Варшавская раввинская школа
Варшавская раввинская школа | |
---|---|
Расположение | |
Варшава Польша | |
Информация | |
Тип | Еврейская дневная школа |
Учредил | 1826 |
Закрыто | 1860 |
Принадлежность | Ортодоксальный иудаизм |
Варшавская раввинская школа (Warszawska Szkoła Rabinów) — неполная средняя школа для еврейской мужской молодежи, основанная в 1826 году на основании указа императора Николая от 1 июля 1825 года и просуществовавшая до 1860/1861 учебного года. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Идея создания такой школы была выдвинута в 1818 году во время царя Александра I визита в Варшаву. Идея министра образования Станислава Костки Потоцкого заключалась в создании Высшей израильской школы (Wyższa Szkoła Izraelska), которая будет готовить раввинов и школьных учителей. [ 2 ]
В четыре школьных года преподавались следующие предметы: Ветхий Завет , Мидраш (комментарии к Священному Писанию), Талмуд , всеобщая история, история Польши , математика , география , иврит , польский , немецкий и французский языки . Выпускниками школы были представители еврейской интеллигенции, связанные с ассимиляционным движением. [ 1 ]
Лишь немногие выпускники посвятили себя профессии раввина . Для них были запланированы дополнительные занятия. еврейскую элиту Варшавы Большинство выпускников составили прогрессивную : предпринимателей, торговцев, ученых, журналистов, художников и меценатов.
Учредительный комитет, назначенный правительством Конгресса Польши, состоял из трех поляков, в том числе Стефана Витвицкого . Раввинскую школу возглавлял Антони Эйзенбаум с момента ее основания до его смерти в 1852 году, затем Якуб Тугендхольд до ее закрытия в 1862 году. [ 3 ] Учителями работали евреи и христиане. Одними из главных учителей школы были Аарон Мозес Цилков, отец иудео-польского проповедника из Варшавы, Якоб Цилков (который перевел Псалмы на польский язык; Варшава, 1883 г.), Авраам Бюхнер (автор книги «Der Talmud und Seine Nichtigkeit»). ), и Исаак Крамштик . Большинство занятий в школе велось на польском языке . [ 4 ]
Всего раввинскую школу окончило около тысячи евреев. В школе внушали патриотические настроения. Некоторые студенты, такие как Станислас Херниш , приняли участие в Ноябрьском восстании 1830–1831 годов.
Варшавская раввинская школа подверглась резкой критике со стороны ортодоксальных еврейских кругов. [ 1 ] На протяжении всего времени пребывания Эйзенбаума в школе ходили слухи о том, что мальчиков, посещающих школу, кормили треф- питанием и, как правило, заставляли отказаться от своей религии. Не помогло делу и то, что школьным инспектором был католический священник , христианский гебраист Луиджи Кьярини , известный критик Талмуда . [ 5 ] Хуже того, школьным преподавателем иврита и Библии был Авраам Бюхнер , как и Эйзенбаум, радикальный просветитель , который преподавал иврит, используя грамматику Кьярини, и использовал . библейские комментарии Мендельсона [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «История» . Виртуальный штетл .
- ^ Полонский, Антоний (2009). Евреи в Польше и России . Том. 1. Издательство Ливерпульского университета . п. 294. ИСБН 9781789627800 .
- ^ Кула, Ева (2016). «Варшавская раввинская школа в протоколах заседаний Совета народного образования в 1845–1850 годах» (PDF) . Обучение, уход и воспитание в Королевстве Польском с момента его основания до восстановления независимости Польши, 1815–1918 гг . Варшава: 144–156. ISBN 978-83-64953-40-8 .
- ^ Джейкобс, Джек (1992). О социалистах и еврейском вопросе после Маркса . Издательство Нью-Йоркского университета . п. 72. ИСБН 9780814742136 .
- ^ Jump up to: а б Уикс, Теодор Р. (2006). От ассимиляции к антисемитизму. «Еврейский вопрос» в Польше, 1850-1914 гг . Издательство Университета Северного Иллинойса . п. 29. ISBN 9780875803524 .
Библиография
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Розенталь, Герман ; Липман, Дж. Г .; Эйзенштейн, Иуда Дэвид (1901–1906). «ВАРШАВА» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Стржемский, Михал (1983). «Варшавская раввинская школа (1826–1863) — самая странная в мире». Знак ежемесячно . 339–340 (2–3). Краков: 361–364.