Петро-Ислам

Петро-ислам — это неологизм, используемый для обозначения международного распространения экстремистских . и фундаменталистских интерпретаций суннитского ислама [1] заимствованы из доктрины Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба , мусульманского проповедника-суннита, учёного , реформатора и богослова из Уайны в регионе Неджд на Аравийском полуострове , [2] [3] [4] [5] [6] эпоним исламского возрожденческого движения, известного как ваххабизм . [2] [3] [4] [5] [6] Этому движению поддержало Королевство Саудовская Аравия. [2] [7] [8] и другие арабские государства Персидского залива .
Его название происходит от источника финансирования - экспорта нефти, который распространил его по мусульманскому миру после войны Судного дня . [2] [9] [10] Этот термин иногда называют «уничижительным». [11] или «прозвище». [9] По словам Сандры Макки, этот термин был придуман Фуадом Аджами . [12] [13] Его использовал французский политолог Жиль Кепель . [14] Бангладешский ученый Имтияз Ахмед, [15] и египетский философ Фуад Закария , [16] среди других.
Использование и определения
[ редактировать ]Использование этого термина для обозначения «ваххабизма», доминирующей интерпретации ислама в Саудовской Аравии, широко распространено, но не универсально. Вариации или различные варианты использования этого термина включают:
- Использование ресурсов Саудовской Аравией «для того, чтобы позиционировать себя как крупного игрока в мусульманском мире»: распределение крупных сумм денег из государственных и частных источников в Саудовской Аравии для продвижения ваххабитских доктрин и проведения внешней политики Саудовской Аравии. [17]
- Попытки саудовских правителей использовать как ислам, так и его богатства, чтобы завоевать лояльность мусульманского мира . [16] [18]
- Дипломатическая, политическая, экономическая и религиозная политика, продвигаемая Саудовской Аравией. [19]
- Тот тип ислама, который предпочитают экспортирующие нефть страны с мусульманским большинством, особенно другие монархии Персидского залива ( Объединенные Арабские Эмираты , Кувейт , Катар и т. д.), а не только Саудовская Аравия. [20]
- «Чрезвычайно успешное» предприятие, состоящее из «колоссального ансамбля» средств массовой информации и других культурных органов, которое разрушило « секуляристскую и националистическую » монополию государства на культуру, средства массовой информации и, «в меньшей степени», образование; и поддерживается как исламистами, так и социально-консервативными бизнес-"элементами", выступавшими против арабских националистических идеологий насеризма и баасизма . [21]
- Более консервативные исламские культурные традиции ( разделение полов , ношение хиджаба или более полный хиджаб) были возвращены (в другие мусульманские государства, такие как Египет , Пакистан , Бангладеш и т. д.) из нефтяных стран Персидского залива рабочими-мигрантами. [22]
- Термин, используемый секуляристами, особенно в Египте, для обозначения усилий, требующих соблюдения шариата (исламского закона). [23]
- Исламская интерпретация, которая «антиженская, антиинтеллектуальная, антипрогрессивная и антинаучная... в основном финансируется саудовцами и кувейтцами». [24]
Фон
[ редактировать ]

Годы были выбраны для отображения доходов до (1973 г.) и после (1974 г.) Октябрьской войны 1973 г. , после иранской революции (1978–1979 гг.) и во время рыночного кризиса в 1986 г. [27] Иран и Ирак исключены, поскольку их доходы колебались из-за революции и войны между ними . [28]
Одним из учёных, который довольно подробно изложил идею петроислама, является Жиль Кепель. [29] [30] По словам Кепеля, до нефтяного эмбарго 1973 года в религии во всем мусульманском мире «доминировали национальные или местные традиции, укорененные в благочестии простых людей». Священнослужители обращали внимание на свои различные школы фикха (четыре суннитских мазхаба : ханафитский в турецких зонах Южной Азии, маликитский в Африке, шафиитский в Юго-Восточной Азии, а также шиитский джафари и «придерживались пуританства, вдохновленного Саудовской Аравией» ( использование другой школы фикха, Ханбали ) с «большим подозрением из-за ее сектантского характера», по словам Жиля Кепеля. [31]
В то время как война 1973 года (также называемая Войной Судного дня) была начата Египтом и Сирией, чтобы вернуть себе земли, завоеванные Израилем в 1967 году, «настоящими победителями» войны стали арабские «страны-экспортеры нефти» (по словам Жиля Кепель), чье эмбарго против западных союзников Израиля остановило контрнаступление Израиля. [32]
Политический успех эмбарго повысил престиж тех, кто ввел эмбарго, а сокращение мировых поставок нефти привело к резкому росту цен на нефть (с 3 долларов за баррель до почти 12 долларов за баррель). [33] ), а вместе с ними и доходы экспортеров нефти. Это поставило мусульманские государства-экспортеры нефти в «явное доминирующее положение в мусульманском мире». Наиболее доминирующей была Саудовская Аравия, крупнейший экспортер с большим отрывом (см. гистограмму). [34] [32]
