
- ^ Джозеф Нидэм , Наука и цивилизация в Китае . т.5, «Бумага и печать», изд. Цянь Цуэнь-сюй . Издательство Кембриджского университета, 1985. с. 306–307.
- ^ Перейти обратно: а б «Джаме ат-Таварих» в Энциклопедии Ираника
- ^ Монголы (2-е изд.). п. 183.
- ^ Мортон, АХ (1999). «Письма Рашид ад-Дина: факт Ильханидов или вымысел Тимуридов?». В Амитай-Прейсс, Р.; Морган, DO (ред.). Монгольская империя и ее наследие . Лейден: Брилл. стр. 155–199. ISBN 90-04-11048-8 .
- ^ Судовар, Аболала (2003). «В защиту Рашид-од-дина и его писем». Студия Ираника . 32 : 77–122. дои : 10.2143/SI.32.1.262 .
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org .
- ^ Льюис, Бернард (2014). Евреи ислама . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2029-0 . , с. 101.
- ^ Литтман, Дэвид (1979). Евреи под властью мусульман: случай Персии . Институт современной истории. , страница 3.
- ^ [ Дуглас, Уильям О. (1958). К западу от Инда . Даблдэй. , с. 417]
- ^ ПЕТРУШЕВСКИЙ ИП (1 января 1970 г.). «ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА РАШИДА АД-ДЕНА». Центральноазиатский журнал . 14 (1/3): 148–162. JSTOR 41926869 .
- Хотя Рашид ад-Дин происходил из семьи еврейского происхождения, тем не менее в своей переписке (как и в « Джами ат-таварих ») он неизменно выступает как ярый мусульманин-суннит и иранский патриот, почитатель иранских государственных традиций.
- Равным образом и государство Ильханов было для Рашид ад-Дина не монгольским улусом, а «государством Ирана» (Мамалик-и Иран) (...)
- В «Джами ат-таварих» , труде полуофициальной историографии, эта иранская патриотическая тенденция проявляется лишь кое-где, и то в замаскированной форме. В своих письмах Рашид ад-Дин более откровенен. Там он резко говорит о тюрках (т.е. о монголах) как о тиранах и угнетателях иранских райятов. Нелюбовь Рашид ад-Дина к тюркам объяснялась еще и тем, что при последних ильханах основным носителем центробежной тенденции и волевым элементом, не всегда послушным центральной власти, в лице ильхана была монголо-тюркская племенная аристократия. . В письме Рашид ад-Дин называет турецких (= монгольских) амиров «чистыми мошенниками и пособниками дьявола».
Источники
[ редактировать ]- Ашраф, Ахмад (2006). «Иранская идентичность III. Средневековый исламский период» . Энциклопедия Ираника, Том. XIII, Фаск. 5 . стр. 507–522.
- Бабайе, Сьюзен (2019). Иран после монголов . Издательство Блумсбери. стр. 1–320. ISBN 9781786736017 .
- Бойл, Джон Эндрю (1971). «Рашид ад-Дин: первый мировой историк» . Иран . 9 :19–26. дои : 10.2307/4300435 . ISSN 0578-6967 . JSTOR 4300435 .
- Брегель, Юрий (1999). «Рашид ад-Дин, Фазлаллах» . Энциклопедия историков и исторических сочинений . Лондон: Фицрой Дирборн. стр. 982–983. ISBN 9781884964336 .
- Джексон, Питер (2017). Монголы и исламский мир: от завоевания к обращению . Издательство Йельского университета. стр. 1–448. ISBN 9780300227284 . JSTOR 10.3366/j.ctt1n2tvq0 . ( требуется регистрация )
- Лейн, Джордж Э. (2012). «Монголы в Иране». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 .
- Комарофф, Линда (2012). За пределами наследия Чингисхана . Брилл. стр. 1–678. ISBN 9789004243408 .
- Мелвилл, Чарльз (2012). Персидская историография: история персидской литературы . Издательство Блумсбери. стр. 1–784. ISBN 9780857723598 .
- Мортон, AH (2001). «Письма Рашид ад-Дина: факт Ильханидов или вымысел Тимуридов?» . Монгольская империя и ее наследие : 155–199. дои : 10.1163/9789004492738_013 . ISBN 9789004492738 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1247 рождений
- 1318 смертей
- Иранские врачи XIV века
- Иранские историки XIV века
- Иранские историки XIII века
- Историки Ильханства
- Историки Монголии
- Принимает ислам из иудаизма
- Средневековые иранцы еврейского происхождения
- Иранские изобретатели
- Средневековые еврейские врачи Персии
- Евреи 13 века
- Иранские врачи XIII века
- Люди из Хамадана
- Казненные иранцы
- Казненные премьер-министры
- Монголисты
- Тюркологи
- Визири Ильханства
- Евреи из Ильханства