Саудовская Аравия рассматривала свое нефтяное богатство не как геологическую или историческую случайность, а как связанное с религией, как Божье благословение, которое они должны «торжественно признать и оправдать» своим благочестивым поведением. [11] [35] [36]
Обладая новым богатством, правители Саудовской Аравии стремились заменить националистические движения в мусульманском мире исламом, вывести ислам «на передний план международной арены» и объединить ислам во всем мире под «единым вероучением» ваххабизма, уделяя особое внимание внимание к мусульманам, иммигрировавшим на Запад («особая цель»). [31]
Влияние «нефтедолларов»
[ редактировать ]По словам ученого Жиля Кепеля (который посвятил этой теме главу своей книги «Джихад» — «Построение петроислама на руинах арабского национализма»), [14] В годы сразу после войны 1973 года «нетроислам» был «своего рода прозвищем» для «группы» ваххабитских проповедников и мусульманских интеллектуалов, которые пропагандировали «строгое соблюдение шариата [ исламского закона] в политической, моральной и сферы культуры». [9]
В ближайшие десятилетия интерпретация ислама Саудовской Аравией стала влиятельной (по словам Кепеля) через
- распространение религиозных доктрин ваххабитов через саудовские благотворительные организации; а
- рост миграции мусульман на работу в Саудовскую Аравию и другие государства Персидского залива; и
- сдвиг баланса сил среди мусульманских государств в сторону нефтедобывающих стран. [14]
Автор Сандра Макки описывает использование нефтедолларов на объектах для хаджа , например, выравнивание вершин холмов, чтобы освободить место для палаток, обеспечение палаток электричеством и охлаждение паломников льдом и кондиционированием воздуха, как часть «Петро-ислама», который она описывает. как способ укрепления лояльности верующих мусульман по отношению к правительству Саудовской Аравии. [18] [37]
Религиозное финансирование
[ редактировать ]Министерство по делам религии Саудовской Аравии напечатало и распространило миллионы Коранов бесплатно , а также доктринальные тексты, соответствующие ваххабитской интерпретации. В мечетях по всему миру «от африканских равнин до рисовых полей Индонезии и в многоэтажных жилых домах мусульманских иммигрантов в европейских городах можно найти одни и те же книги», оплаченные правительством Саудовской Аравии. [38]
Имтияз Ахмед, религиовед и профессор международных отношений в Университете Дакки, считает, что изменения в религиозных практиках в Бангладеш связаны с усилиями Саудовской Аравии по продвижению ваххабизма посредством финансовой помощи, которую она предоставляет таким странам, как Бангладеш. [15] Мавлид . , празднование дня рождения пророка Мухаммеда, ранее «неотъемлемая часть бангладешской культуры», больше не популярен, в то время как черные паранджи для женщин пользуются гораздо большей популярностью [39] По словам Ахмеда, скидка на цену импорта нефти , которую получает Бангладеш, не «дается бесплатно». «Саудовская Аравия дает нефть, Саудовская Аравия определенно хотела бы, чтобы некоторые из их идей сопровождались нефтью».
Мечети
[ редактировать ]
С 1975 по 2000 год на средства саудовского государственного бюджета было построено более 1500 мечетей по всему миру. со штаб-квартирой в Саудовской Аравии и финансируемая ею Всемирная мусульманская лига сыграла новаторскую роль в поддержке исламских ассоциаций, мечетей и инвестиционных планов на будущее. Он открыл офисы «во всех уголках мира, где жили мусульмане». [38] Процесс финансирования мечетей обычно включал в себя представление местному отделению Всемирной мусульманской лиги доказательств необходимости мечети/исламского центра для получения «рекомендации» офиса ( тазкия ) «щедрому донору в пределах королевства или одного из эмиратов». ." [41]
Мечети, финансируемые Саудовской Аравией, обычно строились с использованием мрамора в «международном стиле» и зеленого неонового освещения, что противоречило большинству местных исламских архитектурных традиций, но следовало ваххабитским традициям. [42]
Исламский банкинг
[ редактировать ]Одним из механизмов перераспределения (некоторых) доходов от нефти из Саудовской Аравии и других мусульманских стран-экспортеров нефти в пользу более бедных мусульманских стран Африки и Азии был Исламский банк развития . Ее штаб-квартира находится в Саудовской Аравии, и она открыла свою деятельность в 1975 году. Ее кредиторами и заемщиками были государства-члены Организации Исламская конференция (ОИК), и это укрепило «исламскую сплоченность» между ними. [43]
Саудовская Аравия также помогла создать исламские банки с частными инвесторами и вкладчиками. DMI (Дар аль-Маль аль-Ислами: Дом исламских финансов), основанный в 1981 году принцем Мухаммедом бин Фейсалом Аль Саудом , [44] и группа Аль-Барака , основанная в 1982 году шейхом Салехом Абдуллой Камелем (саудовским миллиардером), обе были транснациональными холдинговыми компаниями. [45]
Миграция
[ редактировать ]К 1975 году более миллиона рабочих, от неквалифицированных сельских жителей до опытных профессоров – из Судана , Пакистана , Индии , Юго-Восточной Азии , Египта , Палестины , Ливана и Сирии – переехали в Саудовскую Аравию и страны Персидского залива на работу и вернулись после несколько лет с сбережениями. Большинство рабочих были арабами, большинство — мусульманами. Десять лет спустя это число увеличилось до 5,15 миллиона, и арабы больше не составляли большинства. 43% (в основном мусульмане) прибыли с Индийского субконтинента. В одной стране, Пакистане , за один год (1983 г.) [46]
деньги, отправленные домой эмигрантами из Персидского залива, составили 3 миллиарда долларов по сравнению с 735 миллионами долларов, предоставленными стране в качестве иностранной помощи... Мелкий функционер прошлого, которому мало платили, теперь мог вернуться в свой родной город за рулем иномарки. , построить себе дом в жилом пригороде и поселиться, чтобы вложить свои сбережения или заняться торговлей... он ничего не был должен своему родному штату, где он никогда не мог заработать достаточно, чтобы позволить себе такую роскошь. [46]
Мусульмане, переехавшие в Саудовскую Аравию или другие «богатые нефтью монархии полуострова» на работу, часто возвращались в свою бедную родную страну, более интенсивно следуя религиозной практике, особенно практикам мусульман-ваххабитов. «Разбогатев в этой ваххабитской среде», неудивительно, что вернувшиеся мусульмане считали, что существует связь между этой средой и «их материальным благополучием» и что, вернувшись, они более интенсивно следовали религиозным практикам, которые следовали за арендаторами-ваххабитами. . [47] Кепель приводит примеры рабочих-мигрантов, которые возвращаются домой с новым достатком и просят, чтобы слуги обращались к ним «хаджа», а не «мадам» (старый буржуазный обычай). [42] Еще одной имитацией Саудовской Аравии, принятой богатыми рабочими-мигрантами, стала усиление сегрегации полов, включая торговые площади. [42] [48]
Государственное руководство
[ редактировать ]В 1950-х и 1960-х годах Гамаль Абдул-Насер , ведущий представитель арабского национализма и президент крупнейшей страны арабского мира, пользовался большим авторитетом и популярностью.
Однако в 1967 году Насер возглавил Шестидневную войну против Израиля, которая закончилась не уничтожением Израиля, а решающим поражением арабских войск. [49] и потеря значительной части территории Египта. Это поражение в сочетании с экономическим застоем, от которого пострадал Египет, контрастировало с предполагаемой победой в войне в октябре 1973 года , в которой благочестивый боевой клич Аллаху Акбара заменил «Земля! Море! Воздух!» лозунг войны 1967 года, [49] [50] и с огромным богатством решительно ненационалистической Саудовской Аравии.
Это изменило «баланс сил среди мусульманских государств» в сторону Саудовской Аравии и других стран-экспортеров нефти. набирает силу по мере того, как Египет теряет влияние. Экспортеры нефти подчеркивали «религиозную общность» среди арабов, турок, африканцев и азиатов и преуменьшали «различия языка, этнической принадлежности и национальности». [51] Организация исламского сотрудничества , постоянный секретариат которой находится в Джидде на западе Саудовской Аравии, была основана после войны 1967 года.
Критика
[ редактировать ]По крайней мере, один обозреватель, The New Yorker журналист-расследователь журнала Сеймур Херш , предположил, что петроислам распространяется теми, чьи мотивы далеко не искренни и не благочестивы. [52] Финансирование «Петро-Ислама» после войны в Персидском заливе , по словам Херша, «сводится к деньгам на защиту » от саудовского режима «фундаменталистских групп, желающих его свергнуть». [53]
Египетский экзистенциалист Фуад Закария обвинил поставщиков петроислама в том, что их целью является защита нефтяных богатств и «социальных отношений» «племенных обществ, владеющих львиной долей этого богатства», за счет долгосрочных перспектив. развитие региона и большинства его населения. [54] Далее он заявляет, что это «разновидность ислама», которая позиционирует себя как «чистая», но вместо того, чтобы быть исламом первых мусульман, «никогда» «не встречалась раньше в истории». [16]
Среди авторов, критикующих «тезис» самого Петро-Ислама (о том, что нефтедоллары оказали значительное влияние на мусульманские верования и обычаи), — Джоэл Бейнин и Джо Сторк. Они утверждают, что в Египте, Судане и Иордании «исламские движения продемонстрировали высокий уровень автономии от своих первоначальных покровителей». Силу и рост «Братьев-мусульман» и других сил консервативного политического ислама в Египте можно объяснить, по мнению Бейнина и Сторка, внутренними силами: исторической силой «Братьев-мусульман», симпатией к «мученику» Сайиду Кутбу , гневом на «автократические тенденции» и несостоявшиеся обещания процветания правительства Садата . [55]
См. также
[ редактировать ]- Арабская холодная война
- Ислам в Саудовской Аравии
- Исламский экстремизм
- исламизм
- Список исламистских террористических атак
- Политические аспекты ислама
- Салафитское движение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Муса, Мохд Файзал (2018). «Риал и ринггит петроислама: инвестиции салафизма в образование». В Саате, Норшахрил (ред.). Ислам в Юго-Восточной Азии: переговоры о современности . Сингапур : Издательство ISEAS . стр. 63–88. дои : 10.1355/9789814818001-006 . ISBN 9789814818001 . S2CID 159438333 .
- ^ Jump up to: а б с д Наемники, Иоас (2021). «Часть 3: Фундаментализм и экстремисты – цитадель салафизма». В Кьюсаке, Кэрол М .; Упал, М. Афзал (ред.). Справочник исламских сект и движений . Справочники Брилла по современной религии. Том. 21. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 333–347. дои : 10.1163/9789004435544_019 . ISBN 978-90-04-43554-4 . ISSN 1874-6691 .
- ^ Jump up to: а б Лауст, Х. (2012) [1993]. «Ибн Абд аль-Ваххаб». В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3033 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Jump up to: а б Хайкель, Бернард (2013). «Ибн Абд аль-Ваххаб, Мухаммад (1703-92)» . В Бёверинге, Герхард ; Кроун, Патрисия ; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж .; Заман, Мухаммад Касим (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . стр. 231–232. ISBN 978-0-691-13484-0 . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Эспозито, Джон Л. , изд. (2004). «Ибн Абд аль-Ваххаб, Мухаммад (ум. 1791)» . Оксфордский словарь ислама . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . п. 123. ИСБН 0-19-512559-2 . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Ибн Абд аль-Ваххаб, Мухаммед - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Издательство Оксфордского университета . 2020. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Хасан, Нурхаиди (2010). «Провал ваххабитской кампании: транснациональный ислам и салафитские медресе в Индонезии после 11 сентября». Исследования Юго-Восточной Азии . 18 (4). Тейлор и Фрэнсис от имени Лондонского университета SOAS : 675–705. дои : 10.5367/sear.2010.0015 . ISSN 2043-6874 . JSTOR 23750964 . S2CID 147114018 .
- ^ «6 распространенных заблуждений о мусульманах-салафитах на Западе» . ОУПблог . 05.10.2016 . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 51. ИСБН 9781845112578 .
Задолго до полного возникновения исламизма в 1970-х годах растущая группа сторонников, получившая прозвище «нефтеислам», включала ваххабитских улемов и исламистских интеллектуалов и выступала за строгое соблюдение шариата в политической, моральной и культурной сферах; у этого протодвижения было мало социальных проблем и еще меньше революционных.
- ^ ДЖАССЕР, ЗУХДИ. «ЗАЯВЛЕНИЕ ЗУХДИ ДЖАССЕРА, доктора медицинских наук, ПРЕЗИДЕНТА АМЕРИКАНСКОГО ИСЛАМСКОГО ФОРУМА ЗА ДЕМОКРАТИЮ. АНТИСЕМИТИЗМ 2013 Г.: РАСТУЩАЯ УГРОЗА ДЛЯ ВСЕХ ВЕР. Э НА ИНОСТРАННЫХ ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПО ДЕЛАМ» (PDF) . 27 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА . ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ США. п. 27 . Проверено 31 марта 2014 г.
Наконец, саудовцы потратили десятки миллиардов долларов по всему миру, чтобы накачать ваххабизм или петроислам, особенно опасную и воинственную версию исламизма, основанного на превосходстве.
- ^ Jump up to: а б Аюби, Назих Н. (1995). Переоценка арабского государства: политика и общество на Ближнем Востоке . ИБТаурис. п. 232. ИСБН 9780857715494 .
Идеология таких режимов была уничижительно названа некоторыми «нефтеисламом». Это в основном идеология Саудовской Аравии, но она также в той или иной степени повторяется в большинстве небольших стран Персидского залива. Петро-ислам исходит из предпосылки, что то, что нефть сконцентрирована в малонаселенных арабских странах, а не в густонаселенной долине Нила или Плодородном полумесяце, не является просто случайностью, и что эта кажущаяся ирония судьбы действительно является милостью и благом. благословение от Бога ( нима ; барака ), которое следует торжественно признавать и жить в соответствии с ним.
- ^ Макки, Сандра (2002) [1987]. Саудовцы: внутри пустынного королевства . WWНортон. п. 327. ИСБН 9780393324174 .
- ^ Аджами, Фуад (7 января 2007 г.). «С нами или против нас» . Нью-Йорк Таймс .
до того, как Петро-Ислам и ваххабиты принесли новые деньги и новую интерпретацию веры. Медресе еще не нанесли ущерба системе образования.
- ^ Jump up to: а б с Кепель, Жиль (2006). «Построение петроислама на руинах арабского национализма» . Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 73. ИСБН 9781845112578 .
- ^ Jump up to: а б « Петроислам» на подъеме в Бангладеш» . ДВ . 20 июня 2011 г. Проверено 23 марта 2014 г.
«Многие женщины начали носить черные ближневосточные паранджи, поскольку это позволяет им чувствовать себя в «безопасности». [по словам Имтияза Ахмеда, ученого и профессора международных отношений в Университете Дакки]
- ^ Jump up to: а б с Абу-Раби?, Ибрагим М. (1996). Интеллектуальные истоки исламского возрождения в современном арабском мире . Нью-Йорк: SUNY Press. п. 48. ИСБН 9780791426630 .
[цитата Фуада Закарийи («светского демократического мыслителя»)] «Особый тип ислама в последнее время набирает силу, и подходящее название, подходящее для него, — «Петро-ислам». Первая и последняя цель «Петро-ислама». Задача Ислама заключалась в защите нефтяных богатств или, точнее, типов социальных отношений, лежащих в основе тех [племенных] обществ, которые обладают львиной долей этого богатства. Общеизвестно, что принцип «немногие доминируют над большей частью этого богатства» пронизывает социальную структуру [региона Персидского залива]. ...эти петроисламиты эксплуатируют религиозную чувствительность масс с целью «распространения уникальной разновидности ислама, невиданной ранее в истории»; ислам вуали, бороды и джилбаба; Ислам, который разрешает прекращение работы во время молитвы и запрещает женщинам водить автомобили».
- ^ Хусейн, Хамид (сентябрь 2004 г.). «Политизация ислама или исламизация политики: эксперимент Саудовской Аравии» . Оборонный журнал Пакистана . 8 (2): 104.
Саудиты использовали свои ресурсы; в основном деньги, чтобы позиционировать себя как крупного игрока в мусульманском мире. Фуад Аджами назвал это явление «Петро-исламом». Большие суммы денег из государственных и частных источников были распределены по всему миру для продвижения доктрины мваххидин и проведения внешней политики страны.
- ^ Jump up to: а б Макки, Сандра (2002) [1987]. Саудовцы: внутри пустынного королевства . WWНортон. п. 327. ИСБН 9780393324174 .
Дом Саудов считал, что, соединив свой имидж поборника ислама с огромными финансовыми ресурсами, нефтеислам мог бы мобилизовать около шестисот миллионов верующих мусульман во всем мире для защиты Саудовской Аравии от реальных и предполагаемых угроз ее безопасности и ее правителям. . В результате был использован целый арсенал средств, чтобы привязать исламские народы к судьбе Саудовской Аравии. Дом Сауда воспринял хадж... как главный символ приверженности королевства исламскому миру... Эти "гости Божии" являются бенефициарами огромных сумм денег и усилий, которые Саудовская Аравия тратит на полировку это имидж среди верующих.... привезли тяжелую землеройную технику, чтобы выровнять миллионы квадратных метров вершин холмов для размещения палаток паломников, которые затем были оснащены электричеством. В один год министерство переправило большое количество дорогостоящего льда из Мекки туда, где хаджи в белых одеждах совершали свои религиозные обряды.
- ^ ГВЕРЦМААН, БЕРНАРД (23 октября 1977 г.). «Саудовская Аравия, влиятельный брокер на Ближнем Востоке». Нью-Йорк Таймс .
... Соединенные Штаты снова будут подчеркивать важность, которую они придают роли Саудовской Аравии как влиятельного посредника на Ближнем Востоке, движущей силе, которую один египетский писатель называет «Петро-исламом». Дипломатическая деятельность превратила Саудовскую Аравию в своего рода молодую державу не только на Ближнем Востоке , но и за его пределами.
- ^ Аль-Азм, Садик (14 сентября 2009 г.). «Борьба за смысл ислама» . 14.09.2009 . qantara.de . Проверено 26 марта 2014 г.
... "официальный государственный ислам". Наиболее заметной формой такого рода ислама в настоящее время является «нефтеислам» таких стран, как Саудовская Аравия и Иран, полностью финансируемый и поддерживаемый во всем мире обильными нефтедолларами.
- ^ Ама, Азиз (1993). Ислам и современность . Версо. п. 32.
Исламский дискурс... зародился в 1950-х и 1960-х годах как местное арабское распространение доктрины Трумэна и первоначально был поддержан египетскими и сирийскими исламистами - как искренними, так и социально консервативными, просаудовскими бизнесменами и другими элементами. выступал против насеризма и баасизма. Это действительно было первое крупное культурное и идеологическое предприятие петроислама, наряду с идеями панисламизма как силы, уравновешивающей арабский национализм, и исламской аутентичности, борющейся с «чужими» идеологиями.
Петроисламские предприятия имели огромный успех, особенно благодаря значительному притоку арабской интеллигенции в относительно отсталые страны Аравийского полуострова, а также колоссальному ансамблю медиа- и других культурных органов, которые Петро-Ислам создал и с помощью которых И самое главное, оно разрушило секуляристскую и националистическую культурную, медиа- и, в меньшей степени, образовательную монополию современного арабского государства. - ^ Сенгерс, Герда (2002). Женщины и демоны: культовое исцеление в исламском Египте . Брилл. п. 240. ИСБН 9004127712 .
Миграция может иметь и другие последствия для жизни женщин. В нефтяных государствах гораздо более строгая сегрегация и гораздо более строгий кодекс морального поведения, чем в Египте. Многие мужчины, возвращающиеся в Египет, хотят сохранить такое же отношение к женщинам, которые господствуют в нефтяных государствах, и требуют от своих жен носить чадру, бросать работу вне дома и начинать вести более строгую «исламскую жизнь». В Египте это насмешливо называют «петро-исламом».
- ^ Моншипури, Махмуд (2009). Мусульмане в глобальной политике: идентичности, интересы и права человека . Издательство Пенсильванского университета. п. 86. ИСБН 9780812202830 .
Шариат был основной мишенью нападок со стороны секуляристов [в Египте]. Некоторые из них отрицают его значимость для сегодняшних мирских дел; другие отвергают его божественное происхождение; а третьи утверждают, что это можно интерпретировать по-разному. Популярная теория среди секуляристов в Египте, пишет Аззам Тамими, заключается в том, что «шариат – в понимании исламских ученых и исламских движений – чужд египетскому обществу и является продуктом саудовского влияния на мигрантское египетское общество». Некоторые эксперты даже назвали его «нефтеисламом», импортированным из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива.
- ^ (цитата по книге «Подняв завесу: мир мусульманских женщин ») Гудвин, Январь (1994). Цена чести: мусульманки приподнимают завесу молчания над исламским миром . Книги Уорнера.
Очень немногие мусульманские страны предоставили женщинам их полные права, и при этом нарушались как исламские законы, так и послание ислама. Но сегодня нефтеислам с его огромными деньгами обрушивает на исламский мир волну фундаментализма. Движение, в основном финансируемое Саудовской Аравией и Кувейтом, продвигает доктрину, которая является антиженской, антиинтеллектуальной, антипрогрессивной и антинаучной.
- ^ Юриспруденция и право - Ислам , переориентирующий завесу, Университет Северной Каролины (2009)
- ^ Дэрил Чемпион (2002), Парадоксальное королевство: Саудовская Аравия и импульс реформ, Columbia University Press, ISBN 978-0-231-12814-8 , с. 23 сноска 7
- ^ источник: Ян Скит, ОПЕК: двадцать пять лет цен и политики (Кембридж: University Press, 1988)
- ^ Кепель, Жиль (2003). Джихад: путь политического ислама . ИБТаурис. п. 75. ИСБН 9781845112578 .
- ^ цитируется в ряде источников
- ^ Книги, цитирующие Кепеля о петро-исламе, включают «Выбор врагов: Америка противостоит Ближнему Востоку» сэра Лоуренса Фридмана; Жизнь среди антросов и другие эссе Клиффорда Гирца;
- ^ Jump up to: а б Кепель, Жиль (2003). Джихад: путь политического ислама . ИБТаурис. п. 70. ИСБН 9781845112578 .
До 1973 года в исламе повсюду доминировали национальные или местные традиции, укорененные в благочестии простых людей, при этом священнослужители различных школ суннитского религиозного права были созданы во всех основных регионах мусульманского мира (ханафиты в турецких зонах Южной Азии). , малакиты в Африке, шафииты в Юго-Восточной Азии), а также их шиитские собратья. Этот разношерстный истеблишмент с большим подозрением относился к пуританству, вдохновленному Саудовской Аравией, из-за его сектантского характера. Однако после 1973 года богатые нефтью ваххабиты оказались в ином экономическом положении, получив возможность развернуть широкомасштабную кампанию по прозелитизму среди суннитов. (Шииты, которых сунниты считали еретиками, остались вне движения.) Целью было вывести ислам на передний план международной арены, заменить им различные дискредитированные националистические движения и очистить множество голосов внутри религии. вплоть до единого вероучения мастеров Мекки. Рвение саудовцев теперь охватило весь мир... [и на Западе] иммигранты-мусульмане были их особой мишенью».
- ^ Jump up to: а б Кепель, Жиль (2003). Джихад: путь политического ислама . ИБТаурис. п. 69. ИСБН 9781845112578 .
«Война октября 1973 года была начата Египтом с целью отомстить за унижение 1967 года и восстановить утраченную легитимность двух государств... [Египет и Сирия] одержали символическую победу... [но] настоящую Победителями в этой войне стали страны-экспортеры нефти, прежде всего Саудовская Аравия. Помимо политического успеха эмбарго, оно сократило мировые поставки нефти и привело к резкому росту цен за баррель. внезапно оказались с достаточно огромными доходами, чтобы обеспечить себе явное доминирование в мусульманском мире.
- ^ «Цена на нефть – в контексте» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года . Проверено 29 мая 2007 г.
- ^ Кепель, Жиль (2006). «Построение петроислама на руинах арабского национализма» . Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. стр. 61–2. ISBN 9781845112578 .
«Финансовое влияние Саудовской Аравии... было наглядно продемонстрировано во время нефтяного эмбарго против Соединенных Штатов после арабо-израильской войны 1973 года. Эта демонстрация международной мощи, наряду с астрономическим увеличением богатства страны, позволила Саудовской Аравии Влияние Саудовской Аравии на мусульман во всем мире было менее заметным, чем влияние Ирана Хомейни, но эффект был более глубоким и продолжительным. Королевство перехватило инициативу. от прогрессивного национализма, который доминировал в 1960-е годы, он реорганизовал религиозный ландшафт, продвигая те ассоциации и улемов, которые следовали его примеру, а затем, вливая значительные суммы денег в исламские интересы всех видов, он привлек на свою сторону гораздо больше новообращенных. В общем, саудовцы подняли новый стандарт — добродетельную исламскую цивилизацию — как фон для развращающего влияния Запада...
- ^ Кепель, Жиль (2006). «Построение петроислама на руинах арабского национализма» . Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 70. ИСБН 9781845112578 .
Распространение веры было не единственной проблемой для лидеров Эр-Рияда. Религиозное послушание со стороны населения Саудовской Аравии стало ключом к получению государственных субсидий, оправданием финансового превосходства королевства и лучшим способом успокоить зависть среди обедневших единоверцев в Африке и Азии. Став управляющими огромной империей благотворительности и добрых дел, правительство Саудовской Аравии стремилось узаконить процветание, которое, как оно утверждало, было манной небесной, благословляя полуостров, где Пророк Мухаммед получил свое Откровение. Таким образом, хрупкая в других отношениях саудовская монархия укрепила свою власть, демонстрируя свою послушную и благотворительную деятельность на международном уровне.
- ^ Жиль Кепель и Назих Н. Аюби используют термин «петро-ислам», но другие также поддерживают эту точку зрения, пример: Саид, Халид Б. (1995). Западное доминирование и политический ислам: вызов и ответ . СУНИ Пресс. п. 95. ИСБН 9780791422656 .
- ↑ Кепель описывает контроль Саудовской Аравии над двумя священными городами как «важнейший инструмент гегемонии над исламом». Кепель, Жиль (2003). Джихад: путь политического ислама . ИБТаурис. п. 75. ИСБН 9781845112578 .
- ^ Jump up to: а б Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 72. ИСБН 9781845112578 .
Основанная в 1962 году как противовес пропаганде Насера, она открыла новые офисы во всех регионах мира, где проживали мусульмане. Лига сыграла новаторскую роль в поддержке исламских ассоциаций, мечетей и инвестиционных планов на будущее. Кроме того, саудовское министерство по делам религии напечатало и бесплатно распространило миллионы Коранов вместе с ваххабитскими доктринальными текстами в мечетях мира, от африканских равнин до рисовых полей Индонезии и в многоэтажных жилых домах мусульманских иммигрантов в Саудовской Аравии. Европейские города. Впервые за четырнадцать веков одни и те же книги... можно было найти от одного конца Уммы до другого... высеченные в одной и той же доктринальной линии и исключающие другие течения мысли, которые раньше были частью более плюралистический ислам.
- ^ « Петроислам» на подъеме в Бангладеш» . ДВ . 20 июня 2011 г. Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «Мечеть Шаха Фейсала» . Одинокая планета . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 73. ИСБН 9781845112578 .
Использование финансовых схем Персидского залива для финансирования мечети обычно начиналось с частной инициативы. Специальная ассоциация готовила досье для обоснования конкретных инвестиций, обычно ссылаясь на потребность местных жителей в духовном центре. Затем они запросили бы «рекомендацию» (тазкия) от местного отделения Всемирной мусульманской лиги щедрому донору в пределах королевства или одного из эмиратов. Эта процедура на протяжении многих лет подвергалась большой критике ... Руководство Саудовской Аравии надеялось, что эти новые мечети приведут к появлению новых сторонников ваххабитского толка.
- ^ Jump up to: а б с Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 72. ИСБН 9781845112578 .
Для многих из тех, кто вернулся из нефтяного Эльдорадо, социальный подъем шел рука об руку с усилением религиозной практики. В отличие от буржуазных дам предыдущего поколения, которым нравится слышать, как их слуги обращаются к ним «мадам»… горничная называла ее «хаджа»… мечети, построенные в так называемом пакистанском «интернациональном стиле», сверкающий мрамором и зеленым неоновым освещением. Этот разрыв с местными исламскими архитектурными традициями иллюстрирует, как ваххабитская доктрина достигла международного масштаба в мусульманских городах. Гражданская культура, ориентированная на воспроизведение образа жизни, преобладавшего в Персидском заливе, также проявилась в форме торговых центров для женщин в чадрах, которые имитировали торговые центры Саудовской Аравии, где потребительство в американском стиле сосуществовало с обязательной сегрегацией полов.
- ^ Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 79. ИСБН 9781845112578 .
Эта первая сфера [исламского банкинга] предоставила механизм частичного перераспределения нефтяных доходов между государствами-членами ОИК через Исламский банк развития, открывшийся для бизнеса в 1975 году. Это усилило сплоченность ислама и увеличило зависимость между более бедными слоями населения. страны-члены Африки и Азии, а также богатые страны-экспортеры нефти.
- ^ сын убитого короля Фейсала
- ^ Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 79. ИСБН 9781845112578 .
- ^ Jump up to: а б Кепель, Жиль (2003). Джихад: путь политического ислама . ИБТаурис. стр. 70–1. ISBN 9781845112578 .
Примерно в 1975 году молодые люди с высшим образованием, а также опытные профессора, ремесленники и сельские жители начали массово переезжать из Судана, Пакистана, Индии, Юго-Восточной Азии, Египта, Палестины, Ливана и Сирии в страны Персидского залива. В 1975 году в этих штатах проживало 1,2 миллиона иммигрантов, из которых 60,5% составляли арабы; к 1985 году это число увеличилось до 5,15 миллиона, из них 30,1% составляли арабы, а 43% (в основном мусульмане) были выходцами с Индийского субконтинента... В Пакистане в 1983 году деньги, отправленные домой эмигрантами из Персидского залива, составили 3 миллиарда долларов по сравнению с общей суммой из 735 миллионов долларов, переданных нации в качестве иностранной помощи... Мелкий функционер прошлого, которому мало платили, теперь мог вернуться в свой родной город за рулем иномарки, построить себе дом в жилом пригороде и поселиться, чтобы инвестировать свои сбережения или заниматься торговлей... он ничего не был должен своему родному штату, где он никогда не мог заработать достаточно, чтобы позволить себе такую роскошь.
- ^ Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 71. ИСБН 9781845112578 .
- ^ примеры включают жилые районы, построенные для «размещения представителей набожного исламского бизнес-класса, вернувшихся из Персидского залива» в Мединет-Наср районе в Каире; и торговые центры Al Salam Li-l Mouhagabat, которые специализировались на «предоставлении торговых возможностей женщинам в чадре». (Кепель, Джихад , 2002, 385)
- ^ Jump up to: а б Кепель, Жиль (2003). Джихад: путь политического ислама . ИБТаурис. п. 63. ИСБН 9781845112578 .
[Арабские «националисты раскололись на два яростно противостоящих лагеря: прогрессисты, возглавляемые Нассеровым Египтом, баасистской Сирией и Ираком, и консерваторы, возглавляемые монархиями Иордании и Аравийского полуострова. ...[в] Шестидневной войне Июнь 1967 года. ... Именно прогрессисты, и прежде всего Насер, начали войну и были наиболее серьезно унижены в военном отношении. 1967 год — форма божественного наказания за забвение религии. Они противопоставили ту войну, в которой египетские солдаты шли в бой с криками «Земля! Море! Воздух!», с борьбой 1973 года, в которой те же солдаты кричали «Аллах Ахбар!» Как бы то ни было, поражение 1967 года серьезно подорвало идеологическое здание национализма и создало вакуум, который через несколько лет был заполнен исламистской философией Кутба, которая до этого ограничивалась небольшими кругами заключенных «Братьев-мусульман». ,..."
- ^ Райт, Священная ярость , (стр.64-7)
- ^ Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 73. ИСБН 9781845112578 .
... сдвиг баланса сил среди мусульманских государств в сторону нефтедобывающих стран. Под влиянием Саудовской Аравии была создана идея всемирной «исламской области общего значения», превосходящей националистические разногласия между арабами, турками, африканцами и азиатами. Всем мусульманам была предложена новая идентичность, которая подчеркивала их религиозную общность, но принижала различия в языке, этнической принадлежности и национальности.
- ^ (написано в журнале New Yorker и цитируется индийским юристом Менакой Гурусвами в статье в газете The Hindu , которую, в свою очередь, цитирует BBC Monitoring South Asia)
- ^ Гурусвами, Менака (5 декабря 2008 г.). «Финансирование террора: Лашкар и за его пределами» . Индус . Проверено 31 марта 2014 г.
[Менака Гурусвами, в статье «Финансирование террора: Лашкар и за его пределами», опубликованной индийской газетой The Hindu и цитируемой BBC Monitoring South Asia [Лондон] 5 декабря 2008 года.] По словам журналиста-расследователя The New Yorker Сеймура Херша, Саудовский режим «становится все более коррумпированным, отчужденным от религиозных рядовых членов страны и настолько ослабленным и напуганным, что он стал посредником в своем будущем, направляя сотни миллионов долларов в виде денег на защиту фундаменталистским группам, желающим его свергнуть». Эта практика получила название «Петро-ислам».
- ^ (ссылка изменена во избежание блокировки) Заиди, Сайед Манзар Аббас (весна 2010 г.). «Трайбализм, исламизм, лидерство и ассабии» . Журнал по изучению религий и идеологий . 9 (25): 133-154 (145-6) . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ Джоэл Бейнин; Джо Сторк, ред. (1997). Политический ислам: Очерки ближневосточного доклада . ИБТаурис. п. 9. ISBN 9781860640988 .